|
|||
Диагностический комплекс для обследования умений построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речиДиагностический комплекс для обследования умений построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития Блок 1. Цель: выявление морфологических аграмматизмов. Задание 1. Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в родительном падеже. Оборудование. Кукла, книга. Логопед кладёт на стол книгу, куклу. Логопед просит ребёнка закрыть глаза и убирает книгу. Инструкция: « Скажи чего не стало ? Ответ ребёнка: Книги Задание 2. Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в творительном падеже. Оборудование. Сюжетная картинка «Мальчик рисует карандашом». Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку. Скажи, чем рисует мальчик? Ответ ребёнка: Карандашом. Задание 3 Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в дательном падеже. Оборудование. Сюжетная картинка «Мальчик даёт молоко котёнку» Инструкция: Логопед просит ребёнка посмотреть на картинку и ответить на вопрос: « Комумальчик даёт молоко?» Ответ ребёнка: Котёнку. Задание 4. Цель: Выявление умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде. Оборудование. Предметные картинки: вишня, лимон, яблоко. Инструкция: Логопед показывает предметные картинки и задает вопросы: «Лимон какой по цвету?»; «Вишня какая по цвету?»; «Яблоко какое по цвету?». Ответы ребёнка: Лимон желтый. Вишня красная. Яблоко зелёное. Задание 5. Цель: Выявление умений согласовывать личные местоимения «мой» , «моя» с именами существительными в роде и числе. Оборудование. Галстук, лента, кольцо. Логопед раздаёт Маше ленту, Коле галстук, а себе берёт кольцо. Инструкция: Логопед берёт в руки кольцо и говорит: «Кольцо моё». Задаёт вопросы: «Лента чья?»; «Галстук чей?» Ответ ребёнка: Лента моя. Галстук мой. Задание 6. Цель: Выявление умений согласовывать имя числительное с именем существительным в числе и падеже Оборудование. Предметные картинки: один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов. Логопед выкладывает по одной предметные картинки. Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки. Ответь на вопрос: Сколько?» Ответ ребёнка: Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов. Блок 2. Цель: выявление синтаксических аграмматизмов Задание .1. Цель: Выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке Оборудование. Сюжетная картинка: « Девочка поливает цветы». Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?» Ответ ребёнка: Девочка поливает цветы; Задание 2. Цель: Выявление умений составлять простое распространённое предложение по отдельным словам, расположенным в неправильном порядке. Оборудование. Лексический материал: «Мальчик, лыжи, катается, на». Инструкция: Логопед показывает картинки и даётся задание: «Внимательно посмотри на картинку. Составь предложение из слов: мальчик, лыжи, катается, на». Ответ ребёнка: Мальчик катается на лыжах. Задание 3. Цель: Выявление умения составлять простое нераспространенное предложения по демонстрации действий. Оборудование. Принадлежности для рисования. Логопед вызывает к себе девочку и даёт ей задание: « Марина, рисуй». Инструкция: Логопед задаёт вопрос: «Что делает Марина?» Ответ ребёнка: Марина рисует. Задание 4. Цель: Выявление умений распространять предложение по сюжетной картинке за счёт введения в него однородных дополнений Оборудование. Сюжетная картинка: «Папа кормит коз, коров, курей» Инструкця: Логопед показывает картинку и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Скажи, кого кормит папа?» Ответ ребёнка: Папа кормит коз, коров, курей). Задание 5. Цель: Выявление умений заканчивать сложноподчиненное предложение, начатое педагогом. Оборудование. Предметная картинка: Мальчик взял зонт Инструкция: «Послушай предложение и продолжи, используя картинку. Пошёл дождь и …» Ответ ребёнка: Пошёл дождь и мальчик взял зонт. Задание 6. Цель: Выявление умений употреблять в предложении предлогподв простом предложении по сюжетной картинке. Оборудование. Сюжетная картинка: «Кубик лежит под книгой». Инструкция: Логопедпоказывает картинки и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Ответь на вопрос: Где лежит кубик?» Ответ ребёнка: Кубик лежит под книгой»
|
|||
|