Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Морис Бланшо



Морис Бланшо

лое, а частная речь частного произведения, которое тоже погружено в историю; иначе говоря, целое предла­гает себя не как реальность, а как выдумка, то есть именно в целом: в перспективе мира, рассмотренного с такой воображаемой точки зрения, с которой мир мо­жет быть виден в своем единстве; речь идет о таком взгляде на мир, который реализуется как нереальный, исходя из реальности самой речи. И что же отсюда сле­дует? С точки зрения своей цели, то есть мира, литера­тура видится теперь скорее помехой, нежели серьезной помощницей, она не может быть результатом настоя­щего труда, так как сама она не реальность, а воплоще­ние, остающееся в некотором смысле нереальным; она чужда всякой настоящей культуре, ибо культура — это труд человека, понемногу превращающийся во время, а не мгновенное наслаждение от фиктивного превраще­ния, отменяющего и время, и труд.

Как отказница истории литература ведет игру на другой доске. Работая для создания мира, она не полно­стью присутствует в нем потому, что в силу недостатка в ней сущего (то есть рациональной реальности) она принадлежит существованию, еще не ставшему челове­ческим. Да, она сознает, что ей свойственно скольжение между быть или не быть, между присутствием и отсутс­твием, между реальным и нереальным. Что такое про­изведение? — Реальные слова и придуманная история; мир, в котором все происходящее заимствовано у ре­альности, причем сам он недостижим; персонажи, вы­дающие себя за живых, тогда как мы знаем, что их жизнь состоит в том, чтобы не жить (оставаться выдумкой), — получается, что произведение — это чистое отсутствие? Но вот ведь книга, которой мы касаемся, слова, которые



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.