|
||||||||||
МОСКВА ЛЕНИНГРАД 4 страница11 марта Вчера в Montansier [82] была прекрасная пьеса «Два гренадера»[83] , надо перевести на русский язык. Поутру ходили смотреть так называемую Panorama — нарочно построенная круглая с крышкой беседка, на стенах которой, писанный на холсте, представлен Париж, отменно похож. Но я без книги, кою мне дали, ничего не понял бы. В театре оперь, давали «Mysteres d'Isis»[84], которая не что иное, как наша «Волшебная флейта». Но вода, огонь удивительно хорошо представлены [... ] 12 марта Дружба с Гарделем я стынет, благодарение наглости ше- вальевской; разгорячается Дегеева. Теперь из театра Jly- воа [85], играли «Счастливое заблуждение» [86], «Мнимый отец»[87] и «La nuit aux aventures» [88]. Играли хорошо, но я еще лучше расшиб себе левую ногу, обступясь, и ноет крепко, хотя вода и водка с мылом приложена. Что за грязь по городу! Начали одни ходить до Дворца Равенства и даже до булевара. Какое просвещение, а домой день от дня сильнее хочется. Что за чудо—писем нет! Скучно, скучно! Любопытностей важнейших смотреть не могли, потому что нужны деньги, а у меня еще их нет! То-то вояжеры! В Париже без денег! У Кулона [89] были. За неимением денег опять были в театре Моига[н]сье, по дешевизне. Четыре пиесы за полтину! Ну, правда, дешево, да гнило. А все-таки скучно, но коляска на примете. 14 марта Входили в Пантеон, под и на Пантеон; под Пантеоном гробницы с прахом Вольтера и Руссо. Я касался гробницам обоих этих великих людей. Какая колоннада! [...] Входили на самый верх Пантеона, с ужасом и трясясь почти, потому что это чудо выше московского Ивана Великого. Париж, как на ладони, втрое меньше кажется, нежели он действительно. Пятьсот с лишком ступеней от поверхности земли, да под землею превысокаи зала с аркадами, где гробы Вольтера и Руссо. Прежде хотели из него сделать церковь С. Женевьевы, с тем и начато, по теперь лучшее употребление сделано. Строение еще не копчено. Ужас глядеть четыре купола одно над другим. Дерева куска нет, все железо и камень. Подле библиотека Пантеона, прежде принадлежавшая к С. Женевьеве. Теперь всякий туда ходит читать, делать выписки. Мы там также были. Сегодня играют в «Орёга» «Oedipe £i Colone»[90] л_Лалет <<Пашсов^суд»^_ И...... Вестриса3.... шшши Но наперед про балет говорят, что он decousu, и это говорят танцоры. Здесь п^жда.исторически правильный, балет, — легонький сюжет и. много. зертеш»». Множество танцоров, танцорок. Хорошая музыка не всегда;"— вот все. Но жена Гарделе- ва 4 и Beshays [Деге] мне очень нравятся [...] 1 « Oedipe 5 Colour », трагедия-опера в 3 д. Саккини (премьера п Театре оперы 1 февраля 1787 г.), знакомая Вальберху по Петербургу, где она шла с 1799 г. 2 « Le Jugement de Paris >>, балет в 3 д. Пьера Гарделя, музыка Мегюля (премьера в Театре оперы 5 марта 1793 г.). Н р Т Т р И fi (Vcstris) Огюст Ц.760—1843)—французский танцов-
Парижане глупее и любопытнее русских мужиков [...] Мы на все выпуча глаза смотрим, потому что для нас все ново, но они еще более и чаще нашего останавливаются смотреть шарлатанов, заманивающих прохожих разными фокусами к покупке притиранья, пластырей, порошков для чищения пряжек, часов. О парижане! Истинное шампанское: пыль в глаза пустят как ученые, так и танцоры, Дай пройти несколько времени, увидишь, что шампанское сделается хуже русского квасу. Но, чтоб узнать суету всех бредней, чтоб иметь понятие о свете, должно побывать в Париже, — по крайней мере лгать тебе про него и что в нем не посмеют [...] 15 марта Вчера видел Вестриса-ломальщика. Боже милосердный, можно так осяеПйтъ людей? Что за Вестрис? Смотрел балет, искал славного танцора, но видел нашего разбойника Шевалье. Те ж ухватки, та же наглость, то ж смельство и коверканье. Нельзя лучше изъяснить тому, [кто] не видал этого [...], что он, на мои глаза, то перед Деге что Огюст 2 перед Шевалье. Первый благороден в танцах, статен собой, второй танцует почти без рук, вертится, как сумасшедший, и даже по временам язык высовывает. Но, спасибо, хотя дорого купил, да вышел из заблуждения. Видел его, дурака К Вчера от правительства пред спектаклем на театре возвещен мир с Англиею. 3 часа. Видели огромную Национальную библиотеку и два шара безмерной величины: один небесный, другой земной, а денег получить еще менее надежды. Прекрасно жить в Париже, признаюсь, не так, как вам! Ходишь по бульвару, и Тюилери, в Palais figalite. Пялишь на все глаза и, по- гупя нос, идешь, нехотя, есть домой. Хотя лучше, дешевле н веселее мог бы обедать в двадцати местах! 10 часов вечера. Ходили смотреть оптические представления, пение и привидение; они очень хороши, а пуще чревовещатель, о котором искусстве читал давно, но в первый раз сегодня видел. Это удивительно и забавно. Это много замечателю может объяснить непонятного в истории мирской и священной. 16 марта Получил по поручительству Демидова две тысячи ливров от [...][91] под расписку — и спасибо; уже гроша не было. Смотрели шар воздушный. Смелая женщина! Лет двадцати пяти, недурна собой. Помчалась на воздух, так что зрители заахали. Чрез полчаса пропала из виду. Пушки палили и музыка играла. Это удивительная вещь. Были в театре Водевиль [92], были пьесы «Рене ле С а ж» [93] и «Жорж Тим» [94]; последних двух не досмотрели. Спорили с Луи об Вестрисе, едва в рассудок привели его. Смотрел Дом инвалидов. Ноги устали, и коляску купили [...] В театре Opera была опера «Астианакс» а балет «Психея».!, Здесь махины лучшие, а у нас балет и музыка превосходней, также и декорации. 18 марта [...] Поутру смотрели и удивлялись удивительным статуям, приобретенным французами в Италии и других местах, между прочим известные во всем свете Лаокоон, Венера Капитолийская, Аполлон de Belvedere. Картинная галле- рея [...], в которой более всех поразила картина, изображающая Камбиза, царя персидского, судью, за несправедливое суждение повелевающего содрать с живого преступника кожу, а на другой уже над ним казнь сию производят в присутствии строгого, справедливого, но слишком жестокосердного царя. Как изображена боль и мучение несчастного! Каждая часть тела в ужас приводит. Волочились в Palais Egalite , в Montansier театре были, где играли «Антресоли» 3, «Le vieux ma [...]» 4, но мы ее не видали ни начала, ни конца, а таскались все по Гал- лерее [...] 19 марта [...] Купили пистолет, потому что разбойниками пугают. Смотрели восковые физические все части тела человеческого, как в целом, так и по частям: зародышей, уродов, женщин рожающих. Но что всего лучше — следствия распутства и наказание за оное в отвратительнейшем и ужасающем виде. Художник на шкапе написал: «Jenne homme, vois, penses et prends garde a toi». Ежели бы я был миллионщик, то, куня этот кабинет, сделал бы его публичным безденежно, дабы молодые неопытные и старые распутные могли его видеть, ужасаться, и тем бы по крайней мере ежегодно спасен был, наверное, не один человек от чудовища, пожирающего человечество около трехсот лет. А какой поучительный урок! Ни самый лучший проповедник не в силах в течение года целого воздержать от распутства юношества, сколько этот кабинет в одну четверть часа![...] 20 марта Пятнадцать ден, как получил письмо, а второго до сей норы нет. Я бы желал быть в аду лучше, нежели в Париже. Что за грусть, что за скука! Боже мой, когда я в отечество козвращусь? Довольно наказан за любопытство или лучше ta мечтательность мою. Вчера были у Dugazon г, а ввечеру в Theatre Fran^ais. Была трагедия «Adelaide Duguesclin» [95] и «Conteur» [96]. Гальма [97] и Вангов [98] очень хорошо играли. Смотрели равно вчера Монетный двор и имеющийся при нем Минеральный кабинет, и часть химическая довольно богатая. В театре Fran^ais пьесы были «Примиритель» ® и «Школа мещан» [99]. В обеих играл Флиори [100]. На дорогу огнестрельного орудия накуплено довольно, недостает только пушек! 21 марта [...] Пойдем сегодня в Опера, балет будет «Пигмалион Смотрели Люксембург в предместье С.-Жермень, сад и строение, также подле так называемый Малый Люксембург. Прекрасную и великолепную церковь С. Сульпи- ция. Жаль, что столь изящное строение закрыто гнусными строениями. Думаю, что нашли дорожного попутчика — Офреня[101] или Роленя [...] Вчера в Opera была «Дидона»[102] и балет «Пигмалион». 22 марта Автор хотел сделаться умней Ж.-Ж. Руссо, выдумал свой сюжет и потому назвал «Пигмалионом», что в балете есть одна декорация, представляющая скульптурную камеру и статую. Переход любви от живой девушки к мрамору бестолков, одним словом [...] 4 часа после обеда почти пьян, но еще шампанское должно пить, потому что я сегодня весел, счастлив, получил от жены письмо. 9 часов вечера. Были в театре Лувоа, но, соскучась, не дождались конца и пошли домой одни, несмотря что темно. Мы уже ходим по окрестностям квартиры своей без провожатого. Играли «Auberge de Calais » [103], «La Petite viНе» [104] et «Le Cafe d'une petite ville»e. В сегодняшний бенефис слав Ой, чад парижский! Всякий день намереваюсь сделать то или другое, по по ннжу, когда депьпройдет, ноги болят, а день уж<5 прошен. Хорошо, хорошо, можешь спать, уже только ос талось i ope mi.ik.u i. здесь 22 дни, а потом на дорогу к Петербургу |...J 23 марта [...] Вчера были в театре «Ambigu Comiquer, играли «Песнолюбие» и «Соломонов суд»[106], прекрасная мелодрама. Сегодня пойду смотреть в другой раз «Ифигению» и «Re- tour de Zephire». 3 часа пополудни, еще не обедал. Видел великого человека Буонапарте в его комнатах или лучше в Palais de Tribunal, что прежде назывался Тюилери. В той зале, где резанца началась 10 августа над швейцарской гвар- диею[107]. [...] Ввечеру опять его видел в театре. 25 марта Сегодня учился номного. Пойдем смотреть Jardin des Plantes и знернпец L---J [Пойдем! в театр des Varietes [108], где что-то про Вольтера будут играть иод названием «Une Journee de Fernay»[109] [•••] [...] Были в театре Французском: давали «Цинна»[110], в которой Монвель[111] играл Августа изрядно, но парижане, по обыкновению своему, приняли его с горячкой — о вольность! Все места Корнелиевой трагедии, похожие чем-нибудь на нынешнее положение Франции и первого консула, были приняты с рукоплесканиями великими, а особливо: «et vous avez ferme les portes de Janus». Меж тем здесь то, что при Павле у нас было, но в театре свистаньем, криком и прочим своевольством вызвали Монвеля на театр. Тальма его вывел, опустили завесу. Шалуны опять начали кричать, но Монвель не вышел и хорошо сделал, потому что эта каналья парижская кричала и звала от скуки, не зная, что лучше делать. От жадности г-да актеры продали и оркестр. После троекратного ударения в иол ногой завеса поднялась без музыки. Равно между антрактами музыки не было, следовательно, трагедия кончилась получасом ранее обыкновенного, и я, право, на то не был сердит. 27 марта [...] Вчера смотрели нашу коляску, она прекрасна; но плут каретник выжал еще двадцать один ливр за винты для укрепления сундука сзади [...] В Опере сего дня будет «Анакреон»[112] и балет «Телемак»[113]. Пойду непременно смотреть [...] """""*' Вчера были вместе с Роленем и Фази в Опере. «Анакреон» Ц-ли б не Лаис прекрасный певец и актер, нас усыпил Juuo. 13алет «Телемак» с большим толком всех прочих ба- сгов Гарделев1»1х. И что здесь делает красу балетов — пожество танцей по великому числу танцоров и танцорок; у нас бы наскучило, потому что некем занять: когда одни мюди и те же, то пи у них [...], ни у зрителей терпения не мнет [114]. Сегодня обедают у меня Dngazon, Deshays, Ролень и 1мзи, а Гардель за пробою не может быть [...] Не забудь, г. Валберх [...], что не даром бы ты мерз, ерпел бессонницу и тряску сорок пять дней! Если не для <-бя, то для детей почаще это вспоминай и собери какие in есть плоды для них за эту каторгу! Слушаю, милости- ц.1й государь, постараюсь, сколько сил моих будет, заслу- мггь вашу похвалу и одобрение, а пока Аминь. Слуга ваш осподин Влесогоров. [...] 11 часов вечера, были в театре Фе[й]до, играли там Гтратонису»[115] и «Дурачество»[116], маленькую прекрасную >неру. Dugazon также не сдержал слова [...] 29 марта [...] В третий раз пойду смотреть oRetour de Zephire» : оперой «Дарданюс»[117]. В Париже на главном театре, при таком множестве танцоров и танцорок, с такими средствами, каких у нас совсем нет, в,продолжение двадцати четырех дней третий раз давать один балет! О, г-_Гдрлтпь! Ты бережливо поступаешь и хорошо делаешь, потому что, кажется, поистощился, не сделав лятнадцать лет ни одного настояЩШГ~5алёта. Петербургские директоры и поддирекТОры! ВТТариже балетов новых не дают уже пят- надцать лет [..;] - - 30 марта [...] Пойдем сегодня в театр Feydeau, там дают «Ропсе Leon» \ «Tableau des Sabines»[118], «Le Marechal ferrant»[119]. Недурно заметить, что Вестрису сорок .чешретода[120], а он сохранил силу, потому'что на нем не ездят здесь, как на мне г-жа дирекция некогда езживала; следовательно, не надо позволять, чтоб она впредь могла помышлять ездить. Тем более что Вестрис, как пес, или перст; есть жена, правда, да французская!., а у меня русская и детей... не знаю теперь сколько. 31 марта Начали, наконец, здесь епископов и "архиепископов кроить, т. е. посвящать, а в народе начали некоторые на это ворчать [...]Сегодня опять «Эдип» и балет «Психея», и до всех других театрах дают одни и те же спектакли! [...] После спектакля. Опять «Психея». Когда буду делать свой балет «Торжество любви» [121], не забыть групп из «Психеи». Он хорош, но должно переделать мужским вместо женского. Платья уже мной сказаны Бабинию еще когда прошлого году я его делал, т. е. разных цветов, а зеленому придать когти. В Петербурге забавляются сегодня, друг друга обманы- и. 1Я, шутя, вместо того что в прочие триста шестьдесят четыре дня обманывают в самом деле. О 1-е апреля! День привилегированный обманывать и не быть обманщиком и даже не нести имени сего! [...] Мерсье справедливо сказал, что в Париже удивительно иремя проходит. Возьми всякий день особо, нет ни одного, который бы не был полон и занят; собери их все вместе, удивишься, найдя их все пустыми и праздными. Tableau «le Paris[122]. Дурная погода, денег нет и писем также. Самое парижское китье! Ну, г. Влесогоров, посмотреть хотя на тебя. Ты, гукин сын, скоро будешь висеть у жены моей на шее. В театре Фе[й]до были оперы «Маленький матрос» [123] и «Окасеин и Николета» , изрядная оперка и музыка гретри не дурна также [...] 2 'апреля [...] Благосклонное принятие публикою балета моего, сделанного на случай торжественного дня высочайшей коронации, ободрило меня сочинить «Жертвоприношение олагодарности» [124], дивертисмент, точнсГв том-жероде, как к «У"вептапШ?Г1?лагость» *. Я весьма далек, чтоб приписать изяществу балета моего лестные и, могу сказать, необыкновенные рукоплескания, которыми был он удостоиван при каждом представлении. Счастие мое, а не искусство в выборе сюжета составило успех сего балета. Какой Россиянин не был восхищен душевной радостью во время празднования коронации обожаемого государя? Точно та же причина уверяет меня в нестрогом суждении почтенной публики предлагаемого мной ей теперь балета.Увенчанный благостию,' я был слабый отголосок сердечных чувств всех россов к милосердому монарху. В жертвоприношении благодарности дерзаю пред публикой изъявить чувства живейшей моей личной благодарности августейшему покровителю всех художеств за неизменное благодеяние, которым был осчастливлен посланием в чужие края казенным иждивением. Вот что делает неприсылка писем: ни головы, ни духу не имею продолжать удачно начатое. Думаю, что многое я здесь начну, но ничего не кончу. Деньги получил остальные чрез Демидова и... текут из рук быстрей здешнего мутного Сейна. Г[...]нное гулянье в Longchamps в сравнении с нашим гуляньем Екатерингофским. Что за скудость экипажев! Что за принуждение! [...] На каждых шести шагах солдат! Конных бездна, с обнаженными саблями, как будто бы неприятель был при воротах Елисейских полей. Демидов, как царь, был виден своим экипажем [...] 3 апреля [...] В люстре — 92, на кулисах — 90, напереди пред оркестром — 50 лампионов, в каждой масла на час нужно только унц.По расчету, театр осветить на четыре часа стоит 15 рублей, кроме коридоров [125]. Были в Pare des Sablons, что за Елисейскими полями. Был воздушный дрянной шар, фейерверк также, но место прекрасное. Храм точно такой сделать, как видел там, для балета, который хочу сделать по приезде. Колонн шесть ионического ордена. Сзади должны колонны быть освещены зеленым огнем, изображающим лавровые гирлянды, обвитые около их. Имя государя синего огня. Сколько могу, изображение виденного [•••]
12 час. ночи. Мы говорили, жалели о Павле Первом. Он был жалок как государь, а я как танцор, который не получает "от жены своей четырнадцать дней писем [...] 4 апреля [...] Теперь с гулянья, где были в своей коляске. Какое множество народу, каоет и верхами! Обедали в принадлежащем прежде графу д'Аотоа увеселительном домике, B^atelle называемом [...] В Багатель есть Эрмитаж, где Фази, Ролень и мы начертили свои имена. Вообще гулянье длинней нашего, но экипажи не так блистательны. Чернь паоижская, увидя нас четверых без женщин, иные го- вооили: Voila quatre jesuites, а другие: «Marchands aux choux» [...] [...] В театре Фаварг играли «Италианку в Лондоне»[126]. Опера гнусна и у нас была, а музыка Чимарозова здесь еще лучше, потому что оркестр прекрасный и многочисленный. Смотрели также настоящий институт слепых, славный издревле [...] Купили там бритвы за 12 ливров в магазине национальной стальной фабрики, коя славится, что превосходит искусством английскую. Заказали парики, каждый за 30 ливров [... ] Купили арлекинскую маску за 9 ливров. 6 апреля [...] Сегодня" отдали письмо Нивлону[127] [...] Устал, как каналья, пришед с глупой травли, которая за городом, как и у нас была, в Предместье Храма, Faubourg du Temple. Потом таскались в Тюилери. Сад освещен, но не удивительно; народу зато бездна, и теперь, когда шли, идут еще туда и так много, что по улицам тесно, и назад также бездна. Но надо выходить уже сбоку, потому что Г[осподин] П[ервый] К[онсул] боится, или так для порядку [...] Завтра обедаю у Нивлона; этот обошелся по-русски. 7 апреля [...] Сегодняшний день я собой доволен: хорошо и примерно учился, пай мальчик [...] Вечер. После выезда моего из Кенигсберга сегодня еще был только второй раз доволен приемами иностранных; там Конрад[128], здесь Нивлон. Угостил, обласкал и музыкою некоторою подарил. Прочие французы Свиньи ■ 'Гоисты [...] Нивлоп величайший подарок мне сделал, ч.ясня характер г. Дидло AI рябинький, сухонький in 1,ло! Ты с душком? Ты завидлив; ты любишь везде пь перпым и господствовать под маской скромности? | иаснбо Нивлону, я тебя теперь знаю. Бессилен, надут •I мечтателен о себе втрое, чего ты стоишь. Ты был хуже Шевалье, когда был па его месте и в его время у нас! Тем чучше, теперь ты мне известен. Я так буду и должен с тобой находиться. 8 апреля Удивлялся и восхищался я установлением Училища глухих и немых [...] б-го часу половина, иду в театр смотреть |>пять «Астианакс» и «Психею» [...] Помнить, чтоб в «Дон-Жуане» [129] и «Орфее» [130] переменить фурии и сделать горки, с койх бросаются; а пуще всего стараться сбить спесь Дидло и обойтиться по приезде хорошенько. 9 апреля [...] В Амбигю Комик были. Три пьесы: «Странный поединок»[131], и подлинно странный, т. е. глупый; вторая — «Жиганда», или дурная копия «Дон Кишота» [132]; третья — «ForSt noire» т. е. откуда Шевалье сделал свой балет «Разбойники» [133], или, лучше, не взял, но сделал у нас то скверно, что я сегодня видел без танцев, правда, но двадцать раз лучше той чухи, кою он выдал v нас за свое. 11 апреля Буду ли учиться? Не знаю. Вот что делает, что много вчера бегал, и теперь еще ноги не отдохнули! Хочется учиться,' а ноги болят [...] Я тороплюсь ехать из Парижа! Как муж и отец жены и детей хорошо делаю; но как муж и отец хорошо ли делаю в рассуждении положения дирекции и обстоятельств ее? Посмотрим, посмотрим. Жить еще в Париже? По многим причинам не могу более. Наконец и спектакли стали скучать. Сегодня «Альцеста»[134] с балетом «Les Noces de Gamache»[135], но мы уж его не смотрели; правда, и потому, что завтра вставать для езды в Версаль. fa
Пламя адское отменно здесь хорошо делают, когда б у нас! Около храма в новом балете что-нибудь сделать похожее на это. Это, кажется, довольно изрядно должно быть; но подумать! А этого-то я теперь сделать и не могу, потому что вместо балетов и рисунков для оных у меня в голове только Петербург! По крайней мере, начальная мысль набросана [...] Версаль. Местопребывание бывших королей французских. Нсть люди, утверждающие, что ничего в свете нельзя видеть ему подобного. Но, будучи Россиянином, и, смею сказать, честным человеком, могу ль утерпеть и не выразить моей об нем мысли в сравнении увеселительных домов наших государей? Версаль хорош, прекрасен, я согласен; но Петергоф, Сарское село, Павловское, Гатчина самая? Внутренность дворца не могу судить, потому что, как сказывают, нет ничего похожего на то, как было прежде революции [...] Со всем тем, что пи вообразить, не могу согласиться, чтоб он был великолепней наших. Жаль и весьма жаль, что, как дворец ныне пуст, вся живопись славной галлереи начала ог времени, а более от сырости портиться [...] Это место теперь на откупу от нации, и платят, например, в Petit Trianon за вход по 20 су с человека [...] Нет удачи в портрете! Хотя и другой сделал, но, кажется, так же не похож, как и первый! Лучше всех портретов, журналов иПарижей с Версалями, когда бы поскорей приехать домой [...] 13 апреля [...] За обедом сегодня раздумье взяло, ехать ли во вторник, для того что призыву не получил от дирекции! Вот дурак набитый! Дирекция давно уже без головы, а я хотел искать толку в пей. Нет, я еду во вторник; жаль только, что не удалось быть в С.-Жермене. Но как я уже приметил по письму Нивлонши[136], что все - люди ходят в масках, то почему я тоскую, что не видал Новерра* [...] Нигде еще такого гнусного спектакля не видал, как сегодня в Париже «Антресоли», пиеса, да не пиеса, и «Кадет Русель, преподающий уроки трагической акции» [137], — у нас бы только разве под качелями такую гнусность играть. О Россияне, приезжающие всему учиться в Париже: здесь знание и мудрость за ничто продаются! Безумцы! вы приезжаете сюда для расстраивания вашего экономического и физического состояния! [...] Что я видел? Б[...] и три балета! Стоило того, чтоб тратить время, деньги собственные и часть здоровья, но не распутством. А дирекции неблагодарность из ума нейдет! [...] Должно во всем взять иной тон и поступь {против прежнего и как будто переродиться. 14 апреля Наконец, с божиею помощью завтра выеду, ежели только г. Тале[й]ран, министр внутренних дел, пашпортом не задержит [...] Итак, кажется, по несчастию или счастию, я еще завтра не могу ехать. Время не потеряно, потому что Гардель еще меня вразумил в рассуждении Дидло[138]. Не танцовать у него никогда. Взять тон, что я Валберх, служащий 17 лет в России; помнить, что он завистливая тварь и желающая сделаться тем, что был Шевалье [...] 16 апреля Дождь идет, и мы укладываемся уже в коляску. Прощай, Париж, дай бог. поскорей, чтоб с милыми увидеться! [... ] [139]
|
||||||||||
|