Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция от 13 октября



Лекция от 13 октября

 

Что за конфликт возник в христианской конфессии в 16 веке? Изначально это был внутриконфессиональный конфликт. Просто перечитав те же самые христианские тексты – Библию, Августина и так далее, Лютер встал на позицию -.человек должен верить в то. что он среди спасенных. Эта вера поможет ему в жизни, в частности поэтому он будет делать добрые дела, как следствие веры в то что он праведник , а не грешник.

В итоге, есть две конкурирующие точки зрения и возникает проблема выбора, которая приводит к 30 летней войне в Европе. Католицизм долгое время не мог внутренне собраться с силами, потом был созван Тридентский собор, на котором будет приняты решения исключавшие компромисс с протестантами. Самих протестантов ,правда, пригласили на собор. Но без права голоса до тех пор пока они не вернутся в лоно католической церкви. Изначально, духовный конфликт становится духовно политическим, а затем военно – политическим. В итоге 30летняя война не кончится никаким успехом ни для кого. Далее, будет сформулирован принцип - принцип Аугсбургского мира - чья власть, та и вера.

Как быть с содержанием самой веры , то есть в определенном смысле с ее духовным наполнением? Католицизм и протестантизм разойдутся в точках зрениях. Существуют ли какие то способы подтверждения чьей либо правоты? Да, существуют. Лютер, переведя библию на немецкий язык(библия в католической церкви читалась на латинском языке), добивался того чтобы каждый мог сам прочитать и подумать, занять свою позицию. При этом он сильно выделяет термин- «беруф» - призвание или профессия. Смысл данного термина очень прост - человек должен быть верен своему призванию, профессии и должен работать изо всех своих сил. Профессиональный успех - есть основание считать себя богоизбранным, и находиться в числе праведных. Результатом этого будет ощущение того, что все хорошо, Бог любит тебя (Бог благословил твою работу). Это вело к снятию с буржуазии чувство вины за их богатство. У них есть деньги, а у других их нет . В католицизме и православии сохранятся тенденции- подавать нищим. Зачем существуют нищие, что бы реализовывать свою доброту - подавать нищим – значит совершать добрые дела – это как бросок в кольцо в баскетболе.

Протестантская позиция - нет никакого смысла подавать нищим, ты и так уже спасен и профессиональный успех служит этому доказательству. Нигде не было столь жестких законов против нищих и бродяг, как в протестантизме. Генрих Восьмой - повесил 58 тысяч человек, это больше 2,5% населения Англии, причем основные приговоры были за государственную измену ( в том числе и государственная измена мужеложством).

Протестантизм поставил пределы роскоши- человек не имел право тратить на себя, роскошь греховна, но куда девать деньги!? Вкладывать в свое дело.

Человек считал - каждое действие своего бизнеса зависит от Бога. Это спасает его совесть от чего бы то ни было .

Пословица" пустому мешку трудно стоять прямо"- все измеряется деньгами. Самым тяжелым в обществе является ситуация тех, кто не преуспел в каком то смысле.

Позиция неудачника в католицизме и православии в духовном смысле позитивна - это люди, у которых что то не получилось - мы любим их в основном потому, что сострадаем им.

/Отсюда стремление некоторых студентов - перед сдачей сессии рассказать окружающим как им плохо и у них "33несчастья"- в католицизме и православии это приводит к позитивному результату./

Протестантский вариант - все наоборот. Если ты лузер, неудачник, то лучше всего про это никому не говорить, а если скажешь, то будет еще хуже. Неудачник - это когда от тебя отвернулись на самом верху. Тебя бог не любит. Отсюда важное духовное представление в протестантском обществе - не общаться с неудачниками, ибо это заразно. Отсюда принцип - что бы у тебя не происходило, у тебя все хорошо. «Keep smiling».

Этот принцип сегодня, в западной социальной практике протестантских стран приводит к тому, что здесь нет нищих. Нигде нет такой социальной поддержки, как в протестантизме. Например, Германия - если безработный, то тебе должны платить пособие, если есть дети- то + еще и социальные пособия.

Протестантизм в высшей степи эксплуатирует в человеке способность работать. Еще Макс Вебер указывал, что любовь к деньгам была в любой культуре. В чем же отличие?

В чем специфика связи протестантской этики и духа капитализма. До эпохи 16 века господствовала платоновская позиция - не должно быть достатка у крестьянина или у ремесленника, иначе крестьянин начнет ленится, а ремесленник склонен к излишествам- пьянству, если есть на что, то он будет злоупотреблять. В средневековье - богатый не трудится, ибо ему это не надо. Протестантизм решит, что беруф имеется у каждого. Платить надо больше работнику.

При низкой производительности большие деньги не улучшат производительность. Но есть такие сферы деятельности в первую очередь связанные с высокой квалификацией персонала, в которых низкая зарплата ухудшает ситуацию. И отсюда берется принцип – раз у каждого есть беруф - платить максимум от того, что делает производство рентабельным и драть с работника пять шкур. Принцип - максимальной зарплаты, создание условий для контроля. Платили больше, но никаких отгулов, праздников, выйти никуда нельзя, обед полчаса.

В духовной ситуации протестантизма есть вопрос - зачем эта работа на износ!? Главное в протестантской культуре - человек должен работать изо всех сил. Нигде нет таких маленьких отпусков как в протестантских странах.

В протестантизме нет коллективного спасения. Католицизм и православие- благодать божья, которая происходит через священника на весь приход, если священник не грешит, то через него проистекает благодать, с помощью которой люди спасаются. В одиночку спастись сложно очень. Пелагианская ересь – «бог сделал нас людьми, а праведниками мы сделаем себя сами.» Католицизм и Православие отвергли эту позицию.

Протестантизм - спасение индивидуально- каждый спасается в одиночку. Отсюда, поход в протестантскую церковь не является походом за благодатью. В протестантском храме нет ничего священного, как в католическом или православном храме. В нем нет произведений искусства. Смысл в том, что бы человек оставался наедине с самим собой. Крайний индивидуализм - человек может рассчитывать только на самого себя.

Вывод - духовный конфликт способен иметь место в религиозной плоскости. Надо понимать, что эта плоскость изначально конфликтна. Изначально, существует понятие религиозной веры, которое не формально, потом возникает процесс догматизации - шаг вправо или шаг влево, и человек находится вне церкви. Для человека, у которого другие взгляды на вещи- это идейный противник. Внутри конфессии – столкновение идей было чрезвычайно мощное. Чем дальше развивалась догматика, чем она становилась сложнее. К концу развития христианской догматики острота пропала и закончится все это в 19 веке. Ф. Шляермахер - протестантский пастор, в немецкой истории сыграл особую роль, он первый объяснил, что история догматики - история религиозного опыта. С высот прожитой человечеством жизни можно оценивать ситуацию именно так, но уже тогда, когда духовная острота пропала. В средние века люди верили в загробную жизнь. Вопрос о спасении души был очень актуален.

На каком пути может разрешится духовный конфликт, если он носит религиозный характер. Не существует универсального рецепта вот таких конфликтов. Существует путь использующий - принцип толерантности. Локк пишет письма о толерантности в эпоху Англии 18 века, когда еще воюют католики и протестанты, и это иногда принимает жесткие формы. Как за полтора века до этого, когда Генриху 8 не дали развестись с супругой, которая была родственницей императора. Папа не дал разрешения и Генрих решил в ответ, что Англия будет протестантской.

Когда духовный конфликт переносится в политическую плоскость, он не является исключительно духовным.

. Внутриконфессиональный конфликт перерос в межконфессиональный, а последний в политический, который привел к 30 летней войны.

Нет рецепта лечить духовные конфликты. Единственный способ остановить процесс - что бы духовный конфликт не перерос в материальный.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.