Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





га. Эксперименты с участием животных продемонстриро- оборудование 1 страница



вали, что богатая стимулами обстановка помогает мозгу                  

восстанавливаться после травмы и развивать свои функ-­
ции. Если восстановление в принципе возможно, нейро-
ны должны работать. То же самое верно и при типич-                Два терапевтических приспособления, описываемых ни-
ном развитии: реабилитация зависит от тренировки.                      же, уже упоминались в главе 10. Здесь мы расскажем о
Нарушено зрение - нужна зрительная стимуляция, по-                   них подробнее - для тех, кому интересно мнение Джин
страдали зоны мозга, отвечающие за слух, - мозгу нужен              Айрес об использовании специального оборудования на
опыт слушания, чтобы организовать новые слуховые                    терапевтических сессиях. Существует множество само­-
функции. В то же время вестибулярный и тактильный                   дельных и выпускаемых промышленностью предметов
опыт полезен всей нервной системе.                                                оборудования для терапии нарушений, связанных с сен-
Роджер Уолш (Roger Walsh) из Стэнфордского универ-            сорной интеграцией. Терапевты, применяющие этот под-
ситета и Роберт Кумминс (Robert Cummins) из Универ-                 ход, ищут способы их использования для исправления на-
ситета Квинсленда (Австралия) провели обзор большого              рушений в каждом конкретном случае.
количества научных работ, посвященных терапевтиче­-
ской среде. Согласно их выкладкам, при реабилитации

критическим фактором является активное физическое                                                                                                            Оборудование для терапии
взаимодействие с насыщенной сенсорными стимулами

средой. Пациенты, чей мозг лишь пассивно получает                    Мы рассмотрим два стандартных вида оборудования, при-

сенсорную стимуляцию, не восстановятся после травмы.              меняемых в терапии, основанной на сенсорной интегра-

Пациент должен служить самому себе источником стиму-            ции. Они просты, хотя на самом деле разработаны специ-

лов, а его мозг - направлять собственное развитие, адап-               ально для стимуляции определенных сенсорных систем и

тируясь к стимуляции и обеспечивая себя дополнитель-                специфических ответов на эту стимуляцию. Такие ответы,

ными стимулами. Никто этого не сделает за нас. В те-                   как правило, отражают образцы (паттерны) движений*,
рапии нарушений сенсорной интеграции дело обстоит

точно так же.                                                                                      * См. Словарь терминов, с. 254.


 

 

характерные для ребенка в первые годы жизни. Они за­кладывают прочный фундамент для более сложных реак-   ­ций в старшем возрасте.

 

Роликовая  доска

Название «роликовая доска» говорит само за себя: это до­- ска на четырех колесиках, которые свободно поворачива­ются во все стороны. Доска достаточно велика, чтобы под­держивать среднюю часть тела, оставляя на весу голову, грудную клетку и ноги. Доска покрыта толстой тканью             или матом, чтобы на ней было удобно лежать.

Дети, как правило, лежат на доске на животе. Они перемещаются по полу или скатываются по пандусам, поддерживая на весу грудную клетку и ноги и сопротив-             ­ляясь таким образом действию силы тяжести. Катание на роликовой доске одновременно и непростая задача, и удо­вольствие.

Именно в положении лежа на животе у обычно разви­вающихся младенцев формируются постуральные и дви­гательные ответы, которые потом пригодятся для ходьбы, поддержании позы стоя и иных сенсомоторных видов дея-

тельности. Когда ребенок в возрасте 4-6 месяцев, лежа                   на животе, удержи­вает голо-         ву и ноги в возду­хе, он де-          лает важный шаг в развитии сенсорной ин­теграции. Эта способность без особых усилий нахо­диться в позе «самолети-


 

 

ка» служит одним из критериев эффективности вестибу­лярной системы. Силы, определяющие развитие младен­ца, не исчезают и в более старшем возрасте, поэтому терапевты стремятся к тому, чтобы ребенок во время те­рапевтической сессии выполнял разнообразные упражне- ­ния именно в этом положении. К счастью, большинству детей такая поза нравится.

Положение лежа на животе стимулирует определен­ные гравитационные рецепторы. Ребенок съезжает, уско­ряясь, по пандусу на пол, - и целый залп вестибулярных сигналов направляется ко многим частям его нервной си­стемы. Этот «всплеск» сигналов активирует рефлексы, не развивавшиеся в прошлом. Они-то и держат голову и но-       ­ги в воздухе, создавая сопротивление гравитации. Сокра­щение шейных мышц и движения глаз, следящих за про­исходящим, посылают проприоцептивные сигналы в ствол мозга, где те взаимодействуют с вестибулярными сигна­лами. Интеграция этих сенсорных потоков сущест-венно помогает глазным мышцам и облегчает зрительную пер­цепцию.

Описанные выше сигналы особенно важны для упоря­дочивания сенсорных и двигательных процессов в стволе мозга. Ствол обеспечивает нас значимой информацией о взаимоотношении тела и пространства. Сюда входит и определение положения объекта или звука по отношению к нам: это позволяет координировать действия с учетом сенсорной информации. В полушариях мозга не будут развиваться слуховые и зрительные процессы, если они, не имея связи с ощущениями от тела и действия силы тя­жести, плохо развивались в мозговом стволе. При ката-


Приложение С. Терапевтическое оборудование              239

 

 

нии на роликовой доске в движении участвуют все части             которые нуждаются в ее информации, укрепятся нервные

тела, что, в сочетании с сенсорными сигналами и одно-               связи, а возбуждающие и подавляющие силы, которые дей-

временным их упорядочиванием, закладывает прочное                ствуют через эти связи, реорганизуются. Терапевт может

основание для мозговых процессов, таких как чтение и                сделать занятия еще увлекательнее, поставив в несколь-

язык. Комплексные движения связаны также с работой                 ких метрах перед пандусом легкие картонные коробки,

рук и пальцев, например, при письме или пользовании                  чтобы ребенок сбивал их, съезжая с пандуса. Благодаря

инструментами.                                                                                 этому он приобретает опыт влияния на окружающую сре-

Ребенок с адекватной сенсорной интеграцией управ-               ду, чувствует собственную силу. Именно такой опыт и не-

ляет роликовой доской точно и без особых усилий, по-                обходим детям.

скольку ощущения помогают ему удерживать тело вы-                 Когда, наконец, спуск с пандуса освоен и уже не вы­-
тянутым. Напротив, при недостаточно активной вести-                 зывает прежнего восторга, мы предлагаем ребенку новое
булярной системе голова клонится вниз, а ноги волочатся            задание, требующее более сложной сенсорной интегра-
по полу. Катание на доске требует в этом случае множе-              ции и адаптивных ответов, включающих планирование
ства усилий, и ребенок быстро устает, - точно так же, как             движений. Так, терапевт может построить туннель,
он устает, с большим трудом усваивая урок. У ребенка                сквозь который нужно проехать на роликовой доске, или
со слишком активной вестибулярной системой может                   подвесить к потолку мяч на длинной веревке - проезжая
появиться страх перед катанием. А детям с диспраксией*             под ним, его нужно коснуться. Одного лишь зрения не­
нелегко «затащить» себя на доску и удержаться на ней.                достаточно для выполнения подобных упражнений: ка-

Катание на роликовой доске порождает сенсорные                  тание на доске порождает вестибулярные сигналы, а

сигналы и двигательные ответы, которые не возникают,                они помогают ребенку составить перцептивный образ

если ребенок просто стоит или сидит. По мере упорядочи-           туннеля и мяча в их взаимоотношениях с собственным

вания ощущений и формирования ответов мозг учится                  телом.

корректировать сенсорную активность и создает более                 У обычно развивающихся детей мозг собирает воеди-

точный образ тела. Если кататься на роликовой доске                   но вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощу-

лишь эпизодически, это будет мало способствовать устра-           щения, благодаря чему человек чувствует, как делать то

нению неполадок в нервной системе, но, к счастью, такое             или другое. Если же интеграции не происходит или она

катание увлекательно. Пройдет много занятий, прежде                  слишком медленна, ребенок не в состоянии ощутить, куда

чем между вестибулярной системой и теми зонами мозга,            он направляется, как управлять доской: поэтому он про-­
махивается мимо мяча или врезается в стенку туннеля.

* См. Словарь терминов, с. 252.                                                               По мере того как он осваивает управление роликовой до-


 

 

ской, его мозг накапливает ощущения, идущие от каждой части тела. Они формируют двигательные команды, и все это отправляется на хранение в мозг, вследствие чего об­раз тела становится все более точным. Такие внутренние сенсорные «карты» помогают планировать движения и в домашней, и в школьной обстановке. Улучшенная сенсор­ная интеграция стимулирует отделы нервной системы, отвечающие за организацию мышления и эмоции. К тому же успешное выполнение задания укрепляет веру в свои силы.

Вестибулярные и проприоцептивные сигналы, порож­даемые катанием на доске, также играют роль в нормали­зации работы тактильной системы у детей с тактильными нарушениями. Сенсорная «пища» снижает гиперактив­ность и делает работу нервной системы более целенаправ­ленной. После игр с роликовой доской дети нередко ста­новятся спокойнее и внимательнее и некоторое время со­храняют такое состояние.

Родителям иногда трудно поверить, что простое ката­ние на доске может помочь ребенку в таких областях, как речь, чтение или поведение. Занятия со специалистом по развитию речи и языка, уроки чтения, строгая дисципли­на - вот первое, что приходит им в голову. Однако мозг настолько сложная система, что его работа далеко не столь проста и очевидна. Если речь, чтение или поведе­ние нарушены из-за неадекватной работы мозга, разум­ным решением будет заложить фундамент для ее улуч­шения. Но уж если все возможные терапевтические меры приняты, а проблемы остались, тогда есть смысл привле­кать педагогов и репетиторов.


 

 

Качели-валик

Сиденье таких качелей представляет собой твердое ци­линдрическое основание, обернутое пенонаполнителем             и толстой тканью. Длина качелей примерно 180 санти­метров, диаметр - около 90 сантиметров. Качели крепят-      ­ся к крючьям, свисающим с потолка на веревках. На              них можно качаться и лежа (держась руками и ногами),             и сидя верхом, как на коне. Раскачиваться вперед-назад          по торцевой оси можно самому или с посторонней по­мощью.

Качание в положении лежа требует слаженной рабо­-         ты сгибателей (мышц, сгибающих конечности). Функция сгибания глубоко укоренена в нервной системе, ее важ­ность легко заметить, наблюдая детенышей обезьян, ко­торым приходится сгибаться всем телом, чтобы цепко дер­-жаться за мать. Цепляние является первым комплексным движением, которое выполняет младенец, именно благо-

даря ему формируется множе-          ­ство «кирпичиков» для даль­нейшего развития сенсомотор-ных функций. У некоторых              детей с диспраксией функции сгибания сформированы недо­статочно, и цепляние за валик помогает им заполнить пробе­-        лы в двигательном развитии и облегчить дальнейшее двига­тельное планирование.

 

Качели-валик


Приложение С. Терапевтическое оборудование      241

 

 

Движение сгибания особенно зависит от интеграции                 но ослабляет поддержку, передавая малышу контроль за
тактильных, вестибулярных и проприоцептивных ощуще-            телом. Обучение независимости должно идти постепенно,
ний. Цепляясь за валик, ребенок получает тактильную                   иными словами, нужно в каждый конкретный момент
стимуляцию от покрывающей качели ткани, проприоцеп-                    чутко контролировать необходимый объем помощи.
тивную - от мышц, которые сокращаются, чтобы удержать           Когда ребенок сидит уже достаточно уверенно, тера-
тело на валике, вестибулярную - собственно в процессе                       певт может раскачивать качели во всех направлениях,
качания, причем отдельные стимулы идут и от суставов.                      чтобы активировать как можно больше вестибулярных
Возбуждение, порождаемое лимбической и ретикулярной                    рецепторов. Если занятие направлено на развитие посту-
системами, заставляет ребенка крепче хвататься за ва-                          ральных реакций и реакций равновесия, не следует рас-
лик, когда качели взмывают в воздух. Простор для фан-                       качивать валик слишком сильно, чтобы ребенок не упал.
тазии открыт: качели могут превратиться в непокорного                      Падение в данной ситуации будет являться неадаптив-
коня, в лодку на волнах, в кита. Нередко ребенок, стре-                        ным ответом и никак не поможет мозгу в его работе.
мясь проверить свои силы (как долго он сможет удержать-                  Здесь требуется положительный опыт правильной работы
ся на качелях), просит терапевта раскачивать качели                     тела - учатся именно на этом. С другой стороны, некото-
сильнее и сильнее.                                                                              рые дети сами стремятся упасть, чтобы, плюхнувшись на

Качание на качелях в позе всадника способствует                    маты, получить ощущение сильного давления и эмоцио-

формированию постуральных ответов и развитию вести-              нальное удовольствие. Это тоже помогает организовать

булярного аппарата. Если ребенок еще не в силах на-                   работу мозга. Следует только позаботиться об организа-

правлять свои действия, терапевт будет помогать ему до              ции пространства и безопасности ребенка при падении.
тех пор, пока работа мозга малыша не станет более упо-              Качели-валик можно использовать и для улучшения

рядоченной. Терапевт садится на валик вместе с ребен-                двигательного планирования. Терапевт может разбра-

ком - «два ковбоя скачут в Мексику» или в какое-нибудь              сать вокруг качелей игрушечных «рыбок». Затем он рас-

столь же завораживающее место - и ногами начинает рас-            качивает ребенка, а тот перемещается с одного конца ва-

качивать качели, крепко держа ребенка за бедра, чтобы                лика на другой, свешивается с него - словом, делает все

он не упал. Движение валика активизирует реакцию со-                что угодно, лишь бы дотянуться до «рыбки» и поймать ее.

хранения равновесия, и вестибулярные сигналы одновре-             Возникающие при этом тактильные, проприоцептивные

менно облегчают формирование этих реакций. Терапевт              и вестибулярные сигналы помогают спланировать поим-

внимательно наблюдает за ребенком и чувствует, на-                   ку «рыбки». Наслаждение же от такого занятия порожда-

сколько хорошо тот сохраняет равновесие. Когда ребенок           ет позитивное возбуждение, столь необходимое для орга-

начинает справляться с этой задачей, терапевт постепен-             низации работы нервной системы.

 

16 Ребенок и сенсорная интеграция


242

                                        

Приложение D. Ответы                                      от малейшего движения ребенка. Иными словами, детям,                                    

на некоторые вопросы                                      которые быстро устают, следует делать физические упраж-

родителей                                                                                               нения, - и это действительно помогает, несмотря на види-

                                                        мое противоречие.

                                                                

                                                           Почему мой ребенок неохотно принимается за уроки?

                                                                                                                      Мы много занимались письмом, и не без успеха,
                                                                                                                                                  но ему трудно запоминать задания, собирать информацию
                                                                                                                                                  воедино и вообще заставить себя закончить работу.
Что такое сенсорная интеграция?                                               Возможно, у вашего ребенка нарушена способность к вы-

Сенсорная интеграция - это организация (упорядочива-                 полнению целенаправленных двигательных актов (прак-

ние) ощущений, необходимая для работы мозга. Как тео-             сис) или двигательное планирование. Бывает, что у чело-

рия и определенный взгляд на происходящие в мозгу                    века есть необходимые двигательные навыки, но он не мо-

явления, она была положена в основу терапевтического                жет без посторонней помощи организовать свои действия,

метода. Данный подход принимает во внимание нейроби-             и это свидетельствует о проблемах с планированием, упо-

ологическую способность человека обрабатывать и инте-             рядочиванием и прогнозированием действий. Как только

грировать сенсорную информацию и изучает то, как имен-           их структура проясняется, ребенок способен справиться

но эта способность позволяет нам планировать действия,             сам, хотя нередко такие дети могут выполнять лишь какое-

чтобы обретать максимальную свободу в разных обстоя-              то одно действие. Любая работа, при которой нужно вы-

тельствах.                                                                                           полнять несколько действий одновременно, изматывает

их, и они быстро устают. Стратегии вмешательства помо-
Почему моему ребенку так трудно оставаться на месте,                   гают им сформировать представление о действии, после-

сидеть на стуле, за столом?                                                               довательно расположить материал, спланировать необхо-

Терапевты нередко наблюдают детей, которым из-за пло-             димые шаги и эффективно претворить план на практике.

хой обработки вестибулярных и проприоцептивных сиг-­
налов трудно противодействовать силе тяжести и дер-                  Почему, когда мы выходим на игровую площадку,
жаться прямо. Они лучше справляются с задачами, если                      мой ребенок предпочитает сидеть со мной, а не бегает
имеют возможность часто делать перерывы или, напри-                и играет, как все остальные дети?

мер, сидеть на чем-либо подвижном, например на боль-                Возможно, ему некомфортно перемещаться в простран-

шом мяче: такой мяч, оставаясь на месте, покачивается                стве или же он не умеет организовать свои движения так,


  243

 

 

чтобы успеть приспособиться к происходящим вокруг не-            действию силы тяжести, движения глаз, обдумывание по-

го быстрым и внезапным изменениям, - это может отно-               следовательных действий, поэтому на все прочее - кон-

ситься как к детям, так и к игровым снарядам на площад-             центрацию внимания и запоминание, где лежит свитер

ке. Тут важно, чтобы родители помогли ему почувство-                или контейнер для завтрака, - сил уже не хватает. Воля в

вать себя защищенным и одновременно моделировать и               таких случаях особой роли не играет.
накапливать физический опыт, катаясь с горки, качаясь                 Безусловно, сила воли - хорошая черта характера, но

на качелях, играя в мяч или в салочки с другими детьми.              это не то же самое, что обработка сигналов. Сенсорная

                                                                                                                интеграция облегчает выполнение многих задач, так как

Почему моему ребенку не нравится носить носки,                            человеку не приходится уделять внимание тому, что дела-

новую одежду, мыть голову, стричься?                                             ется «на автомате», например удержанию тела в позе сидя

Он может быть чрезмерно чувствителен к прикосновени-             или фиксации карандаша в руке. Сенсорная интеграция

ям. Текстура ткани может его раздражать и доставлять                 позволяет концентрироваться на нескольких событиях

дискомфорт, а иногда даже боль. Дети, обычно избегаю-              одновременно, причем необязательно тех, что происходят

щие контактов, могут неожиданно ударить в ответ, если               в непосредственной близости от тела. Одна лишь упорная

им показалось, что кто-то причинил им боль, даже если                работа не может решить эту проблему. Многие дети чита-

это было чистой случайностью. Поэтому следует заранее             ют лучше сверстников, но при этом не справляются с за-

объяснять ребенку, кто и как может его коснуться. Один               стежками на одежде и не могут поймать мяч. Такие труд-

из вариантов - разрешать ему самому выбирать комфорт-            ности выделяют их из круга сверстников, создавая не

ную одежду. А во время умывания или стрижки он должен           только физические, но и социальные барьеры.
видеть в зеркале, что происходит, когда его подстригают

или моют.                                                                                          Как  я узнаю, нарушена ли у моего ребенка

                                                                                                                                                   сенсорная интеграция?

Почему мой ребенок так расстраивается и у него ничего                 Чтобы распознать нарушение, родителям следует обра-

не получается, хотя он сообразительный и очень старается?        титься к специалисту по сенсорной интеграции. Ключе-

Сила воли не слишком эффективный помощник для нерв-            выми характеристиками этого неявного нарушения явля-

ной системы, которая не справляется со своими обязанно-           ются необычные реакции на ощущения, например когда

стями. Некоторые дети тратят все силы в школе, и после             ребенок избегает каких-либо определенных ощущений

уроков, оказавшись в безопасной обстановке, буквально              или,напротив, снова и снова стремится их получать. Од-

«рассыпаются на части». Их энергия уходит на крайне                 нако бывают и скрытые проблемы с обучением или пове-

простые вещи: поддержание равновесия, сопротивление               дением, которые легко не заметить или неверно истолко-


244

 

 

вать. Их причина может корениться именно в нарушении             ность к каким-либо запахам, вкусам, структуре пиши, по-

сенсорной интеграции.                                                                      этому он не переносит многие продукты. Иногда дети

                                                                                                                 очень неряшливы во время еды, поскольку либо не пони-

Есть ли проблемы с сенсорной интеграцией                                     мают, что проливают напитки и роняют пищу, либо не

у детей с аутизмом, синдромом Аспергера                                        умеют пользоваться столовыми приборами. Кроме того,

или тяжелым нарушением развития?                                                  они бывают нетерпеливы и неусидчивы. Любая из этих

У многих таких детей встречаются необычные сенсорные             проблем усугубляется в публичных местах или если ребе-

реакции или неадекватная обработка сенсорной информа-            нок устал или очень голоден. В этом случае перед боль-

ции, тем не менее для упомянутых диагнозов сенсорные               шим приемом пищи или подготовкой к нему можно дать

нарушения не считаются сегодня определяющим фактором.         ребенку отдохнуть и слегка перекусить. Терапия может

Если у ребенка есть симптомы атипичнных сенсорных от-            помочь ребенку лучше переносить наш богатый ощуще-

ветов, - например, он не распознает какие-либо ощущения           ниями и запахами мир, а также сформировать навыки

(к примеру, у него высокий болевой порог), или у него ги-            мелкой моторики и способствовать усидчивости, что в

перчувствительность (тактильная или слуховая), медлен-             итоге облегчит его повседневную жизнь.
ная или неточная обработка сенсорных сигналов (особенно

связанных со всем телом и анализом пространства), -то                В чем причина нарушения сенсорной интеграции?

оценка его состояния и вмешательство, корректирующее              Причины пока неизвестны, но известны некоторые фак-

сенсорную интеграцию, только принесет ему пользу.                    торы (плохое питание, химическое загрязнение пищи и

Дети с такими диагнозами сталкиваются и с другими               воздуха, родовые травмы, генетическая предрасположен-

проблемами, вызванными не только нарушением сенсор-             ность и т.д.), которые мешают нормальному развитию и

ной интеграции. Нередко здесь помогает междисципли-                могут сказаться на сенсорной интеграции. Социальные

нарный подход, включающий специальное образование,               тенденции тоже, случается, усугубляют нарушение сенсор-

эрготерапию, помощь специалистов по коммуникации,                 ной интеграции. Так, в наши дни дети все больше време-

направленную на развитие речи и языка, обучение соци-               ни проводят перед телевизорами и экранами мониторов

альным навыкам, а также медицинское лечение и пове-                 и меньше - на воздухе, а ведь именно на улице они могут

денческую терапию.                                                                           активно исследовать окружающий мир, бегать, прыгать,

                                                                                                                 лазать. Конечно, сам факт обитания в среде, богатой воз-

Почему прием пищи вызывает столько проблем?                              можностями для физической активности, не устранит

Трудности могут быть вызваны многими факторами. У                 проблем с сенсорной интеграцией, но, тем не менее, это

вашего ребенка может быть повышенная чувствитель-                  может способствовать нормальному развитию ребенка.


Ответы на некоторые вопросы родителей     245

 

 

В чем особенность терапевтического вмешательства,                     сорных сигналов мешает ребенку разобраться в движени-
основанного на сенсорной интеграции?                                          ях и ощущениях своего тела и понять, как надо играть.
Результаты профессиональной оценки, направленной                           Терапевт помогает ему во время игры организовать сен-
на выявление скрытых сенсорных нарушений, покажут,                сорную информацию, учит брать на себя больший риск,
будут ли стратегии, основанные на сенсорной интегра-                 формировать навыки. Но, конечно же, пусть ваш ребенок
ции, эффективны. Если специалист порекомендовал                       продолжает играть и дома, и на площадке.
такой подход, за дело принимаются эрготерапевты, спе­-
циалисты по физической реабилитации и специалисты                  Почему мне кажется, что во время терапии
по развитию коммуникации, прошедшие дополнитель-                  мой ребенок играет, а не выполняет задания?
ную специальную подготовку именно в этой области.                    Во время терапевтического занятия дети, активно играя,
Вмешательство основано на игре, сфокусировано на по-               получают тактильные, вестибулярные и проприоцептив-
требностях ребенка и направлено на формирование -                     ные ощущения. Эти ощущения являются частью привыч-
через движение и прикосновение - фундаментального                    ных нам игр, опыта, который многие дети переживают
сенсорного опыта, который научит ребенка планировать               регулярно. Однако ребенку с нарушением сенсорной ин-
свои действия с учетом окружающих условий. Для этого              теграции нередко требуются более или менее интенсив-
обычно требуется специальное оборудование: с его помо-            ные ощущения, чем дает обычная игра. Если бы он мог
щью ребенок может без опасений накапливать двига-                    развиваться как все, самостоятельно, без посторонней по-
тельный опыт, перемещаясь в пространстве, и приспоса-              мощи, терапия не понадобилась бы. Но он пришел на те-
бливать различные материалы и снаряды для решения                  рапию, чтобы специалист помог ему отрегулировать вза-
усложняющихся задач.                                                                      имоотношения с миром, способствуя таким образом улуч­-
                                                                                                                      шению работы его нервной системы.
Можно ли  делать то же самое в домашней обстановке                     Терапевты знают о неполадках сенсорных и двига-
или на игровой площадке?                                                                  тельных функций у детей, с которыми они занимаются.
Если у вас есть специальное оборудование, вашему ребен-           Специалист старается вовлечь ребенка в такие виды ак-
ку повезло, однако домашняя и специальная терапевти-                тивности, которые удовлетворяли бы его потребности и
ческая обстановки сильно различаются. Дома ребенок де-             развивали бы адаптивные ответы, облегчающие жизнь.
лает то, что ему по силам выполнить самостоятельно, и               Если мы не превратим занятие в игру, ребенок не почув-
это так или иначе приносит пользу. Большинству детей                ствует интереса и не проявит энтузиазма, столь необ-
для развития хватает и самостоятельных игр. А вот при                ходимого для эффективной терапии. За ребенка никто
нарушении сенсорной интеграции плохая обработка сен-              не сможет организовать его мозг. Но он делает это сам,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.