|
|||
Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 3 страницами. При таких нарушениях теряется гладкость движений или то, каким образом человек садится на стул или тя- и способность к тонкой «настройке» движений. нется за предметом, имеет свой специфический «рису- Нервные пути- проводящие пути головного и спинного ном) движения. Образцы движений, характерные для мозга (то же, что и тракт), в которых сгруппированы от- обычно развивающихся детей или взрослых без двига- ростки нейронов, идущие в одном направлении и переда- тельных нарушений, называются нормальными образца- ющие одинаковую информацию из одной области нерв- ми движений. Двигательные ответы, характерные для ной системы в другую. Например, двигательные импуль- людей с теми или иными двигательными нарушениями, сы от коры головного мозга к двигательным нейронам называются патологическими образцами движений. ному) пути. Обратная связь- центростремительная информация, поступающая в мозг по мере выполнения или после за- действия, и конечную обратную связь, которая сигнали- Образцы (или паттерны) движений- однотипные зирует о завершении выполнения движения и достиже- двигательные ответы, возникающие после специфиче- нии его цели. См. также примечание к главе 6 (с. 129) Словарь терминов 255 Обучение- приобретение человеком опыта и навыков. С ней, и помогают формировать произвольные двигатель- изменениями в центральной нервной системе, в частно- Постуральные реакции- реакции, связанные с под- сти, увеличением количества связей между нейронами и держанием и сохранением положения тела в простран- скорости прохождения импульса через наиболее активно стве, то есть позы. Примерами постуральных реакций используемые синапсы. являются выпрямительные реакции, реакции сохранения равновесия и защитные реакции. Перцепция (восприятие)- осознание воспринимаемых сенсорных импульсов, объединение восприятия различ- Постуральные фоновые движения- незаметные перцепции тела является схема тела. Праксис- способность представлять и планировать но- 256 Проприоцепция (мышечно-суставное чувство)- активации, возбуждения и торможения головного мозга. выпрямительные реакции, реакции сохранения равнове- Рефлекторные движения- автоматические двига- Словарь терминов 257
мации, химического раздражения. Рецепторы трансфор- мальной работы спинного мозга невозможна передача мируют ощущения в электрические импульсы и посыла- сенсорной информации от рецепторов в головной мозг и ют их по сенсорным нервам в спинной и головной мозг. импульсов от мозга к мышцам и внутренним органам. Сенсорная интеграция- организация сенсорных им- Повышенная активность вестибулярной системы- пульсов, делающая возможным их дальнейшую обработ- один из видов нарушения сенсорной интеграции, связан- ку и «осмысление». «Осмысление» может находить выра- ных с нарушениями обработки вестибулярных сигналов. жение в формировании схемы тела или перцепции про- Повышенная (слишком бурная) реакция на вестибуляр- странства, адаптивном ответе, обучении или развитии ные стимулы, как правило, характеризуется более дли- каких-либо нервных функций. Благодаря сенсорной ин- тельным постротаторным нистагмом, чем свойственно в теграции многие части нервной системы могут работать норме определенному возрасту. См. также гравитацион- слаженно, благодаря чему человек способен эффективно ная неуверенность и двигательная интолерантность взаимодействовать с окружающей средой и испытывать (непереносимость движения). Терапия, основанная на сенсорной интеграции речи, уроки чтения или обучение конкретным навыкам Спинной мозг- часть центральной нервной системы, восприятия или двигательным навыкам. Целью терапев- расположенная внутри позвоночного столба. Состоит из тического вмешательства является улучшение обработки ядер спинного мозга, а также волокон всех нервных пу- и организации сенсорной информации мозгом.
17 Ребенок и сенсорная интеграция 258 Сенсорный сигнал (импульс, сообщение, информа- гулирующие возбуждение нервной системы в целом и аия. данные)- поток электрических импульсов, идущий простейшую обработку сенсомоторных сигналов. Схема тела- результат восприятия (перцепции) челове- Синапс- место, где два нейрона входят в электрохими- ком собственного тела. Состоит из сенсорного образа (кар- ческий контакт и где происходит передача нервного им- тин, «карт») тела, хранящегося в мозгу. В литературе мо- пульса от одного нейрона к другому. Нервные импульсы гут встречаться и другие термины: образ тела, нейронная проходят через множество синапсов, и каждый синапс модель тела. Тактильная гиперчувствительность- нарушение Сниженная чувствительность- нарушение сенсорной сенсорной интеграции, при котором тактильные ощу- модуляции или дискриминационной чувствительности щения вызывают чрезмерно сильную эмоциональную ре- (способности различать ощущения как в рамках одного акцию или иные нарушения поведения. запах и вкус), причиной которого может быть плохая об- Тактильная чувствительность- восприятие и обра- работка сенсорной информации. Это приводит к сниже- ботка ощущений, получаемых от рецепторов кожи, кото- нию чувствительности к типичным сенсорным стимулам рые реагируют на прикосновение. Тесты на сенсорную интеграцию и праксис (SIPT) функции латерализованы, то есть «поделены» между по- * В научной литературе часто различают понятия «схема тела» лушариями мозга таким образом, что одно полушарие и , «образ тела» хотя встречается и смешение этих терминов. Под справляется с конкретной функцией успешнее второго. схемой тела понимается формируемое в результате перцепции неосознаваемое внутреннее представление, совокупность ин- Ствол головного мозга (ствол мозга)- самая нижняя характеристиках, текущем и изменяющемся положении его ча- и глубже всего расположенная часть мозга, являющаяся стей. Это представление играет важную роль в процессах под- ядра черепно-мозговых нервов, а также образования, ре- движений. Образом тела называют осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле. -Прим. перев. Словарь терминов 259
уровня развития сенсорной интеграции или ее наруше- тоды воздействия на пациента, базирующиеся, прежде Центральная обработка звуковых сигналов - пере-
Физическая терапия - от англ. physiotherapy или phys- Эрготерапия- от греч. ergon - работа, дело, действие, ical therapy - медицинская специальность, в которой при- деятельность и терапия (англ. occupational therapy) - ме-меняются физические (естественные или природные) ме- дицинская специальность, основанная на научном дока- * Английский термин «arousal» с трудом поддается переводу на имеющая для человека смысл, помогает улучшить его русский язык. Он означает некий базовый уровень возбуждения функциональные возможности (двигательные, эмоцио- и активации нервной системы, который наличествует в каждый нальные, когнитивные и психические). Цель эрготера- системы, ее сниженной или повышенной активации. - Прим. ** Иннервация - это связь органов и тканей с центральной нерв- науч. ред. ной системой, осуществляемая при помощи нервов. - Прим. ред. 260
пии - максимально возможное восстановление способно- Предметный указатель сти человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху). Понятие «деятельность, занятость» (occupation) в данном случае относится не к профессиям или «профессиональной реабилитации», Агрессия 12, 70, 97, 99, 142, 143, 146, 162, 177, 193, 195, в жизни каждого человека и придают ей смысл. В целом Американская ассоциация эрготерапии 16, 205, 210, чтобы помочь человеку сформировать адаптивные отве- Апраксия 117, 158, 249, 252 ты, которые позволяют его нервной системе работать эф- Аудиологи 158 фективнее, благодаря чему он может лучше управлять Аутизм 15, 97, 161, 162-171, 177, 210, 219, 220, 222, 223,
Ядро - группа нервных клеток, организующих и инте- Вестибуло-спинальный тракт 250 грирующих определенную сенсорную, двигательную или Вестибулярная система 58, 59, 63-65, 71, 74, 75, 77, 80, вегетативную активность. 82, 87-116, 118, 155, 158, 167, 176, 179, 188,189,192, 214-216, 218, 231, 232, 238, 239, 249, 250, 254 организация 88-100 повышенная активность 89, 95, 100,107-116, 251, 257 сниженная активность 89, 100-107, 156, 184, 250, 257 эволюция 179, 230 см. также Равновесие, Гравитационное поле Земли, Сила тяжести Вестибулярная чувствительность 250 Вестибулярные рецепторы 52, 62, 88, 250 Вестибулярно-билатеральное нарушение 101-104, 106, 109,165, 250, 257 Вестибулярно-языковые нарушения 104, 250, 257 Вестибулярный нерв 63, 88, 251 Вибрация 21, 63, 159, 179, 230, 231 261
Висцеральные ощущения 58, 59, 64 Давление (ощущение) 114, 124, 142, 144-146, 165, 178, 258 Двигательная активность 58, 73, 107, 165, 169, 171, 177, 94 99 101, 120, 121, 122, 124, 143, 154, 163, 164, 166, Двигательная интолерантность см. Непереносимость 168, 169, 181, 198, 203, 214, 218, 231, 243, 246, 249 движения Возбудимость 73 Двигательное планирование 39,41,69,77,81,105, 166, 185, 251, 254 168, 170, 177, 182, 188- 189, 199, 200, 202, 216-218, см. также Кружение 64, 101, 103, 107, 184, 202 222, 240-242, 251 Выпрямительные реакции 40, 251, 255, 256 см. также Планирование движений Двигательные навыки 46, 58, 65, 69, 186, 211, 215, 219, 193, 203, 218-220, 244, 251, 258 Двигательные функции 31, 32, 37, 54, 71, 216, 228, 245 см. также Повышенная чувствительность Депривация 71, 72, 124, 146, 233, 234, 252 Гиперстимуляция 147 Дислексия 90, 101 Глазодвигательные мышцы 36, 37, 41, 89-91, 102, 156, Диспраксия 117, 120, 123-126, 129-132, 134, 135, 137, 177, 247 158, 163, 165, 171, 195-199, 218, 222, 239, 240, 249- 252 Головной мозг 20-22, 47, 51-54, 59, 61, 62, 66, 88, 95, 96, Диспраксия развития 116, 117-137, 216-218, 252 98, 121, 123, 124, 153-155, 163, 212, 222, 223, 227, 228, Дистресс 144, 165, 166 233,253-259 см. также Центральная нервная система Запрограммированные движения 117-119, 134, 171, 216, Гравитационная безопасность 80, 97, 98, 197, 251 Запахи 21-23, 36, 37, 47, 59, 60, 138, 139, 198, 221, 244, 258 Гравитационная неуверенность 108-115, 134, 139, 156, Защитные реакции 92, 93, 143, 194, 218, 252, 255, 256 163 165, 166, 169, 193, 195, 197, 251, 257 Звук 20-22, 28, 30, 31, 36, 41, 42, 49, 52, 53, 56, 58-60, 75, 97, 98, 99, 112, 123, 128, 169, 174, 179, 207, 221, 230, 164, 165, 167, 174, 188, 198, 220, 221, 238, 259 232, 238, 251 см. также Слух Звуковые стимулы 233 262
Зрение 19, 27, 36, 37, 40, 41, 43, 58, 59, 61, 65, 78, 81, 83, глаз-рука 38, 45, 77, 78, 83, 84, 157, 177, 188, 202 85, 88, 90, 95, 126, 127, 150-153, 156, 157, 159, 160, проблемы 74, 75, 117, 193, 216, 217 167, 195, 220, 221, 231-233, 239 сторон тела 39, 42, 77, 78, 81, 184 нарушения зрения 11, 12, 237, 259 см. также Диспраксия развития Кора головного мозга 53, 54, 59, 61, 66, 88, 95, 96, 98, 90, 91, 93, 96, 100, 102, 103,105-107, 110, 112-114, 235, 253, 254, 259 116, 118, 121, 130-133, 136, 137, 141, 146, 147, 150, Кружение 64, 101, 103, 107, 184, 202 190, 194, 195, 197-203, 207, 209, 211, 212, 215, 219, Лазанье 44, 96, 109, 114,171, 181, 188, 197, 215, 232,
|
|||
|