Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОСКВА ЛЕНИНГРАД 6 страница



Пока я писал, Ефрем[193] пе[ре]бирал театральное плать[е],— вы не положили мне ни мантии красной греческой, ни куша­ка. Хорошо, что это малости. Тюник также должен буду взять у Огюста, потому что такого богатого у меня нет [...] Шапьку жду с нетерпением, потому что она мне нужна для «Графа Кастелли»[194]; здесь есть дети и меньше ее; но, к чести Шаньки, такой нет, которая бы так хорошо выразила, как оная [...]

P. S. К князю [А. А. Шаховскому], хотя немного, буду писать по сей почте,

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

18—20 января 1808 г. Москва

[...] Мы живем здесь все на a propos; но всем это & propos легче переносить, нежели мне, потому что ни у кого из приехавших сюда нет столько детей, как у меня. Ты ска­жешь, что за загадка? Но эту загадку ты должна знать про себя... до сих пор никому ни гроша не дают, и я должен был подать пример, взяв пятьдесят рублей у казначея впредь до расчета.

Яковлев вчера играл и принят с похвалой[195]. Что будет с нами, ты еще долго не узнаешь, потому что мы танцуем н понедельник, когда пошлется это письмо, а как нас нри- •< 'Т, то я буду писать тебе еще в будущий четверток.

Скажи князю [А. А. Шаховскому], что, кажется, не для чего ожидать моего приезда, чтоб кончить то, что, по сло­вам его и нашего друга Петра Ивановича [Альбрехта], было обещано и несумненно, — разве только потому долж­но делать мне и дочери моей обиду против иностранных, что мы русские; но чтоб они знали, когда я приеду и здоров, то дочери моей им не видать на театре, потому что я еще в силах прокормить семейство мое, не перенося обид, кото­рые мне делаются подобными поступками [...]

Сегодня объявили нам благорасположение петербургской дирекции. Приклоиский сказал, что он получил предложе­ние или простое письмо, в котором ему приказано выдавать нам порции по три рубля на день, а Насовой 2 давали в Петербурге по четыре! Не правда ли, что этот поступок очень благороден? Это советы и работа нашего друга, — ты разумеешь? Но я плюю на деньги, но намерение обидно.

Завтра, друг мой, щекотливый день для меня и Коло­совой! Ты рассмеешься, но подожди. Здесь также есть партии и кабалы пристрастия. Есть здесь бестия Иванов[196], который прежде был в Петербурге дрянным сочинителем и партер­ным кабалером, который публично стал хулить Яковлева. Но, по счастью, случился Росси, который ему сказал в Данс-Клубе: «Государь мой, видно, что для таких знатоков, как вы, Александр] Льво[вич Нарышкин] должен присы­лать в Москву не иные таланты, как Мунаретиевские*2 Суди же, каково это слышать накануне дебюта [...] Завтра не жди уже от меня ничего, потому что с 9 часов утра уеду в театр, а после обеда уже будет не до письма. В среду буду танцовать с Колосовой по-сербски. В субботу опять назна­чают с французами «Медею». В понедельник для дебюта Огюста и Бузани — «Граф Кастелли». Вот тебе и реперту­ар. Теперь шестой час в исходе, иду или еду в театр, потому что нанимаю для тону лошадь [...] [На] завтра я купил ему [Степану Ананьевичу] с сестрой два стула для «Медеи», и то с трудом, ибо здесь теперь бесятся [...]


Из афиши, которую при сем прилагаю, ты увидишь, какой здесь толк: вместо того чтобы тотчас после действую­щих лиц балета или еще и прежде должно было напечатать содержание балета, здешние умные головы напечатали после объявления дебюта Семеновой3 опое. Правда, что я тому виной, потому что моей руке здесь верят, как печатному. Я дал начерно, что им должно напечатать о «Медее» и что ты видишь в афише самое короткое содержание, не с тем, чтоб по оному печатали, и и конце ска.чал: «Подобный сюжет не требует подробнейшего объяснения», — они это было и напечатали: я принужден был вымарывать [...]

II. И. Вальберх — С. П. Вальберх

'.'О > i января 1808 г. Москва

[11 часов ночи] [... | Я гапцовал, и балет[197], и мы отменно хорошо приняты. Нас вызывали с Колосовой. Партер, не умея произнести моего имени, кричали разно; но, наконец, стали крича п.: «обоих!» Но я так устал, что бол"ее сегодня писать тебе по moi у |

[4 часа утра] [... ] Я, слана богу, адоров и теперь спокоен по приему здешней публики; недостает только, чтоб письма от тебя получал поисправней. На сей же почте пишу к Алек­сандру Львовичу [Нарышкину] и прошу у него позволения сделать пролог для открытия Нового театра; не знаю, что он на это скажет. Постарайся от Петра Ивановича [Альбрех­та] узнать, что и как он об пас думает. Получил ли он от других известия, как нас здесь приняли? Мы вскружили головы москвичам, и жалоб за ложи пишется бездна в Пе­тербург к Александру] Львов[ичу] [...] Когда я был в Париже, то устарел, а теперь и вдвое. Не знаю, климат ли виной или года, но я крепко стал стар [...] Я сильно простудился после дебюта, потому что переодевался весь в поту в уборной, которой диерь поминутно отворяется; я уже описывал тебе, что это за уборная[...]

Нас заставили дважды танцовать по-сербски[198]. Буду пи­сать, хотя поневоле, к Петру Ивановичу, а к князю — по сердцу и душе [...]


Я не пишу князю особого письма, но, зная его, это была бы пустая церемония. Покажи ему этот листок, — пусть он, со временем сделавшись сам отцом, почувствует то же, что я чувствую к нему за его попечение об моей милой Маше, которая теперь уже сыграла, но не знаю, каково.

Крайне сожалею об Александре Дмитриевне [Каратыги­ной]. Это такая женщина, которая достойна лучшей участи и по таланту, а по душе и подавно.

Я хотел было укрепиться и помолчать до времени, но болтушка Приклонский разгласил уже: «Здешняя публика готовит нам знаки своей благосклонности». Но ты, бога ради, помолчи, пока это исполнится, а то нас могут засме­ять и в Москве и в Петербурге [...]

Что ты пишешь об Дидло, для меня приятно: не должно всегда смотреть на людей с черной стороны. Да хотя бы он и не откровенно поступал, но тем не менее внимание его к моему семейству достойно с моей стороны благодарности, и для того прошу тебя тотчас, увидя его, сказать, что ежели я к нему не пишу, то это оттого, что мы никогда еще с ним не были так коротки, но что я, впрочем, чувствительно его благодарю, узнав его поступок [...] Как жаль, что ее [Шань- ки] здесь пет для «Графа Кастелли». Чуть не опоздал, обедав у Плавилыцикова[199] [...]

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

20 января 1808 г. Петербург

[...] С нетерпением желаю тебя уведомить об успехе «Дидоны». Она ее сыграла очень хорошо, так что сам князь [А. А. Шаховской] не ожидал. Мы с ним были вне себя от радости — так ее приняли; на конец вызвали ее. Князь сам хотел к тебе писать на нынешней почте. Вчера играла

Маша «Эдипа»[200], и также ее вызывали. За Дидону Нарыш­кин прислал к нам Машу благодарить через Петра Иваны­ча [Альбрехта]. Завтра Шаша играет в первый раз «Илью- богатыря»[201], а в четверг [Маша] — опять «Дидону» и после «Урок дочкам» [...]

Письма Петру Иванычу и Майкову я отдала. Майков мне его прочел и сказал, что он уже послал в контору мос­ковскую бумагу, чтоб вымыли голову вашим поддиректо- рам, а Петр Иваныч говорит, что он сказал Нарышкину, что ты ему писал; он будто бы насильно отнял письмо твое и прочитал. Больше не могла я узнать ничего [...]

На журнал я не подписалась. Князь Маше дарит целый год за ее старание [...] Теперь еду к князю с Машинькою, надо пройти ролю Шотлапку[202], которую намерены дать на будущей неделе [...]

Александра Дмитриевна [Каратыгина] сверх чаяния сде­лала прекрасный бенефис; ей очистилось 1700 рублей[203] [...]

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

22 января 1808 г. Петербург


[...] Машинька играет почти всякий день, а коли не Маша, то Шаша дуст «Русалки». Сегодня играли «Урок дочкам» на Маленьком театре[204], а завтра играют эту же комедию во дворце, у государыни в комнатах[205]. Маша робеет — и имеет причину: в первый раз в жизни быть так близко пред царской фамилией. Шаша почти плачет, что она не будет играть во дворце: ей надо играть «Русалку», первую часть, на Камен­ном театре[206], а вместо ее будет играть Азарова[207] «Урок доч­кам». Ей не посчастливилось: «Илью» она тоже не играла. Нарышкина спросили, кому он прикажет играть: он сказал, что боится за нее, как будут ее подыматьпа машине, чтоб ей дурно не сделалось, и для того приказал играть Вио[208].

Сегодня меня знал Полторацкий-'' к себе на вечер, однако я не поехала, хотя мне очень хотелось увидеться там с гра­фом Пушкиным[209]: он завтра уезжает к вам в Москву и велел мне сказать, чтоб я лично что-нибудь ему приказала тебе сказать. Он непременно тебя увидит и скажет про Машиньку, какой она успех имела; ему поверить можно.

Я занимаюсь теперь платьем к .чавтрему для Маши и для того пишу к тебе пораиее, потому завтра мне никак нельзя будет: во-первых, у нас проба во дворце, что продол­жится до 2 часов, потому что дадут пробовать также и другую пьесу, «РекРуцкой набор»[210], которая также будет там[...] В субботу Дидло дает «Флора и Зефир»8, балет; вместо

Опоста будет Бахусом Михсльсшюва[211], а Венерою бог знает кто будет. Во вторник будет «Леар»'-', в которой роль Семе­новой будет играть Машинька. Она это время довольно ра­ботает; «Шотлапка» также назначена на той неделе, i-де она играет. Правда, что ей это в пользу служит, только надо, чтоб, когда ты приедешь назад, стараться выхлопотать квартирные деньги, потому они сами сказали, что не чувству­ют никакой разницы, что Семенова уехала и спектакли идут точно так, как бы и при ней; и для того я и думаю, что можно будет ее наградить [...]

Признаться,тебе поклонов столько, что я и не упомню. Дютак[212], Дидло, Вальниль[213] и проч. — словом все, кто меня ни увидят, просят, чтоб от них кланяться [...]

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

26 января 1808 г. Москва

[...] Я в полдень сегодня получил и посылку и пись­мо твое, которое мне очень приятно, хотя я уже знал об успехе милой моей Маши через письмо князя [А. А. Шахов­ского] [...]

Здесь получен выговор поддиректорам, но никто не знает, кто известил Александра Львовича [Нарышкина] о здешней беспорядице. Интриги вместо уменьшения от того увеличи­ваются; хотят очернить Арсеньева[214], но я этого не допущу, потому что хотя бы не хотел, но буду писать нарочно к Петру Ивановичу [Альбрехту], чтоб оправдать этого моло­дого и любезного человека. Я почти тебе не буду отвечать на твое письмо, потому что некогда [...] Тороплюсь сбирать­ся в театр, там должно все осмотреть [...] Князь мне писал, что Дуняша[215] моя хорошо сыграла Дидону, я прибавлю два слова ей: «Старайся и не забывайся» [...] Я столько здесь измучен, желая угодить Александру Львовичу, что часто прихожу домой, а меня Иван Данилович [Бабенов] считает больным, — так я спадаю с лица. Вот тебе программа здеш­ней печати моего балета, который будет завтра.

Вчера сожгли было Колосову, а мне раскроили было лоб; было шуму довольно. Со всем тем я умер удачно и ускольз­нул от завесы[216]. Приклонский, получа выговор от главного директора, хотел было запустить мне пхо! Но гриб съест. Он, думаю, будет писать, что театр было заго­релся и что рп приезжал в театр в полночь, а сам пробыл х Огюстом до двух часов в Данс-Клубе.

[...] Письма моик П.тру Ивановичу и Майкову действуют, но над тобой не производят никакого действия! Я было счел, что ты озаботилась присылкой музыки «Нового Вертера», и для того ждал с почты повестки, но не тут-то было [...]

Сегодня после спектакля «Эдип», где Семенова очень хорошо принята, была у меня проба с солдатами до 11 ча­сов. Солдаты все рекруты, а фигуранты архи-рекруты— много мне крови испортили. Теперь второй час ночи, завтра вставать надо рано и приниматься опять за работу вражую. Вот жизнь моя [...] К пятнице хочется поставить «Дезер­тира», множество ролей должно выучить, все corps de bal- 4et вновь сделать! Вот мои в Москве забавы. Когда бы был помоложе, то и так и сяк, а теперь, ей-ей, становится не­вмоготу [... ]

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

27 января 1808 г. Петербург

В четверг Маша играла во дворце, и приняли очень хо­рошо. На Другой день Александр Львович [Нарышкин] умидел пне ни пробе и сказал, что государыня была до­вольна [...]

Петр Иианыч |Аш.Прсхт] меня встретил и спрашивает, нет ли писем. Я ему отвечаю, что получила и афишку. Он просил меня, чтоб я ему отдана показать Нарышкину; я сказала, что отдам после, н сижу на пробе; мне сказали, что Нарышкин приехал к французам па пробу. Я пошла и попросила князя [А. А. Шаховского], чтоб он ему показал афишку. Он ее прочитал и пришел ко мне, стал спрашивать, что ты пишешь хорошего. Я ему сказала, что только про Яковлева дебют писал. Он был любопытен, вызывали ли его; я говорю, что ты об этом не упомянул. Петру Ива­нычу было очень досадно, что пе он ему показал афишку.

В субботу давали «Флору и Зефира» [...] Флору танцовала Сенклер[217], а Венеру — Пконнна[218] и говорят, что Сенклер гораздо лучше танцовала Флору, нежели Икоиипа; а для Венеры какое он[219] сделал платье на спой счет, говорят, что прекрасное, а как Бахус был гадок ■— только что Михель- сонова показалась, то все стали смеяться.

Вчера Машинька была именинница, и у меня был малень­кий ужин; обыкновенные все наши знакомые и родные были, князь также ужинал. Из театру нечаянно пришел Осип Осипыч. Он мне сказал, что Александр Львович удивляет­ся, что ты к нему ничего не пишешь и ни об чем не уведом­ляешь. Нарышкин жалеет, что его там нет; он говорит: «У меня бы все пошло иначе, и не стали бы умничать». До сей поры он ничего не знает, как ваши дебюты шли и как вас приняли [...]

Машиньке тоже щекотливый день: она играет в «Леаре» Семеновой роль и боится, а Александр Гаврилович [Ще- ников] играет Яковлеву роль[220] [...]

Сию минуту князь мне сказал, что Нарышкин получил от тебя письмо, а что ты пишешь, того он мне не мог подробно сказать, и только от Гагарина[221] слышал, что Семенова через- вычанно понравилась и что вас за сербский вызывали [••■] Правда ли, что здесь носится слух, что, когда вы были в Данс-Клубе, будто бы все барыни ходили за нашими и пере­нимали, как они шали надевали, и говорили между собою: «Видно, что в Петербурге так носят»? Здесь ничему я не верю, потому что обыкновенно больше лгут. Здесь только и говорят про Семенову, будто бы вся Москва с ума сошла — так она играла [...]

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

29 января 1808 г. Москва

Я уже тебе писал, что прошедший понедельник для дебюта Огюстова и Бузани давал «Графа Кастелли»[222], но не мог еще уведомить о успехе оного, потому писал, едучи в театр. Теперь скажу, что Огюст хорошо принят, а балет и вдвое. Сегодня Огюст, Яковлев и я обедаем -у князя Юсупова, который в восхищении, что его ученик (так он меня называ­ет, потому что он заставил первый сделать меня балет) такие сделал успехи в сочинении. Колосову, Огюста и меня


ИЗ

че Оалета вызывали. Завтра опять "«Граф Кастелли» [...] кануне первого представления, то есть в воскресенье, шуждсн Пыл делать пробу с солдатами после спектакля полуночи и так себя измучил, что па другой день балета | г нездоров обыкновенного моею болыо в правом боку и провалялся до обеда [...]

Здешние все тебе кланяются, а Огюст собирается писать К тебе по-русски Я здоров, но не весел — ты знаешь мой характер. Печалиться не имею ни малейшей причины: вы .щоровы, Маша и Шлшл идут вперед, меня здесь и балеты принимают нельзя лучше, п простая Сербка с моим и Коло­совой именами наполняет битком театр. По я похож на Гараса Скотинина: как взойду в свои хлева и iiuin)yux в беспо­рядке, то сердце и возьмет. А не в пронос будь сказано, что ,|десь всё похоже на свиные хлева и все — на свинок.

Князь Юсупов, от которого воротился, встретил меня поздравлением и похвалой за «Графа Кастелли». «Сожа- |)ительно только, что вас не на Новом театре заставили тан­цовать», — вот его слова.

Я было обещал к понедельнику «Рауля»', по вижу, что обещал сверх сил моих. Сег одня пропился весь день, делая дня субботы дивертисмент, но он еще почти вовсе не тверд. Завтра пробовать его не могу, потому что генеральная lipo­ma «Кастелли» с оркестром и солдатами. В первый раз как давали этот балет, оркестр в pas de deux Фанденберха с Чамиралыней такую чуху заварил, что они бедные стали н пень, — и все-то так здесь идет. Даже чушка Ламиральша сказалась один раз больною, а сама не была дома. Ей не нравится танцовать с Аблецом, а хочет с первыми танцо­рами [...] Бедняжка берет с мужем2 и всего четыре ты­
сячи только, да каждый год бенефис, —затрудились: муж школу не учит, а она до меня, бывало, раза четыре в месяц танцует. Вот как таланты награждаются! Это меня не сердит уже, а смешит, что мать наша Россия или, лучше, русские баре терпят таких мерзавцев!

Ьалет мой был скомкан в сражениях, по первая декорация, кроме величины, красивей петербургской. Только хорошо было на нее смотреть, а не балет представлять. Солдаты, которых вместо 9(3 было только 48, перерубили было себе носы [...]

Сегодня играют здесь «Недоросль»[223] и «Урок дочкам». Ба! Чуть было не забыл: сегодня открывается Новый театр, к досаде нашей, маскерадом[224], и хотя я до оных великий неохотник, но пойду, чтоб известить вас как о числе публики, равно каковым оный панду в отделке [.•••]

Теперь половина первого часа ночи, пришел из маскерада. Театр бесподобный, легкий, жаль только, что деревянный, потому что он и внутри красивей петербургского Большого. Мы ужинали в 32 № во 2~зтажедг1РаССИ- В доказательство, что я тебе не лгу, прилагаю и билет на ложу; он мне и нашим был не нужен, потому что мы, как комнатные собаки, имеем везде свободный пропуск [...]

Опять надо писать к Александру] Львов [ичу Нарышкину], потому что Прнклопский опять протекцию свою оказывает Ламиральше, которая учит детей его gratte. Опять досада, которой хотел бы избежать, но не могу, и... для чего же? для благополучия моего? — Нет, а для того, чтоб только соблюсти пристойности моего имени и тону [■•■]

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

29 января 1808 г. Петербург

Вообрази, в каком я беспокойстве: сегодня уже середа, а еще от тебя нет письма, когда все уже получили, окроме меня


| Нарышкин твое письмо получил и послал к тебе благо- 'мость, — так мне сказал Петр Иванович [Альбрехт], брази, как мне больно: все ко мне адресуются и спраши- г, как вас приняла московская публика, а я, к стыду «у, должна отвечать, что не получила письма [...] >десь все только говорят про Семенову, что она обворожи - всю Москву, так она хорошо играла, и была принята v'• шычайно, что даже ее перерывали и пе давали говорить, про Яковлева ничего не говорят. И балет будто бы сделал го шуму. За Сербской вам фора кричали. Все это я слы­шала стороной и пе прежде поверю, пока не узнаю от тебя, t обе известно, чго всегда больше врут, а когда я буду уве­домлена от тебя, то это будет так верно, как смерть L...]

Я тебе расскажу, какой успех Мпншпька сделала в • ileapeo. Она играла очень хорошо, и некоторые места луч­ше даже Семеновой, в этом и Гагарин признался. Ее на конце вызывали. Завтра она играет опять «Дидону». Нарыш­кин чрезвычайно ею доволен и говорит, что удивительно, что она в такое короткое время так много успела [...] 1десь думали, если Семеновой и Яковлева не будет, то и давать нечего; однако все почти пиэсы идут очень хорошо, и «боры все большие. [ВJ воскресенье будет «Шотланка» [...] Александра Дмитриевна [Каратыгина] получила от госу­даря перстень прекрасный за свой бенефис.

С. Я. Вальберх — И. И. Вальберху

30 января 1808 г. Петербург

[...] Как я обрадовалась: приезжаю из театра, мне гово­рят, что письмо отыскалось [... ] Сколько было хлопот отыс­кать его! Почтальон с самого понедельника все был пьян п насилу его отыскали, зато его вздули палками изрядно. Чотя мне его жаль, но что делать, мне было грустнее его |...] Машинька прекрасно играла; ее вызывали. Надо при- 1наться откровенно, она очень много успела в такое корот­кое время [...]

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

2 февраля 1808 г. Москва

[...] Петькино рождение за скоростью, кроме шампан­ского, не мог я ознаменовать. Но случилось, что в этот вечер, то есть вчера, столкнулись у Ивана Даниловича [Бабе- нова] Колосовы, Семенова, Огюст, Росси, Мордвинов1, Фанденберг, и это похоже было на пирушку, и ты также в здоровьях не была забыта.

Что Семенову здесь хорошо приняли, равно как и Яков­лева, это правда, по тот солгал, кто разнес такие слухи, как ты пишешь, что она Москву с ума свела. Напротив, балет берет здесь преимущество, и Колосовой за «Медею» написали стихи.

Теперь новые интриги — и уже прямо против меня; но ты не тревожься: эти пауки весьма слабы сделать мне вред. Их мучит, что я писал к главному директору, что ежели бы он был здесь, то театр можно бы было открыть, и я бы делал «Пролог» вместе с Ильиным. Александр Львович [Нарыш­кин], прицепясь к слову, прислал нарочно Кузьмина2 с повелением открыть театр «Прологом». Петр Иванович [Альбрехт] от имени его о сем мне писал, и сам Нарышкин также. Теперь всех святых понеси вон! Говорят, что это невозможно, забегают к главнокомандующему, не знаю, зачем, утверждают, что этот спектакль станет в 15 тысяч, что я хочу употребить в «Прологе» 200 солдат, чего мне и не грезилось! Одним словом, Приклопский на меня не глядит, но я на это плюю.

[...] Я решился, ежели увижу явную войну, писать, чтоб меня за болезнию воротили в Петербург. Думаю, Росси на сей почте будет писать к главному директору о всем, что здесь штукарят; он многому был очевидный свидетель [...]

Меня здесь с ума сведут. Ни с кем не могу говорить, все ловят; а у меня от трудов глаза под лоб уходят. Это бы

'Мордвинов — повпдимому, Петр Семенович, бригадир, покровительствовавший m-me Ксавье (С. П. Жихарев, т. II-, стр. 70).

•Кузьмин — капельдинер петербургских театров. 116


We iiH'iei о, no больно, что сами, ничего не делая, не хотят, чгоб и другие делали. Хотя я уже и уплясался, но тем не "нее хотелось бы показать Александру Лыпжпчу, что он i лал не пешку в Москву.

I ..] Я по дна дня Приклонского не нижу н театре; с ио­нном к нему на дом ходить время нет, потому что в 9 часов > :жаю во флигель, где пробы у нас [...]

II. И. Вальберх - С. II. Вальберх

3 февраля 1808 г. Москва

Я так устал, что не знаю, как быть. Кузьмин тебе скажет ю же: он видел меня во всем поту [...] Еду на пробу, потому чго теперь поутру и после обеда у меня потеха, но у меня од­ного! Прочие петербургские вечер гуляют, а я от скуки ибавляюсь пробами [...]

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

3 февраля 1808 г. Петербург

[...]Ты писал, что Колосову было сожгли, а тебя убили бы мвесою, а здесь никто про это ни слова не говорит. Рапорт из вашей конторы прислан, только об этом не упомянуто ничего. Теперь я думаю, Петр Иваныч [Альбрехт] уже ска- :ал Нарышкину об этом. Нарышкин очень желает, чгоб ты гму* всякую почту писал. Мне Петр Иваныч это ска- 1ал; он всегда спрашивает, нет ли и к Нарышкину письма [...]

Сегодня Маша играет «Шотланку», а послезавтра «Эдипа», а после «Урок дочкам». В пятницу Самойлову1 оенефис [...]

'Самойлов Василий Михайлович (1782—1839) — актер пе- 1ербургской оперной труппы (тенор) на первых ролях (с 1803 г.).

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

4 февраля 1808 г. Москва

[...] Про Семенову я ужеписал, что солгано. Ее принимают хорошо, но не лучше Яковлева. Я думаю, она сама пишет о себе к Гагарину [...]

По здешним проказам вместо Нового театра принужден дать в будущую пятницу па Малом театре «Рауля». Я удер­живаюсь еще писать к Александру Львовичу [Нарышкину], чтоб узнать наверное, чем бал кончится насчет открытия Нового театра. Приклонский вчера в театре мне сказал, что, кроме «Пролога», ничего быть не может; призывал Скотти в контору и заставлял его подписаться, что он к открытию готов быть пе может, по италиянец не дурак: «Дайте место, где писать | декорации], и я буду готов», — говорил [...]

Ты мне некогда писала, не имею ли нужды в деньгах; я до сей поры пе отвечал тебе па это. Денег у меня нет, да и не надо, — ты знаешь меня. Я плачу за лошадь 48 р. в месяц, то есть 180 коп. в день; остается от порции рубль двадцать копеек. За мытье, на водку плотникам, капельди­нерам и проч. и проч., так что у меня едва есть в заводе пятьдесят рублей [...]

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

5 февраля 1808 г. Москва

[...] Сегодня мы танцуем во второй раз Фанданго[225], а послезавтра даю в первый раз «Рауля». Театр Новый не прежде откроется, как на масленице в субботу, и будет только один спектакль. Все это только для того, чтоб дока­зать невозможность того, что я писал, а будто только хотят исполнигь волю Александра] Льво[вича Нарышкина], хотя не так бы должно ее исполнять [...] Все говорят, что когда мы отсюда уедем, то дадут «Освобождение Москвы», считая нас за татар, которые их замучили. Каково же мне? Их много, а я одип[...]

Поклонись Александре Дмитриевне [Каратыгиной] и скажи, что искренно радуюсь и ее бенефису и ее перстню. Добрые люди того стоят [...] Я князю [А. А. Шаховскому] не одно и не два письма писал; но завтра напишу опять [...] Теперь приехал от Колосовых"и Семеновой, где ужинал. IIV2 ночи [... 1 Они переезжают из дома Сандунова к Ива­ну Романовичу Краспопольскому, для того что Сандунов, отдав дирекции квартиру внаем для приехавших, впустил вниз кабак! Это прямо по-сандупонски, — нехотя должны выехать, а все благоразумие Арбатских ворот.

Моей милой Маше еще раз спасибо, что она доставляет матери своей старанием и прилежностию удовольствие, которое и я, хотя за 728 верст, по чувствую: «Пусть добро­та нравов твоих соответствует успехам в твоем новом поп­рище, и тогда ты будешь себе полезная, а родителям твоим утешная дочь. Помни, друг мой, что все похвалы — дым. Умей их ценить. Часто вместо таланта хвалят молодость, смазливость лица, но ты, кажется, имела способы научиться этим не ослепляться. Отца твоего хвалили, ласкали, но он не попустил себя этим обмануть. Все пыль и мечта, кроме чистой совести, поверь мне,— я уже отведал и сладкое и горькое» [...]

Что значит, что я слышал о сумасшествии Крюковского [226]и Полторацкого? Что они влюблены в Машу! Пожалуй, позаймись этим и нигде не будь, где эти два дурака будут. И один слух, хотя бы он был ложный, мне обиден [...] Как ты не заметила такой ветци, которую сторонние заме­тили? Я уверен в Маше, но тем не менее больно, что смеют ей строить куры. Я тебе это не с тем пишу, чтоб был на тебя огорчен, но взбешен на этих негодяев, которые смеют меч­тать, что они могут волочиться за моей дочерью. Они, стало, меня не знают, не знают, что я их более пренебре­гаю, чем Ефрема моего. Прости меня, я слишком расстроен. Может быть, мне с намерением это теперь сказали, чтоб меня более спутать, потому что я и так без головы от от­крытия Нового театра [...] Христа ради, чтоб Маше об этом ни гу-гу. Ты знаешь, как девке в ее лета это qfracHO [... V

С. П. Вальберх — И. И. Вальберху

5 февраля 1808 г. Петербург

[...] Сегодня давали «Эдипа» и «Урок дочкам». Ма- шиньку хорошо приняли в обеих пьесах. А в заключение был новый балет «Морская пристань» [227]. Ты, я думаю, удивишься, что здесь сделали новый балет. Ну уж балет! Его сочиняли все: Дидло сделал для Бидо 8 турецкийкор де бале, а Бидо танцовал соло, Дютак танцовал па де сенк из'«Евгении» [228]; Иванов сделал па де сенк матросский с вес­лами — вот и весь балет. По крайней мере с названием. Г 3 субботу Нарышкин дает большой бал в своем доме, что на Мойке, и государь будет у него. Мне сказали, что он его сделал черезвычайно хорошо, — на одну картон выдано тысячу рублей для боскету [...]

Слава богу, что остается только одна педеля вашей ка­торге. Только, я думаю, вам достанется эта неделя солона, и, верно, вы будете всякий день танцовать [...] Завтра будет бенефис Самойлова: «Оборотни» [229] и «Два

слепые»', а после «Арестант» [230]. У пего оченно хорошо раз­бирают полеты; он сделает хороший бенефис. Здесь нового ничего пет, и спектакли все старые: Машипьке достанется играть еще три раза.

[...] Скажи, чго Пузани делаег. Про пего адесь никто ничего не знасг; он совсем забыл и Марью Францовну |Казасси], и ни одного письма не писал к ней. Дает ли он уроки и доволен ли он порцией? [...] Они теперь в самой крайности, все берут по ме ночам п лавке, а бедная Марья Францовна сколько терпи г, что бог знает, она же и больна беспрестанно; теперь у нее н ногах лом. Как мне она жалка! [...]

И. И. Вальберх — С. П. Вальберх

10 февраля 1808 г. Москва

[...] В прошедшую пятницу «Рауль» л привел в восторг, И Колосова отменно хорошо третий акт сыграла. Все здеш­ние получают в письмах из Петербурга, будто только одна Семенова понравилась, а про нас будто и не говорят, но повторяю тебе, что это сущая ложь, и мы подозреваем, что она сама про себя это пишет Гагарину.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.