Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 22 страница



Вариант статьи, опубликованной в Journal of Systemic Therapies (1993, Fall), 4:52

206  Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей

чичных проблемах, о том, как правильно документировать процесс терапии, о хинамике и об идущих из детства истоках проблемы. Потом обучающийся спра-ливает меня, что ему делать с клиентом, который никогда ни моется. Я говорю о -лубинном значении мытья, но на самом деле, я понятия не имею о том, что с этим 1елать». Супервизор Виржиния (это ее настоящее имя) говорила: «Я проводила ;упервизию терапевта, клиентка которой каждый раз во время оргазма пела 'Звездное Знамя"1 и ничего не могла с собой поделать. Я просто не знала, как по­мочь терапевту справиться с этой пикантной проблемой, несмотря на то что меня «сколько лет учили быть супервизором. Я могу прививать терапевтам феминист-жие взгляды, могу долго обсуждать системную теорию, но когда они хотят узнать, ito же им делать, чтобы кого-то изменить, я просто теряюсь и вынуждена обра-цаться к моему изрядному опыту обходить эти вопросы».

Большинство супервизоров, так же как Эл и Виржиния, нуждаются в помощи, ггобы скрыть свое незнание того, как изменять людей. Ниже приводятся советы то использованию основных супервизионных техник, которые помогали поколе-шям супервизоров скрывать свое невежество. Сюда включается создание подхо-щщего контекста, умение правильно себя подать и понимание того факта, что зазличные психотерапевтические теории были созданы не столько для того, что-5ы руководить терапевтами, сколько для того, чтобы помочь бедным суперви-юрам.

Значение подходящего контекста

Супервизор может утешиться тем, что любое высказывание обрамлено соци-шьным контекстом. Просто сам факт того, что человек работает как супервизор, :же свидетельствует о его статусе знатока своего дела. Если супервизор нашел >аботу в известной организации, то даже какой-нибудь его банальный коммента-жй уже приобретает вес. Не слишком умный комментарий в очень умном кон­тексте, например в Гарварде, будет принят с восторгом, и об этом уже давно знают дногие не слишком умные преподаватели. Супервизору очень полезно объяснить, ito он происходит из особой когорты супервизоров. Однократное посещение се­минара «на выходных» кого-нибудь из очень известных, даже легендарных, супер-шзоров, означает, что можно причислять себя к его ученикам и называть его без 1еремоний — по имени. Также очень важно, чтобы все лицензии были в порядке 1 выставлены в офисе на видном месте. Получить сертификат супервизора не :толь уж трудно: нужно только заплатить, посещать занятия, писать статьи и тол-совать о динамике. Доказывать, что супервизор успешно обучает своих подопеч-шх какой-либо терапевтической технике, например навыкам использования раз-шчных способов интервенции, не обязательно.

Умение себя подать

■Сак должен подавать себя супервизор, имея перед собой класс начинающих тера-1евтов? Лучше всего распространять вокруг себя одновременно ореол мудрости

Государственный гимн США. — Примеч. перев.

 

Идеальная теория  207

и мягкого юмора. Если в наличии только половина вышеозначенных качеств, остальное можно скрыть с помощью глубокомысленного вида. Супервизору следует сформировать у себя созерцательный личностный стиль — как если бы че­ловек постоянно охватывал умственным взором все аспекты каждой ситуации. Супервизор должен выглядеть так, как будто он обладает подразумеваемым его званием «супервйдением». Приветствуются два типа взгляда: 1) взгляд, устрем­ленный вдаль, предполагающий, что супервизор учитывает все аспекты общей си­туации; и 2) острый, пронизывающий взгляд, демонстрирующий студенту, что су­первизор настороже и сразу же схватывает суть. Когда излишне нервный студент беспокоится о судьбе своего клиента, супервизор может завоевать уважение и даже поклонение, просто пребывая рядом, сохраняя спокойствие и вид мудреца. Устремленный вдаль взгляд и глубокомысленное молчание иногда могут за­ставить обучающегося настолько потерять терпение, что он сам предложит какую-нибудь идею относительно того, что нужно делать. Супервизор может принять идею обучающегося, подразумевая, что это именно то, что он и сам уже давно при­думал, но ждал, потому что хотел, чтобы обучающийся догадался сам. Если у сту­дента уже есть план и он хочет получить одобрение супервизора, то правильнее будет использовать пронизывающий, понимающий взгляд, даже если супервизор не понимает этого плана.

Но одна лишь манера поведения не защитит супервизора от критики студен­тов. Необходимо установить с обучающимися такие личные взаимоотношения, чтобы их лояльность к супервизору не позволяла им замечать его недостатки или сводила бы к минимуму их наблюдательность. Как правило, очень полезно, если супервизор в состоянии запомнить имена своих студентов. Немаловажны и лич­ные замечания, изредка произносимые к месту, например: «Я слышал, сегодня утром ваша жена родила тройню. Неплохо сработано». Именно личные отноше­ния побуждают студентов быть снисходительными к некомпетентному суперви­зору и даже защищать его.

Выбрав правильную манеру и используя впечатляющий контекст, супервизор может завоевать уважение обучающихся, даже если понятия не имеет о том, как вызвать терапевтическое изменение. Однако что же делать, если супервизора це­ленаправленно расспрашивают о том, что нужно сделать, чтобы изменить клиен­та с серьезной проблемой? Есть способы преодолеть и этот кризис. Сейчас попу­лярнее всего вести себя в манере когнитивного терапевта и уходить от вопроса, обсуждая теорию на рациональном уровне. Уже ни для кого не секрет, что основ­ные терапевтические теории были созданы для защиты супервизоров, не знающих, как вызвать изменение.

Идеальная теория

Давайте рассмотрим критерии теории, которая идеально подошла бы супервизо­рам, не знающим, как вызвать изменение. Такая теория должна отвечать на сле­дующие вопросы.

Первое. Можно ли сделать так, чтобы супервизор не смог потерпеть неудачу? Эта задача выглядит трудной, но мудрые головы трудятся над ней последние сто

08  Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей

ет и таки находят решения. Что, если после окончания обучения студент не смог .обиться изменений ни у одного клиента и не обладает никакими навыками, кро-ie способности произнести: «Расскажите мне об этом поподробнее»? Может ли упервизор в этом случае избежать обвинений в неудаче?

Второе. Как супервизору избежать изобретения новых терапевтических тех-[ик для каждого конкретного случая? Если бы можно было изобрести один-един-твенный метод, достаточно простой, чтобы любой преподаватель мог понять его [ объяснить обучающимся, то никто не ждал бы от него изобретения уникальных [нтервенций.

Третье. Если супервизор не знает, как вызвать изменение, то о чем ему следует оворить, чтобы отвлечь внимание обучающихся от терапевтических проблем? )то должно быть что-то интересное и интригующее — настолько увлекательное, тобы все эти молодые интеллектуальные типы были очарованы и не заметили, то их уже не учат работе с реальными проблемами.

Четвертое. Можно ли сделать так, чтобы от супервизора ничего не ожидали до ех пор, пока вопросы не отпадут сами — и таким образом избежать критики?

Пятое. Возможно ли добиться, чтобы супервизора никогда не обвиняли в не-[равильных действиях? В идеальной ситуации обучения эта задача — самая важ-[ая. Обучающийся может с горечью сказать: «После стольких лет терапии под ашей супервизией я не смог сделать ничего, чтобы изменить этого клиента, а вы [и разу ничем не помогли мне». Преподаватель должен ответить так, чтобы обу-ающийся тихо исчез, уничтоженный и стыдящийся того, что посмел критиковать [ делать супервизору дурацкие замечания.

Короче говоря, идеальной для супервизора была бы такая ситуация, в которой ie было бы ответственности, не было риска ошибиться и не было опасности кри-ики. Неужели же когда-либо такая идеальная ситуация не возникнет в реально-ти? Для того чтобы понять, каким образом был достигнут этот идеал, мы долж-[ы обратиться к классике психотерапии. Мы обнаружим, что первоочередной за-,ачей могущественных процедур и идеологий психотерапии является помощь упервизорам, которые не знают, как вызвать изменение.

Геории в прошлом и настоящем

Анализ классических теорий представляет не только исторический интерес, но южет вылиться в реальное обсуждение современных методов психотерапии. На тих идеях выросли поколения психотерапевтов, и сегодня супервизоры продол-<ают действовать так, как работали их учителя. Терапевтические техники могут геняться, но приемы супервизии, призванные защитить некомпетентного препо-.авателя, остаются незыблемыми.

Всем известно, что терапевтические подходы, имеющие наименьшую практи-1ескую ценность и самые незначительные результаты, основаны на психодинами-[еской теории. Но эта теория все еще популярна. Почему? Очевидно, это не слу­чайно связано с тем, что: 1) эту теорию старательно поддерживают супервизоры и !) эта теория защищает некомпетентного преподавателя лучше, чем любая дру-ая. Современность вносит в нее лишь небольшие изменения, не затрагивая сути.

Похвальное слово Фрейду  209

В конце XIX в., в пору великого расцвета гипнотерапии, Фрейд то и дело посе­щал гипнотерапевтов своего времени. Он занимался «живой» супервизией тера­пии. Супервизор демонстрировал гипнотерапию с пациентом, сосредоточиваясь на симптоме, от которого человек хотел избавиться. Обучающийся должен был на­блюдать, как квалифицированный гипнотерапевт решает проблему. Понаблюдав за учителем, обучающийся сам работал с пациентом, а учитель наблюдал за его работой. Эта «живая» супервизия была основана на убеждении, что обучение тому, как проводить терапию, включает в себя обучение навыкам.

Понаблюдав за работой гипнотерапевтов и попробовав поработать сам, Фрейд решил бросить гипноз и создать совершенно другой подход. Единственное объяс­нение этому изменению я вижу в том, что он, должно быть, сказал себе: «Парни, с которыми я работаю, никогда не смогут обучать терапии таким образом. Они не смогут каждый раз изобретать новую стратегию. Они никогда не смогут выказать такое мастерство в лечении новых симптомов и, следовательно, не смогут обучить этому других. Стало быть, я должен разработать другую форму психотерапии, которая позволит преподавателям завоевать престиж и восторги окружающих, даже если они не будут знать, как вызвать изменение. Могу ли я создать организа­ционную базу на таких принципах?»

После долгих часов медитации, возможно сидя нос к носу со своим другом и консультантом Вильгельмом Флейссом (Wilhelm Fliess), Фрейд создал классиче­ский подход, который и сейчас, через 100 лет, все еще каждый день применяется на практике. Фрейд сумел удовлетворить всем требованиям нашей фантазии о том, как защитить некомпетентного преподавателя, и в этом его заслуга. Его вли­яние было так грандиозно, что его идеи о супервизии до сих пор используют пре­подаватели самых разных терапевтических взглядов, с новыми и более модными именами.

Похвальное слово Фрейду

Фрейд сразу проник в самую суть, предложив двучленный подход, защищающий преподавателя. Он изобрел такую форму терапии, при которой терапевт, а следо­вательно и супервизор, не брал на себя ответственость изменить хоть что-нибудь. К этому он добавил идею о том, что причиной любой неудачи обучающегося яв­ляются его эмоциональные проблемы, а не некомпетентность его учителя. Опи­раясь на эти два основополагающих убеждения, любой супервизор может укрыть­ся от камней и палок оскорбленных обучающихся, понявших, что они не в состо­янии вызвать изменения.

Если пациент говорит: «Разве это не ваша работа — изменять меня?», тради­ционный терапевт отвечает, как его учили: «Нет, моя работа — помочь вам понять себя. Изменитесь вы или нет — зависит от вас». Это стало основанием для такой организации терапии, при которой терапевту не нужно знать, что делать. Вот толь­ко не сразу заметили, что эта инструкция содержит скрытый план действий для супервизора. Если обучающиеся то же самое говорят супервизору — например: «Разве это не ваша работа, сказать мне, как избавить этого клиента от его беды?» — супервизор может ответить: «Моя работа не в том, чтобы помочь вам изменять

210  Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей

людей, но в том, чтобы помочь вам понять, почему у вас проблемы с этим пациен­том». Супервизор при этом может даже иронически усмехнуться и поинтересо­ваться нерешенными эмоциональными проблемами обучающегося. «А вы анали­зировали вашу фантазию относительно собственного всемогущества в спасении пациентов?» — может спросить супервизор, и смущенный обучающийся тихо пой­дет работать над своими эмоциональными проблемами, уже не обращая внимания на то, что его учитель не знает, как решать проблемы клиентов. Кроме того, обви­нение обучающегося в наличии у него проблем превращает его из человека, кри­тикующего учителя, в человека, не доверяющего собственным суждениям.

Частью Фрейдовой системы стал его отказ от «живой» супервизии и объявле­ние терапии конфиденциальной. Ее следовало проводить в частном офисе за двой­ными дверьми, так, чтобы никто не мог видеть или слышать ничего из того, что говорилось или делалось, даже тогда, когда за дверьми проходило обучение. В этом случае учителю не было нужды демонстрировать обучающимся свои умения или следить за их техникой проведения интервенций. Неумелые обучающиеся не нес­ли никакой ответственности за неумение, так как никто даже не видел, как они проводят интервью.

Второй шаг Фрейда состоял в том, что он настаивал на единственном методе. Супервизор учил, что говорить должен только пациент, а терапевт лишь время от времени задает случайные вопросы (это называется «интерпретировать»). Воз­никшая в результате озарения интерпретация является незыблемым предписаии-эм, которое уводит клиента в дебри рассуждений о том, почему у него возникла эта проблема, вместо того, чтобы заставить его решать, что с ней делать.

Очень много внимания уделялось тому, чтобы не быть директивными. Дока­зывалось, что говорить людям, что им делать (кроме указания лечь и начать бесе­довать с потолком), значит унижать их и нарушать нейтральное отношение тера-тевта. Предполагалось, что к изменению приводит только односторонний моно-тог. Таким образом, супервизор мог не учить давать указания и определять, какие указания нужно использовать в каждом конкретном случае.

Третьим шагом, охраняющим учителей от знания того, как лечить симптом, :тало заявление, что сам симптом не имеет значения, а нужно обсуждать то, что :тоит за ним (или сбоку от него). Это нововведение сформировало терапию без 1елей, соответственно, супервизора уже нельзя было обвинить в неудаче, если ручающийся не достигал цели.

Супервизорам особенно помогло то, что эта терапия была задумана как долгий фоцесс. Проходили годы и уходили целые поколения, прежде чем терапия под-содила к концу. Следовательно, невозможно было узнать, чем она закончилась и ютерпел ли супервизор неудачу.

С помощью еще одной двучленной комбинации Фрейд (которому очень нра-•ились всяческие члены) решил вопросы о том: 1) какую интересную тему можно "бсуждать и 2) каким образом сделать так, чтобы невозможно было доказать не-[равоту супервизора. Он предложил, чтобы терапия никогда не имела дела с ре-льностью — только с фантазиями. Сейчас мы недоумеваем, почему Фрейд извлек юпрос о сексуальном насилии над его молодыми пациентками из реального мира [ превратил его в желание или фантазию, скрытую в темных глубинах сознания. 1то терапевту следует делать с отцом-насильником? Согласно Фрейду, следует казать, что этого не было. Совершенно ясно, что он хотел уберечь своих препода-

С диагнозом наперевес     211

вателей от возни с реальностью, в которой им можно было бы доказать их непра­воту и где они были бы обязаны знать, что им делать с реальными людьми, напри­мер с грубыми родственниками. Если мы говорим не о фактах, а о фантазиях, то кто может сказать, прав супервизор или неправ?

А как насчет основного затруднения, а именно того, как супервизор, обсуждая какую-нибудь очень интересную тему, может увести обучающихся от вопроса о том, как изменять людей? Смотрите же, что в своей гениальности сотворил Фрейд! Он не только предложил интригующие объяснения человеческих мотивов и но­вый взгляд на человечество, но и сосредоточил обучение на самых волнующих вопросах жизни. Он рекомендовал учителю говорить о сексе, власти, конфликте, зависти к гениталиям и чисто человеческих драматических фантазиях об убийстве и инцесте. Нет ли у мальчика тайной страсти к своей матери? Не возбуждается ли девочка при виде своего отца? Перед лицом таких драматичных вопросов все остальное блекнет и кажется примитивным. Решив говорить о том, о чем нормаль­ные люди молчат, Фрейд обеспечил постоянное щекотание нервов на консульта­ции с супервизором. Каждая консультация стала приключением, путешествием в ужасное. На этом фоне вопрос об изменении людей просто опускался как несу­щественный.

Фрейд сумел использовать единственную возможность идеально защитить некомпетентного учителя. Вдобавок он убедил всех и каждого, что терапевты должны заниматься не действиями, а разговорами. Психотерапевты-супервизоры в течение целого века благоволили к его идеям. Даже терапевты нового поколе­ния, обладающие разной идеологией, продолжают строить обучение терапевтов на Фрейдовых принципах защиты супервизоров.

С диагнозом наперевес

Естественно, не все заслуги в этом деле принадлежат Фрейду. На ниве оберега-ния супервизора потрудились и другие психотерапевтические школы. Нет необ­ходимости специально останавливаться на том, как хорошо защищен супервизор в подходе Карла Роджерса. Единственное, чему он учит терапевта, — возвращать клиенту то, что он говорит. В большинстве своем супервизоры вполне способны на это.

Мы все прекрасно знаем, какое значение имеет диагноз для супервизора, не знающего, что делать. Обнаружилось, что вместо обсуждения терапии супервизор-ские часы можно заполнить дискуссиями о правильном диагнозе. Подробно раз­бирая DSM-IV, супервизор классифицирует клиента как соответствующего какой-либо диагностической категории или даже трем или четырем категориям, и этим вызывает у обучающегося восхитительное ощущение достигнутого результата. «Очевидно, что это пограничное расстройство личности, но никак не шизотипи-ческое», — говорит супервизор. «Надо же!» — восхищенно вздыхают обучающие­ся. Практикующему в реальном мире психотерапевту понадобится немало време­ни, чтобы заметить, что диагностическая система не помогает изменять людей и даже мешает этому.

В настоящее время, когда супервизор обучает психиатров в резидентных про­граммах, единственным видом деятельности, которым они занимаются, является

212  Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей

постановка диагнозов и выбор фармакологического препарата или трех-четырех препаратов. Группа будущих психиатров из университета Айовы поставила ре­корд обсуждения назначения лекарств. По их сообщению, они 2 часа 38 минут обсуждали, какой препарат нужно использовать для снижения побочных эффек­тов галоперидола, назначенного женщине с жалобами на тревогу, которую она испытывает, прыгая на тарзанке с моста Талахачи.

Новые времена

По мере того как меняются времена, супервизоры начинают испытывать необхо­димость в дополнительной защите. Позволим себе подчеркнуть брошенный им вызов: множество защищавших супервизоров приемов исчезло, как только супер­визоров стало больше. Конфиденциальность — основная защита супервизора, оказалась под угрозой в связи с распространением «прозрачного» зеркала и аудио-и видеозаписей интервью. Невежество супервизора, ранее демонстрировавшееся лишь супервизируемому в обстановке полной конфиденциальности, теперь вы­ставлено напоказ широкой публике. «Живая» супервизия требует, чтобы учитель знал, как руководить обучающимся в процессе реального терапевтического интер­вью, а не после него, когда обсуждать можно только то, что могло бы быть. «Жи­вая» супервизия очень популярна, и только очень удачливый супервизор может избежать использования «прозрачного» зеркала.

Терапевты тоже испытывают сильное давление — от них требуют, чтобы они знали, что делать с предъявляемыми им проблемами. По мере того как в реальном мире клиента обнаруживается все больше страданий, уже нельзя полагаться на прошлое и исследование фантазий. В то же время происходят и социальные из-ченения, в результате которых на психотерапевтов нахлынули представители эеднейших слоев населения и новых этнических групп. Традиционно психотера­певт имел дело с бедняками лишь в стенах больницы и отказывался работать с ними амбулаторно, потому что они не приходили вовремя и нерегулярно оплачи­вали счета. Поэтому супервизорам нужно было хорошо знать лишь представите-тей средних слоев общества. Сейчас они должны уметь работать и с бедняками, и : представителями 180 этнических групп, многие из которых даже не говорят по-английски. Кроме того, психотерапию начали использовать для все более тяже-шх случаев — таких как насилие, суициды, изнасилования, злоупотребление нар-<отиками, инцест, правонарушения и другие виды неправильного поведения. Что-5ы работать с этими несчастными, психотерапевты просто обязаны знать, что надо делать. Супервизоры, не знающие, как учить тому, что нужно делать, могут вы-шать недовольство. Совсем недавно супервизоры столкнулись с еще одним ослож-гением — обнаружилось, что и терапевты, и клиенты бывают двух полов. Терапев­ты — приверженцы феминистских взглядов, протестуют против предрассудков трошлого и настоящего и обвиняют супервизоров. Ну как супервизору скрыть ^компетентность и половой шовинизм, если все на виду и работа ведется с ре-шьным клиентом в реальном мире? Можем ли мы ответить на этот вызов? Давай­те, как мы это делали всегда, попытаемся найти полезную для нас теорию.

Современная теория        213

Современная теория

Один из способов спасения супервизора от теории состоит в том, чтобы создать настолько сложную теорию, что ее не сможет понять не только супервизор, но и никто вообще. Именно это случилось с теорией семейной психотерапии. Альтер­нативой этому способу является создание теории настолько простой, что любой супервизор, любой степени тупости, в состоянии ее понять. Именно это произо­шло с теорией поведенческой психотерапии. Павлов обнаружил, что если живот­ное награждать за какие-то действия, оно будет стремиться повторять эти дей­ствия снова и снова. Если же за действием следует наказание, животное будет ста­раться не делать этого. К этому замечательному открытию добавили идею о том, что если во время наказания человек держался за нос, то потом каждый раз, каса­ясь носа, он будет испытывать затруднения. (Это стало одним из объяснений тре­воги по поводу собственного носа у друга Фрейда Флейсса.) За эту теорию ухва­тился Скиннер и слегка ее расширил. На этом краеугольном камне был возведен храм поведенческой терапии, системы, которую большинство преподавателей вполне могут изложить.

Семейные психотерапевты в стремлении к большей сложности использовали совершенно противоположный подход. Они создали настолько сложные теории, что невозможно ожидать ни от одного преподавателя, чтобы он их освоил. К сча­стью, в этой области был свой гениальный мозг, чья способность сохранять дву­смысленность вошла в легенды, — Грегори Бейтсон, ставший теоретиком семей­ной психотерапии. Хотя он не особенно интересовался психотерапией, он, вместе с Доном Джексоном, предложил использовать в психотерапии понятие гомеоста-за и начал применять этот подход к интервью с целыми семьями в своем исследо­вательском проекте. Это кибернетический подход позволяет учителям сбивать обучающихся с толку целым набором сложных идей об управляемых системах, процессах обратной связи, пошаговых функциях и негативной энтропии в оберт­ке из второго закона термодинамики. Стараясь не подать вида, что они не пони­мают теории, обучающиеся не замечают, что их учитель тоже ее не понимает. Кро­ме того, преподавателю нет необходимости учить, как кого-то изменять, потому что все эти теории — о том, как система корректирует сама себя и не меняется. Интеллектуалы в Европе обожают эту теорию, будучи уверены, что изменение на самом деле вовсе не изменение, так как оно насквозь проникнуто конструктивиз­мом. Американцы несколько более практичны и прагматичны, поэтому они про­сто приходят в недоумение. Недавно было сделано новое открытие, приведшее к изменениям в кибернетике семейной психотерапии: изменение третьего порядка. Кибернетикой первого порядка явилось открытие того факта, что члены семьи отвечают друг другу. Кибернетикой второго порядка была находка Гарри Стака Салливана — он выяснил, что терапевт включен в наблюдение и воздействует на получаемые данные. Кибернетика третьего порядка — это сознательное исполь­зование супервизором кибернетической теории для сокрытия того, что он не зна­ет, как менять кого бы то ни было.

Когда умер Бейтсон, над системной теорией нависла угроза превращения в более понятную теорию. Однако изощренные теоретики, столкнувшись с опасное-

214  Эпилог Как быть супервизором т ихотерапии, не зная, как изменять людей

тью узнать, как проводить терапию, бросились наперебой предлагать сложнейшие теории эстетической эпистемологии с диссоциированными состояниями и нарра-тивами, основанными на принципах конструктивизма. Учителя смогли продол­жать успешно избегать обучения тому, как вызывать изменения, и оставаться все такими же мудрыми и непроницаемыми. Место Повелителя Двусмысленности все еще пустует и за него все еще идет борьба между множеством соперников. Сорев­нуются две основные школы: одна школа «бум-бум», в которой постоянно пере­певается сказка Гофмана и которая гордится тем, что играет на совершенно осо­бом, беззвучном барабане. Лидеры этой школы надеются найти где-нибудь инос­транного философа, который сделает их мудрыми. Другая школа известна под названием «серый — это не белый, и не важно, кто что говорит». Ее представите­лей отыскать сложно, так как она становится все более и более темной. Если обу­чающийся случайно спросит, что нужно сделать, чтобы изменить кого-нибудь в психотерапевтическом процессе, супервизор, принадлежащий к этой школе, мо­жет ответить следующей цитатой.

Точка зрения конституционалистов, с которой я согласен, опровергает положение фа-ундационалистов об объективности, эссснциализме и рспрсзситационализме. Она предполагает, что объективное знание мира невозможно, что знание в действительно­сти генерируется в особых дискурсивных полях. Она предполагает, что все понятия эссенциалистов, включая и те, которые относятся к природе человека, суть уловки, маскирующие то, что происходит в действительности, что понятия эссенциалистов парадоксальны в том смысле, что они дают описания, определяющие жизнь; что эти понятия маскируют операции силы. Кроме того, точка зрения конституционалистов предполагает, что эти описания жизни, которые мы имеем, не суть репрезентации или рефлексии жизни как прожитой жизни, но прямо и непосредственно конституируют жизнь; что эти описания не соответствуют миру, но обладают реальным воздействием на формирование жизни. (Читатель может попробовать самостоятельно найти источ­ник. Цитата находится на 125-й странице книги, которую лучше в руки не брать.)

Мы можем лишь восхищаться этим примером, так как он доказывает, что пси­хотерапия всегда может взрастить в своей среде больших теоретиков, которые скроют все проблемы в густом тумане и спасут супервизоров.

Но все же, что нам делать с обучающимися, упорствующими в задавании во­просов? Они говорят: «Черт с ней, с теорией. Что мне делать, чтобы муж прекра­тил бить жену и мучить пятерых детей?» Семейная терапия заставляет со вни­манием отнестись к реальному миру, и обучающиеся надеются, что супервизор расскажет им что-то практически значимое. Концентрировать свое внимание на семье — значит рисковать быть понятным, но, к счастью, эта работа затрагивает чувствительные струны у самих обучающихся, которые все еще стараются осво­бодиться от своих собственных семей и мучаются вопросом об их предполагаемой дисфункциональное™. Обсуждение родителей, детей, свекровей, тещ и так далее всегда очень тесно связано с личными предрассудками и собственными неприят­ными воспоминаниями. Останавливаясь на личном опыте обучающихся, супер­визор может увести их от озабоченности тем, как вызвать изменения.

Наиболее популярным подходом к семьям все еще остается тот, в котором ос­новной акцент приходится на отдельного человека. Каждый год мы слышим заяв­ления о том, что индивид открыт заново, особенно от тех супервизоров, которые

 

Кража идей

никогда его и не «закрывали». Еще одно возражение, которое тоже появляется из года в год, заключается в том, что нельзя планировать действия терапевта, по­скольку планирование ориентировано на власть. Если же терапевт идет на встре­чу с клиентом безо всяких предварительных соображений, надеясь, что прямо по ходу дела отыщет что-то, соответствующее чему-то, то такой подход является более непосредственным, и в нем отсутствует принуждение. Еще заявляют, что «прозрачное» зеркало недемократично по своей природе, и все терапевты долж­ны подружиться с семьей и быть на стороне всех и каждого. Для супервизора — это способ избежать принуждения к роли эксперта, который знает, что делать. Ес­тественно, предполагается, что разногласия между специалистами, возникающие при таком способе работы, не будут чересчур сильны и каким-то образом транс­формируют клиентов.

Уход от необходимости обучать умениям

Если объективно взглянуть на обучение семейной психотерапии, то можно заме­тить, что оно не вносит ничего нового в решение задачи охраны супервизора. Не­смотря на то что это новый вид психотерапии, большинство программ обучения семейной психотерапии просто используют давно известные идеи. Обучающихся в основном учат сосредоточиваться на себе в личной терапии или использовать семейные хроники в форме генограмм. Правда, используется более современный язык. К примеру, один из энтузиастов высказался следующим образом: «Обуче­ние осознаванию систем обращает внимание обучающихся на резонансы, возни­кающие в непрерывной системе от уровня к уровню. Резонансы с самой близкой для человека личностью порождают самую крутую кривую обучения». (Эту ци­тату можно найти в тексте рекламы обучения семейной психотерапии, опублико­ванной в соответствующем месте.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.