Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 1 страница



 

 МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И,НАУКИ российской ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Люсиновская ул., д. 51, Москва, 1 17997.

тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54.

E-mail: d09@mon.gov.ru

О методических материалах Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

осуществляющих управление в сфере молодежной политики


 

 

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет для использования в работе методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями (далее методические материалы), разработанные Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р.

Рекомендуем разместить указанные методические материалы на официальных сайтах ваших ведомств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приложение: на          л. в экз.

Директор департамента                              ИА. Михеев

С.Г. Погосян

(499) 681-03-87 сдоб. 4178)

О методических материалах - 09

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДОБРОВОЛЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЬПШ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Оглавление

 1. Область                                                                                                                                         ........з

 2. Цејш, задатш и формы добровольного труда,     организации добровольного труда .................З

З. Планирование добровольных работ в                                                                           .................6

3.1. Осуществление необходимых формальных Действий ...............................6

3.2. Способы выявления потребностей прямых и косвенных клиентов организации социальной  сферы, которые возможно уДовлетворять посреДством работы Добровольцев и Добровольческих услуг......................................„..............

3.3. МетоДы определения Добровольческих виДовработ, .необхоДимьи учреждению. .........................9

З. 4. МетоДы формирования и описания свободных мест для Добровольной работы (Добровольчески вакансий) ..............,. .

3.5 Условия, необходимые для организации Добровольной работы граждан в учреждении ..............1

4. Привлечение и набор добровольцев

4.1.

 

Способы самостоятельного привлечения Добровольцев Для работы в учрежДении ....................13

4.2. Мотивация гражДан к участию в Добровольческой Деятельности и Добровольной работе. 14

5. Механизмы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем .................17

6. Организация работы добровольцев в

7, Учет и контроль добровольного труда........... .........                                        • ...п.. .................19

8. Оцет:а и определение эффективности добровольного труда.............................,.......... ....................20

9. Экономические основы организации добровольного труда и добровольческой деятельности в

....,..............................24

..........................28 МОДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы .........................28 Описание свободного места добровольного труда в государственном учреждении социальной сферы .

Учетная карточка добровольца государственного учреждения социальной сферы...

Форма соглашения государственного учреждения социальной сферы с добровольцем --...................37

Экспертная ведомость оценм качества труда добровольцев в государственном учреждении

социальной сферы................... .

 Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в государственном учреждении соиаљной сферы......................................... .

     
 

Анкета добровольца  учреждения социальной сферы.................. ... . ....

Успешные практики привлечения добровольческт( организаций и добровольцев государственными и муниципальными учреждениями..................„.. . ... ................... ... . .

1.Область применения

Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере.

2.Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи организации добровольного труда

2.1. Добровольный труд и добровольческая деятельность .в государственном (мунищшаљном) учреждении социальной сферы (далее - учреждение) используется в целях  расширения социальной помопщ и услуг клиентам этого учреждения, в соответствии с Положением о порядке организащи и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы (далее - и настоящими Методическими рекомендациями.

 2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:

- предоставление добровольческих социальных услуг; - выполнение добровольческих работ.

2.3. Добровольческие социальные услуги это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцаш в соответствии с перечнем добровольческих социальных услуг клиентам учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с. добровольцам. Продуктом добровольческих социальных услуг является повышение качества жизни юшентов учреждения в процессе их предоставления.

2.4. Добровольные работы — это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в уштересах учреждения и в целях расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категоруй и численности граждан, получающих эти услуги, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения, которьй может носить материальный характер.

2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прио или косвенно:

- содействуют/помогают учреждению в дортижении его целей и решении конкретных задач;

- улучшают качество иЗНИ клиентов учреждения и благосостояние общества в целом;

- распространяют информацию о деятельности учреждения;

Модельный проект положения о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном

(муниципальном) учреждении сощапьной сферы пр№веден в Приложении № 1

- распространяют идеи и принципы социального служения срета населения;      

- распространяют гуманитарные ценности в обществе.

2.6. Специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональньпа, заключается в особенностях ее элементов — цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организащш труда.

Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно юл дарится благополучатешо, а не становится продаваемым товаром ијщ продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральнъпд объектом является конкретный благополучатель.

В то же время, для организацщ важньпл объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов- Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и _ предоставляет добровольцам  разнообразные стимулы.

Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.

2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнитељные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов сагушх добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.

2.8. Дополнительные задачи учреждения при оргат,ва.1.щи добровольной работы молодежи:

 вовлечение молодежи в социальную практш:у и ее информирование о потенциальных возможностях јшчностного и гражданского развития;

- предоставление возможности молодым шодям проявить себя, реализовать свбй потенциал и получить заслуженное признание;

- развитие творческой и созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых лодей, оказавшихся в трудной жщзненной ситуации, в жизнь  общества.

К прикладным задачам относятся:

- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

- содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;


- сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;  замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;

- гуманистическое и гражданское воспитание;  обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; - формирование кадрового резерва.

2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей средего возраста:

обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;

- содействие получению необходтиого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной хтзни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;

-

 

предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважешае, быть причастньпа к значимой сощиаљной деятельности учреждения;

- предоставление возможнбсти применить собствекшые знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.

2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровојљной работы шодей старшего/пожилого возраста:

- обеспечекше потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;

- содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;

- содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения.качества собственной повседневной жизни и самопомощи;

- - компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;

- предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом ювни; -

- предоставление возможности применения шеющегося жизненного и профессионального опыта;

- обеспечение содержательного досуга

З. Планирование добровольных работ в учреждении

3.1. Осуществление необхоДи.мых формальных Действий

З. 1.1. Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно наштать с принятия соответствующего решения и разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении (модельный проект положения приведен в Приложении № 1).

3.12. Решение об организации и использовании труда добровольцев в принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с  должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении.

З. 1.3. Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание:

- добровольческих програш, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу; социальных услуг клиентам учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам;

- механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;

- порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.н. описание материальнотехнического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в. процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;

 - ответлвенности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка;

- порядка учета и контроля работы добровольцев.

При разработке Положения, учреждению необходимо • принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении, необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.

С Положением о добровольной работе граждан в учреждении ДОЛЖНЫ быть ознакомлены ответственные лица учреждения и хшформированы все сотрудним учреждения-

     3.1 А. При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:

- области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;

- программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задача, но не тлеют достаточных человеческих ресурсов;

- общие виды работ, которые не требуют  занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но це могут быть выполняемы шеющимся персоналом;

- услуги для клиентов, которые необходимо расширять, и которые могут вьшолнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды допошштельных работ для обеспечения основных услуг.

При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен тлеющихся ваканс}й или параллельно существуюшщм ставкам персонала учреждения.

3.1.5. Планирование работы добровольцев. и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченньш јщцом по организации и использованию труда добровольцев (далее - Координатор). Функции Координатора целесообразно вменять в обязанности ощюму из штатньж сотрудников учреждения, зшбо для исполнения функций Координатора открывается специальная ставка в штатном расписании учреждения. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной шт иной некоммерческой организацией, функции Координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации.

     З. 1.6. Основными функциями Координатора являются:   

- планирование добровольческих социальных услът и добровольных работ;

- формирование перечня добровольческих социальньж услуг клиентам учреждения;  формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;  определение и описание свободных мест для добровольного труда;  подготовка и информирование персонала о функцишшровании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении;

- информирование клиентов о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении;

- привлечение добровольцев;

 - проведение собеседований и отбор добровольцев;

- организация и координирование процесса добровольного труда;

- обеспечение безопасности работы добровольцев;

- контроль и учет добровольных работ и услуг клиентам учреждения;

- представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;

- определение эффективности добровольного труда-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.