|
|||
Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 4 страница232 Эволюция некоторых адаптивных ответов. но слаженная работа ее туловища и лап восхитительна. Адаптивные ответы позвоночных помогают им органи- Сарнат и Нецкий утверждают, что ее движения почти зовать гравитационные и телесные ощущения. Самым всецело обусловлены вестибулярной системой и вестибу- основным и стойким адаптивным ответом является лярными путями спинного мозга. стремление занять то положение, которое соответствует В процессе эволюции, когда у млекопитающих «вытя- Итак, амфибии выбрались из воды на сушу, и теперь Примитивные пресмыкающиеся, как и современные им потребовалось научиться ползать. Рефлекторные ре- ящерицы, не могли свести конечности по средней линии акции на действие силы тяжести сначала помогли земно- тела. Первые млекопитающие с этим справлялись, одна- водным поднять голову, а затем и верхнюю часть тулови- ко, как и у современных белок, их конечности не могли ща. Дальше в дело вступила вестибулярная система, ско- пересекать среднюю линию и действовать на противопо- ординировав движения левой и правой конечностей. ложной стороне тела. Приматы, эволюционируя, научи- Наиболее эффективно ползавшие амфибии с течением лись пересекать среднюю линию лапами, что позволило времени превратились в пресмыкающихся. Понаблюдай- им успешнее осваивать среду обитания. Уметь тянуть, те, как быстро передвигается по земле ящерица: идеаль- толкать, поднимать и переносить предметы, наносить Приложение В. Обзор литературы 233
удары и висеть на деревьях оказалось полезным для вы- родов. Исследователь В. Уиндл (W. F. Windle) провел экс- живания, поэтому гены, благодаря которым это стало воз- перимент с детенышами обезьяны, подвергнув их при можным, перешли к следующим поколениям. рождении кислородной депривации. У животных наблю- Передние конечности тоже развивались и посылали дались признаки нарушения обработки сенсорных им- мозгу все более точную информацию, - так обезьяны на- пульсов, хотя затем, на первый взгляд, все нормализова- учились пользоваться примитивными орудиями. Роль лось. Исследуя мозг этих детенышей, он обнаружил по- зрения для выживания выросла еще больше, потому что вреждение в зонах, ответственных за обработку звуковых нервная система не имеет «встроенных» рефлексов, свя- итактильных стимулов. Открытия Уиндлера и резуль- занных с использованием палки и выкапыванием ям. таты, полученные другими исследователями, привели Тем не менее обезьянам нужно было, орудуя инструмен- некоторых ученых к выводу, что естественные роды сни- том, ощущать его вес в лапе и сохранять равновесие, поэ- жают частоту появления минимальной мозговой дис- тому зрительная информация была интегрирована с ве- функции. стибулярной и проприоцептивной. В предыдущем разделе мы обсуждали эксперименты росший сенсорный поток и способность к более сложным Сеймур Левин (Seymour Levine) обнаружил, что у адаптивным ответам продвинули эволюцию сенсорных крыс, которых в период младенчества не касались, с ко- и двигательных областей коры головного мозга. торыми не возились, не сформировались гормональные ответы, обеспечивающие организованную работу мозга во время стрессов. Крысы боялись исследовать окружаю- Причины нарушений сенсорной интеграции щее пространство и чрезмерно сильно реагировали на не- Мозг при рождении уязвим: иногда, например, новорож- проблема заключалась, как представлялось, в недостатке денные испытывают недостаток кислорода в процессе тактильной стимуляции в период, когда мозг нуждался 234
в ней, чтобы развиваться. Однако крыс ведь никогда не Стимулирующая среда и нормальный мозг от вестибулярной депривации здесь не меньший, чем от В последние пятнадцать лет ученым-нейробиологам уда- У.Р. Томпсон (W.R. Thompson) и Рональд Мелзак (Ro- Пионерами данного типа исследований выступили лабиринта и осваивать навыки социализации. Хотя эти В экспериментах Розенцвейга и его коллег одна груп- щенки и родились без мозговых нарушений, недостаток па крыс проводила время в сенсорно насыщенной среде, сенсорных стимулов и адаптивных ответов оставил им а другая - в сенсорно обедненной. Сенсорно насыщенная мало шансов на нормальное развитие. среда представляла собой клетку, где было много разно- Приложение В. Обзор литературы 235
образных возможностей двигаться, например лазать по у крыс к каким-либо изменениям, им пришлось исследо- лесенкам, бегать в колесе, ходить по щетине щетки, вать среду посредством органов чувств и движения. Экс- блуясдать в лабиринте. Крыс из этой клетки люди подни- периментаторы не могли заставить мозг животных раз- мали и брали на руки. Обедненная сенсорными стимула- виваться, он должен был это делать сам. То же самое и с ми среда сводилась к пустой клетке, без какого бы то ни терапией: мозгу ребенка придется организовывать себя было стимулирующего оборудования. Спустя какое-то самому. Розенцвейг с коллегами, как и другие ученые, про- ловека изучено гораздо меньше, и, безусловно, никто не Крысе для развития вовсе не обязательно все время ровал множество научных работ, касающихся влияния проводить в стимулирующей среде. Двух часов в день в окружающей среды на развитие детей. Вывод был таков: течение месяца оказалось достаточно, чтобы в мозгу гры- «Интеллектуальное развитие, как представляется, опира- зуна произошли значительные перемены. Улучшения на- ется на неограниченные возможности исследовать объек- блюдались у крыс разного возраста, но сильнее проявля- ты, манипулировать ими и задавать вопросы. Эффектив- лись у самых молодых. Подобные опыты с собаками и обе- ность родительской помощи определялась тем, что мамы зьянами тоже показали положительные результаты. организовывали физическую среду, наполненную много- Итак, ученые сейчас начинают проникаться идеей о том, что для работы мозга очень полезно взаимодействие * Плоская резиновая игрушка для облегчения прорезывания зу- с окружающей средой. Пассивное наблюдение не привело бов. - Прим. перев. 236
функциональными предметами, четко различимыми де- слуховые и зрительные реакции и некоторые другие функ- талями, препятствиями, - чтобы лазать на них, развивая ции. Также они быстрее набирали вес. предметов, интересных глазу». Он считает, что такая об- ных дополнительной вестибулярной стимуляцией, ис- становка может существенно повысить у ребенка уровень пользовали водяные матрасы, и у этих малышей улучши- интеллекта. лась двигательная координация, увеличился вес, они ста- Стимулирующая среда как средство коррекции вы, качание в гамаке или водяной матрас дали результа- Вестибулярная стимуляция и недоношенные дети. ты, настолько, казалось бы, не связанные с полученной Материнская утроба - это подвижная среда. Движения стимуляцией? На первый взгляд, вестибулярная стимуля- матери влияют на доношенного ребенка в течение 9 ме- ция слабо связана с весом тела или дыханием. Однако сяцев. Если же роды преждевременны, малыш может глубоко в мозгу она активизирует и объединяет нервную столкнуться с проблемами в развитии, так как он еще не- систему. Наблюдавшаяся прибавка в весе была хорошим достаточно хорошо «вооружен», чтобы справляться с жиз- знаком: у недоношенных детей увеличение веса служит нью вне матери. Многие ученые считают, что вестибуляр- признаком хорошей работы нервной системы. детям догнать в своем развитии сверстников. родителей: мамы гладили, массировали, обнимали своих Мери Нил (Mary Neal) из Университета Школы мед- недоношенных малышей по пятнадцать минут четыре сестер Мэриленда (США) подвесила в инкубатор для но- раза в день в течение месяца после поступления детей в ворожденных гамак и качала каждого недоношенного ре- клинику. Вторая группа мам этого не делала. Дети, полу- бенка по полчаса три раза в день*. Оказалось, что у этих чившие дополнительную сенсорную стимуляцию, набра- младенцев, по сравнению с другими недоношенными, бы- ли больше веса и лучше развивались неврологически и стрее развивались мышечный тонус, движения головы, ментально по сравнению с остальными недоношенными. Также есть разработки, показывающие, что благодаря сенсорной стимуляции преждевременно родившиеся дети *Результаты более поздних исследовании позволили разработать могут догнать, а иногда даже и перегнать в развитии до- зировании сенсорной нагрузки на ребенка и поддержании теле- Джерри Уайт (Jerry White) и Ричард Лабарба (Richard сного контакта с матерью. В настоящее время простое помеще- Labarba) также свидетельствуют, что недоношенные луч- ние недоношенных детей в гамаки или иные устройства для ве- ше едят и набирают больше веса, если получают тактиль- стибулярной стимуляции не используется. - Прим. науч. ред. 237
ную и вестибулярную стимуляцию. Марлен Крамер (Mar- len Kramer) указывала на положительную роль тактиль- Приложение С. ной стимуляции в социализации недоношенных. Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое
|
|||
|