|
|||
Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 1 страницаСтр 1 из 13Следующая ⇒
приложения
209
Приложение А. Комментарии ных состояний*, изучающей мозговые механизмы, лежа- щих в основе эмоций. Обладая острой наблюдательностью и будучи ученым-практиком, она увидела, что нарушение Готовя первое издание этой книги, Джин Айрес сопрово- гуляцию эмоциональной сферы. В сущности, значимость дила все главы комментариями специалистов, попросив сенсорной интеграции невозможно переоценить. авторов не только высказаться о проблеме, описываемой Дж. Айрес одной из первых связала идею регуляции, в той или иной главе, но и дать соответствующую истори- или интеграции, с мозговыми механизмами, влияющими ческую справку. Эти комментарии показывают, как кни- на поведение и эмоции. В этой книге она просто и понятно га "Сенсорная интеграция и ребенок» повлияла и продол- описывает нарушения интеграции у детей. Новаторская жает влиять на научные исследования, образование и идея ее ранней работы заключается в том, что процессы, клиническую практику в области эрготерапии. идущие в мозгу, могут быть причиной отклоняющегося по- ведения, связанного с ослаблением процессов торможения Мери Шнейдер (Mary Schneider), Ph.D., и базальных областях мозга, ответственных за управление сертифицированный лицензированный эрготерапевт. процессами торможения, наблюдается изменение химиче- Профессор, Университет Висконсина, ского равновесия. Эти исследования подтверждают наблю- Мэдисон, США дения Дж. Айрес, полагавшей, что у детей с нарушения- ми сенсорной интеграции нарушено торможение импуль- В первой главе Дж. Айрес дает превосходный обзор сти, которую теперь называют нейробиологией аффектив- бление. - Прим. перев. 14 Ребенок и сенсорная интеграция
210
сверстниками так, как это делают другие дети (напри- временные исследоватачи действительно фиксируют связь мер, на днях рождения). Все больше детей сталкивается между высоким уровнем гормонов стресса и нарушением с социальными проблемами. Кроме того, в наши дни ре- сенсорной интеграции. В экспериментах с участием обе- гистрируется все больше случаев аутизма, и благодаря зьян было установлено, что сбои в обработке сенсорной новым научным работам общество начинает осознавать, информации связаны с изменениями в нейромедиаторах что некоторые причины этого состояния связаны с плохой (химических веществах, участвующих в передаче электри- сенсорной интеграцией, особенно в отношении регуля- ческого импульса в синапсах), которые способны нарушать ции, подражания (имитации действий) и праксиса. коммуникацию между нервными клетками. В будущем эти Количество детей, чьи проблемы лежат в области сен- технологии помогут нам точнее диагностировать наруше- сорной интеграции, растет, и это подтверждается исследо- ния сенсорной интеграции. Идея раннего вмешательства ваниями. Такого рода проблемы есть у 30% детей с наруше- уже получила в обществе широкую поддержку, поэтому мы, нием развития (Baranak, Foster, & Berkson, 1997) и при- вероятно, сможем ставить такой диагноз на ранних этапах мерно у 5-10% типично развивающихся детей (McIntosh, развития ребенка и проводить эффективную терапию, Mikker, Shyu, & Hagerman, 1999). Маллиган (Mulligan) улучшая качество жизни не только детей, но и их семей. (SIPT, Mulligan, 1996, 1998, 2000), разработанных Дж. Ай- 2. Развитие сенсорной интеграции: рее. В результате он выявил те же виды нарушений сен- от рождения до школы сорной интеграции, что и она (Ayres, 1989). Последние Съюзан Г. Кнокс (Susan Н. Knox), Ph. D., эксперименты на животных свидетельствуют, что перене- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, сенный матерью стресс или химические вещества, кото- сертифицированный педиатр, рые она принимала во время беременности, могут отри- член Американской ассоциации эрготерапевтов. цательно сказаться на обработке сенсорной информации Почетный директор центра «Терапия в действии» у ребенка, вот почему, возможно, растет число детей с та- (Therapy in Action) Со времени написания этой книги техника сканирова- Когда Дж. Айрес разрабатывала теорию сенсорной инте-
Приложение А. Комментарии 211
ребенка с функциями его мозга. Проанализировав пове- стегивая развитие. Современные экологические модели Дж. Айрес описывала развитие и организацию нерв- по сравнению с предыдущими вариантами тестов. Она ной системы иерархически, подчеркивая важность целост- считала, что это отражает снижение активности детей. В ного интерактивного подхода. Эта концепция динамиче- XXI веке дело обстоит и того хуже: играм отводится мень- ских взаимосвязей между развитием и мозговыми функци- ше времени и места, а видео, телевизорам и компьюте- ями созвучна современному взгляду на поведение детей, рам - больше, и в результате двигательная активность согласно которому человек является открытой системой, детей снижается. Отделы образования урезают в школь- влияющей на окружающую среду и, в свою очередь, испы- ном расписании долю игр, включая каникулы, физкуль- тывающей ее влияние. Дж. Айрес говорит об организа- туру, спорт и творческие программы, поскольку возраста- ции нервной системы посредством адаптивных ответов: ет учебная нагрузка. Смещение фокуса с физической ак- «Когда человек реагирует на то, что происходит с его те- тивности на малоподвижные виды развлечений - одна из лом или в окружающем мире, изобретательно или с поль- причин ожирения и задержки развития двигательных зой для себя». В то время развитие представлялось ли- навыков у детей. Дети не получают возможности осваи- нейным и спонтанным, но Дж. Айрес осознала важность вать эти навыки посредством активного взаимодействия оно способствует формированию адаптивных ответов. * Экологические модели описывают рать, которую оказывает на Адаптивные ответы, в свою очередь, усложняются, под- развитие человека окружающая среда. -Прим. перев. 212
с физической средой, поэтому количество детей, отправ- дования в этих областях, взятые по отдельности, не могли и других видов здоровой активности для детей. Семьи дол- Теория сенсорной интеграции основывается на функци- жны целенаправленно включать активные и интерактив- ях и дисфункциях нервной системы, поэтому Дж. Айрес ные игры в ежедневный распорядок дня. Организованные призывала нас изучать центральную нервную систему. занятия, например спортивные, интересны, но нужны и Признавая сложность нервной системы и входящих в нее менее структурированные игры, стимулирующие творче- структур, она была уверена, что все заинтересованные в ство и порождающие более сложные адаптивные ответы. теории сенсорной интеграции должны представлять хотя Одним из ключевых достижений Дж. Айрес стало вы- бы базовые принципы работы и функции нервной систе- явление и исследование важнейшей роли, которую в раз- мы. Именно их она превосходно описывает в 3-й главе. взаимодействовать с физической средой. Сенсорная инте- нервной системы. Однако это не обзорная экскурсия. В грация, обеспечивающая достойную и интересную жизнь, каждом разделе мы обнаруживаем интерпретацию свя- - одна из основополагающих целей для всех, кто занимает- зей, наблюдаемых между мозгом и поведением. Дж. ся вопросами воспитания, развития и благополучия детей. Айрес разворачивает перед нами свою теорию: в каких областях мозга происходят процессы сенсорной интегра- планировании адаптивных ответов. И наконец, мы пони- Разрабатывая теорию сенсорной интеграции, Дж. Айрес маем, как эти структуры и их функции сказываются на связала друг с другом изучение мозга и поведения. Иссле- обучении и поведении. Далее Дж. Айрес рассказывает о
Приложение А. Комментарии 213
том, почему нарушение функций различных структур 4. Что такое нарушения сенсорной интеграции? центральной нервной системы приводит к проблемам в Анита С. Банди (Anita С. Випау), Sc.D., обучении и поведении, и о том, каковы зависимости, су- сертифицированный эрготерапевт, шествующие между этими структурами. Многие связи член Американской ассоциации эрготерапевтов. тором, нашли подтверждение в работах позднейших уче- Университет Сиднея (Австралия) о влиянии протекающих в мозгу процессов на поведение, В начале этой главы Дж. Айрес сравнивает нарушения рассматривая поведение, центральную нервную систему сенсорной интеграции с автомобильной пробкой и далее физиологии. Это еще на шаг приближает нас к понима- со схожими симптомами. Мы больше знаем о том, что де- нию функций нервной системы и причин нарушений. лать с дисфункцией сенсорной интеграции, чем о ее при- В других своих работах Дж. Айрес призывает нас изу- чинах, говорит она, и это утверждение верно я сегодня, 214
ориентация позволила схеме выдержать проверку време- ощущений центральной нервной системой, что ближе к нем. Сегодня мы считаем, что мозг организован гетерар- левой половине схемы. И основная трудность для родите- хически* , и рассматриваем его структуры и функции ско- лей и педагогов будет заключаться в выявлении тех, кому рее в горизонтальной, нежели в вертикальной плоскости. подходит терапия, основанная на сенсорной интеграции Достоинство разработанной Дж. Айрес схемы в том, что и тех, кому она особой пользы не принесет. Эта задача не
* Гетерархия (от греч. heteros - другой, различный, и arche - 5. Нарушение работы вестибулярной системы власть) - организация управления системой, которая, в проти- Джейн А. Кумар (Jane A. Coomar), Ph.D., нию сверху вниз, подразумевает отношения взаимозависимости, член Американской ассоциации эрготерапевтов. горизонтальное распределение контроля и определенную авто- Директор Ассоциации эрготерапевтов, Уотертаун, номию горизонтальных образований как по отношению к другим Висконсин, США горизонтальным образованиям, так и по отношению к единому основанные на гетерархических представлениях об управлении нервными процессами, легли в основу системной теории органи- Джин Фйрес была одной из первых, кто открыл нам роль зации центральной нервной системы. - Прим. перев. и науч ред. вестибулярной системы в развитии человека и (что, воз-
Приложение А. Комментарии 215
можно, еще важнее) разработал систему оценок и страте- ной стимуляции, которые только можно найти на игровой гии действий при нарушениях обработки вестибулярных площадке и в парках аттракционов. Мы получаем от дви- стимулов, чреватых проблемами с обучением и поведени- гательного опыта большое удовольствие: природа так ем. Она изобрела много разных видов качелей и других устроила затем, чтобы интенсивная вестибулярная стиму- снарядов, предназначенных для того, чтобы все области ляция помогала детям выстраивать основание для мно- вестибулярной системы ребенка могли получать оптималь- жества постуральных, зрительных и пространственных ные по виду и продолжительности двигательные ощуще- навыков. Менее подвижным взрослым порой бывает труд- ния во время игр - главной составляющей стимулирующей но справиться со стремлением ребенка к движению, но де- терапевтической среды. Вестибулярная система - одна из тям ежедневно требуется весьма обширное пространство, самых ранних систем организма по времени развития, чтобы лазать, качаться, прыгать и т.д., и это очень важно. остальных сенсорных систем, играя стержневую роль в связи вестибулярной системы с проприоцептивной, зри- том процессе, который Дж. Айрес назвала сенсорной ин- тельной и слуховой системами способствуют развитию теграцией. постуральных. двигательных, речевых и социальных на- Тщательно анализируя литературу по нейробиологии, выков, рассказывает о влиянии сбоев в обработке вести- Дж. Айрес сделала вывод, что вестибулярная система слу- булярной информации, которые приводят к потере посту- жит основой раннего развития. Вестибулярные рецепто- рального и зрительного контроля, нарушению динамиче- ры 22-недельного плода такого же размера, как у взрос- ского и статического равновесия. В дополнение к этому, лых, благодаря им плод непрерывно получает вестибу- У человека могут возникать депрессия, тревога, фобии лярные сигналы от движений как собственных, так и или паника, связанные с невыявленными и неисправлен- материнских. Эти чувствительные к гравитации рецепто- ными вестибулярными нарушениями. Определив роль ры сильнее всего стимулируются на протяжении двух по- вестибулярной системы для физического и эмоциональ- следних месяцев беременности, когда ребенок лежит ного благополучия человека, мы можем разобраться, вниз головой, готовясь к рождению. как работать с вышеупомянутыми проблемами взрослых Дети, обладая внутренним стремлением к движению, и детей. поначалу - когда их качают или носят на руках, потом - блюдают, что состояние детей и взрослых с вестибулярны- когда они ползают и начинают ходить сами, еще позже - ми нарушениями значительно улучшается, если с ними когда бегают, прыгают и лазают. Им нравится качаться, а работают эрготерапевты, использующие подход, основан- в более старшем возрасте - пробовать все виды двигатель- ныйна развитии сенсорной интеграции. По мере углу- 216
бления знаний об обработке вестибулярных импульсов и черкивает, что, хотя видимые проявления диспраксии - развития терапии мы все чаще комбинируем такой под- двигательные, проблема не только в движениях. Праксис, ход с другими видами вмешательства. Также мы видим, по представлениям Дж. Айрес, являет собой связь между что понимание принципов сенсорной интеграции уже когнитивными и двигательными функциями. Нейропси- вышло за рамки эрготерапии, и теперь этот подход ис- хологи используют для этого термин «действие». тов, психиатров, психологов, офтальмологов, специали- видами двигательных нарушений, разделив планирова- стов по развитию речи и многих других. Когда представ- ние движений, положение тела и запрограммированные ление о вестибулярной системе, предложенное Дж. Айрес, движения. Она подчеркивала значимость контекста - взяли на вооружение практики в каждой из этих обла- понятие, вошедшее теперь в научную литературу по эрго- стей, различные виды вмешательства только выиграли, а терапии. Дж. Айрес указывала, что в знакомых ситуаци- наши клиенты более полно ощутили значение слова ин- ях двигатапьное планирование может быть сведено к ми- теграция в реальной жизни. нимуму, но если контекст изменился, меняется и задача. Она также описала негативное влияние нарушения дви- гательного планирования на способность генерализовы- 6. Диспраксия развития вать навыки и постулировала важность тех видов орга- Шарон А. Чермак (Sharon A. Cermak), Ed.D., низации, которые выходят за рамки двигательной ак- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, тивности.
|
|||
|