|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 18 страницаЕвр.1:4 –Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.В начале послания сравнивал Его с пророками по причине немощи слушающих, теперь, продолжая, поставляет Его выше Ангелов, мало-помалу приводя слушателей к истине. Слово будучи употреблено вместо: явившись, как и Иоанн говорит: Идущий за мною стал впереди меня (Ин.1:15), то есть явился почетнее меня. Ведь он говорит здесь не о природе Его по существу. По плоти, без сомнения, сказано: наследовал,потому что как Бог Слово Он имел это имя всегда. Точно так же и мы говорим о человеке и низкое, и высокое, как например, если скажем: великое дело – человек, мы называем всё, что есть в нем лучшего; если же скажем: человек – земля и пепел, – назовем всё худшее. Так точно и о Господе иногда мы говорим всё, что относится к свойствам Божества, а иногда – к свойствам плоти. Евр.1:5 – Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?Откуда, говорит, видно, что Он лучше Ангелов? Из имени Его: имя Сын означает истинное рождение, то есть что Он из Него. Если Он Сын по благодати, то ниже Ангелов. Выражение Я ныне родил Тебяозначает не что иное, как то, что Он от начала, с которого и Отец. Как выражение: «сый» («сущий») употребляется о Боге в настоящем времени, потому что оно более всего прилично Ему: так точно и выражение: ныне.Впрочем, некоторые считали, что словаЯ ныне родил Тебя сказаны не о предвечном рождении, а о рождении Его по плоти. Ибо и оно было свыше: от Святого Духа, по благословению Отца. Это, очевидно, сказано в отношении плоти. Ибо, когда Он принял ее, то уже всё подобное без опасения говорится о Нем. Итак, воспринятая природа унаследовала подлинное имя Сына, которое имело Слово, соединившись с ней, так как она ипостасна в Нем, как и Ангел сказал: и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35), и еще: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего(Лк.1:32). Этого никто не получил из Ангелов. Если же некоторые из праведников и называются сынами Божиими, то по благодати; а у Христа не так: у Него сыновство по ипостасному тождеству с воспринятой Им человеческой плотью. Евр.1:6– Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.Христос называет Свое пришествие во плоти исходом, например, когда говорит: вышел сеятель сеять(Мф.13:3), и еще: Я исшел от Отца(Ин.16:28). И справедливо, ибо мы были вне Бога, и Он, сойдя к нам как посланник, живя с нами и очищая нас, примирил с Царем. А Павел теперь называет пришествие Его входом, взяв это переносное выражение из примера наследников, получающих в наследство какое-либо имущество. Ибо это и означает выражение: вводит, когда Отец вручил Сыну вселенную; ибо тогда Он принял ее, добровольно подчинившуюся, в свое владение, когда и был познан. Вводится же не иначе, как во плоти. Ибо Он как Бог Слово в мире был, и мир чрез Него начал быть(Ин.1:10). Отца он представляет вводящим Сына, чтобы сделать речь приятной. Григорий же Нисский и святой Кирилл так поняли выражение вводит,что до воплощения Он не имел ничего общего с творением, будучи как Бог бестелесен; когда же воплотился, тогда, приобщившись твари, поскольку тварное соединил в Себе, Он, как говорится, и был введен в творение. Очевидно, поклонятся Тому, Который принял плоть. Здесь показывает также, что настолько Он превосходнее Ангелов, насколько владыка превосходнее рабов, подобно тому, как если бы кто, вводя кого-нибудь в дом, повелел предстоящим там тотчас поклониться ему. Евр.1:7– Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.Вот величайшее между ними различие: они созданы, а Он не создан. Выражение Ты творишь означает приведение из небытия в бытие. Не пред одними только Ангелами Он имеет превосходство, но и пред всеми служебными силами. Не сказал: сотворил, но творишь, то есть сохраняя Словом, которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: Отец Мой доныне делает (Ин.5:17), то есть содержит всё, сотворенное и оконченное уже, и сохраняет для того, чтобы довести до совершенства. Евр.1:8 – А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.Ангелы создания и творения, ибо о них сказано: Ты творишь. А Сын не творение: о Нем не сказано: Ты творишь;но Царь, Владыка, Бог, Престол усвояется Ему, что служит знаком Царствия, и престол вечный. Это против Павла Самосатского, представляющего простым человеком истинного Бога и вечного Царя; и против Ария. Жезл царствия Твоего – жезл правоты.Вот и другой знак царствия. Евр.1:9 – Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя. Посему говорит: Боже, помазал Тебя Бог,то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. Елеем радости, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо не мероюХристос получил Духа (Ин.3:34), не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его – все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: не прикасайтесь к помазанным Моим(Пс.104:15). Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости, Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Заметь же, что словом Боже, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение и Слово было Бог(Ин.1:1), в котором слово Богбез артикля, представляет Его не собственно Богом. Евр.1:10 –И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих.Дабы ты, слыша слова: когда вводит Первородного во вселенную,не подумал, что это дар, данный Ему впоследствии от Отца, показывает теперь, что Он Творец вселенной не в последнее время, но издревле. Это также против Павла Самосатского, и утверждает, что Христос – прежде Марии, так как Он Творец твари. И против Ария, считающего Его помощником или лучше орудием, так как выше было сказано: чрез Которого и веки сотворил(стих 2). Вот здесь Он и представляется Творцом. Смотри, как соединяются вместе учение о несозданном существе и учение о домостроительстве, и иногда по причине первого – высокое, и иногда по причине второго – низкое. Евр.1:11-12 – Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Всё изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих – знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся. Евр.1:13 – Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там. Евр.1:14 – Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?Возвышает умы слушателей, показывая великое попечение о нас Божие, если даже Ангелов, превосходящих нас, поставил Он служить нашему спасению. Кажется, также нападает на некоторых, воздающих сверхдолжное почитание Ангелам, и в особенности на всех вообще евреев, преданных данному чрез Ангелов закону и служению их в нем, даже предпочитающих их Христу. Итак, говорит, не служите им, ибо они сослужители наши. Посмотри какое небольшое различие полагает он между тварями, хотя большое расстояние между Ангелами и людьми, однако он поставил их близ нас, ибо твари не много возвышаются над тварями. Послужили же Ангелы много и в Ветхом и в Новом Завете: когда помогали Иосифу советом (Мф.1:24), когда благовестили пастырям, когда сидели при гробе и возвещали воскресение Христово и когда поучали, что Он придет таким же образом, как и вознесся. Ангел являлся Корнилию (Деян.11:13), Филиппу (Деян.8:26), Петру в темнице (Деян.12:7), и вообще бесчисленное множество таких примеров. Заметь, что ангельское дело – служить спасению людей, больше же делу Самого Христа. Посему не должно пренебрегать таким служением.
ГЛАВА ВТОРАЯ Евр.2:1– Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и Ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, – нет, но против мнения тех, которые с большой славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым. Чтобы не отпасть, то есть чтобы нам не погибнуть. Выражение заимствовал из Притчей: сын мой, говорит Премудрый, не упускай(Пр.3:21), выражая и легкость отпадения, и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно восстановить. Евр.2:2– Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние.Вот он открывает свое желание. Под словом, сказанным чрез Ангелов, нужно разуметь или Десять Заповедей, ибо справедливо, что тогда присутствовали Ангелы, которым вверен был еврейский народ, они и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как говорится в Послании к Галатам: преподан чрез Ангелов (Гал.3:19), и в другом месте:которые приняли закон при служении Ангелов(Деян.7:53); или под словом должно разуметь все повеления в Ветхом Завете, преподанные чрез Ангелов, как например, на месте плача во время судей, при Самсоне (Суд.2:1, 13:3). Поэтому и не сказал: «закон», но: слово, чтобы обозначить это. Итак, всё это твердо, то есть было истинно и угрозы приведены в исполнение, и ничего из этого не пропало. Не так, чтобы одно получило, а другое нет; но всякое,и ничто не осталось ненаказанным. Наказание называет воздаянием, и хотя это слово употребляется в хорошем смысле, но Апостол не заботится о выражениях. Евр.2:3– То как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.Там слово,здесь спасение. Если и там было спасение, то не великое: избавлялись от неприятелей и получали, земные блага; здесь же далеко большее. Поэтому и сказал: о толиком. Ибо разрушение смерти, погибель демонов, Царство Небесное – все это приходит вам по слову Сына. Придавая достоверность своим словам, говорит, что спасение это возвещено не чрез пророков или Ангелов, но от Самого Владыки всех, от Самого источника получило начало; затем распространилось и среди нас истинно и верно чрез самовидцев Слова и слуг. Об этом и Лука говорит (Лк.1:2). Они твердо наставили нас. Как же в другом месте Апостол говорит: не от людей слышал (Гал.1:12)? Потому что там важно и необходимо было настоять на мысли, что он не учился у людей. Ибо его осуждали, что он не слышал Господа, и потому он подвергался опасности, что его проповедь не будет иметь веры со стороны его учеников. А теперь нет такой нужды в этом. Ибо не евреям он проповедовал, не у них, и осуждали его, что он учился у людей, а не у Христа. Евр.2:4 – При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?Показывает, что он принял это не от людей, а от Бога. Сказав: утвердилось, показывает – как. Чтобы кто-нибудь не сказал, что слышавшие ошиблись, говорит: Бог свидетельствовал вместе с ними; Он не свидетельствовал бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидетельствуют, говорит, они; вместе с ними свидетельствует и Бог – не голосом, а знамением и чудесами, которые подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы верим Богу, а не людям. Выражая обилие дарований, сказал: различными. Так как и чародеи совершают многие знамения, поэтому сказал: силами. Те знамения – не силы, а бессилие, вымысел и пустые призраки. Ибо знамения чародеев – не от Духа Святого, а обманы нечистых демонов. Дает при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что раздаяния Духапроисходят по Его воле. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто-нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым. Евр.2:5 – Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.Показывая еще превосходство Сына пред Ангелами, говорит, что не им покорил Бог вселенную, то есть этот мир, но Сыну. Называет еебудущей потому что Сын Божий был всегда, а она должна была явиться, потому что прежде, очевидно, не существовала. Посему в отношении к вечному существованию Сына вселенная и была грядущей. То есть о вселенной, о которой сказали выше:когда вводит Первородного во вселенную(Евр.1:6). Посему, да не ищет твой ум заблуждающийся другой вселенной. Некоторые под будущей вселенной разумели будущий мир. Об этом мире, говорит, у нас вся речь. Тогда Ангелы предстанут, как слуги, а Сын воссядет, как Судия. Евр.2:6-8 –Напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено.Не называет имени сказанного, так как говорит с людьми сведущими в Писаниях. Всё это сказано о человечестве вообще, преимущественно же, однако, может относиться ко Христу по плоти. Ибо Он, Сын Божий, посетил ничтожное человеческое естество и, восприняв его и соединив с Собой, соделался превыше всех. Так как они подвергались преследованиям и страдали, то чтобы не сказали: как ты говоришь, что всё покорено, когда мы подвергаемся изгнанию и преследованию со стороны Его врагов? – значит, они еще не покорены, и ты обольщаешь нас? – поэтому говорит: не смущайся и не малодушествуй: всё будет покорено Ему. И в Писании сказано: покорил. То, что несомненно произойдет, хотя еще и не произошло, названо как совершившееся. Итак, не скорби, что ты претерпеваешь бедствия: еще не всех победила проповедь, еще не настало время совершенного покорения, однако, несомненно, они покорятся. Евр.2:9– Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.Старается показать, что сказанное относится ко Христу, и говорит: хотя выражение всё покорил, казалось бы, только относится к Нему, однако мы показали, что и это, несомненно, исполнится. Но быть мало чем умаленным сравнительно с Ангелами – более относится к Нему, чем к нам. Ибо Он, пробыв три дня во аде как человек, не много умален пред Ангелами, так как они совершенно непричастны смерти. А мы, надолго подверженные тлению, не немного, но совсем много умалены в сравнении с ними. И быть увенчанным славой и честьюза страдание – относится более к Нему, чем к нам. Сказав: за претерпение смерти,Апостол обозначил истинную смерть, – не воображение смерти, то было действительно страдание. Напомнил о кресте и смерти, чтобы убедить их мужественно переносить несчастия, взирая на Учителя. Но крест, говорит, сделался для Него славой и честью; посему и для вас должны быть славой и честью ваши несчастия и страдания. Итак, зачем вам избегать того, что венчает вас? Он пострадал за тебя, раба; ты ли не перенесешь страданий за Него, Господа? Не по долгу, а по благодати Бог отдал нам Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хотя и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусить. Ибо, действительно, как бы вкусивши, так как малое время оставался в смерти. Он тотчас воскрес. И в этом отношении Он, следовательно, лучше Ангелов, потому что явился выше смерти. Подобно тому, как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленные для него лекарства, прежде сам отведывает их, чтобы убедить больного решиться на принятие их, так и Господь, видя нас, боящихся смерти, Сам вкусил ее, хотя и не имел в том нужды. Он не подлежал смерти, но все сделал по благодати, чтобы показать ее ничтожество и убедить нас смело идти на смерть. Несториане, искажая Писание, говорят: кроме Бога Он вкусил ее за всех, чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божественности, так как она не была соединена с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, – и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо кроме Бога, Господь умер за всех и за самых Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость. [И.Л. – Когда ныне рассказывают о своем обращении православные, то невозможно найти начало их пути во Христе. И как красочно описывает свое обращение, встречу со Христом Апостол Павел. Как непередаваемо захватывающи воспоминания тех, кто лично сам пережил встречу со Христом. Как изменилась его жизнь. Как внезапно такой человек отвращается навсегда от греха и пороков, в которых он утопал. Если бы православные знали Священное Писание в толковании святых отцов, то сколько было бы рассказов, воспоминаний о встрече истинно православных с сектантами и еретиками. И в каждом таком рассказе встречалась бы эта фраза: «Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, – и в таком случае сказанное говорит за нас». А сегодня как бледно, немощно, смешно выглядят православные и их доводы о правоте их веры, когда они беседуют с внешними, с безбожниками и еретиками. Люди нецерковные осмеивают бессмыслицу православных доводов, и, как говорит Афанасий Александрийский, именно из-за таких вера православная в поругании. И главная вина за это поругание и осмеяние православной веры падает на священников, которые сами не исследуют Писание, и паству свою научили только целовать крышку Евангелия, искать внешнего и соблюдать обряды.] Евр.2:10 – Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.То есть Отцу, от Него всё, то есть Он виновник всего. Смотри, выражение от Которого отнесено к Отцу. Если бы это было унизительно и приличествовало только Сыну, оно не прилагалось бы Отцу. Пойми же, что означает выражение: от Которого. Так как сказал: для(по-славянски ради) Которого всё, то, чтобы кто-нибудь не подумал что-либо нелепое, именно, что Он нуждается во всем, ибо предлог «для» имеет такое значение, как например, если скажем: «ради (ради, по причине) человека создана тварь», то Апостол прибавил выражение: от Которого,объясняя, что для (ради)Которого нужно понимать так же, как чрез Него, то есть что от Него произошло всё. Поэтому, когда говорится и о Сыне: от Которого,принимай это вместо: от Него. Это имеет связь с предыдущим:славою и честью увенчал. Смысл слов такой. Отец поступил достойно Своего человеколюбия, что Первородного из всех сынов, имеющих насладиться славой Его, явил славнейшим из всех чрез страдания, чтобы показать и прочим, как должно переносить страдания.Вождя спасения, то есть виновника. Смотри, какое различие между Им и нами. Хотя и Он Сын, и мы сыны, но Он спасает, а мы спасаемся: мы соединяемся с Ним и снова разделяемся. Приводящего многих сынов в славу, чрез это соединяемся. Вождя спасения их, чрез это разделяемся. Заметь, что страдания – совершенство и средство ко спасению, что пострадавший за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам делается славнее и совершеннее. Под совершенством разумей здесь славу, которой Он прославился, и ее понимай в отношении к человечеству; или, что по природе Он имел славу, только среди нас был бесславен, так как не был узнан, Когда же после креста узнан был и прославлен, то говорят, что воспринял славу, которую имел по природе, а не от нас получил. Святой Кирилл совершенством называет бессмертие, которого не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства. Евр.2:11 – Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря.Вот, опять показывает, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говорит, Освящающий,то есть Христос, и освящаемые, то есть мы, все – от Единого,то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы – твари. Обрати также внимание и на превосходство в выражениях. Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство. Смотри, и здесь Его превосходство. Ибо выражением не стыдитсяон показывает, что это не принадлежит природе, но нежной любви Того, Кто не стыдится. Хотя мы и от Единого, но между нами большое различие, как между Творцом и тварями. Евр.2:12 –Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотью пришло и братство. Но и тут опять превосходство. Возвещу, говорит, омраченным, не ведущим; этому подобно: Я открыл имя Твое человекам (Ин.17:6). Евр.2:13 – И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.Чрез это также показывает, что Он стал человеком и братом нашим. Ибо как каждый из людей, так и Он Сам надеется на Него, то есть на Отца. Вместе с тем показывает нам, чтобы мы надеялись на одного Бога, так как и Он Сам, будучи Сыном и ни в чем не нуждаясь, однако, говорит, что надеется на Отца. Некоторые истолковали так: так как, говорят, выше он назвал Христа братом, а ниже – Отцом, то в середине показывает, что это наименования домостроительства последних времен; предвечное же имя Его – Бог. Кто в собственном смысле надеется на другого, как не на Бога? Как бы так говорил: слыша, что Он – брат и отец, не подумайте, что Он один из многих; Он Бог, говорит, на Него, как свидетельствует Писание, – нужно надеяться, так что здесь нет речи от лица Христа, но от пророка, говорящего: я, пророк, буду надеяться на Самого Христа, как Бога. Но такое понимание не совершенно. Здесь называет Христа нашим Отцом. Дал– это означает благоволение Отца на то, чтобы Он воплотился. Если бы Он не благоволил воплотиться Сыну, то у Него не было бы и детей. [И.Л. – Верующий человек должен быть пропитан Словом Божиим. Это делает его недосягаемым для нечистых духов, смелым, и отважным, и непобедимым. И о чем бы мы ни говорили, мы должны искать подтверждения своим мыслям, соображениям, доводам в Библии, и говорить так, как свидетельствует Писание. И когда нам что-то доказывают не по Библии, а этим более всего занимаются православные батюшки, привыкшие ораторствовать как профсоюзные деятели, мы должны с улыбкой пропеть эти бессмертные слова: Пс.118:113 – «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю».] Евр.2:14 – А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.Итак, да устыдятся те, которые говорят, что Он пришел призрачно и привидением. Ибо Апостол не сказал только, что Он приобщился плоти и крови, как дети, то есть остальные люди; хотя, если бы он и так сказал, довольно было бы для утверждения, что Он воплотился истинно, но и присовокупил: также,чтобы утвердить безразличие с нами и истинное воплощение. Приводит причину домостроительства. Чтобы, говорит, Своею смертью, которую Он воспринял, как очевидно приобщившийся плоти и крови, уничтожить диавола, который владеет смертью. Каким образом? – чрез грех. Так как он сделал, что люди грешат вследствие того первого непослушания, то он был виновником смерти и пользовался ею, как каким-нибудь воином и сильным оружием против человеческой природы. Поэтому и Христос воспользовался против него тем же самым оружием. Поистине, дело великого могущества и мудрости – умертвить врага тем оружием, которым он умертвил многих. Некоторые поняли так: владеющего, говорят, грехом, то есть диавола, так как грех составляет власть и силу смерти. Евр.2:15 – И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.То есть чтобы освободить людей, которые были рабами смерти, боялись ее и были повинны ей, то есть содержались в рабстве у нее, так как она не была еще уничтожена. Или, что древние люди жили в постоянном страхе, всегда ожидая, что они умрут, и при таком страхе они не могли чувствовать никакого удовольствия. На это и намекает Апостол, сказав: через всю жизнь.Итак, были повинны рабству, то есть всегда трепетали смерти, как рабы жестокого господина, не наслаждаясь ничем радостным. Отсюда пойми, что кто боится смерти, тот не свободен и раб всего. И это – утешение для страдающих верующих, если ныне гонимые и заключаемые в узы приятнее и свободнее проводят жизнь, нежели древние, которые, казалось, роскошествовали, когда смерть имела силу. Те, потрясаемые страхом смерти, были рабами, а вы свободны от этого страха. Евр.2:16– Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.То есть не с ангельской природой соединился Господь и не ее носил. Это показывает великую любовь Божию к человеческому роду. Чего, говорит, не даровал Ангелам, то дал людям, чтобы от них воспринять плоть. Не сказал: принял, но:восприемлет, чтобы показать, что Он настиг нашу природу, бежавшую и далеко удалившуюся; и, настигнув, воспринял ее и облекся, соединив с Собой и остановив ее, когда она бежала от Него. Не сказал: природу людей, но семя Авраамово, отчасти желая возвысить их и показать, что род их почтенен, и что они имеют в этом преимущество пред язычниками, так как от них Господь; ибо Павел всегда угождает им, в чем ни для кого нет вреда; отчасти напоминает им обетование:ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки(Быт.13:15). Евр.2:17– Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.Раз, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всем уподобиться нам, то есть родиться воспитаться, возрасти, претерпеть всё, что следовало, наконец, умереть; это и значит – уподобиться во всем. Не для чего-нибудь другого, говорит, Он принял нашу плоть, как для того, чтобы чрез нее помиловать нас и восстановить глубоко падших. Каким образом? Сделавшись нашим первосвященником и нося ту плоть, которую Он воспринял от нас, вместо другой какой-либо жертвы, чтобы очистить нас от грехов и быть нашим посредником пред Богом; ибо мы были во вражде с Ним. Верным– вместо: истинным, который мог бы исполнить дело первосвященника; ибо это долг истинного первосвященника – освободить от грехов тех, коих он есть первосвященник; или что Он приятен Богу в Своем посредничестве пред Ним. Показал, что значит:верным пред Богом, то есть чтобы очистить грехи народа. В этом великое доказательство Его любви, что Он сделал всё, чтобы загладить грехи. Почему не сказал: грехи вселенной, но: народа? Потому что Господь прежде всего имел попечение об иудеях, ради которых Он и пришел преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрез них спаслись и прочие, хотя и вышло наоборот. И Ангел говорит к Иосифу: ибо Он спасет людей Своих от грехов их(Мф.1:21). Таким образом, показывает здесь благородство иудеев и какого попечения они были удостоены от Господа.
|
|||
|