|
||||||||
Оглавление 2 страница3.32. Добровольческие социальные услуги, в завистиости от их назначения, подразделяются на: - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятељности граждан в быту и повышение качества жизни; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); - социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; - социально-правовые, направлешчые на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помопщ, зашиту законных прав и интересов граждан; - социально-педагогичесие, направленные на профилактику отклонен.)й в пове№ши и аномалий личного развития клиентов учреждений, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитанш( детей, Если услуга или работа, поручаемая добровольцу, требует специальной пощ•отовюа или лицензии, учреждение вправе запросиљ подтверждающий документ или предложить добровольцу пройти специальную по№отовку и получить соответствующую лицензию. 33.3. Перечень добровольньж работ формируется исходя из потребностей учреждения в дополнительных работах по обеспечению распшрения спектра услуг и повьшения их качества. .В состав таких работ могут входить: - распространение необходимой умформащш среди клиентов учреждения (печатной и по телефону); - сопровождение и доставка клиентов в учреждение; - проведение фотосессий и видео съемки в период мероприятий, оформление наглядных информационных и рекламных стендов, постеров, газет и пр.; - оформление и дизайн помещений (в т.ч. озеленение помещений, флористика и пр.) и прилегающих территорий учреждения, в т.ч. приуроченных к праздникам и другти,мероприятиям; - участие в работе с библиотетшьп.ли фондами, архивами, другими материалами и документами; - создание Интернет страниц, разделов сайта учреждения, обучение сотрудников учреждения новьпи П-технологиюи (П -информационные технологии); - привлечение материальных ресурсов для работы с клиентами от коммерческих компаний и других доноров, включая сбор их у населения. 3.3. 4.При составлении перечня добровольных работ в учреждении, учитываются потребности и рекомендации сотрудников учреждения, количество добровольцев, работу которых учреждение способно организовать лучшим образом, а также планируемый возраст добровольцев, их квалификацию и творческий потенциал. 3.4. МетоДы формирования и описания свободных мест для Добровольной работы (Добровольческих вакансий) 3.4.l. Свободные места для добровольцев формируются на основе перечней добровольческих сощаа.льных услуг и добровольных работ в учреждении. При формировании свободных мест для добровольцев определяются их обязанности по оказанию услуг и испојмению работ, а также ресурсы, необходимые для обеспечения работы добровольцев. 3.42. При формировании свободных мест для добровольцев, необходимо учитывать, что клиенты учреждения, их родственниюа, коллеги и знакомые, соседи в первую очередь могут откликнуться на информацию учреждения о потребности в добровольцах. 3.43. Описание свободных мест для добровольной работы в учреждении целесообразно осуществлять в соответствии с Приложением № 2. к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы. 3.4.4. Сведения о• добровольце и его добровольном труде в учреждении заносятся в Учетную карточку добровольца, согласно Приложению № 3 к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы 3.5 Условия, необхоДшиые для организации Добровольной работы граждан з учрежДении С целью уменьшения текучести добровольческих кадров учреждение должно ставить перед собой ще основные задом: - сделать работу добровольцев максимально полезной и эффективной для клиентов учреждения, объектов его работы, общества в целом; - сделать работу добровольцев в учреждении максимально комфортной, позитивной и полезной для добровольцев. Для решения указанных задач учреждению необходимо создавать определенные базовые организационные, кадровые, информационные, материально-технические и экономические условия для добровольной работы граждан. Среди основньж условий, которые важно обеспечить учреждению для работы добровольцев следующие: - ресурсное обеспечение работы добровольцев; - сттиулы для добровольцев; - квалифицированная организация работы добровольцев. З .5.1. Ресурсное обеспечение работы добровольцев может включать: достаточное обеспечекше работы добровольца для качественного выполнения им порученных обязанностей (таких, как информация, расходные материалы, средства ухода и продукты питания для нуждающихся,. автотранспорт для доставиш клиентов, исправная орггехника для компьютерных работ и пр.); обеспечение бесплатного питания добровольца (особенно актуально для студентов, особенно иногородних и добровольцев, работающих более З часов в день, или осуществляющих работы за пределами учреждения); символика и атрибутика (особенно актуально для молодежи и проведения массовых мероприятий); компенсация затрат добровольца (проезд к месту добровольной работы и обратно); - организация отдыха и досуга - экскурсии, праздники, чаепития, клубное общение (особенно актуально для людей старшего возраста). 3.52. Стимулы для добровольцев: - признание, поощрение и награждение за добровольньй труд, как самим учреждением, так и через региональные и национальные конкурсы и програшы, поощрения добровольцев за качественную работу, благодарственные ш•сьма, ценные подарки; - инфор№шрование общественности о достижениях и заслугах добровольцев, результатах труда, в т.ч. в средствах массовой информащш, накопление памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждения (ведение летописей, фото выставки в помещениях учреждения, записи в добровольческой биографии, истории коллектива учрежения); фиксация добровольческой деятельности в личной книжке добровольца (если таковая используется или имеется у добровольца); - одобрение со стороны членов рефератной группы; - предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта, програ,пиы с новыми знаешмъпаи шодьми, доступ к новой информации и новым социальньм группам; приобщение к новым видам деятельности, международному, межрегиональному, региональному мероприятию, проекту, акции (например, к Олимпиаде); - доступ к разнообразным ресурсам в ралах проектов, программ - информационньш, натуральным, финансовым, др., которые можно направить на доброе дело; - приобщение к новым знаниям в процессе обучения ддя • получения НОВЫх профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца в настоящем и будущем, в т.ч. оплата обучения на полезных престижных курсах; предоставление возможностей для самореализации, например в новых программах, дающих возможность разработать и реализовать свой социальный проект; предоставление возможности участия в управлении социальным проектом, программой для получения организационного опыта; предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в учебное заведение и пр.; - обеспечение возможности получения товаров и услуг на льготных условиях от третьюк лиц, т.к. досуговые клубы, медицинские центры, торговые сети, кафе, парикмахерские и пр. (например, методом дисконтных карт); организация клубной работы с добровольцами учреждения для обеспечения позитивных коњуникаций, обмена опытом и полезной информации, неформального общения, создания добровольческого сообщества учреждения. 3-5 З . Квалифицированная организация работы добровольцев: 3.5.3.l. Подготовка добровольцев для работы в учреждении: - обеспечение первичного мотивирования добровольцев (стимулы); - предоставление достаточной информации; - подготовка и обучение добровольцев (инструктаж, курсы, школы); - определение поручаемых обязанностей и согласование их с возможностями добровольцев; - закрепление прав и ответственности добровольцев или договор); - делегироваие полномочий добровольцам. 3.5.3.2. Сопровождение работы добровольцев в учреждении: - обеспечение поддержки работы добровољцев (консультации по разрешению проблем, супервизии, профилактика синдрома усталости и эмоционального вьторания); - монитор!шг и оценка работы добровольцев (учет, контроль, оценка); - удержание добровольцев (дополнительные возможности и стимулы, воодушевление, изменение видов работ); - поощрение добровольцев (благодарение, награждение, допошштельные стимулы); - продвижение добровольцев (новые позиции и статусы, расширение границ полномошй). 4. Привлечение и набор добровольцев 4.1. Способы самостоятельного привлечения Добровольцев для работы в учрежДении 4.1.1. Привлечение добровольцев для работы в учреждении осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно ИлИ с привлечением партнерских организаций (общественных, некоммерческих) и включает: - поиск и набор добровольцев; - проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев; - информирование и ориентирование добровольцев. - 4.12. В целях привлечения добровольцев в учреждение, Координатор добровольцев: - распространяет информацию о наличии свободиых мест для добровольной работы, в т, ч. через средства массовой информации; - проводит кампании по набору добровольцев в учебных заведениях, государственных и негосударственных организациях, социально ориентированных некоммерческих организациях и икљгх учреждениях; - организует набор, собеседования и отбор добровольцев, в т. ч. на основе конкурса; - проводит первичное информирование, ориентирование, ушструктаж новых добровольцев; 4.2. Мотивация граждан кучастию в Добровольческой Деятельности и Добровольной работе. 4.2.1. Добровольцем может стать тобой, даже официально нетрудоспособный человек при наличии у него соответствующего мотива. Основными мотивами добровольческой деятельности и добровольного труда шодей являются: Реализация личностного потенциала. Реалвация личностного потенциала, проявлише своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, т. е. реализация ведупщх мотивов участия человека в социально значимой деятельности. Общественное признание, чувство социальной значимости. Получение позитивного подкрепления своей добровольческой деятельности со стороны значимого окружения, ощущение личной причастности к общественно полезному делу. Самовыражение и самоопреДеление. Возможность личностного проявления, заявление о своей жизненной позиции, определение персонального места в системе общественньж отношений. Профессионшљное ориентирование. Возможность для человека, особенно молодого, сориентироваться в различных видах профессиональной деятељности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной пощотовки. Приобретение полезных социальных и практических навыков. Возможность приобретения полезньж навыков, прямо не относящихся к профессиональному выбору человека, вместе с тем значимых для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с разликшьши видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия, навыков оказания помощи тяжело больньпл. Добровольчество также может способствовать развитию таких социальных навыков, как: - коммуникативные способности; - ответственное взаимодействие с различными социальными группами; - исполнительская дисциплина; - лидерство; - защита и отстаивание прав й интересов человека и группы; - реализация предоставленных појшомочий; - делегирование полномочий; - творческий подход к делу; - инициативность. Возможность общения, Дружеского взаимоДействия с еДиномыииенниками. Возможность приобретения единомышленников, круга общения и получение поддержки в процессе добровольного труда и дружеского взатаодействия. Приобретение опыта ответственного лиДерства и социального взаимоДейстзия. Возможность личностного проявления в различных моделях взаимодействия, приобретение навыков, необходимых в швни, необходтлых для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Организация свободного времени Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени — досуга. Вместе с тем, организация свободого Bpewrerm не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Выполнение общественного и религиозного Долга. Социальная добровольческая деятельность и добровольный труд являются естественной потребностью человека. Эта потребность вытекает из осознания гражданского, религиозного и этического долга свидетельствует о высоком личностном развитии. 4.2.2. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и сол.щальных потребностей, присущих каждому человеку: - потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применеюш профессионального и житейского опыта (преимущественно молодые пенсионеры); потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (преимущественно люди с высшим образованием, специалисты гуманитарной сферы); потребность расти и развиваться (преимутцественно молодые люди, студенты); - потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать „проблемы других людей и свои собственные (преимущественно шоди среднего и старшего возраста). В последние годы среди мотивов добровольцев стала преобладать более прагматчные мотивы, такие, как: - проба себя на пути к профессрш, - потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (преимущественно молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений); - профессиональный шперес для карьерного роста (преимущественно молодые специалисты); - потребность получения специальных знаний и навыков, необходимьж в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующши специфического лечения, и пр. Разнообразию мотивов добровольцев должны соответствовать разнообразные виды добровольческих работ и социальных услуг клиентам, поручаемые им учреждением. 4.23. Условно можно разделить добровольцев на три основные группы по степени участия в деятельности учреждения: - постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, помощники юментов и подопечљж, ведущие добровольческих программ и проектов, клубов, секций, обучающих програм и пр.); - временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи); - добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (участие в добровольческих аш.щях, обслуживание семинаров, конференций, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах). В большинстве организаций социальной сферы присутствуют все три группы добровольцев. Задачей учреждения является постоянно мотивировать этих шодей. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладе" в процессе специального обучения. 42.4. Постоянный труд добровольца может выражаться в оказании помощи одним и тем же подопемшьпл регулярно несколько раз в неделю в течение длительного времени. Разовый добровольный труд выражается в форме участия в акциях, проектах, при проведеншд экскурс№й на не регулярной основе. Несмотря на отмеченные существенные различия, •и постоянный и временный добровольный труд является не основной занятостью, чем отличается от постоянного профессионального труда. 4.2.5. Следует учитывать, что в ряде организаций, например, в общественных объединениях, и, особенно, в благотворительных организациях, на добровольной основе действует немало шодей, которые самостоятельно приняли на себя ответствекшость по осутцествленто каких либо функций. Это члены Правлений и других руководяпщх органов, а также те, кто добровольно вьшолняег фуню.щи фандрайзеров, руководителей и разработчиков программ и проектов, консультантов, РК-специалистов, администраторов сайтов и многие другие функщ•ш. Эти добровольцы осуществляют добровольческую деятельность без регламентов, ограничений и графиков работы, они могут посвящать . добровольческой деятельности время, сопоставимое с профессиональной деятельностью. 5. Механизмы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем 5.1. Отношения между учреждением и добровольцем целесообразно регулровать Положением о добровольной работе граждан в государственном учреждении социальной сферы, инструкция»ш и другими внутренними документами учреждения. Права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца в процессе взаимодействия фиксировать гражданско-правовым итом Соглашением учреждения с добровольцем, которое разрабатывается учреждением на основе типового Соглашения, согласно Приложению № 4 к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы. 5.2.В целях обеспечения реализации добровольцем предоставленных • ему полномочий, учреждение вправе выдавать ему соответствующее удостоверение. В целях практики• добровольного труда добровольца ему может выдаваться. «Личная книжка добровольца», которая заполняется Координатором добровольцев. В «Личную книжку добровольца» заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде и периоде работы в учреждении, а также об обучении и поопцрениях. 5. 3.учреждение должно разъяснять добровојш.у процедуры и гарантировать возможности для реализации собственной инициативы в процессе оказания услуг клиентам или исполнения добровольных работ. Предложения и инициативы добровольца представляются координатору добровольцев, или руководству учреждения в письменной форме, в соответствии с процедурами и правилами учреждения. 6. Организация работы добровольцев в учреждении Организация работы добровольцев в учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение. 6.1. Пощотвка добровольцев к работе в организации социальной сферы. Подготовка добровольцев для работы в учреждении осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и включает: проведение собеседований и отбор; первичное мотивирование для работы в учреждении; обучение, в соответствии с планируемьпии добровольческими социальньпаи услугами и работами; согласование обязанностей и полномочий; заключение соглашения учреждения с добровольцем. 6.2. Сопровождение работы добровольцев в организации социальной сферы. Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:
обеспечение поддержки работы добровольцев, включая ' консультирование, помощь в разрешенх•ш конфликтов, организационных и технических проблем, повышение квалификации, предоставление дополнительной информации и т. п.; проведение мониторинга и оценки работы; обеспечение реализащш интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий, клубной работы, встреч с интересными людьми и спещатшстами и т,п.; поощрение, в т. ч. проведение торжественных мероприятий по вручению благодарственньж писем, дапломов, памятных подарков и наград, •номинирование на награды и конкурсы; предоставление рекомендательных писем и ходатайств, назначение на руководящие свободные места для добровольной работы, такие как «добровольный помощник координатора добровольцев», «наставник добровольцев», «старший группы добровольцев», «добровольный руководитель добровольческой акции», «добровольный руководитель добровольческой програ№шы», «добровольный организатор клубной работы», «тренер добровольцев» и т. п. Для квалифицированной организации добровольной работы граждан в организациях социальной сферы требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.
|
||||||||
|