|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 14 страница2Тим.3:6 – К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями.Словом вкрадываютсяуказывает на их бесстыдство и коварство. Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем. Утопающих во грехах.Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин, ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела. Водимых различными похотями.То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри:водимые, как будто говорит о бессловесных. 2Тим.3:7 – Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину – не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения. 2Тим.3:8 – Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписанного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа. Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. Сказал безумец: нет Бога(Пс.52:2). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры. 2Тим.3:9 – Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.Как же в другом месте Апостол говорит: они еще более будут преуспевать в нечестии (2Тим.2:16)? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают, более новые. Здесь же он утверждает, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет следующее. Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в, том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому всё, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим. 2Тим.3:10 – А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении.Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове. Житии.То есть в жизни и нравах. Расположении.То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял. Вере.То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит. Великодушии.По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но всё принимал с кротостью. Терпении.В гонениях. 2Тим.3:11 –В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя – именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда Апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика. Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика. То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен. 2Тим.3:12– Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает Апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями Апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит. 2Тим.3:13 – Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают, казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться. 2Тим.3:14– А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие(Пс.36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его. 2Тим.3:15 –Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.Два побуждения представляет Апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое – то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание как следует, тот никогда не будет совращен. Священными Писаниями Апостол называет всё Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение. [И.Л. – Все секты сегодня питаются, подпитываются теми, кто еще утром считался православным. Католики открывают в России новые епархии из недавно состоящих, из бывших православных. Оказавшись за границей, сколь многие из православных совратились в иноверие! И всё это от того, что люди не знали Писание. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа. Нет ничего выше, яснее, прекраснее, тверже православной веры, которая основана на Евангелии. И такое сокровище священники скрыли от народа, сделав народ легко уловимым любым хищным зверем. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен.] 2Тим.3:16 – Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.Указав много способов утешения Тимофею, теперь Апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос, как Апостол сказал: всё Писание богодухновенно? Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные Писания.Апостол говорит теперь: всё Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезноена всё, что он перечисляет далее. Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания. Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда. Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание. [И.Л. – Нужно ли давать комментарии на этот стих и на эти комментарии, с надеждой сказать более, чем Апостол Павел и блаженный Феофилакт? Умоляем Христом, истинным Богом, прочтите, что они говорят только в этом стихе о Библии и полюбите Библию.] 2Тим.3:17 – Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.Исправление, говорит, бывает чрез писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, Апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным. Не просто принимай участие в Добрых делах, но будь приготовлен, то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое – нет, но на всякое. [И.Л. – О роли Священного Писания в христианской жизни и православном вероучении свт. Кирилл Иерусалимский говорит так в «Огласительных беседах»: «Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями» (О Святом Духе); «Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием... Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом» (Огласительное поучение пятое); «Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказанья? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя» (Огласительное поучение двенадцатое).]
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 2Тим.4:1 –Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его.Апостол внушает Тимофею страх и в другом месте, сказав: пред Богом, все животворящим, завещаваю тебе(1Тим.6:13); здесь же он делает речь свою более страшной, напомнив о том Суде. Того, говорит, Кто будет требовать отчет, привожу во свидетели, что и это я не скрыл от тебя. Живыми и мертвыми он называет или грешников и праведников, или умерших, а также и тех, кто тогда останется в живых. Некоторые, впрочем, разумеют души и тела. Когда имеющего судить? Во время пришествия Его, которое будет со славой и царским величием. Ибо второе пришествие будет не такое уничиженное, как первое. 2Тим.4:2 – Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.К чему же именно Апостол заклинает? Что это означает? Проповедуй слово,не скрывай, или не зарывай в землю, сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определенного времени, но – во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и – не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй. Во время и не во времясказал Апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Благовремением для проповеди почитают время мирное и спокойное, а безвремением для нее – время бедствий. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви.Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто. Когда видишь, что это должно сделать, то есть когда найдешь кого согрешающим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром. После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание. Запрещение с наказанием подобно резанию, а утешение – приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние. Соединяй это со всеми предупредительными мерами. Ибо и обличать должно со всяким долготерпением, дабы обличаемый верил всему не без основания; и назиданием, объясняя, как он согрешил и в чем грех. Таким образом, должно и запрещать с долготерпением, налагая наказания не как врагу, но как сыну – вразумление. И в учении, то есть научая самого пользе наказания. Утешение больше всего нуждается в долготерпении и учении. С долготерпением не случайным, но «со всяким», то есть обнаруживающимся при всяком случае – и в делах, и словах и во внешнем виде. [И.Л. – Апостол Павел заботился о «церковных кадрах» и был для Тимофея, рожденного им проповедью, истинным духовником. Все свои послания к Тимофею он наполнял увещаниями, чтобы тот проповедовал день и ночь в любом месте. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви.Вы, сегодняшние пастыри и архипастыри! Вы называете себя православными и перед народом выказываете себя как бы особо набожными, потому что вы являетесь служителями алтаря. Примените эти слова вселенского учителя лично к себе, представляя, что вы друзья Тимофея и вместе с ним сопутствуете Апостолу Павлу. Если будете это исполнять, то какие вы будете блаженные, и мы – вместе с вами. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви.] 2Тим.4:3 – Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.Итак, предупреди их, прежде чем низвергнутся в несчастие. Поэтому и сказал выше: во время и не во время;пока еще имеешь возможность убеждать, делай все. Апостол обозначает выражениембудут избиратьбеспорядочную толпу учителей, а также и то, что они избираются народом, который будет действовать не по здравому разуму, но будет избирать тех, которые станут поблажать их похотям и только угодное им говорить и делать. То есть желающие всегда слышать приятное, усладительное, ласкающее слух. 2Тим.4:4 – И от истины отвратят слух и обратятся к басням.Видишь? они не по неведению заблуждаются, а произвольно. Отвратят, говорит, слух и обратятся к басням.Следовательно их зло – добровольное. Апостол говорит это не для того, чтобы повергнуть ученика в уныние, но чтобы убедить воспользоваться настоящим временем безопасности на должное, и чтобы он мужественно переносил, когда это случится; как и Христос говорит: они будут отдавать вас в судилища и будут бить вас (Мф.10:17). И сам Павел в другом месте: по отшествии моем войдут к вам лютые волки (Деян.20:29). 2Тим.4:5 –Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.Видишь ли, почему Апостол сказал прежде всего, чтобы он бодрствовал? Как бы так говорит Апостол: прежде чем наступить этой гибели, пока не придут волки, пострадай и добровольно, и против воли, чтобы привести овец в безопасное состояние. Следовательно, дело благовестника – страдатьи от себя, и от посторонних. Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает. [И.Л. – Когда совершается брак, то священники, согласно установлений, возлагают на брачующихся венцы. При этом венцы должны возлагаться только на тех, кто сохранил своё девство, непорочность. Это венцы за победу над врагом на блудном поприще. Они одновременно означают, что возлагается как бы терновый венец, подобный венцу нашего Господа, потому что в семейной жизни будет много скорбей и печали. И сочетающихся браком ждут как бы бури, как корабль, который выходит в бурное море семейной жизни, покинув тихую пристань девства. 1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Святой Иоанн Златоуст в своих шести словах о священстве подробно говорит о великих опасностях и скорбях, которые поджидают духовного пастыря – священнослужителя. Сегодня придумали церковные награды и награждают красивыми блестящими митрами, объясняя, что они прообразуют терновый венец Христа. И если священники так вожделеют этой награды, т.е. этого тернового венца, достойного всяких наград в вечности, то они должны помнить слова блаженного Феофилакта, что этой награды, этого венца, т.е. митры, легче всего достигнуть через проповедь обличающую, запрещающую, питающую. За такие проповеди тебя обязательно будут гнать, и ты будешь на грани мученичества, даже в мирное время. «Следовательно, дело благовестника – страдатьи от себя, и от посторонних. Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает». Через проповедь, приносящую страдания, пастырь действительно сочетается с вечным Женихом – Христом, и получит нетленный венец, даруемый Женихом Своей Невесте за ее верность. Святитель Феофан Затворник говорит: ««Всякого, кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины – и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник». «Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей, и не держал стола, открытого для них. Племя аспида всегда господствует, осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада также здесь, Иродиада всё еще пляшет, требуя головы Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет»; «Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... всё это для меня не более паутины» свт. Иоанн Златоуст.] 2Тим.4:6 –Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а жертвенное возлияние (вина) всё было приносимо. 2Тим.4:7 – Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.Для чего Павел теперь превозносит себя за это? Он не превозносит себя, но утешает ученика, чтобы он не скорбел за него, потому что Павел, как достигший благого конца, отходит к венцу. Подобно тому, как отец пред смертью, утешая сидящего пред ним и плачущего сына, говорит ему: не плачь, чадо, мы прожили хорошо, мы воздвигли трофеи, царь оказывает нам свое благоволение, и ты будешь славиться моими делами. Очевидно, отец говорит это для того, чтобы своими похвалами внушить сыну легче переносить разлуку с ним. Так и Павел утешает здесь Тимофея, оставляя свое послание, как завещание. Подвигом добрым я подвизался, посему и ты прими его на себя. Итак, Павел, где узы и оковы, там и подвиг добрый? Да, по тому самому, что он совершается за Христа. На обыкновенных зрелищах люди состязаются в течение многих дней, и на одну минуту получают венец; здесь же навсегда подвизавшимся слава. Поэтому подвиг добр, то есть приятен и славен. Апостол совершил дело благовестия от Иерусалима и окрестности до Иллирика, прошел таким образом, преодолевая бесчисленные препятствия смерти, казни, бедствия, как бы имея огненные крылья. Много было такого, что покушалось отнять у него веру: угрозы, смертные опасности, соблазн удовольствий; но он устоял против всего, будучи бдительным и наблюдая за подкрадывающимся похитителем веры. 2Тим.4:8 – А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.Довольно для утешения и того, что было сказано; но здесь он прибавляет еще и о наградах, чтобы тем более поддержать ученика. Не следует, говорит, печалиться, скорбеть, потому что я отхожу получить венец. Правдойи здесь также Апостол называет вообще добродетель. Не сказал: даст, но: «воздаст», как нечто должное, как долг. Будучи праведным, Он, несомненно, определит воздаяние за труды, так что венец по праведности должен принадлежать мне. Здесь Апостол ободряет и самого Тимофея. Ибо если всем воздаст, то тем более – тебе. Кто же любит явление Его? Тот, кто делает достойное этого явления, так что кто не делает, тот, очевидно, не любит его, напротив ненавидит его, чтобы не получить достойное по своим делам. Явление (ерйцЬнейб) называется так потому, что является горе (фп ерЬнщ цбйнеуибй) и возсиявает свыше. Прежде всеобщего явления есть еще другое явление, в котором Господь открывается людям достойным, а не миру. Вот снова, говорит Господь: Мы придем к нему, и обитель у него сотворим(Ин.14:23). 2Тим.4:9 – Постарайся придти ко мне скоро.Почему Апостол зовет к себе Тимофея, тогда как ему вверена была Церковь в Ефесе и целый народ? Потому, что он находился в узах, заключен был Нероном и не мог сам придти к нему; поэтому он и зовет его в Рим, желая, может быть, перед смертью передать ему многое. 2Тим.4:10 – Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.Не говорит: я желаю видеть тебя прежде, чем умру, чтобы не опечалить его; но – так как я не имею никого, кто бы помогал мне в благовествовании, то ты поспеши придти. Что значит: возлюбив нынешний век? То есть возлюбив покой, жизнь безопасную и тихую, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мной. Одного только Димаса он укоряет, впрочем, желал не его укорить, а нас устыдить, чтобы мы не ослабевали духом в опасностях; вместе с тем, он хотел еще более привязать к себе и Тимофея. Этих он не укоряет; ибо Тит был один из весьма дивных мужей, так что ему поручен был Крит. Итак, эти два мужа пошли не потому, что возлюбили нынешний век, но по делу, и, может быть, проповеди, или по другой какой нужде. Один Лука со мною.Он неотлучно находился при нем, написал Евангелие и Деяния апостольские. О нем Апостол говорит в другом послании: брат, во всех церквах похваляемый за благовествование(2Кор.8:18). 2Тим.4:11 –Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.Не для собственного успокоения он требует его, но для служения Евангелию. Ибо и в узах он не переставал проповедовать. Следовательно, и Тимофея он призывал не для себя, но для благовествования, чтобы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти; когда многие из его учеников будут присутствовать при этом, они будут сдерживать смятение и утешать тех, которые не легко перенесут его кончину. Ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были и достопочтенные мужи. [И.Л. – Перечисляя события Ветхого Завета, вселенский учитель Апостол Павел поясняет нам, что знать про происходившее ранее необходимо не для расширения нашего кругозора, не для сдачи экзаменов в духовном учебном заведении, но, в первую очередь, для того, чтобы извлечь правильные выводы, применяя всё, прежде бывшее, к себе, на сегодняшний день. Речь идет о том, что если кто не изучает историю и не накладывает ее на нынешнее время, применительно к своей душе, тот обязательно повторит те же самые ошибки, что и наши погибшие предшественники. Вот главная цель изучения истории. 1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». 1Кор.10:11 – «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И сегодня очень часто патриарх вызывает архиереев к себе. Для чего? Чем можно оправдать эти расходы на самолеты, на поездки, на гостиницы? Только проповедью, а всё остальное должно стоять далеко позади этой цели. И в командировочной должно стоять, что патриарх вызывает «не для себя, но для благовествования». Для благовестия не в храмах, а там, где сегодня проповедуют сектанты и еретики – повсюду: в домах культуры и на стадионах. Широко известные сектантские проповедники выходят в людные места со своими помощниками, которых иногда насчитывается несколько сот человек. После того как сказана основная проповедь популярным проповедником, помощники начинают трудиться индивидуально с теми, кто решил примириться со Христом и изменить свою жизнь. Во времена гражданской войны выходцы из народа, вчерашние простые солдаты повели в бой дивизии и побили хваленых генералов из генерального штаба. На первых порах высокообразованные православные архиереи и священники вряд ли всегда смогут одерживать победу над сектантскими суемудриями своих и заморских эмиссаров. Но патриарх должен найти высокодуховных вдохновенных проповедников среди архиереев и священников и вызвать их к себе на собеседование, сказав: «Я вас вызвал не для богослужений, не для торжественного собрания, не на тезоименитство, не на перенесение мощей, не на открытие храмов и не на крестные ходы – не для себя, но для благовествования». Это же самое должен повторить архиерей своим священникам, слово в слово, буква в букву. И это же самое должны повторить священники своей пастве, а пасомые друг другу. Иоанн Златоуст говорит, что он один ничего не успеет, если паства не понесет его слова в народ.]
|
|||
|