Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Dileo J.H. 6 страница



ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ В РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ НЕСПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Нарушения восприятия Минимальная мозговая дисфункция Перцептивно-моторные нарушения Персеверация

НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Что такое нарушение восприятия? Ответ на этот вопрос будет зависеть от концепции восприятия.

Для практических целей Форгус (Forgus) опреде­лил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установ­ления связи с ранее пройденным и сохраненным вво­дом информации, индивидуальностью и мотивацией. Вместе эти элементы процесса обусловят ответную ре­акцию человека на воздействия внешнего мира.

Пиаже выделял обучающий аспект: мы учимся видеть. Воспринимаемый материал должен быть прора­ботан до того, как он станет знанием.

Гештальт-психологи подчеркнули врожденную способность организовывать перцептивный материал.

Если считать восприятие интерпретацией посту­пающей информации, то нельзя не учитывать роли пре­дыдущего опыта. Однако этот взгляд не отрицает суще­ствования врожденной способности различать форму.

Опыты на животных и младенцах Фанца (Fantz) показали существование взаимодействия между врож­денными, развивающими, а также обучающими фак­торами в развитии функций восприятия.

Арнхейм отверг общепринятый взгляд, что чув­ства собирают воспринимаемый материал, а высшие когнитивные функции переделывают его в концепции. Он выделил активную избирательность зрения, неот­делимую от восприятия и познания, и обозначил этот союз термином «зрительное мышление».

В свете упомянутых теоретических объяснений и экспериментальных данных нарушения восприятия мож­но определить как дефект одного и более механизмов, включенных в извлечение информации из ряда сенсор­ных стимулов.

Взаимодействие между чувством и движением в вос­приятии более точно обозначить термином «перцептив­но-моторное», получившим большое распространение среди специалистов.

Согласно гипотезе Пиаже, восприятие предше­ствует стадии дооперационального мышления, и, сле­довательно, неправильно воспринятый материал кор­ректируется умственными операциями. Согласно Пиа­же, стадия операционального мышления наступает в возрасте 7—8 лет. До этого времени ребенком воспри­нимаются только внешние свойства предметов. Возмож­ность корректировать эти несоответствия у каждого ребенка своя, главный фактор — это интеллектуаль­ные операции.

Если исключить эмоциональные причины неуспе­ваемости ребенка, то невозможность научить ребенка среднего или высокого интеллектуального развития, по­хоже, зависит от нарушения перцептивно-моторного до­операционального уровня. Поэтому у детей со средним IQ могут быть трудности в обучении чтению и письму.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ1

Церебральная дисфункция может быть установле­на по лабораторным данным или по симптомам, ти­пичным для пациентов с нарушениями мозга в резуль­тате травмы или болезни.

«Минимальная мозговая дисфункция» — термин, используемый в неясных случаях, когда отсутствует од­нозначное" объективное свидетельство патологии мозга.

' Минимальная мозговая дисфункция — незначитель­ное нарушение деятельности головного мозга, которое мо­жет проявиться в виде дислексии, дисграфии, гиперактив­ности или задержки психического развития. — Прим. ред.

Неврологическое обследование, включая рентген и элек­троэнцефалограмму, иногда не может обнаружить ниче­го, кроме неясных или пограничных девиаций от нормы. В этих случаях, несмотря на свидетельства дисфункции, использование терминов «повреждение мозга» или «трав­ма мозга» неудачно. В результате дискуссий было реше­но, что более подходящий термин в этих случаях — «ми­нимальная мозговая дисфункция», так как при этом нет доказательств того, что очаг нарушения в мозге.

Те, кто сталкивался с этой проблемой, знают, что многими родителями этот диагноз воспринимается как неизлечимый и безнадежный, хотя это не более чем название совокупности симптомов синдрома, который обычно проявляется в бесцельной деятельности, невни­мательности, неуклюжести, конкретности мышления, персеверации. Тогда как сам ребенок, судя по всему, получает удовольствие от своей непрерывной бесцель­ной активности, его поведение угнетает родителей. Осо­бое беспокойство возникает, когда из-за этого ребенок пропускает занятия и не может учиться.

Иногда на ребенка навешивают ярлык «органи­ка», вместо того чтобы помочь ему преодолеть его про­блему (что можно сделать и без ярлыка). Есть методы, с помощью которых перцептивно-моторная дисфункция, искаженные представления о теле и другие недостатки могут быть преодолены. Перцептивные тренинговые программы, например такие как метод Фростига, до­казали свою эффективность. В этом случае детей целе­сообразно назвать «детьми, которым нужны перцептив­ные тренинги», или что им там может быть нужно, тем более что такая формулировка проблемы, разумеется, звучит не столь угрожающе для тех родителей, которые огорчены диагнозом церебрального повреждения с его необратимыми последствиями.

Не всегда благоразумно называть вещи своими име­нами, особенно если терминов может быть несколько.

ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше результаты, и точно так же ранняя диагностика угрожающей проблемы обеспечит возможность эффек­тивной профилактики.

Рисунки могут быть самыми действенными сред­ствами в обнаружении перцептивно-моторных наруше­ний, обуславливающих затруднения в обучении чтению и письму, т. к. эти навыки основаны на способности распознать и использовать символы нашего языка, ко­торые могут слабо различаться по форме, но сильно по значению. Ребенок с нарушением восприятия может не замечать различий формы или может не различать язы­ковых символов.

В рисунках 105—109 обнаруживается затруднение гештальт-функции. Мальчик 4 лет не может скопировать крест, хотя вполне способен скопировать его составные части, когда они представлены отдельно. Крест демонстрируется снова и сно­ва, но в ответ он рисует закорючки. Для нас и для большин­ства детей 3 лет крест — это не просто две линии, это пат­терн, в котором две линии находятся в определенном отно­шении, но этот ребенок не воспринимает его как паттерн. Диагностика в 5 лет 8 месяцев показывает, что есть несоот­ветствие между умственным возрастом этого же ребенка, оце­ненным по тесту Стэнфорд—Бине, и его рисунком человека. С IQ 92 в возрасте 5 лет 8 месяцев он рисует человека на уровне ребенка 4 лет 6 месяцев (рисунок 110). Как характерно для гиперактивных детей, его социальный коэффициент ни­зок — 75 баллов по шкале Вайнлэнда. На рисунке 111 он по­пытался написать свое имя (Патрик). На рисунке 112 он сде­лал прекрасную копию квадрата, но на рисунке 113 мы ви­дим плохо нарисованный треугольник с незавершенной вер­хушкой.

Рисунок 105 Спонтанный рисунок 4-летнего ребенка.

Рисунок 106

Повторная попытка изобразить крест, нарисован­ный экспериментатором.

Рисунок 107

Вполне удавшаяся копия вертикальной линии (со­ставной части креста).

Рисунок 108

Хорошая копия горизонтальной линии, состав­ляющей другую часть креста.

Рисунок 109.

А это результат того, что получилось, когда его снова попросили нарисовать крест. Он не вос­принимает фигуру как образец.

Рисунок ПО

Вторая попытка изображения человека на просьбу

экспериментатора: «Теперь нарисуй человека

целиком», — в возрасте 5 лет 8 месяцев. Рисунок

фигуры на уровне 4 лет 6 месяцев.

Рисунок 111

Попытка написать имя.

Рисунок 112

Копия квадрата, нарисованного экспери­ментатором.

Рисунок 113

Копия треугольника.

Рисунок 114 выполнен девочкой 8 лет 5 месяцев с подозрением на органическое поражение моз­га. По тесту интеллекта Векслера (Wise) резуль­таты получились следующие: вербальный — 91, невербальный — 87, по общей шкале — 88, в то время как по рисунку человека ее IQ — 71. Это еще один пример несоответствия коэффициен­тов интеллекта, определенных по стандартизи­рованным и рисуночным тестам. Копии геомет­рических фигур искаженные и перевернутые.

Рисунок 115

Копия ромба, выполненная мальчиком 9 лет 10 месяцев с диагнозом минималь­ная мозговая дисфункция. Это гиперак­тивный, рассеянный ребенок. Отверже­ние сверстников он компенсирует пере­еданием (нарисовал свою семью за обе­дом). Это очень характерный для детей с таким диагнозом рисунок, особенно «уши», появившиеся при копировании.

8 Зак. № 4480 Дилео

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Тенденция в течение долгого времени монотонно повторять слова или действия — это черта поведенчес­кого комплекса, обычно называемая минимальной дис­функцией мозга. Основа проблемы — трудности кон­центрации внимания ребенка. Очень рассеянный, еще не способный отвлечь внимание от привлекшего его объек­та, ребенок склонен повторять те же самые фразы снова и снова, раздражая свою мать, или продолжать делать одно и то же.

На рисунках 116 и 117 представлены два примера персеверации. На первом девочка 12 лет 6 меся­цев копировала образцы зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, но вместо того, чтобы ограничиться 12 точками на тестовой карте №1, она продолжает ставить их, пока не заканчивает­ся строка. То же самое монотонное повторение видно на ее копии тестовой карты № 2 с 11 груп­пами по три наклонных кружка. Она изобразила 26, больше просто не поместилось. Рисунок 117 — ответ на тест «Нарисуй рисунок» мальчика 6 лет пограничного уровня умственно­го развития. Его поведение указывает на дисфун­кцию мозга, вероятно, обусловленную несовмес­тимостью резус-факторов. Вместо изображения од­ной он нарисовал 12 однотипных человеческих фигур.

Рисунок 116

Девочка 12,5 лет с неспособностью к обучению. Обратите внимание на персеверации в копиях фигур Бендер. Нарушение сенсомоторной сфе­ры. Высоко развиты вербальные навыки. Труд­ности с математикой. У матери была угроза вы­кидыша на 7-м месяце беременности.

Рисунок 117

Персеверация — результат теста «Нарисуй чело­века».

18 ДИСЛЕКСИЯ

Трудности в освоении чтения — распространенная причина неспособности к обучению и нарушений пове­дения. Дислексия затрагивает около 10% американских школьников и интенсивно исследуется учителями, не­врологами, психологами и лингвистами. Ее причины приписываются генам, дисфункции мозга, зрительным нарушениям, нарушению восприятия, смешанной лате-рализации, плохому обучению, культурной депривации и недостатку фонетического постоянства английского языка. Среди многих попыток определить дислексию я выбрал определение невролога Макдональда Критчли, который охарактеризовал ее как «сложность в обучении чтению, которая конституциональна и часто генетически обусловлена, не связана с общей умственной задержкой, базовой эмоциональной нестабильностью или серьезным физиологическим (включая офтальмологический) дефек­том».

Основная проблема при дислексии не в том, чтобы увидеть, а в том, чтобы понять увиденное. Для того что­бы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен уметь приписывать значение маленьким различиям в имеющих два измерения зрительных символах, которые помогают отличить «р» от «g» и «Ь» от «d», так же как и осознание слева направо направленных предложений в нашем языке. Интересно отметить, что сложность в чтении встречает­ся реже среди китайских и японских школьников пото­му, что они учат пиктографический язык. Обучение чте­нию проще в тех странах, где язык фонетичен, напри­мер как в Италии, где каждая буква произносится.

Дети, попадающие в группу риска по дислексии, могут быть выявлены еще до школы. Ребенок 4—5 лет, у которого имеются сложности в распознании и воспро­изведении простых геометрических форм и чьи рисун­ки людей ниже ожидаемого уровня, нуждается в тре­нировке восприятия, коррекции представлений о теле и пространственных отношениях.

Сложность в ориентации право—лево и невозмож­ность установить латералиту — это связанные с дислекси­ей симптомы, но это не причины дислексии.

Коррекционные меры не должны откладываться до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и пози­тивная мотивация первоклассника.

Рисунок 118

Эта девочка 5 лет 7 месяцев попыталась изобра­зить буквы «d», «b», «q» и «р». Она нарисовала круг, палочку, но перепутала их направление. Пока не улучшится ее восприятие этих штри­хов, она не научится ни читать, ни писать.

Рисунок 119

Неспособность воспринимать буквы у девочки 7 лет, которая обнаруживается раньше, когда ре­бенок не может скопировать простые геометри­ческие фигуры, такие как крест, квадрат. Вовре­мя поставленный диагноз дает возможность для тренинга, перед тем как ребенок поступит в школу.

Рисунок 120

Сделан мальчиком 10 лет 8 месяцев с дислексией и средним уровнем интел­лекта. Его рисунок выполнен на уров­не ребенка 6,5 лет.

Рисунок 121

Выполнен мальчиком 12 лет 4 ме­сяцев с дислексией. По рисунку его умственный возраст соответ­ствует уровню 8-летиего ребенка, в то время как по IQ-тесту — 105. Он родился в срок, но с малень­ким весом (1кг 566 г).

Рисунки 122—124 выполнены мальчиком 7 лет 6 месяцев с диагнозом дислексия. По шкале Стэн-форд—Бине его умственный возраст соответству­ет 6 годам 2 месяцам. Обнаружена перекрестная латерализация (доминирующее полушарие) — правая рука, левый глаз.

Рисунок 122

Зеркальное изображение букв

Рисунок 123 Копия ромба

Рисунок 124

По тесту Харриса—Гудинаф умственный воз­раст соответствует 5 годам 6 месяцам. Прими­тивное изображение тела.

Рисунок 125 Попытки девочки 9 лет скопировать ромб.

РИСУНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

В 1926 г. Гудинаф опубликовала первую шкалу об­работки данных для измерения интеллекта на основе ри­сунков человека. Простота в обращении, применимость практически ко всем детям и, прежде всего, его валид-ность сделали тест одним из самых широко используемых в психологии. Гудинаф использовала балльную систему оценки каждого элемента и общего подсчета. В 1963 г. Д. Б. Харрис опубликовал свою модификацию шкалы. Даль­нейшие усовершенствованные оценки были предложены в 1970 г. в публикации Национального центра статистичес­ких данных по здоровью. Читатель может обратиться к трем классическим исследованиям с детальным описани­ем методов, используемых для измерения интеллекта.

Анализ рисунков умственно отсталых детей показы­вает, что рисунок 10-летнего ребенка с умственным воз­растом 5 лет будет в значительной степени отличаться от рисунка 5-летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунок ребенка с умственной отсталостью будет дезор­ганизованным, слабо интегрированным, и хотя количе­ство баллов одинаковое, часто будут пропущены некото­рые простейшие элементы, тогда как более сложные эле­менты почти не встречаются в рисунках младших детей.

Многие дети с задержкой умственного развития так­же имеют серьезные эмоциональные проблемы, особен­но те, кто отстает не намного, осознают свои недостатки. Так близко... и еще так далеко!

На рисунке 126 девочка 7 лет 5 месяцев, интеллекту­ально недоразвитая, нарисовала фигуру с руками и вер­ным количеством пальцев, но пропустила туловище. Рисунок 127 нарисован мальчиком 6 лет 8 месяцев с синдромом Дауна, рисунок дезорганизован и нерас­познаваем. Ребенок назвал очертания рук, волос и ног. Примеры отсутствия более очевидных частей тела, в то время как нарисованы зрачки, можно увидеть на рисунках 128 и 129.

Рисунок 126

Рисунок 127

Рисунок 128

Нарисован обучаемым ребенком 7 лет 7 месяцев. Она изобразила относительно сложные элемен­ты (волосы, зрачки, уши), но упустила основ­ные (туловище и руки).

Рисунок 129

Трудно определить по одному этому рисунку, был ли он нарисован ребенком с задержкой раз­вития или эмоциональным расстройством. Эта нелепая двусмысленная фигура была нарисована обучаемым ребенком с задержкой развития. Воз­раст ребенка 7 лет 10 месяцев.

J

ВРОЖДЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

Фенилкетонурия Фенилкетонурия 1 Фенилкетонурия 2 Фенилкетонурия 3 Фенилкетонурия 4 Болезнь «кленового сиропа»

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ

Фенилкетонурия — врожденное нарушение обме­на протеина. Оба родителя, внешне нормальные, гете­розиготны и являются только носителями. Как во всех хромосомных рецессивных нарушениях, риск при бе­ременности состоит в том, что один из четырех детей будет страдать нарушением обмена, обычно обозначае­мым как РКИ. Эти дети не могут обменивать амино­кислоту фенилаланина из-за недостатка необходимого фермента гидроксилазы фенилаланина. В результате — высокий уровень содержания фенилаланина в организме ребенка. Это нарушение сопровождается задержкой ум­ственного развития.

Ранняя диагностика и ограничение принятия фени­лаланина — главные факторы в профилактике задержки умственного развития.

В течение 10 лет у меня была возможность уча­ствовать в исследовании врожденных нарушений об­мена веществ, основанном на оценке поведенческого развития детей с нарушениями. Преобладающее боль­шинство, более 100 детей, были с диагнозом фенил­кетонурия. Нормальное функционирование тех, кого лечили с раннего детства, резко отличается от сильно нарушенного развития большинства старших, не ле­ченных сиблингов. Рисунки детей позволили конста­тировать их реакцию на специальный диетический ре­жим, направленный на предотвращение высокого уров­ня содержания фенилаланина в крови и связанной с ним задержкой умственного развития.

Из сотен рисунков были отобраны предлагаемые вашему вниманию образцы. Одна группа — рисунки ребенка с рано начатым тщательнейшим лечением, дав­шим хороший результат. У второго ребенка (его рисун­ки составили вторую группу) результат плохой, хотя лечение и было назначено рано, оно не было последо-

пы) было начато в 2 года 5 месяцев, когда уже была за­держка развития, и лечение не изменило процесс, но дву­мя годами позже в этой семье родился, и диагноз фенил-кетонурия был поставлен сразу же. Лечение началось вско­ре после рождения, и ребенок развивается нормально (ри­сунки четвертой группы).

ФЕНИАКЕТОНУРИЯ 1

Рисунки 130—132 — девочки, находящейся на специальном диетическом лечении из-за фенил-кетонурии, начавшейся в возрасте 5 недель. Ее развитие выше среднего уровня в возрасте 5 лет 10 месяцев. Концепция тела соответствует умствен­ному возрасту 7-летнего ребенка, как и речевое развитие. У нее правильные копии букв d, b, q, p. Такие же, как и копии геометрических фигур, показывающие ненарушенную сенсомоторную функцию.

Рисунок 130 2J2

Рисунок 132 255

ФЕНИАКЕТОНУРИЯ 2

Рисунки 133—136 показывают полное отсутствие прогресса в тесте «Нарисуй человека». Лечение ребенка было начато рано, в возрасте 1 недели, но специальная диета с низким содер­жанием фенилаланина соблюдалась нетвердо и непоследова­тельно, и уровень фенилаланина в крови у мальчика оставал­ся высоким. В ответ на просьбу экспериментатора нарисовать человека он изображает фигуры, которые практически не ме­няются в 7, 9, 10 и 11 лет.

Первый рисунок был сделан в возрасте 7 лет, он назвал его «Мальчик с шариком», и соответствует умственному возрас­ту ребенка 6 лет 3 месяцев. Второй рисунок, который назы­вался «Девочка, гуляющая с шариком», он нарисовал в 9 лет. (У фигуры нарисованы волосы, показывающие, что это де­вочка.) Третий рисунок, в 10 лет, почти не отличается от предыдущего. В 11 лет его опять попросили нарисовать чело­века. Результат — фигура очень похожа на предыдущие, но больше по размеру, рот теперь двух измерений, есть пугови­цы на платье, и количество пальцев на левой руке верное (навязчивая идея или персеверация?).

Рисунки 137 и 138 — копии фигур Бендер, выполненные в 10 и 11 лет, никакого улучшения, разве что возвращение к геш-тальт-функции.

Рисунок 133

Нарисован в 7 лет. Умственное развитие соответствует 6 годам 3 месяцам.

Рисунок 134

Возраст 9 лет 2 месяца, ребенок учится в 3 классе. Общий уровень развития соот­ветствует 7 годам с признаками перцеп­тивно-моторных нарушений.

Рисунок 135

Возраст 10 лет 2 месяца. Повтор­ное обучение в 3 классе.

Рисунок 136 - Возраст 10 лет 10 месяцев.

Рисунок 137 Возраст 10 лет.

o=

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ 3

Рисунок 139

Лечение назначено в 29 месяцев, слишком поздно, чтобы быть эффективным. Умственно отсталый ребенок. Рисунок человека, выполненный ребенком 8 лет 2 месяцев, соответ­ствует уровню развития ребенка 4 лет 6 месяцев.

Рисунок 140

Родившийся в этой семье ребенок был рано ди­агностирован, и курс лечения соблюдался неукос­нительно. В возрасте 5 лет 10 месяцев ею пове­дение вполне нормально, словарный запас выше среднего. Рисунок человека выполнен на соот­ветствующем возрасту уровне.

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ 4

Рисунки 141 — 143. Лечение началось, когда ребенку было 2 года 9 месяцев, и прервалось в 10 лет 6 месяцев. Лечение было начато слишком поздно, чтобы быть эффективным. Ре­бенок отстает в развитии, пассивный и депрессивный. Хотя неэффективное с точки зрения акселерационного умствен­ного развития лечение отложено, оно могло бы помочь сни­зить гиперактивность.

Рисунок 141

8 12 лет персеверация и перцептивно-моторные нарушения очевидны при копировании фигур Бендер.

9 Зак. № 4480 Дилео

Рисунок 142

Женская фигурка с отсутствующими руками, пол которой можно определить только по наличию волос.

Рисунок 143

Мужская фигурка со смешанным профилем

(2 глаза, ноги во фронтальной проекции) и

отсутствующими руками.

БОЛЕЗНЬ «КЛЕНОВОГО СИРОПА»

Как и фенилкетонурия, это врожденное нарушение обмена веществ, но более серьезное. Здесь не одна, а 3 аминокислоты (лицин, изолицин и валин) должны быть ограничены из-за генетически заложенного дефицита ферментов. Болезнь получила свое название из-за запаха детской мочи, похожего на запах кленового сиропа. Есть свидетельства того, что специальный диетический режим, строго соблюдающийся, может предотвратить серьезные неврологические нарушения, возникающие у детей, не проходящих лечения.

Рисунок 144

Выполнен девочкой 9 лет с задержкой умствен­ного развития с болезнью «кленового сиропа».

НЕСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ, ВЫЗВАННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

Сталкиваясь с какой-либо проблемой, мы, как пра­вило, ищем причину, обычно единственную, на которую можно свалить все клинические проявления, что ведет к нескончаемой терминологической путанице, например: «Мы бы хотели, чтобы вы сказали нам, что у него — за­держка умственного развития или повреждение мозга... повреждение мозга или эмоциональное расстройство».

Эта тенденция подогнать ребенка под категорию не учитывает тот факт, что многие дети с задержкой разви­тия имеют эмоциональные нарушения, а многие дети с неврологическими нарушениями — серьезные проблемы с личностью. Особенно это касается тех случаев, когда умственная задержка или неврологический дефект не глу­бокие и развитие ребенка не слишком отклоняется от нормы.

Рисунки 145—147 нарисованы способным маль­чиком 7 лет 6 месяцев, который плохо учится во втором классе. Учитель жалуется на его без­делье, фантазии и дурашливое поведение, хотя читает и пишет он удовлетворительно. Нет при­знаков перцептивно-моторного нарушения. Дома он сильно ревнует свою сестру, которой уделяют больше внимания. Мать — сторонница жесткой дисциплины (он нарисовал ее с боль­шими руками и кистями). У ребенка отсутству­ет доверие и мотивация из-за материнского нео­добрения. Он часто говорит: «Я ненавижу себя, бросьте меня в корзину с мусором», — погло­щает огромное количество еды и предпочитает собаку членам своей семьи. На рисунке он изобразил себя с собакой отдель­но от семьи.

Рисунок 145

Рисунок 146

Рисунок 147

Обратите внимание на то, что единствен­ная фигурка оказалась лучше, чем фигуры людей на рисунке семьи.

Рисунок 148

Автор рисунка — мальчик 11 лет — подавлен, неэнергичен. Школьная успеваемость низкая, от­казывается выполнять домашнее задание. Эмо­циональная атмосфера дома отличается сильной напряженностью. Ребенок — объект активной критики, из-за чего у него развился комплекс неполноценности. Его копия тестовых фигур — показатель нормальной перцептивно-моторной координации. Нет признаков нарушения геш-тальт-функции, как в предыдущем случае с де­вочкой 12,5 лет (рисунок 116).

эпилог

В этой книге я попытался показать, каким образом рисунки детей могут помочь нам в диагностике наруше­ний развития. В определенные моменты энтузиазм ох­лаждался напоминанием о том, что рисунки — это только часть тщательного процесса оценки. Среди зат­ронутых тем я бы хотел выделить следующие для спе­циального рассмотрения читателя:

1. Переход от познавательного к эмоциональному аспекту наблюдается при сравнении рисунка человека с рисунком семьи. Лучшее изображение как по качествен­ным, так и по количественным характеристикам оди­ночной фигуры обусловлено, на мой взгляд, познава­тельным компонентом, когда ребенка просто просят нарисовать человека. Но когда ребенок рисует семейную группу, результат зависит от эмоциональных пережива­ний. В этом случае фигуры в семье могут быть менее выра­зительными в отношении умственного возраста ребенка, поэтому, с практической точки зрения, умственный воз­раст не может быть оценен на основе рисунка семьи.

2. Рисунки человеческих фигур и копии простых геометрических фигур могут быть полезными при ран­ней диагностике перцептивно-моторных нарушений и сигнализировать о грядущих проблемах в обучении, осо­бенно если они относятся к распознаванию и исполь­зованию символов написанного слова. Практическая рекомендация — необходимость тренировать восприя­тие у дошкольников.

3. Большинство детей в латентный период изобра­зят человека своего пола. Обратная тенденция может свидетельствовать о невозможности принять половую роль согласно своему биологическому полу. Это может быть результатом чрезмерного доминирования одного из родителей или, например, когда ребенок воспиты­вался в специализированном заведении или в непол­ной семье. В этом случае необходимо, чтобы у ребенка была возможность взаимодействовать со взрослыми ро­дителями обоего пола.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.