|
|||
Dileo J.H. 3 страницаРисунок 21 Рисунок 22 Рисунок 23 Рисунок 24 ВЫДЕЛЕНИЕ РУК И ПАЛЬЦЕВ Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию. Рисунок 25 Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом, но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни. Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы. Рисунок 26 Нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди. Рисунок 27 Нарисован мальчиком. Возраст 14 лет 10 месяцев. Отстает в школе. По шкале Стэнфорд—Бине и Век-слеру показал средний уровень интеллекта. Обратите внимание на промежность. МАЛЕНЬКИЕ, НЕУСТОЙЧИВЫЕ НОГИ Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни. Рисунок 28 Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, интеллект выше среднего, склонна к приступам, потеря слуха сенсорно-невральной природы. Воспитывается без отца. Обратите внимание на маленькие верхние конечности и крошечные неустойчивые ноги. 3 Зак. № 4480 Дилео ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЕ РАЗМЕРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ФИГУРЫ Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающим его по росту и весу. В конце концов ребенок прав, оценивая личность в соответствии с ее значением, а не объемом. Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура. Менее значимый родитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них. Рисунок 29 & Нарисован мальчиком 6 лет 7 месяцев. Мать является наиболее значимой фигурой. Мальчик не включил себя в семейный портрет. Средний интеллект, учится в первом классе. Рисунок 30 Этот рисунок принадлежит девочке 6 лет 4 месяцев. На изображение каждой из фигур у нее ушла одна минута. Девочка способная, но эмоционально неразвитая, чрезмерно зависит от мамы, которая кормит ее, одевает и присутствует при ее туалете. У «девушки» есть зрачки и выражены руки и пальцы. Мать девочки — деспотичная личность. Судя по выраженности рук (полностью отсутствующих у мужчины), ребенок воспринимает мать как агрессивного родителя. СКРЫВАНИЕ ГЕНИТАЛЬНОЙ ЗОНЫ Это можно наблюдать в рисунках человека девочек-подростков. Фигура девушки изображена с руками, стыдливо прикрывающими нижнюю часть туловища, в то время как руки мужской фигуры смело раскрыты. Одна девочка нарисовала невесту с букетом цветов в центре тела. Некоторые располагают какие-то предметы на уровне живота. Девочка нарисовала всю свою семью, члены которой были заняты какими-то делами, но она сама при этом была изображена лежащей неподвижно в кровати, а ее нижняя часть тела была накрыта одеялом. Эти факторы, по-видимому, являются выражением скромности и целомудрия, если не связаны с поведенческими расстройствами. Сокрытие рук в детских рисунках рассматривается как выражение чувства вины из-за мастурбации. Рисунок 31 Рисунок 32 Рисунки 31—33 выполнены девочкой 8,5 лет с нормальным интеллектом. Выражают ее интерес к воспроизводству (кошка и котята), к браку (руки невесты скромно сложены). Обратите внимание на то, что на рисунке семьи руки самой девочки скрещены спереди, на животе. Рисунок 33 ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОРИСОВКА ГЕНИТАЛИЙ На детских рисунках половые различия представлены символично: количеством волос, ресницами, украшениями, одеждой у женских фигур и короткими волосами (даже по сегодняшний день), пистолетами, сигаретами, галстуками у мужских фигур. Гениталии встречаются так редко, что их присутствие может иметь большое значение. Отсутствие на картинке половых органов вряд ли можно объяснить лишь культурными запретами. Наиболее правдоподобным объяснением может быть перенос интереса от своего тела к пленительному внешнему миру, который характеризует поведение ребенка в латентный период. В возрасте с 6 до 12 лет адаптированные дети активно включаются в овладение новыми умениями и входят в крут своих одноклассников и друзей. Непристойные рисунки характерны для более старших детей. Из многих рисунков детей латентного возраста я отобрал только полдюжины, на которых половой член или наружные женские половые органы ясно изображены. Причины этого необычного дополнения кроются в переживаниях, которые стали причиной раннего осознания ребенком высокой эмоциональной нагрузки, несомой половыми органами. Операция грыжи или обрезание после младенчества могут вызвать страх кастрации. Совращение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут вызвать торможение у детей в латентный период развития, особенно у смышленых, восприимчивых детей. Чем бы это ни объяснялось, но из нескольких случаев, которые попались на глаза автору, большинство содержали свидетельства разнообразных поведенческих расстройств (агрессия, фобии), но лишь один ребенок оказался опережающим в развитии и хорошо адаптированным, каким и остался в подростковом возрасте. Рисунок 34 Мальчик 11 лет, изображение женщины. Хотя она в брюках, ее пол очевиден по тому, как нарисованы глаза, по сережкам и необычному изобилию волос. Внизу справа ножницы, прямая линия соединяет их с волосами. У фигуры большие, мощные руки, длинные пальцы и выделенные зубы. Кажется, мальчик видит угрозу в женской фигуре. Ножницы выражают враждебность. Рисунок 35 Рисуя фигуру своего пола, тот же мальчик (рисунок 34) прибег к артистическому, высоко стилизованному типу изображения. Рисунок впечатляюще симметричен, идеально пропорционален и сведен к самой сути. Руки характеризует наличие огромных мускулов. Вдоль линии туловища расположены соски и пупок. Половой член огромного размера и с отверстием. Рисунок в целом, так же как и его отдельные части, служит выражением агрессии. СПУТАННОСТЬ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ Тот факт, что дети отдают предпочтение изображению людей, был отмечен исследователями многих стран как в этом, так и в прошлом веке. Другой многократно подтвержденный вывод заключается в том, что, когда ребенка просят нарисовать человека, он изображает человека своего пола. Вышесказанное позволяет сформулировать два следствия, имеющих важное практическое значение при интерпретации детских рисунков. Первое заключается в том, что, так как тенденция изображения фигуры человека доминирует, неспособность сделать это и рисовать взамен неодушевленные предметы должна считаться необычным показателем, возможно, свидетельством девиации, указывающим на сложности в межличностных отношениях, эмоциональную отчужденность, аутизм. И второе следствие: так как большинство детей склонны изображать человека своего пола, предпочтение изображений противоположного пола указывает на возможность существования путаницы половой роли, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом. Причины изображения фигур противоположного пола могут быть различны. Например, дети, воспитанные в специальных учреждениях, сталкивавшиеся постоянно исключительно с женским обслуживающим персоналом, не имеют возможности «изучить» мужчин. Мальчики в своей семье, находящиеся всецело под влиянием матери, или девочки в семьях с тираном отцом и матерью, жалко и пассивно подчиненной отцу, могут идентифицироваться с более впечатляющим родителем. Также есть дети, которые без каких-либо очевидных причин в дошкольном возрасте проявляют преувеличенный интерес к тому, что культура называет противоположным полом. Девочка с мальчишескими ухват- Рисунок 36 Мужская фигура на рисунке изображена в мужской одежде (рубашка и брюки), с укороченными волосами, глаза без ресниц, рот без губ. Обратите внимание, что руки распахнуты. ками обычно не так беспокоит родителей, как мальчик, пристрастившийся одевать женскую одежду и играть в куклы вместо паровозиков и солдатиков. Возраст от 3 до 6 лет, вероятно, имеет решающее значение для установления маскулинности или фемин-ности. По мере взросления ребенка изображение человека будет в большей степени отражать психосексуальную ориентацию ребенка. Сначала половые различия будут показаны длиной волос (даже сегодня, несмотря на актуальность унисекса). Позже появляется различие в одежде, хотя сейчас брюки начинают путать ситуацию. Различия в очертаниях тела, особое внимание к глазам, украшениям и прическам, появляются на рисунках женщин девочек-подростков и девочек чуть младше. Мужские фигуры, нарисованные мальчиками, часто отражают попытки изобразить движение, в то время как некоторые из них могут носить оружие, сигареты или другие предметы, символизирующие половую принадлежность. Умные дети с развитым вниманием начинают изображать половые различия в более раннем возрасте. В рисунке 37, выполненном мальчиком 5,5 лет, выражена очевидная спутанность сексуальных ролей. Живет почти с самого рождения в детском доме, персонал которого исключительно женского пола. За исключением кратких встреч с врачами и социальными работниками мужского пола, мальчик живет в окружении женщин. Практически не имеющий возможности установления устойчивой связи со взрослым мужчиной, ребенок спонтанно изобразил женскую фигуру, которую назвал Кейт, медсестра. Рисунок 37 Рисунок 38 Мальчик 4 лет 6 месяцев, которого попросили нарисовать человека, изобразил эту женскую фигуру. Он предпочитает играть в девчачьи куклы и одевает нижнее белье матери. Этот рисунок лучше следующего изображения мужской фигуры. Рисунок 39 После того как мальчик сначала нарисовал женскую фигуру, экспериментатор попросил его нарисовать мальчика. Это изображение мужской фигуры уступает первому рисунку и по качественным, и по количественным параметрам. Многочисленные исследования показали, что в семьях без отцов или в семьях, где отцы не имеют влияния, мальчики не могут получить должного представления о мужественности. Рисунок 40 Рисунок 40 создан мальчиком семи лет, физически полноценным, со средним уровнем интеллекта, в ответ на просьбу нарисовать фигуру человека. Вместо фигуры своего пола он нарисовал женщину. Родители мальчика развелись, когда ему было 4 года. За ним присматривает бабушка, когда мама занята на работе. Отца он видит редко, общаться с другими взрослыми мужчинами он не умеет. Мать обеспокоена тем, что мальчик надевает ее нижнее белье и предпочитает играть в куклы вместе с девочками. На рисунке 41 в качестве трех своих самых заветных желаний он изобразил сердце, цветок и клевер, что вряд ли можно было ожидать от мальчика. Рисунок 41 Мальчик 13 лет (рисунки 42, 43) воспитывается в семье, где мать играет доминирующую роль, проходит курс психотерапии по поводу целого ряда проблем: энурез, лживость, плохая приспособленность к школе, побег из дома и пропуски занятий. Уровень IQ равен 75, а уровень вербального интеллекта по Векслеру — 99. Тест Роршаха показал незрелость, подавленное чувство униженности, неадекватности. Восприятие реальности в норме, имеет место проблема, связанная с материнской фигурой. Когда мальчика попросили нарисовать фигуру человека, он сперва изобразил впечатляющую женскую фигуру; затем его попросили нарисовать мужчину. У женщины на рисунке есть руки, а у мужчины нет. Половые различия на рисунках минимальны для мальчика его возраста. Рисунок 42 Спутанность сексуальных ролей хорошо выражена на двух рисунках (рисунки 44, 45), выполненных девочкой-подростком, псевдогермафродитом. В первую очередь она нарисовала женщину, что подразумевает ее правильную идентификацию со своим полом. Затем она нарисовала мужчину. Обе фигуры практически одинаковы, за исключением прически на голове женщины. Но в остальном у обоих фигур широкие плечи, узкие бедра и минимальные различия в одежде. Оба рисунка выполнены неуверенными, слабыми, прерывистыми линиями; у фигур маленькие руки и короткие ноги — все указывает на выраженную незащищенность. В беседе она неохотно обсуждает свои проблемы, в связи с этим можно обратить внимание на отсутствие рта на обоих рисунках. Рисунок 45 84 Рисунок 46 ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Грэме (Grams) и Риндер (Rinder) попытались ответить на этот вопрос, изучая рисунки «гомосексуально» делинквентных мальчиков, сравнивая их с рисунками «гомосексуально» неделинквентных мальчиков. За основу исследования они приняли оценку деталей, предлагаемых Маховер: рисунок женщины на первом месте; акцент на бедрах и ягодицах; неспособность нарисовать «V» в качестве промежности и другие менее определенные, но символические черты, такие как закрашивание губ, ресниц, большие уши и нос. Они не смогли доказать валидность любого из этих показателей или 15 знаков, взятых вместе. Эти выводы перестают быть убедительными, если мы обратим внимание на критерий классификации мальчиков как гомосексуалистов или нет. Опыт гомосексуальных контактов в условиях специализированного учреждения не исключает предпочтение гетеросексуального партнера в нормальных условиях, на свободе, с разнообразием возможностей. Критерии, предложенные Маховер на основе клинического опыта, разумеется, весьма любопытны, можно даже сказать, что они имеют определенную диагностическую ценность. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ В РИСУНКАХ Разрозненные части тела Нелепые, эксцентричные рисунки человека Зачеркивание изображений человека Жесткие, роботоподобные фигуры Чрезмерная штриховка Рисунки без людей Темные облака и заштрихованное солнце Игра в закорючки РАЗРОЗНЕННЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА Рассеивание частей тела в рисунке необычно, так как большинство детей, даже в ранних попытках изображения человека, пытаются нарисовать целостный образ. Даже если человек — это только голова, ребенок расположит его черты внутри примитивного круга, не раскидывая их за его пределами. Позже, на стадии «головастиков», человек — это голова и конечности, которые выходят из головы и вместе с ней образуют единое целое. Очевидно, что изображение человека, части которого разбросаны по листу, не соединяясь друг с другом, — отклонение от нормы. Невозможность изобразить целостную фигуру отмечается у детей с серьезными нарушениями и показывает их личностную дез-организованность. При благоприятных результатах терапии постепенная интеграция личности будет отражена в объединении частей тела на рисунках. Сохранение рисунков позволит сравнить их с последующими творениями, таким образом помогая оценить изменения, которые происходят с личностью. Рисунок 46 Рисунок 47 Рисунки 46 и 47 выполнены девочкой в доме приемных родителей, где она подверглась сексуальному насилию со стороны взрослых и села на героин. Части тела на рисунке разделены. Она сказала, что это глаза, большой нос, руки, ноги и волосы. Хронологический возраст 5 лет 10 месяцев. Рисунок 48 Разъединенные части тела. Ребенок 5 лет с эмоциональным нарушением. НЕЛЕПЫЕ, ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА Эти термины, возможно, покажутся неопределенными, но как еще нам можно обозначить эти поражающие нелепостью и искаженностью рисунки, так очевидно отличающиеся от обычных и нормальных. Рисунок 49 Нарисован неуверенным мальчиком 5 лет из распавшейся семьи. Фигура человека разделена на части. Рисунок 50 Нарисован девочкой 6 лет 2 месяцев. Неуверенная. Чрезмерно боится чужих людей. ш Рисунок 51 Нарисован мальчиком 9 лет. Фобии и компуль-сивное поведение (навязчивости). Также имеют место признаки мозговой дисфункции. Рисунок 52 Нарисован тем же мальчиком, что и рисунок 51. Рисунок 53 Нарисован мальчиком 12 лет 10 месяцев. Очень низкая \спеваемость в школе. Ребенок воспитывается в плачевных условиях. ЗАЧЕРКИВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА Рисунок 54 нарисован девочкой 5 лет 6 месяцев. Сначала она нарисовала женскую фигуру с головой, глазами, зрачками, носом, ртом, руками и пальцами, ногами, в платье и обуви (этот рисунок соответствует ее хронологическому возрасту). Затем она энергичными штрихами перечеркнула нарисованное, как будто стремясь его полностью уничтожить. У девочки нарушения слуха в результате перенесенной матерью во время беременности коревой краснухи. Родители девочки разошлись, обстановка в доме была напряженная. Мать, доминирующая и властная, сидела дома и получала социальное пособие. Наша девочка (имеет младшего брата) — социально отзывчивый ребенок, но проявляет излишнюю вовлеченность в болезнь. Педагогу, отвечающему за программу обучения родителей, была известна атмосфера в этом доме, где эмоции просто кипят. Этот рисунок может быть интерпретирован как выражение крайне негативных чувств. Рисунок 54 ЖЕСТКИЕ, РОБОТОПОДОБНЫЕ ФИГУРЫ Негибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут принимать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их неудовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей. В таких рисунках часто проявляется эмоциональная незрелость. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой. На напряженную семейную атмосферу реагирует аллергией и пищевыми расстройствами Рисунок 55 (см. на обороте) нарисован мальчиком 4 лет 6 месяцев. Это неагрессивный ребенок с нормальным интеллектом. На прогулке убегает прочь или со словами «Пойдем к моему другу» предлагает свернуть, если проявляют грубость по отношению к нему. В рисунке обращает на себя внимание отсутствие рук, роботоподобность фигуры, состоящей из квадрата и прямоугольника. 4 Зак. № 4480 Дилео «о Рисунок 56 Рисунок семьи, созданный мальчиком 13 лет. Успеваемость в школе резко снизилась за последний год. Враждебен по отношению к учительнице, утверждает, что она ненавидит его. Рисунки 57 и 58 выполнены усыновленным мальчиком 11 лет со средним интеллектом, низкой мотивацией и уровнем притязаний, неудовлетворительной школьной успеваемостью, обескураживающей пессимистичной позицией. Энуретик. У него обедненный образ «я», называет себя глупым. Знает о своем усыновлении, недавно сказал приемной матери: «Как только я стану вам не по карману, вы тут же отправите меня назад?» В нарисованных им человеческих фигурах обнаруживается незрелость представлений о теле: практически нет различий между мужской и женской фигурой (даже волосы у обоих короткие). Рисунок 57 100 Рисунок 58 ЧРЕЗМЕРНАЯ ШТРИХОВКА Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тревожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно, генитальная зона. Я уже упомянул факт того, что чернокожие дети не заштриховывают лицо, если они, как и их белые ровесники, не испытывают беспокойства и озабоченности своим внешним видом, идентичностью, или это может выражать тревогу по поводу родительских разногласий и разрыва семьи. Маховер обнаружила чрезмерную активную штриховку, временами сконцентрированную на генитальной зоне, в рисунках подавленных детей в начале латентного периода. Я наблюдал, как несчастные дети зарисовывают солнце и как дети с ранним сексуальным развитием закрашивают окно в комнате, в которой огромная кровать располагается в самом центре рисунка. В связи со штрихованием уместно заметить, что в протоколах Роршаха оно является показателем тревожности. Согласно Эймсу (Ames), Метруа (Metraux) и Уолкеру (Walker), которые описывали тенденции развития с раннего детства через юность, штриховка редко встречается в латентном возрасте, достигая пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склонности в более юном возрасте могут быть показателем эмоционального расстройства. На рисунке 59, выполненном мальчиком 6 лет, нарисована его семья. Это усыновленный ребенок. Несмотря на свой интеллект, у него были нарастающие трудности в школе. Он осознавал свою исключительность и свое положение в семье. Его чувства к приемной матери были крайне противоречивы. В семье есть еще один усыновленный младший ребенок. Мальчики вместе уживались хорошо. В рисунке он изобразил своего брата, себя и мать. Он описал родительские фигуры, перечеркнув их в конце и сказав: «Моя мама бьет моего отца». Рисунок 59 105 РИСУНКИ БЕЗ ЛЮДЕЙ Согласно принципу, что дети рисуют то, что для них важно, изображение человека было и продолжает оставаться их любимым предметом. Это замечание, сделанное во второй половине XIX в. Коррадо Риччи, Лю-кенсом (Lukens) и позднее Бэллардом (Ballard) (Англия), Энгом (Eng) (Норвегия), Мюле (Miihle) (Германия) и Гудинаф (Соединенные Штаты), остается значимым даже в нашем веке технологических чудес. По мере интеллектуального и личностного роста ребенка человеческой фигуре предназначено пройти ряд трансформаций, но она продолжает, по крайней мере на протяжении латентного периода, оставаться центральным мотивом на пейзажах, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, светящее солнце, возможно, облако или два. Детям настолько несвойственно не изображать людей на рисунках, что это наводит на мысли о сложностях в межличностных отношениях. Как отмечал Энг, дети переносят ранее составленную схему человека в рисунки животных. Результат — четвероногое создание с человеческим лицом. Рисунок 60 Нарисован усыновленным ребенком со средним уровнем умственного развития 6 лет 9 месяцев. Сказал, что изобразил «даму, которая держит собаку и гуляет». У собаки человеческое лицо. Рисунок 61 Рисунок способной, но несчастливой девочки 12 лет 10 месяцев. Из-за преследующего ее страха смерти она отказывается спать дома одна. Мрачная картина с бесплодным деревом, облаками, забором. Людей на рисунке нет. ТЕМНЫЕ ОБЛАКА И ЗАШТРИХОВАННОЕ СОЛНЦЕ Многие нормальные дети придают яркость рисунку человеческой фигуры, добавляя солнце. Обычно солнце рисуется в виде дуги в одном из верхних углов листа бумаги. Солнышко изображается в виде улыбающегося личика, а линии, выходящие из него, представляют его лучи. Интересный факт — дети из разных уголков мира изображают солнце в одинаковой манере, как будто они собрались вместе и договорились. Детям несвойственно добавлять в рисунок грозовые тучи и темное солнце. Как правило, эти зловещие знаки рисуют несчастливые дети. Рисунок 62 (см. на обороте), которому очень подходит название «Печаль», спонтанно нарисован несчастной, тихой девочкой 11 лет. Она плохо успевает в школе, хотя у нее средний уровень интеллекта. Она не очень ладит со сверстниками. Ее тревога связана с домашней ситуацией: ее родители разошлись. Она нарисовала безлюдное место, умирающие, опадающие листья, темные облака, отсутствие людей. Рисунок 62 Рисунок 63 Нарисован девочкой 9 лет. Темное небо, черное солнце. Людей нет. Рисунок 64 ПО Рисунок 64 нарисован девочкой 7 лет, учится в школе глухонемых, так как не говорит, что изначально связывалось с сенсорно-нервной потерей слуха, но длительное наблюдение за отсутствием реакции на окружающих и безрезультатность тренировки речи в течение длительного периода времени указали на необходимость пересмотреть исходный диагноз, т. к. аудиометрия ненадежна, результаты ее сомнительны. У ребенка крепкое стройное телосложение, отсутствующий взгляд, большие мечтательные глаза, ангельское выражение, которое едва меняется, за исключением слабой улыбки в ответ на интенсивную стимуляцию извне. Она склонна к сотрудничеству, но пассивна и полностью безынициативна. Несложно установить и поддерживать зрительный контакт. Ее взаимоотношения с родителями, учителями и ровесниками поверхностны. Общий уровень функционирования соответствует уровню психического развития 6-летнего ребенка. Она спонтанно нарисовала этот рисунок, жестом показав, что это я. Одна из первых частей, которые она нарисовала, — это моя борода. Кроме этого на рисунке есть голова, глаза, нос, рот, уши (с отверстиями), тело, руки, кисти, ноги, ступни. Это на качественном уровне выражает умственное развитие шестилетнего ребенка. Завершая рисунок, она решительно стала закрашивать туловище и часть лица. Чрезмерное закрашивание — характерная черта всех ее рисунков. Оно интерпретируется как показатель тревожности. Рисунок подтверждает впечатление от ее поведения и в совокупности с неэффективностью занятий позволяет заключить, что ее задержка речи не связана с повреждением слуха (если это вообще присутствует в ее случае), а именно психобиологические факторы играют первостепенную роль в сохраняющемся, несмотря на коррек-ционные занятия, отсутствии речи.
|
|||
|