Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 3 страница



- мотивирование к эффективной деятельности, т.е. де-             которая стимулирует самостоятельность, самоконтроль и ятельности, обеспечивающей формирование адаптивных интерес, т. е. такой атмосферы, в которой ребенок «может ответов;               эффективнее управлять своей жизнью», проливает свет

- создание атмосферы, мотивирующей ребенка к са-                на несколько аспектов вмешательства и терапевтической мостоятельности, улучшающей его самоконтроль и воз-  среды. Научить ребенка управлять собственной жизнью -буждающей у него интерес, чтобы он «мог эффективнее    это, безусловно, наиболее важная цель вмешательства, тре-управлять своей жизнью».    бующая тщательного продумывания социальной и физи-

Были разработаны новые, более аккуратные методы                ческой среды в игровом контексте.
оценки, позволяющие точнее диагностировать функцио-               Научная работа, углубляющая наше понимание этих
нальные проблемы ребенка в их связи с сенсорной инте-               идей, включает исследования, посвященные терапевтиче-
грацией. В другом исследовании, посвященном природе               ским отношениям, которые побуждают ребенка к актив-
сенсорных импульсов, физиологические измерения были              ности, а также анализ факторов, делающих игру спонтан-
объединены, и это позволило лучше понять проблемы ре-            ной. Терапевтическое оборудование тоже является частью
бенка и дать возможность практикующим терапевтам                   атмосферы, помогающей создать интересную обстановку
обеспечивать его сенсорной информацией более системно.          и в то же время бросить вызов проблемам ребенка. Многие

Дж. Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция в              снаряды, придуманные Дж. Айрес, используются и сегодня.
типичной среде «совершенно естественна». Она описыва-            Эта глава напоминает мне о наставлении, которое

ет, как «естественное взаимодействие» в специально подо-           Дж. Айрес дала следующим поколениям: восхищаться ис-

бранных условиях побуждает детей к выполнению задач,             следовательскими открытиями в основополагающих на-

стимулирует их развитие, и, с другой стороны, показыва-             учных дисциплинах и анализировать эти открытия в рус-


Приложение А. Комментарии               225

 

 

ле терапевтического вмешательства, оптимистично оце-               Помним, как однажды мы ходили с одной из наших
нивая будущее практической работы с детьми. Это можно            маленьких дочерей по лестнице вверх-вниз, вверх-вниз,
проиллюстрировать словами самой Дж. Айрес, адресован-           пока не попадали в изнеможении. Наша тетя Джин, вы-
ными группе тогда еще молодых терапевтов. Она сказа-               дающийся эрготерапевт, наблюдавшая за этим, слегка по-­
ла, что завидует им, молодым специалистам, ибо они ста-            журила нас, говоря: «Поведение вашей дочки говорит
нут свидетелями многих поразительных научных откры-              вам о том, что гуляние вверх-вниз по лестнице очень
тий, и она верит, что эти открытия продвинут терапию                  важно для ее развития». Пристыженные, мы собрались с
далеко вперед. Этими словами она вселила в аудиторию               духом, чтобы обеспечить нашу дочь поддержкой, в кото-
стремление окунуться в исследования и веру в то, что их              рой она нуждалась, и продолжили наше занятие, подни-
работа положительно повлияет на будущее практической             маясь и спускаясь бессчетное число раз, пока дочь не да-
терапии. И ее предсказания сбылись. Тем не менее она,                 ла нам понять, что устала.

вероятно, никогда даже не мечтала о том, что некоторые              Дж. Айрес сказала, что каждый человек стремится

из этих открытий подтвердят актуальность принципов,                  ощутить себя единым целым. То, что мы назвали «игрой»,

сформулированных ею более четвери века назад.                           есть по сути неистребимое желание нашего ребенка в

                                                                                                                      полной мере ощутить свое тело и насытиться ощущения­ми

                                                                                                                      в их связи с окружающим миром. Вместо того чтобы

11. Что могут сделать родители                                                       считать игру способом увильнуть от учебы, мы должны

Брайан Эрвин (Brian Erwin)                                                               воспринимать ее как необходимую активность, помогаю-

и Кристина Хансикер (Christina Hunsicker).                                     щую дочери организовать собственный мозг как целое.

Преемник-попечитель,                                                                       Тогда ей будет легче усваивать навыки, нужные для того,

Фонд Франклин Б. Бейкер (Franklin В. Baker)/ А. Джин                   чтобы стать развитым взрослым человеком. Как указыва-

Айрес Бейкер                                                                          Айрес Бейкер                                                                                                                                             ет Дж. Айрес, «игра расширяет крут навыков, и, хотя не-­
                                                                                                                       которые из них понадобятся лишь через несколько лет,

С точки зрения родителей, суть работы Дж. Айрес может             без детских игр этот опыт не придет». Проблема не в том,

быть выражена следующей цитатой: «Когда терапевт ра-              что наш ребенок играет, а в нашем непонимании реаль-

ботает эффективно, а нервная система ребенка организо-              ной ценности игры.

вана, со стороны кажется, что ребенок просто играет.                   Всех родителей объединяет то, что мы не учились на

Жизнь полна парадоксов, и это один из них». Осознав                   родителей и не имеем соответствующего диплома. Мы

этот парадокс, мы, родители, сможем эффективно помо-               любители по определению. Чувствуя, что на шаг отстаем

гать нашим детям.                                                                              от развития своего ребенка, мы нередко прибегаем к

15 Ребенок и сенсорная интеграция


226

 

 

предписывающим методам воспитания: «если нашему ре-            основ мозговой деятельности, а не лечение симптомов

бенку три года, значит, надо кормить его так-то, водить                (например, проблем с обучением или поведением) плохо

туда-то, делать то-то». Этот логический и размеченный                интегрированных мозговых процессов. Работа терапевта

«протокол» на первый взгляд облегчает участь родителей,           наиболее эффективна тогда, когда он проявляет эмпатию,

поскольку мы можем подменить собственный опыт чужи-            чувствует потребности ребенка. Наш вклад в здоровье и

ми знаниями. Но с одним ребенком это сработает, а с дру-           благополучие ребенка тоже будет значимее, если мы сти-

гим - нет.                                                                                             мулируем движения, интерес и активность, к которым он

Наш ребенок со стороны выглядел подавленным. Мы              стремится сам, ведь именно в этом он и нуждается силь-

не могли дать этому названия, и ни одна из традиционных            нее всего.

техник воспитания не помогала. Айрес определила скры-             Терапия, направленная на развитие сенсорной инте-

тую проблему, столь осложнявшую жизнь нашей дочке:               грации, - это не директивный подход. Ее направляет те-

нарушение сенсорной интеграции. Мы осознали, что быть            рапевт, хорошо знакомый со стратегиями развития про-

хорошими родителями ребенка с нарушением сенсорной             цессов обработки сенсорной информации и интеграции

интеграции - это значит не контролировать, чем он за-                  сенсорных стимулов. Хорошая работа терапевта - не без-

нят, а организовывать игру как способ делать то, в чем он            ликий подход, не «протокол»: терапевт преисполнен эмпа-

сильнее всего нуждается. На самом деле так мы гораздо               тии и позволяет ребенку самому определить свои потреб-

больше помогали дочери интегрировать мозговые процес-           ности в каждый конкретный момент. Выбор ребенком игры

сы, чем когда контролировали каждое ее действие.                        при осторожном контроле со стороны специалиста - вот

Каждый вечер мы разворачивали «цирк Фернандо» -                самая необходимая и наиболее востребованная терапия.
так мы называли нашу коллекцию роликовых досок, плат-            Мы призываем вас выяснить, не вызван ли диском-

форм, пандусов, огромных надувных мячей и других сна-            форт вашего ребенка нарушением сенсорной интеграции.

рядов, выстроившихся в гостиной. Дочь, звезда цирка,                  Детальная оценка состояния, проводимая специально

выступала с каждым предметом по очереди, а мы оглуши-           подготовленным терапевтом, может показать, нужно ли

тельно аплодировали, поощряя ее на новые подвиги. Она              вам обращаться в терапевтическую службу или домаш-

смеялась. Смеялись и мы. Во время этих ежедневных                    них игр будет достаточно. Скажу словами Дж. Айрес:

представлений никто из нас не понимал, что игра расши-              «Родители, как никто другой, могут изменить мир для ре-

ряет границы помощи, которую она получала у квалифи-             бенка с проблемами в обучении или поведении, помогая

цированных терапевтов. Мы просто играли вместе, и все.             ему развивать сенсорную интеграцию». Игра с ребенком

Следует все время иметь в виду, что терапия, осно-                 останется с вами на всю жизнь как прекрасное воспоми-

ванная на сенсорной интеграции, - это интегрирование                  нание, каким она осталась и для нас.


  227

                                                                                                          

 

                                                                                                                     Наш мозг - это результат 500 миллионов лет эволюции

Приложение В.                             позвоночных животных — рыб, земноводных,пресмыкаю-

                                                                                                           щихся, птиц, млекопитающих, и среди них приматов и

Обзор литературы                                                 людей. У них всех есть центральная нервная система -

                                                                                                                      спинной и головной мозг, где собираются вместе все полу­-
                                                                                                                      ченные ощущения и формируются ответы на них. Беспоз-
Джин Айрес включила в главы 3, 4 и 10 первого издания               воночные, например медузы, имеют нервные клетки, но

своей книги представленные здесь обзоры, чтобы теорети-           у них нет центральной нервной системы, и они почти не

чески обосновать некоторые обсуждаемые вопросы. С тех            способны интегрировать ощущения. Нервные клетки об-

пор как эта работа впервые вышла в свет в 1979 году, по-             разуют нервную сеть, распространяющуюся по всему те-

явилось огромное количество научных исследований по               лу. Когда медузы что-нибудь касается, ощущение прикос-

неврологии, психологии, педагогике, медицине и дисци-               новения равномерно распределяется по ее нервной сети,

плинам, связанным с терапией. Для читателей, интересу-              заставляя медузу сокращаться всем телом. Первыми по-

ющихся научной базой, лежащей в основе теорий и идей              звоночными были примитивные рыбы с крайне простой

Дж. Айрес, мы поместили здесь соответствующие обзоры.           центральной нервной системой, способной интегрировать

Однако тем, кто хотел бы познакомиться с самыми по-                 лишь несколько ощущений. Эти примитивные рыбы -

следними достижениями в упомянутых областях знаний,              предки современных рыб, земноводных, пресмыкающих-

мы рекомендуем расширить круг научного чтения по за-              ся, птиц и млекопитающих.

тронутым проблемам.                                                                        Самые первые структуры и функции, развившиеся в

                                                                                                                       мозге млекопитающих раньше всех остальных, претерпе-­
                                                                                                                      ли мало изменений. В процессе эволюции к этим базовым
Эволюция                                                                                              элементам добавлялись новые структуры и функции, а

нервной системы                                                                                 те, старые, и сейчас продолжают функционировать почти

так же, как у наших предков миллионы лет назад. Шли
Исследовать мозг человека нелегко. Он защищен костями            тысячелетия, а мозг каждого индивида работал по одним

черепа, и исследователям трудно до него добраться. Сущ-           и тем же вечным принципам. Изучение этих принципов

ность процессов, идущих в мозге, изучают в основном на             поможет нам понять, как работает мозг современного че-

животных. Человеческий мозг, конечно, отличается от                  ловека, а исследование эволюции нервной системы рас-

мозга животных и структурно, и функционально, но меж-             скажет, как эта система развивается у детей.

ду ними есть много общего.


228

Адаптивный ответ                                                                              но гораздо изощреннее. Примитивный спинной мозг спо-­
                                                                                                                      собен отвечать на прикосновение движениями тела, но
По мере развития животных особи, которым удалось                    неорганизованно и неточно. Мозговой ствол - более тон-
успешно адаптироваться к природным условиям, выжи-                кий инструмент: он интерпретирует ощущения и отвеча-
вали и передавали потомству свои гены. Те, чьи адаптив-             ет на них, однако лишь кора головного мозга способна
ные реакции на окружающую среду оказались неадек-                   точно интерпретировать и реагировать при условии, что
ватными, вымерли, не продолжив рода. В животном мире             ствол мозга функционирует эффективно и успешно рас-
адаптация — это способность ощущать свое тело и среду,           сылает сенсорную информацию.

точно интерпретировать сенсорные импульсы и формиро-           По мере развития каждой новой структуры ее функ-

вать соответствующие двигательные ответы, находя та-                ция продолжала в какой-то степени зависеть от более ста-

ким образом пищу, избегая опасности и выживая в труд-              рых структур и функций. По схожему принципу работает

ных природных условиях. Животные знавали времена,                  и компания, открывающая филиал: новое отделение зави-

когда пищи было недостаточно, врагов много, а природа              сит от старого, сформированного ранее. Кора мозга разви-

сурова. Выжили и адаптировались те, кто обладал луч-                 лась из низших уровней полушарий, поэтому кортикаль-

шими сенсомоторными функциями.                                                 ные* процессы опираются на низшие процессы, идущие в

У древних животных, живших более 100 миллионов                полушариях мозга, а также в мозговом стволе. Кора не мо-

лет назад, мозг состоял в основном из мозгового ствола,               жет сформировать точную тактильную, зрительную и слу-

зачатков мозжечка, а также полушарий. У них, как у се-                ховую перцепцию, пока в стволе мозга не будут упорядоче-

годняшних рыб и ящериц, были лишь двигательные и                   ны базовые тактильные, зрительные и слуховые процессы.
сенсорные функции. Чтобы выжить в суровых условиях,

эти функции должны были быть интегрированы в еди-                   Сенсорные системы

ный сбалансированный процесс. Ствол мозга у человека               Исторический путь, пройденный сенсорными системами,

и поныне выполняет почти те же двигательные и сенсор-              влияет на их развитие и функции у современного челове-

ные функции, которые он выполнял у древних животных.             ка. Эволюция мозга - это более чем 500-летний процесс

налаживания контактов между сенсорными системами.

Уровни  функционирования                                                           У людей все сенсорные системы взаимодействуют друг с

Нервная система самых первых позвоночных сводилась в             другом, и степень слаженности их работы и взаимозави-
основном к спинному мозгу. Постепенно на его передней

стороне развивались новые структуры. Эти новые, «выс-              * Кортикальный (от лат. согtех - кора) - корковый, относящийся

шие», образования делали то же, что и старые, «низшие»,            к коре больших полушарий головного мозга. - Прим. перев.


Приложение В. Обзор литературы                229

 

 

симости нам даже трудно представить. В школе иногда                распознать, что оно жует и как перемещать пищу во рту.
совершают большую ошибку, пытаясь развивать зритель-            Многие из этих ощущений обрабатываются стволом мозга.
ную и слуховую системы ребенка независимо от других               Чем дальше эволюционировали позвоночные, тем
органов чувств. Учителя и родители могут частично устра-         сильнее они нуждались в поступающей от кожи деталь-
нить последствия этой ошибки, дав ребенку возможность             ной информации, которая позволила бы им рыть норы,
получать тактильный, вестибулярный и проприоцептив-               залезать на деревья и манипулировать предметами. По-
ный опыт, в котором он нуждается.                                                  требность в таких способностях послужила толчком для

Эволюция тактильной чувствительности.Даже                 развития нервных путей, умеющих передавать более точ-
одноклеточный организм, такой как амеба, реагирует на               ную информацию, и зон мозга, которые умели бы ее обра-
прикосновение. Самые примитивные животные имели                   батывать. С развитием тактильной системы улучшалась
три слоя клеток тела, по мере эволюции внешний слой дал           и перцепция, благодаря чему обезьяны и древние люди
более развитым видам кожу и нервную систему. Сходным            смогли эффективно пользоваться примитивными орудия-
образом и эмбрион человека в возрасте нескольких недель           ми труда.

содержит три слоя клеток, и его внешний слой, развива-               Прикосновение и эмоции.Эволюционируя, так-

ясь, превращается в нервную систему и кожу. Поскольку              тильная система тесно переплелась с эмоциональной и

происхождение нервной системы и кожи одинаково, так-              социальными функциями. Это ясно показали Гарри Хар-

тильные стимулы играют главную роль в организации                   лоу (Наггу F. Наг1оw) и его коллеги из Университета шта-

работы нервной системы. Ощущения прикосновений про-            та Висконсин (США), изучавшие детенышей обезьян. Взяв

ходят через всю нервную систему и влияют в какой-то                  новорожденных детенышей, они воспитали их с помощью

степени на каждый нервный процесс. Это помогает по-                 искусственных «матерей», сделанных из проволоки или

нять, почему тактильная система связана с большинством            плюшевой ткани. Харлоу увидел, что обезьяны обнимали

нарушений работы мозга у человека.                                               плюшевую маму и карабкались по ней, словно она была

На протяжении миллионов лет тактильная система                   настоящая, у них развивалась эмоциональная привязан-

служила главным инструментом распознавания опасно-                ность. Прикосновения к плюшу подвигали их на дальней-

сти. Тактильные стимулы, за исключением прикосновений           шее исследование окружающего мира и успокаивали, ес-

к собственному телу или прикосновений матери к ребен-              ли их что-то пугало. А вот детеныши, чьи мамы были сде-

ку, подготавливали животное к тому, чтобы оно защища-             ланы из проволоки, не демонстрировали эмоциональной

лось, убегая либо вступая в схватку. Прикосновение также           привязанности и чувства защищенности, даже когда их

говорило животному, безопасна ли поверхность, на кото-             проволочные «мамы» держали в лапах бутылочку с моло-

рой оно стоит. Прикосновения в области рта позволяли ему         ком. Трогать эту «маму», было дискомфортно, поэтому она


230

 

 

не удовлетворяла эмоциональных потребностей детены-              ление можно видеть у некоторых моллюсков, которые

шей. Харлоу заключил, что комфортные прикосновения               затягивают в свою раковину песчинки, чтобы ощущать

играют основополагающую роль в формировании эмоцио-           воздействие силы тяжести на них и понимать, где верх,

нальной привязанности ребенка к матери.                                       а где низ.

Выводы Харлоу, как представляется, верны примени-              У первых рыб причиной развития вестибулярной си-

тельно к любым млекопитающим. Особенно к высокораз-             стемы стала потребность быстро и эффективно плавать.

витым, которые, родившись, еще долго не способны забо-            Эта древняя система оказалась настолько эффективной,

титься о себе. Природа устроила так, что детеныши чело-            что у амфибий, рептилий, рыб, птиц и млекопитающих

века зависят от матери на протяжении долгого времени,               она сохранилась до наших дней почти неизменной. Изме-

и в течение всех этих лет ребенок нуждается в интенсив-              нились лишь некоторые связи с двигательными нейрона-

ных тактильных ощущениях, чтобы у него сформирова-               ми, что позволило каждому виду двигаться по-своему, но

лось чувство эмоциональной защищенности, которое позд-          вестибулярные функции рыб были столь безупречны, что

нее позволит ему стать независимым. Мамы знают, что                природа воспроизвела их у существ, обитающих на земле,

малыш успокоится, если взять его на руки, обнять, пока-              на деревьях, в воздухе. Ни одна другая сенсорная систе-

чать. Был период, когда люди, мало что понимавшие в                 ма не может похвастаться таким постоянством. Древние

работе мозга и сенсорной интеграции, советовали мамам             рыбы имели волосковые рецепторные клетки по обеим

не брать на руки и не успокаивать плачущего ребенка,                  сторонам головы. Эти клетки рассказывали животному о

чтобы не избаловать его и не сделать пожизненно зависи-             вибрации воды, которая могла означать опасность. Затем

мым. Однако, вероятнее всего, прикосновения и объятия              появились мембраны, они окружили рецепторы и сфор-

помогают развивать и организовывать в мозгу эмоцио-                  мировали полукружные каналы, гравитационные и слу-

нальные процессы, а следовательно, и функции, благода-             ховые рецепторы. Когда рыба передвигалась, это застав-

ря которым ребенок вырастет независимой личностью.                 ляло жидкость внутри капсул и каналов стимулировать

Эволюция вестибулярной и слуховой систем.                        волосковые рецепторные клетки, и тогда рыба ощущала

Любой организм, будь то растение или животное, должен             собственные движения.

приспособиться к действию силы тяжести, то есть к гра-               Когда потомки древних рыб адаптировались к жизни

витационному полю Земли. Сила тяжести - самая посто-               на земле, из примитивных гравитационных рецепторов

янная и универсальная сила в нашей жизни. В течение                   развились слуховые. Как вестибулярный, так и слуховой

миллионов лет земные существа стремились приспосо-                органы сначала представляли собой органы обнаружения

биться к действию силы тяжести, и наше прямохождение              вибрации. Харви Сарнат (Нагvеу Sarnat) и Мартин Нецкий

является кульминацией этого стремления. То же стрем-                (Martin Netsky) проследили развитие ощущения вибрации.


Приложение В. Обзор литературы      231

 

 

Они указали, что у первых сухопутных животных голова              Эволюция зрения.Вестибулярная чувствительность

слегка касалась земли и кости черепа передавали вибра-               и зрение были тесно связаны уже у самых первых позво-­
лю почвы. Такая способность «слышать» земную вибра-                      ночных. У рыб и пресмыкающихся орган зрения реагиру-

цию до сих пор есть и у людей (вероятно, вы видели, как              ет только на движение. Любой рыбак вам скажет, что

ковбои или индейцы в фильмах, приложив ухо к земле,                 приманка должна двигаться, иначе рыба ее не заметит.

слушают, не скачет ли лошадь). Шли века, и земноводные            Насекомые почти всегда находятся в движении, поэтому

подняли головы от земли, а в костях передних конечно-                лягушки так и не обрели способность хорошо видеть не-

стей у них развилась система, передающая вибрацию от               подвижные объекты. Быков привлекает вовсе не красный

земли к вестибулярным рецепторам. Способность ощу-                цвет мулеты матадора, а исключительно ее движение.

щать движения находящихся поблизости животных игра-              Даже кошки и собаки скорее увидят движущийся объект,

ла настолько важную для выживания роль, что природа                чем неподвижный. Восприятие движения объектов - пер-

неустанно продолжала искать новые способы доставлять              цепция движения - одна из самых ранних функции моз-

эту информацию ко внутреннему уху. У млекопитающих              га, она зависит от качества обработки сенсорной инфор-

и птиц передние конечности не могли хорошо передавать             мации в стволе мозга.

вибрацию от почвы, поэтому некоторые вибрационные                 Способность видеть маленькие неподвижные объекты

рецепторы приспособились улавливать вибрацию воздуха.           возникла гораздо позже, с развитием полушарии мозга,

Связи, однажды установленные природой в нервной                 и обусловлена она процессом обработки сенсорных сигна-

системе, разрываются редко, они просто приспосаблива-              лов в мозге. Аналогично другим сенсомоторным функци-

ются под другие задачи. Те, старые, зависимости функци-            ям, управляющая функция мозга не будет развиваться,

онируют у позвоночных, включая людей, и по сей день.                пока ствол мозга не заработает как следует. Некоторые

Тем не менее тонкой обработкой информации в основном            дети, учась читать, водят пальцем по строкам, потому что

занимаются связи в высших отделах мозга, которые                      следовать за движущимся пальцем легче чем сосредото-

сформировались относительно недавно. Так, слуховая си-            чить внимание на неподвижных буквах. Это наглядный

стема и сейчас тесно связана с вестибулярной, и обе они              пример того, как внутреннее стремление к развитию сен-

откликаются на вибрацию. Терапевты, использующие                   сорной интеграции заставляет ребенка стимулировать
сенсорную интеграцию, стимулируют вестибулярную си-             собственный мозг полезным для его функции способом.

стему движением и вибрацией, чтобы подстегнуть слухо-             Зрение стало у нас главным инструментом ориентации в

вые и языковые процессы. Вероятнее всего, такие улуч-                пространстве, но развивается и функционирует оно во

шения становятся возможны благодаря очень старым                    многом благодаря вестибулярной, проприоцептивной и

связям между органами слуха и вестибулярной системой.            тактильной системам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.