Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключительный абзац



6. Заключительный абзац

Заключительный абзац не оценивается в баллах, но свидетельствует об общей культуре выпускника, поэтому не следует им пренебрегать. Он придает эссе законченный вид. Заключительный абзац может включать:
- подведение итогов аргументации («таким образом, я считаю свою позицию доказанной») и возвращение к доказываемому тезису;
- возвращение к актуальности высказывания автора;
- подчеркивание многогранности данной темы и множественности точек зрения на нее («Безусловно, высказанная мной точка зрения не является единственной. Поднятая автором проблема всегда обсуждалась, на нее существуют различные точки зрения, ценность которых определяется степенью их аргументированности»);
- синтезированный вывод (вывод, которые дополняет авторский тезис или тезис, выдвинутый выпускником).
В заключительном абзаце не следует признавать свою точку зрения единственно верной, не следует благодарить автора высказывание за что-либо (например, "за столь актуальное и важное высказывание"), не следует эмоционально призывать читателя мини-сочинения к чему-либо.
Следует учитывать, что при проверке мини-сочинения оцениваются не философские, религиозные, мировоззренческие, общественно-политические и прочие взгляды выпускника, не степень его патриотизма, не эмоциональность его призывов и советов, а умение логически рассуждать, чётко и ясно формулировать мысль, доказывать её, структурировать информацию. Цель написания эссе по обществознанию не дать совет читающему его эксперту и не выступить на политическом митинге, а показать умение мыслить. Это означает, что в завершении эссе о роли морали в жизни общества не нужно писать: "Когда у меня будет ребёнок, я буду ответственно подходить к его воспитанию и обязательно сделаю из него морального человека", в завершении эссе о роли закона в жизни общества не следует писать: "В заключении хочу призвать всех соблюдать закон и следовать ему!", а в заключении эссе о качествах политического лидера нет необходимости писать: "Слава России! И спасибо таким людям, как наш Президент".


Заключительные советы и замечания

1. Нужно ли писать эссе?
Безусловно, писать эссе необходимо, если выпускник рассчитывает не просто перейти "порог" (42 итоговых балла из 100) и не получить "двойку", а нацелен на высокие баллы. Современная структура ЕГЭ по обществознанию предполагает, что 53,8% баллов максимум можно получить за первую часть (бывшие части А и В) и 46,2% - за вторую (бывшую часть С). Эссе дает целых 6 первичных баллов - больше, чем любое другое задание во всем экзамене. При переводе в итоговые баллы эссе может "стоить" выпускнику 10-12 баллов из 100. Поэтому пренебрегать эссе желающим сдать ЕГЭ на высокие баллы недопустимо. Но важно помнить, что эссе - достаточно трудное задание, к нему нужна серьезная подготовка. Написать эссе на 6 баллов из 6 невозможно, если на ЕГЭ писать эссе первый раз в жизни. Поэтому необходимо уделить значительное внимание тренировкам в написании эссе: написать мини-сочинения на различные темы не менее 10 раз и разобрать его с учителем.

2. Субъективный фактор, и как с ним бороться
Важно понимать, что вторая часть экзамена по обществознанию (вопросы для открытого развернутого ответа) весьма субъективна в оценивании, подвержена наибольшему влиянию человеческого фактора при проверке. Сколько экспертов, столько и мнений, поэтому бывают ситуации, когда за одно и то же эссе один эксперт выставляет 6 баллов, а другой - 0. Способом преодоления субъективности оценивания выступает множественная проверка работ: каждую работу выпускника проверяют минимум два эксперта независимо друг от друга, и при расхождении в 1-2 балла выставляется более высокая оценка (в пользу выпускника), а при расхождении в 3 и более баллов работа отправляется на третью проверку, результат которой и будет окончательным. Но и его можно попытаться оспорить на апелляции, хотя при этом следует помнить, что у апелляции может быть три результата:
- отклонить;
- удовлетворить с повышением балла;
- удовлетворить с понижением балла.
Поэтому задача выпускника - понимая неизбежность субъективного фактора, позитивно настроить эксперта к своей работе. Проверка экзаменационных работ выпускников проводится на следующий деть после ЕГЭ (в первой половине июня) и проходит либо один день, либо два дня. В первом случае эксперту необходимо проверить 5-6 пакетов (по 20 работ в каждом) за один день, а во втором - 3-4 пакета каждый день. Выпускнику нужно представить себя на месте экзаменатора: когда читаешь 80 эссе в день в жаре и под камерами, делаешь это очень быстро, и каждая мелочь может сказаться на итоговой оценке. Поэтому орфографические ошибки, ошибки в фактах, неразборчивый почерк, излишний объем работы при отсутствии глубокого содержания, эмоциональная заносчивость и прочие, казалось бы, мелкие недостатки "играют" против выпускника, хотя формально и не должны оцениваться.
Положительное впечатление о выпускнике у эксперта могут сформировать:
- проявления общей текстовой культуры (например, наличие в эссе предложения об актуальности, скромность самовыражения, наличие корректного заключительного абзаца);
- уместные проявления эрудиции (например, показать знание личности автора высказывания, подобрать интересные примеры, использовать в эссе иные известные высказывания других авторов, называть учёных, внесших свой вклад в разработку выбранной темы и пр.; хотя, ещё раз напомню, что само по себе всё это не оценивается по критериям);
- умеренный объем эссе (не меньше половинки листа А4, но не желательно не более 1,5 страниц текста);
- разборчивый почерк.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.