Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отто Крегер, Дженет Тьюсон 6 страница



Эти обобщения не означают, что разговор между Решающим (J) и Воспринимающим (Р) — постоянная цепь разочарований. Как свидетельствует случай с Риком и Джун, Типоведение может помочь обеим сторонам понять нужды друг друга и тем самым даровать выигрыш обоим.

Дело происходило в канун Нового года: Рик (ярко выраженный Воспринимающий (Р)) и Джун (типичный Решающий (J)) принимают гостей. Вот как описывает это Рик: «Атмосфера была обычной для Рождества на севере: на улице снег, огонь в камине и тихий гул приятной беседы. Я в кухне варю кофе для гостей, и тут влетает Джун. Никогда не забуду той решительности, с какой она начала:

— Я вспомнила, что на следующей неделе мне нужно сказать на службе, когда я беру отпуск. Нам следует это решить.

— А нам обязательно это решать немедленно? — ответил я вопросом на вопрос в типичной манере Воспринимающего. — Мы не можем решить это после отъезда гостей, или, например, завтра?

— Нет, — заявила Джун. — Решать нужно сейчас.

— Почему? — спросил я; вопрос вырвался сам собой.

— Потому что, если мы не решим эту проблему сейчас, я буду думать о ней псе время, и вечер для меня пойдет насмарку.

«В этот момент я понял кое-что, — продолжает Рик. — Во-первых, ситуация не являлась подходящей для споров. Во-вторых, было очевидно, что личные нужды Джун сильнее новой потребности отложить вопрос на потом. Я понял также, что «цена» моей уступки очень невысока».

Завершение разговора было примерно таким:

— Хорошо, — согласился Рик. — Давай договоримся. Сейчас мы наметим приблизительную дату, а когда лето подойдет ближе, уточним ее. — Превосходно, — откликнулась Джун. Итог Рик описывает следующим образом:

«Суть была в том, что мы приняли решение. Я получил необходимую мне свободу маневра, а она понесла в комнату поднос с кофе, и вечер прошел великолепно. И потом, когда гости ушли, Джун доказала мне, насколько это было важно для нее. Без Типоведения все могло кончиться совсем по-другому.

Четыре ключа к успешному общению

Здесь мы предлагаем несколько приемов и способов, которые кажутся нам весьма полезными при преодолении барьеров в общении:

• Установите различия. Когда вы попадаете «в капкан» при разговоре, всегда старайтесь определить, что на самом деле происходит, пользуясь терминами типологии личности. Например, не Экстраверт (Е) ли это кричит, и не Интроверт (I) ли молчит как рыба? Не высказал ли Мыслительный (Т) каких-то замечаний, которые задели Чувствующего (F) за живое? Не слишком ли туманно выражается Интуитивист (N)? Не Воспринимающий (Р) ли все время меняет тему разговора?

Когда вы установите ключевые различия, попытайтесь сделать следующее:

— Если это различие между Экстравертом (Е) и Интравертом (I): Попытайтесь поменяться ролями, заставляя Интроверта (I) говорить и делиться сведениями без внутренней редактуры, а Экстраверт (Е) пусть старается слушать, не перебивая.

— Если это различие между Сенсорным (S) и Интуитивистом (N): Попытайтесь повторить то, что другой только что сказал, без интерпретации и последующего анализа: «Ты только что сказал следующее...»

— Если это различие между Мыслительным (Т) и Чувствующим (F): Попытайтесь воспроизвести точку зрения друг друга. Потом попробуйте решить, насколько субъективен или, наоборот, объективен взгляд каждого. Не -забывайте, что Мыслительные (Т) охотнее отвечают, если их спросить: «Как ты думаешь?», а Чувствующие (F) «Что ты чувствуешь?»

— Если это различие между Решающим (J) и Воспринимающим (Р): Попытайтесь определить, какие темы можно обсуждать, а какие — нет. Потом сосредоточьтесь на тех вещах, в которых оба или хотя бы кто-то один готов уступить.

Если ничего из перечисленного сделать невозможно, следовательно вы столкнулись с весьма серьезными коммуникативными трудностями, и ситуация на данный момент слишком остра, чтобы пытаться что-то предпринять. В таком случае вам лучше на какое-то время отложить решение своих проблем — на несколько часов или, быть может, на день — а потом попробовать снова.

• Определите сходства. С другой стороны, если вы обнаружите, что ваши коммуникативные проблемы проистекают из того, что ваши типы схожи, то есть: вы — два Экстраверта (Е), два Сенсорных (S) и т.п. — то вполне возможно, что вы осуждаете другую сторону именно за то, к чему склонны сами. (Порой это как раз то, что нам в себе не нравится.) Так, например, Экстраверты (Е) часто упрекают друг друга: «Ты совсем не слушаешь», когда на самом деле это относится к ним обоим. Или двое Решающих (J) решительно обвиняют друг друга в чрезмерном предубеждении, мешающем выслушать другого. Или два Сенсорных (S) могут обвинить друг друга в том, что собеседник слишком цепляется к мелочам. Дело здесь в том, что проблема слишком близка каждому из них, чтобы они могли ее правильно оценить.

Чем скорее обе стороны поймут, что происходит, тем с большей готовностью они примутся исправлять положение — обычно склоняясь к своим непредпочтениям. Например, один из двух Экстравертов (Е) может быть сумеет помолчать и выслушать другого, и это станет началом разговора и растопит лед.

• Признайте свое. При обсуждении проблем — да и просто в любом разговоре — чем больше каждый сможет использовать предложений, начинающихся с «я», тем больше шансов понять друг друга. Так, вместо того, чтобы говорить: «Ты ведешь машину как сумасшедший», лучше сказать что-нибудь вроде: «Я боюсь, когда ты едешь так быстро» или «Мне не нравится, когда ты так лихо правишь», и вы добьетесь большего. Это не гарантирует от столкновений — межличностных и иных — но звучит не так осуждающе, и ответственность ложится на того, кто делает заявление.

Кстати, тот же прием успешно срабатывает и при положительных утверждениях. «Спасибо, я ценю, когда ты едешь медленно» — удачнее, чем: «Сегодня ты ведешь машину гораздо лучше». Хотя оба эти утверждения комплиментарны, просто поразительно, насколько людям больше нравится слышать первое, нежели второе, и всего лишь потому, что в нем больше личного. Поверьте, это действует.

* Подсластите в мелочах. Казалось бы излишне об этом говорить, но нас каждый раз удивляет, насколько часто все мы забываем о столь простых, но одновременно важных словах, как «спасибо» и «извини». Мы постоянно находим подтверждение тому, насколько успешно простое «извини» может сгладить ошибку или недоразумение на работе, дома и где угодно, вместо оборонительных «это не я», «вот досада» и «бывает». Мы слышим от родителей, детей, сотрудников по службе, друзей и особенно от супругов упреки в хронической бесчувственности и неблагодарности, которую так легко превратить в полную ее противоположность с помощью всего немногих слов. Это такой небольшой вклад, а дивиденды по нему огромны.

Упражнение 1

Как Вы узнаете, что Вас любят?

Это хорошее упражнение для пар, в которых одна сторона — Экстраверт (Е), а другая — Интроверт (I). Поручите обоим написать как можно больше ответов на вопрос: «Как Вы узнаете, что Вас любят?»

После того, как оба это сделают, прочитайте перечни вслух и сравните их, выделяя сходство и различие.

Скорее всего перечень ответов Экстраверта будет ориентирован на социальные и словесные подтверждения: «Я знаю, что ты меня любишь, когда ты говоришь мне об этом». «Когда ты покупаешь мне подарки». «Когда ты ходишь со мной в гости». И так далее.

Перечень же Интроверта вероятнее всего будет обращен вовнутрь и будет содержать утверждения типа: «Я знаю, что ты меня любишь, если позволяешь мне побыть одному». «Если ты оберегаешь меня от требований окружающих». «Если мы можем находиться вместе и молчать».

Такие различия часто дают возможность понять, насколько разными могут быть наши способы общения даже в вопросах, кажущихся универсальными. Из них также можно почерпнуть немало сведений о коммуникативных схемах и потребностях в ваших отношениях, о том, почему одна или обе стороны могут невольно раздражать друг друга.

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ ЭКСТРАВЕРТА 

Секрет счастья Экстраверта почти тот же, что и секрет успешного выступления. В последнем случае ключевые шаги — это: 1) Расскажите им, что вы собираетесь им рассказать;

2) Расскажите им; 3) Расскажите им, что вы сейчас им рассказали. В случае близких отношений с Экстравертом правило таково: 1) Скажите ему, что вы хотите сказать ему, что вы его любите; 2) Скажите ему, что вы его любите; 3) Скажите ему, что вы только что сказали ему, что его любите.

Мы можем вам обещать, что, как бы трудно и неприятно это ни было для вас — особенно если вы Интроверт, — Экстраверт будет на седьмом небе от счастья. Ему никогда не надоест это слушать.

Упражнение 2

Вопрос вопросов

Здесь мы предлагаем способ, который поможет Решающим (J) и Воспринимающим (Р) совершенствовать свои навыки общения. Задача каждой стороны — сосредоточиться на том, что не выходит само собой.

Все очень просто: заставьте Решающего (J) написать три вопроса, касающихся его самого и его партнера и допускающих множественность ответов, а Воспринимающего (Р)—три категорических суждения об обоих.

Вы сразу обнаружите, что Решающему (J) трудно сформулировать подобные вопросы. Например, вместо того, чтобы спросить: «Что Питер делает для того, чтобы подготовиться к отпуску?», Решающей (J) скорее поинтересуется: «Питер, а ты вообще-то собираешься подумать об отпуске?» В итоге Решающий (J) обычно начинает разговор с довольно категоричного суждения, облеченного в форму вопроса.

Что же касается Воспринимающих (Р), то они часто считают себя слишком категоричными, хотя в их комментариях недостает определенности. Например, они скорее скажут что-нибудь вроде: «У Джоан есть прекрасная идея насчет того, как нам провести отпуск» вместо: «У Джоан всегда есть планы на отпуск, и это помогает нам осуществить все, что мы хотим».

В ходе такого упражнения Джоан и Питер могут испытать, как трудно общаться по методу своей противоположности. Таким образом Джоан узнает, что она часто гораздо категоричнее, чем ей кажется, а Питер поймет: то, что он считает прямым и резким суждением, воспринимается как уклончивость.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

Решающий (J): Ваша проблема, Воспринимающие (Р), в том, что вы на вопрос отвечаете вопросом. Воспринимающий (Р): А что в этом плохого?

Упражнение 3

Как обстоят дела в экономике?

Очень хорошее упражнение для Решающих (J) и Воспринимающих (Р) — набросать на листке бумаги несколько соображений в ответ на требование «обсудить экономическое положение». Потом пусть каждый прочтет свои ответы вслух.

Решающие (J) будут склонны дать перечень оценок состояния дел в рамках всего государства. Одного взгляда на этот список будет достаточно, чтобы понять, как они относятся к экономическому положению в стране.

Со своей стороны, Воспринимающие (Р) ответят серией вопросов, уточняющих задание: «Какая экономика? мировая? государственная? региональная? городская?», «Единственная экономическая реальность — это моя чековая книжка», «Как я могу рассуждать об экономике без дополнительных указаний?», «А хочу ли я вообще этим заниматься?». Может, правда, получиться и так, что случайно в этом списке окажутся и кое-какие выводы или даже одна единственная «итоговая черта».

Смысл этого упражнения в том, чтобы показать, как по-разному два человека могут подойти к одному и тому же вопросу. Это позволит еще глубже уяснить тот факт, что каждый из вас по-своему подходит и к другим делам: уборке, сборам, воспитанию детей.

6. СЕКС И ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

«Пожалуйста, попытайся сказать, что ты чувствуешь, когда это происходит».

Некоторые люди считают, что данную сферу не следует переоценивать; другие не могут наговориться на эту тему. Каким бы ни было ваше мнение о сексуальной близости, нельзя не обратить внимание на столь важную составную часть отношений. Неважно, делаете вы «это» постоянно, время от времени или совсем изредка, то, как вы воспринимаете себя и любимого человека в этой области, может быть столь же значительным, как и все остальное, что обеспечивает стабильность ваших отношений.

В сексуальной близости есть многое, что может сделать этот акт восхитительным или, напротив, вовсе его испортить. Все знают, что определять и обсуждать сексуальные вопросы непросто. Когда вы углубляетесь в вопросы секса, то говорите уже не только о физиологической деятельности. Речь идет о чем-то, что затрагивает традиции, систему ценностей, табу, тайн, сферу воспитания, религиозных представлений и бесчисленные общественные влияния. То, что для вас является безусловно аморальным, кто-то другой находит не только нормальным, но и восхитительным. То, что в глазах одного человека выглядит извращением, для другого — просто эротика. То, что нам представляется скучным, для других — настоящий экстаз.

Вот уже сколько различий, а мы еще даже не начали говорить о влиянии личностных предпочтений.

Добиться понимания особенностей предпочтений друг друга в области интимных отношений очень непросто. Задача — понять потребности друг друга и попытаться им соответствовать. Это не всегда легко, учитывая предписываемый обществом «сценарий правильного поведения» мужчин и женщин в сексуальных отношениях. Но Типоведение дает позитивный, свободный от злосуждений подход, позволяющий облегчить решение этой задачи.

ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ЭТО ДЕЛАТЬ

Вот как восемь предпочтений обычно проявляют себя во время секса:

* Экстраверты (Е) любят говорить — до, во время и после.

* Интроверты (I) предпочитают переживать момент в тихой созерцательности.

* Сенсорных (S) возбуждают ощущения всех пяти чувств — прикосновение, вкус, вид, запах, звук.

* Интуитивисты (N) возбуждаются, воображая ощущения.

* Мыслительные (Т) стремятся проанализировать опыт, чтобы в следующий раз сделать лучше.

* Чувствующие (F) просто хотят радоваться мгновению без лишних размышлений.

* Решающие (J) предпочитают планировать это и выполнять потом свои намерения.

* Воспринимающие (Р) жаждут насладиться непредсказуемостью мгновения.

Как профессиональные советчики, мы узнаем множество классических схем, отражающих проблемы, с которыми близким людям постоянно приходится сталкиваться. Но не обязательно быть профессиональным психотерапевтом, чтобы знать эти мотивы: «Я ему никогда не отказывала», «Он ждет этого от меня, и это мои супружеский долг», «На вечеринке я был слишком несносен, и ночью мне наверняка откажут», «Ну, я не собираюсь сегодня этим заниматься, так что давай лучше выпьем еще по стаканчику, и я расскажу тебе, что случилось». Вы поняли. Эти примеры, как и множество других, схожих с ними, указывают на то, как мы порой неправильно используем отношения для выражения всего: от полового сознания до личного соревнования, от любви до наказания.

Возможно, Типоведение не устранит все негативные аспекты в этом вопросе и, конечно же, не искоренит полностью устоявшегося с годами поведения, но оно может предложить кое-какие конструктивные подходы к тому, как мы воспринимаем друг друга в этом жизненно важном аспекте близких отношений.

Влияние типа личности на сексуальную близость по-разному сказывается на различных стадиях отношений. В любом возрасте, когда юноша встречает девушку, выделяется адреналин, и на какое-то время личностные предпочтения могут отойти на задний план, уступив место еще не оперившимся отношениям. По иронии судьбы, этот период интенсивного взаимного оценивания — самый худший в плане постижения отношений. То, что обеим сторонам кажется «любовью с первого взгляда», может оказаться классическим случаем «приманить и подсечь».

Причина: в эйфории влюбленности мы гораздо больше откликаемся на нужды другого человека, чем на свои собственные. Например, как бы это ни было для них трудно. Экстраверты (Е) стараются прилежно слушать, а Интроверты (I) проявляют недюжинную энергию, притворяясь любителями общества. Время, проводимое вместе, наполнено проявлениями вежливости: Решающие (J) стараются хорошо подыгрывать, а Воспринимающие (Р) получают удовольствие от планирования того, куда пойти и чем заняться. Ясно, что оба партнера, по всей видимости, понимают, что за этой внешней стороной многое скрывается. Но события настоящего момента захватывают влюбленных настолько, что заставляют их ринуться в неизведанную даль.

Все это — закономерное проявление силы сексуального влечения. Важно, однако, общаясь друг с другом все чаще и чаще, помнить, что отношения должны переходить от возбуждения и адреналина к более естественному состоянию, в котором проявляется истинная личность.

Чем ближе и Интимнее становятся отношения, тем больше взрывов сомнений и уверенности, доверия и беззащитности, множества других эмоций. «Смогу ли я вынести длительные обязательства?», «Могу ли я быть уверенным, что этот человек не причинит мне боли?», «Достоин ли я этого человека?», «Не бросит ли меня он, если подвернется кто-нибудь получше?», «Тот ли это человек, которого я ищу?», «Как я могу быть уверен в чем-то?»

Все эти внутренние колебания — составная часть той борьбы, которую приходится вынести каждому в ходе продвижения отношений в сторону интимной близости. Срезать этот путь невозможно. Нельзя избежать стрессов. Если возникнет искренний союз — для некоторых символизируемый сексуальными отношениями — желанное единство будет достигнуто только за счет медленной, постепенной потери собственной личности. Речь идет не о зависимости или независимости. Это подлинная взаимозависимость, в которой каждый получает возможность проявлять весь свой потенциал, и сам лично и вместе, постоянно отдавая себе отчет в том, что другой обладает значительной частью того, что необходимо для полноты целого. Если вести речь о гармоничных отношениях, то здесь целое поистине больше суммы составляющих его частей. Очень важно помнить, что какими бы полноценными мы ни были сами, каждый из нас способен обрести еще большую наполненность благодаря подлинной близости.

Цель Типоведения, таким образом, сделать близость еще более плодотворной через усиление самосознания. Важно понимать свои личностные, физические и эмоциональные потребности, одновременно сравнивая и сопоставляя их с нуждами партнера. Научив лучше понимать свои тип, Типоведение поможет вам определить, что вы можете делать и о чем способны договориться со своим партнером для того, чтобы моменты физической близости отвечали потребностям обоих.

Сенсорные (S) и Интуитивисты (N): воображение или наслаждение моментом

Все предпочтения важны, но когда речь идет о достижении единения в сексуальной близости, стоит начать с Сенсорных (S) и Интуитивистов (N), различие между которыми связано с нашими базовыми ощущениями. Разница в способах, при помощи которых мы воспринимаем наши собственные интимные потребности и потребности других, может сильно сказаться на том, что последует. Если одна сторона возбуждается данным моментом, а другая фантазирует на предмет иных возможностей, ясно, что эти два человека могут разойтись как в море корабли, даже если они испытывают физическое влечение. Если один человек спокойно доверяет моменту, а другой находится еще в поисках понимания подобного «доверия», они могут, оставаясь близкими физически, на деле оказаться разобщенными.

Если вы Сенсорный (S), необходимо помнить, что вас возбуждает осязаемый мир, и ваше воображение следует за опытом. Частенько Сенсорные (S) говорили нам, что их сексуальное возбуждение зависит от различного рода обстоятельств: определенного места — в спальне, перед камином, в ванне или еще где-либо — которое Сенсорик (S) может указать в точности; или от музыки, вплоть до конкретного припева в конкретной песне, исполняемой конкретной группой, — и достигает апогея в определенный момент. Они редко дают обобщенные описания, чаще это детальная характеристика света, цветов, одежды (или ее отсутствия), духов и других подробностей. Подобная определенность редко меняется.

Если же вы Интуитивист (N), вам необходимо помнить, что воображение предшествует опыту и частенько реальность значительно уступает тому, куда вас завело воображение. Хотя Интуитивистов (N), конечно же, возбуждает и чувственный мир, они описывают такие моменты гораздо обобщеннее. Например, они могут сообщить, что играла музыка, а если проявить настойчивость в расспросах, то даже вспомнят, что это было «Болеро»

Часто описания того, что их возбуждает, включают обобщения, способные означать что угодно: «общение», «близость», «обстановка», «правильный человек» или просто «удачное, время». Хотя недостаток конкретики ни в коей мере не уменьшает значения момента для Интуитивиста (N), его представление может выглядеть излишне упрощенным в глазах Сенсорного (S). Очевидно, что если Сенсорные (S) и Интуитивисты (N) не поймут этого основного отличия, это может привести к тому, что заблуждения будут больше, чем возбуждения.

 

И Сенсорные (S) и Интуитивисты (N) вносят жизненно важный вклад в интимные отношения. Первые, начиная с определенного прикосновения, запаха или звука, могут быть легко стимулированы к полету воображения, но для них очень важна последовательность событий. Вторые могут сильно возбуждаться благодаря чувственной реальности, только их нужно мягко подводить к ней из мира фантазии, действуя так, чтобы подкрепить их воображение, но не разбудить его резким толчком.

Просто поразительно, в какой мере эти простые отличия способны приводить к разочарованиям и конфликтам. Сенсорный (S) может жаловаться: «Мне нравится ощущение от прикосновения его волос к моей груди. Я люблю ощущать их пальцами. Но я просто не в состоянии не обращать внимания на отвратительную музыку, которая все время играет. У меня такое чувство, будто во мне что-то замкнуло, и я не могу откликнуться».

— Ну так не обращай внимания на музыку, пусть твое воображение ее заглушит, — советует Интуитивист (N).

— Но это не так-то просто, — отвечает Сенсорный (S). — Я не могу этого сделать.

— Ты бы смогла, если бы для тебя это было достаточно важно, — обвиняет Интуитивист (N).

И вот уже секс превратился в перепалку.

Этого легко избежать. Прежде чем события выйдут из-под контроля, Сенсорным (S) и Интуитивистам (N) нужно проявить благоразумие и спокойно поговорить о том, что их раздражает. Оптимальный вариант, если еще до того, как начать, они посвятят какое-то время составлению списков, иллюстрирующих, что каждого раздражает или возбуждает в сексе. (Начните с первого, ибо второе может так вас увлечь, что вы так и не закончите составлять список!) Это даст вам время и отстраненность, столь важные для того, чтобы объективно обсудить все необходимое. Вы по-прежнему можете не прийти к согласию и рискуете ранить чувства друг друга, но если эти вопросы обсуждаются в духе сотрудничества и заботы друг о друге, они вполне способны привести к удовлетворяющим вас решениям.

Прежде всего, если ваши споры становятся слишком острыми, прервите разговор, договоритесь вернуться к данной теме позднее, дайте друг другу время успокоиться. Это не так просто, но вы обязательно будете в выигрыше.

Мыслительные (Т) и Чувствующие (F): голова или сердце

Поскольку эмоции — важная составляющая интимной жизни и сексуальных отношений, постольку различие в способах, которыми Мыслительные (Т) и Чувствующие (F) откликаются на них, становится очень значимым. Действительно, область предпочтений этих типов — одна из самых трудных для взаимопонимания, когда речь идет о сексе и интимной жизни. В силу уже отмечаемой нами ранее связи различий между Мыслительными (Т) и Чувствующими (F) с полом (мужчины в большинстве своем — первые, а женщины — вторые), мы оказываемся в плену социальных ожиданий относительно того, как мужчинам и женщинам «следует» вести себя в постели.

Как мы уже говорили в Главе 2, эмоции Мыслительных (Т) начинаются с головы и, после некоторого анализа, лишь от случая к случаю могут дойти до сердца. Чем лучше они понимают эмоции, тем свободнее и полнее они их испытывают. Иными словами, чувства следует хорошо понять, чтобы глубже прочувствовать. Это классические слова Мыслительного (Т): «Как я могу сказать тебе, что я тебя люблю, если я не понимаю, что это значит? Нам нужно сначала согласовать определения». Если дело касается Мыслительного (Т), то «отстраненная близость» перестает быть противоречием. Более того, это ключ к пониманию того, в чем смысл подобной близости.

Одна наша подруга ENTJ как-то сказала: «У меня есть еще одна ENTJ, живущая вне меня на потолке. Эта другая «я» наблюдает за всеми моими действиями, включая секс. Она всегда со мной, она делает замечания и обменивается со мной мнениями, чтобы я могла постоянно совершенствоваться во всем, что делаю». В результате, даже во время секса эта «потолочная» ENTJ наблюдает, будучи готовой «встретиться» и немедленно проанализировать ее поведение. Для нее, как и для всех Интуитивистов-Мыслительных (NT), все, что стоит делать, стоит и совершенствовать — это относится даже к самым интимным моментам жизни. Любой сексуальный опыт должен измеряться и сверяться с некоторым набором объективных критериев, дабы постоянно совершенствоваться.

Принцип Мыслительного (Т) при взаимодействии с любой стороной жизни — и особенно, ( сексуальной — сохранять концептуальную перспективу: ее значимость в жизни каждой личности Овладение такой перспективой позволяет людям этого типа наслаждаться жизнью и находить что то интересное в каждом отдельном опыте. Это дает выражение определенных эмоций, нужных в тот или иной момент. Благодаря постоянному анализу появляется возможность все полнее выражать эмоции. Если однажды Мыслительный (Т) испытывает радость, то «радость» действительно следует внести в список эмоций, требующих рассмотрения.

Но все это может происходить лишь тогда, когда человек остается отстраненным и рациональным. Чем больше контролируешь себя, тем полнее и значительнее впечатление. А по мере увеличения знания, то же происходит и с физическим актом, лежащим в основе этого знания. По крайней мере, близкие отношения, включая и секс — это вопрос умственного контроля за происходящим. Кто же посмеет оспорить такое благородное стремление к самоусовершенствованию?

Чувствующие (F), однако, могли бы немало возразить на сей счет. Прочитав вышеизложенное — особенно абзац, где речь идет о «самоконтроле» в интимные моменты, любой уважающий себя Чувствующий (F) почувствует, что шокирован и изумлен. В конце концов, разве близость — это не забвение себя в другом? Как сей глубоко эмоциональный опыт можно воспринимать как «дисциплину и контроль»?

Нет сомнений в том, что для Чувствующего (F) близость — вопрос сердечный. Такие слова как «безусловный» и «бесконечный» — заставляют его открывать рот от изумления. Интимные отношения для него — не просто опыт, в котором не может быть и речи о «дисциплине»; он убежден, что даже пытаться понять эти отношения — уже значит упустить самую их суть. Это то, что нужно чувствовать, и вы все понимаете, когда чувствуете. Не надо только пытаться разбирать, анализировать или совершенствовать их. Для Чувствующего (F) близость, сублимированная в сексуальном общении, — высшая форма самоотречения. Близость — это отказ от себя ради момента и постижение друг друга в единстве, которое как раз составляет сущность названного момента. Такие моменты нельзя воспринимать объективно, добавлять к подобным событиям условия — значит навеки все разрушить. (Даже говорить об этом как о «событии», а не о переживании, — уже риск преуменьшить его значение.)

Попытка определить, что значит быть «близким» с кем-либо, резко разделяет Мыслительных (Т) и Чувствующих (F). Для последних близость может включать доверие, отдачу, прощение, желание, помощь и обмен. Это означает двигаться к новым высотам — или глубинам — и открывать себя в другом. Это гармония гармоний, симфония сердца, тела, духа и разума, сыгранная крещендо, когда двое становятся одним. Это не поддается анализу, противится исследованию, гаснет под изучающим взором. И все это теряет смысл, если не ценить в нем того, что есть. Близость, единение, прикосновение и совместность — необходимые и неразрывные движущие силы, дающие начало интимной близости. Если она истинна, искренна и не связана условиями — она всегда будет важна, ее невозможно — и не нужно — совершенствовать. Для Чувствующего (F) выйти за пределы этого единения — подвергать его анализу, не говоря уж о попытках возможного усовершенствования— ужасная перспектива. Подобный порыв приводит к разрыву, превращается в повод для сомнений, обид, недоверия и, возможно, ощущения покинутости.

Противоречие налицо. Мыслительный (Т) не способен приписать все эти качества и переживания никакому межличностному событию. Возможно, если дать ему или ей время подумать и проанализировать это, кое-какие из упомянутых субъективных черт и удастся выявить. Но ни в коем случае все они не заслуживают такого доверия, не говоря уж о подобном накале. В худшем случае, неспособность Мыслительных (Т) «соответствовать» накалу страстей Чувствующих (F) может разлучить их, когда Мыслительный (Т) обнаружит, что тут не хватит никакого совершенствования и анализа.

Так пропасть расширяется: Чувствующий (F) начинает ощущать, как рушится близость; Мыслительный (Т) начинает думать о том, что не так, пытаясь обнаружить, чего именно не хватает и насколько это безнадежно.

Типоведение позволяет и тем и другим найти для себя место. Мыслительным (Т) важно понять, что они внесли свой вклад в не связанный условиями экстаз Чувствующего (F), и оставить все как есть;

Мыслительный (Т) не обязательно должен стремиться не отставать от партнера. Опыт уже дал ему достаточно материала для размышлений. А Чувствующему (F) следует отдавать себе отчет в том, что он дал Мыслительному (Т) пищу для анализа, что рассуждения его партнера ничего не портят, и что от Чувствующего (F) не требуется участия в этом анализе. Если обе стороны способны хоть немного пойти друг другу навстречу в понимании взаимных потребностей и наклонностей, их союз приобретет гораздо большие шансы на успех, невзирая на серьезные различия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.