Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





га. Эксперименты с участием животных продемонстриро- оборудование 2 страница




246

 

 

когда «играет» (так мы определяем эти действия). Пре-                 Когда вы применяете стратегии,

вращение терапевтического занятия в игру требует огром-           основанные на сенсорной интеграции, чтобы пробудить

ных усилий. То, что на первый взгляд выглядит как игра,              у ребенка внутреннее стремление к решению задач,

на самом деле и для терапевта, и для ребенка является                 означает ли это, что ребенок обретает самостоятельность?

серьезной работой. Все действия осмысленны и направ-               Терапевт использует сложный подход, чтобы поставить

лены к выбранной цели - развитию и самоорганизации                  перед ребенком такую задачу, которая одновременно вы-

ребенка.                                                                                              подняла бы терапевтическую функцию и доставляла ему

удовольствие. Когда ребенок начинает активно участво-
Что такое самоорганизация?                                                             вать в работе, удовлетворяющей его потребность в ощу-
Ребенок способен к самоорганизации, если он может эф-              щениях и стимулирующей его дальнейшие усилия, тера-
фективно играть в какую-нибудь одну игру относительно             певт видит, что именно внутреннее стремление к разви-
продолжительное время. Неорганизованность проявляет-             тию заставляет ребенка действовать. Беспорядочная
ся тогда, когда он начинает, не закончив одно дело, пере-             беготня по комнате - не то же самое, что следование вну-
скакивать на другое, если его действия не конструктивны             треннему побуждению к действию или внутреннему
или, например, если он разбрасывает кубики, вместо того            стремлению к выполнению задачи, так как беготня не ор-
чтобы что-нибудь из них строить. Дети, нуждающиеся в               ганизует человека. Терапевт, образно выражаясь, наде-
постоянном контроле и поддержке, скорее всего, не само-            вает на ребенка поддерживающий корсет: помогает ему
организованы и плохо контролируют свои действия. Им               настолько, насколько нужно, чтобы ребенок почувствовал
нужно постоянное одобрение, инструктаж и присутствие              уверенность в своих силах и достиг успеха.
взрослого, чтобы упорядочить ежедневную жизнь, при­
способиться к ней и разобраться, как и когда взаимодей-               Является ли вмешательство,
ствовать с окружающими. Дети учатся организовывать                 основанное на сенсорной интеграции,
самих себя в процессе игры, особенно социальной, если               альтернативой приему лекарств,
у них есть способность это делать*.                                                призванных повысить активность и внимание ребенка?

                                                                                                               Стратегии сенсорной интеграции - это естественный спо-

                                                                                                                                соб коррекции таких проблем у детей, не подразумеваю-

*Т.е. при условии, что у них нет нарушении (например, нару-              щий приема лекарств. Сотрудничество специалистов

шений сенсорной интеграции), которые не позволяют самостоя-                 междисциплинарной команды, работающей с вашим ре-
тельно развить навыки самоорганизации в процессе обычной                    бенком, здесь крайне существенно: они должны совмест-
игры и повседневного взаимодействия с окружающими людь-                    но определить необходимые виды терапии, включая и ме-

ми. - Прим. науч. ред.                                                                              


Ответы на некоторые вопросы родителей     247

 

 

дицинское лечение (лекарства, добавки, диеты, противо-               справляться с ежедневными задачами, например с похо-

аллергическое лечение).                                                                    дами по магазинам.

 

Разве многие дети со временем                                                         Что я должна говорить ребенку,                                                            просто-напросто не перерастают свои проблемы?                          чтобы помочь ему общаться с окружающими?

Нарушения сенсорной интеграции нельзя «перерасти». В             Самое важное, что вы можете сделать для ребенка, - дать

результате множественных усилий и длительной практи-             ему понять, что его любят и принимают таким, какой он

ки ребенок может приобрести негенерализованные навы-             есть. Если дома малыш встречает душевное тепло и уют,

ки (см. гл. 4), которые компенсируют плохую обработку              его уверенность в себе и своих силах будет расти. Уверен-

сенсорных сигналов и замаскируют проблему. Ребенок с              ность в себе - самое верное средство научиться общению

неорганизованными постуральными реакциями или не-                 и справляться с жизнью в целом. Не отрицайте наличия

упорядоченной работой глазодвигательных мышц может             проблемы при неудачах, покажите ребенку, что вы пони-

научиться играть в бейсбол и рисовать карандашом, но                маете его чувства, и постарайтесь поставить перед ним

будет это делать, постоянно преодолевая трудности, ко-              реальную задачу, с которой он заведомо справится.
торые никуда не исчезнут. Приобретение негенерализо-               Для детей также бывает полезно целенаправленное

ванных навыков - слишком тяжкий путь обучения, почти              обучение социальным навыкам, включающее конкретные

не оставляющий сил на что-либо другое. Иногда он за-                 стратегии взаимодействия с другими детьми. Стратегии

канчивается тем, что ребенок бросает увлекательные                    раскрывают ребенку тонкости распространенных форм со-

занятия, поскольку они слишком сложны для него. Мы                 циальных отношений, обычно нами не осознаваемые, они

стараемся облегчить ребенку выполнение действий, и это             учат методам и способам коммуникации, направленной

становится возможным, если сенсорная интеграция улуч-             на установление крепких социальных связей и дружбы.
шается.

          Какие снаряды и игрушки подойдут моему ребенку?
Почему мой ребенок часто сопротивляется и кричит,                       Горки, разного рода качели, гимнастические снаряды, ба-
если мы идем в какое-нибудь публичное место?                                 тут, тележки, «кузнечики», а также специальное тера-
Нервная система вашего ребенка, вероятно, не функцио-­
нирует оптимально. Терапия способствует формированию           * Гимнастический снаряд, состоящий из палки-опоры с горизон-
толерантности к пребыванию в публичных местах. Зани-              тальной подставкой для ног и мощной пружины. Ребенок, дер-
маясь с ребенком, информируя семью и совместно выра-              жась за палку, запрыгивает на подставку и передвигается
батывая стратегии, мы облегчаем жизнь, помогая лучше               прыжками. -Прим. перев.


248

 

 

певтическое оборудование - роликовые доски, туннели,                это время займетесь приготовлением обеда или сделаете

большие маты и подушки, эластичные гамаки. Для до-                  важный звонок.
машних игр хороши кубы-блоки. Игрушки, которыми

нельзя манипулировать, не годятся, а вот те, что разжи-                Что можно сделать в домашних условиях?
гают фантазию, - костюмы для переодевания, куклы, -                   Разберитесь в проблеме. Придумайте интересные и увле-
наоборот, приветствуются. Чем проще в них играть, тем               кательные решения для сенсорной стимуляции. Создайте
больше у ребенка возможностей использовать их в играх              игровую среду, богатую сенсорными стимулами: для этого
разного рода. Множество прекрасных игрушек можно                   может потребоваться замена мебели матами (матрасами).
сделать из недорогих подручных материалов.                                большими подушками и мешками с различными наполни­-
                                                                                                                      телями. В проеме дверей установите турник. В ванной по-
Как добиться того, чтобы ребенок не сидел подолгу                         местится немало игрушек, стимулирующих тактильные
перед компьютером и телевизором? Я ведь могу хоть что-то           ощущения: щеточки, мыло разной формы, небольшие ем-
сделать по дому и отдохнуть, только когда он занят.                       кости для воды. Сопроводите повседневную жизнь четкими
Компьютерные навыки очень пригодятся в будущем для               инструкциями в виде записок и фотографий, чтобы ребенок
учебы и работы. Но, к сожалению, это занятие «съедает»              мог их легко запомнить. До и после еды, уроков или рутин-
время, отведенное природой для подвижных, полных                    ных действий устраивайте маленькие перерывы с подвиж-
ощущений игр. Активная игра жизненно необходима для              ными играми. Обеспечьте ребенку качественное и разно-
развития, и подрастающий ребенок нуждается в ней куда              образное питание и достаточное время для сна. Плотная
сильнее, чем в компьютерных технологиях. Ограничение              обтягивающая одежда, например спортивная, может дис-
- вот ключ к проблеме, но оно может потребовать от вас               циплинировать ребенка, а свободная шелковая пижама -
дипломатических навыков: договоритесь с ребенком о ре-            успокоить перед сном. Если ему хочется во что-то закутать-
жиме игры. Если он полчаса сидит за компьютером, по-                ся, можно вместо обычного одеяла взять ткань или забрать-
будите его поиграть полчаса на улице. Преимущества                   ся в гамак. Фланель доставляет приятное успокаивающее
очевидны: планирование развлечения, физическая ак-                    ощущение даже в жаркий летний день. Уделяйте ребенку
тивность, упражнения на гимнастических снарядах,                       больше внимания, чаще обнимайте, улыбайтесь, касай-
укрепление физической силы и выносливости, участие                  тесь его - словом, будьте естественны, будьте родителем.
в играх, связанных с разнообразными ощущениями, об-­
ретение социальных навыков. Рассчитав время правиль-                Что можно сделать в школе?

но, можно, например, пустить ребенка к компьютеру сра-             Дети балансируют на грани между свободой и системой.

зу после того, как он закончит прыгать на батуте, а вы в               Убедитесь, что команда педагогов знает о сенсорных про-


249

 

 

блемах вашего ребенка. Терапевт тоже работает в этой ко-           Словарь терминов *

манде: он привносит физическую активность в ежедневную       

школьную рутину, будь это перед уроками, когда школь-                        ­ники выстраиваются возле класса, или в самом классе, на

перемене, за завтраком, на экскурсии, на собрании или                  Здесь приводятся определения основных терминов и по-

на остановке автобуса. Многим ребятам для удержания                нятий, встречающихся в этой книге.
внимания требуются перерывы в сенсорных ощущениях.

У терапевта всегда найдутся идеи и стратегии, помогаю-              Адаптивный ответ- обоснованное и целенаправленное

щие стимулировать ребенка к учебе, расширить его воз-               действие индивида, возникающее в ответ на изменения, можности, не мешая при этом другим школьникам.       происходящие во внешней среде. В целом адаптивные от-­
                                                                                                                       веты характеризуют способность человека взаимодей-

Что я могу сделать, чтобы у ребенка                                                   ствовать со средой и эффективно отвечать (реагировать)

с самого начала было как можно меньше проблем?                           на какую-либо ее составляющую. Адаптивные ответы

Начать вы можете с того самого момента, когда узнаете о            требуют хорошей сенсорной интеграции и, в свою оче-

беременности: не подвергайте себя стрессам, употребляйте         редь, способствуют интеграции сенсорных импульсов.
только здоровую пищу, не контактируйте с химикатами.

Позаботьтесь о себе хорошенько. Приобретите кресло-ка-            Апраксия- выраженное нарушение способности плани-
чалку и старайтесь почаще сидеть в нем. Сколько бы вам             ровать и, следовательно, выполнять незнакомое действие.
ни было лет, качание всегда остается приятным способом            В случае апраксии сохраняется способность выполнять
расслабиться и дать вестибулярной системе положительные        компоненты действия по отдельности, но индивид не мо-
ощущения. Во время беременности расслабление служит             жет наметить нужную последовательность действий и ре-
профилактической мерой, полезной для здоровья будуще-            ализовать ее. Менее выраженные нарушения носят на­
го ребенка. Покой, мягкая, особенно классическая, музыка           звание диспраксия.
могут принести пользу вам обоим. Длительные прогулки,

свежий воздух, расслабляющий массаж - всем этим тоже не

стоит пренебрегать. Хотя это похоже на сказочный остро-            * Для русского издания словарь терминов был дополнен поясне-

вок посреди суетной современной жизни, выкраивайте не-            ниями, касающимися употребления ряда терминов в русском

сколько минут ежедневно - и благотворные для здоровья              языке, и определениями некоторых специальностей, которые
стратегии, развивающие сенсорную интеграцию, станут                приняты в американской системе помощи детям с нарушения-
органичной частью повседневной жизни вашей семьи.                   ми развития. Для отдельных терминов даются их контекстные
                                                                                                             синонимы. - Прим. перев. и науч. ред.


250

Аутизм- нарушение развития, проявляющееся в тече-                  действия силы тяжести, а также каким образом голова
ние первых трех лет жизни. Оно характеризуется нару-                 перемещается.
шением способности к социальному взаимодействию, на-­
рушением коммуникации, включая отставание в речевом              Вестибулярные рецепторы- расположенные в лаби-
развитии, стереотипное или повторяющееся использова-               ринте внутреннего уха рецепторы, регистрирующие дей-
ние языка, ограниченные и повторяющиеся формы пове-               ствие силы тяжести (гравитационные рецепторы) и дви-
дения. Поведение ребенка с аутизмом характеризуется                 жения головы (рецепторы полукружных каналов).
явными нарушениями способности налаживать соответ­-
ствующие возрасту социальные отношения, отсутствием              Вестибулярно-билатеральное нарушение- наруше-
естественного желания разделять свои интересы и успехи             ние сенсорной интеграции, вызванное сниженной актив-
с окружающими, социальной и эмоциональной отстранен-            ностъю вестибулярной системы. Характеризуется уко-
ностью, также наблюдается неспособность к разыгрыва-               роченной продолжительностью нистагма, плохой инте-
нию ролей и социальной имитации в игре.                                       грацией импульсов от обеих сторон тела и полушарий

                                                                                                                       мозга и проблемами с обучением чтению и счету. Также
Вестибуло-спинальный тракт - нервные пути для им-               именуется билатеральным нарушением интеграции и по-
пульсов, идущих от вестибулярных ядер к двигательным              следовательного планирования.
нейронам спинного мозга. Вестибуло-спинальные импуль-­
сы помогают сохранять мышечный тонус, удерживать тело          Вестибулярно-языковые нарушения- нарушение раз-
в вертикальном положении, а суставы - выпрямленными.              вития языка, вызванное сниженной активностью вести­-
                                                                                                                      булярной системы.
Характеризуется укороченной продол-
Вестибулярная система- сенсорная система, реагиру-               жительностью нистагма и улучшением развития языка
ющая на положение головы по отношению к вектору дей-             в ответ на терапию, основанную на сенсорной интеграции.
ствия силы тяжести и на ускорение или замедление дви­-
жения.                                                                                                  Вестибулярные ядра- группа клеток ствола мозга, ко-­
                                                                                                                       торая обрабатывает вестибулярные импульсы и посылает
Вестибулярная чувствительность- восприятие и об-               их в другие области мозга для организации ответа. Кро-
работка ощущений, получаемых от рецепторов, регистри-            ме того, в вестибулярных ядрах происходит интеграция
рующих действие силы тяжести и движения головы. Эта               вестибулярных импульсов с импульсами, полученными
информация позволяет мозгу определять, в каком поло-                по другим сенсорным каналам.
жении находится голова по отношению к направлению


Словарь терминов         251

Вестибулярный нерв- восьмой черепно-мозговой нерв,            Гравитационная неуверенность- выраженная трево-

передающий вестибулярные импульсы от гравитацион-                га и беспокойство, которые вызваны неадекватной моду-

ных рецепторов и рецепторов полукружных каналов в ве-            ляцией или подавлением ощущений, возникающих при

стибулярные ядра.                                                                             стимуляции гравитационных рецепторов вследствие пе­-
                                                                                                                      ремещения или изменения положения головы.
Выпрямительные реакции- постуральные реакции,

которые обеспечивают поддержание вертикального поло-             Двигательная интолерантность (непереносимость
жения тела в ответ на действие силы тяжести. Выпрями-               движения)- один из видов нарушения сенсорной инте-
тельные реакции включают согласованные сокращения                 грации, связанных с повышенной активностью вести-
мышц туловища и шеи.                                                                      булярной системы. Нарушение модуляции сигналов, по-­
                                                                                                                      ступающих от рецепторов полукружных каналов, ведет
Гиперчувствительность (повышенная чувстви-                         к тому,что человек с непереносимостью движения испы-
тельность)- нарушение сенсорной модуляции, при кото-             тывает сильный дискомфорт при быстром перемещении
ром обычные сенсорные импульсы оказываются для чело-             и вращении.
века слишком сильными, и он реагирует тем, что защи­-
щается или избегает их; при этом нередко возникают                     Двигательное планирование (планирование движе-
негативные эмоции и вегетативные реакции (например,                 ний) - способность мозга представлять, организовывать
тошнота или головокружение).                                                         и выполнять незнакомые движения. Одной из основных

                                                                                                                      составляющих планирования движений является интегра-
Гравитационная безопасность- базовое чувство уве-                ция сенсорных стимулов, которая дает мозгу представле-
ренности в стабильности и предсказуемости воздействия              ние об исходном положении, в котором находится тело
гравитационного поля земли на тело. Гравитационная                   индивида, цели движения, которое нужно совершить,
безопасность позволяет индивиду планировать движе-                  окружающем пространстве, которое создает условия для
ния, экспериментировать с действием силы тяжести, на-                    выполнения того или иного движения, то есть обо всех
пример, лазать, прыгать, кататься на лыжах, получая                     тех параметрах, которые могут влиять на стратегию и
удовольствие от движения. Отсутствие чувства гравита-               успешность выполнения движения.
ционной безопасности, или гравитационная неуверен­-
ность,
связана с резко отрицательной эмоциональной                   Двигательные навыки- образцы движений, которым
окраской.                                                                                             индивид учится в течение своей жизни. Каждый двига­-
                                                                                                                      тельный навык представляет собой организованную по-


  252

 

 

следовательность целенаправленных движений, которая               Диспраксия развития- специфическое нарушение

управляется и корректируется посредством обратной связи.         развития ребенка, вызванное нарушением сенсорной ин-

В норме освоенный навык характеризуется тем, что чело-            теграции и затрагивающее организацию тактильных,

век может успешно справляться с ним в условиях меняю-             а иногда вестибулярных и проприоцептивных ощущений,

щейся среды. Процесс переноса навыка в новые условия               и препятствующее планированию движений. В некоторых

называется генерализацией навыка, сами же переносимые             случаях у детей с диспраксией развития наблюдаются

навыки называются генерализованными. При отсутствии                                                                                                            трудности с обучением.
генерализации навыки формируются фрагментарно, в этом

случае в любой новой обстановке индивид вынужден за-               Запрограммированные движения- движения, образ-
ново планировать и осваивать навык, не используя пред-               цы которых изначально заложены в центральной нерв-
шествующий опыт. О генерализованных и фрагментар-                 ной системе человека как представителя своего вида.
ных навыках см. главу 4.                                                                   Двигательные образцы, отличающие движения человека

                                                                                                                от движений животных, - ходьба, ползание, дотягивание

Депривация(от лат. deprivatio - потеря, лишение) -                     до предмета и т.п. Запрограммированные функции нахо-

лишение чего-либо, недостаток в чем-либо; состояние,                 дятся под влиянием среды, но развиваются они одинако-

при котором люди сталкиваются с недостаточным удо-                вым образом у всех людей без нарушений нервной систе-

влетворением своих потребностей. Например, сенсорная              мы вне зависимости от образа жизни и культурного окру-

депривация - это состояние, характеризующееся недо-                  жения конкретного человека.
статком поступающих сенсорных стимулов.

Защитные реакции- постуральные реакции, возника-
Диспраксия- нарушение праксиса, или способности                   ющие при критическом приближении проекции центра
планировать действия. Это менее выраженное, но более                тяжести тела к краю площади опоры или выходе проек-
распространенное нарушение, чем апраксия. В данной                 ции центра тяжести за пределы площади опоры.
книге обсуждается двигательная диспраксия, то есть не-               Включают сокращение мышц туловища и мышц конечно-
достаточная способность к выполнению целенаправлен-               стей, приводящее к перераспределению веса тела и уве-
ных движений, связанная с нарушением организации и/                 личению площади опоры в направлении смещения цен­-
или планирования движений, и ее частный случай - дис-                тра тяжести. Например, шаг при угрозе падения в поло-
праксия развития.                                                                              жении стоя или защитная опора на руку (защитное

разгибание руки) при падении.


Словарь терминов         253

Коконтракция- одновременное, содружественное со-                лов, связанных с перцепцией, или адаптивных ответов

кращение или одновременная активация всех мышц во-                - и подавление других сообщений: в результате избыточ-

круг сустава, необходимая для его стабилизации.                          ная активность ослабевает, а ненужная фильтруется.

Кора головного мозга- внешний слой полушарий го-                 Мозжечок- часть головного мозга, находящаяся в зад-
ловного мозга. Включает области точной обработки сен-              ней черепной ямке позади ствола мозга. Обрабатывает
сорных импульсов, особенно зрительных и слуховых, а                 проприоцептивные и вестибулярные ощущения, помога-
также ощущений от тела. Также управляет тонкими про-              ющие придавать точность движениям. Также участвует
извольными движениями тела и речью. Связана с мыш-                 в обработке всех прочих видов ощущений.
лением, интеллектуальной и целенаправленной деятель-­
ностью.                                                                                                Нарушение (дисфункция) сенсорной интеграции-

нестабильность или нарушение функции мозга, затрудня-
Латерализация- тенденция к разделению функций                      ющие интеграцию сенсорных импульсов. Нарушения сен-
между полушариями, когда определенные процессы более           сорной интеграции лежат в основе многих, хотя и не всех,
эффективно выполняются каким-то одним из них. У боль-             проблем с обучением.
шинства людей правое полушарие эффективнее обрабаты­-
вает художественные образы, информацию о расположении         Нейрон- нервная клетка, структурная и функциональ-
предметов в пространстве и музыкальную информацию,               ная единица нервной системы. Состоит из тела, дендри-
а левое специализируется на вербальных и логических                  тов, принимающих нервные импульсы от других нейро-
процессах.                                                                                           нов, и аксона, который передает импульсы от нейрона к

иннервируемым органам и другим нервным клеткам. Лимбическая система- отделы мозга, отвечающие за

эмоциональное поведение человека и его эмоциональные             Неконтролируемые движения- движения, которые

ответы на сенсорные стимулы, движения и все виды по-                возникают непроизвольно и не могут контролироваться

ведения. Лимбическая система получает и обрабатывает              индивидом. Существует множество видов неконтролируе-

импульсы, поступающие от всех сенсорных каналов.                    мых движений: от подергивания лица при тике до гипер-

                                                                                                                  кинезов у ребенка с церебральным параличом. В 6-й гла-

Модуляция- регулирование мозгом собственной актив-              ве описаны хореоатетоидные движения, которые являют-

ности. Под этим термином понимается содействие переда-           сярезультатом недостаточного подавления «шумовых»

че определенных нервных сообщений - например, сигна-              импульсов в двигательных путях. При этом из-за того,


254

 

 

что до мышц доходит множество «лишних» сигналов, со-            рода. Вне зависимости от того, нормальное это движение

кращения мышц становятся порывистыми, судорожны-                 или патологическое, любое движение, например походка



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.