Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





конец космического цикла, при котором катастрофа предопределена и неизбежна; 7 страница



4.2.14. У России сохраняется возможность организации асимметричной контригры, связанной с формированием «третьей силы», пусть даже и не равной двум первым. Такая «третья сила» должна быть создана на основе государств, которых не устраивает статус сателлита или вассала при том или ином мировом гегемоне. Третья по отношению к Западу и Китаю зона, в отсутствие ярко выраженного лидера, была бы многоглавой. Это мог бы быть альянс на принципах «неприсоединения», подобно «Движению неприсоединения» к военно-политическим блокам, возникшему в 50-е годы. Смысл такого объединения «неприсоединившихся» в ближайшем будущем будет заключаться в том, чтобы оказаться за пределами неизбежного противостояния Запада и Китая, предоставить миру третью точку опоры, сформировать гармонизирующую силу, не позволяющую ни одному из двух главных полюсов обрести абсолютное доминирование и обеспечивающую мировой системе баланс и устойчивость[102]. Если сценарий Евразийского Союза трех будет реализован успешно, то и Япония, перед лицом китайской угрозы, будет лояльна и готова к сотрудничеству. При определенных политических обстоятельствах в составе этой «третьей силы» могут оказаться даже такие страны как Турция, Южная Корея, Вьетнам и др.

4.2.15. Демографический потенциал Индии и связанный с ним потенциал роста внутреннего рынка позволяет создать мощный эмиссионный центр, и для России доступ к его ликвидности через торговлю и строительство на индийской территории может стать важной задачей диверсификации внешних финансовых связей. Перспектива роста Индии, демографически нагоняющей Китай, а также демонстрирующей экономические и технологические успехи, открывает здесь для России окно возможностей. Сама Индия, страна с более дешевой рабочей силой, была бы заинтересована в России как в рынке сбыта своей недорогой конечной продукции, мы же могли бы использовать спрос индийского бизнеса на технологии для развития своего научно-технологического комплекса[103]. Индия — страна, прошедшая за полвека путь от отсталой британской колонии до космической и ракетно-ядерной державы, и, что немаловажно, значительную поддержку на этом пути Индии оказал СССР. Долгосрочные угрозы для России и Индии имеют однонаправленный характер, а долгосрочные интересы преимущественно совпадают, либо же взаимно дополняют друг друга. Трудно представить себе антагонизм интересов России и Индии на Ближнем Востоке или в Средней Азии — регионах, играющих ключевую роль в обеспечении евразийской стабильности. И Россия без Индии, и Индия без России резко сокращают свои шансы на отстаивание собственных интересов в средне- и долгосрочной перспективе.

4.2.16. Именно Союз большой евразийской Тройки с возможностью присоединения к нему других государств обеспечит полноценную коллективную валюту, которая сможет войти в четверку-пятерку основных валют (наряду с долларом, юанем, евро), имея все шансы превзойти по своей роли йену. В этом варианте союза его валюта имеет также все шансы обрести статус одной из мировых резервных валют. Также целесообразно создать в новом Союзе собственную биржевую систему, систему банковских расчетов и услуг, собственную систему информационной безопасности и свой, относительно независимый, рынок информационных технологий.

4.2.17. Для Союза трех Иран имеет большую важность в силу того, что он является одним из признанных лидеров исламского мира, одной из немногих держав, обладающих реальным суверенитетом во всей вертикали социума — от суверенитета духа и самосознания до самодостаточности экономики и промышленности, закаленной в условиях многолетних санкций. Иран по своей исторической судьбе будет последовательным и принципиальным союзником против Цивилизации Потопа.

4.2.18. Роль России в Союзе трех оказывается во многом решающей, но при этом не отменяющей изначально закладываемого в него принципа равенства и полноправного партнерства участников. В первую очередь, определяющим для Союза будет военное и дипломатическое влияние России. Объединившись в военный блок, три державы создадут новую ситуацию в сфере международной безопасности. На такой союз не рискнет напасть никакой агрессор, террористические сети на Ближнем востоке, в Средней и Южной Азии также окажутся в весьма сложном положении[104]. Россия имеет огромный запас природных ресурсов, что сразу дает Союзу серьезные конкурентные преимущества. Далее у России сохраняются и некоторые технологические преимущества, для развития и разворачивания которых ей не хватает больших партнерских рынков. Экономический союз трех породит мощнейший макрорегион с большим и емким внутренним рынком, собственной системой экономической кооперации и обмена, разделения труда. Статус лидера Евразийского экономического союза у России также является сильной стартовой позицией в деле формирования тройственной Оси. Новый мировой полюс наверняка привлечет к себе не только традиционных партнеров России, таких как Вьетнам и Сирия, но и представителей других континентов (это и объединения МЕРКОСУР и «Боливарианский альянс» в Латинской Америке, и многие государства Африки, и партнеры в Восточной и Средней Европе). Новая мировая конфигурация, которая возникнет при формировании «третьего полюса силы», будет самоподдерживающейся системой, в сохранении которой будут заинтересованы все три стороны[105].

4.2.19. Фундаментальную важность при развитии осевого треугольника Евразии будет иметь проект трансевразийского транспортного коридора «Индия-Иран-Россия», включая создание железных и шоссейных дорог, а также трансиранского судоходного канала (735 км). Этот проект был подготовлен и одобрен специалистами еще во времена СССР. Канал через Каспий соединит водные артерии России, систему судоходных каналов, созданных в СССР, с Персидским заливом и откроет кратчайший водный путь из Европы в Индию, полностью списывающий со счетов конкурентные маршруты (Суэцкий канал, морские пути в обход Африки и Евразии, длительные и технологически сложные).

4.2.20. Среди первоочередных «пилотных» проектов, актуальных для России, Индии и Ирана, наши эксперты называют: очистка воды для населения и промышленных нужд; технологии опреснения морской воды; разработка новых биологических удобрений; повышение надёжности элементной электронной базы; создание совместных НИОКР с приоритетом на новые технологии; внедрение технологий получения экологически чистой энергии; разработка и применение технологий для строительства плавучих баз в Индийском океане, с последующим созданием искусственных островов; совместные разработки в области системного программного обеспечения (аналогов «BIOS» в IBM-компьютерах, «PROM» или «Boot» в других компьютерах) для электронных устройств с целью формирования коллективной цифровой и технологической защиты и безопасной информационной среды. Что касается последнего момента, следовало бы подчеркнуть желательность и перспективность разработки в обозримом будущем альтернативных решений и подходов к информационным технологиям, в частности, созданию вероятностных и квантовых компьютеров,кибернетических систем на троичной логике, нейроподобных процессоров и др.

4.2.21. В деле гуманитарного сотрудничества предстоит осуществить синхронизацию понятийных баз путем создания электронной версии толковых словарей и, соответственно, взаимные переводы этих словарей на русский, персидский, хинди и другие языки, с упором на консолидирующие понятия. Эта работа послужит барьером для негативных тенденций, наносящих урон всем традиционным цивилизациям. Союз трех должен быть реализован и на уровне научного взаимодействия, восстановления реальной истории и общих корней наших цивилизаций, создания институтов для поддержки традиционной культуры, а также выработки формата продюсирования современных продуктов культуры, искусства и моделей образа жизни и досуга, придающих импульс суверенному развитию стран-участников.

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЧТЕНИЯ В ПРОТИВОВЕС ПРИМАТУ ТЕХНОЛОГИИ НАД ИНЫМИ ЗАДАЧАМИ СОЦИУМА СВЯЗАНО С ДРУГОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОВЧЕГА — МЫ ОФИЦИАЛЬНО ПРЕТЕНДУЕМ НА МИССИЮ ХРАНИТЕЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, НАКОПЛЕННОГО ЗА ВСЮ ЕГО ИСТОРИЮ. КОВЧЕГ ДОЛЖЕН СТАТЬ ФАКТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ ЗНАНИЯМИ МИРОВОЙ КЛАССИКИ.

4.3. Триада «Образование Воспитание Наука»

4.3.1. Русский Ковчег воссоздает триединую и целостную систему воспитания, образования и науки, коренящуюся в отечественной традиции. Цель этой системы — взращивание высшего человеческого потенциала, необходимого для суверенной цивилизации. Здесь же корень и динамичного опережающего развития отечественной науки. Это личностно-ориентированная система, которую можно назвать человекостроением. Вся педагогическая система Ковчега создается вокруг программы, направленной на пробуждение и формирование субъекта Развития — человека-творца, главного движителя и отправной точки нового Большого Развития. Человек Ковчега должен быть способен конструктивно противостоять деградационным тенденциям современного мира — во-первых, «информационного общества» как техноавангарда Цивилизации Потопа, и, во-вторых, основной ее массы — «общества потребления» (консьюмериат и прекариат).

4.3.2.Воспитательная система Ковчега подразумевает:восстановление в новых поколениях их нравственной и эстетической связности с предками и с традициями; обратное движение от космополитического и потребительского курса транснациональной Мегалополии к цивилизационному и национальному суверенитету как высшему социальному выражению личной персональной свободы выбора.

4.3.3. Формирование человека не может сводиться ни к «натаскиванию» в узкопрофильной области, ни к опосредованному, оторванному от реальности, бессистемному познанию мира. В традиции христианских педагогов — от Эразма Роттердамского до И.Г. Песталоцци, в России — от К.С. Аксакова до В.В. Зеньковского и С.И. Гессена — личность формируется в непосредственном познании действительности, а этика формируется в процессе организованного педагогом труда, который включает как элемент сотрудничества, так и элемент принуждения.

4.3.4. Построение современной информационно-технологической инфраструктуры образования и педагогики не может в контексте Цивилизации Ковчега противоречить сохранению жанров живых лекций и семинаров, живого общения. Модель устной передачи знания «учитель — ученик» навсегда останется для нас высшим и бесценным проявлением человеческой жизни. Здесь мы видим естественную ограниченность виртуальной среды, которая не способна воспитать ни совесть, ни ответственность, ни способность оценить результат своего и чужого труда. Более того, как сегодня общеизвестно, виртуальная среда, порождаемая Цивилизацией Потопа,на практике становится средством трансляции иррациональных побуждений к разрушению на всех уровнях — от собственной жизни до государств и цивилизаций.

4.3.5. В настоящее время прагматический подход к образованию наиболее ярко проявился в европейском Болонском процессе, который был задуман в 1998 г. как одно из направлений унификации стандартов товаров и услуг (наряду с Люксембургским процессом, сближающим показатели занятости, Кельнским — макроэкономику, Кардиффским — рынки товаров и капитала согласно Пакту о стабильности и росте ЕС). В результате сочетание таких факторов, как гаджетизация подростков и, с другой стороны, тестовая система проверки знаний по принципу «угадайки» (quiz), привели к повальной деградации культурного уровня молодого поколения[106].

4.3.6. Россия провозгласит возвращение к культуре массового чтения. Навыки чтения, пересказа и свободного диалога о прочитанном должны быть внедрены в школе, в том числе с элементами принуждения — в противовес идеологии гаджетизации и визуализации. Здесь — опорный пункт в построении оригинальной программы Ковчега по сохранению и приумножению традиционных способов получения знаний. Развитие института чтения в противовес примату технологии над иными задачами социума связано с другой стратегической задачей Цивилизации Ковчега — мы официально претендуем на миссию хранителя классического наследия человечества, накопленного за всю его историю. Ковчег должен стать фактически управляющей компанией знаниями Мировой Классики.

4.3.7. Классика в понимании Ковчега не является чем-то рафинированным, очищенным от «ересей», однако она противопоставляется постклассическому курсу развития, взятому глобальными правящими элитами за последние сто с лишним лет. Дискурс «франкфуртской школы», большинства направлений психоанализа, постмодернизма, постструктурализма, феминистской критики и их новейших изводов рассматривается Цивилизацией Ковчега как антисистемный. Именно в таком качестве он и будет изучаться нашей молодежью, исследоваться нашими историками и социологами.

4.3.8. Вся литература, все инфотеки Цивилизации Потопа будут доступны и подвергнуты пристальному анализу. Достижения так называемых «постнеклассических наук», в частности теории сложных систем, синергетики, «эмерджентной эволюции», теорий хаоса и самоорганизации усваиваются в продуктивном синтезе с классикой в качестве Неомодерна и Неотрадиционализма. Новый, «постиндустриальный» или «инфократический» интеллектуальный пласт рассматривается как верхний слой, не имеющий смысла без лежащего под ним многослойного фундамента научной классики. Научная модель Социума Знания выглядит как триада «Традиция + Модерн + Инфократия» с религиозным стержнем и вертикально ориентированной картиной мира. Религиозный стержень имеет силу в образовании всех ученых независимо от их личных убеждений, он является основанием здорового, естественного и полноценного самосознания цивилизации[107].

4.3.9. Мы провозглашаем: отказ от диктатуры развлечения и пустого времяпровождения, кардинальный разворот к высокой планке просвещения и овладения высшими образцами литературной и научной классики; привитие вкуса к самостоятельному, инициативному чтению и познанию. Люди Ковчега должны в массовом порядке стать людьми самообразования, превышающего прагматичный уровень выполнения узкоспециальных задач своей профессии. Это должны быть люди со своими интересами и увлечениями, в них не должна быть загашена «искра Божия».

4.3.10. Цивилизация Ковчега должна взрастить и продвинуть на мировом рынке философских и социальных идей группу мыслителей и писателей, представляющих передовое мировоззрение. Это должны быть вестники или апостолы Цивилизации Ковчега. Среди их продуктов — не только научные труды и лекции, но также и результаты творчества в сферах культуры и искусства.

4.3.11. «Консервативная альтернатива» не должна вступать в прямую конкуренцию в рамках единого информационного пространства с либеральными медиа-машинами Цивилизации Потопа. Разрушение этого пространства путем ликвидации их монополии в медиасреде — более выгодный и перспективный шаг. Свои соцсети, свои информационные агентства и телеканалы должны стать альтернативой этим машинам и переманить лучшую часть мировой аудитории на сторону Ковчега (если не присоединения к нему, то внимания к нему и тому, что от него исходит).

4.3.12. В своем обращении к миру Россия не должна избегать в том числе средств жесткой пропаганды в отношении Цивилизации Потопа, людей Потопа и особенно остро и непримиримо — агентов Потопа в незападных цивилизациях. Также должна вестись духовная брань против тех «агентов Потопа», кто действует неосознанно, по привычке, плывя по течению. Интеллектуальная элита Цивилизации Ковчега должна провести своего рода «деконструкцию деконструкции», в том числе вскрыть связь между новыми декадентами в науке, культуре и искусстве, в медиа и соцсетях с выгодополучателями идеологии расчеловечивания (мировой финансовой олигархией и ее дочерними структурами).

4.3.13. Перед нами не стоит задача породить новый консервативный «луддизм». Необходимо создание своего русла развития технологий, но прежде чем это русло в полной мере будет освоено — нужно будет использовать то, что существует сейчас, «приручать» технологии, в том числе организовать специальные курсы, обучающие «подчинению технологий» и выстраиванию фильтров против излишних и нежелательных идейных и стилевых интервенций.

4.3.14. Главный секрет успеха — не «огораживание» детей и молодежи от негативных влияний, а построение мощной нравственной доминанты воспитания и образования, которое мы называем «духовной мобилизацией». Обеспечить такую доминанту могут только совместными усилиями государство, общество, семья и школа. Цель ее — высокая духовно-эмоциональная вовлеченность юного поколения, достижение им состояний высокого сопереживания, катарсиса, а также осознания долга перед ушедшими поколениями, чувство гордости за достижения и подвиги своего народа. В числе мер, необходимых для решения этих сверхсложных задач, — принятие государственной программы сохранения и защиты детства; выдавливание из воспитания остатков и следов влияния Цивилизации Потопа: потребительства, толерантности, мультикультурализма и конкурентности как факторов, атомизирующих наше общество, а также проникновения влияний развращающей контркультуры; написание новых курсов по всей линейке гуманитарных знаний, обладающих не только высокими научными и педагогическими качествами, но и свойствами «духоподъемности» (см. перечень приоритетов ценностей в части 3 настоящей работы); включение трудового обучения в обязательные программы образования[108].

4.3.15. Высшее образование по самой своей природе не может быть массовым, а если оно становится массовым, то перестает быть подлинно «высшим». Фактически сообразная система подготовки всегда существовала, существует и сейчас, хотя и не афишируется. Взращивание специалистов высокого уровня и сейчас происходит, как и в Средние века — от учителя к ученику и основано на межличностных отношениях, а не на какой-то «системе» или «программе».

4.3.16. Система вузов должна быть существенно реформирована по сравнению с тем, что есть сейчас в РФ — в сторону от коммерчески ориентированного образования к образованию, ориентированному на нужды национального хозяйства и высокотехнологичного сектора, а также рекрутирования талантливой молодежи в науку и систему управления. Квота на бесплатное высшее образование должна быть увеличена; отличники по итогам первого года обучения должны переводиться на бесплатную систему.

4.3.17. Ковчег в виду решения сложнейших задач прорывного развития науки и технологий и создания Социума Знания должен пойти на такой шаг как формирование особой выделенной Высшей школы орденского типа. Этот шаг — часть системы рекрутирования талантов для реализации стратегических направлений развития Цивилизации Ковчега. В качестве критериев отбора выступают талант плюс высокая нравственная и эстетическая мотивация. Мотивация при этом не только вычисляется, но и осознанно и целенаправленно формируется всей воспитательной системой, в том числе путем специальных программ, специального отбора кадров профессуры, а также через целенаправленное культивирование в средах этих вузов высокой облагораживающей атмосферы. Как известно, общение талантливых и высокомотивированных молодых людей между собой само по себе задает высокую духовную, моральную и интеллектуальную планку для воспитанников специальных учебных заведений — в данном случае университетов орденского типа.

4.3.18. Отбор следует осуществлять на 2-3 курсах, после чего отправлять талантливых студентов в специальные учебные центры, где их будут готовить ведущие специалисты страны. Такая альтернативная система образования, основанная на индивидуальном отборе и специальной подготовке талантливых людей, может охватывать не более 10 процентов всех студентов. Это разделение нельзя считать какой-то «дискриминацией», но скорее естественной стратификацией, необходимой для уверенного развития и концентрации сил Ковчега на ключевых направлениях, формирование кадров для будущей смыслократии. Чтобы стать смыслократами и действующими членами управленческой элиты выпускникам орденских университетов нужно будет пройти еще немалый трудовой путь и на практике закрепить и закалить навыки и убеждения, полученные в вузе.

4.3.19. При этом среда орденского типа школ не должна быть изолирована, искусственно отгорожена от системы образования в целом. Лучшие ученики обычных школ должны время от времени призываться на орденские сборы, а также проходить спецкурсы в орденских школах. Орденские и обычные коллективы могут совместно участвовать в соревнованиях, конкурсах, а также в программах общественно полезных трудовых сессий. Каждый воспитанник системы высшего образования Ковчега должен быть народным, органичным народной среде, а не рафинированным «аристократом», не «оранжерейным растением».

4.3.20. Сходный принцип воспитания через приобщение к высшему, избранному должен работать в школах для проблемных детей, детей из неблагополучных семей и т.п. В результате каждый ребенок и подросток должен помещаться в мощную «социоформирующую среду», которая ослабляет деструктивное влияние улицы, неблагоприятной социальной среды и т.д. Здесь большую ценность представляют отечественные разработки: система воспитания Макаренко, модель воспитания, разработанная и описанная Иваном Ефремовым и мн. др. Огромное значение для исправления трудного контингента имеют работа руками, хобби связанные с техническим творчеством, командным спортом и т.д.

4.3.21. В целом система воспитания и рекрутирования кадров в Цивилизации Ковчега следует таким главным принципам как: мотивация талантов к достижению максимального результата; адекватная самооценка для всех; использование механизмов психологического комфорта, воспитания человеческого достоинства тех, кто не претендует или не способен претендовать на первые роли и достижение высших результатов в обучении. В центре системы воспитания должна быть идея достоинства человека труда, равноправия, способности каждого человека к высокому героизму, чести и гражданскому мужеству, что снимает вопрос о наделенности/обделенности талантами. Талант должен рассматриваться в обществе Ковчега не как привилегия, а как основание для служения, трудный долг и ответственность, данный Богом и природой «аванс», который надо отработать и вернуть сторицей. Именно для этого и имеет смысл создавать орденские школы и вузы.

4.3.22. Для достижения стратегических задач Цивилизации Ковчега и построения Социума Знания на первых этапах будет осуществлено возвращение суверенности отечественной науке, в первую очередь возрождена роль Академии наук как классической системы, в которой были глубоко продуманы параметры ее внутренней целостности, связи и взаимодействия между ее отделениями и институтами, способной принимать адекватные решения по открытию междисциплинарных направлений, прогнозированию и выявлению наиболее опасных угроз и рисков, требующих оперативного реагирования государства, экспертизы решений чиновников и госорганов. Должен быть создан единый орган управления научным развитием (аналог ГКНТ СССР), в первую очередь для научной координации всей системы управления и обеспечения стратегических направлений развития фундаментальной науки. Другим важнейшим органом Социума Знания станет Агентство передовых исследований, призванное в кратчайшие сроки провести инвентаризацию имеющихся инновационных разработок и идей, включая «закрывающие технологии». В плане миграционной политики, которая на Русском Ковчеге по определению будет достаточно жесткой и нелояльной по отношению к культурно чуждым мигрантам, прорывное развитие науки и технологии потребует всемерного привлечения в страну ученых по ряду приоритетных профилей и направлений исследований и разработок. Цивилизация Ковчега откроет «зеленый свет» как для репатриации мозгов, так и для приглашения к постоянной работе в наших научных центрах и лабораториях квалифицированных ученых-иностранцев.

МЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ У ТЕХНИКИ, И ПУТИ НАЗАД УЖЕ НЕТ. МЫ НАХОДИМСЯ В МИРЕ, В КОТОРОМ ИДЁТ ВОЙНА: В МИРЕ СОРЕВНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВОЕННЫХ. ЕСЛИ УСТУПИТЬ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ, ПРОТИВНИК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПОТОПА, ОДОЛЕЕТ ВСЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ, ДАЖЕ НЕ ПОСЯГАЯ НА ИХ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОКРОВИЩА, А ПРОСТО-НАПРОСТО ОТРЕЗАЯ ОТ НИХ ОСНОВНУЮ МАССУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОЩРЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

4.4. От умных технологий к мудрым

4.4.1. Святитель Николай Сербский учил: «Бог дал человеку три дара: законы веры, законы поведения и знание технологии… Божьим соизволением Ной построил корабль, который пережил одно из самых длинных путешествий в истории судоплаванья… Технология ни добра и ни зла — это просто инструмент. Зло происходит не от того, что технология бесчувственна и мертва, а потому что мертвы сердца людские. Все пропавшие цивилизации разрушило не время, не несовершенство техники, но грех против святой веры и святой этики».

4.4.2. Техника — это вторичная природа, создаваемая человеком. В технике может проявляться и божественный творческий потенциал человека, и богоборческий, когда за магическим светом «техники» встаёт тень Голема, Франкенштейна. Сделала ли техника человека счастливее? Стало ли человечество мудрее, пройдя через научную и промышленную революцию? Научная революция (в лице таких её представителей, как Галилей) подняла технику наверх, не просветив её смыслами. В результате цивилизация произвела уничтожение природы, уничтожение деревни, уничтожение крестьянства, превращение человечества в слуг, обслуживающих машины. Технократическая цивилизации неравновесна, духовно несостоятельна, не способна к самоисправлению, она требует иного центра (духовного и этического), который смог бы регулировать ее.

4.4.3. Мы оказались в заложниках у техники, и пути назад уже нет. Мы находимся в мире, в котором идёт война: в мире соревнования технологий, в том числе и военных. Если уступить в этой области, противник, Цивилизация Потопа, одолеет все традиции и культуры, даже не посягая на их духовные ценности и сокровища, а просто-напросто отрезая от них основную массу человечества посредством изощренных технологий. Уже сейчас это полным ходом идет в крупных городах по всему миру, Глобальной Мегалополии, в которой формируется поколение «нации поверх наций». Этот космополитический глобальный слой — и есть люди Потопа.

4.4.4. Ковчег не только высокий дух, это еще и техническое решение, приспособление и институт по преодолению катастрофы. Если техника не закабаляет душу, она может и должна служить человеку. В сущности, так же, как человек призван одухотворить мир, он должен одухотворить и технику, «приручать» технологии как неотъемлемую часть цивилизации.

4.4.5. В России имеется целый класс сверхсовременных «закрывающих технологий», большая часть которых создана еще в СССР[109]. В последнее время ряд структур занят сбором и анализом имеющегося у нас интеллектуального богатства, способного стать основой нового техно-производственного уклада. К примеру, в Международном Институте проблем управления (МНИИПУ) создан целый «реестр опережающих технологий», степень эффективности которых не вызывает сомнений у экспертов. Именно это богатство и будет положено в основу Цивилизации Ковчега.

4.4.6. Точка бифуркации современного технологического развития ставит человечество в положение витязя на распутье: либо решительно внедрить в сферу инновационного творчества, проектирования и внедрения передовых технологий принципы совести, нравственности, либо признать, что мы быстро движемся к технологическому апокалипсису, поскольку генная инженерия, робототехника и информатика несут не меньше опасностей, нежели атомная энергия, а в силу усложнения самой парадигмы контроля за технологиями — даже больше. Нам нужны не просто умные, а мудрые технологии — в них на программном уровне необходимо заложить своего рода «нравственный кодекс» а также систему постоянно поддерживаемой обратной связи с человеческими коллективами, призванными управлять этими системами.

4.4.7. Человечество вступает в новый технологический уклад. Некоторые эксперты полагают, что в скором времени робототехника позволит вовсе отменить ручной труд, а современные агротехнологии — накормить весь мир. Однако, этот оптимизм несколько «отравлен» другими чертами нынешней модели развития: технологии, которые стали диктовать мейнстримные направления в последние 40 лет, ориентированы на человечество и ноосферу как замкнутые системы, что приводит к чудовищной деформации этического каркаса науки и проектирования технологий. С этим связана такая существенная черта, как искажение вектора технологического развития. То, куда движется современная инновационная отрасль в целом, может быть названо «отводным каналом развития». Западной цивилизации удалось добиться в продвижении по этому каналу заметных успехов (интернет, мобильная связь, виртуальная реальность и т.д.). Однако все это в совокупности представляет собой лишь узкую полоску внутри широкого поля возможностей развития человеческой цивилизации. Развитие узко канализировано по одной линии и, будем честными, оно зашло в тупик «информационного уклада». Параллельно было заторможено или попросту остановлено развитие в других направлениях, гораздо более важных и насущных, связанных с преодолением «замкнутости» планетарного мира и человечества как системы.

4.4.8. Итак, на Западе развитие было направлено в сравнительно узкий коридор: были развернуты интенсивные работы в области создания глобальных вычислительных сетей (прообраза Интернета), виртуальной реальности и искусственного интеллекта (далее — ИИ). Крайне симптоматично, что практически повсеместно подобные разработки курировались и осуществлялись специализированными военными ведомствами (первоначально по заказу агентства Пентагона DARPA). Есть основания полагать, что привычные для нас компьютерные технологии и индустрия компьютерных игр с самого начала разрабатывались в рамках глобального проекта по «виртуализации» реальности с целью контроля и управления сознанием человеческого социума[110]. Эта черта современных цифровых технологий как псевдо-развития, притворного развития, де факто не раскрывающего, а запирающего творческие силы человека, до сих пор является скрываемой — на месте адекватной и объективной картины стоит картина нейтральная.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.