Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОТЕРАПИЯ



Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2002

Джей Хейли Что такое психотерапия

Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевела с английского М. Миронова

Главный редактор                                                                                          Е. Строганова

Заведующий психологической редакцией                                                         Л. Винокуров

Зам. заведующего психологической редакцией                                                    И. Карпова

Ведущий редактор                                                                                                                 Л. Борин

Литературный редактор                                                                                      И Римицан

Художественный редактор                                                                               В. Шимкевич

Художник обложки                                                                                            К. Ридзевич Корректоры                                                                                          М- Рошаль, Н. Баталова

Верстка                                                                                                            Е. Кузьменок

ББК 53.57 УДК 615.851 Хейли Дж.

35 Что такое психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-318-00576-4

В книге рассматриваются новые аспекты понимания психотерапии и возможности их творческой гализации на практике; она знакомит опытных профессионалов с современными средствами ведения грапии, а начинающих специалистов с уже имеющейся практической базой. В издании представлены педующие темы: элементы эффективной терапии; работа с разными клиентами; извлечение максималь-ой пользы из обучающих программ; модифицирование клинических подходов в конкретных ситуациях; люсы и минусы «живой» супервизии; распознавание и формирование уникальных умений терапевта; ыбор супервизора. Написанная ясно и лаконично, расцвеченная фирменным юмором Д. Хейли, книга одна примерами и выдержками из реальных интервью. Предлагая современный взгляд на подготовку ерапевтов, равно как и на само ведение терапии, издание несомненно будет полезно клиницистам, психи-трам, психологам и социальным работникам, а также студентам соответствующих специальностей как еликолелное обучающее пособие.

i 1996 The Guilford Press

i Перевод на русский язык, М. Р. Миронова, 2002

г) Издательский дом «Питер», 2002

Права на издание получены по соглашению с А & W Visual Library

Зсе права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

SBN 5-318-00576-4

SBN 1-57230-035-3 (англ.)

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 18.02.02.Формат 70х1007|( Уел п.л. 18,06 Тираж 5000 экз. Заказ № 2840.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Оглавление

Предисловие.............................................................................................................................................8

Как учили терапии?........................................................................................................................8

Обучение сегодня.............................................................................................................................9

Благодарности..........................................................................................................................................9

Глава 1. Обучение терапии ........................................................................12

Два крайних взгляда на терапию....................................................................................................15

Краткосрочная терапия......................................................................................................................15

■ Способы обучения терапии...............................................................................................................16

Как проводится супервизия?...........................................................................................................16

«Разговорная супервизия».........................................................................................................17

Супервизия с помощью видеозаписей: наблюдение того, что случилось

когда-то.......................................................................................................................................21

Почему бы не поступить разумно и не делать «живую» суиервизию?....................23

Всели нужно рассказывать клиенту?...........................................................................................26

Различные трактовки понятия «супервизия»...........................................................................27

Глава 2. Супервизор..................................................................................29

Выбор супервизора...............................................................................................................................29

Цели обучения.......................................................................................................................................30

О чем говорить с группой обучающихся.....................................................................................33

Кто определит метод лечения?........................................................................................................34

За супервизией следует интервенция...........................................................................................35

Психодинамика обучения: прошлое и настоящее....................................................................36

Новые способы обучения...................................................................................................................39

Эриксон как супервизор.....................................................................................................................39

Типы гипноза..........................................................................................................................................42

Глава 3. Обучающийся..............................................................................45

Критерии отбора...................................................................................................................................46

Типы студентов......................................................................................................................................47

Новички.............................................................................................................................................47

«Групповой».....................................................................................................................................48

Идеолог..............................................................................................................................................52

Влияние академической подготовки.............................................................................................54

Подготовка социальных работников......................................................................................54

Подготовка психологов...............................................................................................................56

Подготовка психиатров...............................................................................................................57

Заключение.............................................................................................................................................57

Глава 4. Клиент.........................................................................................59

Кто должен проходить терапию?....................................................................................................60

Иерархия...........................................................................................................................................60

Социально-экономические различия............................................................................................61

Что такое этническая принадлежность и национальность?.................................................62

- Подготовка терапевтов к работе с клиентами из других культур...............................63

Пример конкретного случая......................................................................................................67

Возраст клиента.....................................................................................................................................68

Работа с детьми...............................................................................................................................68

Работа с пожилыми.......................................................................................................................69

Психопатология клиента...................................................................................................................70

Терапия в домашних условиях........................................................................................................72

А что, если люди идут на терапию не по своей воле?.............................................................73

Итоги.........................................................................................................................................................73

лава 5. Чему учиться, чему учить..............................................................74

Следует ли преподавать любую терапию или только свою собственную?....................74

А хочет ли еще кто-то использовать метод?...............................................................................75

Какой теории следует учить?...........................................................................................................78

Как насчет теории нормального поведения?.......................................................................78

Теория о том, почему люди делают то, что они делают..................................................80

лава 6. Самая лучшая теория....................................................................89

Что есть истина?.....................................................................................................................................89

Теория для терапевтов........................................................................................................................90

Переменные в психотерапии.....................................................................................................91

Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?...........................................................96

Важность последовательности..........................................................................................................97

Важность иерархии...............................................................................................................................98

Важность мотивации.........................................................................................................................101

Ясна ли самая лучшая теория?......................................................................................................102

Иллюстрации........................................................................................................................................103

'лава 7. Спорные вопросы........................................................................105

Является ли терапия обучающим процессом?........................................................................106

Должен ли психотерапевт обучать клиента?...........................................................................107

Модель показательного случая 1............................................................................................108

Модель показательного случая 2...........................................................................................109

Модель показательного случая 3...........................................................................................НО

Выводы.............................................................................................................................................111

Действительно ли прошлое определяет настоящее?.............................................................112

А как насчет ложных воспоминаний?.........................................................................................114

Идеология и ложные воспоминания....................................................................................116

Социальные функции симптомов................................................................................................117

Следует ли психиатру заниматься психотерапией или выступать в качестве

супервизора?..................................................................................................................................118

Кто должен заниматься семейной психотерапией?...............................................................121

Как насчет выбора пола?..................................................................................................................122

Имеет ли значение религия?..........................................................................................................123

Двойная иерархия...............................................................................................................................124

Оберегающий супервизор................................................................................................................127

Защита членов семьи..................................................................................................................127

Защита обучающихся.................................................................................................................128

Насилие в психотерапевтическом кабинете......................................................................128

Угроза суицида.............................................................................................................................129

Сотрудничество с коллегами..........................................................................................................130

Бесконечная терапия.........................................................................................................................131

Другие спорные вопросы.................................................................................................................131

Глава 8. «Живая» супервизия..................................................................132

Обучающаяся группа.........................................................................................................................135

Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?.....................................................................................136

А как насчет И Цзин?.................................................................................................................137

«Живая» супервизия. Пример 1: несправедливость.............................................................138

Вмешательство супервизора....................................................................................................142

Терапевтическая интервенция................................................................................................144

«Живая» супервизия. Пример 2: развал коалиции................................................................148

«Живая» супервизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом за то,

что вы вызвали у него необратимые повреждения головного мозга........................152

Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией............................ 159

Использование парадокса................................................................................................................160

Стадии обучения.................................................................................................................................162

Начало обучения.................................................................................................................................163

Сбор информации...............................................................................................................................165

Как начать первое интервью...........................................................................................................166

Как завоевать власть..........................................................................................................................170

Планирование терапии.....................................................................................................................171

Пример 1..........................................................................................................................................174

Пример 2..........................................................................................................................................175

«Рецидив» у терапевта......................................................................................................................177

Глава 10. Еще о директивах .....................................................................178

Как говорить людям, что им надо делать...................................................................................178

Прямые директивы......................................................................................................................179

Директивы клиентам, которые говорят длинные речи.................................................180

Возражения против директивного подхода.......................................................................181

Индивидуальное или семейное интервью.................................................................................182

Предназначение симптома..............................................................................................................183

Использование в терапии собственных возможностей........................................................184

Метафора как интервенция............................................................................................................185

Здравый рассудок и безумие...................................................................................................187

Что значит быть нечестным?..........................................................................................................190

Замечание о супервизии супервизора.........................................................................................191

Правильный учебный контекст.....................................................................................................193

Глава 11. Принудительная терапия...........................................................195

Отчасти принудительная психотерапия....................................................................................197

На кого работает терапевт?.............................................................................................................198

Принудительная терапия: в чем отличия?................................................................................199

Привлечение представителей других специальностей.................................................199

Необходимость быстрого изменения...................................................................................200

Прямолинейный взгляд суда...................................................................................................200

Вера в изменение..........................................................................................................................201

Эмоциональные обязательства профессионала...............................................................202

Перспективы принудительной терапии.....................................................................................203

Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять

людей.................................................................................................205

Значение подходящего контекста.................................................................................................206

Умение себя подать............................................................................................................................206

Идеальная теория...............................................................................................................................207

Теории в прошлом и настоящем...................................................................................................208

Похвальное слово Фрейду..............................................................................................................209

С диагнозом наперевес......................................................................................................................211

Новые времена.....................................................................................................................................212

Современная теория..........................................................................................................................213

Уход от необходимости обучать умениям.................................................................................215

Кража идей............................................................................................................................................215

Заключение...........................................................................................................................................216

Алфавитный указатель............................................................................218

1редисловие

Согда человек только учится водить машину, он понимает, что водит еще доволь-,о плохо и это может привести к определенным последствиям. Поэтому лучше, ели рядом с ним будет сидеть опытный водитель, готовый взять управление на ебя, если на дороге возникнет проблемная ситуация. Начинающих водителей >бучают как правилам дорожного движения, так и навыкам, необходимым для •правления транспортным средством. Прежде чем новичок сам сядет за руль, он [олжен заполнить письменный тест и сдать экзамен по вождению, который вы­шит его способность следовать правилам дорожного движения и парковать ма-цину. Если экзамены сданы успешно, обучающийся получает права. Правда, сда-ia экзамена не означает, что он способен водить и парковать грузовик или спра-шться с транспортной пробкой. Для развития навыков необходим опыт вождения \ реальных дорожных условиях.

Представим теперь, что некто научился водить, обсуждая с преподавателем различные марки автомобилей и то, как чувствует себя человек за рулем. Он ни-согда не наблюдал за тем, как водят машину, и никогда не ездил с опытным води-гелем, готовым взять управление на себя в случае необходимости. Не было ника-<их экзаменов. А преподаватель, не несущий никакой ответственности за действия :воего подопечного на дороге, просто вручил ему ключи и пожелал удачи.

Конечно же, ни один разумный человек не захочет, чтобы его так учили. Так должны ли мы подходить к обучению терапии с той же серьезностью, с какой под­ходим к обучению вождению?

Как учили терапии?

Первые сто лет существования психотерапии ей обучались следующим образом: проходили через нее сами. Считалось, что опыт личной терапии создает компе­тентного терапевта. Помимо этого, были еще беседы или семинары, на которых об­суждалось, почему иногда люди ведут себя странно; часто это были философские дискуссии о природе человека. За работой обучающегося никогда не наблюдали и не оценивали ее. Обучение было формой ученичества, в котором ученик нико­гда не видел мастера за работой, а мастер никогда не наблюдал за учеником.

Учитель не брал на себя ответственность в том случае, если психотерапия, ко­торую проводил его ученик, была неудачной (трудно взять на себя ответствен­ность, если не видел того, что произошло). Не было ни экзаменов, ни оценок способностей ученика. Никто, кроме самого терапевта, не знал, как проходила те­рапия в каждом конкретном случае. Когда результат его терапии оказывался тра-

Предисловие

гическим, он возвращался к учителю за консультацией; его спрашивали о тех чув­ствах, которые он испытал в связи с этой трагедией, и исследовали его личност­ные реакции. Затем ему желали удачи и посылали к следующему клиенту... или к следующей трагедии.

Обучение сегодня

Сегодня терапевты должны подойти к обучению терапии с той же серьезностью, с какой они подошли бы к обучению вождению. Обучение терапии — это не фило­софские дискуссии о природе человека. Это обучение навыкам ведения интервью и терапевтическим техникам, необходимым для успешной терапии самых разных клиентов, обращающихся за помощью, техникам, которые нужно уметь приме­нять. Если студента плохо научили, может пострадать множество людей. В наш век managed care\ ложных воспоминаний и исков о злоупотреблении служебным положением студенты рискуют угодить под суд, если не знают, что делают. К суду можно привлечь даже супервизора. Эта ситуация показывает, что мы должны позаботиться о том, чтобы прошедшие обучение были как можно более компетент­ны. Кроме того, мы расхлебываем ошибки друг друга. Если я потерпел неудачу в каком-то случае, следующему терапевту будет гораздо труднее работать с этим человеком.

Когда у человека развивают какое-то умение, например умение водить автомо­биль, необходимость наблюдения за действиями новичка кажется очевидной. Так­же и начинающего терапевта необходимо провести через сложности конкретного случая. Чтобы сделать это, учитель должен знать, как в действительности прохо­дит терапевтический процесс. Компетентный терапевт должен знать, как изменять людей и как применить свои знания на практике. Независимо от философии не­обходим базовый тренинг.

Мы вступили во второе столетие существования психотерапии, и теперь нам доступны такие технологии для наблюдения и фиксации терапевтических сеан­сов, как аудио- и видеозаписи и «прозрачные» зеркала. Преподаватели и терапев­ты больше не скованы рамками одного терапевтического метода или жесткими диагностическими категориями. Теперь они вольны экспериментировать, хотя, будем надеяться, стремление создавать все новые терапевтические школы со вре­менем будет снижаться. Необходимо учить техникам, обеспечивающим успешное проведение терапии: как задавать вопросы, делать комментарии, давать указания, определять, кого нужно проинтервьюировать и как планировать стратегию про­ведения конкретной психотерапии.

Благодарности

Тридцать лет назад я выпустил книгу «Стратегии психотерапии». Она была по­священа проекту Грегори Бейтсона по коммуникации. Основной акцент был сде­лан на описании психотерапии как формы коммуникации и терапии как способа

Система государственного надзора за прохождением личной терапии в рамках страховой медици­ны. — Примеч. перев.

О  Предисловие

[еленаправленного изменения этой коммуникации. Такой подход требует, чтобы [юди думали сразу о двух и более собеседниках, и, таким образом, теоретически и фактически этот подход отличается от других подходов, основанных прежде все-о на процессе мышления одного человека. Фокусом терапии стало социальное жружение клиента. Необходимо было внести изменения в сам процесс подготов-:и терапевтов, а это означало преодоление огромной инерции. Эта книга отража-•т мои взгляды на эту подготовку, основанные на тридцатилетнем опыте препо-(авания искусства изменения людей.

Сам я не имею клинической подготовки по какому-то одному направлению. Л, так как я лично не исповедовал идеологию конкретного терапевтического на-фавления, мне, я думаю, было легче изменить мой собственный образ мыслей от-юсительно терапии. На меня также оказали влияние, и даже более чем влияние, «сколько замечательных людей. Грегори Бейтсон не был энтузиастом в деле из-иенения людей; он был антропологом и предпочитал изучать их. Но из него фон-ганом били идеи, имеющие отношение к психотерапии, и она начала меняться. Мы работали с ним на протяжении 10 лет, мы изучали все, что бы я ни пожелал; это эыло уникальным исследовательским опытом. Я поделился этим опытом с Джо­ном Уиклендом, чье влияние на меня неизмеримо. Его мышление, как и мышле­ние Бейтсона, не было ограничено традиционными рамками антропологической науки.

Еще один замечательный человек, который оказал огромное влияние на мое понимание терапии, — Милтон X. Эриксон. От него я научился терапевтической технике и практическому взгляду на жизнь и человеческие проблемы. Вместе с Уиклендом я изучал взгляды Эриксона на гипноз как на коммуникацию. Когда я начал практиковать, я много лет консультировался у Эриксона по поводу кон­кретных случаев и таким образом во многом научился его уникальному подходу к терапии. Когда я искал свою собственную позицию в терапии, образцом для меня был именно он.

Дон Джексон оказал мне большую поддержку, особенно в вопросах психиат­рии и шизофрении. Он был консультантом по психиатрии в проекте Бейтсона. Его подход сильно отличался от подхода Эриксона, но он придерживался тех же прак­тических взглядов на человеческие проблемы. Джексон слыл большим специали­стом по шизофрении на всем Западном побережье, и его работа с шизофрениками была чрезвычайно успешна. Он был убежден, что у шизофреников нет других проблем, кроме тех, которые являются ответом на их социальную ситуацию. Было замечательно интересно наблюдать, как Джексон проводит терапию с людьми в психотическом состоянии. Он относился к ним как к излечимым и был убежден, что физиологически с ними все в порядке. Он был одним из самых лучших кли­ницистов из всех, кого я знал, особенно в работе с шизофрениками и их семьями. К несчастью, он умер молодым, совершенно случайно, от передозировки лекарства.

Многие идеи Джексон почерпнул у Гарри Стэка Салливана, который прово­дил с ним личную супервизию в Chestnut Lodge. В 1960-е гг. «Группа развития пси­хиатрии» проводила исследование семейных терапевтов и обнаружила, что среди них удивительно много тех, кто каким-то образом связан с Салливаном, хотя сам

Предисловие   11

он не работал с семьями. Идея Салливана о том, что при индивидуальной терапии в комнате находятся два человека, отражала его веру в то, что терапевт не являет­ся чистым экраном, на который пациент проецирует свои фантазии. Когда я пере­давал Джексону слова пациента, он с позиции супервизора спрашивал меня (как когда-то его спрашивал Салливан): «Что ты делал перед тем, как пациент сказал это?» Психотическое поведение считалось ответным поведением, как и любое другое поведение в терапии.

Был еще один замечательный человек, с которым мне посчастливилось рабо­тать в 1950-е гг. — Аллан Уотс. Авторитет в дзэн-буддизме, он был неформальным консультантом нашего проекта, так как мы все разделяли интерес к парадоксам. Он познакомил нас с идеями дзэн, и мы смогли взглянуть на них как на терапию иного рода и как на хорошую альтернативу психодинамической идеологии того времени. Тысячи лет дзэн вбирал в себя опыт изменения одного человека другим, причем изменения производились не посредством инсайта, разговора или свобод­ных ассоциаций, но с помощью действий и указаний, с целью жить испытывая, переживая, а не следя за кем-то.

Я учился и у Сальвадора Минухина, с которым работал почти десять лет. Он, Браулио Монтальво (необыкновенно креативный) и я были одинаково охвачены энтузиазмом относительно новых направлений в терапии в 1960-е гг. Мы прове­ли вместе много часов, обсуждая терапию и то, как подготавливать терапевтов и работников среднего звена в разных областях.

Ни один из этих учителей, которым я стольким обязан, не был ортодоксаль­ным профессионалом в своей области. Бейтсона не слишком хорошо принимали в мире антропологов, а Эриксон, Джексон и Минухин не принадлежали к обще­принятым направлениям в психотерапии, психиатрии и детской психиатрии со­ответственно. Уотс был, как он сам говорил, «дзэн-буддистом с черного хода». Бо­лее того, ни один из них не преподавал в академических учреждениях, исключая дополнительные, факультативные курсы. И все же их взгляды, столь отличные от взглядов остальных психологов, породили краткосрочную семейно-ориентиро-ванную терапию, которую многие академисты сейчас пытаются преподавать в университетах. Конечно же, методы обучения терапевтов меняются медленнее, чем терапевтическая практика. Возможно, это происходит прежде всего потому, что терапевты хотят учить тому же, чему учили когда-то их самих. Однако в наше время стремительных изменений в идеологии и практике такая позиция поне­многу становится неприемлемой.

Писать благодарности — дело нелегкое, потому что я обязан многим своим коллегам и студентам. Я бывал на сотнях встреч, где обменивался идеями с кол­легами. Я многому научился у сотен людей, которых я обучал. Многие мои сту­денты, как, например, Нейл Шифф (мы с удовольствием проработали вместе мно­го лет), становились моими коллегами и супервизорами. Перечислить некоторых людей, идеи которых вошли в эту книгу, значило бы обидеть остальных, ведь так много людей принимало участие в развитии этих идей в области психотерапии.

Я хочу также выразить благодарность Мишель Николе, чьи редакторские со­веты существенно улучшили эту работу.

Глава 1___________________

Обучение терапии

Сейчас для психотерапии наступило прекрасное время, потому что все меняется. Нет ничего ортодоксального. А раз нет ничего ортодоксального, то нет конформи­стов и нет отступников. Нет единственно верного способа проведения терапии, есть только разные способы. Вы можете создать новую технику или возродить старую, и вас при этом не назовут еретиком. Фактически, если вы присваиваете технике какое-то имя, вы можете уже основать новую психотерапевтическую школу и проводить семинары.

Можно было ожидать, что после ста лет развития психотерапии будет достиг­нуто согласие по некоторым основным вопросам, например относительно того, как формулировать проблему клиента и каким образом проводить интервенцию, что­бы вызвать необходимые изменения. Однако согласия нет даже в том, стоит ли клиницистам пытаться формулировать проблему клиента, проводить интервен­цию и целенаправленно добиваться изменения клиента.

Начиная с 1950-х гг., с развитием поведенческих подходов и идей ком­муникации, ортодоксальность ослабла и различные психотерапевтические подхо­ды расцвели пышным цветом. Этот процесс все еще продолжается и имеет мно­жество следствий, особенно в сфере обучения. В это время перемен каждый ста­новится или учителем, или учеником, так как техники, создаваемые на базе новых разработок, должны быть освоены каждым практиком, который желает идти в ногу со временем. В терапевтическом интервьюировании требуются новые навы­ки, нужно осваивать новые пути финансирования терапии, появляются новые типы клиентов. Все больше внимания привлекает к себе краткосрочная терапия, долгосрочная терапия выходит из моды.

По мере того как изменяется сама психотерапия, многие супервизоры переста­ют быть ведущими специалистами в своей области, но сами просто стараются по­нять, что происходит. Часто они обязаны забыть то, чему их учили, чтобы попы­таться научить новым подходам, основанным на совершенно противоположных

Глава 1. Обучение терапии   13

предпосылках. Преподаватели, получившие ортодоксальную подготовку, риску­ют заслужить неодобрение своих учителей, если попытаются измениться, т. е. попасть в ситуацию, которой многие предпочли бы избежать. Постепенно обуча­ющиеся обнаруживают, что их учителя не согласны друг с другом, и эта разного­лосица начинает сбивать их с толку. Переходя с семинара на семинар, пытаясь обучиться тому, что нужно делать с безнадежными клиентами, многие из них, ра­зочарованные увиденным, решают, что им нужно изобрести свой собственный психотерапевтический подход.

Одно из самых крупных изменений, произошедших сейчас в терапии, заклю­чается в том, что начинающего терапевта понуждают обучаться работать с любы­ми проблемами. Чтобы выжить, терапевт сейчас должен быть «терапевтом общей практики», а не узким специалистом'. В прошлом у терапевтов были разные спе­циализации: один специализировался на детских проблемах, другой на супруже­ских, третий на проблемах, связанных с нарушениями пищевого поведения. Но­вый способ финансирования терапии через систему managed care требует от тера­певта способности работать с любой проблемой клиента, обратившегося к нему за помощью. Он больше не может выбирать себе того или иного клиента, ссыла­ясь на то, что ие является специалистом в таких-то областях. Терапевт частной практики должен уметь справляться с множеством самых разных проблем, чтобы обеспечить себе достаточное количество клиентов для постоянного круговорота, характерного для современной краткосрочной терапии. Поработав в агентстве, специализирующемся на лечении клиентов с однородной симптоматикой, тера­певт (если он не был обучен работе с разными случаями) может обнаружить, что не способен перейти в другое агентство, которое работает с другими проблемами. Программы подготовки должны обеспечить начинающих терапевтов опытом ра­боты с клиентами всех типов, а супервизоры не могут позволить себе ограничить­ся преподаванием способов работы с одним типом клиентов, но должны быть в состоянии дать инструкции по работе с множеством различных типов.

Обучение терапевта не означает только обучения некоторому набору навыков, как, например, обучение плотника. Инструментом изменения в терапии является сам терапевт, и этот инструмент может быть сомнительным или дефектным. Ра­бота супервизора заключается не только в том, чтобы научить терапевта что де­лать, но и в том, чтобы помочь ему, если он обнаружит, что его личностные реак­ции не позволяют ему действовать должным образом. Начинающего терапевта прбсят отвечать человеку в состоянии дистресса и изменять его, тогда как в своей наивности сам новичок может посчитать предъявляемую ему проблему невероят­ной. (Какие-то проблемы могут быть ему знакомы по собственному опыту.)

'Обучающиеся терапии могут найти в этой книге подход, который, по меньшей мере, отличается от подхода их супервизоров, если не ставит его под сомнение. Эти отличия призваны не вносить путаницу, а исправлять идеи и процедуры. Я при­поминаю давний разговор, имевший место после того, как я закончил «Искусство психоанализа»2. Я показал рукопись Доналду Джексону и спросил, не может ли

В тексте буквально: генералистом, а не специалистом — Примем персе 2 Haley, J. (1958). The art of psychoanalysis. ETC 15, 190-200.

Глава 1. Обучение терапии

>на, по его мнению, обидеть людей, проходящих психоанализ, и помешать их про-•рессу. Джексон ответил, что компетентный аналитик может справиться с этой фоблемой, а заботиться о некомпетентных я не обязан. Я думаю, что те же сооб­ражения относятся и к супервизорам.

Я надеюсь, что эта книга поможет клиницистам, изучающим психотерапию, эбучающим ей и практикующим в это время перемен. Терапевты учатся изменять гсюдей и в процессе обучения часто меняются сами. Супервизор выполняет рабо-гу гида, помогающего достичь этого. Работая с конкретным случаем, обучающий­ся сосредоточивается на клиенте, а супервизор при этом сфокусирован как на клиенте, так и на обучающемся. Заботясь о потребностях клиента, супервизор должен также заботиться о знаниях начинающего терапевта и о том, как расши­рить его знания и умения. Супервизор может знать несколько способов борьбы с различными симптомами, но выбрать ему следует тот, который поможет клиенту измениться, а терапевту поможет расширить свой опыт терапевтических интер­венций.

Супервизор должен учить начинающего терапевта быть умелым тактиком и при этом не терять чуткости к горю и эмоциональному состоянию клиента. Су-первизия учит не только терапевтическим техникам, но также учит ценить и по­нимать трагедию человеческих проблем. Терапевт должен стать экспертом в деле помощи клиентам, и этому можно научить, но он должен также быть чутким и человечным, а этому, вероятно, научить нельзя.

Некоторые начинающие терапевты так глубоко погружаются в теорию, что кажутся бесчеловечными. Например, однажды я посетил занятие, на котором было представлено интервью двух молодых терапевтов, которые были горды сво­ими знаниями и желали показать мне, как хорошо они научились вести психоте­рапию. Это было первое интервью с супружеской парой и их двумя детьми-под­ростками (которые пришли с неохотой). После того как члены семьи заняли свои места, два терапевта сказали, что прежде всего они хотели бы разъяснить свой подход. Семья не возражала. Терапевты, перебивая друг друга, рассказали, что предпочитают ко-терапию, так как «одна голова хорошо, а две лучше». Они объяс­нили, что ко-терапия не дает терапевтам становиться на сторону одного из членов семьи и быть, таким образом, несправедливым к остальным, потому что два тера­певта могут контролировать друг друга. Они еще сказали, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.