Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 3. Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР II уровня построению предложений для родителей



Раздел 3. Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР II уровня построению предложений для родителей

1.Закрепление у детей умений и навыков построения предложений разных видов с опорой на использование картинок и схем-моделей предложений в домашних условиях в вечернее время и в выходные дни.

2. Контролирование за использованием в речи детей правильно построенных предложений в повседневной жизни .

Раздел 4. Комплекс игровых упражнений «Поможем Незнайке говорить правильно» с использованием схем-моделей предложений и предметных картинок для обучения дошкольников с ОНР II речевого уровня построению предложений

(Картинный материал в приложении № 3).

Упражнение 1.

Цель: Обучение построению простого двусоставного предложения  по схеме-моделе предложения (карточка №1)и предметным картинкам.

Задачи:

- учить правильно отвечать на вопросы взрослого: Кто? Что делает

-учить употреблять существительные в форме множественного числа:

- учить детей дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости (неодушевлённости);

-учить делать анализ предложения. 

Оборудование. Карточка №1. Логопед выкладывает три-четыре предметные картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы (например: машину, самолёт, девочку).

Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем знакомит с графической схемой-моделью предложения (ребёнку предъявляется карточка №1). Припоминается, что предложение — «это когда слова дружат». Логопед предлагает ребёнку составить предложение (подружить слова). Вместо звёздочки слева на схеме выбрать и подставить картинку, а вместо длинной полоски — придумать слово-действие. Это задание ребёнок выполняет сначала по вопросам взрослого, например: «Это что?» — «Машина»; «Машина что делает?» — «Едет»; а затем — самостоятельно. Ребёнок проговаривает полностью составленное предложение. Логопед спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?» «Какое слово первое?» «Второе?», т.е. - проводится простейший его анализ. Аналогично составляются простые двусоставные предложения с другими предметными картинками (по усмотрению логопеда). Логопед помогает ребёнку активизировать глагольный словарь, задавая ему наводящие вопросы: «Девочка что делает?» — «Играет». «А что ещё она может делать?» — «Кушать; пить; спать; гулять...» и т.д. После составления предложений со всеми картинками, ребёнка просят вспомнить, какие действия выполнялись («машина ехала; девочка гуляла; играла » и т.п.).

Методические рекомендации. На одном занятии ребёнку предъявляют не более 4-5 картинок. Картинки двусторонние. На одной стороне — картинки с изображением предметов в единственном числе, на другой — во множественном числе. Сначала последовательно отрабатываются предложения по предложенной модели с именами существительными в форме единственного числа, затем — с именами существительными в форме множественного числа. После этого — проводится дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа в предложениях.

Упражнение 2.

Цель:Обучение построению простого двусоставного предложения по схеме-модели предложения (карточке №1) и предметным картинкам.

Задачи:

- Учить употреблять в речи глаголы в настоящем времени: «Лягушка квакает и прыгает»;

- учить делать анализ предложения;

- учить употреблять глаголы в прошедшем времени: «Лягушка квакала и прыгала; утка крякала и летала»;

- учить употреблять имена существительные и глаголы во множественном числе в настоящем и прошедшем времени: «Утки летят – утки летели»

-учить отвечать на вопрос-загадку«Кто мяукает, мурлычет, умывается...?»;

- учить детей меняться ролями, спрашивать, задавать вопрос педагогу и детям.

Оборудование. Ребёнку предъявляются по 3-5 предметных картинок с изображениями животных и птиц, карточка № 1.

Инструкции. Логопед предлагает составить предложения по уже знакомой графической схеме-модели — карточке №1, поочерёдно подставляя вместо звёздочки предметные картинки с изображениями животных и птиц. После составления и анализа предложений ребёнка просят вспомнить и назвать выполняемые птицами и животными действия («лягушка квакала и прыгала; утка крякала и летала» и т.д.). Аналогично проводится ряд упражнений на составление двусоставных предложений с существительными в форме именительного падежа множественного числа и глаголами в 3-м лице множественного числа настоящего времени. Используются соответствующие предметные картинки и графическая схема-модель предложения - карточка №1. Составляются предложения типа: Утки летят. Змеи ползут. И т.д. В конце занятия ребёнка просят отгадать загадку и показать отгадку: «Кто мяукает, мурлычет, умывается...?» — «Кошка» и т.д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок загадывает загадку, логопед отгадывает.

 

Упражнение 3.

Цель:Построениепредложений из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения (карточка № 2) и предметным картинкам.

Задачи:

-учить согласовывать именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: «Что кушает девочка?» («Девочка кушает суп»);

-учить делать анализ предложения;

- учить правильно согласовывать имя существительное с глаголом прошедшего времени (отрабатывается правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида). Уточнять значение некоторых глагольных приставок . «Что девочка кушала (скушала)? » «Девочка кушала (скушала) суп (хлеб, яблоко...)»;

-учить детей работать с деформированным предложением. Найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку (Девочка кушает хлеб)...».

Оборудование. Логопед выкладывает предметные картинки из приложения (например, с изображением девочки, супа, хлеба и яблока), карточка № 2.

Инструкции. Логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать. Затем знакомит ребёнка с новой графической схемой-моделью предложения (ребёнку предъявляется карточка №2). Вместо первой звёздочки слева в графическую схему предложения ребёнку предлагается подставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо второй звёздочки слева — любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос логопеда: «Что кушает девочка?» («Девочка кушает суп»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на карточку №2. Определить, какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребёнок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками.

Затем логопед просит ребёнка ответить на вопрос: «Что девочка кушала (скушала)? » «Девочка кушала (скушала) суп (хлеб, яблоко...)». В конце занятия проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку (Девочка кушает хлеб)...»

Методические рекомендации. По предложенной схеме-модели предложения — карточке № 2 и картинкам, представленным в приложении, можно составить предложения со следующими глаголами: пьет, несет, вяжет, лепит, шьет, рисует, варит, моет, чистит, ловит, читает, сажает, закрывает, открывает и др. Например: пьёт (молоко, сок...); несёт (нож, утюг...); вяжет (носок, шарф...); лепит (мячик, самолёт...); шьёт (брюки, пальто...); рисует (хлеб, яблоко...). Таким же образом проводятся упражнения на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами во множественном числе.

Упражнение 4.

Цель:Построение предложений из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения (карточка № 2) и предметным картинкам.

Задачи:

-учить согласовывать именительный падеж имени существительного + глагол + прямое дополнение ( винительный падеж, окончание -у; -ю): кушает (картошку, конфету); несёт (удочку, щётку, ложку);

- учить строить предложения данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа (Девочки кушают картошку);

- учить работать с деформированным предложением.

Оборудование. Карточка №2, предметные картинки.

Инструкции. Логопед предлагает по предложенной схеме-модели предложения - карточке № 2 и предметным картинкам составить предложения данной конструкции со следующими глаголами: варит, моет, чистит, стирает, шьёт, вяжет, ловит, читает, сажает, кушает, закрывает, открывает, несёт, лепит, рисует и др. Например: кушает (картошку, конфету); несёт (удочку, щётку, ложку...); вяжет (шапку, варежку); лепит (утку, кошку...); шьёт (юбку, майку, рубашку); рисует (змею, лягушку...). Таким же образом проводятся упражнения на составление предложений данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа (Девочки кушают картошку).

Методические рекомендации. Количество занятий и предлагаемых на занятиях заданий логопед подбирает индивидуально для каждого ребёнка.

Упражнение 5.

Цель:Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели (карточка № 3) и предметным картинкам.

Задачи:

-учить согласовывать существительные в родительном падеже «Папа купил мешок картошки»;

- учить делать анализ предложения;

-учить заканчивать предложение, начатое логопедом;

-учит работать с деформированным предложением. «Лук купил мешок папы. (Папа купил мешок лука)».

Оборудование. Карточка № 3, предметные картинки  с изображением папы, мешка, яблок, картошки, лука.

Инструкции. Логопед выкладывает перед ребёнком графическую схему-модель предложения - карточку № 3 и предметные картинки (например, картинки с изображением папы, мешка, яблок, картошки, лука). Ребёнок называет их и подставляет в карточку № 3 вместо первой звёздочки слева картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (папа), а вместо второй звёздочки слева — картинку мешок. После этого логопед предлагает ребёнку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить её в карточку № 3вместо третьей звёздочки. А затем — просит составить предложение по карточке, со всеми выбранными картинками и со словом-действием купил. Например: «Папа купил мешок картошки». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов. Составляются и отрабатываются аналогичные предложения с картинками яблоки и лук. Затем логопед просит составить предложения, заменив картинку с изображением папы на картинку с изображением мамы (дедушки, бабушки). Проводится анализ составленных предложений. В конце занятия проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Лук купил мешок папы. (Папа купил мешок лука)».

Упражнение 6.

Цель:Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели (карточка № 3) и предметным картинкам.

Задачи:

- учить согласовывать существительные в дательном падеже: «Папа читает книгу дочке.);

-учить строить предложения данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа. Мама дарит бабушке цветы

-учить делать анализ предложения;

- учить работать с деформированным предложением: Мама дарит бабушку цветку...

Оборудование. Карточка № 3, предметные картинки.

Инструкции. Логопед предлагает составить и проанализировать по графической схеме-модели - карточке № 3 и предметным картинкам предложения типа: «Папа (мама, бабушка) читает книгу (газету) дочке (бабушке...). Необходимосоставить предложения со следующими глаголами: наливает, дарит, шьёт, вяжет и др. Например: наливает (молоко, сок); дарит (цветок, мяч...); шьёт (рубашку, юбку); вяжет (шапку, шарф...) и т.п. В конце занятия проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку. Примеры предлагаемых ребёнку деформированных предложений: Папа читает дочку книге. Мама дарит бабушку цветку. Таким же образом проводятся упражнения на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Упражнение 7.

Цель: Построение предложений из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели (карточка № 3) и предметным картинкам.

Задачи:

- учить согласовывать существительные в творительном падеже: «Папа режет хлеб ножом»;

-учить делать анализ предложения: «Что делает мама?» — «Режет». «Что режет мама?» — «Хлеб». «Чем мама режет хлеб?» — «Ножом». Сколько слов в предложении? Назови первое слово, второе и т. д.;

-учить строить предложения данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа: «Дети рисуют деревья карандашами;

чить работать с деформированным предложением.

Оборудование. Карточка № 3,предметные картинки

Инструкции. Логопедпредлагает составить предложения по карточке № 3 и предметным картинкам: «Папа (мама) режет хлеб (пирог) ножом». Необходимосоставить предложения данной конструкции со следующими глаголами: рубит (бревно, дерево пилой), ловит (рыбу удочкой), рисует (цветок, кошку карандашом), гладит (майку, юбку утюгом), чистит (ботинки щёткой) и т.п.

После составления предложения логопед задаёт ребёнку вопросы по содержанию. Например: «Что делает мама?» — «Режет». «Что режет мама?» — «Хлеб». «Чем мама режет хлеб?» — «Ножом».

Примеры предлагаемых ребёнку деформированных предложений: Папа режет нож хлебом. Мама гладит утюг юбкой...

Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Упражнение 8.

Цель:Построение простого предложения из четырёх слов с различными простыми предлогами по схеме-модели предложения (карточка № 4), карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам.

Задачи:

-познакомить детей с графическим изображением предлога — маленькая карточка с символическим изображением положения предмета

-учить строить предложения со словами-предлогами на, с: «Ворона села на дерево. Ворона улетела с дерева».

-учить делать анализ предложения;

-учить строить предложения данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа: «Мячи лежат на коврах»;

-учить работать с деформированным предложением: «Ковёр лежит на мяче. Стул сел на папу.

Оборудование.Карточка № 4, карточка с графическим изображением предлогов, предметные картинки, кубик.

Инструкции: Логопед берёт в руки кубик и кладёт его на стол. Ребёнку сообщается, что кубик на столе и демонстрируется маленькая двусторонняя карточка с графическим изображением этого предлога. Затем ребёнка просят посмотреть на карточку и расположить предмет (кубик) так же, но по отношению к книге, стулу и т.п. Затем ребёнку предъявляются предметные картинки, карточка с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда) и схема-модель предложения - карточка № 4. Проводится ряд упражнений на закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов.

Вместо звёздочек в схему-модель предложения - карточку № 4 подставляют картинки предметов. Вместо короткой чёрточки - маленькую карточку с графическим изображением предлога (например, предлога на). Составляется и анализируется предложения: «Мяч лежит на ковре». «Девочка села на стул». «Конфета (ложка, книга...) упала на ковёр» и т. п. В конце занятия продолжается работа с деформированным предложением. Примеры предлагаемых ребёнку деформированных предложений: «Ковёр лежит на мяче. Стул сел на папу. Ковёр упал на конфету». Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа.

Методические рекомендации. Работа с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов -предлогов. Логопед выполняет различные действия с предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога - маленькую карточку с символическим изображением положения предмета. Во время выполнения задания внимание ребёнка постоянно привлекается к слову-предлогу. Отмечается важность этого маленького слова. Учитывая то, что многие простые предлоги имеют противоположные значения, они отрабатываются парами. То есть, маленькая карточка с изображением одного предлога переворачивается и выполняются аналогичные действия с предметами (в соответствии со значением парного предлога). Например: на — с, в — из, перед за, над — под. За одно занятие уточняется значение только одной пары предлогов, то есть используется одна двусторонняя карточка.

Упражнение 9.

Цель:Построение предложений с предлогами по универсальной карточке (карточки двусторонние).

Задачи:

- закреплять навыки построения предложения с предлогами: «Ворона села на дерево. Ворона улетела с дерева»;

-закреплять умения и навыки анализировать предложения;

-закреплять умения и навыки работы с деформированным предложением.

Оборудование. 12 универсальных двухсторонних карточек. По краям каждой карточки находятся изображения знакомых предметов, в середине - две полоски. Длинная полоска - это слово-действие, короткая полоска - маленькое слово (предлог).

Инструкции: Логопед знакомит ребёнка с новой карточкой. Логопед предлагает составить предложение с любыми из предложенных предлогов. Ребёнок смотрит на «универсальную карточку» и пробует сразу самостоятельно составить предложения с предложенными логопедом предлогами. Предлоги предлагаются сразу парами. Например: в — из, на — с, перед — за, на – под. Составляются предложения типа: «Ворона села на дерево. Ворона улетела с дерева».

Методические рекомендации. Универсальность карточек в том, что по ним можно составить предложения с любыми предлогами.  Предметные картинки и маленькие карточки на этом этапе не используются. Упражнения на составление предложений с предлогами по универсальным карточкам можно проводить с детьми как индивидуально, так и во время проведения подгрупповых и фронтальных занятий.

В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными простыми предлогами. То есть, овладевают основами связной речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.