Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 15 страница



2Тим.4:12 – Тихика я послал в Ефес.Таким образом, я остался один, и твое присутствие необходимо.

2Тим.4:13– Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.Здесь Апостол говорит об одежде; он требует ее для того, чтобы не иметь надобности брать у других. Ибо повсюду он прилагает большую заботу, чтобы не нуждаться в других. Некоторые, впрочем, думают, что это ящик, футляр, в котором лежали книги. Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? чтобы передать их верующим, чтобы они имели их вместо него. Особенно кожаные.Вероятно, они содержали в себе нечто более ценное.

2Тим.4:14 – Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Апостол вспоминает об этом искушении не с тем, чтобы укорить того человека, но чтобы убедить ученика мужественно переносить искушения со стороны ничтожных и презренных людей. Многие, подвергаясь оскорблениям со стороны знатных людей, переносят их, находя себе утешение в высоком положении своих оскорбителей. Терпеть же от ничтожных и отверженных людей причиняет большую скорбь. Поэтому Павел и говорит: много сделал мне зла, вместо: сильно и разно страдать меня заставлял. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уже никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества. Мужайся, говорит Апостол: это не пройдет ему безнаказанно, но да воздаст ему Господь, вместо: воздаст; ибо это великое пророчество, а не клятва. Это сказано Павлом не потому, чтобы святые радовались наказаниям, но потому, что дело проповеди имело нужду в усмирении препятствовавших ему, а также и слабейшие из верующих весьма много утешались этим.

2Тим.4:15 –Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.Не сказал: причини скорбь, накажи, хотя по благодати Святого Духа он мог это сделать, но заповедует беречь себя, то есть уклоняться, удаляться от него, предоставляя наказание Богу. То есть войну ведет и противодействует благовестию Евангелия.

[И.Л. – Противодействие проповеди есть самая настоящая вражда, война против Бога. И какой бы сан ни носил человек, вплоть до патриарха и папы, но если он противодействует благовестию Евангелия, он этим показывает, что он не рожден свыше, и благодать Духа Святого не коснулась его. Если при гласе пророков всё должно было замирать – и небо и земля, то какое горе ждет тех, кто противодействует благовестию Евангелия. Ис.1:2 – «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Отнимает хлеб в блокадном городе, отнимает воду в знойной пустыне тот, кто противодействует благовестию Евангелия. Во времена Христа и Апостолов более всего противодействовали проповеди христопродавцы иудеи, и мы знаем, что их постигло за это. Как говорит Иоанн Златоуст, Бог как бы растоптал засохшую грязь и размел по всему миру. Две тысячи лет они не могут собраться воедино. 1Фесс.2:16 – «Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца». Подобны им те, кто противодействует благовестию Евангелия.]

2Тим.4:16 – При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!Снова Апостол повествует о других искушениях, чтобы более ободрить своего ученика. Но о каком он говорит первом ответе? Он еще прежде был представлен Нерону и избежал смерти, так что с того времени и проповедовал; но когда он обратил его виночерпия, тогда Нерон, воспылав гневом, отсек ему голову. Апостол высказывает скорбь словами: все меня оставили. Как бы так он говорит: даже свои изменили мне, и я был лишен всякого утешения. Поэтому и ты, будучи оставлен в опасных случаях, имей утешение в моем примере. Видишь ли, как он щадит близких к нему? Конечно, они, близкие его сотрудники, сделали тяжкий проступок, оставив его. Ибо не одно и то же – быть оставленным посторонними людьми и своими. Однако Апостол молится, чтобы это не было им вменено, конечно, от Бога, иначе это большой грех и заслуживает быть вмененным.

2Тим.4:17 – Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.Это опять утешение для ученика; ибо показывает, что человеку, оставленному людьми, Бог не попускает потерпеть что-либо бедственное. И укрепил меня.То есть даровал дерзновение, не попустил пасть. Посмотри, как велико его смиренномудрие. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но дабы мной утвердилось благовестие, или прошло из конца в конец и исполнилось. Это подобно тому, как если бы кто носил багряницу и диадему, и из-за них спасался. Чтобы всем сделались известны и слава проповеди, и попечение о мне Промысла. И я избавился из львиных челюстей.То есть от Нерона. Он называет его львом, по причине могущества его царства и непреклонности. Видишь, как близок он был к смерти, попав в самые челюсти льва.

[И.Л. – Пошло второе тысячелетие после крещения Руси. В православной церкви встречались дивные проповедники. Остались их труды. Но почему даже и они не исполнили прямое повеление Иисуса идти в мир? Всё стало происходить совершенно наоборот: появлялся проповедник или святой, известный подвижник, и люди устремлялись к нему, в самые потаенные места. Можем ли мы предположить, что рядом с именем Апостола Павла стоит другое слово, из арсенала тех, кто позже появлися в церкви: затворник, пустынник, молчальник, гробокопатель, столпник. Этого нельзя даже вообразить. Слава проповеди – это слава Христу за спасенные души, за сеяние евангельского семени, за то, за что проповедник получит славу в вечности. Все вышеперечисленные звания не могут претендовать на славу проповеди. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Православные, устремимся на славу проповеди!Преподобный Исидор Пелусиот говорит так: ««Горе же беременньм и питающим сосцами в те дни!» (Мф. 24:19), – сказано душам, которые чреваты Божественной любовью, но не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога и твердо стоять за нее, а приобрели только детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют твердого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего». «Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души, необходимо исповедание устами и словами. Недостаточно исповедание словом, необходимо исповедание делами и жизнью» свт. Игнатий Брянчанинов.]

2Тим.4:18 – И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.Пред сим Он избавил меня от телесной смерти; поскольку же я довольно уже проповедовал, то далее, надеюсь, Он избавит меня уже не от телесной смерти, так как я уже становлюсь жертвою, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертью, но даст до крови противостоять греху, что значит избавиться от мысленного льва. Итак, это последнее избавление, когда ему предстояло быть преданным на смерть, важнее первого, когда он избежал смерти. То есть избавит меня от всякого греха и сохранит там. Ибо спастись для Царствия Небесного значит умереть за него здесь. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную(Ин.12:25). Вот истинное спасение, когда мы просияем так. Вот славословие Сыну, как и Отцу; ибо Он – Господь.

2Тим.4:19 – Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.Это те лица, которые, восприняли и научили вере Аполлоса, гостеприимством которых пользовался и сам Павел, и о которых он постоянно вспоминал. Жену он поставляет прежде, потому что она была усерднее и более предана вере, она научила вере и Аполлоса. Или Апостол делает это безразлично. Приветствие же свое высказывает, чтобы отчасти утешить их, отчасти выразить этим почтение и любовь и – что важнее – преподать великую благодать. Ибо и одно приветствие такого блаженного и святого мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоился его. И дом Онисифоров.То есть домашних его. Сам он был в Риме и служил Павлу в узах, как выше сказано. Своим приветствием Апостол делает их более усердными для преуспевания в подобных делах.

2Тим.4:20 – Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.Так как о них Апостол не вспоминал, то теперь вспоминает и показывает, что он всеми оставлен, побуждая тем Тимофея скорее придти к нему. Почему Апостол не исцелил больного Трофима? Потому, что не всё могут делать святые, так как это дело Божие, чтобы люди не боготворили их. Так и Моисей, с детства косноязычный, не исцелил себя и не вошел в обетованную землю, чтобы его не почли за Бога. Так и сам Павел имел сильную болезнь. Милит находится близ Ефеса. Следовательно, Павел оставил Трофима в Милите или тогда, когда отплывал в Иудею, или после того, как побывал в Риме и снова возвратился в эти страны, – затрудняемся сказать.

2Тим.4:21 – Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.Так как я совершенно оставлен всеми, как это ты видишь, то поспеши придти. Не говорит: прежде моей смерти, так как это опечалило бы, но: дабы не встретить затруднений от зимы – увидеть меня, хотя этого и не сказано. Об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской Церкви. Видишь ли, как и жены были усердны и пламенны в вере, как и они распяли себя для мира? Ибо и этот род нисколько не ниже мужчин, если хочет. И в житейских делах они много способствуют жизни, так как берут на себя заведование домашним хозяйством и тем дают возможность своим мужьям беспрепятственно заниматься общественными делами. И в духовных делах они даже более мужей могут преуспевать в целомудрии, святости, скромности и посте, вообще женскому полу нет никаких препятствий к добродетели, если они желают. Уже не вспоминает их по имени, – так много были верующих; вспоминает же поименно только более прославившихся, так как они уже отрешились от мирских дел и были пламеннее духом.

2Тим.4:22 –Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.Не скорби, говорит, что я нахожусь далеко от тебя; Господь с тобой. И не сказал: с тобой, но: со духом твоим. Сугубая помощь: от благодати Духа и от Бога, помогающего ей. И иначе Апостол дает понять то: Господь тогда с нами бывает, когда мы имеем с собой Духа и злостью не изгоняем Его. Наконец, испрашивает и себе благодати, чтобы всегда быть благоугодными Богу и иметь от Него благодать. Как видящий царя и пользующийся его благоволением не чувствует никакой скорби, так и мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись бедствиям, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас. Этого же иначе и быть не может, как только если мы будем делать угодное Господу. Подобно тому, как в домах те слуги пользуются благоволением господ, которые делают угодное им, так и каждый из нас будет иметь благодать от общего всем Владыки, если будет заботиться о том, что принадлежит Ему. Да исполнится же так Его промышление о всех, Ему слава во веки. Аминь.

 

Послание к Титу Апостола

Павла

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Тит.1:1– Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию.Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, Апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном. Понимать это можно по-разному: или – что я стал Апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или – что я избран Апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому всё есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: и познанию истины,то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал подобно прочим избранным и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: истины.Ибо они – не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий. Сказав: истины, прибавил: относящейся к благочестию, потому что и в житейских делах есть познание истины. Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об истине по благочестию.

Тит.1:2 – В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен.Сказав, насколько облагодетельствовал нас Бог для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины – величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали Его, то мы и надеемся, говорит, на вечную жизнь. Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами в надежде вечной жизнион ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградой настоящую жизнь. Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит, Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, – и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, – это указывает на наше благородство.

Тит.1:3– А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога.Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: время Господу действовать(Пс.118:126). Итак, в свое, говорит, время, то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил? Слово Свое, то есть Евангелие. Каким образом? В проповеди,то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так имы проповедуем то, что нам повелено конечно, только в слух всех, как и Христос сказал: проповедуйте на кровлях (Мф.10:27), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: явил в свое время, то есть вечную жизнь, но он привел не так, а – явил Свое слово. Справедливо. Ибо Евангелие всё объемлет, как то, что в настоящее время нам дано: благочестие, веру, истину, так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под Словом Егоразумели Сына. Эта проповедь, говорит, поручена мне. Итак, если поручено, то я не должен мыслить того, что недостойно Поручившего мне, не должен притворяться, или выражать неудовольствие на то, что мне поручено. К тому же это поручено мне по повелению, иначе сказать: я невольно вынуждаюсь делать это. Из того, что должно делать, одно делается по повелению, другое – по увещанию. Например:примирись с братом твоим(Мф.5:24), – это повеление, и кто не исполнит его, наказывается; но: продай имение твое (Мф.19:21), если желаешь, и еще: кто может вместить, да вместит– это увещания, и не исполняющий их не наказывается. Итак, говорит, мне поручена проповедь по повелению, так что мне необходимо исполнить его. Горе мне, если не благовествую(1Кор.9:16), и это не по властолюбию, а по нужде. Чье же повеление? Спасителя Бога. Поэтому, если повелел это Бог, желающий нашего спасения, то как я не покажу своего расположения спасительному делу?

[И.Л. – Если сегодня было бы дано задание на бумаге в виде графика изобразить хронометраж времени от раннего утра до позднего вечера, то какое место займет проповедь? Но как говорит Апостол Павел, и как вторит ему блаженный Феофилакт: «Мне поручена проповедь по повелению Божию». Сегодняшние пастыри могут сказать о себе только то, что они служители алтаря, и им это поручено по повелению священноначалия. На каком архиерейском соборе, на каком епархиальном собрании за тысячу лет на Руси ставился во главу угла вопрос о проповеди Евангелия по всему миру? Так, чтобы разъезжаясь после торжественных богослужений и трапез, каждый из них вёз не награды – набедренники, камилавки и митры, но хвалился бы перед всеми тем, что ему поручена великая миссия благовествовать о Христе. И чтобы каждый из них с радостным лицом и сердцем торжественно провозглашал повсюду: «Мне поручена проповедь по повелению Божию и по повелению моего любимого архиерея – благовестника, который отныне будет для меня в этом деле примером всегда». ]

Тит.1:4 –Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.Сын может быть и не истинный, как блудник христианин, или корыстолюбец: такой сын, хотя и возрожден чрез крещение, но не истинный, потому что недостоин отца. Назвав Тита сыном и усвоив себе звание отца, Апостол снова уменьшает эту честь, говоря: по вере я не имеют ничего больше в сравнении с тобой, ибо она общая и ею возродились как я, так и ты. Почему же Апостол называет его своим сыном? Или чтобы показать свою любовь к нему, или потому, что он сам крестил Тита. Так как у обоих одна и та же вера, – они братья друг другу. А так как Павел крестил Тита, он отец ему. Итак, выражение по общей вереозначает братство. И этим указывает на братство, когда говорит:от Бога Отца, он возбуждает Тита, чтобы тот помнил, чей он сын, именно – Божий. Смотри, как он чего желает простым людям, того же желает епископу и учителю. Ибо ему самому более других нужна благодатная Божия сила, как несущему претяжелые бремена, нужна милость, как такому, которому трудно избегать повинности пред Богом во многом, нужен мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывную борьбу. Ибо и одно исправное прохождение епископства возводит на небо, и одна неисправность низводит в ад.

Тит.1:5 – Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.Подобно тому, как в домашнем быту из приставленных на служение один делает одно, другой – другое, точно так и они разделили между собой вселенную по частям, и все трудились. На это именно и указывается здесь словами оставил тебя в Крите, потому что сам он, очевидно, отправился в другое место, чтобы трудиться там. Смотри, как он не стесняется писать ученику, чтобы тот довершил недоконченное им. Он заботился об общей пользе, а не о своей собственной чести. Обрати внимание также и на то, что всё это он исправлял сам; что же вело к чести, или похвале, это он поручает ученику, – разумею рукоположение епископов и всё прочее, что имело нужду в большем устройстве. Так он называет здесь епископов, и в Послании к Тимофею. По всем городам, говорит. Он не желал, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый город имел своего пастыря. Таким образом и труд будет легче, и наблюдение тщательнее.

Тит.1:6 – Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.Если ведет жизнь, свободную от нарекания, если никто не укоряет его за образ жизни. Ибо если свет, говорит, тьма, то тьма во сколько более? Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископы женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, как он будет хорошим предстоятелем в Церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же – не беспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами. Кто не воспитал собственных детей, как будет управлять другими? Ясно, что если бы он сначала хорошо и заботливо воспитывал своих детей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Апостол не сказал просто: не распутных детей, но даже совсем свободных от укоризны в распутстве и свободных от дурного подозрения.

Тит.1:7 – Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец.Как он может быть беспорочен, если у него неверующие и невоспитанные дети? Бог поставил его над домом Своим, Божие занимает он место; поэтому во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его. Гражданские начальники властвуют над подчиненными силой закона, посему могут проявлять дерзость и самолюбие. Епископ же управляет добровольно подчиненными ему, и он не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно, самовольно и не спрашивая мнения своих подчиненных, ибо это будет насильственно. Не гневлив.За самолюбием необходимо следует гневливость, от которой также, само собой, следовательно, епископ должен воздерживаться. Ибо как он научит других обуздывать эту страсть, если не научил этому самого себя? Не пьяница. То есть оскорбитель. Какая необходимость оскорблять? Непокорных следует приводить в страх геенной, а не оскорблять. Не бийца.Ни руками не наносящий побоев, ни словами горькими и ожесточительными. Ибо он врач. А врач скорее врачует раны, но не наносит их сам. Не корыстолюбец.То есть показывающий великое презрение к богатству. В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна.

Тит.1:8 – Но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан.Не только не получать прибыль, но и все раздавать странникам. Любящий добро.Так называет Апостол кроткого, умеренного и независтливого. Целомудрен.То есть чист. Справедлив.Нелицеприятен в отношении к людям. Благочестив.То есть благоговейный ко всему божественному, не опускающий ничего в отношении к Богу. Воздержанному не только в пище, но и на язык, руки и постыдные взоры; ибо в том и состоит истинное воздержание.

Тит.1:9 – Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.Вместо: заботящийся, пекущийся об этом деле. Истинного, или преподанного посредством веры, а не посредством умствования. Поэтому и сказал: согласно с учением, показывая, что он мог учить и без внешней мудрости. Не торжественность выражений нужна, а опытность в Писаниях и сила в мыслях. Ибо такое только учение будет иметь успех, как и учение самого Павла. Чтобы как своих охранял и укреплял, так и врагов отражал. Ибо кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякий разум в послушание Христу, ни своих утешать, вразумлять и утверждать, тот лжеепископ. Другие добродетели можно находить и в подчиненных, как то: страннолюбие, здравомыслие и прочее; но что более всего характеризует епископа – это учительство.

[И.Л. – В любом деле, в любой профессии практика и опыт при приеме на работу имеют наиважнейшее значение. По этому же принципу, обращая внимание на опытность в деле проповеди, опытность в Писании и силу в мыслях, должно бы принимать на служение пастыря. А сегодня главное внимание архиерей обращает только на то, как тот может совершать богослужение и требы, собирать деньги и отчислять в епархию. Кому не ясно, что это совершенно не имеет ничего общего с вышеуказанными словами Павла и Феофилакта, и фактически есть новый опыт во вновь созданной религии, ничего общего не имеющей с православием, которому послужили истолкователи Священного Писания. Иоанн Златоуст говорит о необходимости тщательно исследывать Писание: «Все мы, не радящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?»; «Нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и постоянная молитва, чтобы хоть немного прозреть в святилище слова Божия»; «Будем исследовать Писание, чтобы не коснулся нас грядущий губительный для душ голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром». Прп. Симеон Новый Богослов: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведет естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших. Кто остается непричастным Его Божественной благодати, тот остается и не исцеленным; а кто причащается Его благодати, у того душа перестает быть больной».]

Тит.1:10 – Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных.Он указал на корень всех зол – непокорность. Так как непокорный не хочет состоять под начальством, а наскакивает, чтобы начальствовать над другими, – очевидно ничему здравому и правому не научился, потому что не хотел снести, чтобы его учили. Прельщающий себя и других есть суеслов и умопрельщенный. Особенно из обрезанных.Их и Господь укорял в любоначалии, потому что они не оставили этого недуга и после того, как уверовали.

Тит.1:11– Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.То есть сильно, обличать, чтобы замыкались у них уста. А что пользы, когда они из не покоряющихся истине? Для них – никакой, но полезно это для тех, которых они могут развратить, если епископ будет молчать; за развращение их сам епископ даст ответ. Посему таким нужно заграждать уста: если не можешь, не будь епископом. Видишь, что значит непокорность в связи с сребролюбием и постыдной корыстью, как они развращают домы! Они – рычаги в руках диавола, посредством которых он разрушает домы Божии.

Тит.1:12-13 –Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере.Спрашивается, почему он привел свидетельство из греческих писателей и одобрил его, хотя оно несправедливо? Да и кто это сказал? Правда, сказал Эпименид, более всех греческих мудрецов занимавшийся предсказаниями и умилостивлением богов и славившийся благодетельным даром прорицания. Он, действительно, когда увидел, что критяне воздвигли гробницу Зевсу и стали почитать его как какого-нибудь человека, как бы ревнуя о славе отечественного бога, составил следующее обращение к Зевсу: будучи таким-то и таким-то, критяне воздвигли тебе гробницу; между тем ты не умер, ты всегда живешь. Этому изречению Павел дает теперь свидетельство истины. Как же он делает это? Ведь если сказано истинно, – значит, Зевс бессмертен. Нет, не на это Апостол обратил внимание, говоря, что свидетельство истинно, но на то, что Эпименид назвал критян лжецами и прочее. А какая польза в языческом свидетельстве? Чрез это он лучше всего подействовал на них, представляя им в доказательство их надменности их собственных писателей. Павел обычно делает так, подобным образом он рассуждал и с афинянами на основании Арата, что тот приписывает лжеименному богу Зевсу, то он относит к истинному Богу, так как на основании их собственных свидетельств они лучше могут убедиться. Подобным образом и с иудеями он говорит на основании пророков, а не на основании Евангелий. Так поступает и Бог, привлекая к Себе каждого привычным и верным для него путем. Так, волхвов – посредством звезды (Мф.гл.2), Саула чрез волшебницу (1Цар.гл.18), так как тот верил ей, а гадателей – чрез животных (коров), везших кивот; и это не значит, что языческие гадатели говорят правду, – напротив, он обличает их их же устами. И Валааму Бог дозволяет благословлять и пророчествовать (Числ.гл.23 и 24). Ибо обычно всегда оказывает снисхождение для нашей пользы. Почему же Христос и Павел запрещали демонам говорить и свидетельствовать? Потому что достаточно было знамений, чтобы верить, и Христос Сам проповедовал о Себе, и этого было достаточно. Притом, демонам не воздавалось поклонения, а идол не сам вещал. Поэтому бесам и запрещалось говорить. Так как они, говорит, лжецы, что объясняется их коварством, и чревоугодливы, то для них нужно сильное и обличительное слово, ибо кротость для них бесполезна. Как тот, кто укоряет кроткого человека, губит его, так и тот, кто льстит бесстыдному человеку, портит его, не давая ему узнать себя самого. Здесь, говорит Апостол, не чужих должно обличать, а своих.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.