![]()
|
|||||||
Jay Haley 23 страницаНекоторые супервизоры знают, как интервьюировать семью и исследовать проблемы, но не знают, как их изменять. Когда такие интервью подвергаются критике как несоответствующие задаче изменения людей, то, в качестве одного из возможных доказательств важности таких интервью, супервизор может использовать приглашенных интервьюеров и провести с ними для обучающихся публичную демонстрацию. Иногда те, кто организует семинары, называют таких народных учителей «терапевтами высшего класса». Совершенно ясно, что организаторы называют так любого, кто когда-либо выступал на публике. Чтобы отличить учителей от терапевтов, необходимо найти способ дифференцировать «терапевтов высшего класса» от «легендарных супервизоров» (так называют тех, кто выступал на публике больше одного раза). В национальном масштабе эти легендарные супервизоры демонстрируют интервью с семьями перед толпами народа. Тысячи молодых людей при этом научились вести интервью с семьей на виду у толпы и, конечно же, могут это делать, если найдут достаточно большую толпу. Кража идей Может ли современный супервизор обеспечить обучающихся решением всех проблем, вообще ни о чем не задумываясь? Возможно, вам кажется, что это было бы слишком хорошо? К счастью, супервизоры нашли такое решение. 216 Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зиая, как изменять людей Если мы не можем придумать решение для проблемы клиента, то совершенно ясно, что нужно попросить самого клиента придумать его и использовать в работе. Это называется «психотерапия краденого решения». Легче научить терапевтов этому приему, чем обучать их изобретать свои собственные решения. Есть два противоположных подхода: 1) надо спросить клиента, что он уже пытался делать для решения своей проблемы, а потом посоветовать ему продолжать в том же духе; 2) надо спросить клиента, какие решения он уже испробовал, а затем сказать ему, что эти решения не работают, но если их немного видоизменить, то проблема будет решена. Этот подход называется так: «клиент, конечно же, ошибается (иначе у него бы не было проблемы,), но я все же могу позаимствовать его решение». Используя эти подходы, супервизор может не думать ни о каких новых решениях, а просто немного доработать то, что предлагает клиент. Можно ли защитить супервизора, который не в состоянии придумать решение или терапевтический план? Если супервизор сможет просто сказать людям, чтобы они делали то, что делают, то у него не будет необходимости изобретать для них что-то новое. Эта новейшая технология была введена в действие современными супервизорами. Она называется «парадокс» и широко используется в психотерапии, но ее особая ценность для супервизора обычно не обсуждается. Парадоксальная интервенция — это такая интервенция, при которой терапевт дает клиентам указание продолжать делать то, что они делают, в ситуациях, в которых клиенты просят об изменении. Им советуют продолжить практиковать их симптом — например, супругам советуют продолжить ссориться, семьям — продолжать именно те действия, которые привели их к беде. Представляется бесспорным, что эта техника была создана для учителей, которые не могли придумать, каким действиям научить своих подопечных. Супервизору нужно лишь научить их советовать семьям оставаться там, где они и пребывают. Ясно, что освоить такую интервенцию может даже супервизор с самым низким уровнем интеллектуального развития. Заключение Оглядываясь на опыт последних 20 лет, мы можем ясно видеть, что обучение психотерапии во всем многообразии его форм в огромной степени заимствовано из прошлого, и новых способов защиты преподавателя психотерапии, не знающего, что нужно делать, изобретено не было. В конце концов, смутные теории, парадокс, яичная терапия и демонстрационные интервью существовали всегда. Кто-то, вероятнее всего наивный обучающийся, может спросить: зачем спасать чекомпетентного супервизора? Зачем нужно защищать учителя, который не зна-;т, что делать, чтобы изменять людей? Стоит ли нам подталкивать обучающихся < протестам против некомпетентности? Принимая столь опрометчивое решение, 1авайте сначала проанализируем один из аспектов обучения, свалившийся на нас шесте с появлением семейной психотерапии и системной теории. Теперь уже 1сно, что то, что происходит в программе обучения, происходит и на терапии. То ;сть то, что происходит за зеркалом, повторяет то, что происходит перед ним (даже Заключение 217 если зеркала нет). Если некомпетентного обучающегося оправдывают, говоря, что у него эмоциональные проблемы, та же самая идея будет проводиться и при работе с семьей, члены которой будут точно так же оправдывать друг друга. Если обучающимся в комнате для наблюдения навязывается глубокое погружение, то сами обучающиеся будут навязывать его семьям в терапевтическом кабинете. Если обучающиеся обвиняют друг друга, предполагая у ближнего наличие ужасных психопатологий, вычитанных в DSM-IV, то члены семьи, используя уличные словечки, могут навесить друг другу очень любопытные категории из области психологии, далекой от нормы. Если супервизор и обучающиеся вступают в дружеские отношения, в едином гуманистическом порыве объединяясь в демократичную команду, члены которой отражают друг друга, семья, с которой проводится терапия, теряет структуру и иерархию и дезорганизуется. Как доказывают неоконструктивисты, иерархия отражает иерархию в психотерапии. Какое отношение это имеет к защите супервизоров? Если программа обучения не защищает некомпетентных супервизоров и провоцирует обучающихся на неуважение и даже насмешки из-за того, что они не знают, как изменять людей, то что же будет с семьями, проходящими психотерапию? По их сторону зеркала все авторитеты будут осмеяны, что приведет ко всеобщему смятению, и беспомощные родители станут еще более беспомощными. Если же мы хотим сохранить и укрепить уважение, клиентам каждой программы обучения придется уважать и защищать множество неадекватных учителей. В настоящий момент все больше неудовлетворенных обучением психотерапии протестует против того, что их не учат вести терапию, и даже пытаются отказываться от своих супервизоров. Что тут можно сделать? Идеальным решением было бы запретить в законодательном порядке обучающимся не слушать супервизоров. Фактически, именно это и происходит в данный момент. Могущественные лобби, представляющие профессиональные организации, убедили законодателей, что, для того чтобы получать доход, терапевт должен получить у них лицензию. Всякий, кто занимается психотерапией без лицензии, нарушает закон. Чтобы получить лицензию, терапевт должен слушать супервизора и платить за эту привилегию. Таким образом, теперь закон требует, чтобы терапевты слушали супервизоров, если они собираются как-то себя обеспечивать. Супервизор тоже должен быть сертифицирован, но для этого, к счастью, требуется немногое. Нет никакой необходимости доказывать, что ты успешно обучаешь терапевтов умению вызывать изменения. Все, что требуется, — чтобы терапевт и супервизор провели множество часов, беседуя друг с другом. Это может проделать любой супервизор, если у него есть удобный стул и здоровые голосовые связки. К счастью, количество супервизоров, которые знают, как изменять людей, увеличивается, и мы можем надеяться, что эта прекрасная тенденция сохранится. Те, кто не знает, что делать, будут преодолевать это препятствие, используя способы, которые исправно служили предыдущим поколениям. Многие супервизоры психотерапии были уважаемы и почитаемы и даже создали новые психотерапевтические школы, хотя они никого не учили менять кого бы то ни было, как бы то ни было, с какими бы то ни было проблемами, какого бы то ни было рода. .м Алфавитный указатель Аккерман, Натан, 68 Активный социальный подход, 21, 46 Алкоголики Анонимные (АА), 198 Американская Медицинская Ассоциация (АМА), 42 Андрсас, Стив, 75 Антитерапевтическая система диагностики, 39 Антропологический подход, 64 Бейтсон, Грегори, 19, 23, 64, 84, 85, 98, 105, 213 Бесконечная терапия, 131 Бессознательное взгляды психотерапевта на, 101 вынужденное поведение и, 81 точки зрения на, 38 Буддизм дзэн, 178 В Вейсс, Эдоардо, 103 Видео супервизия, 21, 23, 132, 165, 167 Возраст клиента, 68 Вольпе, Джозеф, 79, 83 Вопросы пола, 122, 123 Вынужденное поведение, 80 Вытеснения теория, 104 Генограммы, 20, 96, 166 Гештальт-терапия семьи, 87 Гипноз клинический, 42, 114 ложные воспоминания и, 43, 114 множественная личность и, 43, 82 обучение, 42, 114 признание, 42 прямые указания для, 41 терапия, 38, 39 Гипотезы теория и, 90 Глаз движений десенситизация и репроце- cnnr(EMDR), 117 Голос тон, 22 Гомеостатическая система семья как, 85 Госпитализация, 129 Госпитальные отделения, 46 Гоффмап, Ирвинг, 197 ГроувД., 193 Групповая терапия «групповой» обучающийся и, 48 и семейная психотерапия, 50 д Детей лечение, 68 Джексон, Дон, 13, 50, 53, 76, 85, 127, 213 Дзен буддизм 178 Диагноз значение, 79 клинический, 22 Диады, 92 Директивная психотерапия, 41, 177, 178 Дисбалаисный подход, 143, 144, 147 Духами одержимость вынужденное поведение и, 82 Дюркгейм, Эмиль, 136 Ж «Живая» супервизия важностьпри обучении, 23, 132, 210 использование телефона в, 133 обучающаяся группа и, 135 определение, 132 Индекс 219 примеры извинение терапевта перед клиентом, 152 работа с несправедливостью, 138 развал коалиции, 148 Тай чип, ИЦзин, 137 Здравый рассудок, 187 Зеркало «прозрачное», 23 76, 132, 167 И Идеология ложные воспоминания и, 116 Иерархия в семье, 49 важность, 98 вопросы, 169 двойная, 124 обсуждение с обучающимся, 103 терапевт—семья, 60 терапия с зеркалом и, 24, 28 Изменение вера в, 201 инсайт и, 38 метафоры и, 187 Индивидуальная терапия, 27, 182 Инсайт изменение и, 38 Интервенции, 35, 144 Интервью индивидуальное или семейное, 182 навыки, 36, 179 первое начало, 165 семья и, 14 подготовка обучающихся к, 30 после терапии 34 Интимность вторжение в, 20 Информации сбор, 165 Инцест, 95 К К семье системный подход, 64, 65, 106 Катарсис, 49 Кибернетика, 85, 213 Китайская философия, 137 Классификация клиентов, 79 Клеймо психотерапии, 61 Клиенты возраст, 68 выздоровление 60 дети, 68 забота о организация, 34 классификация, 79 обучение в процессе терапии, 106, 115 освобождение от 131 отношения с терапевтом окончание терапии и, 131 раскрытие стратегии/идей и, 26 отношения с терапевтом, 60 потребность в терапии, 60 преднамеренное влияние на, 84 престарелые, 69 психопатология, 70 социально-экономические различия, 61 этническая группа/национальность, Клинические теории, 116 Ко-терапия, 14, 25, 28 Коалиции теория, 102, 148 Когнитивная теория, 92, 106 Коммуникация невербальная, 22, 166, 185, 187 Конфиденциальность, 198 Конфронтация, 104 Краткосрочная психотерапия директивы, 36, 38, 160 < ее принятие, 34 клеймо, 61 н обращения к, 35 обучение, 25, 32 «рецидив» у терапевта, 177 теоретические основы, 15 Культурные различия, 58, 62 Л Личная история, 116 Ложные воспоминания гипноз и, 43, 114 и реальные события 114 идеология и, 116 реальные события, и, 95 м Метакоммуникация, 22, 185, 187 Метафоры буквальная интерпретация, 154 220 Индекс изменение и, 187 как интервенция, 185 преподавание, 82 принятие на свой счет, 152 стимуляция воображения и, 42 Минухин Сальвадор, 22, 45 Множественная личность, 43, 82 Молитва, 124 Монтальво, Браулио, 115 Мотивация важность, 101, 106 теория, 80 н Насилие в терапевтическом кабинете, 128 Настоящее определяемое прошлым, 112 Наушник, 133 Национальность клиента, 57, 61, 123 Невербальные послания, 22, 23, 166, 185, 187 Недирективная психотерапия, 17, 41 Незапятнанность 35 Нечестность, 190 Нововведения в терапии, 31, 32, 42, 43, 180 Нововведения в терапии, Нормальное поведение теория, 78 О Обучающаяся группа инструкции для, 24, 33 моральные требования, 136 отступник в, 136 супервизия, 135 цели, 135 Обучающиеся ожидания, 162 Обучающийся вторжение в личное пространство, 20 как ученик, 28, 47, 132 конфликт между двумя обучающими авторитетами, 47 критерии отбора для, 46 неэффективность, 39 ожидания, 33, 46 ответственность, 30, 35, 43, 74 поведение, 24, 164 прерывание работы и, 133, 142, 179, 181 соревнование между, 25, 33 теоретическая подготовка к, 45, 74, 106, 135, 191 терапия для 19 типы, 47, 163 «групповой», 48 идеолог, 52 новички, 47 Обучение атмосфера, 25, 132 гипнозу, 42, 114 клиента в терапии, 106 клиническое, 56 начало, 162, 163 организация, 164 подготовка для обучающихся, 45, 74, 106, 191 правила, 24, 74 программы, 13, 74 психиатров, 57, 120, 121 психодинамика, 36 психологов, 56, 121 социальных работников, 54, 121 стадии, 162 цели, 30, 59, 74, 162 Одержимость духами, 82 Окончание терапии, 131 Освобождение от клиентов, 131 Отказ признавать воспоминания, 114 Отсылка, 59 п Парадокс использование руководство к, 160, 190 примеры, 41, 104 Переводчики, 67 Перенос, 168 План терапевтический, 171 Поведение вынужденное, 80 идеи и, 38 обучающихся, 164 Поведение обучающихся, 24 Поведенческая психотерапия, 55, 62, 72, 80, 84 Подход с точки зрения метода, 75 Попустители, 51 Послания в терапии, 22, 23 Последовательность значение, 97 Предрассудки терапевтов 19 Предрассудки терапевтов, 68, 123 Индекс 221 Преподавание методы, 16, 75 различных школ психотерапии, 74 Престарелые лечение, 69 Принудительная психотерапия, 20, 53, 73, 195 Приоритеты определение, 68 Проблемы двух человек, 92 отдельной личности, 91 сосредоточение на, 96 трех человек, 93, 102, 142, 149, 172, 182 Прошлый опыт как причина настоящего, Прошлых жизней переживание, 114 Прямой анализ (Direct Analysis), Розен, 189 Психиатрия биологический подход, 37, 119 Психиатры в качестве супервизоров в сравнении с терапевтами, 118 обучение, 57, 120 Психодинамическая теория, 116 Психодинамическая терапия директивы и, 84 неосознаваемые побуждения и, 92 подготовка в, 25, 36, 54 Психологи обучение, 56, 122 Психологического обучения подход, 71 Психопатология, 59, 70, 85, 119 Психотерапия 19 Психотерапия, 36, 37 Психотический язык в терапии, 189 Психотропные препараты, 152 Психофармакология, 37, 119 Пуристский подход, 49 «Разговорная» супервизия 17 Редман, Роп, 138 Резидентные программы 52 Религия, 123 Рецидив предотвращение, 31 у терапевта, 177 РичпортМ, 82 Роджерс, Карл, 181 Розен, Джон, 113, 189 Рук-во но диагностике и статистике исихич расстр 79, 119 Рук-во по диагностике и статистике психич расстр, 130, 211 Салливан, Гарри Стак, 18, 32, 93, 213 Саморазвитие, 61 Сатир, Виржиния, 181 Сексуальные домогательства использование и насилие, 95 Семейная терапия вынужденная, 20 геиограммы в, 20, 36, 96, 166 Гештальт, 87 исторический аспект, 27, 49, 200 обучение, 55 проблемы, 121 фокус внимания терапии в, 38 Семья/семьи вопросы пола в, 123 защита семьи, 127 интервью, 182 как гомсостатическая система, 85 как ресурс, 38 первое интервью и, 14 сложность, 73 стадии жизненного цикла, 86 Симптомы метод и, 75 предназначение, 183 сосредоточение на, 96 социальная ситуация и, 113 социальные функции и, 117, 126 терапевта отношение к, 43 Системная теория, 85 Системная теория 102, 113, 117, 181 Скпннер Б. Ф., 83 Собственных возможностей использование в терапии, 184 Сотрудничество в психотерапии принудительная терапия и, 201 различные взгляды на, 26, 28, 121 трудности, 130 Социально ориентированная активная психотерапия, 21, 46, 106 Социально-экономические различия, 61, 123 Социальные работники обучение, 54, 121 Социальный контекст, 106, 112, 113 222 Индекс Стратегии раскрытие их клиенту, 26 Страховые компании, 35 Стэчовяк, Джеймс, 47 Суицида угроза, 129 Супервизия видео, 21, 23, 132, 165, 167 интервенция и, 35 понятие о, 27 равных, 25 «разговорная», 17 супервизированис заметки о, 191 сходство с психотерапией, 159 Супервизор «академик» и «практик», 39, 47 в «живой» супсрвизии, 24 инструкции обучающейся группе и, 24, 33 как тренер, 24, 25, 28, 132, 136 оберегающий, 127 описание, 16, 29, 127 отбор, 29 ответственность, 14, 28, 30, 38 отношения с терапевтами, 123 побуждения, 138 преподавание различных школ психотерапии и, 74 противоположные взгляды у, 39, 47 характеристики, 29, 127 Супружеская терапия индивидуальная работа с супругами, 139 метафорический подход к, 186 обучение, 55 развал коалиции, 148 Супружество структура власти в, 141 Тайчи, 137 Тела язык, 22, 166 Телефон, 33, 133 Теория в преподавании, 78 вытеснения, 104 коалиции, 102, 148 когнитивная, 92, 106 мотивации, 80 нормального поведения, 78 условно-рефлекторная, 83, 106 Теория системная, 113, 117, 181 Тер. разреш. пробл. (Probl-Solv Thcr), Хейли 32 Терапевт власть/авторитет, 98, 139, 170 иностранец, 57 как агент, 198 как ученик, 28 конфликты между, 60, 84 лекарства и, 152 личные проблемы у, 39 общей практики в сравнении с узким специалистом, 13, 70 оплата, 17 ответственность, 30, 35, 43 отношения с клиерггами завершение и, 131 раскрытие стратегий/идей и, 26 отношения с клиентами, 60 отношения с супервизорами, 123 пол, 122 получение образования, 45, 74, 106, 191 предпочтения, 19, 68, 123 раскрытие клиентам и, 26 рецидив у, 177 сотрудничество в терапии и, 121, 130, 199, 201 характеристики, 29 эмоциональные обязательства, 202 эффективность против почасовой оплаты, 17 Терапевтический кабинет микрофон в, 133 насилие в, 128 расположение клиента в, 23 Терапия активный социальный подход, 21, 46 бесконечная, 131 в домашних условиях, 72 видеозаписи использование в, 21, 23, 132, 165, 167 вынужденная, 20, 53, 73, 195 директивная, 41, 177, 178 длительная, 12, 34, 61 для престарелых, 69 для терапевта, 19 идеологи, 47, 52 извинения, 155,184 индивидуальная, 27, 182 интервенции в, 144, 150, 180, 181 использование собственных возможностей в, 184 как образовательный процесс, 106 как саморазвитие, 61 Индекс 223 конфиденциальность в, 198 лекарства и, 38, 71, 119, 156 метод против различных процедур, 75 нововведения в, 32, 42, 43, 180 ортодоксальность в, 12, 75, 77, 83 переменные в, 91, 173 планирование, 171 противоречия в, 84 пуризм, 50 религия и, 123 с детьми, 68 самая лучшая теория, 89, 102 современная, 38 сотрудничество, 26, 28, 130, 199, 201 страховые компании и, 35 супервизия и, 159 сходство с супервизисй, 159 точки зрения на, 15, 60 ученичество, 17 финансовый аспект, 17, 34, 35, 61 честность и, 151, 190 этика и, 35, 185, 196 юмор в, 44 юридическая система и, 200 Треугольник (триада), 93, 102, 142, 182 У Уотте, Аллен, 137 Условно-рефлекторная теория, 83, 106 Учителя, 24, 29, 69, 74 Ф Филадельфийская консультативная детская клиника, 45 Фобии, 117 Фокус внимания терапевтический, 38 Фонд Милтона X. Эриксона, 42 Фоновая информация 165 Фрейд, Зигмунд, 20, 27, 40, 81, 94, 126, 210, 211 Фулвейлер, Чарльз, 77, 132 X Хейли, Дж., 13, 32, 40, 86, 118, 193 Честность, 151, 190 ш Шаман, 26, 64 Шизофрения, 71, 120 Шифф, Нейл, 90 Эдди, Дэвид, 174 Эдипов комплекс, 63 Эклектический подход, 49, 74 Элленбергер, Генри, 81 Эриксон, Милтон, 21, 27, 34, 38, 39, 69, 75, 81, 86, ИЗ, 180 Этика, 35, 185, 196 Этническая принадлежность, 57, 61, 123 ю Юмор в терапии, 44 Юридическая система прямолинейный взгляд на, 200 Иностранные термины Agoraphobia in the light of Ego Psychology, Вейсс, 103 Breggan P., 120 DSM-1V, 79, 130, 211 EMDR (десенситизация и репроцесинг движений глаз), 117 Managed care, 34, 35
|
|||||||
|