Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примеры интеграции программ общего и дополнительного образования детей



 

Новосибирской области Е. ПлетневаЭффективная реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства региона. Основными направлениями этого взаимодействия должны быть следующие:

- работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);

- развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений (далее – ОУ) должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов, обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории.

Условиями осуществления интеграции могут служить:

- анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) в предоставлении дополнительных образовательных услуг;

- анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности;

- построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей на уровне территориального образования возможно на основе принципов согласованности, комплексности, долгосрочности, разноуровневости. При этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ должна быть выполнена.

Примеры интеграции программ общего и дополнительного образования детей

Образовательная область Направленность интеграции
Естественнонаучная Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность
Физическая культура Формирование здорового образа жизни, ритмика, хореография, туризм
История, обществознание Школьные музеи, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты
Технология Декоративно-прикладное творчество, моделирование одежды, традиции кулинарии
Искусство Мировая культура, народное творчество

Таким образом, мы видим, что происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ УДОД на типовые программы ОУ, и соответственно, от этого зависит какие цели, содержание, методы, формы и средства обучения необходимо учесть, для того, чтобы получить качественно новые результаты интегрирования.

Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса может быть выражен в следующей схеме:

Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ между ОУ и УДОД

В Новосибирской области при детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:

- Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования.

- Не получили должного развития данное направление в работе методических служб муниципальных образований.

- Существует проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность.

- Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса.

- Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.

Однако верно сделанный выбор моделей интеграции позволяет обеспечить реальные результаты.

Результаты интеграции для обучающихся:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
  • Расширяет тематику изучаемого материала.
  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
  • Увеличивает спектр учебных предметов.
  • Повышает роль самостоятельной работы.
  • Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

  • Адекватность современным требованиям образования и воспитания;
  • Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
  • Широкий выбор деятельности;
  • Появление новых перспектив развития;
  • Получение качественного педагогического результата.

С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В качестве содержательных механизмовтакойинтеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

В качестве организационных механизмов такой интеграциимогут быть:

- разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

- кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

- взаимообучение специалистов, обмен опытом;

- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В качестве финансовых механизмов интеграциимежду учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:

- на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

- за счетвыделения ставок педагогов дополнительного образования,которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности

ФГОС предполагают взаимодействие общего и дополнительного образования во внеурочной деятельности в рамках учебного процесса. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия ОУ реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. ОУ предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. не только учителями ОУ, но и педагогами УДОД. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Согласно ФГОС в примерных учебных планах выделяется 10 часов в неделю внеурочной деятельности в начальной школе и при этом определены её 6 направлений:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.