Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 1 страница



 

приложения

 

209

                                                                                                                                                                                              

Приложение А. Комментарии         ных состояний*, изучающей мозговые механизмы, лежа-

                                                                                                                     щих в основе эмоций. Обладая острой наблюдательностью

                                                                                                            и будучи ученым-практиком, она увидела, что нарушение
                                                                                                          сенсорной интеграции может существенно влиять на ре-

Готовя первое издание этой книги, Джин Айрес сопрово-              гуляцию эмоциональной сферы. В сущности, значимость

дила все главы комментариями специалистов, попросив                сенсорной интеграции невозможно переоценить.

авторов не только высказаться о проблеме, описываемой              Дж. Айрес одной из первых связала идею регуляции,

в той или иной главе, но и дать соответствующую истори-            или интеграции, с мозговыми механизмами, влияющими

ческую справку. Эти комментарии показывают, как кни-                на поведение и эмоции. В этой книге она просто и понятно

га "Сенсорная интеграция и ребенок» повлияла и продол-             описывает нарушения интеграции у детей. Новаторская

жает влиять на научные исследования, образование и                    идея ее ранней работы заключается в том, что процессы,

клиническую практику в области эрготерапии.                                идущие в мозгу, могут быть причиной отклоняющегося по-

                                                                                                                       ведения, связанного с ослаблением процессов торможения
                                                                                                                       активности нервной системы, и вины ребенка тут нет. В
1. Что такое сенсорная интеграция?                                               современных исследованиях говорится о том, что в лобных

Мери Шнейдер (Mary Schneider), Ph.D.,                                           и базальных областях мозга, ответственных за управление

сертифицированный лицензированный эрготерапевт.                  процессами торможения, наблюдается изменение химиче-

Профессор, Университет Висконсина,                                            ского равновесия. Эти исследования подтверждают наблю-

Мэдисон, США                                                                                   дения Дж. Айрес, полагавшей, что у детей с нарушения-

ми сенсорной интеграции нарушено торможение импуль-
Со времени выхода в свет первого издания этой книги                   сов, несущих ненужную в данный момент информацию.
(1979 год) появилось множество исследований, которые               Дж. Айрес хорошо понимала значение дружеских свя-
подтверждают выводы Джин Айрес о том, что обучение               зей, принадлежащих к числу важнейших социальных на-
зависит от сенсомоторных функций, Хотя книга была на-              выков. Согласно опросам, одна из главных проблем, бес­-
писана еще в 1970-х годах, ее содержание до сих пор не               покоящих родителей ребенка с нарушениями сенсорной
устарело и доступно читателю любого уровня подготовки.           интеграции, - его неспособность общаться и играть со

В первой главе Дж. Айрес дает превосходный обзор
основ сенсорной интеграции и ее влияния на обучение, по-           * Англ. Affective neuroscience. Это новая дисциплина для рос-
ведение и эмоции. Дж. Айрес была пионером в этой обла-             сийской науки, и ее название еще не вошло в широкое употре-­

сти, которую теперь называют нейробиологией аффектив-            бление. - Прим. перев.

14 Ребенок и сенсорная интеграция

 


210

 

 

сверстниками так, как это делают другие дети (напри-                   временные исследоватачи действительно фиксируют связь

мер, на днях рождения). Все больше детей сталкивается               между высоким уровнем гормонов стресса и нарушением

с социальными проблемами. Кроме того, в наши дни ре-              сенсорной интеграции. В экспериментах с участием обе-

гистрируется все больше случаев аутизма, и благодаря                 зьян было установлено, что сбои в обработке сенсорной

новым научным работам общество начинает осознавать,              информации связаны с изменениями в нейромедиаторах

что некоторые причины этого состояния связаны с плохой           (химических веществах, участвующих в передаче электри-

сенсорной интеграцией, особенно в отношении регуля-                 ческого импульса в синапсах), которые способны нарушать

ции, подражания (имитации действий) и праксиса.                         коммуникацию между нервными клетками. В будущем эти

Количество детей, чьи проблемы лежат в области сен-            технологии помогут нам точнее диагностировать наруше-

сорной интеграции, растет, и это подтверждается исследо-           ния сенсорной интеграции. Идея раннего вмешательства

ваниями. Такого рода проблемы есть у 30% детей с наруше-        уже получила в обществе широкую поддержку, поэтому мы,                                      

нием развития (Baranak, Foster, & Berkson, 1997) и при-                вероятно, сможем ставить такой диагноз на ранних этапах

мерно у 5-10% типично развивающихся детей (McIntosh,              развития ребенка и проводить эффективную терапию,

Mikker, Shyu, & Hagerman, 1999). Маллиган (Mulligan)                  улучшая качество жизни не только детей, но и их семей.
провел исследование, протестировав более 10000 детей
посредством «Тестов на сенсорную интеграцию и праксис»

(SIPT, Mulligan, 1996, 1998, 2000), разработанных Дж. Ай-            2. Развитие сенсорной интеграции:

рее. В результате он выявил те же виды нарушений сен-               от рождения до школы

сорной интеграции, что и она (Ayres, 1989). Последние                 Съюзан Г. Кнокс (Susan Н. Knox), Ph. D.,

эксперименты на животных свидетельствуют, что перене-            сертифицированный лицензированный эрготерапевт,

сенный матерью стресс или химические вещества, кото-               сертифицированный педиатр,

рые она принимала во время беременности, могут отри-               член Американской ассоциации эрготерапевтов.

цательно сказаться на обработке сенсорной информации              Почетный директор центра «Терапия в действии»

у ребенка, вот почему, возможно, растет число детей с та-                                                                                                             (Therapy in Action)
кими нарушениями.

Со времени написания этой книги техника сканирова-              Когда Дж. Айрес разрабатывала теорию сенсорной инте-
ния мозга шагнула далеко вперед, углубляя наше понима-            грации, специалисты, работающие с детьми, использова-­
ние связи между мозговыми структурами и различными               ли в качестве теоретического основания своей деятельно-
функциями тела. Дж. Айрес увидела, что за страхами мо-             сти общую теорию развития. Дж. Айрес как теоретик ра-
жет скрываться нарушение сенсорной интеграции, и со-                ботала в рамках такого подхода, но она связала развитие

 

Приложение А. Комментарии        211

 

 

ребенка с функциями его мозга. Проанализировав пове-                стегивая развитие. Современные экологические модели
ение детей в процессе развития, она обнаружила, что                    развития* показывают, что окружающая среда влияет да-
пеовые семь лет жизни играют ключевую роль для орга-               же на гены, и способность ребенка адаптироваться к ее
низации ощущений в нервной системе. В этот период те-              изменениям является ключевым условием успешного
рапия наиболее эффективна. Исследования последних                   преодоления жизненных трудностей и стрессов.
лет подтверждают идею о том, что раннее вмешательство            Дж. Айрес придавала большое значение внутреннему
резко меняет траекторию развития ребенка во многих                   стремлению ребенка к решению трудных задач, которое
областях. Уровень современных знаний о формировании              особенно отчетливо проявляется во время игр. Игра - ос-
нервной системы и иейропластичности позволяет также               новное времяпровождение у детей. Сенсорная интеграция
утверждать, что мозг продолжает развиваться и у взрос-                       развивается через игровой опыт и организует игровое по-­
лых. Это означает, что терапевтические техники, осно-                 ведение. Этот принцип имеет сейчас огромное практиче-
ванные на принципах сенсорной интеграции, могут быть              ское значение для развития детей. В 1980 году «Тесты на
эффективны в любом возрасте и их можно применять при             сенсорную интеграцию и праксис» были пересмотрены, и
различных диагнозах и нарушениях.                                                Дж. Айрес тогда выразила озабоченность снижением норм

Дж. Айрес описывала развитие и организацию нерв-                  по сравнению с предыдущими вариантами тестов. Она

ной системы иерархически, подчеркивая важность целост-           считала, что это отражает снижение активности детей. В

ного интерактивного подхода. Эта концепция динамиче-               XXI веке дело обстоит и того хуже: играм отводится мень-

ских взаимосвязей между развитием и мозговыми функци-            ше времени и места, а видео, телевизорам и компьюте-

ями созвучна современному взгляду на поведение детей,              рам - больше, и в результате двигательная активность

согласно которому человек является открытой системой,             детей снижается. Отделы образования урезают в школь-

влияющей на окружающую среду и, в свою очередь, испы-           ном расписании долю игр, включая каникулы, физкуль-

тывающей ее влияние. Дж. Айрес говорит об организа-                  туру, спорт и творческие программы, поскольку возраста-

ции нервной системы посредством адаптивных ответов:               ет учебная нагрузка. Смещение фокуса с физической ак-

«Когда человек реагирует на то, что происходит с его те-             тивности на малоподвижные виды развлечений - одна из

лом или в окружающем мире, изобретательно или с поль-            причин ожирения и задержки развития двигательных

зой для себя». В то время развитие представлялось ли-                 навыков у детей. Дети не получают возможности осваи-

нейным и спонтанным, но Дж. Айрес осознала важность               вать эти навыки посредством активного взаимодействия
взаимодействия ребенка со средой и подчеркивала, что

оно способствует формированию адаптивных ответов.                  * Экологические модели описывают рать, которую оказывает на

Адаптивные ответы, в свою очередь, усложняются, под-               развитие человека окружающая среда. -Прим. перев.


212

 

 

с физической средой, поэтому количество детей, отправ-              дования в этих областях, взятые по отдельности, не могли
ляемых на консультацию к эрготерапевтам из-за наруше-             направить на верный путь терапевтический процесс, не­-
ний сенсорной интеграции и задержек развития, растет.                обходимый детям, имеющим проблемы как с учебой, так
Игра - фундамент здоровой, продуктивной и счастли-              и с поведением. Связав работу мозга и поведение, мы по-­
вой жизни как для детей, так и для взрослых. Родители и              лучили мощный инструмент и модель для организации
специалисты могут существенно помочь в пропаганде игр            вмешательства.

и других видов здоровой активности для детей. Семьи дол-          Теория сенсорной интеграции основывается на функци-

жны целенаправленно включать активные и интерактив-               ях и дисфункциях нервной системы, поэтому Дж. Айрес

ные игры в ежедневный распорядок дня. Организованные             призывала нас изучать центральную нервную систему.

занятия, например спортивные, интересны, но нужны и                 Признавая сложность нервной системы и входящих в нее

менее структурированные игры, стимулирующие творче-             структур, она была уверена, что все заинтересованные в

ство и порождающие более сложные адаптивные ответы.              теории сенсорной интеграции должны представлять хотя

Одним из ключевых достижений Дж. Айрес стало вы-              бы базовые принципы работы и функции нервной систе-

явление и исследование важнейшей роли, которую в раз-              мы. Именно их она превосходно описывает в 3-й главе.
витии человека играют ощущения, и возможность успешно          3-я глава посвящена базовым структурам и функциям

взаимодействовать с физической средой. Сенсорная инте-            нервной системы. Однако это не обзорная экскурсия. В

грация, обеспечивающая достойную и интересную жизнь,             каждом разделе мы обнаруживаем интерпретацию свя-

- одна из основополагающих целей для всех, кто занимает-          зей, наблюдаемых между мозгом и поведением. Дж.

ся вопросами воспитания, развития и благополучия детей.            Айрес разворачивает перед нами свою теорию: в каких

                                                                                                                      областях мозга происходят процессы сенсорной интегра-
                                                                                                                      циии и как их дезорганизация сказывается на нашем по-
3. Нервная система: взгляд изнутри                                                ведении. Таким образом, мы узнаем о способности рети-
Шелли Дж. Лейн (Shelly J. Lane), Ph. D.,                                          кулярной формации поддерживать активацию нервной
сертифицированный лицензированный эрготерапевт,                  системы на уровне, соответствующем ситуации, о сенсор-
член Американской ассоциации эрготерапевтов.                           ных системах и их вкладе в оптимальное взаимодействие
Профессор, зав. кафедрой эрготерапии,                                         со средой, постигаем сложность коры головного мозга в
Университет штата Вирджиния (США)                                        связи с ее ролью в интерпретации входящих импульсов и

                                                                                                                 планировании адаптивных ответов. И наконец, мы пони-

Разрабатывая теорию сенсорной интеграции, Дж. Айрес                маем, как эти структуры и их функции сказываются на

связала друг с другом изучение мозга и поведения. Иссле-            обучении и поведении. Далее Дж. Айрес рассказывает о

 

Приложение А. Комментарии   213

 

 

том, почему нарушение функций различных структур                   4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?

центральной нервной системы приводит к проблемам в                 Анита С. Банди (Anita С. Випау), Sc.D.,

обучении и поведении, и о том, каковы зависимости, су-               сертифицированный эрготерапевт,

шествующие между этими структурами. Многие связи                  член Американской ассоциации эрготерапевтов.
между мозгом и поведением, изначально описанные ав-                       Профессор, зав. Школой эрготерапии и досуга,

тором, нашли подтверждение в работах позднейших уче-             Университет Сиднея (Австралия)
ных. В последнее время ученые расширили наши знания

о влиянии протекающих в мозгу процессов на поведение,             В начале этой главы Дж. Айрес сравнивает нарушения

рассматривая поведение, центральную нервную систему               сенсорной интеграции с автомобильной пробкой и далее
и их взаимодействие через призму нейрохимии и нейро-                        рассказывает нам, как отличить их от других состояний

физиологии. Это еще на шаг приближает нас к понима-                 со схожими симптомами. Мы больше знаем о том, что де-

нию функций нервной системы и причин нарушений.                     лать с дисфункцией сенсорной интеграции, чем о ее при-

В других своих работах Дж. Айрес призывает нас изу-             чинах, говорит она, и это утверждение верно я сегодня,
чать, исследовать и самим переосмысливать эти связи,                  несмотря на попытки современных ученых понять приро-
поскольку они далеко не всегда однозначны и очевидны.              ду нарушений. Аналогично обстоит дело и с оценкой на-
В этой книге Дж. Айрес нарисовала свою картину, пред-               рушений: предложенное Дж. Айрес описание множест-
ложив читателю собственное объяснение влияния мозга                венных признаков нарушений сенсорной интеграции до­-
на поведение. Она была крайне заинтересована в том,                   полнительно усложнилось благодаря новым открытиям.
чтобы практическая нейробиология выстроила крепкий                 Однако сильнее всего гений Дж. Айрес проявился в
фундамент для теории сенсорной интеграции. Она счита-             схематическом представлении теории сенсорной интегра-­
ла, что мы должны как можно больше узнать о централь-             ции. Она выдвинула гипотезу о взаимосвязи ощущений и
ной нервной системе и ее работе. «Чем солиднее багаж со-           нескольких уровней функционирования организма, свя-
ответствующих знаний читателя, тем больше он вынесет              занньгх с сенсорной интеграцией, - от равновесия до само-
из этой книги» (Ayres, 1972, pp. ix). Предложенный Дж.                 оценки. В то время нейрофизиологи рассматривали мозг
Айрес выборочный обзор литературы по неврологии, ко-              как иерархически организованный орган, Дж. Айрес и
торый может стать отправной точкой для всех, кто заин-              сама говорит о «низших» и «высших» мозговых центрах.
тересован в этой теме, приводится в приложении В.                       Тем не менее ее схема скорее горизонтальная, а не верти-
Литература:                                                                                 кальная. Сделала она это сознательно, интуитивно или из
Ayres, A. J. (1972) Sensory integration and learning dis-                чистого прагматизма - чтобы схема поместилась на одну
orders. Los Angeles: Western Psychological Services.                         страницу, - не суть, здесь важно то, что горизонтальная


214

 

 

ориентация позволила схеме выдержать проверку време-              ощущений центральной нервной системой, что ближе к

нем. Сегодня мы считаем, что мозг организован гетерар-              левой половине схемы. И основная трудность для родите-

хически* , и рассматриваем его структуры и функции ско-           лей и педагогов будет заключаться в выявлении тех, кому

рее в горизонтальной, нежели в вертикальной плоскости.              подходит терапия, основанная на сенсорной интеграции

Достоинство разработанной Дж. Айрес схемы в том, что         и тех, кому она особой пользы не принесет. Эта задача не­
она позволяет нам «увидеть» отношения между элемента-            простая, поскольку, по словам самой Дж. Айрес, «иногда
ми, составляющими теорию сенсорной интеграции. В ка-              проблемы у детей [c нарушением сенсорной интеграции]
ком-то смысле автор подводит нас к окну, в роли которого           могут выражаться совершенно по-разному».
выступает поведение: через него видны определенные моз-          Конечно, это огромное достижение - не просто дать
говые функции. Однако, несмотря на всю ценность схемы,            описание, соответствующее состоянию ребенка, но и най-
она содержит в себе некоторые ограничения. Например, ее           ти нужный вид помощи, однако исследователи и теорети-
можно читать только слева направо, но не наоборот. Ины-           ки полагают, что теория сенсорной интеграции полезна
ми словами, нельзя утверждать, что низкая самооценка                 прежде всего тем, что дает нам новую отправную точку
и рассеянность ребенка непременно вызваны плохой сен-             для рассмотрения на первый взгляд необъяснимого пове-
сорной интеграцией. Многие дети не уверены в себе и не              дения ребенка. Когда взгляд на поведение ребенка меня-
могут концентрировать внимание. В дополнение к это-                  ется, родители и учителя получают целый ряд новых
му, - если сенсорная интеграция действительно наруше-               стратегий работы с ним. Теория сенсорной интеграции
на, - у ребенка будут проблемы с навыками и функциями              помещает ребенка в новые рамки - и это часть ценного
(например, неправильная поза, тактильный дискомфорт),              наследия, оставленного нам Джин Айрес.
которые уже более непосредственно связаны с обработкой

 

* Гетерархия (от греч. heteros - другой, различный, и arche -                       5. Нарушение работы вестибулярной системы

власть) - организация управления системой, которая, в проти-                    Джейн А. Кумар (Jane A. Coomar), Ph.D.,
воположность иерархии, то есть строго вертикальному управле-                       сертифицированный лицензированный эрготерапевт,

нию сверху вниз, подразумевает отношения взаимозависимости,                член Американской ассоциации эрготерапевтов.

горизонтальное распределение контроля и определенную авто-                 Директор Ассоциации эрготерапевтов, Уотертаун,

номию горизонтальных образований как по отношению к другим               Висконсин, США

горизонтальным образованиям, так и по отношению к единому                 
центру. Модели организации центральной нервной системы,

основанные на гетерархических представлениях об управлении                    

нервными процессами, легли в основу системной теории органи-                Джин Фйрес была одной из первых, кто открыл нам роль

зации центральной нервной системы. - Прим. перев. и науч ред.                  вестибулярной системы в развитии человека и (что, воз-

 

 

Приложение А. Комментарии   215

 

 

можно, еще важнее) разработал систему оценок и страте-             ной стимуляции, которые только можно найти на игровой

гии действий при нарушениях обработки вестибулярных              площадке и в парках аттракционов. Мы получаем от дви-

стимулов, чреватых проблемами с обучением и поведени-            гательного опыта большое удовольствие: природа так

ем. Она изобрела много разных видов качелей и других                устроила затем, чтобы интенсивная вестибулярная стиму-

снарядов, предназначенных для того, чтобы все области               ляция помогала детям выстраивать основание для мно-

вестибулярной системы ребенка могли получать оптималь-          жества постуральных, зрительных и пространственных

ные по виду и продолжительности двигательные ощуще-              навыков. Менее подвижным взрослым порой бывает труд-

ния во время игр - главной составляющей стимулирующей           но справиться со стремлением ребенка к движению, но де-

терапевтической среды. Вестибулярная система - одна из             тям ежедневно требуется весьма обширное пространство,

самых ранних систем организма по времени развития,                   чтобы лазать, качаться, прыгать и т.д., и это очень важно.
поэтому она служит фундаментом для формирования всех           В четвертой главе Дж. Айрес описывает, как тесные

остальных сенсорных систем, играя стержневую роль в                связи вестибулярной системы с проприоцептивной, зри-

том процессе, который Дж. Айрес назвала сенсорной ин-              тельной и слуховой системами способствуют развитию

теграцией.                                                                                           постуральных. двигательных, речевых и социальных на-

Тщательно анализируя литературу по нейробиологии,              выков, рассказывает о влиянии сбоев в обработке вести-

Дж. Айрес сделала вывод, что вестибулярная система слу-           булярной информации, которые приводят к потере посту-

жит основой раннего развития. Вестибулярные рецепто-               рального и зрительного контроля, нарушению динамиче-

ры 22-недельного плода такого же размера, как у взрос-                ского и статического равновесия. В дополнение к этому,

лых, благодаря им плод непрерывно получает вестибу-                 У человека могут возникать депрессия, тревога, фобии

лярные сигналы от движений как собственных, так и                      или паника, связанные с невыявленными и неисправлен-

материнских. Эти чувствительные к гравитации рецепто-              ными вестибулярными нарушениями. Определив роль

ры сильнее всего стимулируются на протяжении двух по-             вестибулярной системы для физического и эмоциональ-

следних месяцев беременности, когда ребенок лежит                    ного благополучия человека, мы можем разобраться,

вниз головой, готовясь к рождению.                                                 как работать с вышеупомянутыми проблемами взрослых

Дети, обладая внутренним стремлением к движению,                и детей.
с младенчества любят пространственные перемещения:                Уже несколько десятилетий терапевты и родители на-

поначалу - когда их качают или носят на руках, потом -                блюдают, что состояние детей и взрослых с вестибулярны-

когда они ползают и начинают ходить сами, еще позже -               ми нарушениями значительно улучшается, если с ними

когда бегают, прыгают и лазают. Им нравится качаться, а             работают эрготерапевты, использующие подход, основан-

в более старшем возрасте - пробовать все виды двигатель-           ныйна развитии сенсорной интеграции. По мере углу-


216

 

 

бления знаний об обработке вестибулярных импульсов и              черкивает, что, хотя видимые проявления диспраксии -

развития терапии мы все чаще комбинируем такой под-                двигательные, проблема не только в движениях. Праксис,

ход с другими видами вмешательства. Также мы видим,                по представлениям Дж. Айрес, являет собой связь между

что понимание принципов сенсорной интеграции уже                    когнитивными и двигательными функциями. Нейропси-

вышло за рамки эрготерапии, и теперь этот подход ис-                  хологи используют для этого термин «действие».
пользуют и другие специалисты, включая физиотерапев-               Дж. Айрес провела важное различие между разными

тов, психиатров, психологов, офтальмологов, специали-               видами двигательных нарушений, разделив планирова-

стов по развитию речи и многих других. Когда представ-              ние движений, положение тела и запрограммированные

ление о вестибулярной системе, предложенное Дж. Айрес,           движения. Она подчеркивала значимость контекста -

взяли на вооружение практики в каждой из этих обла-                    понятие, вошедшее теперь в научную литературу по эрго-

стей, различные виды вмешательства только выиграли, а              терапии. Дж. Айрес указывала, что в знакомых ситуаци-

наши клиенты более полно ощутили значение слова ин-                ях двигатапьное планирование может быть сведено к ми-

теграция в реальной жизни.                                                              нимуму, но если контекст изменился, меняется и задача.

                                                                                                                      Она также описала негативное влияние нарушения дви-­

                                                                                                                      гательного планирования на способность генерализовы-

6. Диспраксия развития                                                                     вать навыки и постулировала важность тех видов орга-

Шарон А. Чермак (Sharon A. Cermak), Ed.D.,                                   низации, которые выходят за рамки двигательной ак-

сертифицированный лицензированный эрготерапевт,                  тивности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.