|
|||
Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 2 страницачлен Американской ассоциации эрготерапевтов. Опираясь на научные работы (Gubbay, 1975 и его Профессор эрготерапии, предшественников, Walton, Ellis, & Court, 1962) того вре- кафедра реабилитационных наук, меня, Дж. Айрес продолжила разрабатывать концепцию Бостонский университет (США) схемы тела (складывающейся благодаря перцепции тела) и ее связей с двигательным планированием. И здесь она Читая эту книгу Дж. Айрес, всегда находишь для себя что- предложила новый взгляд на нарушение планирования то новое. Ее открытия поразительны, они перевернули движений. Она подчеркивала различия между неспеци- наше понимание нарушения двигательной координации фическими тактильными импульсами, которые выполня- у детей. Описывая один из видов такого нарушения, харак- ют функцию подавления и возбуждения нервной системы теризующегося трудностями в планировании движений, и связаны с модуляцией, и специфическими, необходи- Дж. Айрес считает, что оно не первично, а вызвано непра- мыми для различения раздражителей, которые являются вильной обработкой мозгом сенсорных сигналов. Она под- ключевыми для формирования адекватной схемы тела.
Приложение А. Комментарии 217
Также ценно и ее описание уникальной роли, которую совет: помогая ребенку развивать двигательное планиро- мышления могут мешать выполнению задачи. Отсюда ее ними можно совершить (интуитивная понятность, нагляд- ность). -Прим. перев. 218
подобранного оборудования помогать ребенку. С одной 7. Тактильная гиперчувствительность стороны, тяжелая работа в специально организованной Л. Диана Пархэм (L. Diana Parham), Ph.D., среде обеспечивает ребенка соответствующими импульса- сертифицированный лицензированный эрготерапевт, ми, а с другой, - ребенок, манипулируя предметами, член Американской ассоциации эрготерапевтов. узнает, что с ними можно делать. Это в высшей степени Адъюнкт-профессор, согласуется с выводами Гибсона (Gibson, 2001), с теорией кафедра эрготерапии и деятельности человека, двигательного контроля и теорией динамических систем Университет Южной Калифорнии, США (Giuffrida, 2001). Дж. Айрес говорит и о связях, существующих между Принадлежащее Дж. Айрес открытие состояния, назван- красно справляются», она тем самым признает эмоцио- Как и вестибулярная система, тактильная система яв- нальную уязвимость ребенка с неврологическим нару- ляется одной из самых ранних по времени развития, воз- шением. можно, даже самой ранней. В седьмой главе Дж. Айрес го- В последнее время в литературе подчеркивается со- ворит о наличии двух основных видов (режимов) ответов путствующий характер нарушений развития (Cermak, на тактильные раздражители: защитного и различитель- Gubbay, & Larkin, 2002). Об этом говорила и Дж. Айрес: ного. Защитные реакции иногда называют «реакциями «Раз мозг не выполняет какое-либо действие, логично избегания», поскольку они представляют собой попытки предположить, что он не выполнит и ряд других». избежать прикосновения, означающего потенциальную Диспраксию можно рассматривать и в отдельности, но опасность. Различительные ответы, напротив, служат для мы знаем, что ей сопутствуют другие проблемы, напри- «доступа»: они предполагают активный поиск и использо- мер нарушение внимания или сенсорной модуляции, вание тактильной информации для освоения среды или трудности с обучением. Историческое значение работы эффективного выполнения движений. Оба вида реакции Дж. Айрес состоит в том, что она расширила наше пони- на прикосновения формируются у ребенка еще до его рож- мание диспраксии развития. дения. Первый ответ плода на тактильные стимулы - за- Приложение А. Комментарии 219
щитный: отвернуть лицо от тактильного раздражителя. давления успокаивающе действует на большинство людей. Одно из самых значимых открытий Дж. Айрес состоит сверху еще одну подушку или мат. Они делают вид, что гательных навыков, особенно движений рук, поскольку Многие дети с тактильной гиперчувствительностью ребенок не делает того, что позволяет оттачивать эти уме- сами стимулируют себя сильным давлением на тело, ища ния. У таких детей часто встречаются социальные про- облегчения таким образом. Мы часто видим, что ребенок блемы, ибо игры обычно предполагают чужие прикосно- трет кожу там, где его кто-то коснулся, или любит врезать- вения - ненамеренные или предусмотренные правилами. ся в предметы, чтобы ощутить сильное давление на об- Некоторых детей с тактильной гиперчувствительностью ширные участки кожи. Темпл Грэндин (Temple Grandin), ошибочно считают агрессивными, поскольку они, бывает, специалист в области животноводства, у которой аутизм отвечают на неожиданное прикосновение ударом. сочетался с сильной тактильной гиперчувствительностью, Еще одним важным наблюдением Дж. Айрес было то, разработала для себя пневматического «обнимателя», с что уверенное сильное надавливание на кожу обычно помощью которого она могла самостоятельно обеспечи- приносит таким детям облегчение. В целом ощущение вать сильное давление на свое тело при перегрузке ощу- 220
щениями. Исследования воздействия этого устройства и нагрузку. Со времени публикации этой книги ее идеи, ка- других способов оказания физического давления, напри- сающиеся гиперчувствительности, вошли в раздел «нару- мер утяжеленных жилетов, показывают, что этот вид сен- шения регуляции» междисциплинарной системы диагно- сорного опыта действительно успокаивает. стики для младенцев и детей младшего возраста. Нужны Третье значимое достижение Дж. Айрес, которое мне дальнейшие исследования, чтобы помочь специалистам или закрывают уши руками, слыша звуки, которые боль- 8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи Концепция сенсорной гиперчувствительности, пред- специалистов стали привлекать и трудности с обучением. ложенная Дж. Айрес, подходит людям любого возраста, В своих ранних работах Дж. Айрес системно анализиро- для которых ощущения представляют стресс и большую вала зрительную перцепцию с помощью разработанных Приложение А. Комментарии 221
ею соответствующих тестов. Эти тесты позволяли оценить изучая жизнь через прикосновения, вкус, запах и движе- различные способности, связанные с обработкой зритель- ние, составляя сенсорные карты при помощи зрения и ной информации. Например, нужно было представить, слуха. Богатство информации, поступающей от всех орга- как будет выглядеть предмет определенной формы, если нов чувств, позволяет нам решать, что и как мы хотим его иначе сориентировать или положить, требовалось исследовать и как мы хотим взаимодействовать с людьми найти картинки, спрятанные внутри других изображений, и предметами, а также организовывать наши действия ощутить положенный на ладонь предмет и опознать его при взаимодействии с окружающей нас средой. не глядя. Хотя эти тесты давали больше информации, чем Интеграция телесных ощущений, формирующая пер- 222
9. Ребенок с аутизмом также участвует в репрезентативном, или ассоциатив- Маргарет Л. Бауман (Margaret L. Ваитап), M.D. ном, обучении, имеющем большое значение для интегра- Адъюнкт-профессор клинической неврологии, ции всех сенсорных модальностей* и обобщения информа- Гарвардская школа медицины. ции, благодаря чему развиваются высшие когнитивные Директор Фонда исследования аутизма, Бостон, США способности и абстрактное мышление. Мозговые нарушения при аутизме затрагивают так- Дж. Айрес, безусловно, шла на шаг впереди своего време- же мозжечок и нервные пути, идущие к мозжечку и от ни: это понимаешь, читая ее описание ребенка с аутиз- мозжечка. Согласно научным исследованиям, мозжечок мом и анализ возможных нейробиологических причин служит модулятором многих когнитивных и аффектив- некоторых клинических симптомов. Восьмая глава была ных функций мозга. Кроме того, у нас имеются данные о написана в 1979 году, за пять лет до публикации первого существовании связей между мозжечком и теменной ча- обзора поддающихся определению нейроанатомических стью коры головного мозга через варолиев мост** и мозго- нарушений при аутизме. вой ствол: таким образом, можно говорить о биологиче- Раньше, давая клиническое описание аутизма, специ- ской основе диспраксии, которая встречается у многих алисты, как правило, не отмечали связи между этим состо- людей с аутизмом. Хотя в аутичном мозге вестибулярные янием и двигательными нарушениями. Однако Дж. Айрес ядра ствола мозга работают нормально (по сравнению называет нарушение двигательного планирования (дис- с таковыми у контрольной группы здоровых людей), за- праксию) в ряду значимых характеристик аутичных детей. дняя нижняя область коры мозжечка, с которой они непо- Она также говорит об атипичной модуляции обработки средственно связаны, имеет явные отклонения от нормы сенсорных импульсов, о недостаточном постуральном кон- и, следовательно, может обусловливать наличие вестибу- троле, влиянии физического давления на тело, неадек- лярной дисфункции при аутизме. ватных вестибулярных ответах и нарушении интеграции Дальнейшее изучение проблемы будет заключаться в Сегодня мы знаем, что многие наблюдения и ранние зиологии - принадлежность к определенной сенсорной системе. гипотезы Дж. Айрес верны. Ученые обнаружили, что -Прим. перев. лимбическая система, необходимая для обучения, запо- ** Варолиев мост (назван в честь итальянского анатома Констан- минания, управления эмоциями и поведением, при ау- цо Варолия) - часть заднего мозга, в которой проходят восходя- тизме не функционирует в обычном режиме. Эта система щиеи нисходящиенервные пути. В ней также имеются ядра, переключающие импульсы, идущие к мозжечку. - Прим. перев. Приложение А. Комментарии 223
перь знаем, что с аутизмом связаны лимбическая система проявилось ее новаторское мышление. Ранние наблюде- химические исследования выявили в аутичном мозге дис- Эрна Императоре Бланче (Erna Imperatore Blanche), Ph.D., функцию, затрагивающую несколько нейропередаточных сертифицированный лицензированный эрготерапевт, систем, включая серотонин, ацетилхолин и гамма-амино- член Американской ассоциации эрготерапевтов. масляную кислоту (ГАМК). Несомненно, есть и другие Доцент клинической практики, кафедра эрготерапии нарушения. Связь этих явлений с морфологическими из- и деятельности человека, менениями в мозге и клиническими симптомами у паци- Университет Южной Калифорнии, США. ента остается пока областью активного изучения. Содиректор Студии терапии и игр Известно, что аутизм - это генетическое нарушение, (Therapy West and pLAy Studio), Лос-Анджелес, США в подозреваемые уже попало несколько хромосом. Особо Читая главу о вмешательстве, мы восхищаемся новатор- Наблюдая за поведением и неврологическим развити- ной жизни. Сделать жизнь осмысленной и полноценной - ем, Дж. Айрес продемонстрировала исключительную про- это ключевая концепция эрготерапии. Чтобы пробудить в ницательность. В анализе клинических характеристик ребенке стремление строить собственную жизнь, надо на- аутизма, многие из которых только сейчас становятся чинать с его внутренней мотивации к тому, в чем для очевидными исследователям и медикам, в полной мере всех детей содержится смысл, - к игре. В 1979 году идеи Дж. Айрес носили отчасти интуитивный характер и опи- рались на ограниченный объем исследований, но в после- *Миелин - вещество, образующее электроизолирующую оболоч- дующие 25 лет они стали стержнем терапевтической ку, которой покрыты нервные волокна. - Прим. шрев. 224
практики и получили поддержку в научных работах по ет, что дети с нарушениями сенсорной интеграции могут нейропластичности, контролю за движением, обучению нуждаться в среде, которая «поможет [им] действовать движениям, обработке сенсорных сигналов и эрготерапии. естественно». Дж. Айрес говорит нам, что терапевты, про- Многие оригинальные идеи Дж. Айрес продолжают водящие вмешательство, основанное на сенсорной инте- направлять нашу практическую работу. В этой главе грации, в среде, имитирующей естественную, могут при- автор выделяет пять аспектов вмешательства: способить ее под терапевтические потребности ребенка. - роль естественной среды в типичном развитии Сегодня, говоря об «эффективных действиях», практикую- и в процессе вмешательства; щие терапевты продолжают тратить много усилий, чтобы - точная диагностика проблем ребенка; определить, какое действие будет эффективно для кон- - важность среды, стимулирующей сенсорные системы; кретного ребенка. Данное Дж. Айрес описание атмосферы,
|
|||
|