Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностический комплекс для обследования умений построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи



Диагностический комплекс для обследования умений построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровня речевого развития

Блок 1. Цель: выявление морфологических аграмматизмов.

Задание 1.

Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в родительном падеже.

Оборудование. Кукла, книга. Логопед кладёт на стол книгу, куклу. Логопед просит ребёнка закрыть глаза и убирает книгу.

Инструкция: « Скажи чего не стало ?

Ответ ребёнка: Книги

Задание 2.

Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в творительном падеже.

Оборудование. Сюжетная картинка «Мальчик рисует карандашом».

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку. Скажи, чем рисует мальчик?

Ответ ребёнка: Карандашом.

Задание 3

Цель: Выявление умений употреблять имя существительное в дательном падеже.

Оборудование. Сюжетная картинка «Мальчик даёт молоко котёнку» Инструкция: Логопед просит ребёнка посмотреть на картинку и ответить на вопрос: « Комумальчик даёт молоко?»

Ответ ребёнка: Котёнку.

Задание 4. 

 Цель: Выявление умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде.

Оборудование. Предметные картинки: вишня, лимон, яблоко.

Инструкция: Логопед показывает предметные картинки и задает вопросы:

«Лимон какой по цвету?»; «Вишня какая по цвету?»; «Яблоко какое по цвету?».

Ответы ребёнка: Лимон желтый. Вишня красная. Яблоко зелёное.

Задание 5.

 Цель: Выявление умений согласовывать личные местоимения «мой» , «моя» с именами существительными в роде и числе.

Оборудование. Галстук, лента, кольцо. Логопед раздаёт Маше ленту, Коле галстук, а себе берёт кольцо.

 Инструкция: Логопед берёт в руки кольцо и говорит: «Кольцо моё». Задаёт вопросы: «Лента чья?»; «Галстук чей?»

Ответ ребёнка: Лента моя. Галстук мой.

Задание 6.

Цель: Выявление умений согласовывать имя числительное с именем существительным в числе и падеже

Оборудование. Предметные картинки: один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов. Логопед выкладывает по одной предметные картинки.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки. Ответь на вопрос: Сколько?»

Ответ ребёнка: Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

Блок 2. Цель: выявление синтаксических аграмматизмов

Задание .1.

 Цель: Выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке

Оборудование. Сюжетная картинка: « Девочка поливает цветы».

Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?»

Ответ ребёнка: Девочка поливает цветы;

Задание 2.

Цель: Выявление умений составлять простое распространённое предложение по отдельным словам, расположенным в неправильном порядке.

Оборудование. Лексический материал: «Мальчик, лыжи, катается, на».

Инструкция: Логопед показывает картинки и даётся задание: «Внимательно посмотри на картинку. Составь предложение из слов: мальчик, лыжи, катается, на».

Ответ ребёнка: Мальчик катается на лыжах.

Задание 3.

Цель: Выявление умения составлять простое нераспространенное предложения по демонстрации действий.

Оборудование. Принадлежности для рисования. Логопед вызывает к себе девочку и даёт ей задание: « Марина, рисуй».

Инструкция: Логопед задаёт вопрос: «Что делает Марина?»

Ответ ребёнка: Марина рисует.

Задание 4.

Цель: Выявление умений распространять предложение по сюжетной картинке за счёт введения в него однородных дополнений

Оборудование. Сюжетная картинка: «Папа кормит коз, коров, курей»

Инструкця: Логопед показывает картинку и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Скажи, кого кормит папа?»

Ответ ребёнка: Папа кормит коз, коров, курей).

Задание 5.

Цель: Выявление умений заканчивать сложноподчиненное предложение, начатое педагогом.

Оборудование. Предметная картинка: Мальчик взял зонт

 Инструкция: «Послушай предложение и продолжи, используя картинку. Пошёл дождь и …»

Ответ ребёнка: Пошёл дождь и мальчик взял зонт.

Задание 6.

Цель: Выявление умений употреблять в предложении предлогподв простом предложении по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка: «Кубик лежит под книгой».

Инструкция: Логопедпоказывает картинки и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Ответь на вопрос: Где лежит кубик?»

Ответ ребёнка: Кубик лежит под книгой»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.