Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Духовный конфликт в аспекте ценностей и интересов. 



      Духовный конфликт в аспекте ценностей и интересов. 

Ценности. как и интересы присутствуют в любом из возможных конфликтов, хотя и в разной степени. Однако, в рамках духовного конфликта, возможны  варианты при которых:

- интересы присутствуют в конфликте внутренне. Внешне конфликт происходит на языке ценностей;

- ценности в рамках конфликта совпадают с очевидно присутствующими в нем интересами.

В последнем случае в обосновании подобного духовного конфликта присутствует некоторый цинизм. Ибо лежащий в его основе материальный интерес обосновывается ценностно.  То есть деньги есть высшая ценность «бабло побеждает зло»,  а все вокруг продается и покупается. Но, даже в тех случаях, когда подобный вывод верен на практике, его циничное публичное декларирование контрпродуктивно, ибо для решения вопроса, который разруливается с помощью удовлетворения этих самых материальных интересов  оно, как правило, избыточно, а в нравственно – правовом аспекте – весьма сомнительно. Тем не  менее, цинизм в сфере духовно-политических конфликтов присутствовал во все времена…

Теперь рассмотрим первый из рассматриваемых случаев. Это когда конфликт выглядит как духовный, поскольку публично озвучивается на языке ценностей. А на самом деле в его глубинной основе лежит противостоящие друг другу интересы. История знает множество подобных конфликтов. Мы же вслед за М.Л. Гаспаровым оценим то, что имело место в римской империи в конце «принципата Августа», прямо на рубеже нашей эры. В это время в ссылку отправляется великий римский поэт Публий Овидий Назон  (43 до н.э. - 17 н. э.) К этому времени его жизнь складывалась легко и почти беззаботно. В третьем браке он обрел семейное счастье. Его дом и сад стояли в центральной части Рима вблизи Капитолия. Он не участвовал ни в каких политических делах, отработав положенное время «триумвиром по уголовным делам» а затем судьей, он вернулся к сфере поэзии, в которой был всеми признан.  Как принято говорить « ничто не предвещало» того, что сам Октавиан Август  в 8 году н. э. издаст эдикт, приговаривающий популярного поэта к ссылке…Почему это произошло?

К этому моменту самому Августу 63 года и он не может не задумываться о том, кто придет к власти после него. Вопрос непрост, прежде всего потому, что официально режим Октавиана  Августа называется «восстановленная республика». И он пытался делать вид, что основа его власти не военно-политическая, а нравственная, « авторитетом превосходил я всех, власти же имел не больше, чем мои товарищи по должности» заявлял Август. И на этом же основании/морального авторитета/ хотел передать в будущем власть своему потомку.

Поскольку сына у него не было, речь могла идти только о внуках – малолетних сыновьях дочери Юлии. Это его желание противоречило намерениям его жены Ливии, у которой подрастал сын от первого брака – Тиберий. И оружие в борьбе за власть – ценности морали.

Это несколько странно. Так как нравственность этого времени не могла не потерпеть урон в связи с общим ростом жизненного уровня. Октавиан говорил, что «застал Рим кирпичным , а оставляет мраморным.» Но последнее несомненно вело к количественному росту «золотой молодежи» и присущим им формам «проведения досуга».

А правящий режим хотел выглядеть в глазах общественности совсем не таким, каким был на самом деле. Известный античный историк С.Л. Утченко писал по этому поводу: «Принципат Августа – едва ли не первый в истории пример режима, основанного  на политическом лицемерии, да еще возведенном в принцип. Это государственная система, которая совершенно сознательно и цинично выдавалась официальной пропагандой не за то, чем она была на самом деле».

Таковы условия, при которых оружием в конфликте по поводу «престолонаследия» становится обвинение в безнравственности. В опытных руках Ливии данная тема станет звучать на самом верху власти. Стареющему Августу предьявляют несомненные доказательства любовной связи его дочери Юлии с юношами из нескольких знатнейших сенаторских семей – Сципионов, Клавдиев, Гракхов… Бедная Юлия! Во первых ее, особенно не спросив о чувствах, в первый раз выдали замуж за Марцелла , когда ей было 14 лет. Но он быстро умер и ее выдали за Агриппу, которому она за 9 лет честно родила троих детей. А вот теперь ее обвиняет в разврате отец, а он, как ей известно, в свои 65лет, проводит время с молодыми наложницами, которых ему поставляет его собственная супруга Ливия! /Впоследствии  прогрессивное человечество обнаружит, что на страже общественной нравственности чаще всего оказываются те, чья личная нравственность весьма сомнительна/.

Исход для Юлии печален – ссылка на остров в Тирренском море. Сосланы на острова и ее молодые любовники. Проходит время и старшая дочь Юлии/ Юлия Младшая/ к тому времени уже вышедшая замуж, также обвинена в безнравственном поведении и отправлена в ссылку.

И вот тут по Риму прокатывается новость – в ссылку отправлен всем известный поэт Публий Овидий Назон. Стареющий Октавиан не хочет, чтобы то, что происходит с его отпрысками по женской линии ( то , что все инспирировано Ливией , он по- видимому не догадывается) бросало тень на него и его род. Скорей все подлежит списанию на нравы молодежи и на тех, кто на них плохо влиял. Так «под раздачу» попадает Овидий, как автор «Науки любви». Для нашего современника здесь есть повод предположить, что перед нами автор порнографической литературы или сайта. Что ж, перечитайте «Науку любви», а уж заодно и «Лекарство от любви». Никакой «клубнички» вы там не найдете, целью произведения, как укажет А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» - «была наука страсти нежной, которую воспел Назон, за что страдальцем кончил он свой век блестящий и мятежный, в Молдавии, в глуши степей – вдали Италии своей!».

 

Ну и последнее, на что хотелось бы обратить внимание по данному случаю. «Казус Овидия» начинает привлекать внимание мыслителей, начиная со средних веков. Всех мучает вопрос «за что»? В конце концов, Овидий сам в «Письмах с Понта» соглашается с тем, что неким образом виноват: «Причина моего крушения всем хорошо известна, но я не должен подкреплять ее своими свидетельствами». Однако «Науку Любви» также читают и даже в чопорном средневековье ничего «такого» там не находят. Значит, был еще какой-нибудь проступок. Но какой? Как изменялась фантазия позднейших мыслителей по этому поводу?

В Средние Века: высказали предположение, что Овидий увидел императрицу, выходящей из бассейна в чем мать родила…/Сакральность монархии в средневековом сознании делала подобное запредельно криминальным поступком /.

В эпоху Возрождения – предположили, что дыма без огня не бывает - он, видимо, сам был развратник , о чем кто следует и сообщил Августу.

В бурные времена 18-19 веков подумали, что он был участником политического заговора против тирана, и его решили изолировать «по тихому».

Ну и, наконец, наступает прагматичный 20 век. « За что сижу, по совести не знаю, но прокуроры, видимо, правы. Я это все прекрасно понимаю, как обостренье классовой борьбы…» Вызвали и сказали, «ты виноват, а в чем - какая разница, сам придумай, некогда тут с тобою , понимаешь, чикаться. Других дел полно».

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.