Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Dileo J.H. 2 страница



При изучении рисунков часто возникает впечатле­ние, что они говорят больше, чем мы можем расшиф­ровать, тем не менее нужно избегать видеть в рисунке больше, чем там есть, т. к. рисунки не говорят все. Это лишь помощник, часто незаменимый, в понимании про­блемы, которую невозможно выразить словами.

РИСУНКИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Есть ли различия между изображениями челове­ка, нарисованными черными или белыми детьми?

Этот вопрос задавали мне неоднократно как раз те, кто уверен в том, что ребенок рисует автопортрет, и ожидающие, что рисунок показывает расовую иден­тификацию молодого художника. Особенно часто меня спрашивали, закрашивает ли чернокожий ребенок лицо фигуры. После изучения буквально сотен рисунков мой ответ — нет: и белые и черные изображают голову в виде чистого круга с чертами внутри. Я осмелюсь утвер­ждать, что даже очень опытные исследователи не смо­гут определить, какой рисунок сделан белым, а какой черным дошкольником. Только в подростковых и юно­шеских рисунках мы сможем увидеть затемненное лицо, что говорит о принадлежности к расе. Я пишу в 1972 г. и могу назвать только один пример — рисунок ребенка 7 лет, изобразившего африканскую прическу, ясно вы­ражающую его расовую принадлежность, но даже в этом единичном случае лицо не закрашивалось.

Неудивительно, что в рисунках детей нет расовых различий. Дети относятся к сверстникам как личностям, испытывая симпатию к одним и антипатию к другим. Вза­имодействие не имеет ничего общего с цветом кожи. Ре­бенок видит не только внешние характерные признаки.

Ф. Л. Гудинаф (F. L. Goodenough) в своей книге «Оценка интеллекта с помощью рисунков», опублико­ванной в 1926 г., приводит рисунки человека, изобра­женные 16 чернокожими детьми в возрасте от 6,5 лет до 14,5 лет. Ни на одном из этих рисунков нет темного лица или других характеристик, которые отличали бы эти рисунки от рисунков белых детей. На 4 рисунках, нари­сованных мальчиками, было оружие: 2 белых и 2 чер­ных мальчика вооружили своих человечков.

В статье «Разделение детей Северной школы» («Психиатрия: журнал для изучения межличностных процессов», том 31, № 1, февраль 1968 г.) Р. Коулс (R. Coles) рассказывает о проведенном им исследова­нии рисунков черных детей в период текущего соци­ального конфликта. Его поразили различия в изображе­нии человека. Испытуемые — дети в возрасте от 5 до 12 лет — посещали «белые» школы. Большинство черных северных детей изображали жестокость или несправед­ливость. Значительно меньше половины черных южных детей нарисовали что-либо подобное — их северные братья, возможно, чувствовали себя свободнее в изоб­ражении своей злобы и фрустрации. Другое интересное замечание относилось к способу изображения своих бе­лых одноклассников черными детьми. Они были изоб­ражены больше, с выделенными зубами и грозящими руками. Себя они изобразили меньше, с недоразвиты­ми верхними конечностями, чаще без рук, однако уши были больше, чтобы слышать, и ноги были готовы бе­жать. Белые были нарисованы стоящими твердо и уве­ренно. Очевидно, эти различия в рисунках школьников отражают исторический момент.

Позволю себе повторить, что в изучении сотен рисунков людей, изображенных белыми и черными дош­кольниками, я не смог обнаружить каких-либо разли­чий, которые дают основание со значительной долей вероятности распознавать расовую принадлежность ху­дожника. Что бы там ни было, это не проявляется, пока ребенок не пошел в школу.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТЕЛА И ВОСПРИЯТИЕ

Можно утверждать, что наличие представлений о своем теле необходимо для адекватного восприятия внешнего мира, однако это представление развивает-

ся, приобретая все большую сложность при прохожде­нии определенных этапов. Форма, которую изображе­ние тела примет в рисунке, зависит от взаимодействия между внутренними силами и внешним миром. Под внешним миром понимается индивидуальная окружа­ющая среда ребенка, значимый человек — это человек, который дарит любовь и эмоциональную привязанность, называемую материнской заботой.

Концепция индивидуальности развивается медлен­но, по мере того как ребенок «осваивает» свои руки, ноги, гениталии, и особенно интенсифицируется, ког­да он начинает ползать, передвигаться, убегать от взрос­лых. К двум годам многие дети уже могут выражать свою индивидуальность, чаще пугать старших, сопротивля­ясь указаниям, и, используя первое личное местоиме­ние, встать твердо на обе ноги и дерзко провозгласить: «Я не буду».

В этом кратком изложении последовательности развития можно распознать две фазы. В течение пер­вой, статической фазы ребенок изучает тело и его ча­сти. В течение второй, динамической фазы ребенок проецирует изображение своего тела в окружающую среду, в пространство. Эта решающая фаза, т. к. пред­ставление о теле находится уже не на примитивном уровне.

«Зрелый ребенок воспринимает свое тело как сред­ство для совершения движения» (Кратти (Cratty) и Самс (Sams)). Гезелл (Gesell) говорит об организме как о дей­ствующей системе. Соответствующая реакция на стиму­лы окружающей среды требует осознания не только ча­стей тела, но и их постоянно меняющегося положения в пространстве и формы. Именно благодаря движению устанавливаются представления о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. Эта ди­намическая концепция представления о теле выражена П. Шилдером (Schilder): «Происходит постоянный вза­имообмен между нашим телом и представлением о теле

других. Оно постоянно находится в стадии изменения и всегда меняется».

Существенная роль движения в развитии представ­ления о теле подтверждается рисунками детей, страдаю­щих церебральным параличом или другими болезнями. Человеческие фигуры, изображенные этими детьми, по­казывают несовершенную, недоразвитую, часто искажен­ную концепцию. Эта проблема с приобретением адекват­ной концепции о теле часто осложнена сенсорными по­вреждениями, которые могут быть связаны с органичес­кой церебральной патологией, ограничивающей источ­ники детской информации.

3 ПОЗНАНИЕ

Рисунок как выражение умственного воз­раста Роль воображения в познании

РИСУНОК КАК ВЫРАЖЕНИЕ УМСТВЕННОГО ВОЗРАСТА

Одной из первых значимых работ по рисункам де­тей стала публикация в Болонье в 1887 г. крошечной книжки «Искусство ребенка» Коррадо Риччи, выдаю­щегося искусствоведа и критика. Возросший интерес к этой теме на Западе приводит к обнаружению стадий или этапов в графическом изображении того, что ис­следователи из Франции, Англии, Соединенных Шта­тов, Германии и Норвегии признают за любимую тему ребенка: рисование человеческой фигуры. Рисование на­чинается с «мараний», которые В. Штерн остроумно со­относит с рисунком как детский лепет с речью. В возра­сте 3,5 лет ребенок обнаруживает, что его каляки похо­жи на то, что он видит. Следующие за этим стадии были описаны Г. Роумом (G. Rouma) в классической работе, которая появилась в Париже в 1913 г. После обзорных изучений Риччи, Салли (Sully) (1898), Робера (Roubier) (1901), Бернеса (Barnes) (1893), Партриджа (Partridge) (1897), Левинштейна (Levinstein) (1897), Керхенштей-нера (Kerschensteiner) (1903), Клапареда (Clapared) (1906), Лампрехта (Lamprecht) (1906), Бенчини (Bencini) (1908) и других Роума представляет собствен­ный взгляд на развитие детского рисунка. Шесть выде­ленных им стадий были неоднократно подтверждены другими исследователями (опровержения и по сегод­няшний день не найдено). Согласно Роуму, динамика рисунка человека такова:

1. Самые ранние попытки изображения, принима­ющие неузнаваемую форму.

2. Стадия «головастиков», в которой схема челове­ка состоит из ног, выходящих из непропорцио­нально огромной головы.

3. Переходная фаза, в которой головастик приоб­ретает туловище и дополнительные черты.

4. Полное изображение лица человека с постепен­ным добавлением частей тела.

5. Переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанно­му» профилю (представлены 2 глаза, 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конеч­ности изображены фронтально, обе руки выхо­дят с каждой стороны фронтально изображен­ного туловища.

6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения.

Очевидно, что продвижение от стадии к стадии являлось выражением зрелости. В 1913 г. Г. X. Ликвет доказал, что рисунки ребенка представляют логичес­кий реализм, а не попытку нарисовать то, что видно.

Внешний объект просто подсказка, а то, что рисует ребенок, — его внутренняя модель. На самом деле ребе­нок рисует человека одинаково, независимо от того, при­сутствует ли этот человек, или он рисует его по памяти. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. Их реализм точнее назвать умственным, а не визуальным.

Следующим шагом было соотнесение эволюции человеческой фигуры в рисунке со взрослением, ум­ственным возрастом. Эта задача была решена Ф. Гуди-наф, предложившей первую шкалу для оценки изобра­жения человека при определении уровня умственного развития. Тест получил широкое распространение в Со­единенных Штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в проведении, отличался стабиль­ностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции со стандартными IQ-те-стами. В 1963 г. Д. Б. Харрис (D. В. Harris) доработал шка­лу и установил отдельные нормы для мальчиков и де­вочек. Между 1963 и 1965 гг. тест, известный как Рису­ночный тест Харриса—Гудинаф, был проведен на реп­резентативной национальной выборке, составившей более 7000 американских детей. В результате было реко-

мендовано дальнейшее усовершенствование теста в бюллетене 1970 г. Национального центра статистики по здоровью.

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

В своей последней книге «Воображение ребенка» Ж. Пиаже и Б. Инхелдер (В. Inhelder) сообщают о своем оригинальном, тщательно проведенном исследовании роли воображения в познании. Они выдвигают две про­тивоположные гипотезы: первая рассматривает знание как копию и приписывает первостепенное значение воображению; другая считает роль воображения симво­лической, необходимой, но подчиненной операцио­нальным схемам. С их помощью личность получает зна­ние, действуя через воображение. В этой последней ги­потезе, разделяемой авторами, познание достигается только тогда, когда воображение подчинено умствен­ным операциям. Предмет может быть познан только бу­дучи понятным.

Пиаже и Инхелдер устанавливают две стадии в развитии воображения. В первой образы статичны. Обыч­но лет до 7—8 ребенок не способен предвидеть послед­ствия и в связи с этим представить движение (эту ста­дию авторы назвали «ожидание образа»). Это тот воз­раст, когда ребенок способен изобразить движение. У развитого ребенка эта стадия может наступить рань­ше. Этапы последовательности: статичность, затем ожи­дание, в то время как возраст может колебаться в зави­симости от индивидуальных особенностей.

ПО ТУ СТОРОНУ ПОЗНАНИЯ

Рисунки выражают больше, чем только умственный возраст Ограничения теста Харриса—Гудинаф Рисунки страдающих неврологическими на­рушениями

Необходимость учета перспективы раз­вития

РИСУНКИ ВЫРАЖАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОЛЬКО УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ

Подчеркивая ценность рисунков как показателя общего развития, ни Гудинаф, ни Харрис не до конца распознали их аффективные и перцептивно-моторные аспекты, так как не смогли обеспечить такую же сте­пень объективности и точности измерений по сравне­нию с когнитивным аспектом. На сегодняшний день нет количественной шкалы, которая была бы сравнима по достоверности со шкалой Харриса-—Гудинаф.

Вместе с тем Гудинаф признает, что свидетель­ство нестабильности может иногда появиться в рисун­ках даже раньше, чем становятся очевидными клини­ческие проявления заболевания.

Харрис занимает более жесткую научную позицию, не с такой готовностью соглашаясь допускать другие ценности рисования, кроме когнитивных. Он не счита­ет их значимыми в определении личностных факторов.

Как уже отмечалось ранее, В. Вольф (W. Wolff) не согласен с утверждением, что дети рисуют то, что знают, а не то, что видят. Он настаивал на том, что самый важ­ный элемент — эмоциональный фактор — был упущен.

Рисунки рассматривались и как выражение пред­ставления о теле, которое сформировано внешними воз­действиями, а также процессом взросления, причем сре­ди внешних влияний особое значение приписывалось фигурам родителей. Третьей величиной в формирова­нии представления о теле стали процессы восприятия, в которых ощущения и движение неразрывно связаны.

Как выражение представления о теле рисунки мо­гут рассматриваться с точки зрения интеграции позна­вательного, эмоционаньного и перцептивного аспектов, откуда и извлекается это представление. Отсюда выте­кает разница между изображением человека ребенком

с эмоциональными или невралгическими нарушения­ми и изображением человека здоровым ребенком. Не­посредственное наблюдение подтвердило это, поэтому рисунок человека был включен в диагностические ме­тодики, особенно эффективные при подозрении на це­ребральную дисфункцию и наличие эмоциональных расстройств. В этой связи я не могу не согласиться с мнением Маховер о том, что те, у кого был личный опыт работы с рисунками, считают их необходимыми. Н. Д. Сандберг (N. D. Sundberg) попытался в 1959 г. определить, какие тесты использовались больше в кли­нической работе. Источниками информации служили психологические службы и службы психического здо­ровья по всем Соединенным Штатам. Тест Роршаха был первым среди 62 предложенных, затем следовал тест «Нарисуй человека». По сравнению с предыдущими ис­следованиями, проведенными в 1935 и 1946 гг., воз­росло использование проективных техник вообще и осо­бенно теста «Нарисуй человека».

ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕСТА ХАРРИСА—ГУДИНАФ

Как только тест поступил во всеобщее использо­вание, было отмечено множество случаев, когда ум­ственный возраст, определенный по изображению че­ловека, не соответствовал тому, который получается при использовании шкалы Стэнфорд—Бине и других стандартных тестов интеллекта. Это поначалу заставило клиницистов усомниться в валидности теста «Нарисуй человека».

Но некоторые исследователи подошли к этой про­блеме с другой точки зрения и искали объяснение про­тиворечивым данным. В 1940 г. Л. Бендер (L. Bender), от­мечая различие между умственным возрастом по Гуди-

наф и отметкой по шкале Стэнфорд—Бине в рисунках детей с невралгией, относит этот факт к недостаточно­му формированию представлений о теле. В результате рисунок всегда будет хуже того, который ожидают от нормального ребенка того же возраста и интеллекта. Эти данные помогли Бендер не только диагностировать по­вреждение мозга, но и определить стратегию терапии, которая помогла бы ребенку развивать соответствую­щее представление о теле. Не сделав этого, ребенок бу­дет продолжать воспринимать окружающую среду в ис­каженном виде.

Другой источник заблуждения в оценке умствен­ного возраста по тесту Харриса—Гудинаф относится к тем детям, чье представление о теле неверно, искаже­но, нарушено из-за эмоционального расстройства. В те­чение первой декады этого века во Франции появились публикации по искусству умственно отсталых. Специа­лизируясь на детских эмоциональных расстройствах, Роум показал, как спонтанные рисунки могут быть ис­пользованы в изучении детей с эмоциональными рас­стройствами и обнаружении происхождения расстрой­ства. В 1949 г. в книге Маховер «Личностная проекция в изображении человека» предложены критерии каче­ственной оценки рисунков как показателей эмоциональ­ных конфликтов.

Многолетний опыт работы с тестом «Нарисуй че­ловека» убедил меня, что, если результат не соответ­ствует умственному возрасту ребенка, причина раз­личий должна находиться или во внутренней невро­логической дисфункции, или во внешних факторах, неблагоприятно влияющих на эмоциональную жизнь ребенка. В обоих случаях основная проблема — нераз­витая, поврежденная, искаженная концепция тела. Эф­фективность применения этого теста в диагностике, в силу его валидности, очевидна.

Но могут ли рисунки не только указывать на то, что обычно, а что нет, что нормально, а что девиация?

Могут ли они помочь отличить случаи эмоциональных расстройств от случаев неврологических нарушений? Есть ли специфические качественные различия между ними?

РИСУНКИ СТРАДАЮЩИХ НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Какие черты отличают эти рисунки от всех осталь­ных? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить рисунки детей с общими нарушениями, у ко­торых нет эмоциональных расстройств или умственной неполноценности, достаточно глубокой для того, что­бы помешать им войти в выборку. На самом деле, такие чистые случаи скорее умозрительны, чем реальны. При­ходится ограничиваться теми случаями, в которых пре­обладающая проблема носит неврологический характер, а вызванные этим трудности не усугубляют детской не­полноценности. Так что вряд ли можно дать однознач­ный ответ на вопрос, поставленный вначале.

Термин «неврологические нарушения» использу­ется для обозначения тех, у кого дисфункция мозга яв­ляется результатом доказуемой органической этиоло­гии, т. е. те дети, у которых органический диагноз не просто предварительно поставлен (как, например, при так называемой минимальной дисфункции мозга), но и поддерживается очевидными результатами невроло­гического клинического осмотра, рентгеновских иссле­дований мозга или явно отклоняющимися записями энцефалограммы.

Бендер в 1940 г. первая рассказала о том, как ри­суют людей дети, пораженные энцефалитом. Она обра­тила внимание на вышеупомянутое различие между ин­теллектом и концепцией тела, отраженном в изображе­нии человека. Ее вывод был в дальнейшем неоднократ-

но подтвержден многочисленными исследованиями, включая вашего покорного слугу. Но пока бытует мне­ние о том, что эти рисунки неполноценны, все по­пытки выявить специфические черты, которые четко отличают такие рисунки от работ детей с эмоциональ­ными расстройствами, обречены на неудачу. Я пола­гаю, что часть проблемы заключается в терминологии. Те же самые или похожие термины часто применяют­ся к обеим группам: «искаженные», «нелепые», «экс­центричные», «рассогласованные». Эти расплывчатые термины только все путают. Проявления, которыми они обозначаются, слишком общие и нечеткие, чтобы быть значимыми. В особенности это относится к «нелепым» и «эксцентричным» и в меньшей степени к «искажен­ным» и «рассогласованным». Лично я предпочитаю следующие термины для обозначения того, что при­сутствует на рисунках детей с поражением мозга: «не­развитое представление о теле», «персеверация»1, «пло­хое планирование» (рисуют, не задумываясь заранее над тем, уместится ли рисунок на имеющемся пространстве), «импульсивность» (быстрое, небрежное выполнение), «вы­ход за рамки» (рисунок не помещается на бумаге), «не­сдерживаемый» (неконтролируемая, беспорядочная де­ятельность), «плохая координация» (линии залезают друг на друга или не пересекаются, слабый контроль над пишущим средством) и «тенденция возвращения к каракулям». Были сделаны попытки достичь большей специфичности, отмечая «асимметрию», «склонность к углу более чем 15°», «неправильно присоединенные руки», «неверное количество пальцев». Эти данные мо­гут быть валидны, если рассматриваются с учетом воз­раста ребенка, так как все перечисленные нормальны для ребенка-дошкольника.

1 От лат. «упорство» — циклическое повторение или на­стойчивое воспроизведение какого-либо действия, мысли или переживания вопреки сознательному намерению. — Прим. ред.

Валидность распознавания характерных черт, по­могающих в дифференциации рисунков страдающих не­врологическими расстройствами, я уверен, зависит от мастерства и опыта исследователя, т. к. он не работает ни с однородным населением, ни с единичным клиничес­ким пациентом. Каждый ребенок с нарушениями мозга болен по-своему, поэтому из-за большого разнообразия клинических картин не могут быть установлены единые нормы. Дисфункция мозга и проявление неврологичес­ких нарушений могут быть совершенно различными, охватывая спектр расстройств, отличающихся как по виду, так и по интенсивности. Среди них церебральный паралич, эпилепсия, обширные повреждения внутрен­них органов, локализованное повреждение, неправиль­ный обмен веществ, афазия и другие менее четко выра­женные отклонения, которые служат помехой на раз­личных уровнях интеграции, и обуславливающие рас­стройства чувств, движения, восприятия и мышления.

Количественные показатели измерений умствен­ного возраста по изображению человека не могут при­меняться в определении конкретных неврологических и эмоциональных аспектов, так как здесь требуются качественные показатели.

Диагноз эмоционального расстройства или невро­логических нарушений не может основываться только на одних рисунках. Это всего лишь один из аспектов, который должен быть учтен при постановке окончатель­ного диагноза. Для некоторых из нас рисунки — это необходимый этап во всестороннем обследовании. Не­опытный врач может поставить диагноз синдрома Дау­на только потому, что у ребенка обезьяноподобные складки на ладонях.

При диагностике церебральной дисфункции ока­залось полезным дополнить тест «Нарисуй человека» другими вспомогательными рисуночными методиками для выявления перцептивно-моторных нарушений, на­пример «визуально-моторный гештальт-тест Бендер»,

широко используемый при работе со школьниками. Большинство детей уже могут вполне удовлетворитель­но копировать фигуры к 10 годам. У меня были дети младшего возраста, копирующие простые геометричес­кие фигуры: крест, квадрат, разделенный прямоуголь­ник, треугольник. Те, у кого были выражены церебраль­ные патологии, испытывали трудности в изображении фигур, обычно доступных на данном возрастном этапе. Их попытки скопировать обычно заканчивались грубо искаженными, перевернутыми фигурами или полной неудачей.

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Достоверная оценка рисунка ребенка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня развития.

Пропуск частей тела, как правило, указывает на чувства и личностные характеристики. Пропуск рук, ко­нечно же, должен быть отмечен, так как они могут слу­жить символами проявления агрессии, а также с их помощью можно дотянуться, познать окружающую сре­ду, атаковать и приласкать.

Важность пропуска и преувеличения деталей за­висит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4 и 5 лет вполне обычна. Пропуск кистей рук в 5 лет — возраст, когда многие дети не изображают их среди восьми частей, обычно представленных на ри­сунке, — не должен рассматриваться с той же небреж­ностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6 они должны быть.

Искаженная, неузнаваемая «мазня», которая на­зывается «человек», вполне нормальна в 3 года, но не­нормальна в 5 лет.

Смешанный профиль с двумя глазами и двумя носами часто рассматривается как переходная фаза меж­ду изображением полного лица и профиля. Это пере­ходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно появляется между 7 и 9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит.

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ КАК

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Проявление чувств и личностных харак­теристик

Графическое изображение уверенности и не­уверенности

Пропуск верхних конечностей Выделение рук и пальцев Маленькие, неустойчивые ноги Преувеличенные размеры родительской фигуры

Скрывание генитальной зоны Тщательная прорисовка гениталий Спутанность половых ролей Гомосексуальные тенденции

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ

И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Вызывает удивление постоянное при всей своей изменчивости представление ребенка о теле, воспри­имчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства. По мере обращения мысли вовнутрь себя рисунок становится более личным. В зависимости от степени тревоги представ­ление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличаться от обычного только в деталях, возможны также любые колебания между этими двумя крайностями.

Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтоже­ние лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональ­ными расстройствами.

Невротическое поведение и чувство неполноценно­сти могут проявляться в изображении маленьких фигу­рок, чаще на нижней части листа, где они стоят на кро­шечных ножках; преувеличенных размерах доминирующего родителя; чрезмерном затенении или тщательной прори­совке гениталий; скрывании генитальной зоны; спутан­ности половых ролей; выделении или пропуске кистей рук; изображении темных облаков и закрашивании солнца.

Я собираюсь представить вашему вниманию приме­ры всех этих проявлений, в то время как выражение чувств на рисунках семьи будет рассмотрено в следующей главе.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают толь­ко маленькую часть листа.

Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, созда­вая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдер­живающей тревожности.

Рисунок 13

Нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застен­чивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Не­рвная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное раз­витие. Пока она рисовала, она спросила: «У меня нормально получается?» Она сказала, что фигур­ка изображает ее.

Рисунок 14

Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нор­мальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.

ПРОПУСК ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки. (Согласно исследованию Л. Партриджа 67% де­тей в возрасте 5 лет и 93% в 10-летнем возрасте рису­ют руки.)

Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисун­ке одним из 4 показателей, которые выявляют с боль­шой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 ме­сяцами. Другие три показателя — отсутствие тела, от­сутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спря­танные руки интерпретируются как выражение чув­ства вины.

Рисунок 15

Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осто­рожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно актив­ных детей.

Рисунок 16

Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изоб­ражена она сама.

Рисунок 17

На этом и следующем рисунке руки у людей от­сутствуют. Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, неагрессивен, страдает энуре­зом, испытывает дезориентацию, если в его уста­новленном распорядке что-то меняется. Беспоко­ится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту.

Рисунок 18

Рисунок 19 Семья

Рисунок 20

Нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок «Че­ловек и дерево». В изображении человеческой фи­гуры, довольно маленькой по размеру, отсутству­ют руки. Эти характеристики указывают на застен­чивость и, как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей. В действительности к этому имеет отношение его мать, чья манера воспита­ния воплотилась в том, что мальчик никогда не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.

Следующие рисунки (21—24) были выполнены в один день двумя сестрами. Младшая (5 лет 9 меся­цев) нарисовала большие фигуры с расставлен­ными руками и четко обозначенными ногами. Ри­сунок сделан в свободной манере, штрихи нане­сены смело, с сильным нажимом (рис. 21—22). Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев). Она нарисовала фигуры меньшего раз­мера, с неустойчивыми ногами и маленькими ру­ками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.

Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь на­рисовали фигуру своего пола, выражая тем са­мым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недо­статок самоуверенности. Эти черты личности вы­ражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и сме­лая, сказала, что она нарисовала Джоанну, под­ругу, а старшая, более застенчивая, сказала: «Это я». Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуве­ренный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.