Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 19 страница



Пример 2

Женщина 25 лет, живущая с матерью, сообщила по телефону, что у нее тревога и приступы паники, которые ей очень мешают жить.

Супервизор предложил обучающемуся, назначенному быть терапевтом данной клиентки, поразмышлять над ситуацией следующим образом: сосредоточиться на симптоме, найти треугольник отношений, выяснить иерархию и предположить, каким образом эта молодая женщина могла бы помогать кому-либо посредством своего симптома. Первое интервью было спланировано для изучения этих пере­менных.

На первое интервью пришла очень привлекательная молодая женщина, кото­рая страшно нервничала. Она попросила не закрывать дверь в кабинет, чтобы она могла встать и уйти, если понадобится. Кроме того, она отказалась сесть и стояла возле открытой двери. Таким образом, она, а не терапевт, определяла то, в какой обстановке будет проводиться терапия. (Это типично — клиент использует свой симптом, чтобы влиять на иерархию в терапевтической ситуации.)

Терапевт, Рэнди Фиери (Randy Fiery), тоже остался стоять и терпеливо разго­варивал с клиенткой. Через некоторое время он сел, и клиентка последовала его примеру. Затем он предложил прикрыть дверь, чтобы они смогли поговорить на­едине (при этом он сказал, что она может сесть поближе к двери, если захочет). Она согласилась.

Затем женщина объяснила, что после разрыва со своим молодым человеком она жила одна в своей квартире. Она работала менеджером в магазине розничной торговли. Когда она из-за своей тревоги бросила работу, ее наниматель пытался уговорить ее остаться, что свидетельствовало о ее компетентности.

176  Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией

За несколько недель до интервью у клиентки начались такие сильные при­ступы паники, что она оставила квартиру и переехала к матери, которая жила эдна (родители уже несколько лет были в разводе). По мере того как терапевт исследовал треугольник мать—отец—дочь, становилось ясно, что клиентка ме­чется между родителями, которые уже семь лет не разговаривают друг с другом. Если им что-то было нужно друг от друга, они использовали дочь как посредни­ка. Раньше дочь жила то с одним, то с другим родителем, пока у нее не появи­лась своя квартира, что для нее было большим шагом к обретению независимо­сти. Теперь она снова стала связующим звеном в общении отца и матери. Она также рассказала, что у ее матери есть проблемы с алкоголем и что она пытается помочь матери бросить пить.

К концу первого интервью терапевт и супервизор сосредоточились на симпто­ме (тревоге) и исследовали треугольник дочь—родители. Казалось очевидным, что дочь, стараясь помочь родителям, жертвует собственной жизнью. На следующее интервью пригласили мать, и она согласилась прийти.

Мать была раздражена попытками дочери руководить ее жизнью и заставить ее меньше пить. Она сказала, что не может заставить свою дочь заниматься свои­ми делами и не лезть в ее дела. Дочь признавала, что не может жить самостоятель­но из-за тревоги. Мать жаловалась, что у нее в доме слишком мало места, чтобы там жила еще и дочь, и считала, что дочь должна работать. Мать была зла на отца и, судя по всему, всегда на него злилась. Когда терапевт высказал предположение, что дочь, возможно, будет меньше тревожиться, если мать с отцом придут на ин­тервью вместе, мать начала протестовать. В конце концов она согласилась. Одна­ко в тот же вечер она позвонила терапевту и сказала, что просто не сможет быть в одной комнате со своим бывшим мужем.

Когда в следующий раз дочь пришла одна, она говорила о своем молодом чело­веке, который ее бил, и упомянула о сексуальных домогательствах деда по отцов­ской линии. Терапевт и супервизор решили использовать этот рассказ, чтобы со­брать родителей вместе и обсудить вопрос о сексуальном насилии. Подняв вопрос о сексуальных домогательствах, терапевт дал отцу и матери предлог прийти с до­черью. Дочь описала, как дед ласкал ее, когда она была ребенком. Отец сказал, что он такого не помнит. Мать ответила: «Ты должен помнить. В то время ты говорил об этом с твоей матерью». В ходе интервью отец и мать разговаривали друг с дру­гом о разных семейных проблемах. По окончании интервью они сказали, что го­товы встретиться еще раз.

Терапевт подталкивал девушку снова вернуться к своей работе менеджера. Она согласилась и была снова принята на работу. Терапевт побудил девушку создать положительный образ своего тела, с его помощью она нашла в себе привлекатель­ные черты. Ее тревога начала уменьшаться. Она пришла на терапию вместе с ма­терью, и они смогли прояснить некоторые вопросы в своих взаимоотношениях. Мать стала меньше пить, возможно, это было результатом улучшения ее отноше­ний с дочерью. Еще одно интервью с родителями освободило дочь от роли посред­ника: впоследствии мать с отцом смогли разговаривать по телефону.

Девушка избавилась от своей тревоги и смогла сосредоточиться на жизненных проблемах. Ей очень нравился ее терапевт, она находила его симпатичным и до-

«Рецидива- у терапевта    177

стойным доверия. Без такого личного доверия интервенции редко достигают сво­ей цели.

Этот пример призван показать, как терапевт и супервизор могут размышлять о проблеме в социальном ключе, даже если в качестве проблемы выступает та­кой симптом, как тревога. Указания, которые давал супервизор, были по сути «наставническими, тренерскими», такие указания относятся к классу прямых директив.

«Рецидив» у терапевта

Иногда после обучения у терапевта случается «рецидив» — т. е. в определенном случае терапевт возвращается к неприемлемому терапевтическому подходу. На­пример, бывает, что терапевт дает клиенту указания, а тот ни одно из них не вы­полняет. В раздражении терапевт ругает и отчитывает клиента и может даже об­винить его в плохих терапевтических результатах. «Следовательно, — делает вы­вод супервизор, — он снова вернулся к убеждению, что люди рациональны и что их можно изменить, если объяснить им, почему они не ведут себя должным обра­зом». Супервизору следует поработать с этим убеждением и скорректировать его. Кроме того, некоторые терапевты возвращаются к прежнему, если получают ра­боту, где (как, например, в стационаре) невозможно проводить краткосрочную активную психотерапию.

Более серьезные рецидивы возникают после окончания обучения. В этом слу­чае терапевт возвращается к психотерапевтическим приемам, которым его научи­ли до того, как он приступил к изучению краткосрочной директивной терапии. Я вспоминаю молодого терапевта, с которым мы познакомились в поезде и кото­рый очень интересовался изучением различных психотерапевтических подходов. Он был умен, гибок и здорово владел краткосрочным подходом. Он прошел у меня несколько специальных курсов обучения работе с молодыми шизофрениками и их семьями. Он успешно справился со сложным случаем шизофрении, и его бу­дущность как умелого терапевта казалась совершенно определенной.

Несколько лет спустя я решил сделать учебный фильм, в который хотел вклю­чить успешную работу этого юноши с молодой женщиной с диагнозом «шизофре­ния». Я навестил его, чтобы получить разрешение упомянуть в фильме его имя. Когда я сообщил ему, что собираюсь делать этот фильм, он попросил меня отка­заться от этой затеи. Он сказал, что у него теперь спокойная частная практика, он занимается долгосрочной терапией с клиентами, которые приходят вовремя, опла­чивают счета и не имеют кризисов. Он больше не хотел заниматься сложными случаями. Он сказал, что если в титрах фильма появится его имя, другие терапев­ты будут посылать к нему сумасшедших сложных клиентов, а он больше не хочет работать с такими клиентами и их семьями.

Я не выпустил этот фильм. Я сожалел о времени, которое затратил на обуче­ние этого молодого человека эффективной краткосрочной терапии клиентов со сложными нарушениями. Он больше никогда не пользовался этими знаниями и не передавал их другим. Супервизор должен знать, что ему придется встречаться с такими рецидивами.

Глава 10   _____________

Еще о директивах

Как говорить людям, что им надо делать

Многие понимают директивную терапию неправильно. Терапевт дает указания не голько для того, чтобы вызвать изменение, но и для того, чтобы создать опреде-тенного рода взаимоотношения. Терапевт не говорит о причинах из далекого про-ллого или о детских переживаниях клиента, а производит с помощью директив тействие в настоящем. Подход напоминает дзэн-буддизм, который и является од-там из его источников. Вместо того чтобы говорить с учеником о его прошлом или э его эмоциональной жизни, мастер дзэн дает ему задание. Например, мастер обу­яет искусству владения холодным оружием или составления букетов, и именно это становится предметом обсуждения с обучающимся. Просвещение рождается лз вовлеченности. Точно так же отдача указаний и обсуждение реакций на них является действием директивной терапии.

Один из способов классифицировать директивы — сказать, что некоторые из них весьма прямолинейны. Можно просто сказать клиенту, что ему делать. Есть директивы непрямые, например, когда клиента удерживают от изменений или поддерживают симптом. Таким же образом можно классифицировать директивы, используемые в подготовке терапевтов. Выбор того или иного типа директив мо­жет основываться на силе и власти терапевта Обычно косвенный подход исполь­зуется тогда, когда клиент не выполняет прямых директив. Аналогично действу­ют и при супервизии. Когда авторитет супервизора достаточно высок, обучающий­ся делает то, что ему говорят. Когда авторитета недостаточно, можно использовать косвенные техники.

Например, если для решения проблемы необходимо, чтобы обучающийся рас­спросил супружескую пару об их сексуальной жизни, а он избегает спрашивать

Как говорить людям, что им надо делать   179

об этом, супервизор может дать ему указание задать определенные вопросы. Если обучающийся не в силах задавать вопросы о сексуальной жизни супружеской пары, т. е. начинает задавать их, а потом уходит от темы, тогда, может быть, не­обходим менее прямолинейный подход. Супервизор в данном случае, видимо, не обладает достаточным авторитетом, чтобы напрямую убедить обучающегося.

Прямые директивы

Типичные прямые указания предполагают, что человеку говорят, что ему делать, советуют, обучают его шаг за шагом, предлагают испытания и накладывают епи­тимью. Этот подход отличается от воздействия на человека с помощью метафор или того подхода, когда терапевт бездействует до тех пор, пока клиент не начнет действовать спонтанно.

Прямые указания обучающемуся, как правило, учат его навыкам проведения интервью. Допустим, обучающийся снова и снова беседует на сеансе семейной терапии по очереди с каждым членом семьи. Он разговаривает с матерью, затем с отцом, затем с ребенком. Когда он беседует с одним из членов семьи, другой сидит рядом и ждет своей очереди, не вступая в разговор по собственному желанию. Такой «поочередный» стиль проведения интервью может быть результатом пред­шествующего опыта проведения индивидуальной терапии. С одним человеком терапевту удобнее разговаривать, чем с несколькими сразу. Проблема состоит в том, что члены семьи не общаются между собой — они разговаривают только с терапевтом, таким образом, присутствие терапевта становится обязательным для решения каких-то вопросов. Супервизор, наблюдающий за этим через зеркало, может решить, что при таком сосредоточении на отдельном человеке другие чле­ны семьи с тем же успехом могли бы подождать и в холле.

Эту проблему можно решить, прямо обсудив ее с терапевтом и указав ему на то, что интервью надо проводить по-другому. Терапевту нужно спрашивать мать об отце, отца — о матери, а их обоих — о ребенке. Это — способ активизировать их взаимоотношения. После такого обсуждения супервизор может давать дальней­шие указания по телефону. Если мать скажет, что она расстроена, терапевту нуж­но обратиться с вопросом к отцу. Если он этого не сделал и продолжил разговари­вать с матерью, супервизор может позвонить и предложить спросить у отца, знает ли он, чем расстроена его жена. Отец отвечает, его жена не соглашается или хочет его поправить. Она прореагирует только в том случае, если вольна разговаривать на приеме не только с терапевтом, но и со своим мужем. Если терапевт разговари­вает с одним членом семьи с помощью другого, они начинают общаться друг с другом, что может быть очень полезно и продуктивно. Терапевт при этом стано­вится не так уж необходим, а это, собственно, и есть цель терапии. Супервизор тоже постепенно теряет свою значимость, а это и есть цель обучения.

Кажется, что терапевту очень просто вести себя так, как было изложено выше. Но для некоторых терапевтов, у которых стиль работы с клиентом является отра­жением идеологии индивидуальной терапии, изменение поведения может стать настоящей проблемой. В таком случае супервизору приходится не только ежеми­нутно звонить терапевту и давать указания, но и вызывать его из кабинета и снова

180  Глава 10 Еще о директивах

i снова обсуждать с ним, как ему следует разговаривать с каждым членом семьи шрез других. Эта директива терапевту — из разряда прямых, непосредственных; ;упервизор, по сути, тренирует обучающегося.

Директивы клиентам, которые говорят длинные речи

1римером такого «поочередного» стиля проведения терапевтического сеанса мо-кет служить ситуация, когда родители слишком долго говорят о проблемах ребен-са. Некоторые родители проблемных подростков начинают с первой простуды эебенка и пересказывают терапевту все события детства год за годом. Другие чле-ibi семьи в это время начинают на ходу засыпать от скуки. Некоторые родители 1ачинают репетировать свою речь еще накануне, чтобы наверняка проинформи-зовать терапевта обо всем. В этом случае у обучающегося могут возникнуть труд-юсти, особенно если его учили быть вежливым с клиентами и если он думает, что изменить направление высказываний родителя — значит проявить грубость по этношению к нему. Если обучающийся говорит: «Прошлое не имеет значения, зажно то, что происходит сейчас», родитель может оскорбиться и посчитать, что терапевт не может оценить проблему во всем ее объеме. Вследствие этого роди­тель может начать говорить еще более пространно, стремясь за оставшееся время зсе же просветить терапевта.

Поправлять родителя в таком случае не стоит, так как это может даже настро­ить его против терапевта. Более того, если терапевт, пытаясь заставить его сменить гему, начнет подводить итог его речи, это с большой долей вероятности приведет к тому, что родитель будет подолгу поправлять терапевта в каждом его высказы­вании. Стандартная процедура супервизии в таком случае заключается в том, что­бы научить терапевта обращаться к другому члену семьи, как только для этого есть возможность. В момент, когда один родитель переводит дух, терапевт может об­ратиться к другому и спросить, согласен ли он с супругом. Или обратиться к ре-зенку и попросить его внимательно послушать говорливого родителя, чтобы на­верняка понять суть родительских претензий. Так завяжется разговор с ребенком. Цель в данном случае — избежать обращения к прошлому и перейти к действиям в настоящем как можно быстрее и как можно вежливее.

Я вспоминаю, как Милтон Эриксон работал с семьей, в которой мать без конца говорила и не давала другим членам семьи вставить слово. Они могли бы сказать все это сами, если бы им представилась такая возможность, но она им такой воз­можности не давала. Эриксон сказал этой женщине: «Я не думаю, что вы сможете держать свои большие пальцы на расстоянии четверти дюйма друг от друга».« Ес­тественно, я смогу это сделать», — сказала женщина и расположила большие паль­цы рук примерно в полудюйме один от другого. «Вы точно не сможете держать их в таком положении», — сказал Эриксон. «Разумеется, смогу», — ответила она. Эриксон сказал: «Пока вы это делаете, я задам остальным несколько вопросов и хочу, чтобы вы внимательно послушали, потому что вам я предоставлю заключи­тельное слово». Затем он поговорил с младшим мальчиком, потом со старшим, а после — с отцом. Когда мать начинала возражать, Эриксон указывал на ее боль­шие пальцы, которые начинали двигаться, как только она раскрывала рот. Она снова укладывала пальцы так, как надо, и замолкала, связанная этой директивой именно в силу ее абсурдности.

Как говорить людям, что им надо делать    181

Если супервизор не столь храбр и предпочитает более мягкий подход, то в ра­боте с родителем, подминающим под себя всю беседу, ему может помочь телефон. Телефонный звонок перебивает члена семьи и заставляет его замолкать, а потом ждать окончания телефонного разговора. Это дает терапевту возможность начать заново. Звонок по телефону сам по себе является интервенцией: он может пре­рвать и монолог, и непродуктивную последовательность действий, которую де­монстрирует семья. При встрече с особенно ярым любителем монологов полезно вызвать по телефону терапевта из кабинета для совещания и тем самым продлить паузу. Такая тактика помогает и тогда, когда друг друга находят многоречивый клиент и терапевт, которого научили слушать клиента в индивидуальной терапии.

Я вспоминаю, как Виржиния Сатир говорила, что может определить, действи­тельно ли терапевт мыслит в духе системной теории, попросив его описать прове­денный им сеанс. Она говорила, что при описании произошедшего на сеансе для этого ей требуется не более пяти минут, а при наблюдении за работой терапевта с семьей — не больше трех. Поведение терапевта в самом начале интервью демон­стрирует наличие или отсутствие системного взгляда, так что супервизор имеет возможность определить, чему нужно учить.

Возражения против директивного подхода

Некоторые терапевты возражают против двух основных принципов директивно­го подхода. Во-первых, они возражают против того, чтобы терапевт брал на себя ответственность за инициацию действий клиента. Эти терапевты предпочитают исследовать и обсуждать. Иногда это помогает им понять, что они не могут не да­вать указаний. Если они не говорят клиенту, что ему делать, они говорят: «Не спра­шивайте меня, что вам делать», что само по себе является директивой.

Во-вторых, они возражают против того, чтобы терапевт сознательно пытался повлиять на клиента. Все понимают, что избежать влияния на клиента невозмож­но, остается только решить — делать это осознанно или нет. Хороший пример в этом смысле — Карл Роджерс. Он доказывал, что не говорит клиентам, что им следует делать, только возвращает им то, что они говорят сами.1 Однако Роджерс возвращал клиентам не все; он сам решал, какие идеи возвращать. Поступая та­ким образом, он подводил клиента к теме, о которой тому следовало говорить.

Еще одна проблема, которая может возникнуть у обучающихся при примене­нии директивного подхода, заключается в том, что они не знают, как отстоять свой статус эксперта в том случае, если клиент не выполняет указаний. Естественно, научить их реагировать на невыполнение клиентом указаний — дело супервизо­ра. Те же самые процедуры можно использовать, когда сам обучающийся не дела­ет то, что говорит ему супервизор. В этом случае первым шагом будет совместное выяснение супервизором и обучающимся возражений, которые имеются у послед­него. Если выяснится, что само по себе указание неудовлетворительно, то следу­ющим шагом супервизора должно стать извинение. Супервизор, возможно, непра­вильно понял данную клиническую ситуацию, потому что если он правильно предложит правильную процедуру, обучающийся обязательно последует указа­нию. Если имеет место непонимание, то извинение супервизора обычно приводит

Rogers, С. R. (1951). Client centered theiару. Boston: Houghton Miffhn.

182   Глава 10. Еще о директивах

к тому, что обучающийся или выполняет директиву, или предлагает еще лучшую. Извинение всегда действует очень сильно.

Одна из причин, по которой обучающиеся предпочитают не читать о терапии, а вести ее сами уже с начала обучения, состоит в том, что им не терпится иметь возле себя кого-то, кто скажет им, как работать с клиентом. Как правило, начина­ющие терапевты без колебаний следуют указаниям супервизора.

Супервизору приходится бороться и с внутренней инерцией, присущей некото­рым обучающимся. Терапию вести легко, если все, что надо делать терапевту, — это знать, как сказать: «Расскажите мне об этом подробнее» или «Интересно, а почему вы это сделали». В этом случае терапевт должен лишь уметь разговаривать с клиен­том, — а каждый взрослый человек имеет многолетний опыт таких разговоров. Дей­ствовать и вызывать изменение — значит знать, что делать. Естественно, многие обучающиеся неохотно идут на то, чтобы давать указания клиентам до тех пор, пока не уверены в своем супервизоре и в правильности его руководства.

Индивидуальное или семейное интервью

Чтобы определить, кто вовлечен в семейную проблему, терапевту полезно думать о семье как о системе треугольников. Например, если терапевт руководит мате­рью, которая хочет помочь своему ребенку, ему следует иметь в виду, что есть еще ее муж, или бабушка, или еще какой-то взрослый, который тоже принимает учас­тие в судьбе ребенка. Если не подключить этого человека к терапии, он, возмож­но, попытается ее разрушить, раздосадованный тем, что его игнорировали.

К примеру, женщина около двадцати лет, расстроенная разрывом со своим мо­лодым человеком, пыталась покончить с собой, бросившись с моста. Она сломала себе несколько костей. После этого она переехала к матери и пришла на терапию. Терапевт предложил ей прийти на интервью вместе с матерью, но девушка сказа­ла, что в этом нет необходимости, так как она не собирается надолго оставаться у матери и скоро снова будет жить самостоятельно. Терапевт согласился с ее точ­кой зрения. Однако через несколько недель молодая женщина обнаружила, что беременна. Она хотела оставить ребенка. Терапевт позвонил матери и пригласил ее прийти и обсудить планы насчет дочери. Мать категорически отказалась. Она сказала, что терапевт не захотел привлекать ее к терапии до этого и теперь пусть сам разбирается с беременностью ее дочери. Поскольку мать отказалась, терапевт должен был продолжать работать с дочерью и организовать ей помощь при рож­дении ребенка, хотя было бы гораздо естественнее, если бы это сделала мать.

Обучающегося необходимо убедить в том, что каждый клиент, проходящий индивидуальную терапию, связан с другими людьми. Можно встречаться на ин­дивидуальных сеансах с женой, но терапевт не должен забывать о существовании ее мужа, который, даже не бывая на сеансах, является частью терапии. Терапевт может увлечься идеями и взглядами клиента и забыть, что во всем происходящем в личной жизни клиента участвуют и другие люди. Просто сам факт обращения к психотерапии — это и реакция на других людей, и послание им.

Если члены семьи отказываются приходить на интервью, терапевт оказывает­ся в затруднении. Семейная терапия и так достаточно сложна, чтобы еще ослож-

Предназначение симптома   183

нять ее отсутствием ключевых фигур. Если терапевт уверен, что без участия в те­рапии определенных членов семьи она не будет успешна, то очевидное решение — отказаться от этого клиента. Это право терапевта — не участвовать в заведомо провальных случаях. Или же можно начать терапию с частью семьи и надеяться на то, что остальные присоединятся позже. Обучающиеся должны понимать, что некоторые члены семьи, возможно, в прошлом были подвергнуты критике со сто­роны другого терапевта, и не хотят повторения того же самого. Их необходимо убедить в том, что на этот раз все будет по-другому.

Убедить обучающегося перейти от работы с целой семьей к работе с отдельны­ми членами семьи довольно просто и не требует каких-то формальных процедур. Обучающийся должен уметь определять, с кем и когда встречаться в индиви­дуальном порядке, держа в голове, что каждый из членов семьи в присутствии остальных чего-то недоговаривает. Встреча один на один с некоторыми членами семьи или даже с каждым из них может дать много полезной информации. Если супервизор чует какую-то тайну, то ему стоит порекомендовать терапевту встре­титься с этим членом семьи наедине или встретиться вместе, но в ином составе. Так как часто в начале терапии члены семьи еще очень злятся друг на друга, луч­ше повидать каждого по отдельности, а не начинать работать сразу со всей семьей.

В человеческих взаимоотношениях всегда есть определенная симметрия. Если мать слишком занята ребенком, отец, скорее всего, будет слишком сильно занят кем-то другим. Если мужчина слишком близок со своим другом, его жена сбли­зится с кем-то еще, чтобы восстановить баланс. Если терапевт придерживается теории семейного баланса, он может предугадать, в каких именно отношениях находятся эти люди. Необходимо отметить, что терапевт тоже является частью этого равновесия. Если терапевт проводит индивидуальную терапию с женщиной, ее муж может начать встречаться с кем-то еще, иногда даже со своим собственным терапевтом.

Предназначение симптома

Хотя следование определенному психотерапевтическому методу слишком силь­но ограничивает терапевта, супервизор в процессе обучения краткосрочной дирек­тивной терапии может научить подопечных многим полезным схемам и процеду­рам, которые можно будет использовать при работе с различными видами проблем и клиентов.

Одна из процедур, помогающих терапевту сформулировать проблему, заклю­чается в предложении клиенту представить себе дальнейшее развитие его сим­птома. То есть терапевта учат спрашивать: «Что будет, если ваша проблема усугу­бится?» Обычно клиент отвечает: «Я буду ужасно себя чувствовать». Нужно дви­гаться дальше, спрашивая: «А что если усугубится и ваше ужасное самочувствие?» По мере того как терапевт будет продолжать исследовать вопрос, функция сим­птома в отношении к другим людям будет все очевиднее.

Я вспоминаю случай с молодой женщиной, у которой дрожала правая рука. Она дрожала нерегулярно, а неврологические тесты не могли обнаружить ника­ких физических причин этой дрожи. Она обратилась ко мне с просьбой о гипнозе.

184   Глава 10 Еще о директива х

Я спросил ее, что случится, если проблема станет еще тяжелее. Она сказала: «Я по-геряю работу». Я спросил: «А что будет, если вы потеряете работу?» Она со вздо-сом ответила: «Тогда на работу должен будет пойти мой муж». Таким образом, я зыяснил, что она поддерживала своего мужа, одновременно возмущаясь им, а ее эодители протестовали против этой ситуации вплоть до попыток разрушить их Зрак.

Выясняя предназначение симптома, терапевт иногда может снять его, просто ;делав его очевидным. Возьмем, к примеру, страхи клиентов относительно того, по симптом может свести их с ума. Когда их спрашивают о том, что будет, если троблема усугубится, они отвечают, что тогда они свихнутся. Если терапевт спро-:ит такого клиента, что будет потом, он скажет, что тогда его поместят в психиат-эическую больницу и это будет конец всему. Терапевт может заметить, что кли-знта станут отпускать на выходные, что в целях сокращения пребывания пациен-гов в больнице время непрерывного пребывания ограничивается несколькими тсделями и что вскоре клиент окажется на том же стуле и в той же ситуации.

Возьмем еще один пример, свидетельствующий о пользе выяснения функции :имптома. Молодого человека арестовали за хранение и употребление марихуа-ibi. Его арестовывали несколько раз и в последний раз направили на терапию. В семье он был младшим и явным любимчиком. На встрече с семьей терапевт под-1ял вопрос о том, что случится, если юноша сорвется и снова начнет принимать «ркотики. После обсуждения того, как они все будут этим расстроены, члены ;емьи, при помощи терапевта, осознали, что им самим грозят нешуточные послед-:твия, если сын сорвется. После обсуждения семья решила отказаться от своих трежних реакций на поведение сына, т. е. не прощать его больше каждый раз, ко-"да он нарушает закон. Как красиво выразился терапевт: «Семья решила, что, если :ын сорвется, это обязательно должно будет иметь последствия или же послед-:твия организует им общество, поместив сына в тюрьму».

Терапевт может обсудить с клиентами и вопрос о том, что произойдет, если троблема перестанет быть столь серьезной. В семьях, где есть хронический боль-юй, состояние которого значительно улучшилось, происходят различные реорга-1изации. Если мужчина, который всю жизнь пил, прекращает пить, у семьи воз-тикают проблемы с принятием этого изменения. Его жена уже научилась обхо­диться без него, а детям приходиться заново примиряться с тем, что они должны тодчиняться отцу. Часто в таких случаях место отца занимает старший сын, кото-эого совсем не радует отцовский возврат к власти. Супервизор должен втолковать эбучающимся, что проблемой может стать не только неудачная терапия, но и из­менение само по себе.

Использование в терапии собственных возможностей

Цо некоторой степени терапевт может изменить свой стиль работы, но не в его :илах изменить свой возраст, пол, а иногда и специализацию. Супервизор должен «учить терапевта видеть свои преимущества. Говоря в общем, приступая к обу-1ению терапевта, супервизор должен учитывать его стиль работы. (Неизбежным

Метафора как интервенция    185

кажется усвоение терапевтом основных черт стиля самого супервизора, но это не означает, что терапевт должен быть копией супервизора. Обучение терапии — это ученичество у художника, а художник часто начинает свою жизнь в искусстве, усваивая приемы своего учителя. По мере того как он вырабатывает свои соб­ственные приемы и учится использовать свои собственные ресурсы, сходство с учителем исчезает — за исключением, будем надеяться, умственного потенциала.) Обучающегося, который реагирует медленно и неторопливо, не стоит превращать в живчика. Стили терапевтов могут различаться, но каждый при этом делает то, что нужно. Временами терапевт должен быть авторитарным и говорить клиенту, что ему делать. В другие моменты ему необходимо выглядеть беспомощным, дабы клиент сам встал у руля. Однако каждый терапевт авторитарен или беспомощен на свой лад. Супервизор не должен вмешиваться в саму природу обучающегося, ему нужно только убедиться в том, что стиль работы обучающегося позволяет ему использовать некоторый ряд умений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.