|
|||
Dileo J.H. 4 страницаИГРА В ЗАКОРЮЧКИ В своих терапевтических консультациях Винникот (D. W. Winnicott) эффективно использовала способ рисования, который она назвала игрой закорючек. В нее играют психиатр и ребенок. Каждый по очереди рисует закорючку на бумаге, другой участник при этом пририсовывает к ней другую закорючку и говорит, на что это похоже. Постепенно, когда закорючки становятся более интересными и значимыми, они начинают выражать тайный конфликт, провоцирующий клинические симптомы. Психиатры используют игру, чтобы побудить ребенка к разговору о мечтах, который затем интерпретируется с психоаналитической точкой зрения. Как описывает Винникот, техника способствует установлению связи с ребенком, нейтрализации его защитных механизмов, и тогда первый сеанс, который имеет решающее значение, проходит в сотрудничестве врача и ребенка. Неудивительно, что то, что начинается с множества закорючек, постепенно превращается в животное или человека. ТВОРЧЕСТВО И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Рисунок как творческая деятельность Арт-терапия в психиатрическом лечении РИСУНОК КАК ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дети занимаются рисованием с удовольствием и энтузиазмом. Открытие, что они могут сделать то, чего не могли раньше — нарисовать любую фигуру и в ней изобразить что-то увиденное, — все это, должно быть, является волнующим опытом. «Видеть, как возникает форма в каракулях ребенка, — одно из чудес природы» (Арнхейм). Этот жизненный аспект детских рисунков был отмечен Ловенфельдом и Бриттаном, а также вашим покорным слугой. Проводя исследование творческого процесса, И. Д. Боно (Е. D. Bono) просил детей сконструировать несуществующую машину для дрессировки собак. Задание было принято с огромным энтузиазмом, а потрясающее разнообразие графических решений содержало интересные, неосуществимые идеи. Взрослому советуют восхищаться и поощрять графическую деятельность, но при этом стоять в стороне и позволить ребенку самому открывать для себя тот факт, что он создал образ. Эта возможность открытия — первый и основной шаг в развитии художественной и научной деятельности. Здесь особенно важно осознание того, что восприятие и реакция на мир могут быть очень личными, а, как известно, личностный подход, свободный и раскованный, стоит у самых истоков творчества. Единственное, чем взрослый может помочь ребенку, так это обеспечить материалами, поощрять его и в разумных пределах хвалить. Материалы — это большое количество бумаги и большие фломастеры, а карандаши и краски откладываются до тех пор, пока ребенок не приобретет достаточный моторный контроль. Вопросы, критика и руководство только мешают. Книжки-раскраски встают на пути творчества. Божественная искра присутствует в каждом человеке, ее первые проявления должны приветствоваться, а не подавляться. Те, кто одарен, станут художниками, скульпторами и дизайнерами в будущем. Другие реализуют свое творчество в сферах, более подходящих их талантам и склонностям.
АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, самый акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства. В высвобождении творческой энергии многие переживания, возможно впервые в жизни пациентов, принесут личное удовлетворение, которое может быть эмоционально стабилизирующим и поддерживающим для эго. В этом смысле роль сублимации эффективна в направлении потенциально разрушительных импульсов в творческие отдушины. Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Долгие часы перед телевизором, механизмы для производства глупого искусства-ширпотреба и стрессы особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим количеством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это происходило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень многое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта. Разные подходы представлены двумя опытными практиками И. М. Лиддиатт (Е. М. Lyddiatt) в Англии и Крамером (Е. Kramer) в США. Лиддиатт основывает свои процедуры на концепции Юнга о том, что мы все должны начинать осознавать индивидуальное и коллективное бессознательное. Через воображение пациент фактически сам себя лечит, выражая его в рисовании и моделировании. В этом процессе подсознательный материал выносится на поверхность в графическом изображении: смутное беспокойство становится очевидным как связь, установленная между бессознательным и сознательным. Процедура Крамера отличается тем, что стимулирует и подбадривает творческую деятельность не для раскрытия глубоко подавленного подсознательного материала, а для чувства, потенциально присущего самому акту производства чего-то — чувства удовлетворения достижением. Основная роль сублимации — трансформация примитивной энергии в вызывающее восхищение эго достижение, источник радости для несчастных и тревожных. Парадоксально, но некоторые одаренные художники творят свои самые лучшие работы в период интенсификации психического расстройства, а некоторые странные рисунки детей-шизофреников имеют явную художественную ценность. -Q PG о ft. 8 РЕБЕНОК И ЕГО СЕМЬЯ о Ядерная (нуклеарная) семья Неполная семья Расширенная семья Многим, кто сталкивается с детскими проблемами, очевидно, что ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет значения, будет это биологическая, заменяющая, или искусственная, или даже придуманная семья для ребенка — это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами. Семья осуществляет самое раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни младенца и ребенка раннего возраста. В обсуждении влияния семьи Т. Лидз (Т. Lidz) отмечает, что «последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты». В авторитетном исследовании детей, живущих без семьи, А. Фрейд и Д. Берлингем наблюдали, как в детях, проживающих в детских садах, эмоции, которые должны были быть направлены на родителей, «остаются неразвитыми и неудовлетворенными... но выжидают в ребенке и готовы перейти к действию при малейшей возможности, когда может возникнуть привязанность». Рискну сказать, что большинство психиатров согласятся, что семья — это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения. По мере взросления интересы и чувства ребенка начинают охватывать людей вне семейного круга. Внешние факторы приобретают все большее влияние в формировании взглядов и поведения, но семья или ее отсутствие продолжает оставаться основным, самым важным фактором, так как там ребенок научился или должен был научиться, как быть со своими чувствами и чувствами других людей. ЯДЕРНАЯ (НУКЛЕАРНАЯ) СЕМЬЯ Рисунок 65 НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ Рисунок 66 Семья нарисована девочкой 7 лет 8 месяцев, живущей с матерью без отца. Ребенок робкий, чрезмерно ранимый (незащищенный), с заниженной самооценкой, требующий многократного успокаивания, с нормальным интеллектом, но плохо успевающий в школе. Мать напряженная, тревожная. На рисунке изображены мать и сама девочка (обе удалены друг от друга). Крошечные фигуры лишены рук. Рисунок 67 Нарисован девочкой, пуэрториканкой 9 лет 4 месяцев. Ее попросили нарисовать ее семью. ТЕСТ «НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ» Соотношение когнитивного и эмоционального в рисунках Рисунок семьи как проективная техника СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В РИСУНКАХ Рисунки семьи — яркое выражение чувств детей и того, как они видят поведенческие модели в семье. Есть существенная разница между тестом «Нарисуй человека» и рисунком семьи. Первый оценивается количественно, а второй в основном качественно. Тест «Нарисуй человека» был широко признан в качестве инструмента для определения уровня интеллектуальной зрелости и составляет важный компонент психодиагностики. Но если рисунок одной фигурки может существенно коррелировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы. Многократно отмечая это несоответствие, я пришел к выводу, что оно обусловлено переходом от познавательного компонента к эмоциональному. Просьбу нарисовать человека большинство детей выполнят, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а следовательно, результат часто ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харри-са—Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, т. к. имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чье влияние, формирующее характер, наиболее значимо. На рисунках 68—69, выполненных девочкой 12 лет, обратите внимание на более высокий показатель умственного возраста, проявляющийся в рисунке отдельной фигурки по сравнению с фигурой на рисунке семьи. Хотя оба рисунка представлены здесь, чтобы показать переход от познавательного к эмоциональному, когда ребенок рисует семью, есть также и другие замечательные черты. Единственная фигурка, которую она назвала леди, имеет зубы, большие кисти и руки, кроме того, витиеватый наряд с причудливой прической и наручные часы. На рисунке изображено солнце. Рисунок семьи выполнен слева направо: кузина, другая кузина, их отец, сестра ребенка и сам ребенок. Идет дождь, и на небе облако. Она не нарисовала своих родителей, а себя нарисовала последней, беспомощной и без рук. Рисунок 68 125 Рисунок 69 Некоторое несоответствие между рисунком отдельной фигуры и рисунком семьи прослеживается в рисунках 70—72, выполненных мальчиком 8 лет 7 месяцев. Он был вполне обычным, пока не узнал о своем усыновлении, когда ему было 8 лет. Рисунок человека он назвал «Марсианин». В рисунке семьи фигуры крошечные, стоящие на линии в самом низу страницы, примитивно выполненные, что является примером смены когнитивного аффективным. Рисунок 70 125 Рисунок 71 Рисунок 72 РИСУНОК СЕМЬИ КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективно в течение латентного периода развития ребенка, т. е. между 6 и 10 годами, когда графическое выражение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным. Большинство детей, когда их просят нарисовать семью, решительно принимаются за дело. Младшие дети рисуют каждого члена стоящим, в анфас и отделенного от следующего, все члены выстроены в один ряд или по двум уровням, как святые вдоль средневековых галерей собора. Значимость будет выражена размером и размещением: ниже всех в конце ряда или даже пропущенный. Родство будет показано близостью или сходством наряда, неприязнь — переводом в конец, исключением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка. Выражение чувств может быть ясным, но более типична символичность. Школьники смогут изобразить движение обычно после того, как место обычного анфаса займет профиль. Затем экспериментатор может попросить изобразить каждого члена семьи в действии, когда каждый что-то делает. Результат может показать приятное или враждебное взаимодействие или вообще его отсутствие — каждый делает что-то сам по себе. Простые принадлежности повседневной жизни, возможно, будут включены; они имеют символичное значение согласно Бернсу и Кауфману. Читатель может обратиться к их «Кинетическим рисункам семьи», извлекающим диагностическую и терапевтическую пользу. На ранних возрастных этапах я даю простое указание: «Нарисуй свою семью». Кто будет включен или пропущен, полностью зависит от самого ребенка; боль- шинство детей включат всех членов семьи, и часто, как правило, домашнее животное (любимца). Я никогда не говорю ребенку включить себя в семью. Если бы я сделал так, я бы отказался от одного из самых значимых аспектов: как ребенок определяет свои отношения с наиболее значимыми людьми в его жизни. Экспериментатор не руководит ситуацией, он просто предлагает материал и функции только как исследователь, фиксируя все, что происходит во время рисования. Даже взаимодействуя с достаточно взрослым для изображения движения ребенком, сначала я прошу нарисовать его семью, перед тем как он нарисует каждого, включая себя, занятого каким-то делом. Я считаю важным сначала выявить, как ребенок видит себя в семье. Получив этот рисунок, я попрошу сделать кинетический рисунок семьи, согласно процедуре, описанной Бернсом и Кауфманом, инструктируя ребенка включить себя. Что может сказать рисунок семьи о чувствах ребенка по отношению к его семье, его положении, страхах и сомнениях, его образе себя? Могут ли они помочь в раскрытии чрезмерной тревожности, которая разрушает ег о самооценку и препятствует свободному функ-ционированию его интеллекта? Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй свою семью», вероятно, является одной из самых эффективных проективных методик, т. е. они не зависят от детских желаний или возможности вербально выразить свой эмоциональный конфликт. На рисунке семьи можно увидеть, как ребенок чувствует себя по отношению к тем, кто ему наиболее дорог. Признающие ценность этого бессознательного выражения эмоций, не считают, что мы преувеличиваем, когда говорим, что из детских рисунков получаем наибольшее количество информации, конечно, более достоверной, чем слова. Каковы же показатели неприспособленности? 5 Зак. № 4480 Дилео 129 Как рисунок семьи отражает реакцию ребенка на эмоциональный конфликт — тревожность, депрессию, враждебность, самоотрицание, удаление — с учетом его возраста, интеллекта, возраста? Здесь мы рассматриваем рисунки семьи, так как они по уже упомянутым причинам с большей вероятностью, чем одинокая фигурка, отражают эмоциональные элементы и отношения. ИНДИКАТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Отсутствие члена семьи Отсутствие себя в рисунке Расположение в пространстве Сходство нарисованных фигур Соотношение размеров фигур Переживание развода Роль в семье Включенность и изоляция ОТСУТСТВИЕ ЧЛЕНА СЕМЬИ «Забывание» включить члена семьи — выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символичное исключение. Рисунок 73 Мальчик 8 лет 6 месяцев. Заявленные проблемы: деструктивный, вызывающее поведение, беспокойный, неугомонный и неуспевающий в школе, патологически лживый. Он начал рисунок со своего отца, затем нарисовал мать и себя. Он не нарисовал 5-месячную младшую сестру, родившуюся от второго брака отца. Он не включил ее в число членов семьи. У него появились навязчивые идеи, что младенцы могут умереть, если простудятся. (Скрытое тайное желание.) ОТСУТСТВИЕ СЕБЯ В РИСУНКЕ Необычно для ребенка рисовать семью, не включая кого-либо из членов семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи, не из-за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший. Рисунок 74 Мальчик 11 лет со средним интеллектом, который раздражает родителей полным бездельем, неучастием в работе по дому и периодически появляющимся энурезом, нарисовал свою семью. Он не нарисовал себя. С ним постоянно ругаются и наказывают, и в этом рисунке он ясно показывает, что чувствует, что он не принадлежит семье. Рисунок 75 Девочка 12 лет 10 месяцев нарисовала свою семью. Все счастливы, все обнимают друг друга, но девочки среди них нет. Она развитый ребенок, но из-за страха смерти отказывается спать одна. Рисунок 76 Нарисован мальчиком 10 лет. Средний уровень интеллекта, но читает плохо. Обнаруживает чувство неполноценности и низкую самооценку. Он выразил желание быть ближе к своему отцу. Над головой черные облака. РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Ребенок склонен располагать на рисунке себя напротив любимого родителя или сиблинга. Рисунок 77 Нарисован мальчиком 9 лет. На рисунке его семьи две фигуры изображены в профиль. Он еще не в полной мере овладел мастерством изображения человека в таком положении, поэтому у одной из фигур, стоящей в профиль, два глаза на одной стороне. У мальчика хорошие отношения с Джоном, и он расположил себя напротив него. Фигуры расположены независимо от хронологического возраста. f< (ШЬ СХОДСТВО НАРИСОВАННЫХ ФИГУР Близость к кому-либо из родственников может быть выражена особенной одеждой, отличающейся от одежды других членов семьи, но похожей на ту, которая есть у одного из членов семьи, обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях. Рисунок 78 Нарисован мальчиком 9 лет. Средний показатель 1Q. У него плохая школьная успеваемость, низкая мотивация, чувство неадекватности и неуверенность. Он нарисовал свою семью, начиная с отца и матери, затем всех детей от старшего к младшему — от его восемнадцатилетнего брата до пятилетнего брата, правильно расположив себя четвертым справа. О его привязанности к старшему брату можно судить по тому, что его старший брат и он сам в одинаковых черных рубашках. СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ФИГУР Подобно древним египтянам ребенок проявляет то, что Луке (Luquet) назвала интеллектуальным реализмом: размер используется для выражения значимости, приписываемой человеку, страха и уважения. Член семьи, большой на рисунке (и в сознании ребенка), может на самом деле быть достаточно маленьким, но для ребенка вещи такие, какими он их познает. «Cos е se vi pore». (Спасибо Луиджи Пиранделло, с детьми именно так: «Если ты так думаешь, это так и есть», — но мы, взрослые, знаем лучше, не так ли?) В соответствии с принципом интеллектуального реализма доминирующая женщина, независимо от ее телосложения, будет нарисована больше, чем ее покорный, невлиятельный муж. Рисунок 79 нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Высокие показатели как по шкале Стэнфорд— Бине, так и Векслеру, но успеваемость в школе низкая. У него боязнь школы. Его старшая сестра 11 лет учится хорошо, и на ее долю приходится больше любви и внимания. На рисунке ее фигура является доминирующей. ПЕРЕЖИВАНИЕ РАЗВОДА Развод неблагоприятно влияет на детей всех возрастных категорий, но на маленьких детей особенно. Большинство разводов происходит тогда, когда дети еще совсем маленькие. Ребенка беспокоят чувство вины, замешательство, он чувствует себя несчастным, что усугубляется неуспеваемостью в школе и развитием негативных, враждебных установок. Рисунок 79 Рисунок 80 Выполнен мальчиком 8 лет, хорошо развитым физически и смышленым. Его успеваемость в школе снизилась. Учитель неоднократно жаловался матери, которая являлась опекуном мальчика и недавно повторно вышла замуж. Мальчик регулярно видится с отцом. Старший брат учится в пансионе. Мальчик не смог сформулировать, в чем состоит его проблема. Когда его попросили нарисовать семью, он изобразил маленькие фигурки внизу страницы. Эти фигурки разделены на две группы. Он назвал эти фигурки (слева направо): его мать и ее муж в первой группе, затем пустое пространство, а потом вторая группа, включая самого мальчика, его брата, настоящего отца и собаку. Хотя мальчик и живет с мамой, он включил себя в группу своего отца. Разумно предположить, исходя из этих фактов, что он показал, к какой группе себя относит, где он хочет быть. Маленькие фигурки, находящиеся в нижней части страницы, отмечаются в рисунках неуверенных детей. Учитель описал мальчика как «рассерженного на мир». Это хорошая причина приписать враждебность мальчика к расставанию родителей, разводу и замужеству матери. Рисунок сказал нам то, что мальчик не может выразить словами. Это облегчает понимание поведения мальчика, способствующее таким образом эффективному терапевтическому подходу. Рисунок 81 Рисунок семьи мальчика 7 лет. Его родители развелись, когда ему было 4 года. Является ли эта обрамляющая рисунок фигура выражением его желания воссоединения семьи? РОЛЬ В СЕМЬЕ Рисунок 82 Символическое значение рук и кистей интересно выражено на рисунке 82. Рисунок семьи европейской девочки 6 лет 9 месяцев. Ее мать японка, отец американец. Семья состоит из родителей, обожаемого младшего брата и ее самой. Она изобразила свою семью в следующем порядке: ее брат (нарисован первым и нереально большим), она сама, отец и мать. Замечательно, что только у мужчин есть руки. Девочку и ее мать легко определить по волосам и платьям. Как и ее мать, девочка становится застенчивой и относительно огромной, но это благодаря традиционной роли восточной женщины. Напротив, ее нескромный брат, когда его спросили, кто он, сказал: «Я большой мальчик», — хотя ему только 3 года. ВКЛЮЧЕННОСТЬ И ИЗОЛЯЦИЯ В рисунках школьников, которые уже могут изобразить движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи показывает хорошее отношение или сильное желание более близких отношений, например, когда ребенок изображает себя играющим в мяч с отцом. Враждебность может быть выражена при помощи оружия или других материалов, связанных с конфликтными отношениями. Отсутствие взаимодействия между членами семьи часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции. Рисунок 83 (см. на обороте) — кинетический рисунок семьи, в котором ребенок изобразил каждого из ее членов занимающимся своим делом. Автору рисунка 10 лет. Взаимодействуют только 2 фигуры в нижнем левом углу: сам мальчик и его отец. В действительности же отец очень занят на работе, чтобы уделять много времени семье. Таким образом мальчик выразил свою потребность в близких взаимоотношениях с отцом. Остальные члены семьи погружены в себя. Одинок и 9-месячный младенец в кроватке.
Рисунок 83 Рисунок 84 (см. на обороте) Эта девочка 8 лет в ответ на просьбу описать рисунок рассказала, что она нарисовала всю семью, включая себя, в которой каждый чем-то занят, показав нам, что все что-то делают, но не сообща, а поодиночке, за одним исключением: маленький мальчик в правом нижнем углу играет с собакой. Себя девочка изобразила спящей в кровати. Она очень ревнует к Альберту, которого изобразила бегущим по направлению к матери, занятой едой. (См. также рис. 85.) Рисунок 85 Этот рисунок выполнен той же 8-летней девочкой, которая нарисовала рисунок 84. Она постоянно перечит матери, не слушается ее и каждый раз просит у нее за это прощения. Она испытывает потребность быть любимой и находиться в центре внимания. Мы видим, что на рисунке она изображена стоящей на коленях — поза раскаяния. МАЛЕНЬКИЙ ВСЕЗНАЙКА Иногда в рисунках детей поражает осведомленность по вопросу половых и репродуктивных функций. Тогда как большинство детей в латентный период проявляют небольшой интерес к этим аспектам жизнедеятельности, другие же в это время царапают нехорошие слова на стене, а дети из бедных семей оказываются необычайно хорошо осведомленными. Возможно, они иногда становятся свидетелями сцен, от которых большинство детей среднего класса защищены, т. к. теснота и скученность не позволяют уединяться. Такое раннее развитие наблюдается у детей, чьи родители развелись или вступили повторно в брак. Эти дети умны, восприимчивы, их не надо путать с детьми с эмоциональными расстройствами, которые могут отличаться компульсивной озабоченностью гениталиями. Половое образование очень желательно, но дети не должны спать в родительской спальне. Рисунок 86 Нарисован чернокожим мальчиком 7 лет, проживающим в доме ребенка. Его семья распалась, дети распределены по различным воспитательным домам. Он выражает привязанность к своей семье и ясно помнит каждого члена семьи. Он включил их всех в свой рисунок. У всех африканские прически. В теле матери находится еще один ребенок. Рисунок 87 Девочка 7 лет, интеллектуально развитая, четко изобразила половые различия в очертаниях тела и представила себя более женственной, чем мать. Рисунок 88 Рисунок женщины, выполненный девочкой с высоким уровнем интеллекта, возраст 8 лет 7 месяцев. ВЛИЯНИЕ ЗРЕНИЯ, ОСЯЗАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ Зрение и осязание Чувство и движение ЗРЕНИЕ И ОСЯЗАНИЕ В рисунке ребенок выражает себя творчески посредством визуальных образов, возникающих из разнообразных сенсорных феноменов, ассимилированных и концептуализированных. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте (вероятно, первые 5 лет), когда впечатления яркие, устойчивые и незабываемые. Эта гипотеза о роли движения в процессе познания подробно обсуждается Пиаже и Инхелдером в книге «Воображение ребенка» (1971). Но об этом позже, а сейчас давайте рассмотрим сенсорный феномен. Все части глаза, за исключением ямок, полностью развиты к моменту рождения. В эту минуту площадь сетчатки, непосредственно за зрачком, должна стать точкой яснейшего видения, благодаря возрастающей концентрации конусов сетчатки. Этот анатомический факт обуславливает неспособность новорожденного принимать точное изображение на сетчатке, когда его глаз реагирует на свет. Любой, кто видел новорожденного, знает, как плотно закрываются его глаза при воздействии света. На четвертом месяце появляется достаточное количество конусов в ямке, допускающее восприятие очертаний в период, когда младенец начинает сосредотачивать свое внимание. Ребенок начинает пользоваться зрением задолго до того, как становится способным сделать что-то со своими руками. Однако именно ощущение является основным чувством, «матерью чувств». Действительно, прикосновение воспринимается ребенком еще до рождения. Это первенство прикосновения было отмечено еще древними мыслителями. «Каждое живое существо должно иметь тактильную возможность... Каждое животное должно обладать этим чувством, оно не должно обладать другим» (Аристотель, «De Anima» «О душе»). «Чув-
|
|||
|