Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОСКВА ЛЕНИНГРАД 1 страница




Ю. СЛОНИМСКИЙ

У КОЛЫБЕЛИ РУССКОЙ ТЕРПСИХОРЫ

Если судить об истории русской хореографии по боль­шинству книг и статей, которые ей были посвящены, то может создаться странное впечатление, будто бы русского балета до конца XIX века не существовало, а был всего лишь иностранный балет в России. По этим источникам чуть ли не все лучшие постановки на русской балетной сцене соз­даны приезжими балетмейстерами, а лучшие педагоги и артисты, которым наш балет обязан всемирной славой, это иностранные гастролеры.

Подлинная история полностью опровергает такие выводы. Жизнь нашего балета со дня его рождения протекала в интенсивной борьбе за создание национального русского искусства. В его двухвековой истории много замечательных художников — скромных, а порой и безвестных русских людей, чья роль в судьбах отечественной и мировои хореограч фии не меньше, чем роль прославленных западноевропей­ских мастеров[1].

Имя первого выдающегося русского педагога и балетмей­стера Ивана Ивановича Вальберха открывает одну из б л иста-


тельных страниц истории нашего балета. Оно стоит в нача­ле списка русских деятелей балетной сцены, пытавшихся осмыслить свою профессию, понять и определить свое место в общественной жизни и развитии русского театра. Жизнь и творчество Вальберха отданы детству и отрочеству рус­ской Терпсихоры, которая вскоре победила весь мир.

ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В энциклопедическом словаре Плюшара, изданном в 1837 г., когда были еще живы современники Вальберха, приятель его сына, чиновник императорских театров Н. Мундт, дал следующую биографическую справку: «Прадед его (Вальберха) принадлежал к благородной щшшкой фамилии^и служил драбантом в войсках Карла XII. Взя­тый в плен русскими, женился в Петербурге и навсегда остался в России»[2]. Эта справка, повидимому, предста­вляет собой одну из тех легенд, которые нередко встреча­ются в старинных биографиях. Когда популярный писа­тель, артист, художник не мог похвалиться «благородным» происхождением, доброжелательные современники, желая стереть с него «мужицкое клеймо», создавали и распро­страняли миф о некоем иностранце, таинственном дворянине или незаконном сыне вельможи, будто бы являющемся основоположником рода знаменитого деятеля.

В семье Вальберха долго жила легенда об его шведском происхождении. В семейном архиве мы находим родослов­ную, писанную правнуком его, в которой версия Мундта изложена полностью, с дополнительной ссылкой па авторитет Вольтера. Откроем томик Вольтера « Histoire de Charle XII »a на стр. 317; там мы найдем упоминание о гвардейце (un garde) Вальберге, который перед пленением Карла XII турками уговаривал шведского короля сдаться без сопро­тивления. При чем же здесь русские? Какие нити протя­гиваются от малодушного Вальберга, взятого в плен тур­ками, к родоначальнику русской семьи Вальберховых, остается неизвестным.


Сам Вальберх в письмах и дневниках очень редко и не­определенно упоминает о своих родных. Слоимо случайно проговаривается он в письме к жене из Москвы о том, что здесь он родился. Мимоходом говорит, что встретил в Москве сестру Аксинью с мужем. Его брита зовут Степан. Так же случайно узнаем мы из письма жены Вальберха, что к ней пришла тетка Ивана 11в.томима с племянницей и что жи­вут они на Ямской улице, по тогдашним условиям за чертой города, на окраине, среди низших служащих, ремесленни­ков, извозчиков, мастеровых. Случайно в письме прорыва­ется фраза о том, что в Москве, кроме сестры, у Вальберха нет знакомых, друзей и приятелей детства. Именно это отсутствие сведений о семье, необычное для дворянского, хотя бы и обедневшего рода, заставляет предположить, что легенда о шведском драбанте петровских времен настоль­ко же далека от истины, насколько близко к пей «низкое» плебейское происхождение Вальберха.

Наконец есть еще один решающий довод, исключающий какие бы то ни было домыслы о дворянстве Вальберха. Дворяне в XVI11 веке не становились балетными артистами*. Даже в первой половине XIX века поступление па сцену в качестве актера ставило человека под угрозу лишения чинов и дворянства.

Кто были родители Вальберха? Чем они занимались? Каково их имущественное и социальное положение? Почему они отдали сына в балетную школу? Кто были старшие представители его семьи? Что с ними стало? Ответы на все эти вопросы мы напрасно стали бы искать в имевшихся до сих пор материалах по истории русского театра.

Писавшие хотя бы вскользь о Вальберхе всегда останав­ливались перед загадкой его происхождения[3].

Часто высказывалось предположение, что он русский — Лесогоров. который перевел свою фамилию на немецкий язык: Вальд, берг — лес, гора.

В записках Р. Зотова[4] и в «Летописи русского театра»

П. Арапова [5] указано, что Вальберх был русским, по фами­лии Лесогоров, немецкую же фамилию ему дали, «чтоб иметь больше успеха на сцене».

А язвительный Вигель [6] утверждал, что «посредствен­ный танцовщик Лесогоров... перевел себя на немецкий язык, чтобы внушить зрителям более к себе уважения».

Внук актера А. В. Каратыгина — соученика Вальберха, комментируя дневник своего деда, пишет: «Иван Ивано­вич Лесогоров... Его фамилия была Лесогоров, и между его предками не было пи шведских драбантов, ни немецких вахмистров. По выпуске Лесогорова из Театрального учи­лища его, надобно полагать, за отличие произвели «в нем­цы», переведя его русскую фамилию на немецкий язык буквально «WaM berg»—«Вальдберг»[7].

Сохранились две записи И. Вальберха в дневнике (от 28 марта и от 1 апреля 1802 г.), в которых он шутя подписы­вается: «Слуга ваш господин Влесогоров» и говорит об ожидаемом рождении сына: «Ну, господин Влесогоров, посмотреть Хотя на тебя». Но шутки эти звучат уже серьез­нее, когда мы обнаруживаем в списке выпускников теат­рального училища фамилию «Влесогоров Иван»[8]. Это И. И. Вальберх, выпущенный танцовщиком 18 ноября 1786 г. Мы видели, что в семье товарища по выпуску А. Ка­ратыгина его знали как Лесогорова. Во II отделе «Архива дирекции императорских театров» опубликован приказ о ежедневной явке к директору Юсупову с перечислением всех режиссеров, в том числе и «Лесогорова (Валь­берха)»[9].

В поисках истины мы обнаружили следующие документы.

В списках служащих театральной дирекции 3 1 1786 г.


назван портной Иван Вальберх, получающий самый низший из существующих годовой оклад — 100 руб. Там же указано, что он числится на службе с 10 октября 1766 г.1. Прика­зом 1792 г. портной Вальберх умолен со службы с половин­ным пенсионом2.

Таким образом, л год рождении II. II. Вальберха в дирек­цию императорских театров поступает на службу в каче­стве портного Вальберх, чье имя совпадает с отчеством буду- ^ щего балетмейстера. Вспомним, что Вальберх указывает местом своего рождения Москву и что позднее он говорит об огсугстгшн н Мошне npyieii детства (это совершенно естественно, pa:i -ичнеленпе портного Вальберха на службу в Петербурге происходит, когда его сыну было меньше года). Так восстанавливается иедост.шаншое гшеио п биографии Вальберха.

_Ипап Иванович Вальберх — сын „рядового портного театральной дирекции, быть может, иностранного происхо­ждения, но совершенно ofipyceimiero (об этом говорят, в частности, нраносданные имена ею детей — Иван, Аксинья). Легенды о благородном дворянском происхождении раз­веиваются, как дым. Сын бедняка, влачившего нищенскую Жизнь, — вот кто такой "Вальберх.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Иван Иванович Вальберх родился 3 июля 1766 г. окон­чил Петербургскую балетную школу 18 ноября 17S6 г. Его 11 аставникамиТГыли А&киолнни, а в последнее время — Кмциани.. Вопреки "практике того времени, Вальберха зачислили в театр не фигурантом, как всех русских, а соли­стом, с годовым жалованием в 600 руб., вдвое превышающим

1 АДИТ, отд. II, стр. 414. а Та м же.

8 В «Петербургском некрополе» (СПБ, 1912, т. I, стр. 366) дат? рождения И. Вальберха указана по могильной надписи—1763 г. Это ошибка. Товарищ по выпуску А. Каратыгин отмечает в дневнике 4 июля 1819 г.: «Скончался... Вальберх на 53-м году от рождения» («Русская старина», 1880, октябрь). Вот еще одно подтверждение факта рождения в 1766 г.

обычный оклад выпускников[10]. В короткое время оклад его повышается до 1000 руб. В театре он сразу занимает поло­жение «любимца петербургской .публики».

«Сей Вальберх был превосходным пантомимистом и обла­дал необыкновенным искусством мимики и гримировки,— вспоминает П. П. Каратыгин.—Мы слышали от Сосниц­кого, что как-то на святках 1816 или 1817 г. на вечере у князя Шаховского Вальберх несколько раз переменил костюм, до того изменив при этом физиономию, что был решительно неузнаваем. Не распачкивая (не гримируя. — Ю. С.) себе лица, он произвольно менял не только его вы­ражение, но и самый оклад посредством шелковинки, ко­торой стягивал себе щеки, нос и подбородок»[11]. Эта способ­ность к полному пер_евoiIлощению давала Вальберху воз­можность выступать в различных амплуа, совершенно меняя свой облик.

В то время не писали рецензий. Поэтому дать обстоятель­ную характеристику танцовщика очень трудно. Немногие печатные мнения о нем единодушны в хвалебной оценке. «В сем балете, — пишет безыменный критик в 1811 г.,— кроме танцев... есть пантомимическая игра, требующая талантов отличных, то есть именно таких, какие видели мы здесь на театре. Любовника представлял г. Вальберг ... »[12]

Годом раньше на страницах того же журнала едва ли не тот же критик писал в связи с постановкой балета «Медея и Язон»: «Ежели зрителю хоть мало известны представляе­мые лица и отношения между ними, то в немой игре пантоми­мической все найдет он для себя совершенно попятным, разумеется, когда лица действуют так искусно, как г-жа Ко­лосова и г. Вальберг. В трагедии актер, изъявляя чувства и страсти свои, недостаток в телодвижениях до­полняет словами, и зрптепь, ежели не удивляется искусству игры его, то по крайней мере не остается в недоумении. Напротив того, в пантомимическом балеге безмолвное дей­ствие, заменяющее слова, будет ничего незначащим и даже отвратительным крпвляннем, ежели танцовщик не имеет надлежащего понятия об отношениях между внутренними чувствами и наружными знаками, которыми те чувства выражать должно»1.

Афиши свидетельствуют о том, что Вальберх — артист высокого класса. Он всюду дублирует европейскую знаме­нитость, любимца 11оверра—танцовщика Лепика2.

искусство танца. Ученик Анжиолини и Каьшиаыи — сопер­ников 1 IoBcjpa в его драматической реформе балета, — он берет от них приемы телесной, мимической выразитель­ности, грубую, по эффектную эксцентрическую виртуоз­ность, восходящую по традициям к итальянской комедии дель арте.'С другой стороны, сценические примеры Лепика учат Вальберха иному исполнению партий мужского танца, в «серьезном жанре». Во времена Вальберха этот жанр уже не—ограничивался скульптурно-живописной позировкой, которой славился некогда Гаэтапо Вестрис-отец: завоева­ния Вестриса-сына ломают перегородки, отделяющие былой «серьезный жанр» от нового «полухарактерного». Уже входит в коду главный эффект искусства Огюста Вестрнса—пируэ- тирование, близкое по технике к тому, что мы видим сейчас. Медленные, красивые развертывания тела сочетаются со стремительными темпами вращений, перелетов и прыжков. Правда, эти приемы утвердит в России только Дюпор, но переход к новой тонике намечается еще во времена Лепика. Вальберх владеет его; однако на всю жизнь (^.остается врагом,трюка, врагом игры в публику. Поэтому он так кри­тически относится к «Вестрису-ломалыцику»[13].

В_ГЩ4 г Raттьбррха. назпач^щ^пгспектором балета и пре­подавателем. В 1800 г. ему доверяют вьГоор артистов из крепостного балета .в Шклове. В это время его оклад по четырем должностям — актера, балетмейстера, инспектора, педагога — составляет 2700 руб. в год[14].

Постановочная работа Вальберха начинается в 1795 г. балетом «Гчлтщпра. р;)Г1.;.чмнцр» Неполный список его постановок содержит 36 оригинальных балетов, 10 возоб­новлений, 42 постановки танцев в операх и драмах.

В _18U2 г-. Вальберха командируют в Париж ;шиозшщом- ленця ..с .42дНжщзскйм балетом. Он— первый русский балетный артист, поЦьШБШий в Париже.

Париж начала революции мы знаем по впечатлениям Карамзина. Вальберх видит Париж консула Бонапарта. Любознательный и восприимчивый, он не ограничивает своих интересов балетным театром и жадно впитывает острые впечатления от пребывания в артистической «сто­лице мира». Среди его собеседников, наряду с мастерами балета Кулоном, Пивелопом, Гарделем и Деге, драмати­ческий актер Дюгазоц и др. Вальберх не похож на празд­ношатающихся туристов: он все время учится, запо­минает, что и как следует использовать в родном театре[15].

Трезво и деловито сравнивает_Влгтьбепх французский

MnTAimrTRpimMtt пя П(*ты:

«Возвращение Зефира». Декорации наши нучшв7 платья также...» «Вода, огонь удивительно хорошо представле­ны...» «Множество танцоров, танцорок. Хорошая музыка не всегда—вот все... «Здесьмахины лучшие, аунасбалети музыка превосходней, также и «декорации...» «И что здесь делает красу балетов — множество танц.в но великому числу танцоров и танцорок; у пас бы наскучило, потому что некем занять, когда одни люди и те же...» «Не запить групп из «Психеи». Он хорош. Пламя адское отменно хорошо...»

Как ребенок радуется Вальберх, когда видит, что петер­бургский балет соперничает в некоторых отношениях с парижским, что по_идей11 ой солепжател ьпости__и разно­образию русский пинте («Здесь не жди исторически правиль- жгй~~бтИет, — легонький сюжет и много вертепья»). Он счастлив, что у родного искусства есть сноп достоинства. Значит, не зря ушла многострадальная жизнь А за буду­щее русского балета он спокоен: «Парижане глупее и лю­бопытнее русских мужиков... Истинное шампанское: пыль в глаза пустят как ученые, так и танцоры. Дай пройти несколько времени, увидишь, что'шампанское сделается хуже русского квасу»[16].

Переполненный впечатлениями и творческими планами, Вальберх возвращается домой в надежде на бурную дея­тельность. Но обстановка изменилась: приглашён Диггпо. Старинные парижские «ряги Пиппп — Гардель и Нивелон— сделали все для того, чтобы Вальберх заодно возненавидел великого мастера[17].

Он едет в Петербург, намереваясь воевать за свои права, но, спустя несколько месяцев совместной работы, видит, что Дидло_— его единомышленник и соратник в борьбе за раз­витие балетного искусства, притом искусства русского. Пафос художника у Вальберха сильнее самолюбия ар­тиста. И потому он не интригует против Дидло, а сотрудни­чает с ним и Огюстом.

Обиженный судьбой, ревнивый к славе, желчный Дидло не склонен к альтруизму. Но Вальберху и его семье он всячески помогает '. Причины этого он объясняет в печати. В предисловии к либретто балета «Амур и Психея» (1809) Дидло дает Вальберху характеристику, свидетель­ствующую о том, что иностранец-художник понял лучше, чем кто-либо из соотечественников Вальберха, насколько значительна роль этого человека в судьбах русской хоре­ографии. Говоря о тащшшшще Колосовой, Дидло заявляет: «Ее прекрасная наружность, эффектный танец (серьезный ^жанр), выдающийся талант мимистки... похвалы ее учи­телю г-ну Вальберху, который всеми уважаем не только как выдающийся и разнообразный артист, но и как добрый отец, честный человек и пре­красный товарищ. А когда такие ка­чества соединяются с талантом, они словно удваиваются и придают но­вый блеск достоинствам человека»[18].

Ка!ОЗШШШШ1К_Вальберх постепенно теряет свои возмо­жности — туберкулез подтачивает его сильТ[19]". Он отдает свою кипучую энергию педагогике^ постановкам, успешно занимается самообразованием, литературными делами. Жизнь Вальберха полна забот о многочисленном семействе

(десять детей, племянница, много воспитанников[20]) и товари­щах по сцене, больше всего о молодежи. Болезнь сваливает его с ног неожиданно. В разгар театрального сезона — в марте 1819 г. — Вальберх вынужден сойти со сцены. 4 июля 1819 г. он умирает2.

БАЛЕТМЕЙСТЕР

«...Я предпринял... сделать...

нравственный Г) л лет».

Вальберх

До 1783 г. в Петербурге не было постоянно действую­щего публичного театра. Балетная жизнь тогдашней сто­лицы сводилась к камерным дворцовым представлениям, на которые допускался преимущественно узкий круг при­дворной знати.

Но вот за три года до выпуска Вальберха из училища открывается театр, рассчитанный на более широкие слои зрителя. Зал этого театра заполняет сравнительно раз­нообразная публика. Здесь мы видим нее группы дворян­ства, столичное купечество, разночинцев, иностранную колонию. Идет длительный процесс превращения камер­ного дворцового зрелища в искусство, имеющее боль­шое идейно-художественное звучание. Часть первых, едва ли не наиболее трудных преобразований в балете выпадает на долю Вальберха. В этой реформаторской деятельности ему помогли уроки предшественников и учителей.

Передовые художники западноевропейской хореографии появились в России, начиная с 60-х годов XVIII века. Предшественник Новерра — венский хореограф Гиль- фердинг, творческий соперник Новерра — Анжиолини, лю­бимец Новерра — выдающийся танцовщик Лепик, блестящий педагог и настойчивый проводник новерровских реформ Канциани — все они привозили в Россию новые идеи, на практике преобразовывая балет.

На Западе в наступление на консервативные формы и эсте­тику придворного балета шел в эту эпоху ряд замечательных балетмейстеров, музыкантов, художников, журналистов и философов. Вольтер и Руссо, Мармонтель и Дидро, Седен и Бомарше, Рамо и Глюк, Сервандони и Боке, Вестрис и Новерр, Доберваль и Гардель—все они идейно и практичес­ки перевооружали старый придворный балет. Он отделился от оперы, появилась балетная драматургия и режиссура в современном понимании, образы героев танцовальных пьес стали более жизненными, сценическая техника изменилась и обогатилась, сотрудничество либреттиста, композитора, балетмейстера и художника повысило идейную содержатель­ность и образность танцевального спектакля.

В петербургском императорском театре горячие речй Анжиолини, Лепика и Канциани обрывались на полуслове. Быстро охладевал пыл новаторов, и пропадало желание за­ниматься реформами. Руководители российских придворных театров меньше всего требовали от приезжих мастеров новой тематики. Петербургский двор ждал модных новинок Пари­жа, разнообразных зрелищ и увеселений в стиле бально- любительской хореографии, ненавистной Новерру и его по­следователям. Короткие жанровые дивертисменты и пышные аллегорические инсценировки по случаю торжеств при дво­ре — вот за что платили деньги иностранным гастролерам.

К счастью, у художников-новаторов нашлись преем­ники. В числе этих преемников первым был Вальоерх, Подготовленный к такой деятельности развитием обществен­ной жизни конца екатерининских времен,


Конечно, он не обладал правами театрального дикта­тора, без которых немыслимо было в его время сделать то, что удалось с боями Новерру, а несколько позже — Дидло[21]. И все же одним из первых в Европе и первым в России Вальберх ставил балет иа современной яшзцй, 'пользуясь музыкой русского композитора, чго тоже явилось новше­ством. В _1799j\ Вальберх инсценирует, как он пишет жене, «анекдот, случившийся в Москве, и, следовательно, для здеш­ней публики будет очень интересен»: это балетна музыку Титова с увлекательным названием «Ншши Вертерв^Т Здесь Вальберх впервые ввел современные костюмы.

Уже одно это вызвало резкоеГосуждение театральных рутинеров. Но успех балета явился достойной наградой смелому постановщику. Однако Вальберх прекрасно по­нимал, что принести намеченные им преобразования сра­зу в полном объеме будет не только трудно, по просто невоз­можно. Он сам видел границы своей реформаторской дея­тельности. В найденном нами и впервые публикуемом доку­менте заключено грустное признание артиста: «Сколь трудно истребление закоренело! о обыкновения! Когда же я осме­лился сделать балет «Новый Вертер», о! как мнимые ум­ники и знатоки восстали против меня! Как! балет, в коем будут танцовать в фраках? Я думал, что я погиб; но на­шлись истинные знатоки, и балет имел успех; со всем тем, когда я предпринял сделать другой нравственной балет, не осмелился, однако же, на фраки, а оделся и одел других в испанский костюмГ»[22].

Вальберх избрал обходный путь, более долгий, но веду­щий к той же цели. С неутомимым упорством он предприни­мает частичные реформы, перестраивает тематику, затем сюжет, хореографическое изложение действия, вводит новые костюмы.


«Отметим, что Вальберх на нашей сцене был.преобразо- вателцм_балета, —"писал уже цитированный нами Караты­гин.—До него даже во время Кальцеваро, Канциани и Лепика балеты ограничивались танцами отдельных соло, j>as de deux, pas de trois и т. д., танцами кордебалета и более или менее живописными группами; ни о пантомиме, ни о •соблюдении верности в костюмировке не было и помину. Вальберх создал настоящий пантомимный балет и старался заменить пудреные парики, робронды, фижмы и француз­ские кафтаны действующих лиц костюмами, соответствую­щими сюжету пьесы. Балетные герои и героини заговорили не языком обыкновенных смертных, но лицами, глазами, жестами, — одним словом, пантомимою»[23].

П. Каратыгин ошибался, приписывая Вальберху всю честь преобразований: Вальберх осуществил то, что гото­вили новерровские ученики в России, в особенности недооце­ненный Лепик[24]. Это они завещали принцип драматизирован­ного баЗГетаТновую тематику, серьезный жанр, человеческие страсти как основу спектакли, новое назначение хореогра­фии — не только тешить зрение, но говорить уму и сердцу.

Но, перенимая принципы Новерра, Вальберх осмысли­вал их критически. Он боролся за идейность искусства хореографии, стремясь отделаться от чрезмерного рацио­нализма новерровского балета. Для него идейность («нрав­ственность», как он ее называл) превыше всего. Один из немногих в нору отрочества русского балета, Вальберх вступает па путь, к которому призывают передовые дея­тели русской культуры того времени, желающие в искусстве говорить о жизни и реальных человеческих чувствах и переживаниях. В цептре~йх~внимания — человеческие добродетели и пороки. Чувствительность героев, невольно вызывающая нашу улыбку, является для них выражением сильной реакции на происходящее: восторга перед идеала­ми, гнева но поводу несправедливости.

Вальберх сочинил целый ряд балетов из реальной <кизни.'.|Великодутие i осv,ирей, справедливая расправа с феодалами, в корыстных целях притесняющими королев­ских подданных, страдание женщин-героинь, натеткка борьбы — таковы сюжетные мотивы его спектаклей. Его сфера — мелодрама, сентиментальная драма. Его герои и героини обречены на тяГчайшие переживания. Балеты изобилуют обмороками, сценами ужасов...

Сценарии Вальберха давно уже стали библиографи­ческой редкостью. Это дает нам право ознакомить чита­теля с некоторыми а.I них.

Действие балета «Генрих iy. или 1 1.и-ран,;) /тброгиуг^гтио (1816) развертывается так: пир в королевских покоях. Маркиз Континн подает Генриху IV (Дидло) жалобу па герцога Сюлли (Вальберх), в которой клевещет на него. Генрих требует у Сюллп объяснении. Вместо ответа Сюлли вручает королю другой документ, прочитав который ко­роль «приходит в ужас, усмотря невинность Сюлли и гнус­ность клеветы против него». Мир восстановлен, король официально сообщает приближенным о невиновности Сюлли и отправляется на охоту.

Действие переносится в лес. Вдали замок маркиза Коп- тини. Крестьяне веселятся. Котипи приказывает слугам похитить красавицу Агату «как предмет своих развратных намерений». Агата, сопровождаемая работником Флейном, подвергается нападению слуг маркиза. С трудом отбившись от них, она, по совету Флейна, идет в замок жаловаться на слуг. Но едва Агата переступает границу двора, как воро­та запираются, и она оказывается в плену.

Сцена изображает замок. Агаы прибегает к маркизу, следившему за похищением, и, не подозревая его замысла, жалуется ему на ^ г. Коптини притворпо ругает слуг, а за­тем, оставшись пае uric, «объясняет ей свою любовь». Агата в ужасе от его обьяснения и его подарков. Появляется слуга, сообщающий, что король требует к себе маркиза. Контини уходит, приказав слугам запереть Агату. Агата срывает занавеску с окна и, сделав из нее веревку, спускается вниз.


Третий акт возвращает зрителя к праздничной обстановке начала второго действия. Веселье прервано вбегающим ра­ботником Флейном, который сообщает, что Агата похищена. «Крестьяне, тем раздраженные, хотят силой вломиться в замок, чтобы освободить Агату». В это время они видят Агату, спускающуюся из окна. Короткая радостная встреча. Начавшаяся гроза и ночь уводят всех со сцены.

Действие снова происходит в лесу. Гроза. Король, поте­рявший в темноте своих спутников, случайно наталкивается на отца Агаты. Не подозревая, что перед ним король, тот приглашает его к себе домой. Буря утихает. Трое разбойников нападают на Контипи, вот-вот он погибнет. Появляется лесник Ришард, жених Агаты, убивает од­ного из бандитов, обращает в бегство остальных и «тем спасает жизнь злодею, покушавшемуся на честь его невес­ты». Ришард уводит маркиза с собой.

Четвертое действие развертывается внутри дома Ага­ты. Ждут возвращения отца и Ришарда. Отец приходит с королем, которого не узнают. Все пьют за здоровье монар­ха. Генрих IV с симпатией относится к семье Агаты и к ней самой. Появляется Ришард в сопровождении Контини и придворных. Придворные падают ниц перед королем. Агата в ужасе при виде обольстителя. По требованию короля, она рассказывает о поступке Контини. Генрих выгоняет его, грозя суровой карой, и благословляет брак Агаты с Ришардом. Как гласит либретто, «театр переменяет­ся и представляет внутренность мызы, на возвышениях кото­рой видны многие ветряные мельницы, крылья которых унизаны разноцветными фонарями — все они в движении». Танцовальпан сюита в честь короля и жениха с невестой заканчивает спектакль.

.. Вальберх не сочинил сюжета: он^аимствовал его из многих источников. Здесь и опера Седена— Монашьи «Король «■•фермер», поставленная впервые~~в Париже в 1762 г., и зингащцль «Охота» (муз. Гиллера), осуществленный в Лейп- u,nfe в 30-х гг. Заслуга Вальберха даже не в том, что он пересочинил сюжет дли балетной сцены. Дажны тенден­ции, которые вложены им в а гот спектакль. ПуДЪ действие содержит излишние^ с нашей точки зрения, эпизоды (в особенности кажется ненужным первый акт), пусть в этом балете есть недоступные для хореографии ситуации (как, например, объяснить бе:! помощи слов, что документ Конти­ни содержит обвинения против Сюлли, а документ Сюлли доказывает его невиновность?), — суть не в этих типичных
для того времени ошибках. Иптересно,_к а к расставляет силы Вальберх,_1£_о_м_у, по его замыслу7 дол>Кен симпати­зировать зритель, к о г о он делает носителем своих идеа­лов, какую мбрлЛЬ проповедует. В самом стремлении к морализации, в настойчивости намерения показать добродетель, торжествующую в среде бесхихростных, -чеет- ныхтоужеников, уже кроется то повое, что делает балеты Вальберха человечными и осмысленными. Вал<-б''ру xoiigT( чтобы_бадет_ учил и воспитывал зрителя, а не только его развлекал и потещад. Это новая большая и трудная зада­ча,"* принятая им на себя добровольно, ибо развлекать Вальберх умел. Даже сейчас, более ста лег спустя, мы оце­ним режиссерскую находку эффектного фпиала балета: веселые, стремительные танцы в полутьме освещены мно­жеством светлячков-фонариков, которые как бы танцуют па движущихся крыльях ветряных мельниц.

Важно и другое: Вальберх работает на материале близ­кой, а порой и современной ему но.шш. Еготворческие принципы связаны с идейно-художественными принципами современной ему литературы. «Сентиментальное путешег ствие» Стерна вызвало к жизни балет «Новый"Стерп» (1801). гетевскии__ «Вертер» навел на мысль о «Новом Вертере», для балетного сценария Вальберх используеТ—зПавла тт Виргинию» Бернардена де Сен Пьера.

2*

Запишем в биографию Вальберха еще один существен­ный факт. Первым ня рутч-пй птрцр и одним из первых в мировом театре о насочиняет шекспировский б.чл<'т «Ро- мео и Юлия» и исполняет в нем роль Ромео (1809)'.


В чем же идейная и стилевая новизна балетов Вальбер­ха? Это новое проявляется прежде всего в робкой, но яв­ственной симпатии к героям, о которых прежде и не помы­шляли: К_1ВУЖеникам, кр^от^я^;м^ ^пшч-:i&wmi<ям, купцам. Сцены семейной радости, тема личного счастья в труде и любви все чаще проникают в сценарии Вальберха, озна­чая переход к новому направлению в балете — сещ'и- ментаЗЩЩСл'аков, п а п р i шер^ТЩГюД 1<тТШи"оалет «Малень­кий матрос» (1808).                                                                                   

Откупщик выдает старшую дочь замуж. Буря на море прерывает веселье. Все убегают » дом, оставляя пиршество в самом разгаре. Тонет корабль, волны выбрасывают на берег сына «капитана корсарского корабля»— малень­кого матроса (его роль играла Е. И. Колосова). Юноша садится за опустевший стол и жадно ест. Здесь его заста­ет младшая дочь откупщика. Молодые люди влюбляются



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.