Раскрытие смысла высказывания (интерпретация)
1. Раскрытие смысла высказывания (интерпретация)
Интерпретация (раскрытие смысла высказывания) - очень важный, ключевой элемент эссе по обществознанию, поскольку при ее отсутствии или серьёзной ошибке в ней выставляется 0 баллов за всё эссе в целом. "Методические материалы для экспертов" указывают: если выпускник в принципе не понял (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не выделил хотя бы одну основную идею или не сформулировал хотя бы один тезис, то эксперт выставляет 0 баллов по всем критериям и ответ дальше не проверяет. Именно поэтому рекомендуется начинать эссе не с раскрытия точки зрения выпускника ("я согласен" или "я не согласен" с автором высказывания), а с интерпретации, чтобы у проверяющего эксперта не возникало проблем с её поиском в тексте эссе. Не следует начинать эссе с высказывания собственной позиции: соглашаться или не соглашаться с позицией автора можно только после того, как выпускник чётко определил, о чём говорит автор, какова его позиция и каковы границы поднятой им темы.
Задача интерпретации - объяснить смысл выбранного выпускником высказывания (цитаты), выделить его тему, проблему, перевести на язык обществоведческих понятий. Раскрытие смысла предполагает верное выделение одной или нескольких основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или формулировку тезиса в контексте высказывания, который требует обоснования. Несмотря на кажущуюся легкость задачи, с интерпретацией часто возникают проблемы. Советы по интерпретации: 1) Минимально повторять слова автора (лучше этого вообще не делать) и максимально перефразировать его высказывание, но при этом не потерять смысл высказывания и искусственно не приписать ему смысл, которого в высказывании нет. Так, к высказыванию И. Шевелева: «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» (из ЕГЭ-2015) недопустима интерпретация: «По мнению автора, моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь». Она принесет выпускнику 0 баллов за все эссе, поскольку, согласно критериям, ошибка в интерпретации или ее отсутствие не позволяет эксперту оценивать остальное эссе. 2) В интерпретации необходимо перевести выбранное высказывание на язык обществоведческих понятий. Часто в приводимых цитатах их авторы простым или образным языком описывают события, явления и процессы, которым в обществознании даны научные определения, но не используют сам научный термин, всего лишь как бы "намекая на него". Выпускнику надо уметь увидеть этот "намёк" и своей интерпретации использовать научные понятия. Например, к высказыванию П.С. Гуревича «Известно, что человек …нуждается в чувстве локтя, в принадлежность к семье, группе, социальному коллективу» можно дать следующую интерпретацию: «В данной цитате известный отечественный философ, социолог и культуролог П.С. Гуревич говорит о значимости социальных потребностей в жизни человека». Как видно из примера, автор имел в виду именно социальные потребности, но не употребил сам этот термин. Его-то и нужно выпуснику упомянуть в интерпретации. 3) Интерпретацию удобно формировать из двух частей: первая часть - проблема или тема, которую поднимает автор, вторая часть - его мнение об этой проблеме. Например, к цитате известного американского дипломата ХХ в. Г. Киссинджера «Глобализация уже привела не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку» можно дать следующую интерпретацию: «Автор касается проблемы последствий глобализации и утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире». Как видно из примера, в данном случае соблюдена двойная структура интерпретации:
ТЕМА / ПРОБЛЕМА
| МНЕНИЕ АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ / ПРОБЛЕМЕ
| «Автор касается проблемы последствий глобализации»
| «Автор утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире»
| _ 4) Как правило, все высказывания можно интерпретировать одним из пяти следующих способов:_
ПРИЁМ
| ЦИТАТА
| ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ
| а) автор подчеркивает взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияниекаких-либо понятий / процессов / явлений
| «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б.М. Теплов)
| В данном высказывании автор подчёркивает взаимосвязь между формированием способностей и деятельностью. Он считает деятельность одним из основных факторов развития способностей
| б) автор противопоставляетдва различных понятия / процесса / явления, подчёркивая различия между ними
| «Моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь» (И. Шевелев)
| В данном высказывании автор противопоставляет моральные принципы и характер человека, указывая, что если первые закладываются в человеке раз и навсегда в детстве и представляют собой статический элемент, то второй складывается на протяжении всей жизни и представляет собой элемент динамический
| в) автор говорит о сущности понятия / процесса / явления
| «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)
| В своём высказывании известный русский литературный критик и мыслитель XIX в. В.Г. Белинский касается сущности процесса социализации и его влияния на становление человека. По его мнению, в подлинном смысле человеком человек становится именно в процессе социализации, т.е. благодаря включенности в общество
| г) автор раскрывает признак (черту, особенность, одно из проявлений, последствие) понятия/процесса/явления
| «Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны» (С. Левис)
| В своём высказывании автор касается двух важных свойств рекламы: её экономичности и эффективности. По его мнению, благодаря этим качествам реклама является важным фактором формирования спроса вне зависимости от реальных потребностей потребителей
| д) автор раскрывает функцию понятия/процесса/явления
| «Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)
| В данном высказывании знаменитый американский миллиардер и медиа-магнат Д. Трамп раскрывает социально-статусную функцию семьи, которая заключается в передаче детям богатства, статуса, профессии родителей. По мнению автора, семья является важным социальным лифтом
| _
5) Интерпретация должна быть точной, то есть не выходить за рамки цитаты, не приписывать автору мысли, которые он не вкладывал в свои слова, но и не сужать мысль автора до только одного из ее аспектов.
6) Лишним не будет проявить эрудицию и ненавязчиво, но грамотно показать эксперту свой уровень эрудиции, упомянув несколько слов об авторе цитаты. Главное - не сделать ошибки, поскольку, согласно критериям, фактические ошибки в эссе не дают возможность эксперту засчитать приведённые примеры. Задание не требует приведения фактов биографии, характеристики научных, политических и иных взглядов автора выбранного высказывания, подкрепления своих аргументов цитатами известных людей. Наличие подобной информации не оценивается, а ее отсутствие не является основанием для снижения оценки, но при этом краткое и грамотное упоминание элементов такой информации может сформировать у проверяющего эксперта позитивное представление об интеллектуальном уровне выспускника. При этом нужно понимать, что указание или неуказание каких-либо фактов биографии автора высказывания не оценивается по критериям, а влияют только на общее отношение проверяющего эксперта к работе выпускника (что, впрочем, иногда оказывается очень важным). Оцениваются такие факты только в одном случае: если они позволяют раскрыть смысл высказывания или привести аргумент или пример в защиту высказанной точки зрения. Авторы ЕГЭ специально подчёркивают это в официальных "Методических материалах для экспертов": "Темами мини-сочинения выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и настоящего. Имена ряда из них, а подчас и некоторые факты биографии, могут быть знакомы учащимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебных источников информации. Следует ли приводить такие сведения в экзаменационной работе? В одном только случае – если это прямо «работает» на раскрытие темы. Например, выпускник выбрал в качестве темы мини-сочинение одно из высказываний А.Ф. Кони о равенстве людей перед законом. Рассмотрим возможные варианты ответа: 1) выпускник достаточно подробно пересказал биографию автора высказывания (готовил реферат на уроке истории), затем перешел к раскрытию темы мини-сочинение вне связи с предыдущей частью; 2) учащийся никак не отреагировал на авторство высказывания; 3) экзаменуемый отметил, что А.Ф. Кони был известным отечественным юристом в дореволюционной России, отстаивал демократические принципы правосудия, о чем свидетельствует и приведенное высказывание; такую позицию можно считать прогрессивной и актуальной и сегодня, что должны подтвердить последующие рассуждения. Первый вариант ответа вряд ли что-то может прибавить к общей оценке работы, поскольку задание не содержит требования раскрывать биографию или взгляды авторов суждений, и наличие / отсутствие фактов биографии автора никак не учитывается при оценивании. По этой же причине оценка не может быть снижена и в тех случаях (их подавляющее большинство), которые отражены во втором варианте. Третий вариант ответа, несомненно, должен пойти «в зачет выпускнику», повысить оценку работы, поскольку таким образом выпускник показал понимание смысла высказывания". 7) Следует понимать, что не бывает одной единственной верной интерпретации. К одной цитате можно привести несколько "правильных" интерпретаций.
__
|