Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 4 страница




  232

Эволюция некоторых адаптивных ответов.                           но слаженная работа ее туловища и лап восхитительна.

Адаптивные ответы позвоночных помогают им органи-                 Сарнат и Нецкий утверждают, что ее движения почти

зовать гравитационные и телесные ощущения. Самым                   всецело обусловлены вестибулярной системой и вестибу-

основным и стойким адаптивным ответом является                       лярными путями спинного мозга.

стремление занять то положение, которое соответствует              В процессе эволюции, когда у млекопитающих «вытя-
положению на животе у человека. Именно в этом поло-              нулись» ноги и усложнились движения, мышцы и суставы
жении развивалась способность к передвижению и имен-             начали посылать в мозг более изощренные проприоцеп-
но из этого положения животные встают на четыре лапы,              тивные импульсы. Таким образом, проприоцептивная си-
а затем на две. Эта поза также защищает мягкие части                  стема сложилась позже тактильной и вестибулярной и не
тела от опасности. Переверните животное на спину, и                   имеет столь обширных связей со всеми остальными сен-
установочный шейный рефлекс заставит его сопротив-                 сорными системами. Ее функции более узконаправленны.
ляться, помогая ему быстро перевернуться обратно. Вес-             Первые млекопитающие жили в лесах, где зрение и
тибулярные рецепторы расположены в трех разных пло-              слух чрезвычайно важны для поисков пищи и выжива-
скостях, поэтому то, какие из них будут стимулироваться,           ния, именно тогда эти органы чувств начали усиленно
зависит от положения головы. Все позвоночные плавают,             развиваться. В то же самое время вестибулярная и про-­
лежат, ходят или летают, слегка наклонив голову вперед,             приоцептивная системы продолжали усложняться, давая
и, возможно, именно поэтому положение на животе обе-               животным возможность лазать и балансировать на ко-
спечивает нас вестибулярными импульсами, необходимы-           нечностях с маленькой площадью опоры. Жизнь на дере-
ми для сенсомоторного развития. Таким образом, поза ле-           вьях привела к появлению множества значимых адап-
жа на животе жизненно важна для нормального разви-                   тивных ответов и весьма поспособствовала сенсорной ин-
тия сенсорной интеграции.                                                                теграции. По этим же причинам обожают лазать дети.

Итак, амфибии выбрались из воды на сушу, и теперь               Примитивные пресмыкающиеся, как и современные

им потребовалось научиться ползать. Рефлекторные ре-               ящерицы, не могли свести конечности по средней линии

акции на действие силы тяжести сначала помогли земно-              тела. Первые млекопитающие с этим справлялись, одна-

водным поднять голову, а затем и верхнюю часть тулови-            ко, как и у современных белок, их конечности не могли

ща. Дальше в дело вступила вестибулярная система, ско-             пересекать среднюю линию и действовать на противопо-

ординировав движения левой и правой конечностей.                      ложной стороне тела. Приматы, эволюционируя, научи-

Наиболее эффективно ползавшие амфибии с течением                  лись пересекать среднюю линию лапами, что позволило

времени превратились в пресмыкающихся. Понаблюдай-              им успешнее осваивать среду обитания. Уметь тянуть,

те, как быстро передвигается по земле ящерица: идеаль-               толкать, поднимать и переносить предметы, наносить


Приложение В. Обзор литературы      233

 

 

удары и висеть на деревьях оказалось полезным для вы-               родов. Исследователь В. Уиндл (W. F. Windle) провел экс-

живания, поэтому гены, благодаря которым это стало воз-            перимент с детенышами обезьяны, подвергнув их при

можным, перешли к следующим поколениям.                                 рождении кислородной депривации. У животных наблю-

Передние конечности тоже развивались и посылали                 дались признаки нарушения обработки сенсорных им-

мозгу все более точную информацию, - так обезьяны на-              пульсов, хотя затем, на первый взгляд, все нормализова-

учились пользоваться примитивными орудиями. Роль                   лось. Исследуя мозг этих детенышей, он обнаружил по-

зрения для выживания выросла еще больше, потому что               вреждение в зонах, ответственных за обработку звуковых

нервная система не имеет «встроенных» рефлексов, свя-              итактильных стимулов. Открытия Уиндлера и резуль-

занных с использованием палки и выкапыванием ям.                     таты, полученные другими исследователями, привели

Тем не менее обезьянам нужно было, орудуя инструмен-             некоторых ученых к выводу, что естественные роды сни-

том, ощущать его вес в лапе и сохранять равновесие, поэ-            жают частоту появления минимальной мозговой дис-

тому зрительная информация была интегрирована с ве-                функции.

стибулярной и проприоцептивной.                                                  В предыдущем разделе мы обсуждали эксперименты
Ощущения, получаемые от рук, которые манипулиру-            Харлоу с участием детенышей обезьян, лишенных мате-
ют предметом, заставили кору мозга отвести большие об-           ринской сенсорной стимуляции. Эти детеныши, воспи-
ласти под их обработку и управление сложными навыка-             тайные искусственной «матерью» из проволоки, не полу-
ми ручного труда. Многовековой опыт использования ин-            чали комфортных тактильных ощущений, необходимых
струментов, то есть ощущения, идущие от рук, физически           для эмоционального развития. Позднее у них были выяв-
противопоставили большой палец всем остальным паль-             лены серьезные нарушения, а их поведение было подчи-
цам. При таком строении руки ее производительность по-           нено поиску стимулов, что так характерно для детей, жи-
высилась, открыв дорогу техническому развитию, и воз-              вущих в интернатах.

росший сенсорный поток и способность к более сложным           Сеймур Левин (Seymour Levine) обнаружил, что у

адаптивным ответам продвинули эволюцию сенсорных                крыс, которых в период младенчества не касались, с ко-

и двигательных областей коры головного мозга.                           торыми не возились, не сформировались гормональные

ответы, обеспечивающие организованную работу мозга во время стрессов. Крысы боялись исследовать окружаю-

Причины нарушений сенсорной интеграции                          щее пространство и чрезмерно сильно реагировали на не-­
        знакомые ситуации. Как и в случае с обезьянами Харлоу,

Мозг при рождении уязвим: иногда, например, новорож-             проблема заключалась, как представлялось, в недостатке

денные испытывают недостаток кислорода в процессе                 тактильной стимуляции в период, когда мозг нуждался


  234

 

 

в ней, чтобы развиваться. Однако крыс ведь никогда не                 Стимулирующая среда и нормальный мозг
брали в руки и не перемещали, поэтому, вероятно, ущерб

от вестибулярной депривации здесь не меньший, чем от               В последние пятнадцать лет ученым-нейробиологам уда-
тактильной. У. А. Мэйсон (W. A. Mason) и Г. Берксон                    лось доказать, что взаимодействие с окружающей средой
(G. Berkson) провели эксперименты, сходные с опытами               действительно способствует развитию структур, химиче-
Харлоу, за исключением того, что они сравнивали дете-               ских процессов и функций мозга. Большинство таких ис-
нышей, воспитанных искусственной, сделанной из ткани,              следований было проведено на лабораторных крысах.
«матерью», которая могла двигаться и раскачиваться, с                Мозг крысы гораздо проще человеческого, но базовые
детенышами, чья «мама» оставалась неподвижной. У де-              процессы формирования синапсов, описанные в 3-й гла-
тенышей неподвижной «мамы» сформировались типы по-            ве, у него те же. Есть у него и внутреннее стремление к
ведения, отклоняющиеся от нормы, а у отпрысков качаю-             саморазвитию, и чем больше ему дать возможностей, тем
щейся - нет.                                                                                         эффективнее он развивается.

У.Р. Томпсон (W.R. Thompson) и Рональд Мелзак (Ro-             Пионерами данного типа исследований выступили
nald Melzack) из Университета Мак-Гилла (Канада) воc-                Марк Розенцвейг (Mark Rosenzweig) и его коллеги по
питали несколько скотч-терьеров, держа их - по отдель-               Калифорнийскому университету в Беркли (США). Одна-
ности - в клетках, так что собаки не могли видеть того,                 ко они указали, что похожие эксперименты ставил ита-
что происходило вне клетки. Щенков - в возрасте 7-10                  льянский анатом XVIII века Микеле Гаэтано Малакарне
месяцев - сравнили с их братьями, воспитывавшимися                  (Michele Gaetano Malacarne). Он обнаружил, что у собак
в обычных условиях. Обеим группам щенков показали                  и птиц, которых долгое время дрессировали, в полушари-
странные объекты. Щенки из второй группы просто-                     ях образовалось больше извилин, чем у их необученных
напросто пустились наутек, а вот подвергшиеся деприва-             собратьев. Открытия ученого позволяют предположить.
ции восторженно запрыгали вокруг предмета, наскакива-              что сенсорная стимуляция при дрессировке способствова­-
ли на него, не понимая, что это такое. В других ситуаци-              ла естественному развитию мозга. Тем не менее до конца
ях они вели себя бесцельно и дико. Им оказалось трудно              1950-х годов ученые не владели техникой измерения из-
адаптироваться к изменениям и целенаправленно дей-                   менений, вызванных в структуре полушарий сенсорной
ствовать, запоминать, где стоит еда, отыскивать выход из             стимуляцией.

лабиринта и осваивать навыки социализации. Хотя эти                  В экспериментах Розенцвейга и его коллег одна груп-

щенки и родились без мозговых нарушений, недостаток               па крыс проводила время в сенсорно насыщенной среде,

сенсорных стимулов и адаптивных ответов оставил им                 а другая - в сенсорно обедненной. Сенсорно насыщенная

мало шансов на нормальное развитие.                                             среда представляла собой клетку, где было много разно-


Приложение В. Обзор литературы     235

 

 

образных возможностей двигаться, например лазать по                 у крыс к каким-либо изменениям, им пришлось исследо-

лесенкам, бегать в колесе, ходить по щетине щетки,                      вать среду посредством органов чувств и движения. Экс-

блуясдать в лабиринте. Крыс из этой клетки люди подни-             периментаторы не могли заставить мозг животных раз-

мали и брали на руки. Обедненная сенсорными стимула-              виваться, он должен был это делать сам. То же самое и с

ми среда сводилась к пустой клетке, без какого бы то ни               терапией: мозгу ребенка придется организовывать себя

было стимулирующего оборудования. Спустя какое-то                 самому.
время крыс усыпили для того, чтобы изучить их мозг.                   Влияние «общения» с окружающей средой на мозг че-

Розенцвейг с коллегами, как и другие ученые, про-                   ловека изучено гораздо меньше, и, безусловно, никто не
водили этот эксперимент в самых разных вариантах.                     собирается повторять на людях описанные выше экспери-
Почти всякий раз они обнаруживали, что у крыс из насы-              менты. Но в целом ясно, что дети так же откликаются на
щенной стимулами среды кора мозга развита сильнее,                  сенсорные раздражители, как и детеныши животных. Дэ-
химических веществ, поддерживающих «здоровье» мозга,            вид Кларк (David Clark) с учеными из Государственного
больше, эти вещества в большем объеме вовлечены в пе-              университета штата Огайо выяснили, что вестибулярная
редачу импульсов через синапсы, а связи между нейрона-             стимуляция помогает детям (как с неврологическими на-­
ми сложнее. Каждый из этих факторов указывает, что                    рушениями, так и без оных) развивать двигательные на-
эти крысы умели лучше обрабатывать ощущения и ис-                  выки. А Клодетт Грег (Claudette Gregg) с коллегами из
пользовать сенсорную информацию. Также у крыс срав-               Стэнфордского университета (США) обнаружили, что
нили двигательные навыки. В целом животные из сен-                   укачивание или, к примеру, сосание прорезывателя* об-
сорно насыщенной среды успешнее усваивали навыки                   легчают ребенку слежение за движущимися объектами.
и справлялись с задачами.                                                                 Дж. Мак-Викер Хант (J. McVicker Hunt) проанализи-

Крысе для развития вовсе не обязательно все время                 ровал множество научных работ, касающихся влияния

проводить в стимулирующей среде. Двух часов в день в               окружающей среды на развитие детей. Вывод был таков:

течение месяца оказалось достаточно, чтобы в мозгу гры-            «Интеллектуальное развитие, как представляется, опира-

зуна произошли значительные перемены. Улучшения на-             ется на неограниченные возможности исследовать объек-

блюдались у крыс разного возраста, но сильнее проявля-              ты, манипулировать ими и задавать вопросы. Эффектив-

лись у самых молодых. Подобные опыты с собаками и обе-         ность родительской помощи определялась тем, что мамы

зьянами тоже показали положительные результаты.                       организовывали физическую среду, наполненную много-

Итак, ученые сейчас начинают проникаться идеей о

том, что для работы мозга очень полезно взаимодействие             * Плоская резиновая игрушка для облегчения прорезывания зу-

с окружающей средой. Пассивное наблюдение не привело            бов. - Прим. перев.


236

 

 

функциональными предметами, четко различимыми де-                слуховые и зрительные реакции и некоторые другие функ-

талями, препятствиями, - чтобы лазать на них, развивая                ции. Также они быстрее набирали вес.
двигательную мотивацию, - и огромным разнообразием                Другие исследователи, чтобы обеспечить недоношен-

предметов, интересных глазу». Он считает, что такая об-             ных дополнительной вестибулярной стимуляцией, ис-

становка может существенно повысить у ребенка уровень            пользовали водяные матрасы, и у этих малышей улучши-

интеллекта.                                                                                         лась двигательная координация, увеличился вес, они ста­-
ли лучше сосать и стабильнее дышать. Почему, спросите

Стимулирующая среда как средство коррекции                         вы, качание в гамаке или водяной матрас дали результа-

Вестибулярная стимуляция и недоношенные дети.                    ты, настолько, казалось бы, не связанные с полученной

Материнская утроба - это подвижная среда. Движения                   стимуляцией? На первый взгляд, вестибулярная стимуля-

матери влияют на доношенного ребенка в течение 9 ме-               ция слабо связана с весом тела или дыханием. Однако

сяцев. Если же роды преждевременны, малыш может                    глубоко в мозгу она активизирует и объединяет нервную

столкнуться с проблемами в развитии, так как он еще не-             систему. Наблюдавшаяся прибавка в весе была хорошим

достаточно хорошо «вооружен», чтобы справляться с жиз-          знаком: у недоношенных детей увеличение веса служит

нью вне матери. Многие ученые считают, что вестибуляр-            признаком хорошей работы нервной системы.
ная и тактильная стимуляции помогают недоношенным                Еще один ученый, Рут Раис (Ruth Rice), привлекла

детям догнать в своем развитии сверстников.                                 родителей: мамы гладили, массировали, обнимали своих

Мери Нил (Mary Neal) из Университета Школы мед-                недоношенных малышей по пятнадцать минут четыре

сестер Мэриленда (США) подвесила в инкубатор для но-              раза в день в течение месяца после поступления детей в

ворожденных гамак и качала каждого недоношенного ре-             клинику. Вторая группа мам этого не делала. Дети, полу-

бенка по полчаса три раза в день*. Оказалось, что у этих              чившие дополнительную сенсорную стимуляцию, набра-

младенцев, по сравнению с другими недоношенными, бы-            ли больше веса и лучше развивались неврологически и

стрее развивались мышечный тонус, движения головы,                 ментально по сравнению с остальными недоношенными.

Также есть разработки, показывающие, что благодаря

                                                                                                      сенсорной стимуляции преждевременно родившиеся дети

*Результаты более поздних исследовании позволили разработать             могут догнать, а иногда даже и перегнать в развитии до-
систему выхаживания недоношенных детей, основанную на до-                 ношенных.

зировании сенсорной нагрузки на ребенка и поддержании теле-                 Джерри Уайт (Jerry White) и Ричард Лабарба (Richard

сного контакта с матерью. В настоящее время простое помеще-                  Labarba) также свидетельствуют, что недоношенные луч-    

ние недоношенных детей в гамаки или иные устройства для ве-                  ше едят и набирают больше веса, если получают тактиль-

стибулярной стимуляции не используется. - Прим. науч. ред.                     


  237

 

 

ную и вестибулярную стимуляцию. Марлен Крамер (Mar-                 

len Kramer) указывала на положительную роль тактиль-                Приложение С.

ной стимуляции в социализации недоношенных.                                

Стимуляция и реабилитация после травмы моз-               Терапевтическое



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.