Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Dileo J.H. 7 страница



4. Детальное изображение вульвы или пениса ред­ко встречается в рисунках детей латентного периода. По­явление таких рисунков — это следствие неумения при­способиться к окружающей среде, страха кастрации или более серьезных эмоциональных расстройств, а может просто выражать острое восприятие смышленого ребен­ка. В любом случае, этот факт заслуживает пристального внимания.

5. Рисунок человека адаптированного ребенка вряд ли будет проекцией его самого. Нарисованная фигура обычно оказывается взрослым, отражая концепцию че­ловека в целом. Если ребенок тревожен или с нарушени­ем, его рисунок более проективен, т. к. мышление скорее направлено внутрь.

6. Рисунки являются наиболее эффективной допол­нительной диагностической методикой, когда они пред­ставляют собой личностную проекцию. К этой катего­рии относятся рисунки детей, которые еще не могут видеть вещи правильно; детей с эмоциональными рас­стройствами, чье восприятие девиантно, или умствен­но отсталых, т. е. тех, кто не способен научиться делать это правильно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Порядок проведения рисуночных тестов Вапидность и достоверность детских ри­сунков

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ

Проведение рисуночных тестов важно начать со спонтанного рисования. Исследователь просто кладет бу­магу, фломастер или карандаш перед ребенком. Боль­шинство детей начнут сразу же рисовать; другим нужно предложить: «Сделай что-нибудь»; некоторые скажут: «Я не могу», — а затем начнут действовать после не­большого поощрения; и только некоторые не отреаги­руют. Эта последняя поведенческая реакция сама по себе показательна, ее следует отметить и соотнести с други­ми аспектами поведения ребенка.

Спонтанный рисунок ребенка минимально струк­турирован, на него ничего не влияет извне и, таким образом, это самый аутентичный рисунок.

С ребенком старше трех лет после спонтанного ри­сунка исследователь переходит к тесту «Нарисуй челове­ка». Если первая нарисованная фигура — мужская, то затем ребенка просят нарисовать женщину на другом листе бу­маги. Экспериментатор отмечает, какой из двух рисунков был сделан первым и представлены ли половые различия (обычно это большее количество волос на голове у жен­щины; одежда и очертания тела). Этот рисунок обычно является отражением интеллекта, а потому коррелирует с IQ-тестами Стэнфорд—Бине и Векслера. Несоответствие умственного возраста по тесту «Нарисуй человека» и по IQ-методикам типично для эмоционального расстройства или органического поражения мозга и имеет диагности­ческое значение.

Затем ребенка просят нарисовать его семью, когда мобилизуются чувства ребенка по отношению к самым важным людям в его жизни. Результат часто точно отра­жает отношение образа «я» ребенка к другим членам его семьи. Особое значение имеет преувеличение размера: зна­чимые люди нарисованы большими, в отличие от менее значимых. Отвергнутые члены семьи могут быть пропуще-

ны, ребенок может даже не нарисовать себя — проявление чувства отверженности, неполноценности. Он нарисует себя близко с любимым родителем и в стороне от угрожающих членов семьи. Он может нарисовать себя больше, чем сиб-лингов, которые на самом деле старше и физически силь­нее. Дошкольники нарисуют членов семьи, повернутых ан­фас и выстроенных в ряд. Размер, порядковая позиция, вклю­чение или пропуск — все это принципиальные, значимые диагностические индикаторы.

Старшие дети могут выполнить инструкцию: «На­рисуй каждого члена твоей семьи, включая тебя, что-либо делающими». Но эта ситуация не должна заменять пред­шествующую, т. к. отсутствие члена семьи, и особенно отсутствие самого ребенка, очень значимо. Кинетический рисунок семьи интенсивно использовался Бернсом и Ка­уфманом, позволяя узнать мнение ребенка о членах се­мьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.

Копирование проводится в конце серии. Эти струк­турированные ситуации не должны предъявляться рань­ше, так как они могут нарушить свободу выражения, которую экспериментатор старается сохранить в пред­шествующих ситуациях.

При копировании фигур Бендер младших просят скопировать круг, крест, треугольник, квадрат и ромб. Эти тесты помогают в установлении перцептивно-мо­торных нарушений, некоординированности мелкой моторики и других проявлений синдромов церебраль­ной дисфункции.

ВАЛИДНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

Валидность изображения человека как отражение умственного возраста была доказана многочисленными

исследованиями в области статического соотнесения со шкалой интеллекта Векслера для детей и Стэнфорд—Бине. Когда рисунки рассматривались как выражение чувств, как проекция личности, такого единодушия достигнуть уже не удалось. Здесь субъективный элемент в интерпре­тации рисунков представляет практически нерегулируе­мое разнообразие. Индивидуальные опыт, проницатель­ность и ум психолога играют важную роль, и одинаковых исследователей в этом смысле нет. Тем не менее очевид­но, что черты личности, отраженные в рисунке, коррели­руют с результатами глубокого психологического и пси­хиатрического обследования.

Вопрос достоверности детских рисунков включа­ет 2 аспекта: постоянство оценок экспертов и неизмен­ность рисунков самого ребенка. Достоверность эксперт­ных оценок убедительно представлена несколькими ис­следователями, особенно Мартином (Martin) и Дамри-ном (Damrin). Недавнее изучение Аиртон (Ireton), Куаст (Quast) и Гантчер (Gantcher) показало, что высокая степень достоверности оценок была достигнута трени­рованием медсестер в оценивании рисунков человечес­ких фигур по тесту Харриса—Гудинаф. Это, конечно, при­менимо исключительно к определению умственного воз­раста.

Другой аспект достоверности продолжает беспо­коить тех, кто очарован рисунками детей, но пытается объяснить различия между утренними и дневными ри­сунками или рисунками, сделанными в удачные дни. Кроме того факта, что прогресс должен оцениваться в течение длительного периода, рисунки детей показы­вают замечательную степень неизменности. Гудинаф сообщала о корреляции 0,937 между баллами двух удач­ных дней. В исследовании приняли участие 194 перво­классника. В масштабном исследовании Харриса тест «Нарисуй человека» предъявлялся четырем группам де­тей в детском саду 10 дней подряд. Он обнаружил впол­не незначительные различия.

Я не считаю неизменность проблемой при условии, что будет оценена с точки зрения умственного возраста единственная фигура человека и одна в семейной группе (лучше всего нарисованная). Причины этого различия уже обсуждались. Другой фактор, который может объяснить неизменность, по моему опыту, — это снижение разнооб­разия до минимума. Все мои дети рисовали на индивиду­альных занятиях. Условия были постоянны, это была та же комната, та же процедура и, насколько мне это удава­лось, тот же я, говорящий: «Нарисуй человека». Чем боль­ше изменений вносится в обстановку и процедуру, тем больше изменений в рисунке.

Даже были дети, которые рисовали одного роди­теля (в общем более предпочитаемого) более тщатель­но, чем другого. В этом случае я оценивал лучшего из них двоих в определении интеллектуального развития ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................5

Часть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7

1. Рисунок начинается с круга.......................................7

Рисунки дошкольников..............................................8

Что изображает примитивный круг?.......................19

Количественные и качественные

характеристики детских рисунков............................24

2. Изображение тела.....................................................27

Рисует ли ребенок человека

по собственному образу?.........................................28

Рисунки детей разных национальностей.................30

Изображение тела и восприятие..............................31

3. Познание...................................................................35

Рисунок как выражение умственного возраста.......36

Роль воображения в познании.................................38

4. По ту сторону

познания...................................................................39

Рисунки выражают больше,

чем только умственный возраст.......................*.....40

Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41

Рисунки страдающих неврологическими

нарушениями............................................................43

Необходимость учета перспективы развития..........46

5. Детские рисунки как проективная техника.............49

Проявление чувств и личностных

характеристик............................................................50

Графическое изображение уверенности и

неуверенности...........................................................51

Пропуск верхних конечностей.................................53

Выделение рук и пальцев.........................................61

Маленькие, неустойчивые ноги...............................65

Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66

Скрывание генитальной зоны..................................68

Тщательная прорисовка гениталий..........................71

Спутанность половых ролей.....................................76

Гомосексуальные тенденции....................................85

6. Проявление эмоциональных расстройств

в рисунках.................................................................87

Разрозненные части тела..........................................88

Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90

Зачеркивание изображений человека......................95

Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97

Чрезмерная штриховка...........................................101

Рисунки безлюдей.................................................104

Темные облака и заштрихованное солнце............ 107

Игра в закорючки...................................................112

7. Творчество и психическое здоровье.......................113

Рисунок как творческая деятельность...................114

Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115

Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117

8. Ребенок и его семья...............................................117

Неполная семья......................................................119

Ядерная (нуклеарная) семья..................................119

Расширенная семья................................................120

9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121

Соотношение когнитивного

и эмоционального в рисунках................................122

Рисунок семьи как проективная техника.............. 128

10. Индикаторы семейных отношений......................131

Отсутствие члена семьи........................................132

Отсутствие себя в рисунке....................................133

Расположение в пространстве.............................. 136

Сходство нарисованных фигур............................. 137

Соотношение размеров фигур.............................. 138

Переживание развода............................................138

Роль в семье...........................................................142

Включенность и изоляция....................................143

11. Маленький всезнайка...........................................149

Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155

12. Влияние зрения, осязания и движения

на развитие представлений детей.........................155

Зрение и осязание.................................................156

Чувство и движение..............................................158

13. Влияние сенсорных нарушений

на образ тела..........................................................161

Нарушения зрения................................................162

Нарушения слуха................................................... 165

Нарушения речи....................................................171

14. Влияние двигательных нарушений

на образ тела..........................................................175

Двигательные нарушения.....................................176

Органическое поражение мозга...........................176

15. Дети с физическими нарушениями.....................187

Отражается ли в рисунке заболевание

ребенка?.................................................................188

Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193

16. Определение понятия «неспособность

к обучению»...........................................................193

17. Значение детских рисунков в ранней

диагностике неспособности к обучению.............195

Нарушения восприятия.........................................196

Минимальная мозговая дисфункция 1.................197

Перцептивно-моторные нарушения.....................199

Персеверация.........................................................210

18. Дислексия..............................................................213

19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223

20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229

Фенилкетонурия....................................................230

Фенилкетонурия 1.................................................231

Фенилкетонурия 2.................................................234

Фенилкетонурия 3.................................................239

Фенилкетонурия 4.................................................241

Болезнь «кленового сиропа».................................243

21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245

Эпилог.........................................................................251

Приложение................................................................255

Порядок проведения рисуночных тестов.............256

Валидность и достоверность детских

рисунков.................................................................257

Джон Дилео ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Художественный редактор С. Курбатов

Художник М. Орлова

Компьютерная верстка Т. Лотарева

Корректор А. Федорова

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.10.2001.

Формат 60*90 Vi6- Печать офсетная. Усл. печ. л. 17,0.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 4480.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97. 125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. 16, подъезд 3.

Интернет/Home page — www.eksmo.ru

Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru

Книга — почтой: Книжный клуб «ЭКСМО»

101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub© eksmo.ru

Оптовая торговля:

109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2

Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16

E-mail: reception@eksmo-sale.ru

Мелкооптовая торговля:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д 12/1

Тел./факс: (095) 932-74-71

ООО «Медиа группа «ЛОГОС». 103051, Москва, Цветной бульвар, 30, стр. 2 Единая справочная служба: (095) 974-21-31. E-mail: mgl@logosgroup.ru

contact@logosgroup.ru ООО «КИФ «ДАКС». Губернская книжная ярмарка.

М. о. г. Люберцы, ул. Волковская, 67. т. 554-51-51 доб. 126, 554-30-02 доб. 126.

Книжный магазин издательства «ЭКСМО»

Москва, ул. Маршала Бирюзова, 17 (рядом с м. «Октябрьское Поле»)

Сеть магазинов «Книжный Клуб СНАРК» представляет

самый широкий ассортимент книг издательства «ЭКСМО».

Информация в Санкт-Петербурге по тел. 050.

Всегда в ассортименте новинки издательства «ЭКСМО-Пресс»:

ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Дом книги на ВДНХ»

ТОО «Дом книги в Медведково». Тел.: 476-16-90 Москва, Заревый пр-д, д. 12 (рядом с м. «Медведково»)

ООО «Фирма «Книинком». Тел.: 177-19-86 Москва, Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом с м. «Кузьминки»)

ООО «ПРЕСБУРГ», «Магазин на Ладожской». Тел.: 267-03-01(02) Москва, ул. Ладожская, д. 8 (рядом с м. «Бауманская»)

ISBN 5-04-007552-9

 

Отпечатано в полном соответствии с качеством

присланных диапозитивов в Тульской типографии.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

АЛЯ ЗАПИСЕЙ

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.