Раздел 5. Перспективное планирование игровых упражнений «Поможем Незнайке говорить правильно» с использованием схем-моделей предложений и предметных картинок для обучения дошкольников с ОНР II речевого уровня построению предложений .
Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы по обучению построения предложений учителю-логопеду предлагается составить перспективное планирование для учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Учитель-логопед планирует использование определённого набора игровые упражнения по обучению правильному построению различных видов предложений на текущую неделю.
Воспитатели и родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных учителем-логопедом у детей умений и навыков построения предложений. Перспективное планирование представлено в таблице 3.
месяц
| Неделя
| «Поможем Незнайке говорить правильно»
|
Цели кор.работы
| Задачи и содержание корр. работы
| Наглядный материал
|
ФЕВРАЛЬ
|
| Построение простого двусоставного предложение по схеме-модели предложения и предметным картинкам.
| 1).Учить отвечать на вопросы взрослого: Кто? Что делает?2). Учить употреблять имя существительные в форме мн. числа. 3) Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости.. 4) Учить делать анализ предложения
| Графическая схема-модель предложения — карточка №1. Предметные картинки.
|
| Построение простого двусоставного предложения по схеме-модели предложения и предметным картинкам.
| 1). Учить употреблять в речи глаголы в настоящем времени и прошедшем времени. 2) Учить делать анализ предложения. 3) Учить употреблять глаголы в прошедшем времени. 4) Учить согласовывать имена сущ. и глаголы во множественном числе в настоящем и прошедшем времени: 5) Учить спрашивать, задавать вопрос педагогу
| Графическая схема-модель предложения — карточка №1.
Предметные картинки
|
| Построение предложений из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам.
| 1) Учить отвечать на вопрос: «какой?», «какая?», согласовывать сущест. с прилагательным;) 2) Учить делать анализ предложения. 3) Учить употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, согласовывать имена сущест. с глаголами прошедшего времени. 4) Учить работать с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 2.
Предметные картинки.
|
| Построение предложений из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам.
| 1) Учить согласовывать существительное+ глагол+ дополнение. 2) Учить делать анализ предложения. 3) Учить употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, согласовывать имена существительные. + глаголы прошедшего времени. 4) Учить отвечать на вопрос: «какой?», «какая?», согласовывать имя сущест. с именем прилагат.; 5) Учить работать с деформированным предлож
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 2.
Предметные картинки.
|
МАРТ
|
| Построение предложений из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам.
| 1) Учить согласовывать имена сущ.+глагол+дополнение (винит. падеж -у, ю. 2) Учить строить предложения по данной конструкции с именами сущест. +глаголами во множ. числе. 3) Учить согласовывать притяжательные местоимения «моя-. мой» с существительными. 4) Учить работать с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 2.
Предметные картинки.
|
| Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам
| 1) Учить согласовывать имена существительные в родительном падеже. 2) Учить распространять предложение за счёт введения однородных дополнений. 3) Учить делать анализ предложения. 4) Учить заканчивать предложение, начатое логопедом; 5) Учить работать с деформированным предложением
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 3.
Предметные картинки
|
| Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам
| 1) Учить согласовывать имена существительные в дательном падеже. 2) Учить строить предложения данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме мн. числа. 3) Учить распространять предложение, вводить однородные подлежащие. 4) Учить делать анализ предложения. 5) Учить работать с деформированным предложением
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 3.
Предметные картинки.
|
| Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам
| 1) Учить согласовывать существительные в творительном падеже. 2)Учить заканчивать предложение, начатое взрослым. 3) Учить делать анализ предложения. 4) Учить строить предложения данной конструкции с им. сущ. и глаголами в форме мн. числа. 5) Формировать навык употребления личных местоимений (я,ты, он,она,они). 6) Учить работать с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 3.
Предметные картинки.
|
АПРЕЛЬ
|
| Построение предл-й по схеме-модели предложения, карточкам с граф. изобр-ем предлогов и предметным картинкам простого предложения из четырёх слов с различными простыми предлогами.
| 1) Познакомить детей с графическим изображением предлога — маленькая карточка с символическим изображением положения предмета. 2) Учить строить предложения со словами-предлогами на. 3) Учить делать анализ предложения. 4) Учить строить предложения данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа. 5) Учить работать с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения - карточка № 4.
Предметные картинки.
|
| Построение предл-й по схеме-модели предложения, карточкам с граф. изобр-ем предлогов и предметным картинкам простого предложения из четырёх слов с различными простыми предлогами.
| 1) Учить строить предложения со словами-предлогами на, с.2) Учить спрашивать, задавать вопрос педагогу: Где? На чём? С чего? 3) Учить заканчивать предложение, начатое взрослым. 4) Учить делать анализ предложения. 5) Учить работать с деформированным предложением.
|
Графическая схема-модель предложения - карточка № 4.
Предметные картинки.
|
| Построение предложений с предлогами по универсальной карточке (карточки двусторонние).
| 1) Учить строить предложения с предлогами в,из. 2) Формировать навык употребления личных местоимений (я,ты, он,она,они). 3) Закр. умения и навыки анализировать предложения. 4) Закреплять умения и навыки работы с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения – универсальная карточка (двухсторонняя)
Предметные картинки.
|
| Построение предложений с предлогами по универсальной карточке (карточки двусторонние).
| 1) Учить строить предложения с предлогами на,под. 2) Закреплять умения заканчивать предложение, начатое взрослым. 3) Закреп. умения и навыки анализировать предложения. 4) Закреплять умения и навыки работы с деформированным предложением.
| Графическая схема-модель предложения – универсальная карточка (двухсторонняя).
Предметные картинки.
|
Таким образом, для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана экспериментальная программа игровых упражнений «Поможем Незнайке говорить правильно» с использованием схем-моделей предложений и предметных картинок с целью обучения детей с ОНР II речевого уровня построению предложений.
Программа включает в себя пояснительную записку об организации и содержании логопедической работы по обучению детей построению предложений, основные направления работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей, комплекс игровых упражнений со схемами-моделями предложений и предметными картинками «Поможем Незнайке говорить правильно», перспективный план коррекционной работы учителя-логопеда на 3 месяца по обучению детей с ОНР II уровня построению предложений.