![]()
|
|||
Dileo J.H. 1 страницаСтр 1 из 8Следующая ⇒ Dileo J.H. Chidren Drawungs AS DIAGNOSTIC AIDS ДЖОН ДИЛEO детский рисунок ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АПРЕЛЬ ПРЕСС ЭКСМО-ПРЕСС) 2 0 0 1 ББК88.8 Д46 Перевод с английского Е. Фатюшиной Под редакцией Е. Рыбиной Серийное оформление художника М. Орловой Серия основана в 2000 году Дилео Д. Д 46 Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»). ISBN 5-04-007552-9 СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................5 Часть 1. ОБЗОРНАЯ......................................................7 1. Рисунок начинается с круга.......................................7 Рисунки дошкольников..............................................8 Что изображает примитивный круг?.......................19 Количественные и качественные характеристики детских рисунков............................24 2. Изображение тела.....................................................27 Рисует ли ребенок человека по собственному образу?.........................................28 Рисунки детей разных национальностей.................30 Изображение тела и восприятие..............................31 3. Познание...................................................................35 Рисунок как выражение умственного возраста.......36 Роль воображения в познании.................................38 4. По ту сторону познания...................................................................39 Рисунки выражают больше, чем только умственный возраст.......................*.....40 Ограничения теста Харриса—Гудинаф...................41 Рисунки страдающих неврологическими нарушениями............................................................43 Необходимость учета перспективы развития..........46 5. Детские рисунки как проективная техника.............49 Проявление чувств и личностных характеристик............................................................50 Графическое изображение уверенности и неуверенности...........................................................51 Пропуск верхних конечностей.................................53 Выделение рук и пальцев.........................................61 Маленькие, неустойчивые ноги...............................65 Преувеличенные размеры родительской фигуры.........66 Скрывание генитальной зоны..................................68 Тщательная прорисовка гениталий..........................71 Спутанность половых ролей.....................................76 Гомосексуальные тенденции....................................85 6. Проявление эмоциональных расстройств в рисунках.................................................................87 Разрозненные части тела..........................................88 Нелепые, эксцентричные рисунки человека...........90 Зачеркивание изображений человека......................95 Жесткие, роботоподобные фигуры..........................97 Чрезмерная штриховка...........................................101 Рисунки безлюдей.................................................104 Темные облака и заштрихованное солнце............ 107 Игра в закорючки...................................................112 7. Творчество и психическое здоровье.......................113 Рисунок как творческая деятельность...................114 Арт-терапия в психиатрическом лечении.............115 Часть 2. РИСОВАНИЕ СЕМЬИ...............................117 8. Ребенок и его семья...............................................117 Неполная семья......................................................119 Ядерная (нуклеарная) семья..................................119 Расширенная семья................................................120 9. Тест «Нарисуй свою семью»..................................121 Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках................................122 Рисунок семьи как проективная техника.............. 128 10. Индикаторы семейных отношений......................131 Отсутствие члена семьи........................................132 Отсутствие себя в рисунке....................................133 Расположение в пространстве.............................. 136 Сходство нарисованных фигур............................. 137 Соотношение размеров фигур.............................. 138 Переживание развода............................................138 Роль в семье...........................................................142 Включенность и изоляция....................................143 11. Маленький всезнайка...........................................149 Часть 3. РИСУНКИ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ.............155 12. Влияние зрения, осязания и движения на развитие представлений детей.........................155 Зрение и осязание.................................................156 Чувство и движение..............................................158 13. Влияние сенсорных нарушений на образ тела..........................................................161 Нарушения зрения................................................162 Нарушения слуха................................................... 165 Нарушения речи....................................................171 14. Влияние двигательных нарушений на образ тела..........................................................175 Двигательные нарушения.....................................176 Органическое поражение мозга...........................176 15. Дети с физическими нарушениями.....................187 Отражается ли в рисунке заболевание ребенка?.................................................................188 Часть 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ........193 16. Определение понятия «неспособность к обучению»...........................................................193 17. Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению.............195 Нарушения восприятия.........................................196 Минимальная мозговая дисфункция 1.................197 Перцептивно-моторные нарушения.....................199 Персеверация.........................................................210 18. Дислексия..............................................................213 19. Рисунки умственно отсталых детей.....................223 20. Врожденные нарушения обмена веществ...........229 Фенилкетонурия....................................................230 Фенилкетонурия 1.................................................231 Фенилкетонурия 2.................................................234 Фенилкетонурия 3.................................................239 Фенилкетонурия 4.................................................241 Болезнь «кленового сиропа».................................243 21. Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами............................245 Эпилог.........................................................................251 Приложение................................................................255 Порядок проведения рисуночных тестов.............256 Валидность и достоверность детских рисунков.................................................................257 Джон Дилео ДЕТСКИЙ РИСУНОК: ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Известно, что рисование — одно из самых любимых детских занятий Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем можно узнать из детских рисунков, как «читать» эти сообщения, как использовать их в работе с детьми — рассказывает эта книга. Написанная доступным языком, снабженная множеством иллюстративных примеров и содержащая краткие сведения по всем основным вопросам, она станет прекрасным помощником в изучении этой темы. Для психологов, психотерапевтов, всех, кто работает с детьми, а также родителей. ББК 88.8 ISBN 5-04-007552-9 © Перевод, оригинал-макет. ООО «Апрель Пресс», 2001 © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2001 ВВЕДЕНИЕ Свою предыдущую работу я практически полностью посвятил анализу естественного хода развития рисования. В силу своей удивительной универсальности этапы этого развития служат подтверждением психобиологического единства человечества. По-прежнему сопротивляясь влиянию культуры, которое приводит к искажению этого базового единства, современный ребенок, где бы он ни жил, подобно своим ближайшим и давним предкам, выражает посредством рисунка свое раннее восприятие окружающих его людей и предметов. Независимые наблюдатели во многих странах мира получили доказательства единства последовательности этапов, через которые ребенок приходит к взрослому взгляду на мир — визуальному реализму. Но пока ребенок все еще воспринимает естественно, его графические представления очень своеобразны, совсем не похожи на фотографии. В конце концов большинство детей войдут в колею и будут смотреть на мир общепринятым образом. В данной книге будет представлено более глубокое и масштабное, по сравнению с предыдущей книгой, исследование самых значимых отклонений, а также будет сделана попытка показать, как рисование может быть использовано в качестве дополнительной диагностической методики. Нежелание, с которым дети вербально выражают свои мысли, часто противоречит непринужденности, с которой ребенок управляется с цветными карандашами и бумагой, невольно выражая то, что он не может высказать словами. Рисунки были сделаны во время индивидуальных сеансов в одинаковых условиях. Порядок предъявления не изменялся. Дети дошкольного возраста и те, кто никак не хотел отпускать заботящихся о них взрослых, были обследованы в присутствии родителя, родного или приемного, или опекунов, или нянь. Все закономерности сформулированы лично мною. Дети, принимавшие участие в исследовании, живут с родными родителями, если нет соответствующих оговорок. РИСУНОК НАЧИНАЕТСЯ С КРУГА Рисунки дошкольников Что изображает примитивный круг? Количественные и качественные характеристики детских рисунков РИСУНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Как только ребенок достигает 3-летнего возраста, в динамике его рисунков появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Вскоре они превращаются в отдельные кружки, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это крупное достижение. От кинестетического рисунка, радости запечатле-ния движения постепенно возникнет более сильное удовлетворение от создания образов увиденных предметов. Как и его древние предки, ребенок обнаруживает, что он может создавать образы. Универсальность феномена вызвала активные размышления о значении круга как самого раннего выражения изобразительного искусства. Интерпретация, судя по всему, зависит от предубеждений исследователя. Кто-то может рассматривать это как функцию координации, возникающую вследствие созревания нервной системы, что позволяет 3-летнему ребенку делать то, чего он не мог раньше. Другой может интерпретировать этот феномен с психоаналитической точки зрения как выражение первого восприятия ребенком груди матери. Фактически круг — это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Ребенок будет продолжать использовать круг при изображении самых разнообразных деталей — головы, глаз, рта, туловища, ушей и даже волос. Дети, не видевшие женской груди, брошеные или разлученные с рождения со своими матерями и воспитанные в специализированных учреждениях, точно так же начинают свою изобразительную деятельность с круга. Возможно, это и есть проявление коллективного бессознательного? (Рисунки 1, 2, 3.) Рисунок 1 Спонтанный рисунок девочки 2 лет 6 месяцев, с рождения живущей в доме младенца. Искусственно вскормлена и никогда не видела грудь. Рисунок 2 Он отражает переход от преимущественно беспорядочных движений к некоторым элементам изображения. Девочка, 3 года 3 месяца, недоношенная (вес при рождении примерно 950 г). С рождения находится в доме младенца, вскормлена искусственно. Обратите внимание на круги. Рисунок 3 Спонтанный рисунок девочки 3 лет 9 месяцев с рождения вскормленной искусственно. В возрасте 1 месяца переведена из дома младенца в детский дом. Рисунок — изображение, в основном круги. Воображение освобождает дух от «оков реальности». Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы. Ликвет (G. Н. Luquet) назвал это интеллектуальным реализмом, чтобы развести это явление с визуалъньш реализмом взрослого. Величайшие художники нашего времени, в частности Клее, пытались вернуться к воспоминаниям детства и детским способностям изображать увиденное. Пиаже выяснил, что переход от интеллектуального реализма к визуальному реализму свойственен не только рисованию, но характеризует все психические процессы ребенка — реальность ребенка создана его собственными умозаключениями, а видение ребенка искажено его идеями. Коррадо Риччи (С. Ricci) в работе 1885 г. отмечал, как дети рисовали то, о существовании чего они знали, а не то, что видели на самом деле, приводя в пример удивительные репродукции рисунков, изображающих людей, видимых через корпус кораблей, всадников, у которых при этом видны были обе ноги, и звонаря в колокольне. То, что существует, должно быть показано. Анализируя первую стадию развития фигуративного искусства, И. Пиотровска (I. Piotrowska) рассказывает, как дети рисуют известную, но не видимую действительность и как увеличиваются фигуры под влиянием аффективных и экспрессивных воздействий. X. Энг (Н. Eng) изучала рисунки своей племянницы с самых первых каракулей до работ девочки в возрасте 8 лет. Ее наблюдения подтвердили данные исследователей из других стран: самый первый наиболее узнаваемый рисунок — это обычно человеческая фигура, и тот факт, что ребенок рисует то, что он знает, а не то, что видит. Ребенок рисует человека одинаково, независимо от того, есть ли перед ним человек или другая модель, или он рисует по памяти. М. Прудомью (М. Prudhommeau) утверждает, что ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует свое представление о предмете. В. Вульф (W. Wolff) замечает, что детское искусство отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунки, — это эмоциональный фактор. Г. Г. Сперинг (Н. G. Spearing) обнаружил, что дети не пытаются нарисовать то, что они в действительности видят, они рисуют то, что помнят; только позже на них повлияет их актуальное восприятие, а также советы, инструкции и руководство. X. Рид (Н. Read) согласился с тем, что рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения. Также он отмечал, что изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы. На страницах 103 и 104 моей книги «Дети и их рисунки» вы можете найти удивительный пример рисунка того, что существует. Дошкольник нарисовал то, что он назвал коровой, и перевернул лист бумаги, чтобы пририсовать сзади хвост; этот сюжет перекликается с рассказом Спиринга о маленькой девочке, которой предъявили рисунок птицы в профиль и которая спросила, почему у птицы один глаз, после чего неудовлетворенная объяснением девочка перевернула лист бумаги и на оборотной стороне нарисовала другой глаз. Приведенные мною выводы исследователей еще раз подтверждают, что рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение, что они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунки характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, т. к. в изображении при- н сутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы. Утверждение Арнхейма (R. Arnheim) о том, что ребенок рисует то, что видит, на мой взгляд, находится только в семантическом конфликте с приведенными другими мнениями. Конфликт вращается вокруг слова «видит». Если я правильно понимаю Арнхейма, он использует слово «видеть» не в качестве обозначения только лишь восприятия. Он не уравнивает образ на сетчатке глаза и образ, полученный на линзе фотоаппарата. Он считает, что глаз уже сделал свой выбор среди множества стимулов, которые составляют изображение. Этот выбор уже является психическим процессом и выражением визуального мышления. То, что видим мы, то, что видит ребенок, это не то же самое, что отражается на линзе фотоаппарата. Я могу добавить, что по той же самой причине двое людей смотрят на один и тот же предмет, но воспринимают его по-разному. Подобно тому как это изображено на картинке в журнале, изображающей прогуливающуюся пожилую пару. Им навстречу идет привлекательная, хорошо одетая девушка. Перед мужем и женой возникают образы того, что каждый из них видит, глядя на нее. Жена видит платье, а муж девушку — без платья. На то, что мы видим, — это касается и ребенка, — влияет то, что мы уже видели, то, что помним в этот момент и что чувствуем и думаем по этому поводу. Обобщая, можно сказать, что исследователи дают следующие ответы на вопрос «Что рисуют дети?»: 1. То, что для них важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья. 2. Что-то, но не все, известное им о предмете. 3. То, что в этот момент вспомнилось. 4. Идея, окрашенная эмоциями. 5. То, что видят (в том смысле, который вкладывает в эти слова Арнхейм). 6. Внутреннюю, незримую реальность. Следовательно, дети — экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца. Рисунок 4 Излюбленный объект рисования для ребенка — человек. Рисунок 5 Животные — второй любимый объект для рисования после фигуры человека. Рисунок б Верблюд, нарисованный мальчиком в возрасте 5 лет 4 месяца. На рисунке переданы все основные элементы: горбы и длинная шея. Ноги также присутствуют; их соответствие реальному количеству не так важно. Рисунок 7 Ковбой верхом на лошади набрасывает лассо на бычка. Возраст ребенка 6 лет 8 месяцев. ЧТО ИЗОБРАЖАЕТ ПРИМИТИВНЫЙ КРУГ? «Библия говорит о том, как Всевышний закончил творение созданием человека. Поворачивая ход событий вспять, дети начинают свое творчество с создания человека». Коррадо Риччи «I'Arte dei Bambini» То, что может показаться простым вопросом, имеет первостепенное значение, так как относится к толкованию самых ранних рисунков человеческой фигуры. Поддерживаемое большинством мнение состоит в том, что ребенок рисует человека посредством изображения наиболее важных его черт. Даже младенца ничто так не интересует, как лицо с глазами, которыми человек смотрит, ушами, которыми он слышит, ртом, которым говорит и улыбается. Очарованный его круглой формой, он выбирает именно эту часть тела для изображения человека. Следующий этап — попытка снабдить ее «приложениями», которые передвигают ее с места на место. Отсюда — смешная фигура, которую рисуют дети 4—5 лет. Она вполне соответствует своему названию «головастик», «головоног», т. е. маленький человечек, у которого голова плавно переходит в ноги, который так нереален, но в котором уже безошибочно узнается человек. Но есть и другие взгляды: Бритч (Britsch), Мюле (Muhle) и особенно Арнхейм, который в «Безымянных головастиках» спорит с общепринятым мнением, которое называет «самым поразительным случаем неверного истолкования по причине реалистического уклона». Он (Арнхейм) утверждает, что туловище не упущено, т. к. оно включено в круг, и, следовательно, конечности прикреплены правильно, и что термин «головас- тик» является ошибочным и обманчивым (Р. Арнхейм. «Искусство и визуальное восприятие»). Позже, после 5 лет, когда ребенок начинает рисовать второй круг, чтобы изобразить тело, первенство головы подчеркивается ее преувеличенным размером. Арнхейм не согласен с теми, кто полагает, что голова нарисована большой потому, что это самая важная часть и символизирует человека. Он приписывает гиперболизацию головы очевидному недостатку пространства, где другие части не нарисованы потому, что ребенок нарисовал большой круг в центре листа (рис. 8). В этом споре я вынужден не согласиться с Арн-хеймом, т. к. я просмотрел бесчисленное количество рисунков, на которых круг и штрихи ясно изображают голову и ничего более. Типичный пример — рисунок 9, который нарисован девочкой 38 месяцев. В процессе рисования она называла части в следующем порядке: ноги, лицо, глаза, руки. Закончив рисовать, девочка отдала свое творение мне со словами: «Это мама». Рисунок свидетельствует о смышлености своего творца и выражает концепцию представления о теле 4-летнего ребенка. Кроме того, он производит впечатление, что ребенок определяет круг как лицо, на котором нарисованы глаза. Рисунок 10, нарисованный ребенком 4 лет 10 месяцев, ясно показывает, что отсутствие туловища не обусловлено отсутствием пространства, и голова так непропорционально огромна не потому, что остальное не могло быть помещено в оставшееся свободным пространство. Рисунок 8 Преувеличенное изображение головы человека, нарисованного девочкой из детского дома. Возраст 4 года 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Туловище на рисунке отсутствует. Исследователю она сказала, что это большая голова. Рисунок 9 Фигура человека, нарисованная девочкой в возрасте 3 года 2 месяца. Она указала на круг и сказала, что это ее лицо. Это утверждение ясно отражает, что круг не включает в себя туловище. Рисунок 10 Человеческая фигура, нарисованная девочкой в возрасте 4 лет 10 месяцев с нормальным интеллектом. Отсутствие туловища очевидно не вызвано недостатком пространства. Рисунок 11 Нарисован девочкой 5 лет 7 месяцев. Отсутствие туловища не может быть объяснено нехваткой свободною пространства. Рисунок 12 Рисунок выполнен способной девочкой, китаянкой, возраст 5 лет 3 месяца. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ Связь количественных различий в рисунках человеческой фигуры с хронологическим и умственным возрастами является основой для оценки интеллекта. Согласившись с тем, что в рисунках могут быть установлены качественные различия, мы столкнемся с различными точками зрения относительно значения этих различий. Множество работ, посвященных данной теме, отражает ту важность, которую эта проблема приобрела для психологов, педиатров, воспитателей и художников. Можно сказать, что мы все знаем о том, что в самом ребенке таится некое откровение, что-то исключительно личное, что может помочь понять ребенка и его проблему. Помимо индивидуальных особенностей в рисунке есть общие, всеобъемлющие характеристики, обозначаемые такими словами, как гротескный, эксцентричный, искаженный, рассогласованный, сжатый, неопределенный, подавленный, слабый», или их антонимами: реалистичный, приятный, соразмерный, согласованный, экспансивный, конкретный, свободный, смелый. Валидность рисунков фигуры человека как выражение умственного возраста была установлена и не оспаривается. Будет ли сказанное так же очевидно относиться к рисункам как выражению индивидуальности? Есть ли отдельные пункты или общие характеристики, которые могут быть связаны с поведенческими паттернами? Если это так, могут ли они составлять основу для оценочной шкалы? Обзор литературы показывает, что было предпринято множество попыток, чтобы внести научную объективность в то, что продолжает быть высоко субъективным, — клиническую процедуру. Особенно интересова- лась этой проблемой Маховер (К. Machover), которая внесла свой значительный вклад в интерпретацию детских рисунков. Я хочу подчеркнуть, что считаю основной предпосылкой любой валидной интерпретации ее высказывание: «Знание логики развития необходимо, даже если мы рассматриваем девиацию, которая является незрелым состоянием нормально развивающейся психики». ИЗОБРАЖЕНИЕ ТЕЛА Рисует ли ребенок человека по собственному образу? Рисунки детей разных национальностей Изображение тела и восприятие «Опыт собственного тела — основа для других жизненных опытов». Пол Шилдер РИСУЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЧЕЛОВЕКА ПО СОБСТВЕННОМУ ОБРАЗУ? Становление представлений ребенка о том, как выглядит тело, отражено в возрастающей сложности рисунка человека. Поразительное сходство этапов этого процесса у детей разных стран и разных эпох — факт, подтверждающий базовое единство человечества, точнее говоря, биологическое родство, которое распространяется на гораздо менее выраженную реальность мышления и эмоций. Основное в концепции тела — осознание своего собственного тела. Восприятие себя — это тот базис, благодаря которому ощущения, полученные из окружающего мира, наполняются смыслом, что происходит в течение второй половины первого года. Младенец постепенно начинает осознавать, что он отделен от среды и что диада «мать — ребенок» не представляет собой единства. Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и в конце концов реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается постепенное приобретение чувства индивидуальности. Какое-то время я тоже присоединялся к широко распространенному мнению о том, что рисунок ребенка — это рисунок самого себя. С тех пор я усомнился в этом утверждении, несмотря на очевидное единодушие многочисленных специалистов в этом вопросе. Будем считать установленным тот факт, что большинство детей рисуют человека своего пола, но также верно, что спонтанный рисунок человека изображает взрослого, а не ребенка. Кажется, что ребенок больше интересуется взрослыми, чем самим собой. Только позднее, когда он будет достаточно взрослым, чтобы нарисовать свою се- мью, он укажет на одну из фигур среди своих братьев и сестер и скажет: «Это я». Есть случаи, в которых ребенок недвусмысленно изображает себя: например, окруженный страхами и тревогами, он рисует рыдающего ребенка. Многолетние наблюдения и изучение рисунков привели меня к выводу о том, что, когда ребенок в порядке и далек от тревог, его интеллект свободен, поведение открыто. Реагируя на окружающее, ребенок, очарованный внешним миром, забывает себя и изображает в рисунках скорее концепцию человечества, чем себя. Свое уже включено и поглощено. Похожая ситуация наблюдается и в физическом аспекте: в повседневной суете мы не ощущаем сердце или желудок до тех пор, пока они не беспокоят нас. Чем лучше мы себя чувствуем, тем меньше мы склонны беспокоиться или даже думать о самих себе. Ребенок, не испытывающий тревог, забывает себя, окруженный множеством людей и вещей. И когда он рисует человека, вероятнее всего, результатом будет схема, которая отражает значение взрослого в его мире. Если моя интерпретация верна, то она делает более валидным применение рисования для диагностики детей с эмоциональными проблемами. Их рисунки будут содержать символические элементы, отражающие их расстройства. Рисунки хорошо приспособленных детей удивительно схожи. Рисунки же детей с эмоциональными проблемами поразительно различны, так как у каждого ребенка свой вид расстройства.
|
|||
|