Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Актуальность. Теоретическое содержание мини-сочинения (обществоведческие термины, теоретические положения)



2. Актуальность

После интерпретации желательно посвятить одно-два предложения обоснованию того, что поднятая автором высказывания проблема, выбранная для написания мини-сочинения, актуальна, то есть значима и в настоящий момент. Этот элемент эссе не является обязательным (поэтому не указан в критериях оценивания), но его наличие свидетельствует для эксперта об определенной коммуникационной и исследовательской культуре выпускника. Рационально эти предложения заключить в первый абзац эссе.
Впрочем, одинокая шаблонная фраза "Данная тема, безусловно, остаётся актуальной сегодня", если дальше она не продолжается обоснованием, почему же именно эта тема актуальна, если она брошена очевидно ради самой себя и соблюдения ритуала, только испортит впечатление эксперта об эссе, равно как и другие безликие фразы-клише, которые, увы, часто проскальзывают в детских работах (a la "позиция автора очевидна", "автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России / современного общества", "Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу" и т.д.). На экзамене нужно продемонстрировать свои личные умения и взгляды, а не затасканные "на каждом шагу" ритуальные фразы. Представьте себя на месте эксперта, проверяющего работы: когда в 20 работах подряд читаешь одни и те же клише, голова начинает идти кругом...

__

3. Теоретическое содержание мини-сочинения (обществоведческие термины, теоретические положения)

В формулировке критерия оценивания 29.2 "Теоретическое содержание мини-сочинения" содержится уточнение того, что под теоретическим содержанием мини-сочинения понимается объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов.
Основной способ продемонстрировать владение теоретическими знаниями по теме/проблеме высказывания - привести значение терминов, связанных с ней. Необходимо привести значения минимум двух обществоведческих терминов, связанных с выбранным аспектом высказывания, и посвятить этому второй абзац эссе. (Хотя следует уточнить, что "Методические рекомендации для экспертов" уточнют, что нет требования по количеству ключевых понятий, теоретических положений, поскольку "разные темы исходно предполагают использование неодинакового количества ключевых понятий. Сколько бы понятий ни использовал выпускник при раскрытии основной идеи, их объяснения, как и приводимые теоретические положения должны быть корректными с точки зрения научного обществознания (без ошибок)".
Этот абзац можно начать следующим образом: «Прежде, чем начать размышления по этой теме, необходимо определить значение основных терминов, связанных с ней» или «Известно, что...» и дальше привести значения основных терминов. Например, к цитате «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» следует привести значение терминов «мораль», «характер», «социализация». Также, к примеру, в контексте цитаты «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга) из досрочного ЕГЭ 2018 года можно привести значение терминов «общественное развитие», «общественный прогресс», «критерий общественного прогресса», «мораль». Определения понятий приводятся научным языком, корректно, не на уровне "бытового" мышления.
Иногда чтобы раскрыть содержание высказывание необходимо не только привести определения обществоведческих терминов, но и назвать различные виды, функции, признаки обществоведческих явлений, связанных с темой, сравнить данное явление с другими, выделив сходства и различия. Например, для раскрытия темы высказывания «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» можно привести различия между характером и темпераментом, а для раскрытия смысла высказывания «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» - привести несколько различных критериев общественного прогресса. Приводить виды, функции, признаки и другие теоретические положения по теме высказывания следует кратко, ёмко, "без фанатизма", чтобы мини-сочинение не превратилось в учебник или энциклопедическую статью по этой теме.
В целом для того, чтобы получить желаемые 2 первичных балла из 2 возможных по критерию "Теоретическое содержание мини-сочинения" необходимо в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного сформулированного тезиса привести связанные между собой объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. Подчеркнем, что объяснения, теоретические положения, рассуждения, выводы должны быть связаны между собой. Эта связь может быть предъявлена разными способами, в том числе и с помощью проведения аналогий, использования метафор, ассоциативных сравнений.
Таким образом, следует использовать два способа раскрытия теоретического содержания мини-сочинения:
1) привести определения понятий, связанных с темой;
2) кратко и ёмко привести несколько теоретических положений (видов, функций, структуры и т.д.), связанных с темой.
Учитываем, что 0 баллов за теоретическое содержание мини-сочинения выставляется в следующих случаях:
- смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания;
- приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.