Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Масса и власть



Масса и власть

можно понять, нравится тебе что-то или не нравится. Молчишь, хотя и не онемел. Но слышишь. Стоическая добродетель непоколебимости в своем крайнем выра­жении сводилась к молчанию.

Молчание предполагает, что ты хорошо знаешь то, о чем умалчиваешь. Поскольку в действительности ты онемел не навсегда, существует выбор между тем, о чем можно сказать, и тем, о чем ты умалчиваешь. То, о чем умалчивается, лучше известно. Это знание точнее, и оно больше ценится. Оно не только защищается молча­нием, оно сосредоточивается в нем. Человек, который много молчит, всегда производит впечатление более со­средоточенного. Предполагается, что, раз он молчит, он много знает. Предполагается, что он много думает о своей тайне. Она у него на уме всякий раз, когда прихо­дится ее защищать.

Таким образом, тайна в молчащем не может забыть­ся. Его уважают за то, что она жжет его все сильнее и сильнее, что она растет в нем и что он все-таки ее не выдаст.

Молчание изолирует: молчащий более одинок, чем говорящие — значит, ему дана власть обособленности. Он хранитель сокровища, и это сокровище в нем. Мол­чание противостоит превращению. Кто чувствует себя на внутреннем посту, не может от него отлучиться. Молчащий может кем-то прикинуться, но уже надолго. Он может надеть какую-то маску, но уж тогда ее не ме­няет. Текучие превращения не для него. Они слишком неопределенны, с ними никогда не знаешь заранее, куда попадешь. Молчат всегда там, где не хотят превращать­ся. Замолкнув, обрывают всякую возможность прекра-

Элиас Каннетти

шения. Разговором все начинается между людьми, в молчании все застывает.

Молчащий обладает тем преимуществом, что его высказывания больше ожидают. Ему придают больше цены. Оно звучит кратко, обрывисто и напоминает при­каз.

Между приказывающим и тем, кто должен ему под­чиняться, возникают отношения искусственного видо­вого различия, предполагающие отсутствие общего языка. Они не должны говорить друг с другом, как буд­то они этого не могут. При всех обстоятельствах счита­ется, что отношения между ними возможны лишь в форме приказа. В рамках таких отношений получаю­щие приказ становятся молчальниками. Но обычно ожидают также, что, когда молчальники наконец заго­ворят, их высказывания будут звучать как приказы.

Недоверие ко всем более свободным формам прав­ления, презрение к ним, как будто они вовсе не способ­ны серьезно функционировать, связаны с тем, что в них мало тайны. В парламентские дебаты вовлечены сотни людей, смысл этих дебатов в их открытости. Здесь про­возглашаются и сравниваются противоположные мне­ния. Даже заседания, объявленные закрытыми, трудно держать в полном секрете. Профессиональное любо­пытство прессы, финансовые интересы часто влекут за собой разглашение тайны.

Считается, что сохранить тайну может отдельный человек или совсем небольшая группа близких ему лю­дей. Совещаться надежней всего, по-видимому, совсем маленькими группами, где все обязались хранить тайну и предусматриваются самые тяжелые санкции за пре­дательство. Но доверять ее лучше всего отдельному че-

Масса и власть

ловеку. Тот может сам не знать ее суть, пока ему ее не доверили, а получив, воспримет как приказ, который необходимо быстрее выполнить.

Почтение, с каким относятся к диктатурам, в значи­тельной мере основано на том, что те имеют возмож­ность сконцентрировать всю мощь тайны, которая в демократиях разбавлена и разделена между многими. С издевкой подчеркивается, что демократии все способ­ны проболтать. Каждый обо всем болтает, каждый во все вмешивается, нет ничего, о чем бы не было известно заранее. Кажется, будто сетуют на недостаток реши­тельности, на самом деле разочарованы недостатком тайны.

Люди готовы вынести многое, если что-то нагрянет на них насильственно и внезапно. Похоже, существует какой-то особый рабский соблазн, ведь сам не замеча­ешь, как оказываешься в могучем брюхе. Непонятно, что на самом деле произошло, непонятно когда; другие еще рады первыми угодить в пасть чудовища. Почти­тельно ждут, трепещут и надеются стать избранной жертвой. В этом поведении можно видеть апофеоз тай­ны. Ее прославлению подчинено все прочее. Не так уж важно, что происходит, если только это происходит с внезапностью извергнувшегося вулкана, неожиданно и необратимо.

Но когда все тайны оказываются у одной стороны и в одних руках, это может в конечном счете оказаться роковым не только для тех, кто ими владеет, что само по себе было бы не так уж и важно, но также и для тех, к кому они относятся, а вот это имеет значение огромное. Всякая тайна взрывчата и все больше раскаляется из-

Элиас Каннетти

нутри. Клятва, скрепляющая ее, есть то самое место, где она и раскрывается.

До чего опасна может быть тайна, стало особенно ясно лишь в наши дни. Она обрела еще больше власти в различных сферах, только внешне друг от друга незави­симых. Едва скончался диктатор, против которого мир вел объединенную борьбу1, как тайна явилась теперь уже в виде атомной бомбы — более опасная, чем когда-либо, и быстро набирающая силу в своих отпрысках.

Концентрацией тайны можно назвать отношение между числом тех, кого она касается, и числом тех, кто ею обладает. Из этого определения легко увидеть, что наши современные технические секреты самые концен­трированные и опасные тайны из когда-либо сущест­вовавших. Они касаются всех, но осведомлено о них лишь малое число людей, и от пяти-десяти человек за­висит, будут ли они применены.

Суждениеи осуждение

Стоит начать с явления, знакомого всем, с радости осуждения. «Плохая книга», говорит кто-нибудь, или «плохая картина», и кажется, будто он высказывается о сути дела. Между тем выражение его лица свидетельс­твует, что говорит он с удовольствием. Ибо форма вы­ражения обманывает, и скоро высказывание перено­сится на личность. «Плохой поэт» или «плохой худож­ник», следует тут же, и это звучит, как будто говорят «плохой человек». Каждому нетрудно поймать знако-

1 Книга Канетти написана в 1960 году. — Прим.ред.

Масса и власть

мых и незнакомых, себя самого на этом процессе осуж­дения. Радость отрицательного суждения всегда оче­видна.

Это жесткая и жестокая радость, ее ничем не собь­ешь. Приговор лишь тогда приговор, когда в нем звучит этакая зловещая уверенность. Он не знает снисхожде­ния, как не знает осторожности. Он выносится быстро; по своей сути он больше подходит к случаям, когда не требуется размышления. Его быстрота связана со страс­тью, которая в нем чувствуется. Безусловный и быст­рый приговор это тот, который вызывает на лице про­износящего его выражение удовольствия.

В чем суть этого удовольствия? Ты что-то от себя отстраняешь к худший разряд, причем предполагается, что сам ты принадлежишь к разряду лучшему. Унижая других, возвышаешь себя. Естественным и необходи­мым считается наличие двоякого рода ценностей, про­тивопоставленных друг другу. Хорошее существует всегда постольку, поскольку оно возвышается над пло­хим. Что считать хорошим, а что плохим, определяешь ты сам.

Таким образом ты присваиваешь себе власть судьи. Ибо это лишь кажется, что судья стоит между двумя ла­герями, на границе, разделяющей добро и зло. Сам-то он в любом случае относит себя к лагерю добра; право исполнять эту должность основано в значительной мере на его безусловной принадлежности к царству добра, как будто он там и родился. Он, так сказать, су­дья по природе. Его приговор имеет обязательную силу. Судить он должен о вполне определенных вещах на ос­новании приобретенного опыта. Он много знает о доб­ре и зле. Но и те, кто не является судьями, кому никто

Элиас Каннетти

не поручал эту роль, да при здравом рассудке и не пору­чил бы никогда, постоянно позволяют себе изрекать приговоры о чем угодно. Для этого отнюдь не требу­ется быть специалистом: по пальцам можно пересчи­тать тех, кто воздержался бы от приговора из чувства стыда.

Болезнь осуждения одна из самых распространен­ных среди людей, ей подвержены практически все. По­пытаемся вскрыть ее корни.

Человеку присуща глубокая потребность разделять всех, кого он себе только может представить, на груп­пы. Подразделяя неопределенную, аморфную совокуп­ность людей на две группы, он придает им нечто вроде плотности. Он группирует их, как будто они должны друг с другом бороться, он их обособляет и наделяет враждебностью. Такими, как он их себе представляет, какими он хочет их видеть, они могут друг другу только противостоять. Суждение о «добре» и «зле» — древней­шее средство дуалистической классификации, отнюдь не совсем, однако, абстрактной и не совсем мирной. Между тем и другим предполагается напряжение, и су­дящий создает и поддерживает это напряжение.

В основе этого процесса тенденция образовывать враждебные орды. Конечным же результатом должна стать военная орда. Распространяясь на другие всевоз­можные сферы жизни, тенденция как бы разбавляет­ся. Но даже если она проявляет себя мирно, даже если она выражается всего в одном-двух осуждающих сло­вах, все равно всегда существует потенциальная воз­можность довести ее до активной и кровавой вражды двух орд.

Масса и власть

Каждый, будучи связан в жизни тысячью отноше­ний, принадлежит к многочисленным группам «добра», которым противостоит столько же групп «зла». Нужен только повод, чтобы та или другая из них, распалив­шись, стала ордой и набросилась на враждебную орду, пока та ее не опередила.

Тогда мирные на вид суждения оборачиваются смертными приговорами врагу. Тогда границы добра четко обозначаются, и горе носителю зла, который их переступит. Ему нечего делать среди носителей добра, он должен быть уничтожен.

Власть прощения. Помилование

Власть прощения — это власть, на которую у каж­дого есть право и которой обладает каждый. Было бы интересно рассмотреть жизнь с точки зрения актов прощения, которые человек себе позволяет.

Характерная черта параноидального типа, когда че­ловек с трудом способен прощать или вовсе этого не может, когда он долго над этим размышляет, постоянно помнит обо всем, что надо простить, придумывает яко­бы враждебные действия, чтобы их никогда не прощать. Больше всего в жизни человек такого типа сопротивля­ется всякой форме прощения. Но если прощение полез­но для его власти, если ради ее утверждения нужно кого-то помиловать, это делается только для видимос­ти. Властитель никогда не прощает на самом деле. Каж­дое враждебное действие берется на заметку, скрыто хранится в душе до поры до времени. Иногда прощение дастся в обмен на истинную покорность; все велико-

Эли ас Каннетти

душные акты властителей имеют такую подоплеку. В стремлении подчинить все, что им противостоит, они порой платят за это непомерно высокую цену.

Безвластный человек, для которого властитель не­вероятно силен, не видит, сколь важна для того всеоб­щая покорность. Он может, если вообще это ему дано, судить о росте власти лишь по ее реальной мощи и ни­когда не поймет, как много значит для блистательного короля коленопреклонение самого последнего, забыто­го, ничтожного подданного. Заинтересованность биб­лейского Бога в каждом, назойливость и озабоченность, с какой он старался не упустить ни одной души, может служить высоким образцом для каждого властителя. Бог также устроил сложную торговлю с прощением; кто ему покоряется, тех он вновь берет под свою опеку. Но он внимательно следит за поведением вновь приоб­ретенного раба, и при его всеведении ему не составляет труда заметить, что его обманывают.

Не подлежит никакому сомнению, что многие за­преты введены лишь для того, чтобы поддерживать власть тех, кто может карать и прощать преступивших их. Помилование весьма высокий и концентрирован­ный акт власти, ибо оно предполагает осуждение; без осуждения невозможен и акт помилования. С помило­ванием связан также выбор. Не принято миловать больше, чем какое-то определенное, ограниченное чис­ло осужденных. Карающему не следует проявлять чрез­мерной мягкости, и, даже если он делает вид, будто жес­токое наказание глубоко противно по природе, он обос­нует эту жестокость священной необходимостью кары и ею все оправдает. Но он всегда оставит открытым также путь помилования, распорядится ли о нем в из-

Масса и власть

бранных случаях сам или порекомендует его какой-то более высокой инстанции, занимающейся этим.

Высшее проявление власти — это когда помилова­ние происходит в последний момент. Приговор осуж­денному на смерть должен быть уже приведен в испол­нение, он стоит уже под виселицей или под дулами вин­товок тех, кто должен его расстрелять, и тут внезапное помилование как бы дарует ему новую жизнь. Это пре­дел власти, поскольку вернуть к жизни действительно мертвого она уже не может; однако придержанным на­последок актом помилования властитель зачастую про­изводит впечатление, будто он перешагнул эту границу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.