га. Эксперименты с участием животных продемонстриро- оборудование 2 страница
246
когда «играет» (так мы определяем эти действия). Пре- Когда вы применяете стратегии,
вращение терапевтического занятия в игру требует огром- основанные на сенсорной интеграции, чтобы пробудить
ных усилий. То, что на первый взгляд выглядит как игра, у ребенка внутреннее стремление к решению задач,
на самом деле и для терапевта, и для ребенка является означает ли это, что ребенок обретает самостоятельность?
серьезной работой. Все действия осмысленны и направ- Терапевт использует сложный подход, чтобы поставить
лены к выбранной цели - развитию и самоорганизации перед ребенком такую задачу, которая одновременно вы-
ребенка. подняла бы терапевтическую функцию и доставляла ему
удовольствие. Когда ребенок начинает активно участво- Что такое самоорганизация? вать в работе, удовлетворяющей его потребность в ощу- Ребенок способен к самоорганизации, если он может эф- щениях и стимулирующей его дальнейшие усилия, тера- фективно играть в какую-нибудь одну игру относительно певт видит, что именно внутреннее стремление к разви- продолжительное время. Неорганизованность проявляет- тию заставляет ребенка действовать. Беспорядочная ся тогда, когда он начинает, не закончив одно дело, пере- беготня по комнате - не то же самое, что следование вну- скакивать на другое, если его действия не конструктивны треннему побуждению к действию или внутреннему или, например, если он разбрасывает кубики, вместо того стремлению к выполнению задачи, так как беготня не ор- чтобы что-нибудь из них строить. Дети, нуждающиеся в ганизует человека. Терапевт, образно выражаясь, наде- постоянном контроле и поддержке, скорее всего, не само- вает на ребенка поддерживающий корсет: помогает ему организованы и плохо контролируют свои действия. Им настолько, насколько нужно, чтобы ребенок почувствовал нужно постоянное одобрение, инструктаж и присутствие уверенность в своих силах и достиг успеха. взрослого, чтобы упорядочить ежедневную жизнь, при способиться к ней и разобраться, как и когда взаимодей- Является ли вмешательство, ствовать с окружающими. Дети учатся организовывать основанное на сенсорной интеграции, самих себя в процессе игры, особенно социальной, если альтернативой приему лекарств, у них есть способность это делать*. призванных повысить активность и внимание ребенка?
Стратегии сенсорной интеграции - это естественный спо-
соб коррекции таких проблем у детей, не подразумеваю-
*Т.е. при условии, что у них нет нарушении (например, нару- щий приема лекарств. Сотрудничество специалистов
шений сенсорной интеграции), которые не позволяют самостоя- междисциплинарной команды, работающей с вашим ре- тельно развить навыки самоорганизации в процессе обычной бенком, здесь крайне существенно: они должны совмест- игры и повседневного взаимодействия с окружающими людь- но определить необходимые виды терапии, включая и ме-
ми. - Прим. науч. ред.
Ответы на некоторые вопросы родителей 247
дицинское лечение (лекарства, добавки, диеты, противо- справляться с ежедневными задачами, например с похо-
аллергическое лечение). дами по магазинам.
Разве многие дети со временем Что я должна говорить ребенку, просто-напросто не перерастают свои проблемы? чтобы помочь ему общаться с окружающими?
Нарушения сенсорной интеграции нельзя «перерасти». В Самое важное, что вы можете сделать для ребенка, - дать
результате множественных усилий и длительной практи- ему понять, что его любят и принимают таким, какой он
ки ребенок может приобрести негенерализованные навы- есть. Если дома малыш встречает душевное тепло и уют,
ки (см. гл. 4), которые компенсируют плохую обработку его уверенность в себе и своих силах будет расти. Уверен-
сенсорных сигналов и замаскируют проблему. Ребенок с ность в себе - самое верное средство научиться общению
неорганизованными постуральными реакциями или не- и справляться с жизнью в целом. Не отрицайте наличия
упорядоченной работой глазодвигательных мышц может проблемы при неудачах, покажите ребенку, что вы пони-
научиться играть в бейсбол и рисовать карандашом, но маете его чувства, и постарайтесь поставить перед ним
будет это делать, постоянно преодолевая трудности, ко- реальную задачу, с которой он заведомо справится. торые никуда не исчезнут. Приобретение негенерализо- Для детей также бывает полезно целенаправленное
ванных навыков - слишком тяжкий путь обучения, почти обучение социальным навыкам, включающее конкретные
не оставляющий сил на что-либо другое. Иногда он за- стратегии взаимодействия с другими детьми. Стратегии
канчивается тем, что ребенок бросает увлекательные раскрывают ребенку тонкости распространенных форм со-
занятия, поскольку они слишком сложны для него. Мы циальных отношений, обычно нами не осознаваемые, они
стараемся облегчить ребенку выполнение действий, и это учат методам и способам коммуникации, направленной
становится возможным, если сенсорная интеграция улуч- на установление крепких социальных связей и дружбы. шается.
Какие снаряды и игрушки подойдут моему ребенку? Почему мой ребенок часто сопротивляется и кричит, Горки, разного рода качели, гимнастические снаряды, ба- если мы идем в какое-нибудь публичное место? тут, тележки, «кузнечики», а также специальное тера- Нервная система вашего ребенка, вероятно, не функцио- нирует оптимально. Терапия способствует формированию * Гимнастический снаряд, состоящий из палки-опоры с горизон- толерантности к пребыванию в публичных местах. Зани- тальной подставкой для ног и мощной пружины. Ребенок, дер- маясь с ребенком, информируя семью и совместно выра- жась за палку, запрыгивает на подставку и передвигается батывая стратегии, мы облегчаем жизнь, помогая лучше прыжками. -Прим. перев.
248
певтическое оборудование - роликовые доски, туннели, это время займетесь приготовлением обеда или сделаете
большие маты и подушки, эластичные гамаки. Для до- важный звонок. машних игр хороши кубы-блоки. Игрушки, которыми
нельзя манипулировать, не годятся, а вот те, что разжи- Что можно сделать в домашних условиях? гают фантазию, - костюмы для переодевания, куклы, - Разберитесь в проблеме. Придумайте интересные и увле- наоборот, приветствуются. Чем проще в них играть, тем кательные решения для сенсорной стимуляции. Создайте больше у ребенка возможностей использовать их в играх игровую среду, богатую сенсорными стимулами: для этого разного рода. Множество прекрасных игрушек можно может потребоваться замена мебели матами (матрасами). сделать из недорогих подручных материалов. большими подушками и мешками с различными наполни- телями. В проеме дверей установите турник. В ванной по- Как добиться того, чтобы ребенок не сидел подолгу местится немало игрушек, стимулирующих тактильные перед компьютером и телевизором? Я ведь могу хоть что-то ощущения: щеточки, мыло разной формы, небольшие ем- сделать по дому и отдохнуть, только когда он занят. кости для воды. Сопроводите повседневную жизнь четкими Компьютерные навыки очень пригодятся в будущем для инструкциями в виде записок и фотографий, чтобы ребенок учебы и работы. Но, к сожалению, это занятие «съедает» мог их легко запомнить. До и после еды, уроков или рутин- время, отведенное природой для подвижных, полных ных действий устраивайте маленькие перерывы с подвиж- ощущений игр. Активная игра жизненно необходима для ными играми. Обеспечьте ребенку качественное и разно- развития, и подрастающий ребенок нуждается в ней куда образное питание и достаточное время для сна. Плотная сильнее, чем в компьютерных технологиях. Ограничение обтягивающая одежда, например спортивная, может дис- - вот ключ к проблеме, но оно может потребовать от вас циплинировать ребенка, а свободная шелковая пижама - дипломатических навыков: договоритесь с ребенком о ре- успокоить перед сном. Если ему хочется во что-то закутать- жиме игры. Если он полчаса сидит за компьютером, по- ся, можно вместо обычного одеяла взять ткань или забрать- будите его поиграть полчаса на улице. Преимущества ся в гамак. Фланель доставляет приятное успокаивающее очевидны: планирование развлечения, физическая ак- ощущение даже в жаркий летний день. Уделяйте ребенку тивность, упражнения на гимнастических снарядах, больше внимания, чаще обнимайте, улыбайтесь, касай- укрепление физической силы и выносливости, участие тесь его - словом, будьте естественны, будьте родителем. в играх, связанных с разнообразными ощущениями, об- ретение социальных навыков. Рассчитав время правиль- Что можно сделать в школе?
но, можно, например, пустить ребенка к компьютеру сра- Дети балансируют на грани между свободой и системой.
зу после того, как он закончит прыгать на батуте, а вы в Убедитесь, что команда педагогов знает о сенсорных про-
249
блемах вашего ребенка. Терапевт тоже работает в этой ко- Словарь терминов *
манде: он привносит физическую активность в ежедневную
школьную рутину, будь это перед уроками, когда школь- ники выстраиваются возле класса, или в самом классе, на
перемене, за завтраком, на экскурсии, на собрании или Здесь приводятся определения основных терминов и по-
на остановке автобуса. Многим ребятам для удержания нятий, встречающихся в этой книге. внимания требуются перерывы в сенсорных ощущениях.
У терапевта всегда найдутся идеи и стратегии, помогаю- Адаптивный ответ- обоснованное и целенаправленное
щие стимулировать ребенка к учебе, расширить его воз- действие индивида, возникающее в ответ на изменения, можности, не мешая при этом другим школьникам. происходящие во внешней среде. В целом адаптивные от- веты характеризуют способность человека взаимодей-
Что я могу сделать, чтобы у ребенка ствовать со средой и эффективно отвечать (реагировать)
с самого начала было как можно меньше проблем? на какую-либо ее составляющую. Адаптивные ответы
Начать вы можете с того самого момента, когда узнаете о требуют хорошей сенсорной интеграции и, в свою оче-
беременности: не подвергайте себя стрессам, употребляйте редь, способствуют интеграции сенсорных импульсов. только здоровую пищу, не контактируйте с химикатами.
Позаботьтесь о себе хорошенько. Приобретите кресло-ка- Апраксия- выраженное нарушение способности плани- чалку и старайтесь почаще сидеть в нем. Сколько бы вам ровать и, следовательно, выполнять незнакомое действие. ни было лет, качание всегда остается приятным способом В случае апраксии сохраняется способность выполнять расслабиться и дать вестибулярной системе положительные компоненты действия по отдельности, но индивид не мо- ощущения. Во время беременности расслабление служит жет наметить нужную последовательность действий и ре- профилактической мерой, полезной для здоровья будуще- ализовать ее. Менее выраженные нарушения носят на го ребенка. Покой, мягкая, особенно классическая, музыка звание диспраксия. могут принести пользу вам обоим. Длительные прогулки,
свежий воздух, расслабляющий массаж - всем этим тоже не
стоит пренебрегать. Хотя это похоже на сказочный остро- * Для русского издания словарь терминов был дополнен поясне-
вок посреди суетной современной жизни, выкраивайте не- ниями, касающимися употребления ряда терминов в русском
сколько минут ежедневно - и благотворные для здоровья языке, и определениями некоторых специальностей, которые стратегии, развивающие сенсорную интеграцию, станут приняты в американской системе помощи детям с нарушения- органичной частью повседневной жизни вашей семьи. ми развития. Для отдельных терминов даются их контекстные синонимы. - Прим. перев. и науч. ред.
250
Аутизм- нарушение развития, проявляющееся в тече- действия силы тяжести, а также каким образом голова ние первых трех лет жизни. Оно характеризуется нару- перемещается. шением способности к социальному взаимодействию, на- рушением коммуникации, включая отставание в речевом Вестибулярные рецепторы- расположенные в лаби- развитии, стереотипное или повторяющееся использова- ринте внутреннего уха рецепторы, регистрирующие дей- ние языка, ограниченные и повторяющиеся формы пове- ствие силы тяжести (гравитационные рецепторы) и дви- дения. Поведение ребенка с аутизмом характеризуется жения головы (рецепторы полукружных каналов). явными нарушениями способности налаживать соответ- ствующие возрасту социальные отношения, отсутствием Вестибулярно-билатеральное нарушение- наруше- естественного желания разделять свои интересы и успехи ние сенсорной интеграции, вызванное сниженной актив- с окружающими, социальной и эмоциональной отстранен- ностъю вестибулярной системы. Характеризуется уко- ностью, также наблюдается неспособность к разыгрыва- роченной продолжительностью нистагма, плохой инте- нию ролей и социальной имитации в игре. грацией импульсов от обеих сторон тела и полушарий
мозга и проблемами с обучением чтению и счету. Также Вестибуло-спинальный тракт - нервные пути для им- именуется билатеральным нарушением интеграции и по- пульсов, идущих от вестибулярных ядер к двигательным следовательного планирования. нейронам спинного мозга. Вестибуло-спинальные импуль- сы помогают сохранять мышечный тонус, удерживать тело Вестибулярно-языковые нарушения- нарушение раз- в вертикальном положении, а суставы - выпрямленными. вития языка, вызванное сниженной активностью вести- булярной системы. Характеризуется укороченной продол- Вестибулярная система- сенсорная система, реагиру- жительностью нистагма и улучшением развития языка ющая на положение головы по отношению к вектору дей- в ответ на терапию, основанную на сенсорной интеграции. ствия силы тяжести и на ускорение или замедление дви- жения. Вестибулярные ядра- группа клеток ствола мозга, ко- торая обрабатывает вестибулярные импульсы и посылает Вестибулярная чувствительность- восприятие и об- их в другие области мозга для организации ответа. Кро- работка ощущений, получаемых от рецепторов, регистри- ме того, в вестибулярных ядрах происходит интеграция рующих действие силы тяжести и движения головы. Эта вестибулярных импульсов с импульсами, полученными информация позволяет мозгу определять, в каком поло- по другим сенсорным каналам. жении находится голова по отношению к направлению
Словарь терминов 251
Вестибулярный нерв- восьмой черепно-мозговой нерв, Гравитационная неуверенность- выраженная трево-
передающий вестибулярные импульсы от гравитацион- га и беспокойство, которые вызваны неадекватной моду-
ных рецепторов и рецепторов полукружных каналов в ве- ляцией или подавлением ощущений, возникающих при
стибулярные ядра. стимуляции гравитационных рецепторов вследствие пе- ремещения или изменения положения головы. Выпрямительные реакции- постуральные реакции,
которые обеспечивают поддержание вертикального поло- Двигательная интолерантность (непереносимость жения тела в ответ на действие силы тяжести. Выпрями- движения)- один из видов нарушения сенсорной инте- тельные реакции включают согласованные сокращения грации, связанных с повышенной активностью вести- мышц туловища и шеи. булярной системы. Нарушение модуляции сигналов, по- ступающих от рецепторов полукружных каналов, ведет Гиперчувствительность (повышенная чувстви- к тому,что человек с непереносимостью движения испы- тельность)- нарушение сенсорной модуляции, при кото- тывает сильный дискомфорт при быстром перемещении ром обычные сенсорные импульсы оказываются для чело- и вращении. века слишком сильными, и он реагирует тем, что защи- щается или избегает их; при этом нередко возникают Двигательное планирование (планирование движе- негативные эмоции и вегетативные реакции (например, ний) - способность мозга представлять, организовывать тошнота или головокружение). и выполнять незнакомые движения. Одной из основных
составляющих планирования движений является интегра- Гравитационная безопасность- базовое чувство уве- ция сенсорных стимулов, которая дает мозгу представле- ренности в стабильности и предсказуемости воздействия ние об исходном положении, в котором находится тело гравитационного поля земли на тело. Гравитационная индивида, цели движения, которое нужно совершить, безопасность позволяет индивиду планировать движе- окружающем пространстве, которое создает условия для ния, экспериментировать с действием силы тяжести, на- выполнения того или иного движения, то есть обо всех пример, лазать, прыгать, кататься на лыжах, получая тех параметрах, которые могут влиять на стратегию и удовольствие от движения. Отсутствие чувства гравита- успешность выполнения движения. ционной безопасности, или гравитационная неуверен- ность, связана с резко отрицательной эмоциональной Двигательные навыки- образцы движений, которым окраской. индивид учится в течение своей жизни. Каждый двига- тельный навык представляет собой организованную по-
252
следовательность целенаправленных движений, которая Диспраксия развития- специфическое нарушение
управляется и корректируется посредством обратной связи. развития ребенка, вызванное нарушением сенсорной ин-
В норме освоенный навык характеризуется тем, что чело- теграции и затрагивающее организацию тактильных,
век может успешно справляться с ним в условиях меняю- а иногда вестибулярных и проприоцептивных ощущений,
щейся среды. Процесс переноса навыка в новые условия и препятствующее планированию движений. В некоторых
называется генерализацией навыка, сами же переносимые случаях у детей с диспраксией развития наблюдаются
навыки называются генерализованными. При отсутствии трудности с обучением. генерализации навыки формируются фрагментарно, в этом
случае в любой новой обстановке индивид вынужден за- Запрограммированные движения- движения, образ- ново планировать и осваивать навык, не используя пред- цы которых изначально заложены в центральной нерв- шествующий опыт. О генерализованных и фрагментар- ной системе человека как представителя своего вида. ных навыках см. главу 4. Двигательные образцы, отличающие движения человека
от движений животных, - ходьба, ползание, дотягивание
Депривация(от лат. deprivatio - потеря, лишение) - до предмета и т.п. Запрограммированные функции нахо-
лишение чего-либо, недостаток в чем-либо; состояние, дятся под влиянием среды, но развиваются они одинако-
при котором люди сталкиваются с недостаточным удо- вым образом у всех людей без нарушений нервной систе-
влетворением своих потребностей. Например, сенсорная мы вне зависимости от образа жизни и культурного окру-
депривация - это состояние, характеризующееся недо- жения конкретного человека. статком поступающих сенсорных стимулов.
Защитные реакции- постуральные реакции, возника- Диспраксия- нарушение праксиса, или способности ющие при критическом приближении проекции центра планировать действия. Это менее выраженное, но более тяжести тела к краю площади опоры или выходе проек- распространенное нарушение, чем апраксия. В данной ции центра тяжести за пределы площади опоры. книге обсуждается двигательная диспраксия, то есть не- Включают сокращение мышц туловища и мышц конечно- достаточная способность к выполнению целенаправлен- стей, приводящее к перераспределению веса тела и уве- ных движений, связанная с нарушением организации и/ личению площади опоры в направлении смещения цен- или планирования движений, и ее частный случай - дис- тра тяжести. Например, шаг при угрозе падения в поло- праксия развития. жении стоя или защитная опора на руку (защитное
разгибание руки) при падении.
Словарь терминов 253
Коконтракция- одновременное, содружественное со- лов, связанных с перцепцией, или адаптивных ответов
кращение или одновременная активация всех мышц во- - и подавление других сообщений: в результате избыточ-
круг сустава, необходимая для его стабилизации. ная активность ослабевает, а ненужная фильтруется.
Кора головного мозга- внешний слой полушарий го- Мозжечок- часть головного мозга, находящаяся в зад- ловного мозга. Включает области точной обработки сен- ней черепной ямке позади ствола мозга. Обрабатывает сорных импульсов, особенно зрительных и слуховых, а проприоцептивные и вестибулярные ощущения, помога- также ощущений от тела. Также управляет тонкими про- ющие придавать точность движениям. Также участвует извольными движениями тела и речью. Связана с мыш- в обработке всех прочих видов ощущений. лением, интеллектуальной и целенаправленной деятель- ностью. Нарушение (дисфункция) сенсорной интеграции-
нестабильность или нарушение функции мозга, затрудня- Латерализация- тенденция к разделению функций ющие интеграцию сенсорных импульсов. Нарушения сен- между полушариями, когда определенные процессы более сорной интеграции лежат в основе многих, хотя и не всех, эффективно выполняются каким-то одним из них. У боль- проблем с обучением. шинства людей правое полушарие эффективнее обрабаты- вает художественные образы, информацию о расположении Нейрон- нервная клетка, структурная и функциональ- предметов в пространстве и музыкальную информацию, ная единица нервной системы. Состоит из тела, дендри- а левое специализируется на вербальных и логических тов, принимающих нервные импульсы от других нейро- процессах. нов, и аксона, который передает импульсы от нейрона к
иннервируемым органам и другим нервным клеткам. Лимбическая система- отделы мозга, отвечающие за
эмоциональное поведение человека и его эмоциональные Неконтролируемые движения- движения, которые
ответы на сенсорные стимулы, движения и все виды по- возникают непроизвольно и не могут контролироваться
ведения. Лимбическая система получает и обрабатывает индивидом. Существует множество видов неконтролируе-
импульсы, поступающие от всех сенсорных каналов. мых движений: от подергивания лица при тике до гипер-
кинезов у ребенка с церебральным параличом. В 6-й гла-
Модуляция- регулирование мозгом собственной актив- ве описаны хореоатетоидные движения, которые являют-
ности. Под этим термином понимается содействие переда- сярезультатом недостаточного подавления «шумовых»
че определенных нервных сообщений - например, сигна- импульсов в двигательных путях. При этом из-за того,
254
что до мышц доходит множество «лишних» сигналов, со- рода. Вне зависимости от того, нормальное это движение
кращения мышц становятся порывистыми, судорожны- или патологическое, любое движение, например походка
|