|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 10 страница1Тим.2:13– Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский. 1Тим.2:14 – И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.Почему говорит Апостол, что Адам не прельстился? Потому, что и Писание не говорит этого, напротив, жена сказала: змей обольстил меня(Быт.3:13), а Адам не говорит: жена прельстила меня, но:она дала мне(Быт.3:12). Не одно и то же – быть обольщенным от зверя – раба и подчиненного. Поэтому последнее и есть собственно обольщение. Итак, в сравнении с женщиной Апостол говорит об Адаме, что он не прельстился. Адам даже и не видел, что дерево хорошо для пищи (Быт.3:6), но жена увидела и прельстилась, а потом дала и мужу своему. Таким образом, она была увлечена страстью, а он подчинился жене. Итак, Апостол говорит: учила однажды жена, и всё ниспровергла; поэтому пусть не учит этот род: он легок, легко восприимчив, легко обольстим. Смотри, не сказал Апостол: Ева обольщена, но: жена, разумея под этим именем женскую природу. Подобно тому как чрез Адама вся природа сделалась смертной, так и чрез Еву перешло на всех женщин легкомыслие; по причине этого легкомыслия и преступление имело место прежде в самой Еве. 1Тим.2:15 – Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.Кто? Ева? Нет, но женщина, то есть женский пол. Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения – деторождение, то есть доброе воспитание рожденных; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление. Итак, что же девы? Что же вдовы? Они совсем погибли? Нет, не то говорит Апостол, что они не спасутся собственной добродетелью, а что воспитание детей способствует спасению жен. Жена добродетельная воспитает и детей в добродетели. Присущая ей добродетель через воспитание переходит и в детей. Следовательно, и девица добродетельная несомненно спасается. Мне кажется, что Апостол, запретив выше женам учить в церкви теперь в утешение дает им, кого учить. Если, в самом деле, хочешь учить, – учи своих детей. Некоторые, впрочем, неизвестно почему, деторождение поняли, как рождение, бывшее от Пресвятой Богородицы. Она, говорят, родивши Спасителя, спасла жен. Но такое понимание несообразно с последующею за сим речью. Ибо слушай. Если пребудет в вере.То есть дети, если они сохранят святую веру и догматы. И любви.То есть пребудут в правой жизни. Ибо недостаточно веры: начало и источник правой жизни – любовь. Под святостью Апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все девы, то и прибавил: с целомудрием.Ибо целомудрие не отрицается у тех, которые живут в законном браке. Или просто целомудрием называет чистоту. А что, если порочная мать воспитает детей хорошо? Это хотя и невероятно, однако, если случится, она получит награду за них. А что, если хорошая мать худо воспитает детей? Если она не заботилась и потворствовала им, – понесет участь Илия. Если же, несмотря на все заботы и страдания, не могла сделать их лучшими, что бывает редко, все-таки она получит награду за свои труды, так как и Сын Божий, несмотря на все дела и учение Свое, немного, однако, имел ве рующих.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 1Тим.3:1 – Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.Так как было сомнительно, что матери могут пожинать плоды добродетели своих детей, то Апостол говорит: верно слово, то есть не ложно сказанное и пусть никто не сомневается. Наставление, предписываемое Тимофею касательно епископа, относится к епископам всей вселенной. Если кто, говорит, ищет епископства, я не препятствую; ибо он желает доброго дела. Пусть же он ищет не одного начальства и власти, ибо и Моисей желал дела, а не начальства: он защитил несправедливо обиженного и наказал обидчика. Епископство так называется потому, что имеет надзор за всеми. 1Тим.3:2 – Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен.То есть быть украшенным всеми добродетелями, чтобы ни сам себя, ни другие не порицали его. Поэтому, если кто сознает за собой грехи, пусть и не ищет такого звания, от которого удалил себя своими поступками. Ибо начальник должен быть светильником, чтобы все, смотря на него, просвещались и руководились его жизнью. Если человек, связанный узами брака, заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то как же Апостол говорит: одной жены муж? Некоторые полагают, что он указал на безбрачие епископа. А если не это должно здесь разуметь, то – что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее, то есть не подчиняясь ее желаниям. Говоря сие, Апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женатым. Ибо как мог повелеть это говоривший: желаю, чтобы все люди были, как и я(1Кор.7:7)? Но если бы по тогдашнему времени, говорит, и случилось это, то пусть он будет мужем одной жены. Это сказано также и ради иудеев, у которых дозволялось многоженство. Некоторые же без всякого основания полагали, что Апостол говорит это относительно церкви, – именно говорят, чтобы епископ не переходил от церкви к церкви, потому что это есть любодеяние. Трезв.То есть быть осторожным, всегда неусыпным, внимательно-наблюдательным, чтобы всё видеть и всегда быть готовым ко всякому нужному делу. Целомудрен.То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен.То есть благолепно честен. Ибо если он к одним только местным жителям приветлив, радушен и милостив, то пристрастен. Но ему следует к странникам быть еще более щедрым, ибо это очевиднее свидетельствует о его братолюбии. Учителен. Указанные пред сим качества требуют и от подчиненных, но более всего они должны принадлежать епископу. 1Тим.3:3 – Не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.Не о том говорит здесь Апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и заносчивом. Не бийца.Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками, но о тех, которые безвременно возмущают совесть братии. Научает, как можно быть не пьяницей и не бийцей. Кто кроток, тот не будет сварлив. Так как выше сказал, что ему должно быть страннолюбивым,то теперь прибавляет: не сребролюбив,показывая, что он будет страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ. 1Тим.3:4 – Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью.Об этом говорят также и внешние писатели, что хороший домоправитель в скором времени может сделаться и хорошим правителем государства. В собственном доме он должен показывать пример, ибо кто поверит, что чужого покорит себе тот, кто сына своего не умел удержать в зависимости? Как сделает чужих честными, когда своим кровным попустит жить нечестно? Со всякой честностью,значит – и в слове, и в деле, и в одежде, – и притом пред всеми и во всякое время. 1Тим.3:5– Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?Дом есть не что иное, как малая церковь. Поэтому, если он не может быть хорошим правителем того, что не велико, и легко определимо, и легко ведомо, то где ему управлять нравами и помыслами недомыслимыми стольких душ? Достоин внимания вопрос, почему Апостол, предъявляя к мирянам такие требования:умертвите земные члены ваши(Кол.3:5), и еще: те, которые Христовы, распяли плоть(Гал. 5: 24), от епископа требует теперь меньшего, не соответствующего столь высокому званию, именно: быть не пьяницей, не бийцей и так далее. И Христос, повелевая взять крест свой, говорит: пастырь добрый полагает душу свою за овец (Ин.10:11). Поэтому Павлу следовало требовать от епископа, чтобы он проводил почти ангельскую жизнь, чуждую страстей, приличную высоте его жизни. Послушай, что с такой строгостью в образе жизни немного можно было найти людей, между тем епископов требовалось много, которые бы предстоятельствовали в каждом городе. Поэтому Апостол и требовал умеренной добродетели, которой можно было найти у многих. Но ныне, увы! Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи! [И.Л. – Признав себя творением Божиим, признав над собою владычество Господне и признав истинность всего, написанного в Библии, человек должен заняться разрешением самого главного и трудного вопроса: как ему спастись, как не погибнуть для вечности, – и, уверовав во Христа, приложить все силы, чтобы исполнить волю Божию о себе, исполниться Духом Святым и радостью служения Ему. И если Господь положит на сердце, что ты должен служить Ему пастырем, и, тем более, архипастырем, то как ты должен к этому готовиться, познавая волю Божию ежечасно. Епископов называют ангелами церкви, и святые отцы учат обращаться к ним как к источнику мудрости, как к Самому Христу. Какую ответственность это накладывает на них! Как же могло случиться, что они превратились в диких зверей? Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Иоанн Златоуст, бесстрашный в обличении властей и церковного священноначалия признавался, что никого не боится так, как епископов. Но они-то сами разве не видели себя, разве не имели перед собой Священного Писания, чтобы сравнивать свою деятельность с написанным в нем? Как мало тех из них, кто вопиял вместе с блаженным Феофилактом: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» И у каждого епископа – свой штат, свои защитники (лизоблюды и прихлебатели). И все искали епископского благосклонного взгляда, кидались ему под благословение и считали это за великое счастье и милость Божию. Разве это не говорит о полной слепоте окружения епископа? Если бы паства была под водительством Духа Святого, то неужели никто не сказал бы епископу о той смертельной опасности, в которой пребывает его душа? И тогда, быть может, обличаемые своими овцами они могли бы пасть и принести всенародное покаяние перед Богом, говоря: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» Прошли времена лютых гонений, но они могут начаться, быть может, сегодня же. Бог дает передышку своему воинству. Во времена гонений, как говорят святые отцы и правила карфагенского собора и Григория Неокесарийского, многие погрешали против своей совести и нанимали вместо себя язычников принести жертву, чтобы попасть в списки благонадежных граждан государства. И все эти отступления церковь решительно осуждает. Тем более, сотрудничество с властями, поставление в епископы при содействии властей, уполномоченных по религиозным культам и органов госбезопасности. На этом страхе и лжи пытались сохранить структуру управления церковью, «спасти» ее. И это оправдывалось и продолжает оправдываться сегодня, в мирное время, что, якобы, сергиевская декларация не является каким-то политическим документом – как говорит сегодня патриарх. Когда случались подобные падения епископов, патриархов, пап в первые века христианства, если они приходили в чувство и раскаивались, как святой папа Маркеллин, то они давали завещание церкви не хоронить их, а отдать на съедение псам (7 июля). Они открыто обличали тиранов, становились мучениками, делаясь образцом для всех последующих епископов-отступников, которые кадили фимиамом, восхваляли сатанинский режим. Они дали пример всем будущим отступникам, чтобы те могли, осознав свое предательство, тотчас сложить с себя сан и в слезах вопиять: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» Правила вселенских, поместных соборов и святых отцов отлучают от церкви всех, кто молится с еретиками. Эти правила являются инструкцией по отношению ко всем ересям, экуменизму и Всемирному Совету Церквей (предтече церкви Антихриста). А называющие себя православными епископы во главе с патриархом участвуют в экуменических молениях, в этом диавольском шабаше нечистой силы, давая пример своим пасомым. «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» Григорий Богослов пишет епископам: «Вы, приносящие бескровные жертвы, достославные приставники душ, Вы, которые восседаете на знаменитых престолах, превознесены, а в делах внутреннего благочестия не отличаетесь от прочих, говорите с важностью о том, что делаете слишком легкомысленно. Было время, что сие великое тело Христово было народом совершенным, а что ныне – смешно то видеть. Всем отверст вход в незапертую дверь (т.е. к сану епископа)... Приходите сюда, утучневшие, винопийцы, одевающиеся пышно, обидчики, снедающие народ, льстецы перед сильными, двоедушные, рабы переменчивого времени, – приходите смело: для всех готов широкий престол. Все толпитесь около Божественной трапезы, и теснясь и тесня других... Кто смотрит на вас, тот пойдет противоположной стезей. И это единсвенная польза от вашей испореченности». Свт. Иоанн Златоуст: «...что может быть беззаконее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога... Ныне грехами страдают начальники Церкви... Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями. Это бесчиние получило некоторый законный вид и особенно распространяется: если кто согрешил и обвиняется, то такой старается не о том, чтобы доказать свою невинность, а о том, чтобы найти сообщников для своих преступлений». Симеон Новый Богослов: «Из епископов есть многие из немногих, которые высоки и смиренны худым и противным смирением, которые гоняются за славой человеческой, преозносятся над всеми внизу сидящими... Незванно входят внуть Христова святилища. Вступают без хитона благодати Духа Святого, котрый они никоим образом не восприяли. Входя же, они показывают себя близкими Христу лицами. Дерзко и смонадеянно они прикасаются к Божественным Тайнам». «Кто вручит власть человеку вредному для Церкви, тот будет виновен в дерзких его поступках... Как для избранных не довольно сказать в свое оправдание: я не сам вызвался, я не предвидел и потому не уклонился; так и избирающим нисколько не может помочь то, если они скажут, что не знали избранного; но поэтому самому вина и становится большею, что они приняли того, кого не знали, и кажущееся оправдание служит к увеличению осуждения»; «Священник должен быть не только чист, но и весьма благоразумен и опытен во многом, знать всё житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах... должен быть многосторонним; говорю – многосторонним, но не лукавым, не льстецом, не лицемером, но исполненным великой свободы и смелости и однако умеющим и уступать с пользой, когда потребует этого положение дел, быть кротким и вместе строгим. Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом»; «Отчего происходят такие смятения в церквах? Я думаю, ни от чего иного, как от того, что избрание и назначение предстоятелей совершается без разбора и как случится. Голова должна быть крепкой... а когда она сама по себе слаба и не может отклонять болезненных влияний, то и сама делается еще слабее и вместе с собой губит всё тело» Иоанн Златоуст.] 1Тим.3:6 – Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.Апостол говорит здесь не о том, кто был юн возрастом, как юн был и Тимофей, что мы узнаем из слов Павла: никто да не пренебрегает юностью твоею(1Тим.4:12), но о новообращенном. Ибо, говорит, я насадил(1Кор.3:6). Так как многие из язычников обращались и крестились, то не сразу, говорит, новокрещенного возвышайте до такой власти. Если кто, прежде чем быть исправным учеником, сделается учителем, тот, говорит, возгордится и подвергается тому же осуждению и наказанию, какому подвергается за свою гордость диавол. 1Тим.3:7– Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.То есть от язычников, чтобы и они не порицали его за что-либо, а, напротив, уважали. Но что, если он покажется им хорошим, а на самом деле не будет таким? Это представит большое затруднение. Ибо враги порицают людей праведных. Впрочем, Апостол выставляет на вид не одно это, но вместе с прочими добродетелями, говоря: надлежит ему также иметь доброе свидетельство.А что, если они напрасно будут говорить о нем худо, чтобы оклеветать его? Этого не может быть, потому что человека безукоризненной жизни и они уважают. Они порицают учение его, а не жизнь, подобно как и Апостолов они не называли любодеями и нечестивыми, но – обманщиками, что относилось к одной только проповеди. Если же встретится такой случай, что человека оклевещут ложно, все-таки его не должно поставлять в епископы. Ибо не должно быть того, чтобы чьи-либо души не освещались своим светильником. Да светят дела ваши, чтобы видели люди(Мф.5:16). Если же должно иметь свидетельство от врагов, то тем более от друзей. Чтобы не впасть в нарекание.Имеет в виду поношение со стороны язычников, что может пресечь благотворное действие проповеди. И сеть диавольскую.Или что они скоро умертвят его, или что он будет впадать в те же самые грехи, в какие и они. Да и быть соблазном для многих – тоже сеть диавола. 1Тим.3:8 –Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы.Почему же Апостол опустил пресвитеров? Потому что всё, что он сказал о епископах, относится и к пресвитерам. Действительно, и они получили право учительства и предстоятельства в Церкви, и уступают епископам только в праве совершать рукоположение. Итак, говорит, и диаконы также, то есть должны иметь то же самое, именно: быть страннолюбивыми, кроткими, несварливыми, и прочее. Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность. Не двоязычны.То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, – одно одним, а другое другим. Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: не пристрастны к вину. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. Корыстолюбивый– тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь не корыстолюбивогоза неподкупного и несребролюбивого. 1Тим.3:9 – Хранящие таинство веры в чистой совести.То есть с хранением правого догмата, имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни. 1Тим.3:10 – И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.Как, говорит, относительно епископа я требовал, чтобы он был не новокрещен, так требую, чтобы и эти не были допускаемы до служения, не быв испытаны, но после того, как, быв довольно испытаны, окажутся безукоризненными, подобно тому, как новокупленному рабу никто не поручит распорядительной какой-либо должности, прежде чем он по времени окажет себя на то годным. 1Тим.3:11 –Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.Не о случайных каких-либо женщинах говорит Апостол, но о диакониссах. Ибо сие служение очень нужно и полезно для Церкви. Если бы он говорил не о них, то какая нужда среди речи о мужчинах-диаконах говорить о женщинах? То есть не клеветницы, которые, как обычно старухам, ходят по домам и нашептывают одной про другую. Трезвы.То есть бодрствовать. Так как легок и удобопрельстим род сей, то не должно, говорит, им дремать, но быть бодрыми и бдительными. Верны во всем.То есть стойки и в слове, и в делах. 1Тим.3:12 – Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.Видишь ли, что и от диаконов Апостол требует той же самой добродетели, какой требовал и от епископов. Ибо и они одинаково должны быть чисты и непорочны. Везде он говорит об управлении детьми, чтобы прочие не имели повода к соблазну. 1Тим.3:13 – Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.–Степень, то есть успех. Ибо те, которые показали себя трезвенными в низших должностях, скоро достигнут и высших, чтобы иметь великое дерзновение в вере; то есть чтобы быть более славными не в мирских достоинствах, не в богатстве, но в вере, то есть во всех словах и делах по вере. Так те, кто хорошо исполнял обязанности диакона, были потом славны и на степенях пресвитерства и епископства. 1Тим.3:14-15 – Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.Дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, как будто Павел более не увидится с ним, – он говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, ты должен иметь образец, как подобает тебе жить. Прекрасно Апостол сказал: надеясь. Так как, водимый Духом, он не знал, куда должно идти, то справедливо он сомневается и относительно своего прихода к Тимофею. Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, – Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов. Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как, например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо всё, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных – преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней – Сын Божий; великая жертва – Божественное Тело Его. 1Тим.3:16 – И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.Домостроительство нашего спасения есть тайна. Сия тайна великая,тайна благочестия: ибо она выше всякого сомнения. Что же это за тайна, которую все знают? Весьма многие, но не все. Если же и все знают, то ныне, а прежде не все знали. Притом знают все, что Бог воплотился, а как воплотился, – это сокрыто, и потому – тайна. Обрати же внимание, какова к нам любовь Божия, если Он всецело открыл нам тайну Свою. Так как Павел, давая наставление о священниках, ничего не сказал такого, что находится в книге Левит, – то, говорит, пусть никто не удивляется, если я не рассуждаю о таких маловажных вещах. Великое – наше, и ничего там такого нет. Здесь Бог явился. Каким образом? Во плоти, Ибо по Божественности Он невидим. Совершив всё для спасения людей, хотя Он и не убедил некоторых из непреклонных, однако оправдал Сам Себя, как исполнивший Свое дело; или – то, что Он не сотворил греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9). И праведники по закону духом находились в рабстве. Ибо закон заключал в себе угрозы и наказания, а духа усыновления не имел. Господь же исполнил всякую правду в Духе Святом, будучи с Ним единосущен и имея Его в Себе по природе, а чрез Себя и нам даруя возможность оправдаться чрез Него. Ибо праведники по Евангелию, будучи духовными, далеко превосходят тех, которые некогда оправдывались в законе. О таинство! С нами и Ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде. Ибо говорит Евангелие: и Ангелы приступили и служили Ему(Мф.4:11). И не здесь только, но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения Ангелы поют песнь Ему и благовествуют о Нем пастырям; и во время вознесения служат Ему. Проповедан в народах,находившихся в отчаянии и обольщении, и не только проповедан, но ипринят верою в мире, что служит великим знамением силы Проповеданного и истины проповеди. Вознесся во славе.То есть на облаках, когда Ему служили и Ангелы. Конечно, вознесся на небо не как Илия, как бы на небо, чтобы не сказать, что и самое вознесение есть слава.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 1Тим.4:1 – Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.То есть очевидно, ясно и не прикровенно, как закон и пророки. Так как выше Апостол сказал, что некоторые потерпели кораблекрушение в вере, то не удивляйся, говорит, что теперь некоторые придерживаются иудейских заблуждений. Будет время, когда считающие себя христианами будут творить дела еще худшие. Это Апостол говорит не об иудеях, ибо они были в древние времена, как и в то время, а о маркионитах, энкратитах, манихеях и обо всех их такого рода сборищах. Ибо, внимая сим, они осуждали некоторые яства и брак. Впрочем, Апостол разумеет при сем и все другие ереси; ибо все они от обольщения духов лжи и учения бесовского. Ясно же не упоминает о всех ересях здесь, чтобы тем не посеять их в душах людей: он указывает на ту ересь, которая уже получила начало, именно относительно яств и брака. 1Тим.4:2– Через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей.То есть о чем они лжесловесят, не по неведению лжесловесят, но зная, что это ложно, притворно учат тому, как истинному. 1Тим.4:3 –Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.То есть поскольку они знали за собой много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни, и потому порицала брак. Так как, если бы действительно чиста была их жизнь, то и совесть их была чиста и не порицала бы того, что Бог благословил. Подобно тому, как страдающий желудок осуждает пищу, тогда как сам внутри себя имеет дурные соки для пищеварения. Итак, что же? Мы разве не возбраняем вступать в брак? Никак. Но тех, кто не желает вступать в брак, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее; но отсюда не следует, что брак уже бесчестен, подобно тому, как из того, что золото честнейшее, не следует, что оно честнее честного, и лучшее – лучше хорошего, а не худого. Итак, могущий пусть берется за золото девства, а кто не может этого, пусть принимает серебро брака. Что же? Разве для неверных не создал Бог брашен? Да, но они воздерживаются. Итак, что же? Ужели наслаждение не воспрещено? И очень, но не вкушение пищи. Ибо вкушение блюдет умеренность, а наслаждение не знает меры. Впрочем и наслаждение пищей не само по себе нечисто, но потому, что расслабляет душу предающихся ему. И познавшие истину. Все иудейское было образом, а теперь царствует истина. Иудеям запрещено было многое (Лев.11:2 и след.), не как нечистое, но чтобы искоренить наслаждение, – чтобы они, будучи приведены в стеснительное положение от многих запрещений, – стали закалать быков и овец и таким образом познали, каких богов изобрели себе египтяне. Итак, под истиной разумей или веру во Христа, или просто – ту истину, о которой тотчас будет речь. 1Тим.4:4 – Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением.Ибо всё,сказано, хорошо весьма (Быт.1:31). Сказав: творение Божие, Апостол обозначил всё, что может быть употреблено в пищу, и таким образом уже ниспроверг заблуждение тех, которые вводят несотворенную материю и говорят, что из нее произошло всё. 1Тим.4:5 – Потому что освящается словом Божиим и молитвою.Если освящается что, то не значит ли это, что оно нечисто? Нет, Апостол делает ограничение. Сперва он по существу говорит, что нет ничего нечистого, потом с ограничением: допустим, говорит, что есть что-нибудь нечистое, но ты имеешь врачевство: осени крестным знамением, возблагодари, воздай славу Богу, – и нечистота исчезнет. Ибо благодарение всё очищает, а неблагодарный сам нечист и скверен. Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? Да, если мы не знаем, что это идоложертвенное, но потому, что мы нарушили закон, повелевающий не приобщаться в трапезе демонов. Следовательно, оскверняется произволение твое от преслушания, а пища по природе не бывает нечистой.
|
|||
|