Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 13 страница



2Тим.1:14 – Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.Соблюди заповеданное мной тебе относительно веры и жизни, или дар, который ты принял, как и выше он сказал. Но как ты сохранишь? Не человеческой силой, но Духом Святым, Который живет в нас чрез крещение. Если мы сохраним Его и не отгоним дурными делами, сохранит и Он нам все, что мы имеем от Бога. Итак, потщитесь сохранить. Духа, и Он сохранит тебе завещанное. Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс.126:1).

2Тим.1:15 – Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.Апостол указывает на искушения, не с тем, чтобы поразить ученика, но чтобы более убедить его, – чтобы, в случае если и сам он подвергнется подобным искушениям, не думать, что он испытывает что-либо необыкновенное, но спокойно переносить. После того, как Апостол был взят под стражу Нероном, его оставили все Асийцы, то есть живущие в Риме люди из областей асийских.

2Тим.1:16 –Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих.Посмотри на любомудрие Апостола. Он не укорил тех, кто его оставил, но просто указал на случившееся. За того же, кто позаботился о нем, он молится, и не только за него, но и за весь его дом: так они были добродетельны, так воспитал их Онисифор. Как какого-нибудь ратоборца, изнемогающего от жара, он удостоил меня успокоения не однажды, но много раз. Так должно поступать и нам, всегда и во всем помогать тем, кто занимается чем-нибудь добрым: таким образом мы будем участниками с ними в наградах. Не говори мне о Павле. Павел, хотя бы и не имел никакого помощника, остался бы непоколебим. Но, может быть, кто-нибудь другой не выдержит, если не будет иметь защитника. Итак, если окажется кто-либо такой, кто помогает ему и заботится о нем, очевидно, что он участвует в победе; а если в победе, то в венцах. И на войнах в древности те, кто оберегал оружие, наравне с воинами делили добычу. Везде говорит о стыде, а не об опасности, ободряя Тимофея, что опасности будто бы нет, а только один стыд. Однако в действительности была и опасность. Нерон был возмущен против Павла за то, что он обратил кого-то из домашних его.

2Тим.1:17 – Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.Не только не избегал моего несчастия, но еще искал меня и нашел: вот каково мужество! вот какова вера.

2Тим.1:18 – Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.Онисифор, говорит Апостол, оказал мне милость; поэтому да получит он воздаяние в страшный день; тогда нужна многая милость всем, даже и святым. Если Онисифор, подвергавший себя явным опасностям за Христа, милостью будет спасен; не тем ли более мы. На это место ссылаются зараженные Маркионовой ересью, говоря: итак, два Господа? Отнюдь нет. Один Господь, как и сам Апостол Павел говорит в другом месте (Еф.4:5). Это выражение обыкновенно употребляется в Священном Писании, как например: и пролил Господь огонь от Господа(Быт.19:24), то есть чрез Себя. Так и в этом месте. Если принять, что здесь обозначается как Отец, так и Сын, то в этом нет ничего странного. Как Отец Господь, так и Сын Господь, и Дух Святый Господь: но один Господь, являющийся в трех лицах. Заметь, Апостол не сказал: да даст ему Господь что-либо другое, но – милость. Он привык, говорит, к добрым делам: не один раз сделал мне добро, но и в Ефесе, и в Риме. Таким и должен быть христианин, всегда творить добро, всю свою жизнь.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

2Тим.2:1 – Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом.Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: итак, укрепляйся, сын мой! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: сын мой. Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты – сын, то подражай отцу. Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую, силу, и не терпеть никакого вреда.

2Тим.2:2 – И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.Что ты слышал, а не то, до чего сам исследованием дошел, ибо вера от слышания.Слышал же ты не тайно, а открыто, в присутствии многих. Под многими свидетеляминекоторые разумеют закон и пророков, ибо слово мое было из свидетельств Писания.Не говорит: скажи, но передай, как бы о сокровище. Ибо что передается, сохраняется в целости. Чрез это Апостол делает своего ученика более внимательным. Верным,не таким, которые искусны слагать силлогизмы и сплетать совопросничества, но таким, в коих можешь быть уверен, что они не окажутся предателями завещания. Что пользы, если принявший, хотя и верен и всё принимает без совопросничества, но другим передать учения не может, – или, если он, хотя сам и не изменяет учению, но других такими же сделать не может? Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным. Очевидно, что распоряжение такое делается ему относительно пресвитеров и епископов, а не относительно мирян. Ибо это было бы неуместно, когда сам Павел проповедовал и эллинам, и иудеям. Полагаю притом, что это говорится о некоторых таинственных вещах, которые должны быть переданы верным и учительным.

[И.Л. – Святитель Тихон Задонский говорит: «Поучать нужно о самых важных для спасения потребностях – коротко, ясно, просто и понятно простому народу. При каждом учении должно быть краткое нравоучение на ту же тему. Учение нужно подтверждать Священным Писанием и толкованием святых и богоносных отцов и учителей церковных, пояснять образами и историями, примерами и доказательствами... Высоких богословских вещей можно касаться, если случайно возникнет необходимость, и то со всякой осторожностью. Везде нужно иметь предосторожность и крайне беречься от преткновения и соблазна».Чтобы понять, что сегодняшние пастыри не знают Писание и не знают толкование блаженного Феофилакта, побеседуйте с ними в присутствии человека, знающего и то и другое. Вы в этом убедитесь в течение одного часа. Перед каждой проповедью, перед каждой беседой каждый христианин и, тем более, священник, должен просить Бога в молитве о том, чтобы «слово мое было из свидетельств Писания». Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным. Верным Богу и Его слову, выраженному в Священном Писании, а не вымыслам человеческим. Господь говорит: “Пастыри отпали от Меня”Иер. 2:8, “пастыри сдела­лись бессмысленны” (10:21), “множество пастырей испортили виноградник” (12:10). А они хвалятся ризами, дипломами, митрами. И видели бедственнейшее положение этих пастырей только отдельные люди, как Сера­фим Саровский, молившийся о них (Наст. кн. св. том 3 стр. 601): «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли рус­ской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их... и сказал Господь, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».]

2Тим.2:3 –Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.Видишь ли, что терпеть страдания свойственно воину? Поэтому не терпеть страданий недостойно воина. Следовательно, не должно скорбеть, если кто страдает, будучи поставлен в ряды воинов. Какая честь быть воином Христовым, когда некоторые считают важным быть воинами земного царя!

2Тим.2:4 –Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.Это сказано всем епископам и учителям. Сильное выражение: связывает себя. Ибо житейские дела точно суть узы и змеи. Под деламиже дает видеть все хлопоты, сделки, суеты и тяготы житейские. Слова эти внушают: что вяжешь себя? Что вплетаешься в эти обременения и дела хлопотливые? Об одном воинствовании заботься, и таким образом угодишь Христу, избравшему тебя в Свое воинство.

2Тим.2:5 – Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. То есть недостаточно выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником, если человек не соблюдает законов борьбы касательно пищи, питья, воздержания и самого образа борьбы. Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет, но есть и относительно этого законы, – состязательные. Посмотри на мудрость Павла. Он напоминает Тимофею о воине, чтобы показать, что тот должен быть готов на поражение и смерть, – и о борце, чтобы укрепить его на всё, и чтобы он постоянно был в подвиге.

2Тим.2:6 – Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным, земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов. Ибо Бог преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, Апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, Апостол не сказал: делателю, но трудящемуся,то есть не слегка работающему, но до утомления.

2Тим.2:7 – Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.Так как Апостол обо всём сказал в притче, – о воине, о ратоборце и земледельце, то и говорит: разумей. Потому, говорит, я сказал так, чтобы ум твой изострить. Потом молится о нем, как о родном сыне. Не только в том, о чем я сказал, но и во всех словах и делах.

2Тим.2:8 – Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему.Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей. Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию.

2Тим.2:9 –За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.Опять собственным примером утешает ученика, говоря как о том, что он страдает, так и о том, что он пользуется дурной славой. Чтобы не сказал кто-нибудь: какая польза от того? И что удивительного, если ты связан? Покажи мне выгоду, покажи мне что-нибудь удивительное; Апостол говорит: для слова нет уз. Ибо оно не чувственное дело, чтобы можно было остановить его, когда тело связано. Слово – Божественное дело, слово – Божие, когда мы связаны, оно свободно и простирается вперед. И вот мы пишем и проповедуем, хотя и связаны. Видишь ты чудо, видишь ты и пользу.

2Тим.2:10 – Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.Вот и еще увещание. Не за себя, говорит, я терплю, но для спасения других: не для того, чтобы мне самому прославиться, но для других. Кто же они? Избранные Божии. Итак, если Бог их избрал, то нам должно терпеть всё для них. И они, как и мы. Как для нас, говорит, Бог пострадал, чтобы спасти нас, так и мы страдаем для них. Так что это воздаяние, а не дар. Затем, чтобы кто не сказал ему: что ты говоришь, Сам ты в узах и вот-вот погибнешь, а хвалишься быть виновником спасения для других? Не об этом, говорит, телесном спасении говорю я, но о том, что во Христе Иисусе, – истинном, славном, о вечном спасении души, – а телесное спасение не безусловно славно. Слушай, что следует дальше. Не только для того, чтобы спаслись, но и больше, чтобы они и прославились вместе с нами вечно. Посему, хотя узы и постыдны, но они доставляют и славу избранным людям, и славу вечную. Если же – другим, то тем более мне, обложенному ими. Итак, не беспокойся обо мне.

2Тим.2:11 – Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем.Так как многие сомневаются относительно будущей жизни и славы, говоря: когда я жив бываю, умираю, а когда умру, жить буду? и тому подобное: поэтому Апостол, подтверждая свое слово, говорит: верно слово. Какое слово? то, что избранные достигнут славного и вечного спасения. Подтверждает то же самое и человеческими соображениями. Уже и выше Апостол представил доказательство этого сказал: помни Господа Иисуса, воскресшего из мертвых; он показал, что Христос воскрес после смерти. Каким же образом подтверждает? Если в скорбях мы участвуем со Христом, то в благах ужели нет? И человек не сделал бы так, не тем ли более Бог, источник правды и благости? Апостол говорит здесь и о смерти духовной в крещении, и о смерти телесной чрез страдание и мучение.

2Тим.2:12 – Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас.Недостаточно дать себя на какую-либо смерть однажды, но навсегда. Я каждый день умираю (1Кор.15:31). Итак, нужно много терпеть, чтобы нам сподобиться и царствования со Христом. Апостол подтверждает свое слово и от противоположного. Ибо воздаяние будет не за добрые только отношения к Господу, но и за противоположные тому. Кто отречется,говорит Он, от Меня, отрекусь от того и Я(Мф.10:33). Подумай, что должен будет перенести отрекшийся от Христа?

2Тим.2:13 – Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.Если мы не верим, то Он не терпит от этого никакого вреда; Он истинен. Он неизменен, отрекаемся ли мы, или не отрекаемся от Него. То есть не может не быть. Не такова Его природа, чтобы Ему обратиться в небытие. Он существует всегда, хотя бы мы не исповедывали Его. Поэтому польза или вред от того, признаем ли мы Его, или отрекаемся от Него, в том и другом случае бывает не для Него, а для нас.

2Тим.2:14 –Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.Чтобы кто-нибудь не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, Апостол говорит: напоминай другим. Так как это дело имеет приятность, и человеческая душа всегда склонна к состязаниям и словопрению, то ты, говорит Апостол, засвидетельствуй им пред Богом не вступать в словопрения, то есть: научи, призывай во свидетели Бога, чтобы они знали, что, если будут пренебрегать тобой, Он осудит их. Словопрение не только не приносит никакой пользы и выгоды, но напротив, причиняет большой вред. Ибо стенобитными машинами словопрений низвращается вера слышащих, как некий столп.

2Тим.2:15– Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.Объясняет, как он может сделаться искусным, именно, если он будет делателем неукоризненным: то есть, если не постыдится делать всё, что относится к благочестию. Таким образом заслужишь одобрение от Владыки, если всё перенесешь ради Него, всё исполнишь. Везде с большим старанием Апостол говорит о стыде, потому что для большинства служили стыдомкак крест Христов, проповедь о Нем, будто бы невежественная, так и сами Апостолы, как люди простые и всё терпевшие. Итак, говорит, ты не стыдись. Многие или отнимают от него, или прибавляют к нему, а ты веди правым путем. Или, поскольку Апостол не сказал: право направляющего, то дал понять нечто иное. Как бы излишние на коже и ремне наросты отсекай, говорит, от проповеди чуждое ей и истребляй мечом.

2Тим.2:16 – А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии.То есть убегай. Святой Иоанн Златоуст под пустословиемвезде дает разуметь новые сечения в учении и в последующих ему. Некоторые же вместоудаляйся читают: больше обращай внимание на то, чтобы остановить и задержать их. Это не так.

2Тим.2:17 – И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит.Неудержимое, говорит, это зло и не допускает врачевства: оно заражает всё, и люди неисправимы.

2Тим.2:18 – Которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.Хорошо сказал выше: еще более будут преуспевать в нечестии. Казалось бы, в том только и заключается зло, что говорят о воскресении. Однако, отсюда происходят большие последствия. Ибо если воскресение уже было, то уничтожен и суд, и воздаяние, и добрые насладились печалями и скорбями, а злые наказаны утопанием в удовольствиях. Какая же нужда держаться добродетели, если таковы воздаяния? Не сказал: всех людей, но: некоторых, то есть слабейших. Посему прибавляет и следующее.

2Тим.2:19 – Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».Вот что говорит Апостол: не все совратились, но нетвердые. И если бы они не были таковы, то и не отпали бы. Подобно тому, как и Адам не был тверд до искушения. Совершенно воодушевленные в вере стоят твердо и неподвижно. И смотри, твердое, говорит, и:основание. Так надлежит нам держаться за веру. То есть как на камне вырезываются надписи, подобно тому и у него в самых делах его отпечатлеваются признаки, указывающие на него, именно: познал Господь и так далее. То есть они, эти люди или такие души, предузнаны Богом, как всецело принадлежащие Ему, и предызбраны, чтобы не совратились вместе с слабейшими. Неправдой Апостол называет или заблуждение в догматах, или вообще всякую несправедливость. Поступающий несправедливо не имеет основания, не принадлежит Богу. Ибо как он может принадлежать Богу, когда Бог праведен? Он не имеет печати. Смотри, если тот, кто называет имя Господне, должен отступать от неправды, то кто не отступает, тот недостоин называть Его имя. Ибо неугодна похвала в устах грешника.

2Тим.2:20 –А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.Так как многие смущаются – зачем в мире существуют злые люди, то Павел, оставив другие причины, сейчас указывает эту: потому, что в большом доме бывают разные сосуды. Большим домом называют мир, а не Церковь; он желает, чтобы ни одного деревянного сосуда, а все золотые и серебряные сосуды находились в Церкви, где Тело Христа, где Дева, не имеющая порока. Золотые сосуды, то есть добродетельные люди, в почетном, деревянные же и глиняные, то есть дурные люди, в низком употреблении. Не сказал: в пользу и не в пользу, потому что и дурные люди, хотя они и непригодны для добродетели, всё же они полезны в общем состоянии мира, для некоторого домостроительства, как например, фараон.

2Тим.2:21 – Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.Видишь ли, что быть золотым или глиняным зависит не от природы или вещественной необходимости, как думают манихеи, а от нашей воли? Ибо каждому возможно очистить себя, то есть совершенно освободить от глиняного и деревянного и утвердить в себе золотое и серебряное произволение. Павел был глиняным, но стал золотым. Иуда был золотым сосудом, но стал глиняным. Итак, если глиняные сосуды унижаются, то как Апостол говорит в другом месте: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2Кор.4:7)? Там он говорит о природе нашего тела. Ибо как глиняный сосуд есть не что иное, как обожженная глина, так и тело наше, есть не что иное, как земля, скрепляемая теплотой души. Здесь же Апостол говорит о свободном произволении. Итак, глиняные сосуды негодны для руководственной цели Господа Бога, Который хочет, чтобы все спаслись, хотя, как сказано, эти сосуды и представляются пригодными для иного употребления. То есть хотя бы и не настало время делания, однако он будет пригоден и готов даже на мученичество или девство.

2Тим.2:22 –Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.Юношеские похоти – не только блудная похоть, но и всякое неуместное пожелание, властолюбие, или корыстолюбие. Ибо эти страсти и фантазии безрассудны и свойственны нетвердым душам. Смотри, как и старость уподобляется юности. Правдой называет добродетель вообще. Истинной и твердой веры и расположения к тем, кого любишь. Как бы так говорит: не будь неверен и нетверд. Поэтому прибавляет следующее. То есть доверяй только тем, которые призывают Господа непритворно и нелицемерно, которые любят мир и несклонны к распрям; с ними общайся.

2Тим.2:23 – От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры.Видишь ли, как Апостол везде отклоняет Тимофея от состязаний. Это не потому, чтобы Тимофей не был способен опровергать их; он был способен; но потому, что совершенно бесполезно и вступать в такие состязания. Из них не выходит ничего доброго, кроме ссоры и ненависти. Таких состязаний, говорит, отрицайся, как глупых. Есть другие изыскания, именно, об истинах Писания, которых не следует отрицаться, потому что они не рождают свар. Смотри, как заблуждаются те, которые ссорятся также и при изысканиях относительно Писаний.

2Тим.2:24 – Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. Приветливым, то есть кротким. Почему же Апостол говорит:обличай со всякою властьюи строго (Тит. 2:15), и еще:никто да не пренебрегает юностью твоею(1Тим.4:12)? Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью. Учительным.Для желающих учиться. Ибо он же говорит: еретика после первого и второго вразумления отвращайся(Тит.3:10). Незлобивым.В особенности это качество нужно иметь и в ожидании обращения и постоянного научения, и нескорого отлучения. Смотри, что следует дальше.

2Тим.2:25 – С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины.Со строгостью и бранью душа не может усвоить ничего полезного. Ибо тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю. Но как можно быть расположенным к человеку, который сердится и бранится? Почему же Апостол говорит: еретика после первого и второго вразумления отвращайся?Там он говорит о неисправимом человеке, о котором известно, что он болен неизлечимо; а здесь речь не о тех, которые уже неизлечимы, что и видно из последующего. Может быть, говорит, и будет какое-либо исправление. Слово не даст лиупотребляется о предметах неизвестных или сомнительных. Следовательно, нужно отступить только от людей, совершенно неизлечимых, сомнительных нужно стараться исправить. Заметь, как он, поучая смиренномудрию, не сказал: не можешь ли ты, но: не даст ли им Господь придти в себя. Если, говорит, и произойдет что-нибудь, то принадлежит Господу; ты не гордись. Поэтому, если и мы убедим кого-нибудь, не будем думать, что мы сами убедили.

2Тим.2:26 – Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.Понимай это не только относительно учения, но и относительно жизни. Люди находятся в сети диавола не только по учению, но и по жизни. Следовательно, без озлобления должно исправлять и тех, которые колеблются в жизни. Ибо как воробей, хотя и пойман за одну часть, разумею ногу, находится во власти того, кто поставил сеть; так и мы находимся во власти диавола, хотя бы уловлены были им не всецело, разумею веру и жизнь, а только в жизни. В заблуждениях, говорит, погрязают они; но уловленные Богом в Его волю, то есть Божию, может быть, они выйдут из вод заблуждения. Воля же Божия не только в том, чтобы веровать, но и жить право. Следовательно, понимай это не только в отношении к догматам, но и к жизни. Некоторые под выражением который уловил их в свою волюразумеют диавола.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

2Тим.3:1 – Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, Апостол прежде сказал ему: в большом домеи так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими, по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей.

2Тим.3:2– Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому. Сребролюбивы.Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви – всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви – всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается, а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе. Горды.Над людьми возвеличиваются и высятся. Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником. Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля!

2Тим.3:3 – Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра.И непримирительны, не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим. Клеветники.То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя. Невоздержны.И в языке, и в чреве, и во всем другом. Жестоки.Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей. Враги всякого добра.

2Тим.3:4 – Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы.Предатели дружбы. Наглы.То есть нетвердые, непостоянные. Напыщенны.Исполненные надменности. Иначе и быть не может, ибо где любовь к сластям мирским, там желанию божественного нет места.

2Тим.3:5 –Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его – в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово вид в другом месте (Рим.2:20) Апостол употребляет в хорошей смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках. Если такие люди будут в последние времена, то как говорит:таковых удаляйся? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит Апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы.Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея Апостол увещевает всех удаляться от таких людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.