Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выживание и неуязвимость



Ритм

Ритм первоначально это ритм ног. Каждый человек ходит, а поскольку он ходит на двух ногах и поперемен­но касается земли ступнями, поскольку он передвига­ется, покуда происходит это касание, независимо от его желания возникает ритмический звук. Шаг правой и левой ноги никогда не бывает совершенно одинаков. Разница между ними может быть больше или меньше, это зависит от личных свойств или настроения. Можно также идти быстрее или медленнее, можно бежать, вне­запно остановиться или прыгнуть.

Человек всегда прислушивался к шагам других лю­дей, они наверняка интересовали его больше, чем свои собственные. Хорошо известна и походка разных жи­вотных. Многие из их ритмов богаче и выразительней, чем у людей. Когда бегут стада копытных, словно дви жутся полки барабанщиков. Древнейшим знанием че­ловека было знание животных, которые его окружали, которые ему угрожали и на которых он охотился. Он учился распознавать их по ритму движения. Древней­шим шрифтом, который человек учился читать, был шрифт следов. Это была своего рода ритмическая но­топись, существовавшая испокон веков; она сама со­бой запечатлевалась на мягкой земле, и человек, читав-

Элиас Каннетти

ший следы, связывал с ними шум, при котором они воз­никали.

Следы зачастую бывали многочисленные, густые. Люди, первоначально жившие мелкими ордами, молча разглядывали их и проникались сознанием, как велика разница между их малым числом и громадностью этих стад. Они были голодны и все время искали добычу; чем больше добычи, тем лучше для них. Но они так же хотели, чтобы их самих было больше. Стремление лю­дей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочислен­ность стад, на которых они охотились, и желание мно­жить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Свое чувство они выражали в определенном состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой.

Средством для этого был прежде всего ритм их ног. Вслед за одними идут другие. Шаги, быстро вторя ша­гам, создают впечатление множества людей. Они не сдвигаются с небольшою пятачка, танцуют все время на одном месте. Шаги их не становятся тише, они пов­торяются и повторяются с неизменной громкостью и живостью. Их интенсивность компенсирует недостаток численности. Когда топот становится сильней, впечат­ление такое, будто людей больше. Для всех людей вок­руг танец обладает притягательной силой, которая не ослабевает, покуда он не кончится. Все, кто только мо­жет его слышать, присоединяются к нему, включаются в него. Самым естественным было бы, если бы этот приток людей продолжался. Но поскольку вскоре не

Масса и власть

остается уже никого, кто мог бы к ним присоединиться, танцующие, сознавая свое ограниченное число, долж­ны изображать нарастание сил. Они двигаются так, как будто их становится все больше. Их возбуждение рас­тет и доходит до неистовства.

Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участни­ков как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Все, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь, каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменате­лю. Они совсем сближаются, часто покоясь друг на дру­ге. Их равноценность подкрепляется плотностью и сов­мещается с равенством. И вот перед тобой пляшет еди­ное существо с пятьюдесятью головами, сотней ног и сотней рук, все движутся единообразно и с единой це­лью. На вершине возбуждения эти люди действительно чувствуют себя одним целым, и лишь физическое изне­можение валит их с ног.

У всех конвульсивных масс, именно благодаря рит­му, который ими овладевает, есть что-то сходное. Это наглядно может продемонстрировать рассказ об одном таком танце, относящийся к первой трети XIX века. Речь идет о танце хака новозеландского племени маори, танце первоначально воинском.

«Маори стали в длинный ряд по четыре человека. Танец, называемый «хака», должен был внушить страх и ужас каждому, кто видел его впервые. Все племя, муж­чины и женщины, свободные и рабы, стояли вперемеш-

Элиас Каннетти

ку, независимо от занимаемого ими положения. Муж­чины были совершенно нагие, если не считать патрон­ташей, опоясывавших их. Все были вооружены ружьями и штыками, прикрепленными к концам копий и к пал­кам. Молодые женщины с обнаженной грудью, включая жен вождя, также принимали участие в танце.

Такт пения, сопровождавшего танец, выдерживал­ся весьма строго. Подвижность этих людей была пора­зительна. Вдруг все они высоко подпрыгивали, отрыва­ясь от земли одновременно, как будто ими двигала одна воля. В тот же миг они взмахивали своим оружием и изображали на лице гримасу. Со своими длинными во­лосами, которые у них обычны как для мужчин, так и для женщин, они были подобны войску горгон. Опуска­ясь, все издавали громкий стук о землю двумя ногами одновременно. Этот прыжок в воздух повторялся часто и во все более быстром темпе.

Черты их были искажены так, как только возможно для мускулов человеческого лица, и всякую новую гри­масу в точности повторяли все участники. Стоило од­ному сурово, как будто винтом, стянуть лицо, все тот­час ему подражали. Они так вращали глазами, что по­рой виден был только белок и казалось, что в следующий миг они выскочат из орбит. Все одновременно высовы­вали длинные-предлинные языки, как этого никогда не смог бы сделать ни один европеец; для этого нужно долго, чуть ли не с детства, упражняться. Их лица пред­ставляли собой зрелище ужасающее, и облегчением было отвести от них взгляд.

Каждая часть их тела жила отдельной жизнью: пальцы рук и ног, глаза, языки, равно как сами руки и ноги. Они громко били себя ладонями то по левой час­ти груди, то по бедрам. Шум их пения был оглушителен,

Масса и власть

в танце участвовало более 350 человек. Можно себе представить, какое воздействие производил этот танец в военные времена, как он возбуждал храбрость и как усиливал враждебность обеих сторон друг к другу»1.

Вращение глазами и высовывание языка знаки вы­зова и противостояния. И хотя война, вообще-то, дело мужчин, причем свободных мужчин, возбуждение ха-кой охватывает всех. Масса здесь не знает ни пола, ни возраста, ни общественного положения: все действуют как равные. Однако что отличает этот танец от других подобного же рода, это особенно ярко выраженное раз­ветвление равенства. Получается, будто каждое тело оказывается разложенным на отдельные части, не толь­ко на руки и ноги, это как раз бывает часто, но также и на пальцы рук и ног, языки и глаза, причем все эти язы­ки действуют синхронно, делают одно и то же в один и тот же миг. Равными в одном и том же действии оказы­ваются то все пальцы,то все глаза. Самые мелкие части­цы тел объединяются этим равенством, которое прояв­ляется в непрерывно нарастающем действии. Вид 350 человек, которые одновременно подпрыгивают вверх, одновременно высовывают языки, одновременно вра­щают глазами, должен произвести впечатление неодо­лимого единства. Плотность здесь это не только плот­ность людей, но также плотность отдельных частей их тела. Кажется, что, даже если бы эти пальцы и языки не принадлежали людям, они могли бы действовать и сра­жаться сами по себе. Ритм хаки делает самоценным каждое из этих равенств в отдельности. Все вместе и на таком подъеме они неодолимы.

1 7. S. Polark. New Zealand. The narrativeof travels and adventures. London, 1838,VoLl.p.81—84.

Элиас Каннетти

Ведь происходит все так, как будто предполагается, что это увидят: как будто враг на них смотрит. Интен­сивность совместной угрозы — вот что такое хака. Но, возникнув ради этой цели, танец стал чем-то большим. Выучиваемый с малых лет, он имеет разные формы и исполняется по всяким возможным поводам. Многих путешественников приветствовали, исполняя перед ними хаку. Из их рассказов мы и получили эти сведе­ния. Две дружественные группы, встретившись, также приветствуют друг друга исполнением хаки; и это дела­ется так серьезно, что неосведомленный наблюдатель каждый миг опасается начала битвы. При торжествен­ном погребении большого вождя, после всех горьких стенаний и актов самоистязания, принятых у маори, после торжественного и весьма обильного пиршества все вдруг вскакивают, хватают свои ружья и начинают хаку.

В этом танце, в котором могут участвовать все, пле­мя ощущает себя массой. Они исполняют его всякий раз, когда испытывают потребность в том, чтобы быть массой и предстать в этом качестве перед другими. До­бившись ритмического совершенства, племя обретает необходимую уверенность в своей цели. Благодаря хаке его единство не подвергается серьезной внутренней уг­розе.

Неподвижность

Замершая масса плотно стиснута, действительно свободное движение было бы для нее невозможно. В ее состоянии есть нечто пассивное, замершая масса ждет.

Масса и власть

Она ждет, пока ей покажут обещанную голову, или что-то скажут, или она следит за борьбой. Плотность значит здесь особенно много: давление, которое отдельный че­ловек ощущает со всех сторон, дает ему представление о мощи целого, лишь частицу которого он собой пред­ставляет. Чем больше стекается людей, тем это давление сильней. Ноги никуда не могут двинуться, руки стисну­ты, свободными остаются лишь головы, они могут ви­деть и слышать; всякое возбуждение передастся непос­редственно от тела к телу. Чувствуешь себя телесно свя­занным одновременно со многими вокруг. Знаешь, что это разные люди, но, поскольку они здесь так плотно объединены, ощущаешь их как единство. Этот вид плотности существует определенное время, действуя какой-то срок как постоянная величина; она аморфна, не подчинена никакому известному или выученному ритму. Долго ничего не происходит, однако потреб­ность в действии нагнетается, возрастает и тем сильней в конце концов прорывается.

Терпение замершей массы, возможно, не покажется таким удивительным, если как следует уяснить? что зна­чит для нее это чувство плотности. Чем масса плотнее, тем больше она притягивает к себе новых людей. Плот­ность для нее — мера собственной величины, и она жг побуждает ее к новому росту. Самая плотная масса рас­тет быстрее всего. Неподвижность перед разрядкой есть выражение этой плотности. Чем дольше масса ос­тается неподвижной, тем дольше чувствует и проявля­ет свою плотность.

Для каждого в отдельности из составляющих массу длительность неподвижного состояния есть длитель­ность накопления; можно отложить в сторону оружие,

Элиас Каннетти

убрать многочисленные шипы, обычно направленные друг против друга; можно стоять тесно и не чувство­вать тесноты, не испытывать страха перед прикоснове­нием, не бояться друг друга. Прежде чем тронешься с места, все равно куда, хочется проникнуться уверен­ностью, что ты останешься вместе со всеми. Нужно, чтобы ничто не мешало этому процессу срастания. За­мершая масса еще не вполне уверена в своем единстве и потому как можно дольше держится тихо.

Но у этого терпения есть свои границы. Разрядка в конце концов необходима, без нее вообще нельзя ска­зать, действительно ли масса существовала. Крик, зву­чавший обычно при публичных казнях, когда палач поднимал голову преступника, или возгласы, знакомые по нынешним спортивным соревнованиям, это голоса массы. Важнее всего их спонтанность. Возгласы, вы­ученные заранее и регулярно повторяемые время от времени, еще не означают, что масса обрела собствен­ную жизнь. Они, видимо, должны способствовать это­му, но они могут быть чисто внешними, как отрепети­рованные движения воинской части. Напротив, спон­танный, заранее не подготовленный массой крик — это без обмана, и его воздействие огромно. Он может выра­жать эмоции любого рода; порой не так важен их ха­рактер, как сила, разнообразие и непредсказуемость последствий. Именно они формируют душу массы.

Впрочем, порой они бывают столь сильными и кон­центрированными, что в следующий момент взрывают массу. Таков эффект публичных казней, — ведь одну и ту же жертву можно убить лишь однажды. Если казнят кого-то, кто считался неуязвимым, в возможности его смерти можно сомневаться до последнего момента. Та-

Масса и власть

кое сомнение еще усиливает неподвижность массы. Тем острее и резче действует затем вид отрубленной голо­вы. Крик, следующий за этим, будет ужасен, но это уже последний крик данной определенной массы. Таким об­разом, можно сказать, что в этом случае она расплачи­вается мгновенной смертью за избыток напряженного ожидания, которое переживает с особенной интенсив­ностью.

Гораздо целесообразнее наши нынешние спортив­ные мероприятия. Зрители могут сидеть; это наглядно подчеркивает общее терпение. Свобода ног им дана, чтобы топать, но они не двигаются с места. Рукам обес­печена свобода хлопать. Для состязания предусмотре­но определенное время; обычно не предполагается, что оно может быть сокращено; по меньшей мере какое-то время все остаются вместе. За это время может про­изойти что угодно. Нельзя знать заранее, когда, в какие ворота и будет ли вообще забит гол; а наряду с этим вожделенным главным событием существует много других, порождающих бурные вспышки. Возгласы зву­чат здесь часто и по разным поводам. Однако необходи­мость распада, когда все в конце концов должны разо­йтись, заранее предусмотрена по истечении срока и потому не имеет такого болезненного характера. Кроме того, проигравший может взять реванш, а значит, здесь нет ничего совсем уж окончательного. Итак, масса по­лучает возможность по-настоящему удобно располо­житься; скопиться сначала у входа, затем замереть на сидениях, при подходящем случае как угодно кричать, и, даже когда все кончится, в будущем у нее есть надеж­да на повторение.

Элиас Каннетти

Замершие массы гораздо более пассивного рода об­разуются в театрах. Идеальный случай, когда играют при полном зале. Желательное число зрителей известно с самого начала. Они собираются сами по себе, находя дорогу в зал каждый по отдельности, если не считать некоторых скоплений перед кассами. Их места указаны. Все установлено заранее: исполняемая пьеса, занятые артисты, время начала и само наличие зрителей на мес­тах. Опоздавших встречают с легкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконеч­но терпеливо. Но каждый хорошо сознает свое отде­льное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно на­блюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное» но ненавязчивое чувство плотности. Равенс-тво зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же. Но возможность спон­танных реакций на происходящее здесь ограничена. Даже для аплодисментов есть свое определенное время, и аплодируют действительно тогда, когда положено ап­лодировать. Лишь по силе аплодисментов можно су­дить, насколько сформировалась масса; это единствен­ный для нее масштаб; так относятся к аплодисментам и артисты.

Неподвижность в театре стала уже настолько риту­альной, что ее воспринимают лишь внешне, как мягкое давление извне, которое не оказывает на людей более глубокого воздействия и, во всяком случае, вряд ли мо­жет породить в них чувство внутреннего единства и общности. Не следует, однако, забывать, какой степени достигает совместное ожидание, с которым связано их

Масса и власть

присутствие здесь, причем это ожидание длится все время, пока идет представление. Редко покидают театр прежде, чем оно окончится; даже если зрители разоча­рованы, они держатся; но ведь это значит, что они все это время держатся вместе.

Противоположность между тихим поведением зри­телей и громкой деятельностью аппарата, на них воз­действующего, еще сильней проявляется на концертах1. Здесь все рассчитано на полное отсутствие помех. Лю­бое движение нежелательно, любой звук предосудите­лен. В то время как для музыки, звучащей со сцены, много значит ритм, никак нельзя не чувствовать, чтоб этот ритм сказывался на зрителях. Непрерывно меняю­щаяся музыка вызывает самые разнообразные и бур­ные чувства. Не может быть, чтобы большая часть при­сутствующих их не испытывала, не может также быть, чтобы они испытывали их не одновременно. Но ника­ких внешних реакций на это не заметно. Люди сидят не шелохнувшись, как будто им удается ничего не слы­шать. Ясно, что такое умение замирать нужно долго и искусно воспитывать, к результатам этого воспитания мы уже привыкли. Ведь если взглянуть непредвзято, немногие явления в нашей культурной жизни столь до­стойны удивления, как концертная публика. Люди, поз­воляющие музыке действовать на себя естественно, ве­дут себя совершенно иначе; если они прежде вообще не слышали музыки, первое соприкосновение с ней может

1 Канетти имеет в виду концерты классической музыки. Если бы ему пришлось побывать на современных эстрадных «шоу», он бы, видимо, сравнивал их с плясками и песнями новозеландских туземцев маори. — Примеч. ред.

Элиас Каннетти

вызвать у них безудержное возбуждение. Когда матро­сы, высадившиеся на берег Тасмании, сыграли тузем­цам «Марсельезу», те выражали свое удовольствие та­кими странными телодвижениями и удивленными жестами, что матросы тряслись от смеха. Один вос­торженный юноша дергал себя за волосы, скреб себе голову обеими руками и время от времени что-то вос­клицал.

На наших концертах сохранился лишь жалкий ру­димент физической разрядки. Рукоплескания звучат как благодарность за исполнение, хаотичный короткий шум за хорошо организованный долгий. Когда апло­дисменты кончаются, все так же тихо, как сидели, рас­ходятся, уже вполне охваченные чем-то вроде религи­озного благоговения.

Из религиозной сферы первоначально и пришла тишина концертов. Совместное стояние перед Богом — упражнение, распространенное во многих религиях. Ему присущи те же черты неподвижности, что наблю­даются и у светских масс, и оно может вести к таким же внезапным и сильным разрядкам.

Пожалуй, самый впечатляющий пример знамени­тое «Стояние на Арафате», кульминация паломничест­ва в Мекку. На равнине Арафат в нескольких часах ходьбы от Мекки в определенные, установленные ри­туалом дни собираются 600—700 тысяч паломников. Они располагаются большим кольцом вокруг «Горы благодати», голого холма, возвышающегося посреди этой равнины. В два часа пополудни, самое жаркое вре­мя, паломники занимают свои места и стоят так до за­хода солнца. Головы у всех обнажены, все одеты в оди-

Масса и власть

наковые белые паломнические одежды. Со страстным напряжением слушают они слова проповедника, кото­рый обращается к ним с холма. Его проповедь это бес­прерывная хвала Господу. Все произносят в ответ фор­мулу, повторяемую тысячекратно: «Мы ждем твоих по­велений. Господи, мы ждем твоих повелений!» Многие плачут от восторга, многие бьют себя в грудь. Многие падают в обморок от чудовищной жары. Но существен­но, что все эти раскаленные долгие часы они терпеливо ждут на священной равнине. Лишь с закатом солнца да­ется знак отправляться в путь.

О том, что нам известно относительно сути других религиозных обычаев, относящихся к числу самых за­гадочных, будет сказано позднее и в другой связи. Здесь нас интересует лишь многочасовой момент неподвиж­ности. Сотни тысяч людей в нарастающем возбужде­нии будут стоять на равнине Арафат и, что бь; ни слу­чилось, не позволят себе покинуть это свое место перед лицом Аллаха. Вместе они собираются здесь и вместе получают знак выступать. Проповедь их воспламеняет, и они сами воспламеняют себя еозгласами. В формуле, употребляемой ими,упоминается «ожидание»,это ожи­дание напоминает о себе вновь и вновь. Солнце, про­двигаясь по небу, заливает всех пылающим светом, мед­ленно и незаметно погружает все в тот же зной; его можно назвать воплощением неподвижности.

Существуют разные степени оцепенения и молча­ния религиозных масс, но в состояние высшей пассив­ности масса приводится насильно, извне. В битве две массы устремляются друг на друга, и каждая хочет ока­заться сильнее другой. Боевым кличем они пытаются

Элиас Каннетти

Масса и власть

доказать как врагу, так и себе, что они действительно сильней. Цель битвы заставить замолкнуть другую пар­тию. Когда все противники повержены, их громкий, единый голос, полный действительно серьезной угро­зы, смолкает навсегда. Самая тихая масса — это масса вражеских трупов. Чем опаснее она была, тем приятней видеть ее неподвижным скоплением. Ведь так хотелось, чтобы она стала именно такой беззащитной грудой мертвецов. Ибо грудой они только что на тебя напада­ли, грудой кричали на тебя. Эту утихомиренную массу мертвецов раньше отнюдь не считали безжизненной. Предполагалось, что они где-то еще будут на свой лад жить дальше, также все вместе, и эта жизнь, по сути, должна не так уж отличаться от прежней. Враги, лежа­щие в виде трупов, представляют, таким образом, для наблюдателя крайний случай замершей массы.

Но и это еще не предел. Вместо павших врагов мож­но представить себе вообще всех мертвецов, лежащих в общей земле и ждущих своего воскресения. Каждый умерший и похороненный умножает их число; все, кто когда-либо жил, принадлежат к их числу, а таких беско­нечно много. Земля, их связывающая, обеспечивает плотность этой массе, и, даже если они лежат раздельно, есть чувство, будто они рядом друг с другом. Они оста­нутся лежать так бесконечно долго, до самого дня Страшного суда. Их жизнь замирает до момента вос­кресения, и это тот самый момент, когда они соберутся перед Господом, который их будет судить. Между ними ничего нет, они лежат как масса, и как масса восстанут вновь. Ничто так великолепно не подтверждает реаль­ности и значения замершей массы, как развитие этой концепции воскресения и Страшного суда.

Медленность, или Отдаленность цели

Понятие медленной массы связано с отдаленнос­тью цели. Цель незыблема, люди настойчиво движутся к ней и все время пути, что бы ни случилось, держатся вместе. Путь далек, препятствия неведомы, опасности грозят со всех сторон. Разрядки не дано, пока не будет достигнута цель.

Медленная масса имеет форму процессии. Понача­лу она может включать в себя всех, кто к ней принадле­жит, как при исходе сынов Израилевых из Египта. Их цель — земля обетованная, и они составляют массу, по­куда веруют в эту цель. История их странствия есть ис­тория этой веры. Часто трудности столь велики, что людей начинают терзать сомнения. Они голодают или томятся жаждой, и, если возникает ропот, им грозит распад. Человек, который ими предводительствует, каждый раз старается возродить в них веру. Каждый раз это удается — если не ему, то врагам, чью угрозу они чувствуют. За время странствий, которые длятся более сорока лет, не раз в силу той или иной необходимости возникают отдельные кратковременные массы, и о них при случае еще будет кое-что сказано. Однако это обра­зования внутри одной всеобъемлющей медленной мас­сы, которая движется к заветной цели — земле, им обе­щанной. Взрослые участники странствия стареют и умирают, рождаются и вырастают юные, но, хотя меня­ются личности, шествие в целом остается тем же самым. В него не вливаются никакие новые группы. С самого начала определено, кто к нему принадлежит и кто име-

Эли ас Каннетти

ет право на землю обетованную. Поскольку эта масса не может скачкообразно расти, кардинальным во все время странствия остается один вопрос: что сделать, чтобы не распасться.

Другую форму медленной массы можно скорее сравнить с водной системой. Она начинается с малень­ких ручейков, которые постепенно стекаются вместе; в возникшую реку отовсюду вливаются другие реки, и, если впереди оказывается достаточно пространства, все вместе становится потоком, цель которого море. Наверное, самый впечатляющий пример для этой фор­мы медленной массы ежегодное паломничество в Мек­ку. Из самых отдаленных частей мусульманского мира отправляются караваны паломников, все в направле­нии Мекки. Одни могут быть поначалу совсем незначи­тельными, другие снаряжаются властителями сразу с таким блеском, чтобы ими могла гордиться страна, из которой они выходят. Но и те и другие во время своего путешествия встречаются с новыми караванами, у ко­торых та же цель, так что все они растут, ширятся и вблизи своей цели становятся могучими потоками. Мекка — море, в которое они впадают.

Для таких паломничеств весьма характерно то, что их участникам остается много места для переживаний обычных, не имеющих ничего общего со смыслом зате­янного. Каждый день люди преодолевают многочис­ленные опасности, по большей части бедствуют и долж­ны заботиться о еде и питье. Жизнь их, протекающая на чужбине, причем на чужбине все время новой, подвер­жена опасности гораздо больше, чем дома. И это вовсе не опасности, связанные с характером их предприятия. Словом, эти паломники в значительной мере остаются

Масса и власть

индивидуумами, живущими каждый сам по себе, как люди повсюду. Но поскольку они помнят о своей цели (а так обстоит дело с большинством из них), они все время остаются также частью медленной массы, кото­рая в каких бы отношениях они с ней ни находились продолжает существовать и существует, покуда они не достигнут цели.

Третья форма медленной массы представлена все­ми случаями, где люди обращены к невидимой и в этой жизни недостижимой цели. Потусторонний мир, где почившие праведники ждут всех, кто заслужил здесь место, вот хорошо обозначенная цель, доступная лишь верующим. Они видят ее перед собой ясно и отчетливо, им нет нужды довольствоваться лишь каким-либо смутным ее символом. Жизнь подобна паломничеству в мир иной, который отделяет от мира реального толь­ко смерть. Путь туда в подробностях не обозначен и труднообозрим. Многие блуждают и пропадают на этом пути. Жизнь верующих так сильно окрашена не­угасающей надеждой попасть в потусторонний мир, что можно с полным правом говорить о медленной массе, включающей всех приверженцев данной рели­гии. Поскольку друг друга они не знают и рассеяны по разным городам и странам, анонимность этой массы особенно ярко выражена.

Но что происходит внутри ее и чем этот вид массы отличается в основном от быстрых ее форм?

Для медленной массы невозможна разрядка. Мож­но сказать, что это ее важнейший признак, так что мед­ленную массу позволительно также назвать массой без разрядки. И все же первое определение предпочтитель­ней, поскольку дело не в том, что разрядка здесь вовсе

Элиас Каннетти

не предполагается. Идея ее все время присутствует в представлении о конечном состоянии. Она отодвинута в дальнюю даль. Где цель, там и разрядка. О ней все вре­мя грезят, она обещана в конце.

Медленная масса ориентирована на то, чтобы как можно дольше растягивать процесс, ведущий к разряд­ке. Великие религии достигли по части этого растягива­ния особенного мастерства. Заполучив приверженцев, они заботятся о том, как бы их удержать. Чтобы их со­хранить и завоевать новых, необходимо время от вре­мени собираться. Добившись однажды на таких собра­ниях сильной разрядки, нужно ее повторить, а то и пре­взойти по силе; во всяком случае,регулярное повторение разрядок необходимо, чтобы объединение верующих не распалось. Происходящее во время такого рода бо­гослужений, которые разыгрываются ритмическими массами, нельзя контролировать издалека. Централь­ная проблема универсальных религий — сохранение власти над верующими в дальних уголках земли. Это сохранение власти возможно лишь при условии созна­тельного замедления процессов, происходящих в мас­сах. Отдаленная цель должна стать более значительной, близкая цель становится менее важной и наконец вовсе теряет цену. Земная разрядка никогда не бывает дли­тельной, постоянно то, что отодвинуто в мир потусто­ронний.

Итак, разрядка перемещена вдаль, но цель недости­жима. Ибо земля обетованная здесь, на земле, может быть занята врагами и опустошена, народ, которому она обещана, может быть из нее изгнан. Мекка была по­корена карматами и разграблена, священный камень Кааба был ими похищен. Много лет никакое паломни­чество туда не было возможно.

Масса и власть

Но потусторонний мир, обитель праведников, не­доступен никаким подобным опустошениям. Он живет лишь одной верой и лишь для верующих существует. Распад медленной массы христианства начался в тот самый миг, когда начала рушиться вера в потусторон­ний мир.

Переживший других

Миг, когда ты пережил других, — это миг власти. Ужас перед лицом смерти переходит в удовлетворение от того, что сам ты не мертвец. Мертвец лежит, пере­живший его стоит. Как будто прошла битва и ты сам победил тех, кто мертв. Когда речь идет о выживании, каждый враг другого, по сравнению с этим изначаль­ным торжеством всякая боль ничтожна. При этом важ­но, что выживший один противостоит одному или многим мертвым. Он видит себя одного, он чувствует себя одного, и если говорить о власти, которую даст ему этот миг, то нельзя забывать, что она порождается его единственностью, и только ею.

Все мечты человека о бессмертии содержат в себе что-то от желания пережить других. Хочется не только быть всегда, хочется быть тогда, когда других больше не будет. Каждый хочет стать старше других и знать это, а когда его самого не будет, — пусть скажет об этом его имя.

Самая низшая форма выживания — это умерщвле­ние. Как умерщвляют животное, чтобы употребить его в пищу, когда оно беззащитно лежит перед тобой и можно разрезать его на куски, разделить, как добычу,

Элиас Каннетти

которую проглотишь ты и твои близкие, так хочется убить и человека, который оказался у тебя на пути, ко­торый тебе противодействует, стоит перед тобой пря­мо, как враг. Хочется повергнуть его, чтобы почувство­вать, что ты еще тут, а его уже нет. Но он не должен ис­чезнуть совсем, его телесное присутствие в виде трупа необходимо для этого чувства триумфа. Теперь можно делать с ним что угодно, а он тебе совсем ничего не сде­лает. Он лежит, он навсегда останется лежать, он никог­да уже не поднимется. Можно забрать у него оружие; можно вырезать части его тела и сохранить навсегда, как трофей. Этот миг конфронтации с убитым напол­няет оставшегося в живых силой особого рода, кото­рую не сравнить ни с каким другим видом силы. Нет другого мгновения, которое так хотелось бы повто­рить.

Ибо переживший других знает о многих мертвецах. Если он участвовал в битве, он видел, как падали вокруг него другие. Он отправлялся на битву специально, что­бы утвердить себя, увидев поверженных врагов. Он за­ранее поставил себе целью убить их как можно больше, и победить он может, лишь если это ему удастся. Побе­да и выживание для него совпадают. Но и победители должны платить свою цену. Среди мертвых много и их людей. На поле битвы вперемешку лежат друг и враг общая груда мертвецов. Нередко в битвах бывает так, что враждовавших покойников нельзя разделить: од­ной массовой могиле суждено объединить их останки.

Оставшийся в живых противостоит этой груде пав­ших как счастливчик и привилегированный. Тот факт, что он все еще жив, а такое множество других, только

Масса и власть

что бывших рядом, нет, сам но себе потрясает. Беспо­мощно лежат мертвецы, среди них стоит он, живой, и впечатление такое, будто битва происходила именно для того, чтобы он их пережил. Смерть обошла его сто­роной и настигла других. Не то чтобы он избегал опас­ности. Он, как и его друзья, готов был встретить смерть. Они пали. Он стоит и торжествует.

Это чувство превосходства над мертвыми знакомо каждому, кто участвовал в войнах. Оно может быть скрыто скорбью о товарищах; но товарищей немного, мертвых же всегда много. Чувство силы от того, что ты стоишь перед ними живой, в сущности, сильнее всякой скорби, это чувство избранности среди многих, кого так сравняла судьба. Каким-то образом чувствуешь себя лучшим потому, что ты еще тут. Ты утвердил себя, поскольку ты жив. Ты утвердил себя среди многих, пос­кольку все, кто лежит, уже не живут. Кому пережить та­ким образом других удается часто, тот герой. Он силь­нее. В нем больше жизни. Высшие силы благосклонны к нему.

Выживание и неуязвимость

Человеческое тело голо и уязвимо; в своей мягкости оно открыто любому нападению. То, чего человек с тру­дом и всяческими ухищрениями не допускает до себя на близком расстоянии, может легко настичь его изда­ли. В него могут вонзиться копье и стрела. Он изобрел щит и доспехи, построил вокруг себя стены и целые крепости. Но главная цель всех его предохранительных мер — чувство неуязвимости.

Элиас Каннетти

Достичь его он пытался двумя различными путями. Они прямо противоположны друг другу, а потому и весьма различны их результаты. С одной стороны, он старался отдалить от себя опасность, отделиться от нее пространствами большими, но обозримыми, которые можно было бы охранять. Он, так сказать, прятался от опасности, и он отгонял опасность.

Но больше всего отвечал его гордости другой путь. Во всех древних текстах полно хвастовства и самовос­хвалений такого рода: человек сообщает, что он искал опасности и подвергал себя ей. Он подпускал ее к себе как можно ближе и рисковал всем. Из всех возможных ситуаций он выбирал ту, где был больше всего уязвим, и обострял ее до крайности. Он кого-то сделал своим врагом и вызвал его на бой. Возможно, это уже и пре­жде был его враг, возможно, он только сейчас его объ­явил врагом. Как бы там ни было, он сознательно выби­рал путь высшей опасности и не старался оттягивать решение.

Это путь героя. Чего хочет герой? На что он в дейс­твительности нацелен? Слава, которой все народы ок­ружают своих героев, стойкая, непреходящая слава, если их деяния разнообразны или достаточно часто повторяются, может обмануть относительно более глу­боких мотивов этих деяний. Предполагается, что лишь слава их и интересует, но я думаю, в основе здесь лежит нечто совсем другое: возможность быстрее всего обес­печить себе таким образом чувство неуязвимости.

Конкретная ситуация, в которой оказывается герой после испытанной опасности, это ситуация пережив­шего других. Враг покушался на его жизнь, как он на жизнь врага. С этой ясной и твердой целью они высту-

Масса и власть

пили друг против друга. Враг повержен. С героем же во время борьбы ничего не случилось. Переполненный не­обычайным чувством этого превосходства, он бросает­ся в следующую битву. Ему было все нипочем, ему будет все нипочем. От победы к победе, от одного мертвого врага к другому он чувствует себя все уверенней: воз­растает его неуязвимость, а значит, надежней становят­ся его доспехи.

Чувство такой неуязвимости нельзя добыть иначе. Кто отогнал опасность, кто от нее укрылся, тот просто отодвинул решение. Но кто принял решение, кто дейс­твительно пережил других, кто вновь утвердился, кто множит эпизоды своего превосходства над убитыми, тот может достичь чувства неуязвимости. В сущности, он лишь тогда герой, когда этого добивается. Теперь он готов на все, ему нечего бояться. Возможно, мы больше бы восхищались им, если бы ему еще было чего боять­ся. Но это взгляд постороннего наблюдателя. Народ хо­чет неуязвимого героя.

Однако деяния героя отнюдь не исчерпываются по­единком, которого он сам искал. Ему может встретить­ся целое скопище врагов, и если он тем не менее их ата­кует, если он не только не избегает их, но всех их убива­ет, это может мгновенно породить в нем чувство собственной неуязвимости.

Один из самых давних и верных друзей спросил как-то Чингисхана: «Ты повелитель, и тебя называют героем. Какими знаками завоевания и победы отмечена твоя рука?» Чингисхан ответил ему: «Перед тем, как взойти на царство, я скакал однажды по дороге и натол­кнулся на шестерых, которые поджидали меня в засаде у моста, чтобы лишить меня жизни. Приблизившись, я

Элиас Каннетти

вынул свой меч и напал на них. Они осыпали меня гра­до<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.