Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Столкновение высших ценностей – морали и права – как духовный конфликт



Тема: Столкновение высших ценностей – морали и права – как духовный конфликт

 

Речь идет о том, что мораль и право относятся к области ценностного регулирования в обществе. Можно ли считать, что это сугубо ценностный конфликт? Нет. Потому что моральные ценности - это ценности и правовые ценности - ценности. Откуда вообще в истории человечества может возникать конфликт морали и права?

Для того. Чтобы разобраться рассмотрим их столкновение в китайском общественном сознании. Конфуцианство и легизм.

В древней истории Китая развилось два направления мысли на темиу государственного управления во многом противоположные - конфуцианство и легизм.

Интересно то, что между ними возник конфликт в духовной сфере, оба направления начали претендовать на духовное воздействие на общество.

Конфуцианство. Конфуций 551-479 до н.э. Конфуций это не имя и фамилия - в переводе это мудрый учитель Кун. Под таким титулованием он вошел в историю и культуру как Конфуций. / Правда во времена культурой революции его именовали Кун лао эр - старикашка Кун./ Старший современник Сократа. Важно то, что история Конфуция полулегендарная, его основная работа «Лунь юй» становится библией для китайцев, ее читают, перечитывают и учат наизусть, его собственная жизнь довольно проста - он сирота с трех лет, сначала без отца, потом без матери. Отец - мелкий чиновник, поэтому у Конфуция собственного статуса не было. В 30 лет он встал на ноги, открыв школу. Причем, основная идея Конфуция в образовании это то, что образование не признает различий в происхождении. Потом он становится советником правителя, на этом пути он вел себя достаточно жестко, казнил одного высокопоставленного чиновника.

Он создал концепцию благородного мужа. Важнейшими принципом является – жэнь - человеколюбие, гуманность - не делай другому того, чего не желаешь себе. Еще важный принцип – вэнь - узор от тату, он понимался как литература, а еще шире как духовная культура.

Стержень духовной культуры китайского общества – это действительно классическая литература( книга песен, книга перемен и т.д.). Вся структура общества делится по принципу: простолюдин, средний человек и благородный муж.

Государство понимается как семья, в которой главный принцип - принцип сыновней почтительности. Этот принцип доведен до крайнего предела - дети должны не просто кормить родителей./Ведь собак и лошадей тоже кормят – указывал Конфуций/. Они должны делать для родителей все , на что способны. Этот принцип сыграл демографическую роль, потому что родители в Китае могут жить только у взрослого сына. Сын обязан содержать родителей своих. Когда в последней трети 20 века китайское правительство, чтобы поднять жизненный уровень ввело жесткий принцип - одна семья один ребенок, то к чему это привело? В Китае - стало рождаться в пять раз больше мальчиков, чем девочек. То есть всеми способами не хотели рожать девочек. И как тут быть?

В истории народов Индии существовало многомужество.

Почему же они так себя повели? Отсутствие сыновей в семье обеспечивает родителям одинокую старость, поскольку дочка уходит в другую семью. То есть престарелые родители могут жить только у взрослого сына. Отсутствие же сына не предвещает родителям в старости ничего хорошего.

Основы человеколюбия: сыновья почтительность, любовь к братьям и старшим.

Идея компромисса - как способ разрешения конфликта.

Конфуций против законов, потому что он против концепции всеобщего равенства перед законом, т.к. законы уничтожают различие между благородными и простыми людьми.

Нужно, чтобы люди следовали не законам, а правилам - ли. Нельзя смотреть и слушать и говорить то, что противоречит правилам - ли.

Народ надо воспитывать не законами, а личным примером - говорит Конфуций.

Так, в области государственного управления и самих основ китайского государства возникает идея конфуцианства.

Но практически сразу же возникает другая позиция - легизм. Основатель Шан- Ян 390-338 до н.э. Легисты- это юристы.

Шан Ян напишет книгу – «Книга правителя области Шан». Текст противоречит Конфуцию. Главный раздел в книге - земледелие и война, там говорится, что для государства главное земледелие, налог должен быть с реального урожая, а ранги знатности следует оплачивать зерном (в конфуцианстве сдается экзамен для повышения ранга) - за один ранг = 30 тонн зерна. Таких излишков не было у крестьян. Выяснялось, что это в стоимостном выражении равно годовому доходу крупного чиновника. Легисты борются с злоупотреблением в земледельческой сфере. Но главное они против использования принципа жэнь в управлении государством. Поскольку человеколюбивый не может заставить других людей быть человеколюбивыми, он может любить людей, но не может заставить людей любить друг друга. Отсюда ясно, что одного человеколюбия недостаточно для управления Поднебесной.

Не следует создавать законы, доступные только умным, ибо не все люди умны. Умный правитель не производит действий, противоречащих закону.

Важен для государства фактор войны - ведь все происходит в так называемый период сражающихся царств. Успех на войне - это то, что поднимает людей вверх по карьерной лестнице, это по сути единственные в таком обществе «вертикальные лифты».

Дальше, начинаются странности, легизм, развиваясь дальше, вступает в противоречие с конфуцианством на тему знаний. К продовольствию стремиться нужно, а вот к знаниям нет - считает Шан Ян. «Когда знания пресекаются и не приращаются, люди искренне и просты, Если люди глупые их легко принудить к труду, а если умны, то не легко». Это прямое противоречие  с позицией конфуцианства.

Не надо народ тащить к знаниям, ибо править будет тяжело.

Нужно ввести единую систему наказания и наград - юридическая позиция. Награда за сельское хозяйство и за труд, а излишнее красноречие - наказывается. Ни к чему плодить умных людей.

И вот тут возникает момент, европейская цивилизация будет долго разбираться в теме наказания. Каким должно быть наказание, каким образом наказывать!? В конце концов итальянский правовед 18 века Ч. Беккариа четко сформулирует принцип – « Наказание должно быть таким, чтобы превышать выгоды преступления!»

У легистов же все просто - не надо связи между тяжестью преступления и мерой наказания, потому что нужно жестко карать за все. Ввести систему круговой поруки и наказывать родных. За недоносительство наказать соседей. Создать ситуацию, при которой все могут быть наказаны.

Странная идея посещает Шан Яна. Идея - как ослабить народ? «Когда народ слаб, государство сильнее. Поэтому государство, идя истинным путем, пытается ослабить народ.» Правителю не нужен сильный народ – то есть народ, способный бороться за свои права.

Все это будет усилено следующим легистом. Хан Фэй Цзы 288 до н.э. Он напишет работу - "Ропот одинокого". У него ставится вопрос - нужна система оглупления народа. Политика несовместима с моралью - говорит он - ибо бедность и богатство не одно и то же. Человеколюбием нельзя управлять и слишком высокий культурный уровень тоже затрудняет управление. У конфуцианцев написано, говорит он, « что когда государю докладывали о смертной казни, государь лил слезы. Но, если закон требовал наложения наказания, а государь при этом лил слезы, то этим он выражал свое человеколюбие, а не осуществлял управление. Проливать слезы это человеколюбие. Однако нельзя не прибегать к наказаниям. К тому же народ прочно подчиняется силе и мало может помнить о чувстве долга…»

 

Наиболее сильно все это сработает когда придет к власти император, который применит взгляды легистов на практике. Император - Цинь ШиХуан. реализует процесс купли рангов знатности, не любит торговое сословие, но выделяет крупных ростовщиков, на деньги которых он строит армию. В итоге он силой обьединит Китай и построит Великую китайскую стену. Возрастает налог на урожай/до 2\3 урожая/, резко увеличатся трудовые повинности. Будет расти число недовольных. И, в результате, приказ - сжечь конфуцианскую литературу и казнить тех, кто этого не сделает. И действительно – закопали живьем 460 ученых конфуцианцев.

Но сам он боится покушения на себя, у него больше 200 дворцов и он живет каждую ночь в разных местах, эта вакханалия длится 10 лет, потом он умирает.

К власти приходит династия Хань.

Возвращается конфуцианство на долгие - долгие века. Отчасти выполняется требование вернуть народу земли, соль и железо. Сторонников легизма запретили принимать на государственную службу.

С тех пор, в Китае любопытная ситуация: официально конфуцианство вернет свои права, но в сфере юриспруденции легистские идеи сохранятся.

В период Хань выступает синтез легизма и конфуцианства, и появляется принцип - пусть расцветают сто цветов, но пусть сорняк не растет, т.е. можно иметь разные точки зрения, но нужно избавиться от сорняка каким то образом. Этот вопрос не решен.

Интересно отметить, что у греков до Сократа были досократики - занимались натурфилософией, потом приходит Сократ и рассуждает о человеке. У китайцев сразу позиция фокусируется на человеке.

Далее, происходит обожествление Конфуция, и резкий рост числа чиновников конфуцианцев. К сотому году до н.э. - 120 тысяч чиновников, которые делятся на местных и столичных, у них разный статус. Их число растет и ,соответственно, растет число сдающих «экзамены на чин» по конфуцианской традиции. Потом, число чиновников с каждым разом растет. К 1000 году н.э. их 20-30 тысяч. Уже к 1100 году н.э. их 80 тысяч. А к 1250 году их уже 400 тысяч. Соответственно экзамен сдать становится все трудней. В первой половине 11 века- экзамен сдают 40%, во второй половине 11 века- 10%, в первой половине 12 века - 1 из 100, во второй половине 11 века уже - 1 из 200.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.