Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 21 страница



Глава 11___________________________

Принудительная терапия

Молодой женщине-терапевту, проходящей обучение, поручили случай мальчика с делинквентным поведением, арестованного за воровство. Его родителям сказа­ли, что если мальчик будет ходить на терапию, судья, возможно, благосклонно отнесется к этому и не отправит его за решетку. Мальчик пришел на терапию вме­сте с многочисленными родственниками (включая нескольких сиблингов и дядю). Терапевт поставила перед семьей цель не допустить того, чтобы мальчик снова начал воровать. Было обнаружено и благополучно разрешено множество семей­ных конфликтов. Казалось, члены семьи довольны терапией — они говорили, что впервые у них была возможность обсудить свои заботы. Терапевт был довольна их сотрудничеством и явной удовлетворенностью. Уже была известна дата суда над мальчиком, и очередной сеанс назначили на следующий после суда день — чтобы обсудить произошедшее на суде и будущее мальчика. Суд, приняв во вни­мание готовность семьи сотрудничать и их посещение терапии, освободил юно­шу. На следующий день терапевт ждала семью, чтобы поздравить их с этим успе­хом. Они не появились сами и не позвонили, чтобы отменить встречу. Когда тера­певт позвонила сама, ее довольно небрежно проинформировали о том, что семья не желает приходить и не нуждается в дальнейшей терапии. Поняв, что члены семьи использовали ее, терапевт была шокирована. Их сотрудничество было при­творным; они ходили на терапию исключительно для того, чтобы терапевт сооб­щила в суд об их готовности сотрудничать. После этого терапевт почувствовала, что не в силах доверять и другим своим клиентам, поскольку они тоже могут ее использовать. Ее супервизор должен был добиваться, чтобы эти переживания не сделали ее циничной и не воздействовали негативно на ее работу. Очевидно, что возник новый тип психотерапии.

196  Глава 11. Принудительная терапия

Терапию придумали для людей, которые сами ищут помощи, для людей, име­ющих проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Многие психотерапевтические школы были целиком основаны на положении о добро­вольном приходе человека на психотерапию. Психотерапевты могли использовать разные подходы и техники, но были единодушны в своей уверенности, что их кли­енты мотивированы на поиск помощи. Мысль о добровольной природе психоте­рапии была настолько общепризнанной, что некоторые даже считали невозмож­ным оказание помощи, если человек о ней не просил: психотерапия не может при­нести пользу, пока человек не достиг дна своего отчаяния и не пришел просить о ней сам. Плата терапевту за помощь определяла добровольность психотерапии.

В последние несколько лет возник новый тип психотерапии. Теперь терапия часто бывает вынужденной. Судебную систему захлестнул поток дел, связанных с насилием и неправильным обращением — пренебрежение, сексуальное и физи­ческое насилие в отношении детей, насилие в супружеских отношениях, различ­ные зависимости. Число тех, кого направляет на терапию суд, все увеличивается. Суд не спешит выносить традиционный приговор таким людям, и для решения проблем, независимо от желания клиента, используется психотерапия. Часто в таких ситуациях клиент не хочет терапии, а терапевт не хочет работать с челове­ком, который совсем не горит желанием этим заниматься. Готовности работать нет ни у кого. В современной психотерапии такая ситуация постепенно становится привычной.

То, что судебная система открыла для себя психотерапию, привело к возник­новению нескольких видов вынужденного лечения. В одном случае человек при­говаривается к прохождению психотерапии — его направляют на терапию по ре­шению суда. Человек должен посещать терапевтические сеансы и платить за них независимо от своего желания. То, что людей заставляют платить за терапию, ко­торую они не хотят посещать, поднимает любопытные этические вопросы.

Следующий вид такой психотерапии менее жесткий: в данном случае кто-то из судебных представителей рекомендует людям пройти терапию, чтобы снискать благосклонность суда.

Еще один вид психотерапии получается, когда люди верят, что прохождение терапии еще до суда повышает вероятность вынесения более мягкого приговора. Эти люди не хотят помощи, они только хотят произвести впечатление на судей. Иногда они говорят психотерапевтам, что добровольно обратились к терапии и горят желанием измениться. Терапевт понимает, что все было иначе, лишь тогда, когда клиент мгновенно и без объяснений исчезает после судебных слушаний. Бывают, однако, и более честные клиенты, которые прямо говорят, что хотят из­бежать тюрьмы и никакого желания меняться не испытывают.

Вот пример честного клиента терапии по принуждению. Молодой человек был приго­ворен судом к прохождению психотерапии за хранение и употребление РСР (фенил-циклидипа). Он пришел на терапию вместе с женой. Терапевт встретился с супругами и спросил у юноши, хочет ли он измениться и бросить принимать наркотики. Он отве­тил: «Нет, я принимаю их уже много лет, фактически всю свою жизнь, и мне это нра­вится. Пока, но приговору суда, я должен проходить тест на наркотики, я не буду его

 

Отчасти принудите чьчая психотерапия   197

принимать, но как только это закончится, я тут же снова начну употреблять РСР». Желая хоть как-то мотивировать молодого человека па отказ от наркотиков, терапевт сказал: «Вы же знаете — РСР один из немногих наркотиков, которые вызывают нару­шение работы мозга». Юноша ответил: «Я не замечал, чтобы мои мозги как-то постра­дали». Терапевт повернулся к жене, чтобы она помогла ему уговорить его. Он спросил: «А вы хотели бы, чтобы ваш муж бросил наркотики?» Она ответила: «Да нет, в общем-то». Муж прокомментировал: «Она принимает еще больше, чем я. Мы вместе этим за­нимаемся».

Терапевт продолжал искать рычаги, способные подвигнуть их па изменение. В какой-то момент жена сказала, что подумывает о ребенке, но немного беспокоится, не повли­яет ли на ребенка прием наркотиков. Терапевт был доволен. Он вышел из комнаты и вернулся с буклетом о том, какой вред наносят плоду наркотики. Молодой человек просмотрел его и сказал: «Ну, я не уверен, что хочу ребенка».

Рассерженный терапевт может отказать этому юноше в терапии, но это приве­дет, скорее всего, лишь к тому, что проблема будет передоверена пенитенциарной системе (и вряд ли будет решена успешно, и, по-видимому, не будет иметь отно­шения к психотерапии). Или же этот юноша может пойти к другому терапевту и солгать ему.

Отчасти принудительная психотерапия

Психотерапия по принуждению многим супервизорам незнакома, так как она сильно отличается от добровольной психотерапии, которой учат в университетах вот уже несколько поколений психотерапевтов. Но все же некоторый опыт с от­части вынужденной психотерапией уже имеется. Примером ее является терапия по настоянию школы. Когда на терапию приходит семья с проблемным ребенком, на вопрос «Что вас сюда привело?» они часто отвечают: «Потому что так нам ве­лели в школе». Они не говорят: «Потому что у нас есть проблема и мы хотели бы ее разрешить». Этот вид психотерапии для семьи вынужденный, в том смысле, что если они этого не сделают, в школе у ребенка могут возникнуть проблемы. Семья приходит не за улучшением, а за предупреждением чего-то более худшего, и это делает терапию вынужденной.

Каждому семейному терапевту приходилось работать с членами семьи, не же­лавшими посещать сеансы. Если подростка на терапию притащили родители — для него это вынужденная психотерапия. Терапевт должен найти способ убедить его, что терапия проводится в его интересах. Супруги также приходят на терапию, потому что один из них говорит: «Или мы идем, или разводимся». Пациенты, на­ходящиеся в больницах, тоже посещают психотерапию вынужденно. К тем из нас, кто работал в больницах, пациентов на терапевтическое интервью приводили на­сильно, и мы говорили им: «Я верю, что завтра вы придете сами». На следующий день пациент снова не хотел идти, и его опять приводил санитар. Учитывая, ка­кую огромную власть имеют над пациентами сотрудники психиатрических боль­ниц, иногда трудно определить, добровольно пациент идет на терапию или нет. Мне вспоминается, какой совет Ирвинг Гоффман давал пациентам, желающим вырваться из психиатрической больницы, — надо создать видимость ясного, хо-

198  Глава 11 Принудительная терапия

рошо диагностируемого симптома, рассказать о нем своему лечащему психиатру и дать ему себя «вылечить».

На кого работает терапевт?

Это самый важный вопрос в современной психотерапии — кого представляет те­рапевт. Терапевт всегда является чьим-то агентом. На заре психотерапии терапевт был агентом клиента индивидуальной психотерапии. Тогда терапевты даже не беседовали с родственниками клиента по телефону, потому что представляли сто­рону клиента в его отношениях с родственниками (несмотря даже на то, что часто именно они платили терапевту). Были времена, когда терапевт был агентом роди­телей и выступал против проблемного представителя подрастающего поколения. Позже, во времена социальных изменений 1960-х гг., психотерапевт стал агентом всей семьи, часто выступая на стороне семьи против общества.

Когда суд принуждает клиента к посещению психотерапии, терапевт становит­ся агентом государства — это новая для психотерапевтов ситуация, новая, по край­ней мере, для западного мира. Люди, работающие в сфере психотерапии, столкну­лись в данный момент с тем, что помогают государству подгонять поведение лю­дей под социально одобряемые стандарты. (Появились даже данные о том, что некоторые организации Анонимных Алкоголиков намерены предоставлять судам информацию о посещении человеком их собраний. До последнего времени собра­ния АА были самым безопасным местом для тех людей, которые, достигнув дна, хотели получить помощь и одновременно сохранить анонимность.) Терапия по принуждению объединяет психотерапию и социальный контроль, и государство при этом использует терапевтов для изменения опасных членов общества в наши все более опасные времена. Со своей стороны, такие клиенты воспринимают те­рапевтов как агентов государства. Хотя многие терапевты пытаются (некоторые даже искренне) убедить клиентов, принужденных к прохождению терапии, в том, что терапевт представляет интересы клиента, а не государства, клиенты, есте­ственно, не торопятся рассказывать терапевту о своих противоправных действи­ях, поскольку боятся, что терапевт передаст эту информацию в суд. Принудитель­ная терапия может потерять свой смысл, а безопасность конфиденциальных от­ношений может полиостью разрушиться не только из-за того, что клиенты боятся раскрывать личную информацию терапевту, но и из-за того, что терапевты не зна­ют точно, какую информацию и в каком количестве они обязаны передавать в пра­воохранительные органы.

Представляется, что наилучшая позиция, которую супервизор может занять в отношении принудительной психотерапии, — это разъяснить терапевтам их обя­занность информировать суд о том, приходит ли клиент на терапию, и давать суду некоторые рекомендации. Нет необходимости докладывать, о чем клиент говорил на сеансах.

Неизвестно, насколько широко сейчас используется принудительная психоте­рапия, но, по мере того как суды все чаще и чаще рассматривают психотерапию как альтернативу тюремному заключению, она будет использоваться все шире.

Принудительная терапия • а чем отличия ?   199

Уже сейчас этим занимаются не только отдельные психотерапевты, но и целые агентства и центры. Можно было бы ожидать, что терапевты будут протестовать против такого их использования, но протестов почти нет. Большинству психоте­рапевтов такая работа не нравится, но, к несчастью, есть и такие, кто получает от нее удовольствие. Например, молодой терапевт, работающий в методе кон­фронтации, возможно, будет очень доволен тем, что людей к нему направляет суд, поскольку в этом случае он может делать с ними все, что захочет. Часто под пред­логом оказания помощи наркоманам в терапевтических группах приходится про­ходить через всяческие ужасы. Подкрепляемая судебным решением, власть тера­певта растет — иногда во благо, а иногда — во зло. В психотерапевтической сфере потихоньку образуется новая форма работы с клиентами. Если взять масштаб помельче, то можно вспомнить о корпорациях, которые вербуют себе психотера­певтов, чтобы заставить служащих вести себя так, как угодно компании. Соответ­ственно, эти терапевты становятся агентами корпорации, и сотрудники компании, которые или должны проходить терапию, или рискуют быть уволенными, тоже, по сути, становятся клиентами одной из форм принудительной психотерапии.

Одна из проблем терапии по принуждению состоит в том, что не существует организаций работников сферы психического здоровья, которые могли бы обсуж­дать ее проблемы, и нет никаких данных научных исследований, описывающих этот вид психотерапии. Люди просто проходят ее. Судьи, убедившие себя в цен­ности психотерапии, часто извлекают из этого выгоду, потому что не знают, что еще можно сделать с постоянными правонарушителями, которые им попадаются. Когда была сделана попытка организовать встречу между юристами и психотера­певтами, один судья заявил: «Ради Бога, не отнимайте у меня психотерапию. Я не знаю, что еще можно сделать с этими людьми».

Принудительная терапия: в чем отличия?

Добровольная и принудительная терапия различаются по ряду признаков.

Привлечение представителей других специальностей

В традиционной терапии психотерапевт сам решает, как будет действовать. Он выбирает определенную технику и решает, кого из членов семьи нужно интервью­ировать. В рамках идеологии определенного психотерапевтического подхода те­рапевт обладает свободой выбора.

В случае принудительной психотерапии к работе над клиентом привлекается ряд специалистов, и многие из них наделены властью большей, чем власть тера­певта. В этой работе так или иначе участвуют полицейские, судьи, работники службы защиты детей, лица, осуществляющие надзор за условно осужденными и досрочно освобожденными, адвокаты и терапевты, назначенные проводить инди­видуальную терапию с членами семьи. Количество привлеченных специалистов осложняет весь процесс, а иногда делает работу невозможной. Все эти специали­сты наделены властью, с которой терапевту раньше никогда не приходилось стал­киваться. Например, они могут забрать одного из членов семьи из дома без разре­шения терапевта. Случается, что ребенка, проходящего терапию, забирают из

200  Глава 11. Принудительная терапия

цома, даже не спрашивая мнения терапевта. Когда одного из членов семьи заби­рают, семья часто даже не понимает, зачем это делается — как, впрочем, и терапевт. Это такая уникальная форма семейной терапии, когда терапевт не в состоянии цаже помочь семье решить, кто будет жить у них дома, не говоря уже о том, кто эудет присутствовать на семейном интервью. Был случай, когда терапевт уже ра-Зотал с семьей несколько месяцев, как вдруг отца, который обвинялся в сексуаль­ных домогательствах, внезапно удалили из дома. Оказалось, что работник служ-эы защиты детей добрался-таки до документов по этому случаю и именно в этот момент «принял меры». Терапевт, который считал, что все идет хорошо, ничего не смог сделать, чтобы помешать удалить отца из дома.

Семейная терапия возникла, когда в 1950-х гг. семьи начали распадаться. Нам :ледует признать, что терапевты и социальные службы, возможно, внесли в этот процесс дезинтеграции существенный вклад, так как результат их работы с отдель­ными людьми и парами, не состоящими в браке, еще больше увеличил количество эазводов (которых и так 50 % от всех заключенных браков). Так как родители раз­водятся, детей часто воспитывает один родитель (еще хуже, если детей из распа­вшейся семьи отдают в приемную семью), семьи все чаще отказываются от пре­старелых членов семьи и отправляют их в дома престарелых, а подростков, достав-1яющих неприятности, отправляют в психиатрические лечебницы или в тюрьмы 1ля малолетних преступников и дальше считается, что у них индивидуальные про-элемы. Семья как общность разрушается, и мы не можем не признать, что люди, стремящиеся помочь, вносят свой вклад в это разрушение.

Необходимость быстрого изменения

Терапевт, работающий с людьми, добровольно пришедшими на терапию, может ;ам решать, вести ли ему ее в быстром темпе или притормозить, поскольку люди меняются медленно. Иногда предпринятая интервенция изменяет клиента немед-тенно и сразу, но иногда проходит много времени, прежде чем клиент изменяет­ся. Работая со случаями насилия в принудительной психотерапии, терапевт не лмеет возможности варьировать продолжительность терапии. Если над кем-то совершено насилие, терапевт обязан произвести быстрое вмешательство. Невоз­можно допустить, чтобы каждый последующий месяц отец бил ребенка меньше, 1ем в предыдущий, пока терапевт медленно изменяет семью. В таких случаях те­рапевт должен действовать быстро, вследствие чего (а также при помощи страхо-зых компаний, устанавливающих жесткие временные рамки) семинары по крат-отсрочной психотерапии становятся все более популярными.

Прямолинейный взгляд суда

Многие терапевты стремятся изменить свое мышление — стараться мыслить не-1инейно, приобретая взгляд на психопатологию, свойственный системному под­ходу к семейной психотерапии. Они отказываются от понимания человеческих 1роблем как проблем взаимодействия злодеев и агнцев и верят в то, что на дей­ствия человека влияют действия другого человека, что несчастливая семья посто­янно воспроизводит одни и те же последовательности, которые увековечивают ее 1есчастье. Благодаря системному подходу, они, например, могут предположить,

 

Принудительная терапия' в чем отличия?   201

что сын или дочь с плохим поведением стабилизирует семью с помощью своего симптома, и дело здесь не просто в том, что он или она плохо себя ведет.

Для семейных терапевтов, взаимодействующих с представителями судебной системы, сложно придерживаться системного взгляда на проблему. Судебная си­стема не в состоянии воспринять системную точку зрения. Суд должен быть пря­молинеен и занять определенную позицию в отношении того, кто злодей, а кто — жертва. Находясь под судом, человек отвечает за свои действия и должен быть наказан за совершение преступления. Даже просто допустить, что человек украл, например, потому что его спровоцировала жена, или отец совершил сексуальное насилие над дочерью, потому что жена отвергала его или подталкивала на это, — значит подорвать основы всей судебной системы. Преступление, совершенное подростком, невозможно объяснить в суде как подростковый способ помочь ро­дителю, впавшему в депрессию. Если суд позволит себе рассматривать проблемы с точки зрения семьи, то сажать в тюрьму придется всю семью.

Когда терапевты, обладающие системным взглядом на проблему, пытаются сотрудничать с представителями суда, обладающими линейным видением, то воз­никают сложности. Представители суда склонны считать семейных терапевтов слишком мягкими по отношению к членам семьи, которую постигло несчастье, а семейные психотерапевты, в свою очередь, склоняются к тому, что представители суда чересчур строги к ним. Такое расхождение во мнениях типично для родите­лей, которые ссорятся из-за проблемного ребенка.

Вера в изменение

Наверное, самое глубокое различие между психотерапевтами и работниками службы защиты проистекает из разного социального контекста. Позиция, которую должен занять терапевт, такова: изменение возможно, и какой бы сложной ни была проблема, на нее можно повлиять и добиться изменения. Если в семье есть слу­чай насилия, терапевт верит, что с помощью изменения можно избежать повторе­ния насилия. Если он в это не верит, ему не следует выбирать карьеру психотера­певта. Терапевт возлагает на себя ответственность помочь и жертве, и насильни­ку, — это часть свойственного ему более широкого видения проблемы, в то время как суд стремится помочь только жертве.

Самая безопасная позиция работников службы защиты детей противополож­на позиции психотерапевта и заключается в том, что изменение маловероятно. Если думать только о защите жертвы, то, естественно, лучше считать вероятным, что насильник никогда не изменится и что жертву все время придется защищать. Если сотрудник службы защиты рискнет поверить в то, что люди могут меняться, и в результате жертве снова будет нанесен вред, он будет нести на себе бремя вины, поскольку допустил повторение насилия. Поэтому, чтобы максимально снизить риск, детей отделяют от насильника. Это делается, несмотря на то, что ребенок может подвергнуться насилию в приемной семье, или на то, что отец может войти в другую семью и там снова начать вести себя так же.

Если терапевт, убежденный в возможности изменения, встречается с работни­ком суда, убежденным в обратном, им тяжело сотрудничать. Эти трудности часто рассматриваются как трудности межличностного взаимодействия, тогда как на

'02  Глава 11. Принудительная терапия

амом деле — это структурная проблема самой системы. Это означает, что пробле-ia возникает оттого, что каждый представитель разных профессий, со своей точ-:и зрения, действует правильно. Например, адвокаты призваны защищать членов емьи. Часто, когда речь идет о случае насилия в семье, к делу привлекают не-колько адвокатов, каждый из которых представляет разных членов семьи. В од-[ом из таких случаев брат был арестован за сексуальное насилие над сестрой, по­корявшееся в течение нескольких лет. Суд назначил ему адвоката, которая на­таивала на том, чтобы он не говорил ни слова на эту тему. Когда семья была [аправлена на терапию, сын, которому посоветовали ничего не признавать, отка-ался говорить. Его сестра, желая защитить его, тоже молчала. Психотерапевт об-1аружил, что вести терапию с людьми, которые отказываются общаться, очень •яжело. При этом, с точки зрения адвоката, ее позиция — парень не должен ни в [ем признаваться, чтобы она могла его защищать, — была абсолютно верной. Та-сого рода ситуации ясно показывают, что мы имеем дело не с простым конфлик-ом между представителями разных профессий. Проблема — в попытке смешать 1ве различные системы, построенные на совершенно разных принципах деятель-юсти.

Эмоциональные обязательства профессионала

У1ежду профессионалами, привлекаемыми для работы со случаями насилия, су-цествуют не просто теоретические разногласия, но и огромные эмоциональные )азличия. Профессионал не всегда может сохранять рациональность и объектив-юсть в отношении случаев, связанных с насилием, так как он эмоционально во-шекается в драматичную ситуацию. Для терапевтов, которых учат быть если не гейтральными, то хотя бы справедливыми, это — особая проблема. Для каждого ^ерапевта существует определенный вид насилия или неправильного обращения, соторый он воспринимает особенно тяжело. Если приходится работать именно с 'аким случаем, наладить сотрудничество действительно очень сложно.

Возьмем, к примеру, следующий случай. Четырнадцатилетняя девочка подвер­галась сексуальному насилию со стороны отца. Его обязали жить вне дома. Соци-шьные работники посчитали, что мать слишком дистанцирована от дочери, и по-Зуждали мать и дочь к сближению. Через год мать начала сексуально злоупотреб-тять ребенком и вступила с девочкой в сексуальные отношения. Через некоторое зремя мать ужаснулась этому и донесла на себя сама. Девочку забрали из дома и томестили в приют, хотя в семье она была старшей и выполняла роль родителя 1ля трех младших детей. Ей даже не разрешили с ними видеться. Матери тоже «апретили разговаривать с дочерью. Когда девочка ей звонила, мать могла только отвечать: «Мне не разрешили разговаривать с тобой». Девочка стала убегать из триюта и один раз ушла на всю ночь.

Для работы с этой девочкой и ее матерью был назначен терапевт. Он погово-эил с матерью и понял, что она переполнена чувством вины. Терапевт хотел свес-ги мать и дочь вместе и проработать то, что между ними произошло. Он также тотел помочь им решить множество разных вопросов, в том числе, где будет жить девочка дальше. Но работники службы защиты, которые были очень злы на мать, этказались позволить матери и дочери находиться в одной комнате даже на тера-

Перспективы принудительной терапии   203

пии. Телефонные переговоры по этому поводу заняли огромное количество вре­мени. Дополнительную проблему представляла сильная религиозность женщины. Она призналась старейшинам своей церкви в содеянном, и члены общины стали ее избегать. Более того, членам этой общины запрещалось заводить друзей за ее пределами, т. е. женщине стало вообще не с кем разговаривать — кроме ее тера­певта (который был католическим священником, что ей очень помогло).

Настал день суда над матерью, и ее приговорили к году тюрьмы. Терапевт вы­нужден был разыскать в далеком городе бабушку и организовать ее приезд, чтобы она могла позаботиться о детях. (Отца в семью вернуть было нельзя, поскольку он был удален оттуда как насильник.) Пока мать отбывала наказание, дочь, отдель­но от остальных детей, передали в приемную семью. Когда приемная мать услы­шала о содеянном настоящей матерью, она настолько расстроилась и ужаснулась, что начала постоянно твердить девочке о том, какая у нее ужасная мать.

Все это время усилия терапевта были направлены на то, чтобы воссоздать хоть какую-то видимость контакта между матерью и дочерью. После долгих перегово­ров работники службы защиты разрешили матери и дочери находиться в одной комнате с семейным терапевтом, обеспечив дочь еще и индивидуальным терапев­том, дабы он поддерживал ее, если на сеансах семейной терапии она сильно рас­строится. Все условия были выполнены, и наконец мать и дочь встретились. Встреча была организована таким образом, чтобы девочка смогла еще и повидать­ся с младшими братьями и сестрами.

К счастью, мать в конце концов попала в очень прогрессивный центр подготов­ки к освобождению. Она с толком провела там время: похудела, нашла работу, достигла некоторого доверия к себе и продолжила свою психотерапию. Терапевт попросил приемную мать прийти на терапевтическое интервью, так как девочка оказалась между своей родной матерью и приемной. Приемная мать сказала: «Я никогда даже не встану рядом с этой женщиной» и продолжала твердить де­вочке о том, какая у нее ужасная была мать.

Сейчас мать вернулась домой и продолжает работать; с детьми все в порядке. Дочь все еще живет в приемной семье. В этом случае огромное количество време­ни терапевта было потрачено на работу с представителями других профессий, что, по-видимому, типично для принудительной терапии, связанной с таким видом насилия, который перенести особенно тяжело.

Перспективы принудительной терапии

Психотерапия постоянно изменяется, возникают новые методы и приемы. Похо­же, что она может вобрать в себя даже принудительную терапию. Этот процесс проходил бы легче, если бы можно было предпринять некоторые несложные шаги. Одним из таких шагов могли бы стать программы обучения терапевтов, включа­ющие мотивирование клиентов, оказавшихся на терапии не по своей воле. Такое обучение должно помогать терапевтам не становиться агентами государства и учить их оставаться агентами клиента и, одновременно, учитывать интересы об­щества.

(  Глава 11. Принудительная терапия

В настоящий момент каждый терапевт сам борется с этими проблемами и ста­рея самостоятельно разработать приемы, помогающие их разрешить. Некото-е терапевты легко берутся вести принудительную терапию, тогда как другим > чрезвычайно тяжело. Некоторые разрабатывают специальные техники. На-имер, очень полезно, если в первые 15 минут первого сеанса семейной терапии принуждению представитель суда разъяснит юридическую ситуацию, которая огим семьям непонятна. Поблагодарив представителя суда и попрощавшись с м, терапевт может обратиться к семье и сказать нечто вроде: «С какой сложной облемой мы столкнулись». В этот момент государство удаляется из кабинета, а эапевт переходит на сторону семьи. Супервизоры должны разработать как мож-больше таких простых приемов для обучающихся, чтобы помочь им вести при-дительную психотерапию.

Кроме того, в каждом сообществе необходимо создать своего рода форум, на тором представители суда и терапевты могли бы встречаться и обсуждать об-ie для них вопросы. Существующие различия можно проработать, неторопли-; обсудив их в атмосфере всеобщей доброжелательности, которую очень трудно здать при кратком телефонном разговоре, в форме которого, в основном, и про-кает ныне сотрудничество. Кроме того, было бы полезно заменить название при-дительная психотерапия каким-то другим термином — например, судебное кон-лътирование или судебная практика — чтобы отделить этот вид деятельности ситуаций, в которых психотерапевт способствует личностному росту людей, не елавших ничего плохого.

И наконец, было бы здорово, если бы судьи, направляющие людей к психоте-левтам, потребовали бы проведения научных исследований такой терапии, что->i выяснить, действительно ли психотерапия обеспечивает более успешное ис->авление, чем тюрьма, — с точки зрения частоты рецидивов. Может статься, что :ихотерапия добивается огромных успехов, а может быть, и нет. Мы должны это [ать, так как под угрозой находятся важнейшие гражданские свободы.

Эпилог

Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей1

Как стаи голубей, обучающиеся психотерапии вылетают из университетов и част­ных учебных заведений, и их становится все больше и больше. Всех этих психоте­рапевтов должны готовить супервизоры. Где же сыскать компетентных суперви­зоров, знающих, как изменять людей? В этом смысле — у нас кризис, потому что знающих супервизоров, особенно в краткосрочной и семейно-ориентированной психотерапии, не хватает. Молодые психотерапевты должны изменять людей, которые не хотят есть, принимают наркотики, не могут перестать плакать, сходят с ума, насилуют детей, пытаются покончить с собой, боятся или не могут перестать вести себя глупо. Отчаявшись, терапевт обращается к супервизору и спрашивает: что сделать, чтобы вылечить этих людей? Супервизоры, которых никто не учил тому, что делать с этими проблемами, затрудняются с ответом. Огромное количе­ство начинающих терапевтов учат супервизоры, которые знают, как отражать жизненные проблемы, но не знают, что нужно делать для их разрешения. В по­следние несколько лет психотерапия приняла активный, директивный стиль, ча­стично из-за страхования и судов, которые требуют, чтобы психотерапия была краткосрочной, и ее успех был очевиден. Те, кто осуществляет систему managed care, хотят, чтобы супервизоры учили краткосрочной психотерапии, объясняли обучающимся, как быстро разрешать проблемы клиентов. Нескольким поколени­ям супервизоров психотерапии внушалось, что психотерапия и супервизия — это неспешное исследование, раскрывающее отражение, а не действие. Их учили не решать проблемы клиента, а обсуждать с ним совершенно другие материи — на­пример, почему люди ведут себя так, как ведут, и как они до этого дошли. Как го­ворил доктор философии Эл Титикака (это не настоящее имя): «Я могу устано­вить с обучающимся хорошие отношения, и мы можем продуктивно поговорить о



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.