Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 23 страница



Некоторые супервизоры знают, как интервьюировать семью и исследовать проблемы, но не знают, как их изменять. Когда такие интервью подвергаются кри­тике как несоответствующие задаче изменения людей, то, в качестве одного из возможных доказательств важности таких интервью, супервизор может исполь­зовать приглашенных интервьюеров и провести с ними для обучающихся публич­ную демонстрацию. Иногда те, кто организует семинары, называют таких народ­ных учителей «терапевтами высшего класса». Совершенно ясно, что организато­ры называют так любого, кто когда-либо выступал на публике. Чтобы отличить учителей от терапевтов, необходимо найти способ дифференцировать «терапевтов высшего класса» от «легендарных супервизоров» (так называют тех, кто высту­пал на публике больше одного раза). В национальном масштабе эти легендарные супервизоры демонстрируют интервью с семьями перед толпами народа. Тысячи молодых людей при этом научились вести интервью с семьей на виду у толпы и, конечно же, могут это делать, если найдут достаточно большую толпу.

Кража идей

Может ли современный супервизор обеспечить обучающихся решением всех про­блем, вообще ни о чем не задумываясь? Возможно, вам кажется, что это было бы слишком хорошо? К счастью, супервизоры нашли такое решение.

216  Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зиая, как изменять людей

Если мы не можем придумать решение для проблемы клиента, то совершенно ясно, что нужно попросить самого клиента придумать его и использовать в рабо­те. Это называется «психотерапия краденого решения». Легче научить терапев­тов этому приему, чем обучать их изобретать свои собственные решения. Есть два противоположных подхода: 1) надо спросить клиента, что он уже пытался делать для решения своей проблемы, а потом посоветовать ему продолжать в том же духе; 2) надо спросить клиента, какие решения он уже испробовал, а затем сказать ему, что эти решения не работают, но если их немного видоизменить, то проблема бу­дет решена. Этот подход называется так: «клиент, конечно же, ошибается (иначе у него бы не было проблемы,), но я все же могу позаимствовать его решение». Ис­пользуя эти подходы, супервизор может не думать ни о каких новых решениях, а просто немного доработать то, что предлагает клиент.

Можно ли защитить супервизора, который не в состоянии придумать решение или терапевтический план? Если супервизор сможет просто сказать людям, что­бы они делали то, что делают, то у него не будет необходимости изобретать для них что-то новое. Эта новейшая технология была введена в действие современны­ми супервизорами. Она называется «парадокс» и широко используется в психо­терапии, но ее особая ценность для супервизора обычно не обсуждается.

Парадоксальная интервенция — это такая интервенция, при которой терапевт дает клиентам указание продолжать делать то, что они делают, в ситуациях, в ко­торых клиенты просят об изменении. Им советуют продолжить практиковать их симптом — например, супругам советуют продолжить ссориться, семьям — про­должать именно те действия, которые привели их к беде. Представляется бесспор­ным, что эта техника была создана для учителей, которые не могли придумать, каким действиям научить своих подопечных. Супервизору нужно лишь научить их советовать семьям оставаться там, где они и пребывают. Ясно, что освоить та­кую интервенцию может даже супервизор с самым низким уровнем интеллекту­ального развития.

Заключение

Оглядываясь на опыт последних 20 лет, мы можем ясно видеть, что обучение пси­хотерапии во всем многообразии его форм в огромной степени заимствовано из прошлого, и новых способов защиты преподавателя психотерапии, не знающего, что нужно делать, изобретено не было. В конце концов, смутные теории, парадокс, яичная терапия и демонстрационные интервью существовали всегда.

Кто-то, вероятнее всего наивный обучающийся, может спросить: зачем спасать чекомпетентного супервизора? Зачем нужно защищать учителя, который не зна-;т, что делать, чтобы изменять людей? Стоит ли нам подталкивать обучающихся < протестам против некомпетентности? Принимая столь опрометчивое решение, 1авайте сначала проанализируем один из аспектов обучения, свалившийся на нас шесте с появлением семейной психотерапии и системной теории. Теперь уже 1сно, что то, что происходит в программе обучения, происходит и на терапии. То ;сть то, что происходит за зеркалом, повторяет то, что происходит перед ним (даже

Заключение  217

если зеркала нет). Если некомпетентного обучающегося оправдывают, говоря, что у него эмоциональные проблемы, та же самая идея будет проводиться и при рабо­те с семьей, члены которой будут точно так же оправдывать друг друга. Если обу­чающимся в комнате для наблюдения навязывается глубокое погружение, то сами обучающиеся будут навязывать его семьям в терапевтическом кабинете. Если обучающиеся обвиняют друг друга, предполагая у ближнего наличие ужасных психопатологий, вычитанных в DSM-IV, то члены семьи, используя уличные сло­вечки, могут навесить друг другу очень любопытные категории из области психо­логии, далекой от нормы. Если супервизор и обучающиеся вступают в дружеские отношения, в едином гуманистическом порыве объединяясь в демократичную команду, члены которой отражают друг друга, семья, с которой проводится тера­пия, теряет структуру и иерархию и дезорганизуется. Как доказывают неоконст­руктивисты, иерархия отражает иерархию в психотерапии.

Какое отношение это имеет к защите супервизоров? Если программа обучения не защищает некомпетентных супервизоров и провоцирует обучающихся на не­уважение и даже насмешки из-за того, что они не знают, как изменять людей, то что же будет с семьями, проходящими психотерапию? По их сторону зеркала все авторитеты будут осмеяны, что приведет ко всеобщему смятению, и беспомощные родители станут еще более беспомощными. Если же мы хотим сохранить и укре­пить уважение, клиентам каждой программы обучения придется уважать и защи­щать множество неадекватных учителей.

В настоящий момент все больше неудовлетворенных обучением психотерапии протестует против того, что их не учат вести терапию, и даже пытаются отказы­ваться от своих супервизоров. Что тут можно сделать? Идеальным решением было бы запретить в законодательном порядке обучающимся не слушать супервизоров. Фактически, именно это и происходит в данный момент. Могущественные лобби, представляющие профессиональные организации, убедили законодателей, что, для того чтобы получать доход, терапевт должен получить у них лицензию. Вся­кий, кто занимается психотерапией без лицензии, нарушает закон. Чтобы полу­чить лицензию, терапевт должен слушать супервизора и платить за эту привиле­гию. Таким образом, теперь закон требует, чтобы терапевты слушали супервизо­ров, если они собираются как-то себя обеспечивать. Супервизор тоже должен быть сертифицирован, но для этого, к счастью, требуется немногое. Нет никакой необ­ходимости доказывать, что ты успешно обучаешь терапевтов умению вызывать изменения. Все, что требуется, — чтобы терапевт и супервизор провели множество часов, беседуя друг с другом. Это может проделать любой супервизор, если у него есть удобный стул и здоровые голосовые связки.

К счастью, количество супервизоров, которые знают, как изменять людей, уве­личивается, и мы можем надеяться, что эта прекрасная тенденция сохранится. Те, кто не знает, что делать, будут преодолевать это препятствие, используя способы, которые исправно служили предыдущим поколениям. Многие супервизоры пси­хотерапии были уважаемы и почитаемы и даже создали новые психотерапевти­ческие школы, хотя они никого не учили менять кого бы то ни было, как бы то ни было, с какими бы то ни было проблемами, какого бы то ни было рода.   .м

Алфавитный указатель

Аккерман, Натан, 68

Активный социальный подход, 21, 46

Алкоголики Анонимные (АА), 198

Американская Медицинская Ассоциация (АМА), 42

Андрсас, Стив, 75

Антитерапевтическая система диагности­ки, 39

Антропологический подход, 64

Бейтсон, Грегори, 19, 23, 64, 84, 85, 98, 105, 213

Бесконечная терапия, 131

Бессознательное

взгляды психотерапевта на, 101 вынужденное поведение и, 81 точки зрения на, 38

Буддизм дзэн, 178

В

Вейсс, Эдоардо, 103

Видео супервизия, 21, 23, 132, 165, 167

Возраст клиента, 68

Вольпе, Джозеф, 79, 83

Вопросы пола, 122, 123

Вынужденное поведение, 80

Вытеснения теория, 104

Генограммы, 20, 96, 166 Гештальт-терапия семьи, 87 Гипноз

клинический, 42, 114

ложные воспоминания и, 43, 114

множественная личность и, 43, 82

обучение, 42, 114

признание, 42

прямые указания для, 41

терапия, 38, 39 Гипотезы

теория и, 90 Глаз движений десенситизация и репроце-

cnnr(EMDR), 117 Голос

тон, 22 Гомеостатическая система

семья как, 85 Госпитализация, 129 Госпитальные отделения, 46 Гоффмап, Ирвинг, 197 ГроувД., 193 Групповая терапия

«групповой»

обучающийся и, 48

и семейная психотерапия, 50

д

Детей лечение, 68

Джексон, Дон, 13, 50, 53, 76, 85, 127, 213

Дзен буддизм 178

Диагноз

значение, 79

клинический, 22 Диады, 92

Директивная психотерапия, 41, 177, 178 Дисбалаисный подход, 143, 144, 147 Духами одержимость

вынужденное поведение и, 82 Дюркгейм, Эмиль, 136

Ж

«Живая» супервизия

важностьпри обучении, 23, 132, 210 использование телефона в, 133 обучающаяся группа и, 135 определение, 132

Индекс   219

примеры

извинение терапевта перед клиен­том, 152

работа с несправедливостью, 138

развал коалиции, 148 Тай чип, ИЦзин, 137

Здравый рассудок, 187

Зеркало «прозрачное», 23 76, 132, 167

И

Идеология

ложные воспоминания и, 116 Иерархия

в семье, 49

важность, 98

вопросы, 169

двойная, 124

обсуждение с обучающимся, 103

терапевт—семья, 60

терапия с зеркалом и, 24, 28 Изменение

вера в, 201

инсайт и, 38

метафоры и, 187

Индивидуальная терапия, 27, 182 Инсайт

изменение и, 38 Интервенции, 35, 144 Интервью

индивидуальное или семейное, 182

навыки, 36, 179

первое

начало, 165 семья и, 14

подготовка обучающихся к, 30

после терапии 34 Интимность

вторжение в, 20 Информации сбор, 165 Инцест, 95

К

К семье системный подход, 64, 65, 106 Катарсис, 49 Кибернетика, 85, 213 Китайская философия, 137 Классификация клиентов, 79 Клеймо

психотерапии, 61

Клиенты

возраст, 68

выздоровление 60

дети, 68

забота о организация, 34

классификация, 79

обучение

в процессе терапии, 106, 115

освобождение от 131

отношения с терапевтом окончание терапии и, 131 раскрытие стратегии/идей и, 26

отношения с терапевтом, 60

потребность в терапии, 60

преднамеренное влияние на, 84

престарелые, 69

психопатология, 70

социально-экономические различия, 61

этническая группа/национальность,

Клинические теории, 116 Ко-терапия, 14, 25, 28 Коалиции теория, 102, 148 Когнитивная теория, 92, 106 Коммуникация

невербальная, 22, 166, 185, 187 Конфиденциальность, 198 Конфронтация, 104 Краткосрочная психотерапия

директивы, 36, 38, 160                 <

ее принятие, 34

клеймо, 61                                      н

обращения к, 35

обучение, 25, 32

«рецидив» у терапевта, 177

теоретические основы, 15 Культурные различия, 58, 62

Л

Личная история, 116 Ложные воспоминания

гипноз и, 43, 114

и реальные события 114

идеология и, 116

реальные события, и, 95

м

Метакоммуникация, 22, 185, 187 Метафоры

буквальная интерпретация, 154

220   Индекс

изменение и, 187

как интервенция, 185

преподавание, 82

принятие на свой счет, 152

стимуляция воображения и, 42 Минухин Сальвадор, 22, 45 Множественная личность, 43, 82 Молитва, 124 Монтальво, Браулио, 115 Мотивация

важность, 101, 106

теория, 80

н

Насилие в терапевтическом кабинете, 128 Настоящее

определяемое прошлым, 112 Наушник, 133

Национальность клиента, 57, 61, 123 Невербальные послания,

22, 23, 166, 185, 187 Недирективная психотерапия, 17, 41 Незапятнанность 35 Нечестность, 190 Нововведения в терапии, 31,

32, 42, 43, 180 Нововведения в терапии, Нормальное поведение теория, 78

О

Обучающаяся группа

инструкции для, 24, 33

моральные требования, 136

отступник в, 136

супервизия, 135

цели, 135 Обучающиеся

ожидания, 162 Обучающийся

вторжение в личное пространство, 20

как ученик, 28, 47, 132

конфликт между двумя обучающими авторитетами, 47

критерии отбора для, 46

неэффективность, 39

ожидания, 33, 46

ответственность, 30, 35, 43, 74

поведение, 24, 164

прерывание работы и, 133, 142, 179, 181

соревнование между, 25, 33

теоретическая подготовка к, 45, 74, 106, 135, 191

терапия для 19

типы, 47, 163

«групповой», 48 идеолог, 52 новички, 47 Обучение

атмосфера, 25, 132

гипнозу, 42, 114

клиента в терапии, 106

клиническое, 56

начало, 162, 163

организация, 164

подготовка для обучающихся, 45, 74, 106, 191

правила, 24, 74

программы, 13, 74

психиатров, 57, 120, 121

психодинамика, 36

психологов, 56, 121

социальных работников, 54, 121

стадии, 162

цели, 30, 59, 74, 162 Одержимость духами, 82 Окончание терапии, 131 Освобождение от клиентов, 131 Отказ признавать воспоминания, 114 Отсылка, 59

п

Парадокс

использование

руководство к, 160, 190

примеры, 41, 104 Переводчики, 67 Перенос, 168 План

терапевтический, 171 Поведение

вынужденное, 80

идеи и, 38

обучающихся, 164 Поведение обучающихся, 24 Поведенческая психотерапия,

55, 62, 72, 80, 84 Подход с точки зрения метода, 75 Попустители, 51 Послания в терапии, 22, 23 Последовательность

значение, 97

Предрассудки терапевтов 19 Предрассудки терапевтов, 68, 123

Индекс  221

Преподавание

методы, 16, 75

различных школ психотерапии, 74 Престарелые

лечение, 69 Принудительная психотерапия,

20, 53, 73, 195 Приоритеты

определение, 68 Проблемы

двух человек, 92

отдельной личности, 91

сосредоточение на, 96

трех человек,

93, 102, 142, 149, 172, 182 Прошлый опыт как причина настоящего,

Прошлых жизней переживание, 114 Прямой анализ (Direct Analysis), Розен,

189 Психиатрия

биологический подход, 37, 119 Психиатры

в качестве супервизоров в сравнении с терапевтами, 118

обучение, 57, 120 Психодинамическая теория, 116 Психодинамическая терапия

директивы и, 84

неосознаваемые побуждения и, 92

подготовка в, 25, 36, 54 Психологи

обучение, 56, 122

Психологического обучения подход, 71 Психопатология, 59, 70, 85, 119 Психотерапия 19 Психотерапия, 36, 37 Психотический язык

в терапии, 189

Психотропные препараты, 152 Психофармакология, 37, 119 Пуристский подход, 49

«Разговорная» супервизия 17 Редман, Роп, 138 Резидентные программы 52 Религия, 123 Рецидив

предотвращение, 31

у терапевта, 177 РичпортМ, 82 Роджерс, Карл, 181

Розен, Джон, 113, 189

Рук-во но диагностике и статистике

исихич расстр 79, 119 Рук-во по диагностике и статистике

психич расстр, 130, 211

Салливан, Гарри Стак, 18, 32, 93, 213 Саморазвитие, 61 Сатир, Виржиния, 181 Сексуальные домогательства

использование и насилие, 95 Семейная терапия

вынужденная, 20

геиограммы в, 20, 36, 96, 166

Гештальт, 87

исторический аспект, 27, 49, 200

обучение, 55

проблемы, 121

фокус внимания терапии в, 38 Семья/семьи

вопросы пола в, 123

защита семьи, 127

интервью, 182

как гомсостатическая система, 85

как ресурс, 38

первое интервью и, 14

сложность, 73

стадии жизненного цикла, 86 Симптомы

метод и, 75

предназначение, 183

сосредоточение на, 96

социальная ситуация и, 113

социальные функции и, 117, 126

терапевта отношение к, 43 Системная

теория, 85

Системная теория 102, 113, 117, 181 Скпннер Б. Ф., 83 Собственных возможностей

использование в терапии, 184 Сотрудничество в психотерапии

принудительная терапия и, 201

различные взгляды на, 26, 28, 121

трудности, 130 Социально ориентированная активная

психотерапия, 21, 46, 106 Социально-экономические различия,

61, 123 Социальные работники

обучение, 54, 121 Социальный контекст, 106, 112, 113

222   Индекс

Стратегии

раскрытие их клиенту, 26 Страховые компании, 35 Стэчовяк, Джеймс, 47 Суицида угроза, 129 Супервизия

видео, 21, 23, 132, 165, 167

интервенция и, 35

понятие о, 27

равных, 25

«разговорная», 17

супервизированис заметки о, 191

сходство с психотерапией, 159 Супервизор

«академик» и «практик», 39, 47

в «живой» супсрвизии, 24

инструкции обучающейся группе и, 24, 33

как тренер, 24, 25, 28, 132, 136

оберегающий, 127

описание, 16, 29, 127

отбор, 29

ответственность, 14, 28, 30, 38

отношения с терапевтами, 123

побуждения, 138

преподавание различных школ психо­терапии и, 74

противоположные взгляды у, 39, 47

характеристики, 29, 127 Супружеская терапия

индивидуальная работа с супругами, 139

метафорический подход к, 186

обучение, 55

развал коалиции, 148 Супружество

структура власти в, 141

Тайчи, 137 Тела язык, 22, 166 Телефон, 33, 133 Теория

в преподавании, 78

вытеснения, 104

коалиции, 102, 148

когнитивная, 92, 106

мотивации, 80

нормального поведения, 78

условно-рефлекторная, 83, 106 Теория системная, 113, 117, 181

Тер. разреш. пробл. (Probl-Solv Thcr),

Хейли 32 Терапевт

власть/авторитет, 98, 139, 170

иностранец, 57

как агент, 198

как ученик, 28

конфликты между, 60, 84

лекарства и, 152

личные проблемы у, 39

общей практики в сравнении с узким специалистом, 13, 70

оплата, 17

ответственность, 30, 35, 43

отношения с клиерггами завершение и, 131 раскрытие стратегий/идей и, 26

отношения с клиентами, 60

отношения с супервизорами, 123

пол, 122

получение образования, 45, 74, 106, 191

предпочтения, 19, 68, 123

раскрытие клиентам и, 26

рецидив у, 177

сотрудничество в терапии и, 121, 130, 199, 201

характеристики, 29

эмоциональные обязательства, 202

эффективность против почасовой

оплаты, 17 Терапевтический кабинет

микрофон в, 133

насилие в, 128

расположение клиента в, 23 Терапия

активный социальный подход, 21, 46

бесконечная, 131

в домашних условиях, 72

видеозаписи использование в, 21, 23, 132, 165, 167

вынужденная, 20, 53, 73, 195

директивная, 41, 177, 178

длительная, 12, 34, 61

для престарелых, 69

для терапевта, 19

идеологи, 47, 52

извинения, 155,184

индивидуальная, 27, 182

интервенции в, 144, 150, 180, 181

использование собственных возможно­стей в, 184

как образовательный процесс, 106

как саморазвитие, 61

Индекс  223

конфиденциальность в, 198 лекарства и, 38, 71, 119, 156 метод против различных процедур, 75 нововведения в, 32, 42, 43, 180 ортодоксальность в, 12, 75, 77, 83 переменные в, 91, 173 планирование, 171 противоречия в, 84 пуризм, 50 религия и, 123 с детьми, 68

самая лучшая теория, 89, 102 современная, 38

сотрудничество, 26, 28, 130, 199, 201 страховые компании и, 35 супервизия и, 159 сходство с супервизисй, 159 точки зрения на, 15, 60 ученичество, 17

финансовый аспект, 17, 34, 35, 61 честность и, 151, 190 этика и, 35, 185, 196 юмор в, 44

юридическая система и, 200 Треугольник (триада), 93, 102, 142, 182

У

Уотте, Аллен, 137 Условно-рефлекторная

теория, 83, 106 Учителя, 24, 29, 69, 74

Ф

Филадельфийская консультативная

детская клиника, 45 Фобии, 117 Фокус внимания

терапевтический, 38 Фонд Милтона X. Эриксона, 42 Фоновая информация 165 Фрейд, Зигмунд,

20, 27, 40, 81, 94, 126, 210, 211

Фулвейлер, Чарльз, 77, 132

X

Хейли, Дж., 13, 32, 40, 86, 118, 193

Честность, 151, 190

ш

Шаман, 26, 64 Шизофрения, 71, 120 Шифф, Нейл, 90

Эдди, Дэвид, 174 Эдипов комплекс, 63 Эклектический подход, 49, 74 Элленбергер, Генри, 81 Эриксон, Милтон,

21, 27, 34, 38, 39, 69, 75, 81, 86, ИЗ, 180 Этика, 35, 185, 196 Этническая принадлежность, 57, 61, 123

ю

Юмор

в терапии, 44 Юридическая система

прямолинейный взгляд на, 200

Иностранные термины

Agoraphobia in the light of Ego Psychology,

Вейсс, 103 Breggan P., 120 DSM-1V, 79, 130, 211 EMDR (десенситизация и репроцесинг

движений глаз), 117 Managed care, 34, 35

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.