Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Духовный конфликт в христианской догматике



Тема: Духовный конфликт в христианской догматике

 

Христианство формально возникает в 1 веке н.э.

В 4 веке христианство становится религией римской империи. Император Константин был уверен, что поставил империю на мощную почву, фундамент, на котором все устаканится. Христианство, став государственной религией, начало меняться: если раньше христиане были едиными, греческое слово клир – «удел» имело отношение ко всем христианам как уделу божьему на земле, то потом они разделились на клир - удел божий, что теперь относится только к священнослужителям, остальные христиане - миряне.

Если до того сама процедура обрядовая, даже обряд крещения была не обязательна, то теперь все очень жестко, если не крещен - значит не христианин. Самое главное, возникает вопрос о христианской вере. Раньше верили в Христа, что он приходил и снова придет и всем будет хорошо, а тут встал вопрос - конкретно, точно во что верить. Почему этот вопрос провоцирует духовный конфликт? Потому что этот вопрос не связан с чем то материальным, это вопрос точного понимания содержания человеческой веры.

 

Изначально, читая тексты Библии, верили в Троицу, теперь возникает вопрос- как соотносятся Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой?

Ситуацию осложняло то. что на Востоке у христианства не было единого центра как на Западе. Патриархов было четыре- Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский. Самым главным считался патриарх Константинопольский, но только во внешней политике.

 

 В Александрии один из священников Арий заявил, что Бог сын подобен отцу, и произошел от отца, и вот так возникает первый спор - как соотносится Отец и Сын. Арий утверждает что один подобносущен другому. Спор принимает характер духовного конфликта, ибо материальных причин для такого спора просто нет.

Но, христианство держится на Библии- первая книга которой - Ветхий завет посвящен теме того, что Бог един. В итоге этого спора собирается первый из вселенских соборов – Никейский / в городе Никея/ и там сторонники ария оказываются в меньшинстве и принимается точка зрения о равносущности бога Отца и Бога Сына.

 

Решив вопрос о Троице и создали в результате Никейский символ веры, где указано, что бог сын и отец - единосущны, троица - одна сущность и три ипостасии- три лица. Вопрос о том, что здесь не все логично - это другой вопрос.

 

Оставалась проблема, как быть с Богом святым.

Собирается Собор в Константинополе, на этот собор запад не приедет, не пришлет делегатов, так как было не до того. Решение этого собора запад примет только через сто лет. Данный собор занимался итоговым символом веры. Но от кого исходит дух святой? Запад встал на логическую точку зрения - дух исходит от обоих, так как сын и отец единодушны. Православие сказало, а где это написано, раз не сказано, значит нет. Значит Дух Святой исходит только от Отца. Здесь разница мнений - запад рассматривает вопрос с логической точки зрения, а православие ставит вопрос об авторитете.

 

Филиокве – добавление в текст символа веры означающее»и от сына» разделило католицизм и православие.

Вопрос о Богородице. Кого она родила - Дева Мария? В каком смысле она – Богородица? Она родила человека в которого Бог воплотился - значит она человекородица. Для решения вопроса собирается собор в Эфесе - 431 год. Но кворума не собрали , так как сторонники двух противоположных точек зрения отказались встречаться совместно. В итоге, в 449 они собираются во второй раз в Эфесе и начали дискутировать. Считается, что дрались при этом даже дубовыми скамьями. Победили те, кто заявлял что она богородица. Глава данной группы архиепископ Диоскур, как указывается в текстах того времени «в полном архиепископском облачении лягался как дикий осел» Глава противоположной партии Флавиан на третий день после собора умер, видимо от побоев. Собор этот прозвали «разбойничьим». Однако вот что существенно в духовном плане. Христианство нуждалось в женском начале среди божеств. Человеческая природа так устроена, что в обращении «наверх» должен быть женский род. Последующее развитие истории покажет странную вещь, русский мужик больше всего молился не богу - отцу или сыну, а обращался к Богоматери заступнице и Николе Угоднику, т.к. для русского мужика обращаться к большим господам, в силу его собственного житейского опыта, казалось опасно.

 

Третий собор создал новую проблему. Это проблема христологическая – понимание того, что такое Иисус Христос, какова его природа? Созван в 451 году собор в греческом городе - Халхидоне. Итак, Бог Иисус, это кроме всего прочего еще и человек или как? Возникли две позиции- монофиситы - считали что у него одна божественная природа. Здесь проблема в том, что если он только Бог, то весь текст Евангелия теряет нравственный смысл. Он приходит, лечит, исцеляет, а потом его арестовывают. Мучают, пытают и казнят. Если он только Бог, то в чем его заслуга? Если он Бог, что ему повиснуть на кресте, ибо здесь нет настоящего страдания, он же бог. Позиция двойственности восприятия Евангелия - если он Бог, зачем сопереживать? Поэтому на 4 соборе будет принята парадоксальная формула- что он вполне Бог и вполне человек, обе эти природы присутствуют в нем неслиянно и нераздельно.

Это решение вызовет в христианстве конфликт- с собора уйдут монофиситы : серийцы, копты(эфиопы), армянская церковь. Здесь надо отметить следующее. В христианстве, начиная с апостола Павла, «в христианстве нет ни эллина ни иудея». То есть христианство как таковое не имеет национальных различий. А для армянской церкви это не так. Вот эта догматическая особенность – то что они монофиситы , то есть отличаются от остальных христиан станет не только и не столько конфессиональным . сколько этническим признаком нации…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.