Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 17 страница



[И.Л. – Сегодняшним пастырям неведомо это словосочетание: служение проповеди. Им известно служение алтарю, служба, обедня, служение Родине… Но служение проповеди, т.е. как быть слугой у проповеди Евангелия, быть исполнителем поручений Христа в проповеди, быть глашатаем святой проповеди, живой и рождающей – это современным батюшкам совершенно неизвестно. И отсюда легко сделать заключение, что вся их жизнь, всё служение их – не по Евангелию, а по вымыслам человеческим.]

 Флм.2 – И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви.Может быть, Апфия была супругой Филимона, а Архипп – другом. Если он совоинственник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый Архипп, о котором в послании к Колоссянам пишет: Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе (Кол.4:17).

И домашней твоей церкви. Церковью называет Апостол всех верующих в доме Филимона, включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе.

Флм.3 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.

Флм.4 –Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих.Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – и вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз и благодарю Бога за твою добродетель.

Флм.5 – Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т.е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, – чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какие понудительные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?

Флм.6 –Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.Благодарю, говорит Апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякого доброго дела, т.е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: у вас, чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: в познании всякого дела благого и теперь в вас, т.е. в тебе уже сущего. Сказав: общение веры, св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, Апостол говорит: память о тебе творю, моляся, дабы общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо у вас, то есть, которое есть у тебя.

Во Христе Иисусе. Ко Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.

Флм.7 – Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, т.е. твоего человеколюбивого и общительного расположения сердца. Потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Весьма мудро Апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он рассудит, что если дает другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: даешь святым, но упокоеваешь сердца святых, то есть что они вседушевно принимают твое человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.

Флм.8-9 – Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа.Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокаиваются тобою, тем более я о Христе, т.е. как родивший тебя по Христу, я имел дерзновение повелевать тебе не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. Что должно, или – повелевает тебе потребное, т.е. чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или – что ты почитаешь всех святых: посему и я, соответственно тому, что потребно, т.е. что падает на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я молю. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолить тебя. Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу старцу, т.е. имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему еще другое, более важное преимущество, – это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения!

Флм.10-11 – Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Еще не упомянул имени того, за кого он хадатайствует. Предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит, я родил его, т.е. огласил благовестиеми уверовавшего повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах: в узах. Смягчивши, таким образом, сердце его, он, наконец, упоминает имя. Знает, что признание во грехе погашает гнев, поэтому и говорит так. Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то, конечно, и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне. То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев.

[И.Л. – Сегодняшние священники могут сказать: это мой прихожанин, я его крестил, я его исповедую и причащаю, это мой духовный сын, дочь. Но сказать, что я родил его, т.е. огласил благовестием, он не может, потому что чистой, без всякой примеси проповеди нет почти нигде. Слово «почти» означает исключительную редкость, когда пастырь может сказать: я родил его, т.е. огласил благовестием. И отсюда вывод, что практика служения, обращения людей к православию – совершенно неправильна, ложна, и это худо. Как в плотской жизни дети рождаются не только у начальников, но и у подчиненных, а не рождаются только у евнухов, кастратов, так точно и в духовной жизни. Каждый христианин должен в конце жизни, подводя итог ее, сказать: Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь», я родил их, т.е. огласил благовестием.]

Флм.12 – Ты же прими его, как мое сердце.То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

Флм.13 – Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование.Обрати внимание на мудрость Апостола, как он понемногу слугу поставил на место господина. Дабы он вместо тебя послужил мне. Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль.

Флм.14 –Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему, однако Апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему неужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел. Чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Не сказал: по нужде, но: добровольно. Как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя, однако ж многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным.

Флм.15 – Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда. Так как Онисим убежал с злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, он убежал по устроению Божию. Похвально, также, он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокаивает гнев. На время отлучился. Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом – был и с Филимоном. Посему он только то время отстутствовал, какое провел до знакомства с Павлом, а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе. Чтобы тебе принять его навсегда. То есть будешь пользоваться им.

Флм.16 –Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностью, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребного – возлюбленного; и по плоти, т.е. и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, и в Господе, т.е. в делах духовных.

Флм.17 – Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.То есть, если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы Апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?

Флм.18 –Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.Не сказал: украл, но – мягче: обидел или должен. Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником.

Флм.19 – Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.Превосходно говорит это, написав с духовной благодатью и как бы так говоря: для большей уверенности, что уплачу долг, – служит мое собственноручное письмо. Чтобы не показалось укорным Филимону, что Апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручною расписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – Апостол приведенными словами дает разуметь, что надеется на него, и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностью, но сверх того и самим собою ты должен мне.

Флм.20 – Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.От сердечной речи Апостол опять перешел к более важному, умоляя: «дай мне воспользоваться от тебя», т.е. да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, которые в Господе. Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или мое сердце ради Христа. Ибо не мне оказывашь благодеяние, а Христу.

Флм.21– Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова?

Флм.22 – А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.Филимону могло придти на мысль: если б не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель, а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет Апостол и осудит его, если он не примет Онисима. Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Двум вещам научаемся из сего: первое – сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.

Флм.23– Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса. Этот Епафрас был отправлен к Павлу колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из Колоссян. Узником называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон неужели не окажет милость для него Онисиму. Узник же, говорит, не ради человеческого чего-либо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.

Флм.24 – Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как, действительно, и пишет об этом Павел в послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. (2Тим.4:10). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так никому не должно надеяться на самого себя, но, кто стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: сотрудник, показывает, что и они вместе со мною просят тебя, и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам. Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущегося кратким и не требующего объяснения послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без исследования, но во всем, как изреченном от Духа, искать духовного некоего смысла и извлекать пользу. И конечно, Утешитель, изрекший всё Писание, тем, которые доброго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному благоведению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложной сластью мира. Кто из нас – раб, да облагородит себя верою и добродетелью, а кто господин, да возревнует, видя рабов святыми и Апостолами, не оказаться ниже их в Царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшего, Христа, истинного Бога нашего. Ему слава, и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[И.Л. – Если бы священники, исповедуя своих прихожан, будучи сами духовно рожденными и зная, какой ущерб человеку от того, что он не читает Писания, спрашивали бы исповедующихся: сколько времени они отдают изучению Священного Писания, какое место Писания они читали вчера и третьего дня, – то перед ними открылась бы жуткая картина: их подопечные безнадежно мертвы, потому что они заморены голодом и духовно не питаются. Слово Божие есть пища. Опытные врачи говорят: скажи мне чем ты питаешься, и я скажу – кто ты. Судя по пище, православных даже с большой натяжкой нельзя признать христианами. И не случайно, что именно в России появились политические партии с убийственной, просто сатанинской, человеконенавистнической программой, у которых прямо в одной строке написано, что они за православие, но против христианства. Этим извергам современное православие – как елей: здесь и патриотизм, и борьба против евреев, черносотенство, монархизм, т.е. все атрибуты человекоубийства и лжи. Но они люто ненавидят Библию и проповедь Евангелия, поносят Христа и Богородицу за их национальную принадлежность к евреям. Эти политические чудовища – порождения современного «православия». 3Ездр.5:8 – «Дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ». Эти люди исповедуются и причащаются, батюшки любят их. Плач.4:3 – «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне». Современная православная церковь, исключив авторитет Библии и живую проповедь, стала жестока подобно страусам в пустыне. Священники должны непрерывно устанавливать авторитет Библии, приучать людей исследовать ее, чтобы паства их находила пользу в каждой строчке Писания. В Писании ничего не следует оставлять без исследования.]

Флм.25 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

 

Послание к евреям Апостола Павла

 

Предисловие

Святой Павел был Апостолом язычников, как он и сам говорит об этом в Послании к Римлянам (Рим.11:13-14). Ибо евреи не терпели его проповеди к ним и были враждебны к нему более, чем к прочим Апостолам, так как он своим неожиданным обращением доказал непобедимую силу Христа, привлекшую к Нему такого сильного гонителя. Но в том и состоит великое доказательство истины евангельской проповеди, что Павел, самый строгий ревнитель закона, внезапно обратился ко Христу. Посему евреи сильно враждовали против него и даже не могли слышать его голоса. Впрочем, и уверовавшие из евреев не совсем внимательно относились к нему, так как он совершенно отвлекал от закона и освобождал от обрезания. Тем не менее, хотя он и послан был проповедником к язычникам, однако пишет и к евреям. Ибо, как не велено было ему крестить, однако он крестил, потому что это и не было запрещено ему, так точно, делая сверх должного, он посылает это Послание к Евреям, ибо он сильно заботился о тех, за которых молился даже быть отлученным (Рим.9:3). Он пишет послание к живущим в Палестине и в Иерусалиме, ибо от неверующих евреев они лишаемы были имущества и подвергаемы были бесчисленным бедствиям. Вот почему Апостол сильно заботился также о милостыне для них, побуждая к этому и коринфян, и македонян. И, разделивши с Петром проповедь, бедных верующих евреев, живущих в Иерусалиме, он делает общими. Итак, по необходимости пишет к ним, ободряя их, падающих духом. Ибо они сильно смущены были оскорблениями от своих единоплеменников, которые самовластно распоряжались в Иерусалиме и имели власть судить и ввергать в темницу тех, кого хотели. Это он и показывает, говоря: укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени – Евр.12:12. Будучи иудеями и зная, что отцы их при жизни пользовались благами, они сильно падали духом, ни от кого не получая облегчения. Поэтому также Апостол много беседует в этом послании о вере и о святых от вечности, еще не получивших благ, делая этим два внушения: первое, чтобы великодушно переносить всё случающееся; второе, чтобы несомненно ожидать воздаяния. Ибо не презрит Господь святых от века; следовательно, и вы тогда получите свое. Много также говорит Апостол о Ветхом и Новом Завете и показывает, что закон не имеет уже важного значения; ибо хотя храм еще стоял, но дает понять, что это будет до определенного времени, и что наше учение истинно. Апостол пишет послание из Италии. Это послание древнее Второго Послания к Тимофею. В том послании указывается на то, что жизнь его приходит к концу: ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало2Тим.4:6. В этом же он обещает евреям, что увидится с ними. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас(Евр.13:23). Вероятно, это случилось. Ибо два года он провел в Риме в узах, потом был отпущен, как об этом и сам он ясно говорит: при первом моем ответе никого не было со мною(2Тим.4:16) и:я избавился из уст льва(ср. 2Тим.4:17), очевидно, Нерона. Затем он ходил в Испанию, где, может быть, видел и евреев. После того он опять прибыл в Рим, где и был лишен жизни по приказанию Нерона.

[И.Л. – Насколько нужно быть омертвелым, называясь священником, чтобы совершенно не отличать живого от мертвого! Там где нет проповеди Евангелия, нет рождения свыше, и священники до упаду проворачивают требы, ездят на вызова, освящение квартир, кладбища, совершенно не сверяя свою деятельность с прямыми указаниями Христа. И если сегодня в церкви есть какая-то статистика, то только финансовая и о количестве привозимых ко крещению и отпеванию. То что души не рождаются свыше, и есть доказательство истины евангельской проповеди. Где нет проповеди, там даже и не кладбище, а уже давно-давно скотомогильник.

Из материалов освященного собора Российской православной церкви 1917-18 гг.: IV. Определение А.П.2 ... «для большего усиления и развития православного христианского благовестия, сообразно с требованием нашего времени, весьма желательно привлекать к делу ... способных к проповедничеству благочестивых мирян, причем... может быть допускаемо и на церковной кафедре за богослужением ... (с благословения епископа и местного священника).]

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Евр.1:1 – Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках.Так как они, то есть евреи, были изнурены бедствиями и считали себя оставленными Богом и не удостаиваемыми от Него того попечения, какого удостаивались и отцы их, то Апостол показывает противное: вы, говорит, получили большую благодать, чем те. К тем он посылал пророков, а к вам Своего Сына. Что же означают слова его:многократно и многообразно?Это вместо: различно и во многих видах. Я, говорил Бог, говорил к пророкам и умножал видения(Ос.12:10). Зачем же вам негодовать и малодушествовать, если вы удостоены несравненно большего?

Евр.1:2 – В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.И этим он еще ободряет их, говоря: конец близок. Ибо изнуренный подвигом немного отдыхает, когда услышит о конце подвига. Также нечто другое он дает понять словами в последние дни. Когда, говорит, не осталось времени для исправления, когда мы были наказываемы, когда отчаялись, когда оскудели духовные дарования, тогда мы и получили большее. В Сыне – вместо: чрез Сына. Заметь, это против тех, которые говорят, что предлог в прилагается только к Святому Духу. Почему же не сказал: говорил нам Христос? отчасти потому, что они были слабы и не могли еще слышать о Христе; отчасти показывая этим, что Ветхий и Новый Завет – дело одного и Того же Бога. Обрати внимание и на слово нам. Здесь он объединяет и сравнивает с учениками как их, так и себя. Хотя не им говорил, но Апостолам, а чрез них и прочим, однако он возвышает дело и показывает, что и им говорил, и это – для утешения. Сделал Его Господом всего мира. Уже не Иаков – часть Господня, но все. Сказал: наследником, показывая этим, как истинность сыновства, так и неотъемлемость господства. Как же Он сделал Его Господом? По человечеству, как и во втором псалме говорит:проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе(Пс.2:8). О каком господстве говорит здесь? О господстве над подчиняющимися добровольно, то есть свободно. Ибо это господство дано было Сыну, как человеку, когда Он всеми был признан. Власть же по природе и власть над неохотно подчиняющимися Он имел прежде всех веков, как и сказано:всё служит Тебе(Пс.118:91). Сказав о плоти Сына, образовавшейся во времени, наконец Апостол возводит тебя и на высоту предвечного Его Божества. Где те, которые говорят: было время, когда Его не было? Он Сам создал века; как же были века, когда Его не было? Так как Отец виновник Сына, то справедливо, что Он виновник и всего, что произошло от Сына. Поэтому Апостол говорит: чрез Него. Ибо Отец является делающим потому, что Он родил Сына-Творца. Здесь поражается и Савеллий, так как говорится о двух лицах. Получает смертельный удар и Павел Самосатский, который называет Сына не вечным, а получившим начало от Марии. Этим местом побивается также и Арий, хотя и не слишком сильно: он приписывает выражению чрез Которого значение некоторой помощи, называя Сына помощником Отцу. Но следующие по порядку слова поражают и Ария.

Евр.1:3 –Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте.Восшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне, и называет Его сиянием славы,чтобы ты знал, что Он из Него, бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил и наши души, и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин.8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности; ибо сияние светит одновременно с сияющим. И солнце не бывает видимо когда-нибудь отдельно от сияния, и Отец немыслим без Сына. Посему, когда услышишь ариан говорящих, что если Сын из Отца, – значит после Него, то скажи им, что и сияние от солнца, однако не после него, ибо в одно время и солнце и сияние. Сказав: сияние, и чрез это показав единосущие и совечность Сына с Отцом, снова, так как сияние не самостоятельно, Апостол устраняет из этого примера неуместную мысль, чтобы ты не принял сторону Маркелла и Савеллия, которые говорят, что Сын не может быть в собственной ипостаси при Отце. Посему и говорит: и образ ипостаси Его; это значит: как Отец самостоятелен и не имеет ни в ком нужды для совершенства, так и Сын. После того, как показал совершенное во всем сходство, этими словами Апостол показывает также и особенный образ первообраза. Ибо образ есть нечто иное при сравнении с первообразом, как существующий сам по себе, хотя и до безразличия подобный первому. Григорий Нисский говорит: как чрез сияниепоказал общность Сына с Отцом, так чрез образ– равенство их. Ибо ум, постигший величие ипостаси, чрез видимый образ может, во всяком случае, измерять и ипостась. Ибо не превышает ипостаси образ, чтобы не быть безипостасным настолько, насколько превысит; и ипостась не больше образа: в gротивном случае та часть была не отображенной. <...> Во всяком случае, Апостол показывает равенство Сына со Отцом. <...> Прежде ты останавливался на выражении чрез Которого и считал Сына как бы помощником Отцу; слушай теперь, если можешь понять, как Павел приписывает здесь власть Сыну. Не сказал:держасилой, но словом силы, то есть словом, полным силы, показывающим Его могущество. Ибо как говоришь, что Отец сказал: да будет свет, – и стал свет (Быт.1:3); так и Сын словом держит все, то есть всем управляет и всё содержит. Гораздо же важнее приведения всего в бытие сохранение противоборствующего между собой и стремящегося обратиться в небытие. Не сказал: управляя, но: держа– эта метафора заимствована от движущих что-нибудь и обращающих одним пальцем. Такую великую и чрезвычайную тяжесть творения Он носит как ничто, одним только всемогущим словом. Ибо не бессильно слово у Бога, как у нас. После стольких ересей, опровергаемых в самом начале послания, как осмеливаются некоторые отвергать его, как будто не принадлежащее Павлу, на основании того, что стиль его отличается от стиля других посланий? Необходимо им убедиться, что высота мыслей и неотразимая их сила принадлежит не кому другому, как Павлу, имеющему в себе говорящего Христа. Если же они соблазняются стилем речи, то пусть узнают, что Павел написал послание на еврейском языке, так как говорил с евреями; на греческий же язык оно было переведено, как некоторые думают, Лукой, или, как другие полагают, Климентом, стиль которого оно, действительно, больше и сохраняет. Посему отнимающие это послание у Павла делают, так сказать, подобную же ошибку, как если бы они отнимали Павла у Христа. Сказав о величии Божественности Слова, говорит и о попечении Его о людях чрез воплощение, что гораздо важнее, чем держать всё. Здесь он представляет два доказательства: одно – в том, что Он очистил грехи наши, другое – в том, что сделал это Собою. И во многих местах Апостол восхищается тем, что совершено Самим Сыном. Ибо чрез крест и смерть, которую Он подъял, очистил нас, не только как безгрешный, умерший за наше прегрешение, понесший наказание, которому Сам не подлежал, и освободивший вообще природу от осуждения за грех Адама, но и как давший нам крещение, подобие смерти Его, чрез которое мы, крещаемые, получаем всякий раз отпущение грехов, перешедших к нам от предков, и силу к тому, чтобы в остальное время не поддаваться легко греху. Напомнив о кресте, ведет речь о воскресении и вознесении Господа. Не сказал: поведено Ему сесть, но воссели одесную, и на высоте.Это не значит, что Бог ограничивается местом, но для того сказано, что показать равночестность Его с Отцом. Ибо Он достиг самого престола Отчего, и как Отец есть на высоте, так точно и Он. Если же кто-нибудь скажет: однако написано: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня(Пс.109:1); то скажем на это, во-первых, что не сказал: повелел, но: сказал. Потом, чтобы ты не подумал, что Он не имеет начала и причины в Боге Отце, для этого так образно и выражена речь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.