Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимуляция и реабилитация после травмы моз- Терапевтическое 3 страница



ми. При таких нарушениях теряется гладкость движений              или то, каким образом человек садится на стул или тя-

и способность к тонкой «настройке» движений.                              нется за предметом, имеет свой специфический «рису-­
нок», этот «рисунок» и называется образцом (или паттер-

Нервные пути- проводящие пути головного и спинного             ном) движения. Образцы движений, характерные для

мозга (то же, что и тракт), в которых сгруппированы от-               обычно развивающихся детей или взрослых без двига-

ростки нейронов, идущие в одном направлении и переда-             тельных нарушений, называются нормальными образца-

ющие одинаковую информацию из одной области нерв-                ми движений. Двигательные ответы, характерные для

ной системы в другую. Например, двигательные импуль-              людей с теми или иными двигательными нарушениями,

сы от коры головного мозга к двигательным нейронам                  называются патологическими образцами движений.
спинного мозга идут по пирамидному (кортико-спиналь-

ному) пути.                                                                                         Обратная связь- центростремительная информация,

                                                                                                                      поступающая в мозг по мере выполнения или после за-
Нистагм- быстрые повторяющиеся рефлекторные дви-                вершения того или иного действия. Например, по мере
жения глаза. Причиной появления этого рефлекса могут                дотягивания до стакана, стоящего на столе, от зрительной
быть разные состояния. Наиболее частая причина - рез-                системы в мозг поступает информация о том, как выгля-
кая остановка после продолжительного вращения тела.                 дит движение нашей руки, и о том, действительно ли мы
Продолжительность и регулярность (стабильность) пост-             тянемся по направлению к стакану; проприоцепция дает
ротаторного нистагма являются одними из критериев                    нам информацию о суставах руки и фоновых постуральных
эффективности работы вестибулярной системы.                             движениях, а когда цель достигнута, мы получаем так-­
                                                                                                                      тильную информацию о прикосновении к стакану. Обрат-
Обработка сенсорных сигналов (импульсов)— спо-               ная связь является важнейшим компонентом системы
соб и процесс детекции (обнаружения), передачи, распо-              контроля за движением, который позволяет нам отслежи-
знавания и анализа ощущений в центральной нервной                   вать успешность выполнения плана движения. Выделяют
системе.                                                                                              обратную связь, возникающую в процессе выполнения

действия, и конечную обратную связь, которая сигнали-

Образцы (или паттерны) движений- однотипные                     зирует о завершении выполнения движения и достиже-

двигательные ответы, возникающие после специфиче-                   нии его цели. См. также примечание к главе 6 (с. 129)
ской стимуляции, перемещения или раздражения иного


Словарь терминов         255

Обучение- приобретение человеком опыта и навыков. С              ней, и помогают формировать произвольные двигатель-
точки зрения функционирования нервной системы обуче-             ные ответы и поведение.
ние характеризуется структурными и функциональными

изменениями в центральной нервной системе, в частно-                Постуральные реакции- реакции, связанные с под-

сти, увеличением количества связей между нейронами и               держанием и сохранением положения тела в простран-

скорости прохождения импульса через наиболее активно             стве, то есть позы. Примерами постуральных реакций

используемые синапсы.                                                                     являются выпрямительные реакции, реакции сохранения

         равновесия и защитные реакции. Перцепция (восприятие)- осознание воспринимаемых

сенсорных импульсов, объединение восприятия различ-                 Постуральные фоновые движения- незаметные
ных видов сенсорных сигналов в значимый для индивида               движения тела и перераспределение активности в мыш-
опыт. В более широком значении перцепция - это процесс,           цах туловища, облегчающие движения конечностей; на-
объединяющий конечную обработку сенсорных стимулов            пример движение руки при дотягивании до предмета.
и их осознание. Например, перцепция тела - объедине-                 Это постуральное регулирование зависит от адекватно-
ние всей сенсорной информации, получаемой мозгом от               сти интеграции вестибулярных и проприоцептивных сиг-
рецепторов тела, которое дает индивиду представление                налов. Постуральные фоновые движения тесно связаны
о положении частей тела, движениях, целостности тела                с реакциями сохранения равновесия.
и соотносит это с предшествующим опытом. Результатом

перцепции тела является схема тела.                                              Праксис- способность представлять и планировать но­-
                                                                                                                      вый вид активности и выстраивать необходимую для него
Подавление (ингибирование)- нервный процесс,                       последовательность действий, а также переходить от од-
уменьшающий проводимость определенных синапсов,                  ного вида активности к другому. Одной из важнейших со-
из-за чего некоторые импульсы блокируются. Подавление            ставляющих праксиса является планирование движений.
играет важную роль, ослабляя чрезмерную нервную ак­-
тивность.                                                                                             Произвольные движения- движения, которые созна­-
                                                                                                                      тельно планируются и контролируются индивидом. В от-
Полушария головного мозга- парные самые большие               личие от рефлекторных движений или неконтролируе­-
поразмеру части головного мозга, расположенные сверху           мых движений выполняются в соответствии со стоящей
и по бокам от мозгового ствола. Продолжают обрабаты-              перед субъектом целью; непроизвольные движения со­
вать сенсорные импульсы, поступившие с нижних уров-               вершаются бессознательно и/или автоматически.


256

Проприоцепция (мышечно-суставное чувство)-                     активации, возбуждения и торможения головного мозга.
ощущения, получаемые от мышц и суставов. Проприо-                Ретикулярная формация получает сигналы от всех сен-
цептивные импульсы «говорят» мозгу, где и как сокра-                 сорных систем, которые она затем пересылает в другие
щаются или растягиваются мышцы, где и как изменяется              зоны головного мозга. См. также уровень активации.
положение в суставах, и какое растяжение или сдавлива­-
ние испытывают суставы. Эта информация позволяет                    Рефлекс- заложенная в нас природой автоматическая
мозгу узнать, где находится и как двигается каждая из                   реакция на сенсорный импульс. Мы бессознательно реф-
частей тела.                                                                                        лекторно избегаем боли, вздрагиваем в ответ на неожи-­
                                                                                                                      данные ощущения. К рефлекторным реакциям относятся
Равновесие- способность человека сохранять принятую             и выпрямительные реакции, возникающие в ответ на ве-
позу (статическое равновесие) или параметры движения               стибулярные импульсы. Помимо этого, существует и мно-
тела (динамическое равновесие), несмотря на действие                 жество других рефлексов.
внешних сил. Выделяют следующие реакции равновесия:

выпрямительные реакции, реакции сохранения равнове-               Рефлекторные движения- автоматические двига-
сия и защитные реакции.                                                                   тельные реакции, которые возникают в ответ на опреде-­
                                                                                                                      ленные виды раздражителей и не контролируются инди-
Реакции сохранения равновесия- постуральные ре-                 видом. Двигательное поведение младенца во многом
акции, возникающие в ответ на смещение проекции цен-               определяется рефлекторными движениями, например
тра тяжести тела в пределах площади опоры. Включают               поисковым рефлексом или тоническими рефлексами; по
сокращение мышц туловища и мышц конечностей, при-                мере двигательного развития рефлекторные движения
водящее к перераспределению веса тела на поверхности               встраиваются в произвольную двигательную активность
опоры и, как следствие, к увеличению устойчивости тела.             ребенка и перестают доминировать в двигательном пове-­
                                                                                                                      дении. Однако у многих детей с дисфункцией работы
Регистрация сенсорных сигналов (импульсов)- де-                мозга рефлекторные движения остаются чрезмерно вы-
текция (обнаружение) сенсорной информации централь-               раженными.
ной нервной системой. С нее начинается процесс обработ­-
ки сенсорных сигналов (импульсов).                                                  Рецептор- сложная структура, обеспечивающая преоб-­
                                                                                                                       разование влияния факторов внешней или внутренней
Ретикулярная формация- группа клеток в централь-                 среды в нервный импульс. Внешняя информация может
ной части ствола мозга, отвечающая за уровень общей                поступать на рецептор в виде света, механической дефор-


Словарь терминов         257

 

 

мации, химического раздражения. Рецепторы трансфор-               мальной работы спинного мозга невозможна передача

мируют ощущения в электрические импульсы и посыла-               сенсорной информации от рецепторов в головной мозг и

ют их по сенсорным нервам в спинной и головной мозг.                импульсов от мозга к мышцам и внутренним органам.

Сенсорная интеграция- организация сенсорных им-                  Повышенная активность вестибулярной системы-

пульсов, делающая возможным их дальнейшую обработ-              один из видов нарушения сенсорной интеграции, связан-

ку и «осмысление». «Осмысление» может находить выра-            ных с нарушениями обработки вестибулярных сигналов.

жение в формировании схемы тела или перцепции про-                Повышенная (слишком бурная) реакция на вестибуляр-

странства, адаптивном ответе, обучении или развитии                ные стимулы, как правило, характеризуется более дли-

каких-либо нервных функций. Благодаря сенсорной ин-                тельным постротаторным нистагмом, чем свойственно в

теграции многие части нервной системы могут работать               норме определенному возрасту. См. также гравитацион-

слаженно, благодаря чему человек способен эффективно              ная неуверенность и двигательная интолерантность

взаимодействовать с окружающей средой и испытывать                                                                                                            (непереносимость движения).
удовольствие от такого взаимодействия.

Терапия, основанная на сенсорной интеграции
Сниженная активность вестибулярной системы -                   (сенсорно-интегративная терапия)- терапия, ориен-
один из видов нарушения сенсорной интеграции, связан-               тированная на развитие сенсорной системы и адаптив­-
ных
с нарушениями обработки вестибулярных сигналов.               ных ответов на сенсорный опыт в соответствии с невро-
Пониженная (замедленная) реакция на вестибулярные                   логическими потребностями ребенка. Как правило, такая
стимулы характеризуется отсутствием или уменьшением             терапия стимулирует движения тела, порождающие дви-
длительности постротаторного нистагма, а также плохой             гательные (вестибулярные), мышечные, суставные, ком-
интеграцией импульсов от правой и левой сторон тела.                 прессионные (то есть проприоцептивные) и тактильные
См. также вестибулярно-билатеральное нарушение и                    ощущения, а также ощущение давления. Обычно этот
вестибулярно-языковые нарушения.                                                 вид терапии не включает работу за столом, тренировку

речи, уроки чтения или обучение конкретным навыкам

Спинной мозг- часть центральной нервной системы,                  восприятия или двигательным навыкам. Целью терапев-

расположенная внутри позвоночного столба. Состоит из              тического вмешательства является улучшение обработки

ядер спинного мозга, а также волокон всех нервных пу-                и организации сенсорной информации мозгом.
тей, идущих как от головного мозга к периферии, так и
от периферии к головному мозгу. Без целостности и нор-

 

17 Ребенок и сенсорная интеграция


  258

Сенсорный сигнал (импульс, сообщение, информа-                    гулирующие возбуждение нервной системы в целом и

аия. данные)- поток электрических импульсов, идущий              простейшую обработку сенсомоторных сигналов.
от рецепторов органов чувств в спинной и головной мозг.

                                                                                                        Схема тела- результат восприятия (перцепции) челове-

Синапс- место, где два нейрона входят в электрохими-               ком собственного тела. Состоит из сенсорного образа (кар-

ческий контакт и где происходит передача нервного им-               тин, «карт») тела, хранящегося в мозгу. В литературе мо-

пульса от одного нейрона к другому. Нервные импульсы              гут встречаться и другие термины: образ тела, нейронная

проходят через множество синапсов, и каждый синапс                  модель тела.
что-либо добавляет к обработке этих сигналов.

Тактильная гиперчувствительность- нарушение

Сниженная чувствительность- нарушение сенсорной             сенсорной интеграции, при котором тактильные ощу-

модуляции или дискриминационной чувствительности                 щения вызывают чрезмерно сильную эмоциональную ре-

(способности различать ощущения как в рамках одного                акцию или иные нарушения поведения.
вида чувствительности, так и в разных видах, например

запах и вкус), причиной которого может быть плохая об-              Тактильная чувствительность- восприятие и обра-

работка сенсорной информации. Это приводит к сниже-                ботка ощущений, получаемых от рецепторов кожи, кото-

нию чувствительности к типичным сенсорным стимулам              рые реагируют на прикосновение.
и неадекватной перцепции.

Тесты на сенсорную интеграцию и праксис (SIPT)
Специализация- процесс, благодаря которому какая-                 - ряд тестов, разработанных Э. Джин Айрес для оценки
либо из областей мозга лучше других осваивает опреде­-                                                                                                                                                ленные функции. Большинство специализированных                         

функции латерализованы, то есть «поделены» между по-             * В научной литературе часто различают понятия «схема тела»

лушариями мозга таким образом, что одно полушарие                 и , «образ тела» хотя встречается и смешение этих терминов. Под

справляется с конкретной функцией успешнее второго.                 схемой тела понимается формируемое в результате перцепции

                                                                                                             неосознаваемое внутреннее представление, совокупность ин-­
формации о структурной организации тела, о его динамических

Ствол головного мозга (ствол мозга)- самая нижняя                характеристиках, текущем и изменяющемся положении его ча-

и глубже всего расположенная часть мозга, являющаяся                стей. Это представление играет важную роль в процессах под-
анатомическим продолжением спинного мозга. Содержит             держания и регулирования позы, а также при организации

ядра черепно-мозговых нервов, а также образования, ре-              движений. Образом тела называют осознаваемое субъектом

                                                                                                            ментальное представление о собственном теле. -Прим. перев.


Словарь терминов      259

 

 

уровня развития сенсорной интеграции или ее наруше-                 тоды воздействия на пациента, базирующиеся, прежде
ний. Исправленный и дополненный вариант - Южно-                    всего, на активном движении, а также мануальном и
Калифорнийские тесты на сенсорную интеграцию                        рефлекторном воздействии и действии тепла, света, высо-
(SCSIT).                                                                                               ких частот, ультразвука и воды. Специалисты по физиче-­
                                                                                                                      ской терапии используют подходы, эффективность и безо-
Трудности с обучением- проблемы, возникающие у                   пасность которых были научно доказаны, для того, чтобы
ребенка при обучении чтению, письму, счету, при выпол-              в максимально возможной степени восстановить способ-
нении домашних заданий, но не связанные с нарушением              ность пациентов к функциональному движению.
зрения, слуха или отставанием в умственном развитии.

Центральная обработка звуковых сигналов - пере-
Уровень активации, или уровень возбуждения                        дача звуковой информации по нервным путям в слуховые
нервной системы - соответствует английскому термину             зоны коры головного мозга; она позволяет человеку ин-
«arousal»*: это некий базовый уровень возбуждения и ак-              терпретировать звуки.
тивации нервной системы, состояние готовности к дей­-
ствию, без которого невозможно дать быстрый ответ на                Черепно-мозговые нервы - двенадцать пар нервов,
внешнюю стимуляцию или на изменение внешней среды.              отходящих от ствола мозга. Они обеспечивают двигатель-
Состояние общей активации и готовности к действию обе-            ную и чувствительную иннервацию** головы и шеи, а так-
спечивает ретикулярная формация ствола головного                    же вегетативную (симпатическую и парасимпатическую)
мозга.                                                                                                  иннервацию ряда внутренних органов и желез.

 

Физическая терапия - от англ. physiotherapy или phys-               Эрготерапия- от греч. ergon - работа, дело, действие,

ical therapy - медицинская специальность, в которой при-              деятельность и терапия (англ. occupational therapy) - ме-меняются физические (естественные или природные) ме-  дицинская специальность, основанная на научном дока­-
                                                                                                                      зательстве того, что целенаправленная деятельность,

* Английский термин «arousal» с трудом поддается переводу на                 имеющая для человека смысл, помогает улучшить его

русский язык. Он означает некий базовый уровень возбуждения                 функциональные возможности (двигательные, эмоцио-

и активации нервной системы, который наличествует в каждый                  нальные, когнитивные и психические). Цель эрготера-
момент действия. В этой книге мы используем термин «актива-­
ция нервной системы» и говорим об уровне активации нервной

системы, ее сниженной или повышенной активации. - Прим.                       ** Иннервация - это связь органов и тканей с центральной нерв-

науч. ред.                                                                                               ной системой, осуществляемая при помощи нервов. - Прим. ред.


260

 

 

пии - максимально возможное восстановление способно-              Предметный указатель

сти человека к независимой жизни (самообслуживанию,                    

продуктивной деятельности, отдыху). Понятие «деятель­ность, занятость» (occupation) в данном случае относится

не к профессиям или «профессиональной реабилитации»,             Агрессия 12, 70, 97, 99, 142, 143, 146, 162, 177, 193, 195,
а к различным видам деятельности, которые встречаются             198, 219

в жизни каждого человека и придают ей смысл. В целом               Американская ассоциация эрготерапии 16, 205, 210,
эрготерапевтическое вмешательство направлено на то,                 213, 214, 216, 218, 220, 223

чтобы помочь человеку сформировать адаптивные отве-              Апраксия 117, 158, 249, 252

ты, которые позволяют его нервной системе работать эф-             Аудиологи 158

фективнее, благодаря чему он может лучше управлять                 Аутизм 15, 97, 161, 162-171, 177, 210, 219, 220, 222, 223,
своей жизнью.                                                                                     244, 250

 

Ядро - группа нервных клеток, организующих и инте-                   Вестибуло-спинальный тракт 250

грирующих определенную сенсорную, двигательную или             Вестибулярная система 58, 59, 63-65, 71, 74, 75, 77, 80,

вегетативную активность.                                                                  82, 87-116, 118, 155, 158, 167, 176, 179, 188,189,192,

214-216, 218, 231, 232, 238, 239, 249, 250, 254

организация 88-100

                                                                                                                            повышенная активность 89, 95, 100,107-116, 251, 257

                                                                                                                            сниженная активность 89, 100-107, 156, 184, 250, 257

эволюция 179, 230

см. также Равновесие, Гравитационное поле Земли,

Сила тяжести                                                                 

Вестибулярная чувствительность 250                                                

Вестибулярные рецепторы 52, 62, 88, 250

Вестибулярно-билатеральное нарушение 101-104, 106,

109,165, 250, 257

Вестибулярно-языковые нарушения 104, 250, 257

Вестибулярный нерв 63, 88, 251

Вибрация 21, 63, 159, 179, 230, 231


  261

 

 

Висцеральные ощущения 58, 59, 64                                               Давление (ощущение) 114, 124, 142, 144-146, 165, 178,
Вкус 19, 22, 36, 37, 58, 60, 138, 139, 144, 164, 221, 244,               196, 219, 220, 222, 241, 257

258                                                                                                 Двигательная активность 58, 73, 107, 165, 169, 171, 177,
Внимание 28, 31, 42, 70, 73, 76, 77, 78, 81, 82, 85, 91, 92,            188, 211, 216, 256, 260

94 99 101, 120, 121, 122, 124, 143, 154, 163, 164, 166,                    Двигательная интолерантность см. Непереносимость

168, 169, 181, 198, 203, 214, 218, 231, 243, 246, 249                       движения

Возбудимость 73                                                                              Двигательное планирование 39,41,69,77,81,105,
Вращение 64, 88, 90, 91, 102, 103, 105, 107, 114, 115, 165,          117-123, 126-129, 131, 133-137, 158, 159, 163, 167,

166, 185, 251, 254                                                                               168, 170, 177, 182, 188- 189, 199, 200, 202, 216-218,

см. также Кружение 64, 101, 103, 107, 184, 202                            222, 240-242, 251

Выпрямительные реакции 40, 251, 255, 256                                   см. также Планирование движений

Двигательные навыки 46, 58, 65, 69, 186, 211, 215, 219,
Гиперчувствительность 108, 138, 139-147, 163, 164, 188,            235, 242, 251, 257

193, 203, 218-220, 244, 251, 258                                                       Двигательные функции 31, 32, 37, 54, 71, 216, 228, 245

см. также Повышенная чувствительность                                  Депривация 71, 72, 124, 146, 233, 234, 252

Гиперстимуляция 147                                                                      Дислексия 90, 101

Глазодвигательные мышцы 36, 37, 41, 89-91, 102, 156,                Диспраксия 117, 120, 123-126, 129-132, 134, 135, 137,

177, 247                                                                                               158, 163, 165, 171, 195-199, 218, 222, 239, 240, 249- 252

Головной мозг 20-22, 47, 51-54, 59, 61, 62, 66, 88, 95, 96,            Диспраксия развития 116, 117-137, 216-218, 252

98, 121, 123, 124, 153-155, 163, 212, 222, 223, 227, 228,                Дистресс 144, 165, 166

233,253-259

см. также Центральная нервная система                                     Запрограммированные движения 117-119, 134, 171, 216,
Головокружение 64, 87, 98, 101, 251                                              252

Гравитационная безопасность 80, 97, 98, 197, 251                        Запахи 21-23, 36, 37, 47, 59, 60, 138, 139, 198, 221, 244, 258

Гравитационная неуверенность 108-115, 134, 139, 156,               Защитные реакции 92, 93, 143, 194, 218, 252, 255, 256

163 165, 166, 169, 193, 195, 197, 251, 257                                 Звук 20-22, 28, 30, 31, 36, 41, 42, 49, 52, 53, 56, 58-60, 75,
Гравитационное поле Земли 33, 40, 44, 66, 82, 88, 94, 96,            87, 105, 113, 122, 124, 128, 133, 138, 139, 148, 150-161,

97, 98, 99, 112, 123, 128, 169, 174, 179, 207, 221, 230,              164, 165, 167, 174, 188, 198, 220, 221, 238, 259

232, 238, 251                                                                                 см. также Слух

Звуковые стимулы 233


262

 

 

Зрение 19, 27, 36, 37, 40, 41, 43, 58, 59, 61, 65, 78, 81, 83,           глаз-рука 38, 45, 77, 78, 83, 84, 157, 177, 188, 202

85, 88, 90, 95, 126, 127, 150-153, 156, 157, 159, 160,                 проблемы 74, 75, 117, 193, 216, 217

167, 195, 220, 221, 231-233, 239                                                  сторон тела 39, 42, 77, 78, 81, 184

нарушения зрения 11, 12, 237, 259                                            см. также Диспраксия развития

Кора головного мозга 53, 54, 59, 61, 66, 88, 95, 96, 98,
Игра 18, 24-26, 31, 36, 42-44, 46, 62, 66, 71, 73-76, 85,                 105, 124, 125, 153, 155, 163, 212, 222, 223, 228, 233,

90, 91, 93, 96, 100, 102, 103,105-107, 110, 112-114,                   235, 253, 254, 259

116, 118, 121, 130-133, 136, 137, 141, 146, 147, 150,                 Кружение 64, 101, 103, 107, 184, 202
152, 154, 157,160, 161, 166, 168, 170, 174-186, 188,

190, 194, 195, 197-203, 207, 209, 211, 212, 215, 219,                 Лазанье 44, 96, 109, 114,171, 181, 188, 197, 215, 232,
223-226, 240, 242, 243, 245-248, 250                                           235, 236,244, 251



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.