Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Собственная позиция выпускника (тезис)



4. Собственная позиция выпускника (тезис)

После определения поднятой автором темы/проблемы, его позиции и основных терминов необходимо высказать собственное мнение - мнение выпускника по выделенному аспекту высказывания. Желательно выбрать одно из двух:
- согласие с позицией автора;
- несогласие с позицией автора.
Иногда выпускники выбирают позицию частичного согласия с мнением автора, но написать мини-сочинение в таком ключе - очень трудная задача. Как правило, выпускники путаются в аргументации и совершают другие логические ошибки, поэтому проще выбрать четкую позицию: поддержать мнение автора или попытаться оспорить его. При этом обязательно указать, с чем именно в позиции автора высказывани вы согласны или не согласны, т.е. написать не просто "трудно не согласиться с автором", а добавить: "в том, что" и указать конкретный тезис автора высказывания. Эта часть эссе очень важна, поскольку именно в ней выпускник формулирует тезис, который далее ему нужно будет доказывать, аргументировать. Приводимые далее аргументы и примеры обязательно должны быть логически связаны с приводимым тезисом, поэтому следует очень внимательно подойти к формулировке тезиса.

_

5. Доказывание собственной позиции выпускника (аргументы и примеры)

Доказательство позиции выпускника состоит из двух частей: аргумент(ы) и примеры. Важно отличать одно от другого.
1) Аргумент - мысль, логически доказывающая позицию выпускника. Аргумент представляет собой теоретическое высказывание, служащее доказательством тезиса. Как правило, аргумент - это обобщённое суждение, содержащее некое универсальное утверждение, а не конкретный факт. Аргумент должен быть чётко логически связан с тезисом и обладать необходимой убеждающей силой. Аргументация может быть прямой, а может выстраиваться в логике "от обратного". В мини-сочинении по обществознанию лучше привести 2 аргумента в защиту позиции выпускника и каждый из них доказать одним примером.
2) Пример - конкретный факт (описанное событие), доказывающий приведённый выше аргумент. Пример, в отличие от аргумента, всегда конкретен - он содержит описание того, что именно произошло с таким-то человеком в такой-то ситуации или произошло в такой-то стране в такой-то момент и т.д.

На данный момент четко определены особенности приведения примеров в эссе по обществознанию:

1) Примеры должны быть чётко, явно логически связаны с раскрываемым аспектом выбранного высказывания (т.е. с тезисом, который сформулирован выпускником) и с приведённым аргументом. Следует учесть, что специальным критерием оценивается логика, обоснованность рассуждений выпускника (если таковые рассуждения имеются): насколько его рассуждения, выводы последовательны и непротиворечивы, обоснованы и достоверны с точки зрения научного обществознания. Критерии оценивания мини-сочинения чётко определяют, что если "ни один из приведённых фактов/примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом", то за него выставляется 0 баллов (равно как и за отсутствие фактов/примеров). Должна быть очевидной содержательная связь приводимого примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. Это означает, что если, например, выпускник, увидев слово «преступление» или словосочетание «нарушение закона», начнет приводить примеры (даже развернутые) преступлений без выхода на идею затронутой темы, то такие примеры не будут засчитаны, поскольку обязательно должна быть смысловая связь с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

2) Примеры должны быть сформулированы развёрнуто, т.е. могут носить назывной характер. Не будет зачтено следующее доказательство: "В качестве примера могу привести Великую Отечественную войну", если далее выпускник не уточнит, какой именно аспект войны, какие именно события служат подтверждением его аргумента и почему именно они его подтверждают. В критериях записано: если "ни один из приведённых примеров/фактов не сформулирован развёрнуто", за примеры выставляется 0 баллов. В памятке эксперта так и указано: "Выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера. Написав, например, "Примером этого может служить моя мама" или "Иван Грозный", выпускник не приводит примеров, которые могут быть засчитаны. Это произойдет лишь в том случае, если выпускник развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) опишет, почему пример с его мамой или Иваном Грозным иллюстрирует то или иное сформулированное им положение, рассуждение, тот или иной вывод".

3) После уточнения формулировки задания и критериев оценивания в сентябре-октябре 2019 года с ЕГЭ-2020 в мини-сочинении по обществознанию допускаютсяпримеры из трех источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб (т.е. современные политические, геополитические, экономические, социальные, духовные события, новости шоу-бизнеса, связанные с современной экономической географией события и т.д.) (следует учесть, что указания источника фактов современной общественной жизни, т.е., например, конкретного СМИ, социологической службы и т.п., в мини-сочинении не требуется);
– из личного социального опыта выпускника, в том числе события из его жизни и жизни его родственников/знакомых, а также прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др. (из художественного произведения необходимо привести в пример конкретного персонажа или ситуацию, сюжетный поворот) (следует учесть, что информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования);
– из истории, включая непосредственно историю стран и народов (политическую, экономическую, социальную, историю культуры), а также историю литературы и искусства, историю различных наук (физика, биология, химия, математика, экономика, политология и др.) и техники. Два примера из двух различных учебных предметов, связанных с их историей, будут оценены как однотипные (например, факт из физики XIX века и географическое открытие XVIII века). Таким образом, приведённые выпускником примеры открытия Д.И. Менделеевым периодического закона в 1869 году, создания в 1947 году М.Т. Калашниковым его знаменитого автомата, крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988-989 годах, женитьбы Ивана Грозного на А.Р. Захарьиной-Юрьевой в 1547 году, отказа Л.Н. Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году будут оценены как относящиеся к одному источнику (значит, принесут 1 первчиный балл из 2 желаемых по критерию 29.4).
По указанию руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лисковой, грань между событиями общественной жизни современного общества и событиями истории (т.е. между первым и третьим источником информации) следует искать в учебниках истории: что в них ещё не успело войти), то относится к современной общественной жизни.

4) 2 первичных балла за примеры в мини-сочинении можно получить только в том случае, еслиприведены два примера из двух разных источников информации из трёх указанных выше. Таким образом, допустим, один пример из истории и один пример из литературного произведения принесут 2 балла (например, один пример связан с сюжетом и героями романа-эпопи М.А. Шолохова "Тихий Дон", а второй пример - с биографией самого М.А. Шолохова, например, его деятельностью в годы революции и гражданской войны, присуждением ему Нобелевской премии по литературе в 1965 году и т.д.). Два примера из двух разных литературных произведений, два исторических примера или два примера из современной общественной жизни будут засчитаны как однотипные и принесут выпускнику лишь один балл из двух возможных. Здесь одна из самых распространённых ошибок выпускников: многие приводят оба примера из двух разных литературных произведений (события, происходящие с героями двух разных литературных произведений), за что получают 1 балл из 2 возможных по критерию 29.4.

5) Крайне нежелательны примеры из личной жизни или бытовые примеры из серии "в моей деревне", "в моей школе" и пр., поскольку такие примеры демонстрируют узкий кругозор и обыденный (бытовой) тип мышления выпускника, тогда как нужно продемонстрировать на экзамене научное мышление. Критерии оценивания мини-сочинения указывают, что формально примеры из "личного социального опыта" выпускника, его "собственные наблюдения", "события из его жизни и жизни его родственников/знакомых" могут быть засчитаны в качестве одного из двух примеров, но здесь следует учесть тонкость: приводимый из личной жизни выпускника пример может оказаться излишне простым, что будет свидетельствовать о бытовом, а не научном уровне мышления, тогда как на экзамене необходимо демонстрировать именно научный уровень мышления. На практике бытовые примеры из личной жизни выпускника и его близких обычно оказываются слишком примитивными (например, доказательство: "Первый пример - я... Второй пример - я... Третий пример - моя мама...", скорее всего, принесет 0 баллов) или неконкретными (например, доказательство: "Я где-то давно видел, что одна девочка..." оказывается слишком расплывчатым, чтобы быть засчитанным). Отсюда два вывода: либо формулировать примеры из своей жизни и жизни окружающих предельно аккуратно, корректно, обязательно с использованием научных обществоведческих терминов, либо вообще избегать историй из личной биографии и под "личным социальным опытом" понимать "прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, театральные постановки" и др., а не примеры из биографии выпускника, его родственников и друзей, соседей и т.д.

6) В мини-сочинении не засчитываются абстрактные примеры про гражданина N, город N или государство N. Допускаются абстрагированные модели социальных ситуаций, к примеру: новости о скором подорожании гречневой каши могут привести к резкому повышению спроса на неё в населённом пункте или государстве, а также повышению цены. Но злоупотреблять абстрактными примерами в мини-сочинении по обществознанию не следует, поскольку проверяется уровень мышления, его кругозор.

7) Не допускаются примеры, содержащие только общие фразы: например, "кто-либо" "где-либо" "сделал что-либо". Пример всегда конкретен, поэтому выпускник должен вместо этих слов подобрать конкретные факты.

8) Также следует избегать ошибок. Во-первых, как уже указывалось выше, наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к потере 1 из 6 первичных баллов за эссе. Во-вторых, примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приводящие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании исторического, литературного, географического и другого материала, не зачитываются при оценивании. Очень обидно проверять вроде бы весьма неплохое сочинение, в котором вдруг Пушкин оказывается автором "Мёртвых душ", Кутузов вместе с Александром I брал Париж и т.д.

_



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.