Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 5 страница



Меня заинтриговало то, с каким коварством ввергала в соблазн эта фигура. Он воплощал в себе плотскую чувствен-

ность, сексуальность и агрессию, которые придавали тако­му бледному и заискивающему эго Мэри так необходимые ей цвет и глубину. Только в подчинении у своего «демона-любовника » Мэри имела возможность потерять контроль. Более того, эту «капитуляцию» перед тотально отвергае­мыми плотскими страстями она могла объяснить своей сла­бостью, по крайней мере, ее внутренний демон «говорил » ей так.

Однако ценой этих повторяющихся «капитуляций» было то, что Мэри никогда не получала той «полноты », ко­торую она искала. Как раз наоборот, ее полуночные свида­ния с дьяволом обжорства были равносильны повторяющим­ся актам сексуального и физического насилия. В утреннем свете, протрезвев, она чувствовала себя опустошенной — ее надежды были уничтожены, диета нарушена, ее отношение ко мне и к терапии находилось под угрозой чувства вины. Паттерн, который она проигрывала снова и снова, был поис­тине «порочным».

На следующем сеансе Мэри рассказала о важном сно­видении, приведенном здесь от первого лица. Этот сон со­общает нам подробности о ее внутреннем демоне-любов­нике.

Я прохожу регистрацию в какой-то больнице вместе с моей подругой Патти (Патти — это молоденькая, со­всем невинная новенькая медсестра, с которой Мэри вместе работает). Мы здесь для того, чтобы пройти ка­кую-то процедуру, может быть, сдать кровь на анализ или что-то вроде этого. Я не уверена. Повсюду сложная современная аппаратура, множество приборов и т. п. Доктор в белом халате, провожающий нас в здание боль­ницы, очень любезен. Однако как только мы входим в зал, туда, где у нас должны взять кровь, я начинаю чув­ствовать беспокойство: здесь явно что-то не так с дру­гими пациентами. Они все погружены в транс или в по­хожее состояние — они как зомби. Их существо, душа отсутствует. Я понимаю, что мы обмануты! Доктор за­манил нас в ловушку. Это место похоже на концентра­ционный лагерь! Вместо того, чтобы взять у нас кровь на анализ, он собирается ввести нам внутрь какую-то сыворотку, которая превратит и нас в зомби. Меня ох­ватывает чувство безнадежности: отсюда нет выхода. Никто нас не услышит. Здесь нет телефонов. Я думаю: «Боже мой! Моя мамочка умрет, и они не смогут оповес­тить меня!» Я слышу приближающиеся шаги доктора, вхо­дящего в зал, и просыпаюсь вся в поту.

Интерпретация и теоретический комментарий

Итак, здесь мы имеем дело с последствиями ряда вне­шних и внутренних психологических «событий», которые указывают на раннюю травму и ее защитные механизмы. Во-первых, имеется раннее травматическое отвержение, которое мы с Мэри раскрыли. Затем — сновидение о ре­бенке, лишенном матери, в ужасе улетающем в космос. Это сновидение появилось в связи с темой отвержения. Затем последовал «прорыв » в переносе запретных чувств зависи­мости, потом — неистовое сопротивление этим чувствам (вводящий в соблазн голос демона), именно оно лежало в сердцевине отреагирования через переедание. И наконец, сновидение о докторе-Трикстере, который заманивает ее в больницу с зомби — фоном в этом сновидении звучит мысль: «Мамочка умрет и... я не узнаю об этом». Я бы попросил читателя иметь в виду все эти темы, в то время как я приведу краткий обзор работ, освещающих природу тревоги и рас­щепления в случае ранней травмы.

Природа тревоги Мэри

Первое, что могло бы помочь нам в понимании этого случая, это представление о природе тревоги Мэри. Как Винникотт, так и Кохут указывали на то, что некоторый уровень немыслимой тревоги зарождается на симбиотичес-кой стадии детского развития, когда ребенок всецело зави­сит от матери, которая играет для него роль своего рода внешнего органа метаболизации психологического опыта. В этом случае мать служит связующим звеном между пси­хикой ребенка и переживанием, что особенно важно при переработке тревоги. Это похоже на то, как будто ребенок дышит психологическим кислородом «легкими», которые дает ему мать. Что же случается, когда мать внезапно исче­зает? Винникотт так описывает эту ситуацию:

... [для ребенка] ощущение присутствия матери длится х минут. Если мать отсутствует в течение более чем х ми­нут, ее имаго исчезает, и вместе с ним младенец теряет способность использовать символ единства. Ребенок по­гружается в состояние дистресса, однако вскоре этот дистресс снимается, потому что мать возвращается че­рез х+у минут. В течение х+у минут с ребенком не про­исходят драматические изменения. Однако через x+y+z минут ребенок становится травмированным. Через x+y+z минут возвращение матери не улучшает изменен-

ного состояния ребенка. Травма подразумевает, что ребенок пережил разрыв жизненного континуума, жиз­ненной целостности, поэтому, начиная с этого момен­та, примитивные защиты организуются таким образом, чтобы предотвратить повторение переживания «немыс­лимой тревоги» или возвращения острого состояния спутанности, обусловленного дезинтеграцией нарож­дающейся структуры эго.

Мы должны иметь в виду, что подавляющее число мла­денцев никогда не переживали x+y+z единиц деприва-ции. Это означает, что большинство детей не несут че­рез всю свою жизнь груз опыта состояния безумия. Безумие здесь означает просто распад всего того, что составляет личную целостность существования. Вос­становившись после x+y+z единиц депривации, ребе­нок вынужден теперь вновь и вновь постоянно подав­лять источник тревоги, корни которого лежат в нарушении непрерывности личного начала.

(Winnicott, 197lb: 97; курсив оригинала)

В случае Мэри, ее давно забытое переживание x+y+-z депривации отразилось в сновидении, в котором малень­кая девочка в беззвучном крике, раскинув руки, уплыва­ла в открытый космос, лишенная снабжения кислоро­дом — в отсутствии связи с «материнским» кораблем. Тревога по поводу утраты связи с матерью вернулась во втором сновидении, где сновидица была завлечена в боль­ницу с зомби. Центральным здесь является чувство тре­воги о том, что она не узнает о смерти своей матери. И снова Винникотт учит нас, что большинство страхов такого рода на самом деле являются зашифрованными воспоминаниями о некоторых событиях, которые име­ли место до того, как завершилось формирование эго (см. Winnicott, 1963: 87). И если мы посмотрим с этой точки зрения на содержание сновидения Мэри, то смо­жем предположить, что «смерть» ее матери является чем-то, что уже много раз эмоционально переживалось ею, даже если Мэри «не знала об этом », даже если ее насто­ящая мать была все еще жива. Другими словами, больни­ца с живыми мертвецами — это место, где ее подвергнут анестезии, чтобы она не чувствовала боль утраты после смерти матери, место, где разорвутся все психологичес­кие связи, соединяющие ее с этим фактом. С этой зада­чей справится доктор-Трикстер: он введет свою изменя­ющую сознание сыворотку.

Переведя это на язык Юнга, мы могли бы сказать, что «немыслимый » уровень тревоги возникает в том случае, когда попытка очеловечивания архетипических энергий тер­пит неудачу и ребенок остается на милость архетипа Ужас­ной и Хорошей Матери. Однако этот язык w<? позволяет уловить эмоциональную суть переживания ребенка, ко­торый теперь стал нашим пациентом. Хайнц Кохут по­дошел еще ближе к сути проблемы, когда назвал эту трево­гу «тревогой дезинтеграции ». Он говорил, что эта тревога «является самой глубокой тревогой, которую может испы­тывать человек» (Kohut, 1984:16). Она угрожает тоталь­ной аннигиляцией самой человечности — полным разруше­нием человеческой личности. Мы могли бы сказать, что на выручку приходит архетипическая «сила», предотвращая это разрушение. Эта архетипическая сила представляет за­щитную систему самосохранения, которая гораздо более архаична и опустошительна, чем обычные защитные меха­низмы эго. Мы могли бы представить эту фигуру как «Ми­стер Диссоциация » собственной персоной — эмиссар тем­ного мира бессознательного, воистину сам дьявол. Мы находим его в двух эпизодах в материале Мэри — во-пер­вых, это дьявольский «голос» ее пристрастия к перееда­нию и, во-вторых, это доктор-Трикстер, заманивающий ее в больницу с зомби, где она будет навечно изолирована от своей жизни и от «смерти » матери. Мы вернемся к этим образам через некоторое время.

Два уровня внутреннего мира травмы

Мы должны отдавать себе отчет в том, что тревога де­зинтеграции, которую испытывала Мэри на телесном уров­не, берет свое начало в самом раннем детстве, когда еще не сформирована структура связного эго. Поэтому эта трево­га, возникая вновь, несет угрозу фрагментации личности. Диссоциация, призванная предотвратить эту угрозу, арха­ичнее и глубже, чем более «доброкачественные » формы дис­социации, сопутствующие невротическому конфликту. В случае невротика возвращение диссоциированного тене­вого материала тоже вызывает тревогу, однако в этом случае материал может быть принят и интегрирован, что приводит к внутреннему conjunctio oppositorum* и большей целост­ности личности. Это происходит потому, что у невроти­ка имеется место внутри структуры его личности, где

* Соединение противоположностей (лат.) 3 Калшед Д.

он мог бы хранить вытесненный материал. С людьми, пе­ренесшими травму, дело обстоит иначе. Что касается этих пациентов, отторгнутый материал не имеет у них психичес­кой репрезентации, а «отсылается » на соматический уро­вень или переводится в дискретные психические фрагмен­ты, между которыми возводятся амнестические барьеры. Никогда этому материалу не будет позволено вернуться в сознание. В этом случае coniunctio oppositorum становится самым пугающим из всех возможных вариантов. Таким об­разом, диссоциация, необходимая для того, чтобы в случае травмы уберечь пациента от катастрофы, является более глу­боким, архетипическим расщеплением психики.

Атака на переходное пространство и замена на фантазию

Мы могли бы представить это дьявольское имаго дей­ствующим в двух областях опыта для того, чтобы добиться своей цели разделения переживания на части. Одной из этих областей является переходное пространство между эго и внешним реальным миром. Вторая область — внутреннее символическое пространство, разделяющее различные ча­сти внутреннего мира. Действуя между эго и внешним миром, дьявольская фигура пытается инкапсулировать лич­ность в некой сфере (buble), препятствующей-установле-нию отношений зависимости и поддерживающей состоя­ние самодостаточности. «Переходная зона» между «я» и внешним миром, в которой действует эта фигура,— именно та область взаимодействия (interfase), где Мэри испытыва­ла свою тревогу до того, как было сформировано ее эго. Винникотт помог нам понять, что в тот момент, когда имеет место «немыслимая » травма, происходит нечто ужасное в этом переходном пространстве. Здесь мы имеем не только расщепление эго (типичная шизоидная позиция), но и со­ответствующее ему расщепление в «потенциальном про­странстве » — там, где личность живет между иллюзией и реальностью. Это «переходное пространство » представля­ет собой особую область, в которой ребенок учится игре и использованию символов.

Повторяющееся переживание травматической трево­ги закрывает возможность использования переходного пространства, убивает символическую активность творчес­кого воображения, заменяя ее тем, что Винникотт назвал «фантазирование» (Winnicott, 1971b). Фантазирование по Винникотту — это диссоциативное состояние, которое не

является ни воображением, ни жизнью во внешнем мире, но представляет собой меланхолическое самоублажение, некий компромисс, длящийся вечно,— защитное исполь­зование способности к воображению на службе у тревож­ного избегания. Моя пациентка Мэри не раз была завлече­на в это преддверие ада своим тоскующим демоном самоублажения. В печали она создавала воображаемый иде­ализированный образ матери, какой та реально никогда не была, переписывая историю, стараясь любой ценой отвер­гнуть свои подспудные отчаяние и ярость.

Учитывая эти соображения, психотерапевт, работая с пациентами типа Мэри, должен быть очень осторожен в раз­личении подлинного воображения и фантазирования, кото­рое является самоублажением, исходящим от демона. Это самоублажение, на самом деле, равносильно гипнотическо­му трансу — бессознательное соскальзывание в состояние недифференцированности, бегство от осознания своих чувств. В данном случае тяжелая работа сепарации, необхо­димая для достижения «целостности »', подменяется уходом в «одиночество ». Это не защитная регрессия, обслуживаю­щая эго, как нам хотелось бы думать, это «злокачественная регрессия »2, которая удерживает часть «я » пациента в ауто-гипнотическом сумеречном состоянии3 для того, чтобы (как полагает дьявольская фигура) обеспечить выживание паци­ента в качестве человеческой личности.

В материале сновидений пациентов, перенесших психи­ческую травму, охраняемый личностный дух часто представ­лен в образах невинного «ребенка » или животного, которые появляются в тандеме с оберегающей стороной нашей систе­мы самосохранения. Например, это может быть выражено образом умирающего ребенка, призывающего свою мать, тот же образ воплощается ночным рандеву Мэри с ее демоном обжорства. Если встать на точку зрения выживания пациент­ки, то даже ее демон обжорства предстанет неким ангелом-хранителем, оберегающим депривированную часть и заботя­щимся о ней (питая ее суррогатами) до тех пор, пока беззащитное существо уже больше не захочет покинуть свою комфортабельную тюрьму и вступить во внешний мир (или снизойти в тело). В данном случае мы имеем дело со структу­рой психики, которая является инфантильной и, в то же вре­мя, весьма зрелой, невинной и искушенной одновременно.

Психотерапевты, которые работали с пациентами, по­хожими на Мэри, подтвердят, что, с одной стороны, эти пациенты крайне уязвимы, безынициативны и инфантиль-3*

ны, а с другой — высокомерны, надуты, самонадеянны, все на свете знают и проявляют сильное сопротивление. Сло­жившаяся в результате инфляции (inflated) внутренняя за­щитная структура типа «король-дитя >> или «королева-дитя» представляет собой неосвященный (unholly) брак между заботящимся «я » и его инфантильным объектом. В отсутствии подлинно удовлетворительного раннего опы­та зависимости задача отказа от внутреннего всемогущего союза «я »/объект представляется для пациентов чрезвы­чайно трудной4.

Применительно к нашему случаю это означало бы, что Мэри должна была бы отказаться от своих самоохра­нительных иллюзий, в которых она и ее мать существова­ли в неком блаженном двойственном союзе, погруженные в благостность и невинную «любовь », не нуждающиеся в ком-то еще (включая и психотерапевта). Она должна была бы позволить ужасающей реальности действительного от­вержения ее реальной матерью, так резко контрастирую­щей с иллюзорной Хорошей Матерью, которой у нее ни­когда не было и не будет, войти в мир комфортной иллюзии, созданный в ее мечтах. Она должна была бы так­же отгоревать по поводу своей непрожитой жизни, кото­рую ее система самосохранения отсекла от нее. Это озна­чало бы, что она должна принести в жертву как свою богоподобную самодостаточность, так и требования не­винности, связанные с ней. Используя терминологию Ме-лани Кляйн, она должна была бы оставить свои маниакаль­ные защиты и начать горевать по потере объекта, вступив в «депрессивную позицию».

Однако нам известно, что для начала этого процесса требуется освобождение большой массы ярости и агрес­сии — именно это я чувствовал в своей реакции контрпе­реноса на эпизод с перееданием Мэри. Можно сказать, что я начал борьбу с ее демоном, с нашей дьявольской фи­гурой. Я чувствовал хватку, с которой он удерживал Мэри, его ненависть и подозрение по отношению ко мне. Я смог увидеть его также в образе дьявольского доктора-Трик-стера из сновидения Мэри про больницу с живыми мерт­вецами: то, как он завлек сновидческое эго в мнимое место исцеления, которое превратилось в зону концентрацион­ного лагеря, наполненную обескровленными духами, ут­ратившими свою человеческую сущность, отравленными «зомбирующей сывороткой»5, уничтожающей человечес­кое начало.

Диссоциация и атаки на связи во внутреннем мире

В сновидении Мэри доктор-Трикстер завлекает ее в больницу под предлогом сдачи крови для анализа. Тем вре­менем он «намеревается » превратить ее в зомби — забрать ее «сущность >>, погрузить ее в транс. В этом состоит одна из важных функций диссоциативной защиты — временное разделение переживания на части, внутреннее отделение эго или «де-катексис» его функции контакта с реальнос­тью в интересах психического оцепенения. Это, в свою оче­редь, включает атаку на саму способность к переживанию, что означает «нападение на связи» (Bion, 1959) между аф­фектом и образом, восприятием и мышлением, ощущением и знанием. В итоге переживание лишается смысла, связные воспоминания «дезинтегрированы»,процессиндивидуации прерван.

Наиболее интересные современные теории, рассмат­ривающие последствия травматических переживаний, при­нимают во внимание то, как трудно для нас, людей, перера­ботать некоторые аспекты нашего опыта (см. Eigen, 1995). Работы клиницистов: Генри Кристела (Henry Kristal, 1988) о травме и аффекте, Джойса Макдугалла (Joyce McDougall, 1989) о психосоматических расстройствах, Фрэнсиса Тас-тина (Frances Tustin, 1990) об аутизме — все вместе дают нам представление о том, что «цельное » переживание со­стоит из многих факторов и что интеграция переживания не всегда легкое дело. Браун (Braun, 1988), например, опи­сал четыре аспекта переживания, между которыми может иметь место диссоциация, а именно: поведение, аффект, ощущение и знание — эта концепция известна как модель диссоциации BASK (behavior, affect, sensation, knowledge). При диссоциативном расстройстве либо один из этих ас­пектов подвергается расщеплению внутри самого себя, либо обычные связи между ними нарушаются.

Нормально интегрированные переживания включают как соматические, так и психические (mental) элементы — аффекты и телесные ощущения, мысли, образы, когнитив­ные механизмы, так же как и таинственную «смысловую » составляющую, согласно которой то или иное пережива­ние может быть интегрировано как часть личностной иден­тичности, встроено в личную историю (narrative history). С этой смысловой составляющей соотносится редко об­суждаемый клиницистами живительный дух, являющийся ядром любого здорового существа. Этот дух, который мы описали как трансцендентную сущность Самости, по-ви-

димому, подвергается серьезной опасности при тяжелой психической травме. Он никогда не может быть полностью уничтожен, потому что его уничтожение, по-видимому, означало бы буквальную смерть индивида. Однако он мо­жет быть «убит» в том смысле, что он не сможет больше жить в воплощенном эго. Он может быть помещен в «хо­лодный склад» бессознательной психики или принять при­чудливые формы при безумии.

Для того, чтобы переживание приобрело смысл, требу­ется, чтобы телесным возбуждениям, включая архаичные аффекты младенчества, посредничающими родительскими фигурами, были даны мысленные (mental) представлвения, что позволило бы этим переживаниям достичь уровня сло­весного выражения и, таким образом, ими можно было бы поделиться с другим человеком. Этот процесс переработки архаичных аффектов, их окончательная символизация и выражение в общепринятых языковых формах является центральным элементом персонализации всех архетипичес-ких аффектов, включая и те, что возникли при ранней трав-матизации. Винникотт соотнес персонализацию (в противо­положность деперсонализации) с постепенным процессом «вселения »(indwelling). «Вселение » происходит тогда, ког­да мать вновь и вновь «представляет разум и душу (psyche) ребенка друг другу» (Winnicott, 1970, р. 271). Интересно, что Винникотт не уточнил, какая именно часть «я » «вселяет­ся »,— может быть, личностный дух?

В случае психической травмы аффективные пережива­ния слишком интенсивны для того, чтобы вынести их. Рас­щепление становится жизненно необходимым. Целостное пе­реживание разделяется на части. Связи между элементами BASK подвергаются атаке со стороны архаичных защит. События и их смысл разъединены, дьявольский внутренний тиран убеждает эго ребенка в том, что эти невыносимые со­бытия никогда больше не повторятся. В особо тяжелых слу­чаях переживание теряет все свои составляющие. Ребенок уже не в состоянии придать вообще какой-либо смысл эле­ментам своего восприятия. Невыносимым инфантильным аф­фектам и телесным ощущениям более не позволено обра­щаться в символические мысленные представления. В итоге внутренний мир остается населен архаичными аффектами и фантастическими архаичными объектами, безымянными и отчужденными от личностного смысла или значения. Пер­вичные аффекты не модулируются, не очеловечиваются, не персонифицируются посредством обычного процесса про-

екции/идентификации, так хорошо описанного Винникот-том и другими. В итоге развивается психосоматическое забо­левание или, используя введенный Макдугаллом термин, «алекситимия» — состояние, при котором пациент не имеет слов для выражения своих чувств. Он становится «деаффек-тированным»или «деспиритуализированным»^. McDougall, 1985).

В более благоприятных случаях диссоциация не явля­ется такой глубокой и фигуры внутреннего мира не стано­вятся преследователями. Архетипические фантазии начина­ют доминировать, замещая собой процесс взаимодействия воображения и внешнего мира. Иногда развитие внутренне­го мира в этих случаях достигает позитивной составляющей Самости, чьи нуминозные энергии поддерживают хрупкое эго,хотяив «защитной»манере.Эта «шизоидная » картина более предпочтительна для аналитической терапии, посколь­ку здесь ситуация характеризуется тем, что позитивная сто­рона архетипического мира воплощена в следах опыта мла­денчества и раннего детства. В том случае, если удается найти безопасное промежуточное «игровое» пространство и если sanctum originalis* доступна контакту с помощью метафор и символов, процесс восстановления может быть начат, и между терапевтом и пациентом может установиться доста­точная степень доверия для того, чтобы негативные аффек­ты могли стать переносимыми и проработанными.

Таким образом, архетипические защиты способству­ют выживанию ценой прекращения процесса индивидуа-ции. Они гарантируют выживание личности за счет ее раз­вития. Насколько мне удалось понять, их основной задачей является сохранение личностного духа в «безопасности », но развоплощенным, инкапсулированным или каким-либо другим образом удаленным из единой структуры душа/ тело, лишенным возможности пребывания в реальном мире пространства и времени. Вместо болезненного постепенно­го воплощения (incarnating) в связное «я», вулканическая динамика противоположностей консолидируется для обес­печения защитных целей, образуя «систему самосохране­ния » индивида. Вместо индивидуации и интеграции душев-ной (mental) жизни, архаичные защиты устраивают развоплощение (dis-incarnation, disembodiment) и дезин­теграцию для того, чтобы помочь одолеваемому тревогой эго выжить, хотя бы в качестве частичного «ложного я ».

* Первоначальная святыня (лат.)

Трикстер и архетипические защиты Самости

Как мы уже видели в случае аддиктивного пищевого поведения Мэри, ее навязчивость была «персонифициро­вана >> в бессознательном в дьявольской форме как совра­щающий демон обжорства или доктор-Трикстер. Юнга ин­тересовали энергии Трикстера в психике и то, как они связаны с компульсивными и аддиктивными тенденция­ми. В своих работах, посвященных алхимии, он сравнивал навязчивый «дух» одержимости с серой алхимиков, ве­ществом, ассоциируемым с адом, дьяволом, а также с ко­варной и вероломной фигурой Трикстера в алхимии — Гер-месом/Меркурием. Как и все амбивалентные фигуры Самости, Меркурий, божество-Трикстер, является амби­валентным, парадоксальным и несущим одновременно из­лечение и разрушение (см. Jung, 1955: para. 148). Этот факт символически отражен в атрибуте Меркурия: в его крыла­том жезле-кадуцее, который обвивают две змеи, одна из них несет яд, а другая — противоядие. Как учит алхимия, самые отвратительные, самые темные внутренние фигу­ры, персонификации зла как такового, «предназначены быть целителями, врачевателями» (Jung, 1955: para. 148). В этом состоит тайна амбивалентной фигуры Меркурия и всех так называемых «злых» персонажей психики. В тече­ние всей своей жизни Юнг не переставал удивляться той парадоксальной роли, которую играет зло в'избавлении людей от тьмы и страданий.

Трикстер является хорошо известной фигурой в при­митивных культурах и, возможно, наиболее архаичным божеством, известным мифологии (см. Hill, 1970). Он при­сутствует от начала времен и, следовательно, изобража­ется старцем. С одной стороны, существо его натуры пред­ставляется донкихотским. С другой стороны — он убийца, он аморален и зол и часто идентифицируется с могуще­ственными демонами и чудовищами из преисподней. Он несет ответственность за привнесение боли и смерти в мир райских садов Эдема. Однако он может творить и великое добро. Часто он исполняет роль психопомпа, посредника между богами и людьми. Нередко именно присутствие его дьявольской сущности необходимо для инициирования чего-то нового — так, например, Сатана в обли­ке змея-Трикстера искушал Еву в эдемском саду вкусить запретный плод от древа познания, что положило конец

состоянию participation mystique* человечества и явилось началом (выражаясь мифологическим языком) истории че­ловеческого сознания.

В парадоксальной природе Трикстера сочетаются два противоположных аспекта, что делает его божеством пред­дверия — божеством, если угодно, переходного простран­ства. Это верно, по крайне мере, в отношении древнеримс­кого двуликого бога Януса, чье имя буквально означает «двери », бывшего божеством всех врат и проходов, обра­тившего свои лица на две стороны пути (см. Palmer, 1970). Покровитель всех входов, он также способствует всякому начинанию — отсюда и название первого месяца года — Январь. Однако он же и бог всех выходов, его чествовали на празднике урожая, в ранних культах его именем слави­ли Марса, бога войны. В его храме на римском форуме были установлены два набора вращающихся дверей. Когда двери были закрыты, это означало, что в Риме царит мир. Если же двери были открыты, это означало, что идет гражданская война. Янус, как и все Трикстеры, заключал в себе пару противоположностей.

Мы находим ту же самую двуликость у древнейшего амбивалентного образа Яхве, Бога Ветхого завета. Своей левой рукой, рукой божественной ярости, ревности и мще­ния, Яхве насылает потоп, болезни и смерть в наказание израильтянам. Его правая рука — рука милосердия, любви и защиты. Однако довольно часто правая рука Яхве не ве­дает, что творит его левая рука, и Израиль больше страдает от его гнева, чем пребывает в его милости. Постепенно, по мере того как увеличивается страдание людей, а в особен­ности мытарства его избранных слуг — Моисея, Иисуса, Иакова, Ноя и Иова — Яхве достигает, в некотором смыс­ле, «депрессивной » позиции и интегрирует свои агрессив­ные и либидозные импульсы. Именно это значение имеет символ радуги в мифе о потопе и заключение завета между Яхве и народом Израиля, хранимого в Ковчеге и «запечат­ленного в сердцах » его избранного народа.

Проблема правой и левой руки Яхве, интеграции и дис­социации отсылает нас к другому интересному аспекту фигуры Трикстера. Трикстер часто отделяет (диссоцииру­ет) часть своего тела, которая затем ведет самостоятельное существование. В некоторых сказках он отделяет свой анус

' Мистическое соучастие (франц.) — термин Л. Леви-Брюля.

и дает ему задание, с которым тому не удается справиться. Тогда Трикстер неосмотрительно наказывает его, причи­няя тем самым самому себе сильнейшие страдания. В цикле сказок Виннебаго правая рука Трикстера ссорится и бо­рется с его левой рукой, он посылает свой пенис, приказы­вая ему изнасиловать дочь главы соседнего дома. В другой истории он принимает свой огромный пенис за флагшток к вящему удовольствию и нескончаемому веселью собрав­шихся по этому случаю дикарей, наблюдающих за его ужим­ками и фиглярством.

Все эти мифологические традиции представляют Трик­стера как разделяющей (diabolon), так и соединяющей (symbolon) фигурой. В качестве божества врат, порога он как диссоциирует, так и ассоциирует различные внутрен­ние образы и аффекты. Он связывает вещи вместе или раз­деляет их. По своему усмотрению он изменяет форму ве­щей, творит и разрушает, трансформирует и защищает, отвергает и преследует. Он всецело аморален, как и сама жизнь, этот инстинктивный, бессознательный тупица, джо­кер — герой, помогающий человечеству и изменяющий мир (cM.Radin, 1976).

Воплощенный в образе демона обжорства в случае Мэри, он соблазнял ее эго как к аддиктивному пищевому поведению, так и к другим видам девиантной деятельнос­ти, уводя прочь от борьбы во внешнем мире. Это неизбежно приводило ее в «измененное состояние сознания». В каче­стве ее демона-любовника, он имел доступ к архетипичес-ким энергиям, служащим источником инфляции во внут­реннем мире. Подобно истинному Призраку Оперы, своей «музыкой» он вводил Мэри в соблазн, неумолимо опуты­вая ее паутиной грандиозных мелодраматических фанта­зий, изолируя от творчества жизни с ее борьбой, фрустра­циями и разочарованиями. Таким образом, мы можем представить, что в его «намерение» входило инкапсулиро­вать личностный дух, уберегая его от опасности внутри мира иллюзий, предотвращая его разрушение от соприкоснове­ния с такой жестокой реальностью.

Не приходится уже говорить о том, что Трикстер явля­ется весьма серьезным соперником в процессе терапевтичес­кой работы с пациентами типа Мэри. Часто в этом процессе нам приходится сталкиваться со своими собственными дья-волическими импульсами, с одной стороны, принимая необ­ходимость умеренной, сбалансированной агрессии для кон-

фронтации с соблазнами, исходящими как от внутренних фигур пациента, так и от наших собственных, а с другой сто­роны, поддерживая «раппорт» с подлинными нуждами и раной пациента. Эта ситуация в каком-то смысле является «моментом истины» в терапевтическом процессе, часто те­рапия терпит крушение, не пройдя между Сциллой чрезмер­ной конфронтации и Харибдой излишнего сочувствия и со­участия в подспудной злокачественной регрессии пациента. Необходимо найти срединный путь между конфронтацией и сочувствием для того, чтобы вывести травмированное эго пациента из его убежища и вдохновить его на то, чтобы вновь доверять миру. Обнаружение этого «срединного пути » пред­ставляет собой самый обескураживающий вызов, но одно­временно открывает колоссальные возможности психоте­рапевтической работы с пациентами, перенесшими раннюю травму.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.