Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





конец космического цикла, при котором катастрофа предопределена и неизбежна; 3 страница



Не бегство от Потопа (Илон Маск), не затычка для Потопа (Ник Бостром), — эти механические, плоские решения проблемы катастроф, характерные для их цивилизации, — но лишь вектор бурного развития, открывающий новые принципы и методы, подключающий внутренние резервы и возможности человека и руководимый Совестью, а не одним голым рассудком — вот что может стать рецептом спасения. Дисгармония мирового развития может быть истолкована двояко: или как неизбежный крах и признак уже неминуемого конца, или «детская болезнь» роста. Во втором случае нас ждут еще века развития и новых открытий — в таком случае Русский Ноев Ковчег как метафора обладает еще большим эвристическим потенциалом. Он становится Ковчегом не как «аварийной» технологией, а Ковчегом как подходом к развитию вообще.

Подобный ответ содержится в мощном направлении мысли, научной, философской и общественной — русском космизме. Коренное послание русского космизма — предназначенность человека разумного к негэнтропии, принципу, ставшему центральным в современных теориях саморазвивающихся систем, теории информации. У Николая Федорова эта линия была обозначена как «регуляция природы», у Вернадского как «ноосфера». Так или иначе, в основе этой идеи синтез религиозной веры и научного знания, а также искусства. В наиболее фундаментальном виде этот синтез представлен в философии «общего дела» Федорова, согласно которой человеку свойственны богоподобие, соработничество Богу (в естественнонаучной ветви космизма это свойство интерпретируется как наступление новой стадии развития природы — самосознания ею себя и затем самоуправление природой посредством человека). Преодоление смерти мыслится в первую очередь как этическая проблема, связанная с обратным обретением человеком целомудрия. В основе этого тезиса лежит не столько страх смерти, сколько ее нравственное отрицание. Для Федорова воскрешение — объективный закон истории. В этой связи рождается и мысль о покорении космоса, «отыскании новых землиц» как приготовления «небесных обителей» для воскрешаемых отцов[27]. Это родовое воскрешение, а не индивидуальное бессмертие, что прямо противоположно современному западному («атлантистскому») поиску эгоистического бессмертия — «эликсира бессмертия» — для отдельного индивидуума. Федоров предвидел такое мироощущение, выводя его из мировоззрения Декарта: «Бессмертие — как привилегия «сверхчеловеков», что есть порок нравственный и умственный».

Основоположник практической космонавтики Циолковский, как и Федоров, полагал, что в далекой перспективе «усовершенствованные сознательные существа» смогут обходиться без искусственных, технических приставок к своим органам, а человечество эволюционирует в состояние более совершенного энергетического уровня («лучевое состояние высокого порядка»)[28]. В лице Федорова, Циолковского, Забелина логика прогностической мысли русского космизма радикально противостоит современным экологическим и биополитическим идеологиям Запада и не просто их развенчивает, но весьма глубоко диагностирует.

Не будем забывать, что людьми управляют мифы, и русский космизм стал блистательным доказательством этого, придав в XX веке мощный импульс развитию космонавтики. Сегодня назрела объективная потребность в создании новой научно-технократической мифологии, которая должна вернуться к точке продуктивного синтеза с религиозным сознанием и горячим этическим поиском правды жизни.

Русский Ковчег призван осуществить переход от «постиндустриального общества» как модели развития к модели «социума Знания», в котором можно было бы преодолеть ограниченность информации как обезличенной «мертвой» стихии, нейтральной по отношению к противоположным векторам энтропии и негэнтропии человечества как социальной и «ноосферной» системы.

Неотъемлемой частью такой программы являются стратегические проекты по колонизации космоса, освоению мирового океана и морского шельфа, разработки в области новых энергетических технологий (получение и освоение новых источников энергии) и, наконец, новая образовательная программа как «технология», направленная на пробуждение и воспитание главного субъекта развития — человека-творца, способного органически воспринять в себя все лучшие достижения человеческой культуры и цивилизации.

Освоение космоса в ближайшей перспективе имеет весьма важные для планетарного развития прагматические перспективы. Сегодня, опираясь на международные научные достижения, в первую очередь на исследования специалистов США, чьи космические аппараты достигли наиболее удаленных от Земли планет Солнечной системы и их спутников, Россия как Цивилизация Ковчега считает освоение космоса перспективным средством добычи и доставки на Землю ценных природных ресурсов, но также и путем к последующему заселению (колонизации) других планет.Россия может лишь приветствовать провозглашенное в США возвращение к пилотируемому освоению космоса, видя в этом своего рода шанс Запада на изменение его нигилистического тренда скатывания на уровень Цивилизации Потопа.

СЕГОДНЯ НАЗРЕЛА ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В СОЗДАНИИ НОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ, В ПРОДУКТИВНОМ СИНТЕЗЕ НАУКИ С РЕЛИГИОЗНЫМ СОЗНАНИЕМ И ГОРЯЧИМ ЭТИЧЕСКИМ ПОИСКОМ ПРАВДЫ ЖИЗНИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ ПРИЗВАН ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД ОТ «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА» КАК МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ К «СОЦИУМУ ЗНАНИЯ», ПРЕОДОЛЕВАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЕЗЛИЧЕННОЙ «МЕРТВОЙ» СТИХИИ.

Некоторые эксперты утверждают, что космическое пространство и, в частности, естественный спутник земли Луна, могут быть использованы для хранения медленно распадающихся промышленных отходов — не только отходов ядерной энергетики, но и электронного мусора. (Этот вопрос не так однозначен, и требует изучения.) Темпы развития космической техники представляются достаточно интенсивными для достижения названных целей ранее, чем перед человечеством возникнет реальная (не надуманная) проблема перенаселенности. Искусственное торможение освоения космоса и, в частности, пилотируемой космонавтики теми же институтами или лицами, которые распространяют идеологию сокращения населения, Русский Ковчег расценивает как мизантропическое двоемыслие, антирелигию и антиэсхатологию, огульно попирающие традиционные ценности ведущих мировых цивилизаций.

 

Часть 2. Актуальность библейского мифа. Люди Потопа

Если попытаться обозначить суть предпотопного состояния на языке позитивной, прохладно-отстраненной науки, то такой формулой была бы«тупиковая ветвь эволюции», причем доходящая до некоторого предела своего самораскрытия и саморазоблачения. Но тупиковость развития в неразумной природе и в случае с человеком разумным не одно и то же. «Тупиковый» человек цепляется за жизнь иначе, чем «тупиковое» животное или растение. Поскольку речь здесь идет не о мертвой системе и не о бессловесной природе, а о человеческой жизни — главным и определяющим является как раз не физико-биологическое, а духовное и нравственное измерения. Именно на этом уровне можно увидеть черты сходства эпох, страшную историческую рифму,позволяющую говорить о глобальном доминировании в наше время людей Потопа и начинающемся новом Потопе.

В этой главе мы проанализируем мифологию катаклизма произошедшего в эпоху Ноя и попытаемся обрисовать суть тогдашнего предпотопного состояния. Оговорим еще раз: история не повторяется буквально, однако в новом Потопе ясно различимы те же типологические черты, что и в старом — нынешние люди Потопа действительно напоминают своих предшественников времен Ноя и легендарной Атлантиды, насколько можно судить по сохранившимся сведениям. Этим и обусловлена актуальность самой темы и важная для нас задача: вникнуть в скупые древние предания.

Общая география преданий о Потопе

Предание о потопе — мифоисторическая универсалия, актуальная практически для всех народов нашей планеты. Если определенное сходство ближневосточных, древнеегипетских, древнегреческих, древнеиндийских и древнекитайских преданий о потопе могло бы объясняться относительной географической близостью этих регионов, то широкая распространенность подобных мифов у коренного населения американского суперконтинента, Австралии и многочисленных островов, расположенных в центральной и западной части Тихого океана, делает такое объяснение крайне маловероятным[29]. Отправной точкой для возникновения таких преданий должны были послужить реальные исторические события, явившиеся действительным поводом к появлению на свет соответствующей «мифологической реакции».

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в рамках большинства религиозно-мифологических традиций сохраняется память не об одной, а о нескольких глобальных катастрофах, с определенной периодичностью уничтожавших жизнь на Земле. К примеру, из греческой мифологии известно, как минимум, о трех потопах: Огиговом, Девкалионовом и Дардановом. Платон в «Законах» утверждал, что Огигов потоп произошел за 10 тысячелетий до его времени. У древнегреческого писателя Истра Киренского (III в. до н.э.) встречается упоминание о четырех «великих наводнениях», одно из которых прорвало Геллеспонт, отделивший Европу от Азии.

Во многих мезоамериканских доколумбовых культурах потоп также всего лишь одна из нескольких катастроф, характеризовавшихся уничтожением человечества. Историк Дж. Вайян пишет, что, согласно общему для всех древних народов Центральной Америки представлению, мир пережил несколько эпох, каждой из которых соответствовало свое особое «солнце». Эти представления до сих пор актуальны для современных потомков автохтонного населения Центральной и Южной Америки. Арабские источники упоминают о трех потопах: локальном потопе в Египте во времена Моисея (Мусы); Всемирном потопе, произошедшем во времена Ноя (Нуха); и потопе, совершившемся «прежде существования нашего Адама».

Своего рода ядром классической легенды является месопотамская история о потопе, существующая в трех различных клинописных версиях: шумерской (наиболее древней) и двух аккадских (Эпос об Атрахасисе и Эпос о Гильгамеше). Однако человеческая память очень многих народов сохранила конкретные воспоминания об этом катаклизме, уничтожившем «старое» человечество и положившее начало «новому». В легендах разных континентов можно найти разительные совпадения значимых деталей истории Всемирного Потопа, но самое главное совпадение — сам факт спасения праведного человека со своей семьей, семенами и животными на корабле (огромной выдолбленной лодке, каноэ и т.п.), построенном по совету бога или могущественного духа. Такие мотивы встречаются на всех континентах в изобилии. Масштаб потопа везде описывается как грандиозный («волны высотою до небес»), глобальный размах событий подчеркивается. «Заблудившаяся птица долго искала землю, где она могла бы сесть, но крылья ее не выдерживали, и она падала в море» — писал о потопе Овидий. Буряты в своих легендах рассказывают, что человек взял на корабль образцы всех животных, «кроме Аргалан-Зала, Принца зверей (мамонта), который считал себя слишком большим, чтобы утонуть» — и теперь его кости находят повсюду. На разных континентах и у разных племен встречается и яркий библейский мотив выпускания птиц в конце наводнения — и это невозможно объяснить банальным бродячим литературным сюжетом.

Загадка предпотопного растления

В Библии потоп объясняется тем, что «земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11-12).

Из контекста следует, что «извращение», явившееся в конечном итоге главной причиной потопа, каким-то образом связано со следующими событиями: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога)» (Быт. 6, 1-8).

Обращает на себя внимание глубинная связь человека со всей тварью — грех человека влечет кару для всего живого на земле. Однако сказано не только о человеке, сказано именно так: «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12) — от «человека до скотов, и гадов и птиц небесных» (Быт. 6, 7). Это загадочная и наряду с тем чрезвычайно важная деталь. По всей видимости, с нею связаны не менее загадочные строки из апокрифической Первой книги Еноха, посвященные исполинам: «Исполины замыслили уничтожить людей и пожрать их. И они начали грешить и против всех птиц и зверей земных, и пресмыкающихся, ползающих по земле и животных, обитающих в воде и в небесах, и рыб морских»[30].

В данном контексте «грешить» не означает «убивать» или «пожирать», о чем в тексте книги Еноха говорится отдельно. Здесь может идти речь и о расцветших пышным цветом половых извращениях (в том числе скотоложестве). Однако, можно предположить, что в Книге Бытия и Книге Еноха подразумевается нечто куда более изощренное. Не имеем ли мы здесь дело с глухими отголосками описания последствий каких-то генетических манипуляций или искусственных мутаций, наложивших неизгладимый отпечаток на всю биосферу планеты?

Отец Даниил Сысоев в своей книге «Летопись начала» по этому поводу заметил: «Видимо, сами животные подвергались изменению из-за грехов людей, или, может быть, тогда люди знали нечто вроде генной инженерии и, научаемые демонами, извращали всю природу. Эти предположения не просто фантазия. Индейцы майя, уподобившиеся исполинам в бесопоклонстве, сумели удвоить число хромосом в хлопчатнике. Если даже они могли знать такие тайны, то тем более их знали гиганты, которых язычники за обладание бесовской мудростью считали богами»[31].

Главным источником, проливающим свет на эту сложную тему растления и порочности допотопной цивилизации, является псевдоэпиграфическая[32] традиция, связанная с именем прадеда Ноя — патриарха Еноха[33]. Хотя эфиопская, славянская и еврейская версии Книги Еноха различаются по своему содержанию, современные исследователи полагают, что они восходят к общему, неизвестному на сегодняшний момент первоисточнику[34]. В Первой книге Еноха рассказывается о падении «сынов Божиих» (ивр. Bene Elohim, Benei ha’Elohim, букв. «сыны богов», «сыновья благочестивых существ»), называемых также «стражами» или «наблюдателями» (буквально: «те, кто бдит», «бдящие»; на греческом «эгрегоры», бодрствующие), лаконично описанными в 6-й главе Книги Бытия.

Согласно апокрифической Книге Юбилеев, «стражи» были первоначально отправлены на землю с тем, чтобы наставлять людей в должном образе поведения. Впоследствии они «осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступили как сыны земли, и родили сынов-исполинов»[35]. Последние, повзрослев, стали пожирать «произведения тяжкого труда всех сынов человеческих», так что люди стали не в состоянии прокормить себя. В этой детали мы видим важное для нас указание на алчность людей Потопа и на то, что «сильные» среди них угнетали «слабых» и даже порождали тем самым нищету и голод.

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) приводит уникальные подробности грехопадения допотопных исполинов: «Если верить халдейской истории, то она повествует, что после развращения сынов Божиих, когда умножилось число исполинов, среди них началось мясоедение еще до потопа, и сии исполины столь были злы, что пожирали и человеческое мясо. <…> По нраву своему они, как рожденные в беззаконии, были злейшими из всех беззаконных людей, убийцами и насильниками; они были яры, люты, любители войны и кровопролития, горды и властолюбивы; по всей земле они преследовали людей, насилуя их, грабя и убивая. Сколь же они были неудержимы и пребеззаконны на плотское вожделение, о том нет возможности писать, так как сие нестерпимо для целомудренного уха»[36].

Из этого следует, что святителю Димитрию были известны еще более шокирующие детали, о которых он, однако же, предпочел умолчать. При этом святитель Димитрий не скрывает источника этих подробностей: «Если же кто желает уведать сие, пусть читает халдейского историографа, называемого Берозом[37], который достаточно хорошо описывает их прескверные нравы и говорит, что не было еще такого беззакония и нечистоты, которых бы не совершили те исполины. Тот же халдейский историк повествует, что исполины питались человеческим мясом. Убиваемые ими люди были им пищею. Если они ели человеческое мясо, то тем более употребляли скотское, звериное или какое-либо другое. Кроме того, они обращали в свою пищу и тех младенцев, которые выходили из утробы матери мертвыми. Все сие о них говорит Бероз, если только его сказание истинно. Они столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради их одних навел на землю Потоп, истребляя такое зло с лица всей земли; Он и прежде Потопа многих из них громом и молнией убивал, чтобы прочие убоялись, однако не было в них страха Божия и не исправлялись они, пока совершенно не погибли в Потопе»[38].

В известном на сегодняшний день собрании двадцати двух фрагментов, представляющих собой цитаты или пересказы текстов Бероса (Fragmenta, «Фрагменты») и одиннадцати фрагментов, рассказывающих о нем самом (Testimonia, «Свидетельства»), нет ничего из того, что цитирует святитель Димитрий Ростовский. Авторы настоящего доклада стали разбираться, как это могло произойти. Удалось выяснить, что многие детали повествования Бероса о потопе дошли до нас в пересказах старинных авторов, которые не попали в современные академические издания, посвященные сохранившимся фрагментам «Вавилоники». Возникает ощущение, что некоторые мотивы, известные несколько веков назад, и цитированные еще в XVIII — XIX вв., на данный момент по неизвестным причинам выпали из академического оборота.

В ЛЕГЕНДАХ РАЗНЫХ КОНТИНЕНТОВ МОЖНО НАЙТИ РАЗИТЕЛЬНЫЕ СОВПАДЕНИЯ ЗНАЧИМЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА, НО САМОЕ ГЛАВНОЕ СОВПАДЕНИЕ — САМ ФАКТ СПАСЕНИЯ ПРАВЕДНОГО ЧЕЛОВЕКА СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ, СЕМЕНАМИ И ЖИВОТНЫМИ НА КОРАБЛЕ (ОГРОМНОЙ ВЫДОЛБЛЕННОЙ ЛОДКЕ, КАНОЭ И Т.П.), ПОСТРОЕННОМ ПО СОВЕТУ БОГА ИЛИ МОГУЩЕСТВЕННОГО ДУХА. ТАКИЕ МОТИВЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ В ИЗОБИЛИИ.

Наш современник епископ Митрофан (Баданин) предполагает, что святитель Димитрий мог почерпнуть сведения о Беросе из работы итальянского монаха-доминиканца Аннио из Витербо (Джованни Нанни, 1432–1502) «Пять Книг Древностей Италии и всей земли Бероса, священника Халдейского, с комментариями Иоанна Анния из Витербо, просвещенного профессора теологии»[39]. В «Истории Армении Моисея Хоренского» рассказывается, что в III веке до н.э. первый царь Армении Вахаршак I, брат парфянского царя Аршака I, «широко установив свою власть и утвердив свое государство, пожелал узнать, кто и какие мужи владели до него Арменией». С этой целью он отыскал знатока халдейской и греческой письменности ученого сирийца Map Aбaс Катину и отправил его к брату с просьбой допустить в царский архив, располагавшийся в городе Ниневия, там, где в VII веке до н.э. располагалась знаменитая библиотека царя Ашшурбанипала: «Мар Абас, рассмотрев все рукописи, нашел нужную древнюю книгу на греческом языке, носившую название “Книга, переведенная приказанием Александра [Македонского] с халдейского на греческий язык, заключает в себе подлинные стародавние рассказы древних и предков”»[40]. В этой книге упоминались и нечестивые высокомерные исполины, «безобразные, крепкочленные и чудовищные».

Не исключено, что из того же источника происходит следующая цитата-пересказ Бероса, приведенная в книге В.Н. Демина «Тайны русского народа»: «Питаясь человеческим мясом, — пишет Берос, — ониизгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие беззакония». Далее Демин так пересказывает Бероса: «Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и его семейства. От него и пошел по новой род людской»[41].

Любопытное совпадение: в древнегреческой мифологии каннибализм (в т.ч. ритуальный!) называется главной причиной Девкалионова потопа, демонстрирующего чрезвычайно близкое сходство с Ноевым потопом. Все прочие потопы не представляли собой наказание за те или иные грехи рода человеческого, и только Девкалионов потоп считался наказанием роду человеческому, в частности, за чудовищный грех людоедства. Главный виновник Девкалионова потопа — семейство царя Аркадии Ликаона. До Олимпа дошли слухи о некоем людоедском культе. Желая проверить справедливость этих обвинений, Зевс под видом странника посетил дом Ликаона, где его угостили супом, в который к другим потрохам были подмешены внутренности человеческого ребенка. Разгневанный Зевс опрокинул стол с безбожной снедью, а Ликаона вместе с сыновьями испепелил молнией. Согласно другому варианту мифа, Ликаон выскочил из горящего дома и превратился в волка. Тогда на человеческий род Зевс наслал потоп. Культ волка-оборотня, предположительно догреческого происхождения, действительно существовал в районе аркадской горы Ликеона («волчья гора»)[42].

Полемика о «сынах Божиих»

Что касается проблемы «сынов Божиих», христианские авторы и отцы Церкви разделились в этом вопросе на два лагеря. Иустин Философ, Ириней Лионский, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий Медиоланский и другие в соответствии с Книгой Еноха полагали, что «сыны Божии» являлись ангелами, которые воплощались в человеческое тело и сходили в нем на землю. Другую интерпретацию предлагали Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит Кирский, Кирилл Иерусалимский, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, считавшие, что под «сынами Божиими» подразумевались благочестивые потомки третьего сына Адама — Сифа, которые, смешавшись с дочерьми из потомства Каина, тем самым усилили «каинитскую ветвь» в человечестве и способствовали допотопному растлению[43].

Обе эти точки зрения до сих пор присутствуют в Православной Церкви, и нельзя ни одну из них назвать доказанной. К примеру, версию Иоанна Златоуста поддерживал, хотя и с оговорками, свт. Филарет Московский, а версию Иринея Лионского — свт. Димитрий Ростовский. Из современных историков-богословов «сифитическую» версию разрабатывал такой авторитетный ученый как Е.А. Авдеенко[44]. Версию «ангелическую», развернуто изложенную в Книге Еноха, достаточно убедительно раскрыл в своем недавнем труде епископ Митрофан (Баданин), показавший, что именование «стражи», или «бодрствующие» (ἐγρἠγοροι), относится к высшим архангельским чинам[45], тем, «кои наречены были именем Стражей, которые должны были наставить сынов человеческих, чтобы творили они суд и справедливость на земле»[46]. Более выпукло, чем в русском синодальном переводе, эти мотивы просматриваются в церковнославянском тексте Священного Писания.

По мнению епископа Митрофана, авторитет сторонников версии, связанной с потомками Сифа, в особенности свт. Иоанна Златоуста на Востоке и блаженного Августина на Западе привел к исчезновению Книги Еноха из большинства церковных канонов к VIII веку. По той же самой причине подвергли остракизму и Книгу Юбилеев, или Малое Бытие[47].

Необходимо отметить, что Книга Еноха имеет как минимум огромное культурологическое значение — многие ключевые концепции, использованные в проповеди Иисуса Христа, очевидно и непосредственно связаны с терминологией и идеями, озвученными в Книге Еноха[48]. В учении Иисуса Христа и в творениях апостолов обнаруживается немало отсылок и сведений, находящих себе опору исключительно в Книге Еноха и отсутствующих в основном корпусе Ветхого Завета. Это обстоятельство породило изрядное смущение в среде европейских богословов XVIII века после возвращения в оборот этого древнего источника. Многие считали эти мотивы позднейшими вставками. Однако, обнаружение фрагментов Книги Еноха среди Кумранских свитков Мертвого моря доказало ее подлинную древность. Исследователи рукописей кумранской общины также находят немало подтверждений данной «ангелической» интерпретации «сынов Божиих»[49].

Святитель Димитрий Ростовский был уверен в том, что Книга Еноха сохранилась с глубочайшей древности: «Книгу же ту Енохову во время Потопа Ной сохранил с собою в ковчеге, и таким образом последующим умножившимся по Потопе родам стали известны Еноховы пророчества. (…) И святой Афанасий Великий в своем Синопсисе также говорит, что книга Енохова пророчества была от Потопа сохранена Ноем и им же передана потомкам. Следовательно, писание началось издревле со времен первых праотцев, бывших прежде Потопа»[50]. Как бы мы ни относились к Книге Еноха, данное мнение святителя верно: в шумерских и вавилонских сказаниях о потопе подчеркивается, что аналогичный Ною персонаж закопал в условном месте таблички с древними писаниями и знаниями, а после потопа они были выкопаны и стали достоянием людей.

Линия преемственности от Адама через Еноха к Ною представляет собой глубинную сущностную и подлинную генеалогию человечества. Не случайно, в преданиях авраамических религий сохранилась такая значимая деталь: самым ценным грузом на ковчеге Ноя были «мощи Адама», взятые по его завещанию: Адам предвидел как потоп, так и пришествие Спасителя и хотел чтобы его останки не были смыты водами катастрофы а были захоронены в центре земли, на «Лобном месте» (Галгофе), чтобы дождаться суда и спасения. Другую линию представляли люди Потопа, связанные с исполинами, принявшие их образ жизни и их порядок. Ной в течение 120 лет вел среди них проповедь, но люди Потопа лишь смеялись над ним, как гласят устные предания мусульман и иудеев.

Потоп в контексте Книги Еноха

Священное Писание в его канонических книгах мало говорит о «сынах Божиих», однако достаточно красноречиво говорит об исполинах, погибших в водах потопа: в частности, об их крайней гордыне (Прем. 14,5-6)и о том, что «в надежде на силу свою они сделались отступниками» (Сир. 16,8). Хотя они были искусны в войне и знамениты, но погибли, поскольку «не имели мудрости, погибли от неразумия» (Вар. 3,26–28), делали беззаконие, понадеявшись на свою силу и дерзость (3 Маккавеев 2, 4).

Перечислим здесь основные мотивы енохической традиции, касающиеся потопа и предпотопного состояния человечества. (Более подробно все эти дискуссионные вопросы изложены в специальном докладе-исследовании А. Комогорцева «Предпотопное состояние человечества в мифах и преданиях. Материалы для обсуждения».)

Вот как пересказывают мотивы «сынов Божиих» или «стражей» святые отцы и учители Церкви. Афинагор писал, что именно в результате падения их народились исполины. Тертуллиан приписывает этим падшим ангелам изобретение астрологии, технологии обработки дорогих камней, металлов, изготовление женских украшений. Иустин Философ в своей «Первой Апологии» говорит: «Бог вверил попечение о людях и о всем поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили свое назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов. Затем, наконец, поработили себе человеческий род, частично посредством волшебных писаний, частично посредством страхов и мучений, которые они приносили людям, а частию через научение их жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами падшие ангелы возымели горделивую нужду. Они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутство и вообще всякое зло»[51].

Св. Ириней Лионский пишет, что «сыны Божии» «научили жен силам корней и трав, равно как красильному искусству и румянам и производству дорогих тканей, волшебным средствам для возбуждения ненависти, любви, пылкой страсти и любовных обольщений, магическим повязкам, всякому фокусничеству и богоненавистному идолослужению». «И во дни Ноя Бог справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними»[52].

В раннехристианской церкви енохическая традиция обладала достаточно большим весом, поэтому и суждения о предпотопном состоянии человечества отчасти черпались из тех же источников, которые сохранялись в иудейских архивах. Согласно Первой книге Еноха, «стражи» открыли своим женам недозволенные тайны, хранящиеся на небесах «с тем, чтобы наиболее сведущие из сынов человеческих смогли применять их на практике»[53]. Благодаря этим знаниям, их потомки получили колоссальную власть над природой. В частности, как утверждается в иудейских толкованиях, они умели «охватывать небесный свод, способствуя низведению дождей» (Берешит Рабба 26:17; Сота 34б). Способность управлять дождями и водной стихией находится в достойной удивления симметрии с орудием кары, которая их постигла — Потопом. Согласно православному преданию, следующая глобальная катастрофа, которая еще не произошла, будет не «водной», а «огненной».

Метафизическое прелюбодеяние «сынов Божиих» повлекло за собой овладение знаниями, к которым человечество не было готово и которыми не умело распорядиться себе во благо. Вот как передает Енох упрек Господа, адресованный «стражам»: «Вы были на небе, и хотя сокровенные вещи не были еще вам открыты, однако вы узнали незначительную тайну и рассказали ее в своем жестокосердии женам, и через эту тайну жены и мужи причиняют земле много зла»[54].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.