|
|||||
Оглавление 3 страницасогласование обязанностей и полномочий; заключение соглашения учреждения с добровольцем. 6.2. Сопровождение работы добровольцев в организации социальной сферы. Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:
обеспечение поддержки работы добровольцев, включая ' консультирование, помощь в разрешенх•ш конфликтов, организационных и технических проблем, повышение квалификации, предоставление дополнительной информации и т. п.; проведение мониторинга и оценки работы; обеспечение реализащш интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий, клубной работы, встреч с интересными людьми и спещатшстами и т,п.; поощрение, в т. ч. проведение торжественных мероприятий по вручению благодарственньж писем, дапломов, памятных подарков и наград, •номинирование на награды и конкурсы; предоставление рекомендательных писем и ходатайств, назначение на руководящие свободные места для добровольной работы, такие как «добровольный помощник координатора добровольцев», «наставник добровольцев», «старший группы добровольцев», «добровольный руководитель добровольческой акции», «добровольный руководитель добровольческой програ№шы», «добровольный организатор клубной работы», «тренер добровольцев» и т. п. Для квалифицированной организации добровольной работы граждан в организациях социальной сферы требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения. Обеспечекте безопасности работы добровольцев в учреждеюш осуществляется координатором добровольцев, а также руководством учреждения, что предусматривает: а) ограничение временной занятости добровольца в пределах до 6 часов в течение одного дня; б) недопущение добровольцев к работе: требующей специальной профессиональной подготовю-! и лицензирования; в ночное время, если это не оговорено соглашением; в местах повышенного риска (напр. риска травматизма); без инструктажа по технике безопасности; без средств индивидуальной защиты (если это необходимо); без специальной подготовки для работы с клиентами учреждения, имеюц.џши психические нарушения и девиантное поведение; по исполнению доЛЖНОСтНЫХ обязанностей оплатмваемого персонала учреждения. 7. Учет и контроль добровольного труда 7.1. Учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется координатором добровольцев во взаимодействии со . специалистами и руководством учреждения. При необходимости учет и контројљ добровольного труда в учреждении осуществляется и другими ответственными лицами, в подразделениях которых осуществляется добровольная работа 7.2. Для организации процесса учета, контроля, определения качества и результатов добровольного труда, учреждением могут быть использованы учетные ведомости, например: форма «Экспертная ведомость оценки качества труда. добровольцев в государственном учреждении социальной сферы», согласно Приложению № 5; форма «Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в. учреждении со1щаљной сферы» согласно Приложению № 6. 7. 3.Для обеспечения мониторинга • удовлетворенности добровольца условиями, предоставляемыми для добровольной работы и принятьпии на себя обязательства№ш ипо предоставлению добровольческих социальных услуг и выполнению добровольческих работ, а также для определения поддержки, необходимой добровольцу, целесообразно использоваљ форму «Анкета добровольца государственного учреждения социальной сферы», согласно Приложению № 7. 7.4. В процессе развития работы с добровольцами, учреждению целесообразно разработать свою систему наблюдения и контроля работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами. С этой целью необходимо определить методы мониторинга, которые могут быть наиболее органично внедрены в организационную структуру деятельности учреждения. 7.5. Основные рекомендуемые методы осуществления мониторинга работы добровольцев в учреждении: ведение табелей учета рабочего времени добровольцев; анализ отчетов добровольцев; анализ сводных отчетов координаторов о работе добровольцев; анализ индивидуальных рабочих планов добровольцев; собеседования с добровольцами; аттестация добровольцев; опросы клиентов относительно качества работы добровольцев и предоставляемых социальных услуг; сбор и анализ неофициальной информации (напршер, мнение персонала, юшентов и партнеров учреждения). 7. 6.0сновные рекомендуемые методы осуществления мошпорушга работы учреждения с добровольцами: анализ отчетов координаторов по работе с добровольцами; анкетирование координаторов по работе с добровольцами; анкетирование добровольцев относительно их удовлетворенности работой; анализ испојщения планов программ и проектов с участием добровольцев; собеседования с добровольцами; анализ объемов и результатов обучения добровольцев; анализ качества и результатов специальных поддерживающих мероприятий для добровольцев; аналв качества и результатов неформальных мероприятий для добровольцев. 7.7. Осуществление учета и контроля не должно нарушать режи работы добровольцев и излишне формализовать процесс организации добровольного труда. 8. Оценка и определение эффективности добровольного труда 8.1. Эффективность добровольного труда определяется в области социального и экономического эффекта. Эффективность добровольного труда целесообразно определять экспертной комиссией, состав которой утверждается приказом или иным нормативным актом учреждения. Ответственность за организацию мероприятий по определению эффективности добровольного труда в учреждении возлагается на координатора добровольцев. 8.2. Для более детального анализа и оценки результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами за определенный период (квартал, полугодие, год) возможны четыре основных вида оценки результативности в области добровольчества: Количественная оценка (внутренняя оценка по количественным показателям); Экономическая/финансовая оценка (внутренняя и внешняя оценка по финансовым показателям); Оценка обществом (внешняя оценка заинтересованных лиц и организаций); Оценка социальньи изменений (внутренняя и внешняя оценка, оценка специалистов). 8.2.1. Којичественная оценка. А. При количественной оценке результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении пртиентотся следующие показатели: количество человеко-часов, отработанных добровольцами; количество социальных услуг, оказанных добровольцами; количество клиентов, которым добровольцы оказали помощь и социальные услуги; объемы помощи, которая оказана добровольцами клиентам учреждения; условная стотиость услуг или работ, осуществленных добровольцами; количество проведенных добровојљческих акций, мероприятий; количество/объем ресурсов, привлеченных добровољцами для оказания помощи клиентам учреждения и для организации добровольной работы; количество добровольцев, которых привлекли к работе в учреждении сами добровольцы. Б. При количествешюй оценке работы учреждения с добровольцами применяются следующие показатели: количество добровольцев, привлеченных для работы в учреждение; количество нормативных услуг, в предоставлении которых участвовали добровольцы; кшшчество дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением через добровольцев; количество клиентов учреждения, которым добровольцы оказали помощь и предоставили социальные услуги; условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами; количество соглашений, оформленных с добровольцами; количество свободных мест для работы добровольцев (выявленных и утвержденных добровольческих вакансий); количество добровольцев, которые прекратили отношения с учреждением; количество добровольцев, прошешпих по инициатуве учреждения специальную подготовку и обучение; количество добровольцев, действующих в качестве координаторов, тренеров, наставников; количество добровольцев, работающих на постоянной основе; количество добровольцев, работающих на временной и разовой основе (по принципу вызова] приглашения); коушчество добровольческих акций и программ, организованных учреждением; количество добровольцев, получивших поощрения и награждения за добровольный труд; количество публикаций в СМИ о работе добровольцев, размещенньж учреждением; коштчество предложений и инициатив добровольцев, реализованньж учреждением; коштчество специальных мероприятий, проведенных в учреждении для добровольцев. 8.22. Эконоштческая/финансовая оценка. Результаты финансовой оценки рекомендуется формировать учреждением в форме специальных финансовых отчетов разной степени детализации, в которых целесообразно использовать следующие показатели: А. Деятельность учреждения в части ресурсного обеспечения работы добровольцев: общее количество привлеченных]израсходованных учреждением финансовых средств для обеспечения работы добровольцев; общий объем привлеченных/израсходованных учреждением материальных ресурсов в натуральном выражении для обеспечения работы добровольцев; структура источников привлечения финансовых и материальных средств учреждения для обеспечения работы добровольцев; структура расходов учреждения на обеспечение работы добровольцев по направлениям деятельности; структура адиинистративных расходов учреждения по организации добровольного труда граждан. Б. Добровольческая деятељность и добровольный труд граждан в учреждении: условная стоимость социальных услуг или работ; осуществленных добровольцами в финансовом выражении; условная стотиость матрриаљных ресурсов, услуг сторонних организаций, привлеченных добровольцами для оказания помощи клиентам учреждения и организации добровольной . работы в финансовом выражении; общий объем внебюджетных финансовых средств, привлеченных добровольцами длядеятельности учреждения в йнтересах его клиентов. Наиболее простьпл способом определения экономической эффективности является сравнение затрат учреждения на организацию добровольной работы и условной стоимости работ, вьшојшенных добровольцами. В отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках, данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и необязательно ДОЛж{Ы быть доступны хшарокой общественности. 8.23. Оценка обществом; При оценке используются следующие показатели: наличие статей и публикаций, в т.ч. публичљж отчетов, о добровольческой деятельности и добровольной работе граждан в учреждении; прозрачность экономических основ организации добровольческой деятельности и поддержки добровольческих инициатив; наличие совместных програм и факты практического сотрудничества учреждения с негосударственными организациями; участие учреждения в репюнальных, межрегиональных, национальньж акциях, мероприятиях, форумах, конференщшх в области добровольчества; получение учреждением государственной поддержки добровольческих инициатив; наличие спонсорской или попечительской поддержки добровольческих иншщатив; известность добровольческих программ учреждения среди населения; получение учреждением дипломов, наград и других поощрений за орга-пва.цию добровольного труда граждан в социальной сфере. 8.2.4. Внешняя оценка эффективности учреждения в области добровольчества концентрируется на оценке организационной структуры, существующей в организации для менеджмента добровольческих програпа, социальной и экономической эффективности добровольного труда. Полезно, если ее производят лица, которые не работают в организации и, таким образом, независимы и объективны. Комбинация различных методов делает оценку более правдивой. При этом важно, чтобы результаты оценки были представлены всем сотрудникам и клиентам, спонсорам, попечителям учреждения и общественности в наглядной форме. 8. 3.0цеюса эффективности менеджмента добровольчесюах программ происходит внутри учреждения — внутренняя оценка. Она производится, главньпи образом, координатором и обсуждается с персоналом и руководством учреждения. При этом анализируются количественные показатели, и проводится качественный анализ, при котором оцениваются достижения учреждения в связи с работой добровольцев, изменения, произошедшие в качестве жизни клиентов, личное развитие добровольцев, рост квалификации и ответственности, коммуникации и деловые связи между штатными сотрудниками и добровольцами учреждения. 8.4 Общая оценка эффективности учреждения в области добровольчества может быть внутренней и внешней. Она подразумевает, во-первых, определение степени участия добровольцев в процессе его деятельности, выявление проблем и конфликтных ситуаций, нахождение способов реагирования на них, способов их решения и способов профилактики. Вовторых, в ходе оценки анализируется, как работа добровольцев, так и работа с добровольцами в учреждении в лице координатора и других шац, ответственных за организации) добровольной работы в учреждении. 9. Экономические основы организации добровольного труда и добровольческой деятельности в учреждении 9.1. Экономические основы организации добровольческой деятељности в учреждении предполагают наличие комплекса базовых ресурсов для устойчивого обеспечения добровольного труда граждан, наприер: правовые основания; человеческие ресурсы; информационное обеспечение; квалификационное и мето№ческое обеспечение; материаљное и техническое обеспечение; финансовое обеспечение. Перечисленные ресурсы тесньпи образом связаны с использованием эффективных мехаывмов работы учреждения по: а) изысканию внутренних ресурсов учреждения для организации добровольной работы граждан; б) привлечению финансовых и материальных ресурсов из внебюджетных источников для организации добровольной работы граждан. 9.2. Следует принимать во внимание, что государственные учреждения социальной сферы, как правило, имеют знахштелъные базовые материальные, технические, организациощше и человеческие ресурсы, которые могут быть направлены для организации добровольной работы граждан по сравнению с негосударственными некоммерческими организациями, действующп,ш в сходных областях. Внутреюше ресурсы учреждения для орга.ћизации . добровольной работы . граждан формируются исходя из оптимизации имеющихся материальных, технических и человеческих ресурсов, т. к. помещения, оргтехника и расходные материалы для работы координатора и добровольцев, средства наглядной информации (стенды, рекламные щты, магнитные доски, јшст_овки и памятки собственного производства), средства труда и индивидуальной защиты добровольцев, рабочее время лица, исполняющего функции координатора и др. 9.4. Решаюпщм аспектом в создании экономического обеспечения добровольного труда в учрежденша в части привлечения фттансовых и материальных ресурсов из внебюджетньж источников является позиция руководства и практичесюае действия учреждения в отношении сотрудничества с негосударственными организациями социальной сферы, таеюпџпии сходные цели и задачи или работающие с аналогичной целевой группой клиентов. Следует учитывать, что помимо опыта и технологий организации добровольческой деятельности, общественные й некоммерческие негосударственные организации шеют разнообразше возможатости и разнообразные источники для получения футансовой и материальной поддержки, особенно в части организш_щи добровольного труда граждан. Оптимальным механизмом такого сотрудничества учреждения и негосударствекмой организации социальной сферы является совместная реалвация благотворительной программы или социально значимого проекта на основе договора. 9.5. Основные источники финансовьж и материальных ресурсов: А. Государственная поддержка. Согласно статье 31 Федерального закона «О некоммерчесютх организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческти организациям экономическую поддержку. в различных формах, в том час.ле: 1) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих . организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
|
|||||
|