|
|||||||||||||||||||||||
Оглавление 1 страницаСтр 1 из 11Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И,НАУКИ российской ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Люсиновская ул., д. 51, Москва, 1 17997. тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54. E-mail: d09@mon.gov.ru О методических материалах Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере молодежной политики
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет для использования в работе методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями (далее методические материалы), разработанные Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р. Рекомендуем разместить указанные методические материалы на официальных сайтах ваших ведомств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Приложение: на л. в экз. Директор департамента ИА. Михеев С.Г. Погосян (499) 681-03-87 сдоб. 4178) О методических материалах - 09 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЬПШ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Оглавление 1. Область ........з 2. Цејш, задатш и формы добровольного труда, организации добровольного труда .................З З. Планирование добровольных работ в .................6 3.1. Осуществление необходимых формальных Действий ...............................6 3.2. Способы выявления потребностей прямых и косвенных клиентов организации социальной сферы, которые возможно уДовлетворять посреДством работы Добровольцев и Добровольческих услуг......................................„.............. 3.3. МетоДы определения Добровольческих виДовработ, .необхоДимьи учреждению. .........................9 З. 4. МетоДы формирования и описания свободных мест для Добровольной работы (Добровольчески вакансий) ..............,. . 3.5 Условия, необходимые для организации Добровольной работы граждан в учреждении ..............1 4. Привлечение и набор добровольцев 4.1. Способы самостоятельного привлечения Добровольцев Для работы в учрежДении ....................13 4.2. Мотивация гражДан к участию в Добровольческой Деятельности и Добровольной работе. 14 5. Механизмы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем .................17 6. Организация работы добровольцев в 7, Учет и контроль добровольного труда........... ......... • ...п.. .................19 8. Оцет:а и определение эффективности добровольного труда.............................,.......... ....................20 9. Экономические основы организации добровольного труда и добровольческой деятельности в ....,..............................24 ..........................28 МОДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы .........................28 Описание свободного места добровольного труда в государственном учреждении социальной сферы . Учетная карточка добровольца государственного учреждения социальной сферы... Форма соглашения государственного учреждения социальной сферы с добровольцем --...................37 Экспертная ведомость оценм качества труда добровольцев в государственном учреждении социальной сферы................... . Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в государственном учреждении соиаљной сферы......................................... . Анкета добровольца учреждения социальной сферы.................. ... . .... Успешные практики привлечения добровольческт( организаций и добровольцев государственными и муниципальными учреждениями..................„.. . ... ................... ... . . 1.Область применения Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере. 2.Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи организации добровольного труда 2.1. Добровольный труд и добровольческая деятельность .в государственном (мунищшаљном) учреждении социальной сферы (далее - учреждение) используется в целях расширения социальной помопщ и услуг клиентам этого учреждения, в соответствии с Положением о порядке организащи и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы (далее - и настоящими Методическими рекомендациями. 2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения: - предоставление добровольческих социальных услуг; - выполнение добровольческих работ. 2.3. Добровольческие социальные услуги это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцаш в соответствии с перечнем добровольческих социальных услуг клиентам учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с. добровольцам. Продуктом добровольческих социальных услуг является повышение качества жизни юшентов учреждения в процессе их предоставления. 2.4. Добровольные работы — это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в уштересах учреждения и в целях расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категоруй и численности граждан, получающих эти услуги, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения, которьй может носить материальный характер. 2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прио или косвенно: - содействуют/помогают учреждению в дортижении его целей и решении конкретных задач; - улучшают качество иЗНИ клиентов учреждения и благосостояние общества в целом; - распространяют информацию о деятельности учреждения; Модельный проект положения о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении сощапьной сферы пр№веден в Приложении № 1 - распространяют идеи и принципы социального служения срета населения; - распространяют гуманитарные ценности в обществе. 2.6. Специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональньпа, заключается в особенностях ее элементов — цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организащш труда. Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно юл дарится благополучатешо, а не становится продаваемым товаром ијщ продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральнъпд объектом является конкретный благополучатель. В то же время, для организацщ важньпл объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов- Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и _ предоставляет добровольцам разнообразные стимулы. Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы. 2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнитељные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов сагушх добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе. 2.8. Дополнительные задачи учреждения при оргат,ва.1.щи добровольной работы молодежи: вовлечение молодежи в социальную практш:у и ее информирование о потенциальных возможностях јшчностного и гражданского развития; - предоставление возможности молодым шодям проявить себя, реализовать свбй потенциал и получить заслуженное признание; - развитие творческой и созидательной активности молодежи; - интеграция молодых лодей, оказавшихся в трудной жщзненной ситуации, в жизнь общества. К прикладным задачам относятся: - обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации; - содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; - сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости; замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения; - гуманистическое и гражданское воспитание; обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; - формирование кадрового резерва. 2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей средего возраста: обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота; - содействие получению необходтиого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной хтзни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов; - предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважешае, быть причастньпа к значимой сощиаљной деятельности учреждения; - предоставление возможнбсти применить собствекшые знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности. 2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровојљной работы шодей старшего/пожилого возраста: - обеспечекше потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание; - содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья; - содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения.качества собственной повседневной жизни и самопомощи; - - компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством; - предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом ювни; - - предоставление возможности применения шеющегося жизненного и профессионального опыта; - обеспечение содержательного досуга З. Планирование добровольных работ в учреждении 3.1. Осуществление необхоДи.мых формальных Действий З. 1.1. Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно наштать с принятия соответствующего решения и разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении (модельный проект положения приведен в Приложении № 1). 3.12. Решение об организации и использовании труда добровольцев в принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении. З. 1.3. Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание: - добровольческих програш, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу; социальных услуг клиентам учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам; - механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами; - порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.н. описание материальнотехнического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в. процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев; - ответлвенности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка; - порядка учета и контроля работы добровольцев. При разработке Положения, учреждению необходимо • принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении, необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации. С Положением о добровольной работе граждан в учреждении ДОЛЖНЫ быть ознакомлены ответственные лица учреждения и хшформированы все сотрудним учреждения- 3.1 А. При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить: - области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы; - программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задача, но не тлеют достаточных человеческих ресурсов; - общие виды работ, которые не требуют занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но це могут быть выполняемы шеющимся персоналом; - услуги для клиентов, которые необходимо расширять, и которые могут вьшолнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды допошштельных работ для обеспечения основных услуг. При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен тлеющихся ваканс}й или параллельно существуюшщм ставкам персонала учреждения. 3.1.5. Планирование работы добровольцев. и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченньш јщцом по организации и использованию труда добровольцев (далее - Координатор). Функции Координатора целесообразно вменять в обязанности ощюму из штатньж сотрудников учреждения, зшбо для исполнения функций Координатора открывается специальная ставка в штатном расписании учреждения. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной шт иной некоммерческой организацией, функции Координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации. З. 1.6. Основными функциями Координатора являются: - планирование добровольческих социальных услът и добровольных работ; - формирование перечня добровольческих социальньж услуг клиентам учреждения; формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении; определение и описание свободных мест для добровольного труда; подготовка и информирование персонала о функцишшровании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении; - информирование клиентов о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении; - привлечение добровольцев; - проведение собеседований и отбор добровольцев; - организация и координирование процесса добровольного труда; - обеспечение безопасности работы добровольцев; - контроль и учет добровольных работ и услуг клиентам учреждения; - представление интересов добровольцев перед руководством учреждения; - определение эффективности добровольного труда-
|
|||||||||||||||||||||||
|