|
|||
Dileo J.H. 7 страница4. Детальное изображение вульвы или пениса редко встречается в рисунках детей латентного периода. Появление таких рисунков — это следствие неумения приспособиться к окружающей среде, страха кастрации или более серьезных эмоциональных расстройств, а может просто выражать острое восприятие смышленого ребенка. В любом случае, этот факт заслуживает пристального внимания. 5. Рисунок человека адаптированного ребенка вряд ли будет проекцией его самого. Нарисованная фигура обычно оказывается взрослым, отражая концепцию человека в целом. Если ребенок тревожен или с нарушением, его рисунок более проективен, т. к. мышление скорее направлено внутрь. 6. Рисунки являются наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой, когда они представляют собой личностную проекцию. К этой категории относятся рисунки детей, которые еще не могут видеть вещи правильно; детей с эмоциональными расстройствами, чье восприятие девиантно, или умственно отсталых, т. е. тех, кто не способен научиться делать это правильно. ПРИЛОЖЕНИЕ Порядок проведения рисуночных тестов Вапидность и достоверность детских рисунков ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ Проведение рисуночных тестов важно начать со спонтанного рисования. Исследователь просто кладет бумагу, фломастер или карандаш перед ребенком. Большинство детей начнут сразу же рисовать; другим нужно предложить: «Сделай что-нибудь»; некоторые скажут: «Я не могу», — а затем начнут действовать после небольшого поощрения; и только некоторые не отреагируют. Эта последняя поведенческая реакция сама по себе показательна, ее следует отметить и соотнести с другими аспектами поведения ребенка. Спонтанный рисунок ребенка минимально структурирован, на него ничего не влияет извне и, таким образом, это самый аутентичный рисунок. С ребенком старше трех лет после спонтанного рисунка исследователь переходит к тесту «Нарисуй человека». Если первая нарисованная фигура — мужская, то затем ребенка просят нарисовать женщину на другом листе бумаги. Экспериментатор отмечает, какой из двух рисунков был сделан первым и представлены ли половые различия (обычно это большее количество волос на голове у женщины; одежда и очертания тела). Этот рисунок обычно является отражением интеллекта, а потому коррелирует с IQ-тестами Стэнфорд—Бине и Векслера. Несоответствие умственного возраста по тесту «Нарисуй человека» и по IQ-методикам типично для эмоционального расстройства или органического поражения мозга и имеет диагностическое значение. Затем ребенка просят нарисовать его семью, когда мобилизуются чувства ребенка по отношению к самым важным людям в его жизни. Результат часто точно отражает отношение образа «я» ребенка к другим членам его семьи. Особое значение имеет преувеличение размера: значимые люди нарисованы большими, в отличие от менее значимых. Отвергнутые члены семьи могут быть пропуще- ны, ребенок может даже не нарисовать себя — проявление чувства отверженности, неполноценности. Он нарисует себя близко с любимым родителем и в стороне от угрожающих членов семьи. Он может нарисовать себя больше, чем сиб-лингов, которые на самом деле старше и физически сильнее. Дошкольники нарисуют членов семьи, повернутых анфас и выстроенных в ряд. Размер, порядковая позиция, включение или пропуск — все это принципиальные, значимые диагностические индикаторы. Старшие дети могут выполнить инструкцию: «Нарисуй каждого члена твоей семьи, включая тебя, что-либо делающими». Но эта ситуация не должна заменять предшествующую, т. к. отсутствие члена семьи, и особенно отсутствие самого ребенка, очень значимо. Кинетический рисунок семьи интенсивно использовался Бернсом и Кауфманом, позволяя узнать мнение ребенка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен. Копирование проводится в конце серии. Эти структурированные ситуации не должны предъявляться раньше, так как они могут нарушить свободу выражения, которую экспериментатор старается сохранить в предшествующих ситуациях. При копировании фигур Бендер младших просят скопировать круг, крест, треугольник, квадрат и ромб. Эти тесты помогают в установлении перцептивно-моторных нарушений, некоординированности мелкой моторики и других проявлений синдромов церебральной дисфункции. ВАЛИДНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ Валидность изображения человека как отражение умственного возраста была доказана многочисленными исследованиями в области статического соотнесения со шкалой интеллекта Векслера для детей и Стэнфорд—Бине. Когда рисунки рассматривались как выражение чувств, как проекция личности, такого единодушия достигнуть уже не удалось. Здесь субъективный элемент в интерпретации рисунков представляет практически нерегулируемое разнообразие. Индивидуальные опыт, проницательность и ум психолога играют важную роль, и одинаковых исследователей в этом смысле нет. Тем не менее очевидно, что черты личности, отраженные в рисунке, коррелируют с результатами глубокого психологического и психиатрического обследования. Вопрос достоверности детских рисунков включает 2 аспекта: постоянство оценок экспертов и неизменность рисунков самого ребенка. Достоверность экспертных оценок убедительно представлена несколькими исследователями, особенно Мартином (Martin) и Дамри-ном (Damrin). Недавнее изучение Аиртон (Ireton), Куаст (Quast) и Гантчер (Gantcher) показало, что высокая степень достоверности оценок была достигнута тренированием медсестер в оценивании рисунков человеческих фигур по тесту Харриса—Гудинаф. Это, конечно, применимо исключительно к определению умственного возраста. Другой аспект достоверности продолжает беспокоить тех, кто очарован рисунками детей, но пытается объяснить различия между утренними и дневными рисунками или рисунками, сделанными в удачные дни. Кроме того факта, что прогресс должен оцениваться в течение длительного периода, рисунки детей показывают замечательную степень неизменности. Гудинаф сообщала о корреляции 0,937 между баллами двух удачных дней. В исследовании приняли участие 194 первоклассника. В масштабном исследовании Харриса тест «Нарисуй человека» предъявлялся четырем группам детей в детском саду 10 дней подряд. Он обнаружил вполне незначительные различия. Я не считаю неизменность проблемой при условии, что будет оценена с точки зрения умственного возраста единственная фигура человека и одна в семейной группе (лучше всего нарисованная). Причины этого различия уже обсуждались. Другой фактор, который может объяснить неизменность, по моему опыту, — это снижение разнообразия до минимума. Все мои дети рисовали на индивидуальных занятиях. Условия были постоянны, это была та же комната, та же процедура и, насколько мне это удавалось, тот же я, говорящий: «Нарисуй человека». Чем больше изменений вносится в обстановку и процедуру, тем больше изменений в рисунке. Даже были дети, которые рисовали одного родителя (в общем более предпочитаемого) более тщательно, чем другого. В этом случае я оценивал лучшего из них двоих в определении интеллектуального развития ребенка. СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................5 Часть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7 1. Рисунок начинается с круга.......................................7 Рисунки дошкольников..............................................8 Что изображает примитивный круг?.......................19 Количественные и качественные характеристики детских рисунков............................24 2. Изображение тела.....................................................27 Рисует ли ребенок человека по собственному образу?.........................................28 Рисунки детей разных национальностей.................30 Изображение тела и восприятие..............................31 3. Познание...................................................................35 Рисунок как выражение умственного возраста.......36 Роль воображения в познании.................................38 4. По ту сторону познания...................................................................39 Рисунки выражают больше, чем только умственный возраст.......................*.....40 Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41 Рисунки страдающих неврологическими нарушениями............................................................43 Необходимость учета перспективы развития..........46 5. Детские рисунки как проективная техника.............49 Проявление чувств и личностных характеристик............................................................50 Графическое изображение уверенности и неуверенности...........................................................51 Пропуск верхних конечностей.................................53 Выделение рук и пальцев.........................................61 Маленькие, неустойчивые ноги...............................65 Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66 Скрывание генитальной зоны..................................68 Тщательная прорисовка гениталий..........................71 Спутанность половых ролей.....................................76 Гомосексуальные тенденции....................................85 6. Проявление эмоциональных расстройств в рисунках.................................................................87 Разрозненные части тела..........................................88 Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90 Зачеркивание изображений человека......................95 Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97 Чрезмерная штриховка...........................................101 Рисунки безлюдей.................................................104 Темные облака и заштрихованное солнце............ 107 Игра в закорючки...................................................112 7. Творчество и психическое здоровье.......................113 Рисунок как творческая деятельность...................114 Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115 Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117 8. Ребенок и его семья...............................................117 Неполная семья......................................................119 Ядерная (нуклеарная) семья..................................119 Расширенная семья................................................120 9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121 Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках................................122 Рисунок семьи как проективная техника.............. 128 10. Индикаторы семейных отношений......................131 Отсутствие члена семьи........................................132 Отсутствие себя в рисунке....................................133 Расположение в пространстве.............................. 136 Сходство нарисованных фигур............................. 137 Соотношение размеров фигур.............................. 138 Переживание развода............................................138 Роль в семье...........................................................142 Включенность и изоляция....................................143 11. Маленький всезнайка...........................................149 Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155 12. Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей.........................155 Зрение и осязание.................................................156 Чувство и движение..............................................158 13. Влияние сенсорных нарушений на образ тела..........................................................161 Нарушения зрения................................................162 Нарушения слуха................................................... 165 Нарушения речи....................................................171 14. Влияние двигательных нарушений на образ тела..........................................................175 Двигательные нарушения.....................................176 Органическое поражение мозга...........................176 15. Дети с физическими нарушениями.....................187 Отражается ли в рисунке заболевание ребенка?.................................................................188 Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193 16. Определение понятия «неспособность к обучению»...........................................................193 17. Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению.............195 Нарушения восприятия.........................................196 Минимальная мозговая дисфункция 1.................197 Перцептивно-моторные нарушения.....................199 Персеверация.........................................................210 18. Дислексия..............................................................213 19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223 20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229 Фенилкетонурия....................................................230 Фенилкетонурия 1.................................................231 Фенилкетонурия 2.................................................234 Фенилкетонурия 3.................................................239 Фенилкетонурия 4.................................................241 Болезнь «кленового сиропа».................................243 21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245 Эпилог.........................................................................251 Приложение................................................................255 Порядок проведения рисуночных тестов.............256 Валидность и достоверность детских рисунков.................................................................257 Джон Дилео ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Художественный редактор С. Курбатов Художник М. Орлова Компьютерная верстка Т. Лотарева Корректор А. Федорова Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры. Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.10.2001. Формат 60*90 Vi6- Печать офсетная. Усл. печ. л. 17,0. Тираж 3 000 экз. Заказ № 4480. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97. 125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. 16, подъезд 3. Интернет/Home page — www.eksmo.ru Электронная почта (E-mail) — info@ eksmo.ru Книга — почтой: Книжный клуб «ЭКСМО» 101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub© eksmo.ru Оптовая торговля: 109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2 Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16 E-mail: reception@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д 12/1 Тел./факс: (095) 932-74-71 ООО «Медиа группа «ЛОГОС». 103051, Москва, Цветной бульвар, 30, стр. 2 Единая справочная служба: (095) 974-21-31. E-mail: mgl@logosgroup.ru contact@logosgroup.ru ООО «КИФ «ДАКС». Губернская книжная ярмарка. М. о. г. Люберцы, ул. Волковская, 67. т. 554-51-51 доб. 126, 554-30-02 доб. 126. Книжный магазин издательства «ЭКСМО» Москва, ул. Маршала Бирюзова, 17 (рядом с м. «Октябрьское Поле») Сеть магазинов «Книжный Клуб СНАРК» представляет самый широкий ассортимент книг издательства «ЭКСМО». Информация в Санкт-Петербурге по тел. 050. Всегда в ассортименте новинки издательства «ЭКСМО-Пресс»: ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Дом книги на ВДНХ» ТОО «Дом книги в Медведково». Тел.: 476-16-90 Москва, Заревый пр-д, д. 12 (рядом с м. «Медведково») ООО «Фирма «Книинком». Тел.: 177-19-86 Москва, Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом с м. «Кузьминки») ООО «ПРЕСБУРГ», «Магазин на Ладожской». Тел.: 267-03-01(02) Москва, ул. Ладожская, д. 8 (рядом с м. «Бауманская») ISBN 5-04-007552-9
Отпечатано в полном соответствии с качеством присланных диапозитивов в Тульской типографии. 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109. АЛЯ ЗАПИСЕЙ
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
|
|||
|