|
||||||||||||||
Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 5 страница
Каждый мужчина в глубине души остается мальчиком, тоскующим по образцу настоящей мужественности, которому он пытается подражать, но который кажется ему недостижимым. Все видят себя мушкетерами или гардемаринами. Но возводить в норму мечты 15-летнего подростка наивно.
Так же разнообразны и женские типы. Наша массовая культура знает только три главных женских образа. Во-первых, это святая женщина-мать, целиком отдающая себя семье и детям. Этот образ стопроцентно положителен, но такую женщину невозможно представить в супружеской постели. Во-вторых, это сексуальная женщина-вамп, с которой хорошо трахаться, но которая не способна быть хорошей женой и матерью. В-третьих, это энергичная деловая женщина, у которой любовь и семья существуют лишь постольку поскольку.
Спору нет, все типы вполне реальны. Но они далеко не всегда четко разграничены. И главное -- женщины сами должны иметь право выбора. Женское освободительное движение -- феминизм -- имеет в России дурную репутацию, ассоциируясь с принижением семейных ценностей, мужеподобном и лесбиянством. На самом деле, если отвлечься от крайностей, феминизм просто защищает право женщины на собственный выбор.
"Феминизм,-- пишет в Санкт-Петербургском феминистском журнале "Все люди -- сестры" Ольга Липовская,-- позволяет мне, а не государству, мужу или церкви за меня решать, когда я хочу быть матерью, когда не хочу, и хочу ли вообще. Когда я сама выбираю себе, как мне выглядеть и какую одежду носить. Я хочу, чтобы женщины чувствовали себя удобно в своем теле и в своей одежде, и чтобы им не мешал навязываемый образ стандартных раздетых красавиц, публикуемых на календарях, плакатах и в порнографических журналах. Феминизм как общественное движение существует для того, чтобы в обществе главными были ценности добра, ненасилия, сотрудничества, а не то, что мы имеем сейчас: конфронтация, войны, соперничество, и неприятие других точек зрения".
Без правильного понимания природы половых/гендерных различий не может быть и правильного понимания природы сексуальности.
Все мы -- романисты; мы привыкли рисовать себе воображаемое будущее, хотя сегодня мы охотнее представляем себя в кинофильме. Мы храним в уме гипотезы о том, как мы могли бы себя вести и что может с нами случиться, и когда реальное будущее становится настоящим, эти литературные или кинематографические гипотезы часто влияют на наше поведение сильнее, чем мы признаём. Джон Фаулз Инстинкт или сценарий?
Японкий рисунок на длинном свитке, конец XIX века. изображает основные этапы интимной близости. На верхней панели мужчина смачивает пальцы слюной, женщина ожидает. Вторая панель изображает состояние экстаза, третья -- релаксацию
Альфред Белох (Германия). Фаллическая ракета
Традиционный взгляд представляет сексуальность чем-то исключительно иррациональным, инстинктивным. Либидо -- врожденный инстинкт или потребность, которая удовлетворяется путем разрядки возникшего в организме психофизиологического напряжения. Но сексуальность -- явление сложное. Одно дело -- сексуальные автоматизмы, вроде эрекции полового члена, другое -- эротические мотивы и желания, третье -- сексуальная техника, способы осуществления полового акта. Даже удовлетворение голода и жажды -- не просто физиологические процессы. А высшие человеческие потребности -- в творчестве, познании, самореализации, любви -- и вовсе не сводятся к тому, чтобы "разрядить" напряжение и тем самым "успокоить" человека. Напротив, счастье обязательно предполагает неудовлетворенные желания, напряженное стремление к чему-то труднодоступному, даже невозможному.
Какова физиология наших сексуальных реакций? Как уже говорилось, большинство ученых, вслед за Мастерсом и Джонсон, различают 4 фазы сексуального цикла:
возбуждение, плато, оргазм, разрешение.
Некоторые их признаки одинаковы у мужчин и женщин.
Стадия возбуждения характеризуется усилением мышечного напряжения, особенно мускулов таза, рук и ног; затем напрягаются гладкие мышцы живота; несколько учащается пульс и повышается кровяное давление; покраснение кожи, обусловленное притоком крови, обычно начинается с груди и затем распространяется по всему телу, оно сильнее выражено у женщин и зависит как от интенсивности полового возбуждения, так и от наружной температуры; происходит набухание сосков, больше у женщин, чем у мужчин.
На стадии плато мышечное напряжение распространяется по всему телу; возможны непроизвольные движения рук и ног, гримасы на лице; переполнение кровеносных сосудов усиливает покраснение кожи; дыхание учащается до 40 вздохов в минуту; рот может непроизвольно открываться, как реакция на увеличение притока кислорода в легкие; сердцебиение учащается до 100-- 180 ударов в минуту с продолжающимся повышением кровяного давления.
Стадия оргазма характеризуется ослаблением сознательного самоконтроля и усилением мышечных спазмов по всему телу; пульс может достигать 160--180 ударов, а дыхание -- 40 вздохов в минуту; продолжается покраснение тела; сфинктер анального отверстия сокращается с интервалами в 0,8 секунды; непосредственно перед оргазмом происходит непроизвольное быстрое выпячивание тазобедренной области, особенно у мужчин.
На стадии разрешения все признаки мышечного напряжения исчезают в течение 5 минут; быстро исчезает покраснение кожи; возможен обильный пот; пульс, дыхание и кровяное давление возвращаются к норме; исчезает эрекция сосков.
Помимо общих для обоих полов телесных изменений, мужчины и женщины переживают специфические для каждого пола генитальные реакции. Мужские сексуальные реакции
1. Возбуждение. Член переходит из спокойного состояния (1) в состояние частичной (2) и затем полной эрекции (3). Скорость эрекции индивидуально варьирует. Расширяется отверстие уретры. Яички частично подтягиваются вверх. Мошонка разглаживается и покрывается гусиной кожей. У 30 процентов мужчин при этом набухают соски. Меняется цвет тела. Увеличивается мышечное напряжение. Дыхание нормальное. Пульс учащается, артериальное давление увеличивается по мере нарастания сексуального напряжения.
2. Плато. Окружность головки члена в области венчика увеличивается. На кончике появляются выделения куперовой железы. Яички смещаются вперед, полностью подтягиваются наверх и заметно, до 50 процентов, увеличиваются в объеме. Мошонка уплотняется. Часть уретры раздается вширь, после ее заполнения семенной жидкостью появляется чувство неотвратимости семяизвержения. У четверти мужчин на руках и груди появляется красная сыпь. Непроизвольные сокращения мышц лица и живота. Дыхание становится глубже и быстрее. Пульс учащается до 100--175 ударов в минуту. Растет артериальное давление.
3. Оргазм. Член спазматически сокращается. 3--4 пульсации уретры с интервалом 0,8 секунды выталкивают семенную жидкость. Более медленные и слабые пульсации продолжаются еще несколько секунд. Спазматически сокращаются семенной пузырек, предстательная железа, сфинктеры мочевого пузыря и заднего прохода. Утрачивается самоконтроль, происходят непроизвольные сокращения мышц. Дыхание учащается в зависимости от степени сексуального напряжения. Пульс может достигать 110--180 ударов в минуту вне связи с интенсивностью оргазма. Увеличивается артериальное давление.
4. Расслабление. Длительность этой фазы зависит от продолжительности периодов возбуждения и плато. Эрекция члена быстро спадает, он уменьшается до половины своих нормальных размеров (1), а затем возвращается к спокойному состоянию (2). Яички опускаются, возвращаясь к своим нормальным размерам и положению. Мошонка расслабляется, на ней снова появляются складки. Эрекция сосков исчезает. Цвет кожи возвращается к норме. Некоторые мышцы еще сохраняют напряжение 5 минут после оргазма, затем все возвращается к норме.
Женские сексуальные реакции
1. Возбуждение. Клитор удлиняется в 2--3 раза. Большие губы раздвигаются и подаются вверх. Малые губы набухают и выдвигаются вперед. Влагалище увлажняется. Груди увеличиваются, соски и венчики набухают, становятся заметными вены. У четверти женщин на груди появляется красная сыпь. Увеличивается мышечное напряжение, пульс учащается, кровяное давление повышается вместе с уровнем сексуального напряжения.
2. Плато. Клитор уходит под колпачок, его трудно обнаружить, а прикосновение к нему вызывает боль. Бартолиновы железы, расположенные по обе стороны вагинального отверстия, выделяют 1--3 капли жидкости. Влагалище расширяется, малые губы краснеют и утолщаются. В результате набухания и уплотнения стенок внешней трети влагалища формируется так называемая оргазмическая платформа. При продолжении стимулирования оргазм наступает через 1--1,5 минуть!. Груди увеличиваются, соски отвердевают, У 75 процентов женщин наблюдается общее покраснение тела. Непроизвольное напряжение мышц лица и живота. Дыхание становится глубже и чаще, учащается пульс, повышается артериальное давление.
3. Оргазм. Клитор спрятан под колпачком. Основные ощущения идут от сокращения утолщенных участков стенок влагалища и мышц матки. Просвет влагалища и его своды расширяются. Одновременно сокращаются мышцы сфинктера заднего прохода. У некоторых женщин (около трети) оргазм сопровождается спазматическим выбросом небольшого количества жидкости (так называемая женская эякуляция). Внегенитальные реакции -- те же, что у мужчин.
4. Расслабление. Клитор, большие и малые губы медленно возвращаются к нормальным размерам и положению. Матка опускается, своды алагалища суживаются. Груди, соски и венчики возвращаются к норме. Кожа бледнеет, дыхание, пульс и артериальное давление нормализуются.
К особенностям мужских и женских сексуальных реакций мы еще вернемся позже, но нужно сразу сказать, что они вовсе не исчерпываются физиологией. Мастере и Джонсон описывали их главным образом в объективных терминах, фиксируя сокращения мускулов, давление крови, пульс, дыхание, потоотделение.
Однако эта модель игнорирует значение субъективных, психологических факторов, важнейшим из которых является сексуальное желание.
Американские сексологи Берни Зилбергедд и Кэрол Эллисон в 1980 г. предложили другую, психологическую пятичленную схему сексуального цикла: интерес или желание, возбуждение, физиологическая готовность (эрекция и любрикация, смазка гениталий), оргазм, удовлетворение.
Когда сексологи говорят, что сексуальное возбуждение и оргазм происходят не в половых органах, а "между ушами", в этом есть большая доля истины.
По аналогии с безусловными и условными рефлексами ученые различают первичные и вторичные эротические стимулы. Первичные эротические стимулы вызывают сексуальное возбуждение автоматически, независимо от предыдущего опыта и обучения. Например, легкое прикосновение к половым органам обычно вызывает приятное ощущение и затем эрекцию. Вторичные эротические стимулы -- тактильные, обонятельные, слуховые или зрительные -- являются результатом индивидуального научения и опыта. Естественно, что их гораздо больше и они значительно разнообразнее. То, что служит эротическим стимулом для одного человека, может оставлять совершенно равнодушным другого или даже вызывать отвращение. Это зависит от воспитания, привычек и мотивации, а также соответствующих норм культуры.
Хотя вторичные стимулы основываются на первичных, они существенно корректируют диапазон и силу воздействия последних. Например, нежные прикосновения матери мужчина обычно не воспринимает как эротические, и они не вызывают у него возбуждения. Девушка-студентка однажды рассказывала подруге, что самым сильным эротическим переживанием ее отрочества был глубокий поцелуй, когда она почувствовала язык мальчика у себя во рту. "Фу, какая мерзость! -- заявил услышавший это девятилетний брат.-- Как могут нравиться такие гадости?!"
Сексуальное возбуждение, как и всякое иное эмоциональное состояние, имеет два компонента: а) физиологическое возбуждение и б) его объяснение, интерпретацию. Представьте себе такой рассказ: "Мое сердце стучало, как молоток, щеки горели, ладони взмокли. Глядя на нее, я чувствовал, что все во мне сжимается". Не правда ли, похоже на описание любовного экстаза? Но с тем же успехом это можно счесть описанием гнева, тревоги или страха.
Объяснение любого эмоционального состояния зависит от социального и психологического контекста его восприятия.
В одном эксперименте испытуемые-мужчины рассматривали фотографии обнаженных женщин и при этом слышали усиленное приборами биение сердца, которое они принимали за свое собственное. Оказалось, что фотографии, при рассмотрении которых фальшивый пульс заметно изменялся, учащался или становился реже, нравились испытуемым больше, чем остальные.
Контрольная же группа оценивала привлекательность всех снимков приблизительно одинаково. Почему? Испытуемые пытались объяснить себе сдвиг в своем физиологическом состоянии, а поскольку единственной причиной изменения пульса казалась предъявленная фотография, они начинали думать, что данный снимок их возбуждает и, следовательно, этот женский образ привлекательнее других.
Эмоциональное переживание становится эротическим, только если оно включается в соответствующую мотивационную систему, т. е. воспринимается и оценивается как сексуальное.
Любое сексуальное переживание -- стадиальный процесс, в котором восприятия чередуются с оценками:
восприятие стимула -> положительная его оценка -> сексуальное возбуждение -> восприятие своего возбуждения -> положительная его оценка -> сексуальное поведение -> его восприятие -> положительная оценка этого переживания.
Если какое-либо звено в этой цепи будет воспринято не как эротическое (например, прикосновение партнера будет воспринято не как элемент любовной игры, а как агрессия или манипулятивное действие) или вызовет вместо положительных эмоций отрицательные -- сексуальное возбуждение сразу же пойдет на убыль.
Даже такой, казалось бы, чисто физиологический процесс предполагает целую серию познавательных операций: индивид воспринимает какие-то внутренние и внешние стимулы, ассоциирующиеся у него с возбуждением; оценивает их как эротические; определяет источник возбуждения; регулирует свои сексуальные реакции в соответствии с их силой и оценкой ситуации; оценивает свои возможности; реагирует на ожидание окружающих и т. д.
Все это не является чем-то случайным и разрозненным. Так же как физиологические реакции индивида зависят от его сексуальной конституции, его эротические реакции можно понять и предсказать только в контексте его сексуального сценария, который определяет что, где, когда, как и почему.
Понятие сексуального сценария, введенное в сексологию американскими социологами Джоном Гэньоном и Уильямом Саймоном, обозначает три разных явления: совокупность социальных норм, регулирующих сексуальное поведение членов данного общества; межличностное отношение, в котором реализуются эти культурные нормы; совокупность специфических для данной личности и неразрывно связанных с ее "Я" эротических мотивов и предпочтений.
Эти значения никогда не совпадают, но всегда так или иначе соотносятся друг с другом.
Каждый человек имеет не один, а несколько сексуальных сценариев. Во-первых, эротические фантазии, которые личность никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать в полном объеме. Во-вторых, планы реального поведения, которые она более или менее последовательно осуществляет. В-третьих, промежуточные ориентиры, возникающие в процессе сексуального взаимодействия ("если он сделает то-то, я сделаю это"). В-четвертых, хранилища памяти, организующие в более или менее последовательное целое прошлый сексуальный опыт.
Обсуждая чью-либо сексуальность, мы обычно говорим о поведении, о том, что этот человек или группа людей делают. На самом деле гораздо важнее, но и неизмеримо труднее понять их мотивы и воображение, неполным и подчас искаженным внешним проявлением которых являются эти действия, поступки.
Поскольку пуританская мораль прошлого считала любые эротические образы и фантазии безнравственными и вредными, в сексологической литературе также господствовало мнение, что сексуальные мечты и образы -- свидетельство половой неудовлетворенности; нормальные, сексуально благополучные люди якобы "об этом" не думают. Но без фантазии и творческого воображения, обгоняющего реальность, как известно, не обходится никакая человеческая деятельность. Не составляет исключения и сексуальность.
Эротические сны, мечты и фантазии -- неотъемлемый аспект половой жизни. Группа взрослых американцев в течение нескольких недель по просьбе психологов наблюдала и фиксировала свои сексуальные фантазии; их количество колебалось у разных людей от 0 до 40 фантазий в день; большинство имело по 7--8 фантазий. Эротические фантазии не только замещают и восполняют дефицит практической половой жизни, как думал Фрейд, но постоянно сопутствуют ей. Люди, ведущие более интенсивную половую жизнь, отличаются и более интенсивным эротическим воображением.
Люди, воспитанные в викторианском духе, воспринимают слова "эротика" и "эротизм" как бранные выражения, обозначающие нечто "животное", низменное. На самом деле животные как раз не знают эротики и не умеют разнообразить свой сексуальный репертуар. Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию,-- исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.
Эротические образы, как показал американский психолог Донн Бирн, выполняют четыре главные функции. Отражая и фиксируя сексуально-значимые свойства и переживания, эти образы являются средством познания. Они служат своего рода афродизиаками, стимуляторами сексуального возбуждения. Они расширяют рамки и возможности сексуального удовлетворения, обогащая репертуар нашего сексуального поведения и дополняя его новыми нюансами. Эротическое воображение позволяет людям преодолевать жесткие границы реальности и испытывать переживания, которые им физически недоступны.
Эротическое воображение выражает глубинные предпочтения личности гораздо точнее, чем реальное сексуальное поведение, зависящее от множества объективных условий (общественные условности, приличия, склонности партнера и т. п.).
Поэтому сексологи всегда интересуются не только тем, что делают их клиенты, но и их эротическим воображением -- о чем они мечтают во время мастурбации, что видят во сне и т. п.
Это важно и для самосознания. Если у вас есть какие-то сексуальные проблемы, напишите (для себя!) свою сексуальную историю, перечислив сначала свои действия -- что, как часто и с каким эмоциональным результатом вы делали, а затем опишите свои эротические сны и фантазии -- о чем вы думали, как часто и в каком эмоциональном ключе, какие образы вызывали у вас сексуальное возбуждение, интерес, любопытство, желание попробовать, или наоборот, дискомфорт, страх или отвращение. Такой инвентарь поможет вам лучше разобраться в своих переживаниях, посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы.
Надо только иметь в виду, что эротическое воображение личности всегда значительно богаче и разнообразнее ее реального сексуального поведения, включая целый ряд запретных, осуждаемых действий.
"Тусклейший из моих к поллюции ведущих снов был в тысячу раз красочнее прелюбодеяний, которые мужественнейший гений или талантливейший импотент могли бы вообразить",-- говорит герой набоковской "Лолиты". Это подтверждают и психологические исследования.
Обнаружив у себя какие-то морально или эстетически неприемлемые сексуальные фантазии, люди часто пугаются, начинают сомневаться, насколько они "нормальны" и т. п. Однако некоторая рассогласованность воображения и поведения присутствует в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Прежде чем выбрать нечто свое, человек сознательно и бессознательно перебирает возможные варианты, причем некоторые из этих вариантов, даже будучи отклонены, а может быть, именно вследствие этого, сохраняют эмоциональную притягательность. В сфере сексуальности однозначное самоопределение сравнительно редко; неиспробованные или подавленные с помощью рационального самоконтроля варианты сохраняются в подсознании, прорываясь в сознание в форме снов или спонтанных эротических фантазий. Чем лучше человек знает о них, тем легче ему себя контролировать или находить приемлемые для себя и для общества способы их реализации.
Сильное расхождение эротического воображения и реального сексуального поведения личности -- признак психосексуалъного неблагополучия. Это значит, что человек не может, не смеет или не умеет реализовать свой сексуальный сценарий, живет не по своим правилам, чувствует себя несвободным. В одних случаях это результат общей жесткости, ригидности установок личности, неспособности к обновлению, фиксации на пройденных стадиях развития (каждый возраст имеет свой собственный сексуальный сценарий), нереалистического уровня притязаний. В других случаях налицо конфликт между эротическими предпочтениями личности и социально-культурными нормами, когда удовлетворение сексуальных запросов индивида привело бы его к столкновению с законом и общественным мнением (педофилия, эксгибиционизм и т. п.).
Нет и общих способов разрешения таких противоречий.
Одному человеку требуется большая степень внутренней свободы и раскованности, принятия себя независимо от мнения окружающих. Как сказал однажды французский писатель Жан Кокто, "культивируйте именно то, в чем другие люди вас упрекают,-- в этом и есть ваша суть". Для другого, наоборот, ослабление самоконтроля столь же опасно, как экспериментирование с наркотиками. И решение на сей счет принимаем мы сами, никто другой этого сделать не может.
Как же варьируются сексуальные сценарии в зависимости от пола, возраста, индивидуальности и других качеств?
Где бы мы ни встретили человеческие существа, они всегда удивляются другим людям. Маргарет Мид Запреты и предписания
Вопреки традиционным представлениям об изначальном "зоологическом индивидуализме" и бесконечных драках самцов из-за самок, у стадных животных существует видовая "социосексуальная матрица", которая регулирует взаимоотношения полов. В человеческом обществе она превращается в сексуальную культуру, вариативные возможности которой ограничены, с одной стороны -- биологической природой человека, а с другой -- внутренней последовательностью и логикой культуры как целого.
Ядро этой нормативной культуры составляют половые запреты, посредством которых общество унифицирует поведение своих членов, а также положительные предписания, соблюдение которых обеспечивается не столько санкциями извне, сколько внутренними психологическими установками (чувства стыда, вины, эстетические чувства и т. п.).
Чем сложнее культура, тем многообразнее ее нормативные установки. Например, всюду, где существует институт брака, проводится социальное и психологическое различие между брачной, добрачной и внебрачной половой жизнью, причем соответствующие нормы тесно связаны с другими элементами социальной системы и культуры. Так, сравнительное изучение норм добрачного сексуального поведения у многих народов мира показывает, что они связаны: с правилами, регулирующими происхождение и местожительство; с особенностями экономической жизни общества; с уровнем его производительных сил; с размерами общины; с религиозными верованиями; с наличием или отсутствием какого-либо обмена имуществом при заключении брака; с дифференцированной оценкой мальчиков и девочек; с мерой участия женщин в производительном труде; с классовой структурой общества; с особенностями половой социализации и с отношением культуры к материнству и деторождению. При этом сравнительно простые общества обычно склонны к большей терпимости, а более сложные -- к нормативному ограничению добрачных связей.
Усложнение половых запретов -- необходимая предпосылка индивидуализации и персонализации сексуальных отношений и их участников. Поэтому она кажется продолжением биологической эволюции. Как писал выдающийся советский ученый-семиотик Ю. М. Лотман, "простейшая форма биологического размножения -- деление одноклеточных организмов. В этом случае каждая отдельная клетка полностью независима и не нуждается в другой. Следующий этап -- разделение биологического вида на два половых класса, причем для продолжения рода необходимо и достаточно любого одного элемента из первого и любого одного элемента из второго класса. Появление зоосемиотических систем заставляет рассматривать индивидуальные различия между особями как значимые и вносит элемент избирательности в брачные отношения высших животных. Культура возникает как система дополнительных запретов, накладываемых на физически возможные действия. Сочетание сложных систем брачных запретов и структурно-значимых их нарушений превращает адресата и адресанта брачной коммуникации в личность. Данное Природой: "мужчина и женщина" --- сменяется Культурой: "только этот и только эта". При этом именно вхождение отдельных человеческих единиц в сложные образования Культуры делает их одновременно и частями целого, и неповторимыми индивидуальностями, различие между которыми является носителем определенных социальных значений".
Однако историческое развитие противоречиво и нелинейно. Социально-культурные запреты дифференцируют права и обязанности разных категорий людей, нс придавая никакого значения их индивидуальности, которая первоначально осознается и проявляется именно как нарушение этих правил и самой этой категоризации. Нормативную культуру любого общества нужно изучать конкретно, учитывая кем, кому, что, с кем, насколько и почему запрещено.
Прежде всего бросаются в глаза гендерные различия. Запреты, касающиеся мужчин, могут не распространяться на женщин, и наоборот. Почти во всех обществах существует так называемый двойной стандарт -- разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, предусматривающие гораздо более строгие ограничения женской сексуальности (добрачные связи, супружеская верность и т. п.), нежели мужской. Очень велики и социально-возрастные градации; многие поступки, позволительные взрослым, запрещаются подросткам или детям. Бывает и обратное. Многие общества, осуждая или высмеивая мастурбацию взрослых, считают ее нормальной, допустимой для детей и подростков. Сплошь и рядом различны предписания для разных классов или сословий одного и того же общества (например, для мирян и духовенства).
Запрещение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами. В XIX веке гомосексуальность именовали "неназываемым пороком". В то же время есть вещи, о которых можно говорить, но которые нельзя делать.
|
||||||||||||||
|